2Кор.2:15 .  Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: Теперь Ап. несколько меняет образ. Раньше он говорил, что Апостолы служат орудием для распространения благоухания Христова, а здесь он называет их самих благоуханием Христовым. Смысл этого образного выражения такой: «ваша деятельность стоит в определенном отношении к Богу, как проникнутое дыханием Христа благоухание». Конечно, этим указывается на богоугодность апостольской деятельности. 2Кор.2:16 .  для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Апостольская проповедь однако живительна не для всех. Для иных, которые по свойству своей упорной натуры, не желают принять спасения от Христа и идут поэтому прямым путем к вечной погибели, учение апостольское смертоносно. – И кто способен на это?, т. е. на такую деятельность, когда проповедник сознательно одним несет вечную жизнь, другим – вечную погибель. 2Кор.2:17 .  Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Такие люди есть – это Апостолы, которых очень немного. Другие же ( «многие») неспособны к такой деятельности. Они повреждают слово Божие или представляют учение Христово не в настоящем его виде (употребленный здесь Апостолом глагол καπηλεειν означает: пускать деньги в рост в целях наживы). Им, конечно, хочется собрать вокруг себя побольше учеников, и они держат около себя и таких, которые неспособны как должно уверовать во Христа. – «Как от Бога», т. е. как вдохновенные Богом. – «Пред Богом», т. е. сознавая, что Бог все видит. – «Во Христе», т. е. в теснейшем единении со Христом (ср. Рим 9:1 ). 3 Большинство толкователей, неизвестно почему, видят здесь указание на 1-е послание к Коринфянам. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Послание святого апостола Павла к Коринфянам. 752-811 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено ( 2Кор.5:16 ). Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав ( 2Кор.5:15 ), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: «потому отныне мы никого не знаем по плоти», т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они «по плоти». Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы ( Гал.3:28 ; Кол.3:11 ; ср. причтение Церковью к лику святых). «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него «по плоти», ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ; ср. «судите по плоти», т.е. несправедливо – Ин.8:15 ). Знал Иисуса «по плоти» и апостол Павел до своего обращения в христианство , когда гнал христиан за Христа: «Я Иисус, Которого ты гонишь» ( Деян.9:5 ). «Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя». Приведенными словами ( 2Кор.5:16 ) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною ( Деян.7:55 ), и во плоти придет для суда ( Деян.1:11 ). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть «дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он «от начала Сущий» ( Ин.8:25 ), «будучи образом Божиим... по виду став, как человек» ( Фил.2:6–7 ). «Кто говорит», учит преподобный Федор Студит († 826 г.), «что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Трофима же, – говорит, – я оставил больного в Милите». Почему же ты не исцелил его, а так оставил? Апостолы не все могли делать, или благодатью не все устрояли, чтобы кто не подумал о них больше, нежели что видел. То же, как мы видим, случалось и с бывшими прежде них блаженными и правед­ными мужами, например с Моисеем. Он был косноязычен, – почему же Бог не исцелил его косноязычности? – часто впадал в скорбь и уныние, и не вошел в землю обето­ванную. 3. Многое попускал Бог для того, чтобы показать немощь человеческой природы. В самом деле, если и при этом бесчувственные Иудеи говорили: где Моисей, «который вывел нас из земли Египетской» ( Исх.32:1 )? – то чего они не сделали бы, если бы он еще ввел их в землю обетованную? Если бы Бог не попустил ему чувствовать страх пред фараоном, то не признали ли бы они его богом? То же самое сделали, как известно, с Павлом и Варнавою жители Листры, которые приняли их за богов; а они «разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки» ( Деян.14:14, 15 ). Также и Петр, когда исцелил хромого от рождения и когда все изумлялись случившемуся, отвечал: «мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит» ( Деян.3:12 )? Послушай еще, что говорит блаженный Павел: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор.12:7 ). Но, заметишь, он сказал это по смиренномудрию. Нет, это не так; не для того дан был ему «ангел сатаны», чтобы он был смиренномудр, и не по смиренномудрию только он сказал это, но и по другим причинам. Смотри, Бог в ответ ему не говорит: «довольно для тебя благодати Моей, чтобы ты не превозносился, – но что? – ибо сила моя, говорит, совершается в немощи» ( 2Кор.12:9 ). Таким образом, достигались две цели: и раскрывались события, и все было приписываемо Богу. Поэтому и в другом месте (апостол) говорит: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» ( 2Кор.4:7 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Что же значит: «скрытные постыдные дела» ( «тайных срама»)? «Мы не так возвещаем, – говорит, – что на словах обещаем многое, а на деле показываем другое, как поступают лжеапостолы, – почему он и говорил: «На личность ли смотрите?» ( «яже пред лицем зрите?») ( 2Кор.10:7 ), – но мы таковы же и на деле, каковыми вы нас видите, потому что мы не имеем ничего двусмысленного, и ничего не говорим и не делаем, что бы от стыда надлежало скрывать и оставлять во мраке». И желая высказать это еще яснее, прибавляет: «не прибегая к хитрости» ( «не в лукавствии ходяще»). Что те (лжеапостолы) почитали похвальным, то он (апостол) называет постыдным и достойным смеха. Что же значит – «к хитрости» ( «в лукавствии»)? Те (лжеапостолы) славились как нелюбостяжательные, а между тем брали дары, только тайно; почитались за святых и за истинных апостолов, а на самом деле имели множество пороков. «Мы же, – говорит, – все это отвергнули (т. е. то, что он и называет «постыдными делами»); мы и в самом деле таковы, каковыми кажемся, и не имеем ничего скрытого как в жизни нашей, так и в самом проповедании». Это и означают слова: «не искажая слова Божия, а открывая истину» ( «ни льстяще словесе Божия, но явлением истины»), т. е., не наружно и для вида, но самым делом. «Представляем себя совести всякого человека» ( «Представляюще себе ко всякой совести человечестей»). «Мы известны не только верным, но даже и неверным, потому что представляем себя на суд всякому, кто хочет испытывать наши дела. Так мы представляем себя, а не прикрываясь и показывая только светлую личину. Мы говорим, что не принимаем никаких для себя даров, – и вас же самих призываем в свидетели этого; утверждаем, что мы ничего худого за собою не знаем, – и в этом опять свидетельствуемся вами же самими. Мы не делаем, как они, прикрывая дела свои, чтобы обманывать других. Напротив, мы и жизнь свою предлагаем всем на рассмотрение, и учение преподаем без всякого прикрытия, так что все могут разуметь его». Но так как неверные не уразумели силы этого учения, то он присовокупляет, что «это не по нашей вине, а по причине бесчувствия их самих». Поэтому и говорит: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы» ( «аще ли же и есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено, в нихже бог века сего ослепи разумы неверных») ( 2Кор.4:3–4 ). Здесь он говорит то же самое, что он и прежде сказал: «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( «овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот») ( 2Кор.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Он есть Бог утешения ( Рим.15:5 ), «Бог всякия утехи» ( 2Кор.1:3 ). По слову Апостола, Он «утешает нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога» ( 2Кор.1:4 ). Кто страждет ради Бога и с помощью Божией, тот со Апостолом может сказать о себе: «мы повсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставляемы; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ). Поэтому христианское терпение не подобно терпению древнего мудреца – мрачному, тупому, холодному, покоящемуся на презрении к другим. Оно терпение радостное и светлое, ибо соединено с утешительною надеждою на освобождение нас от страданий на ожидающую нас награду на небесах, в царстве славы, где наступит полное торжество правды. «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф.5:12 ). «Блажен муж, иже претерпит искушение, зане, искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его» ( Иак.1:12 ). «Недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас» ( Рим.8:18 ). Кто любит правду Божию, тот не должен от нее отрекаться, ибо это значило бы разрушить свою внутреннюю жизнь, отказаться от того, что составляет высочайшую ценность жизни. Поэтому терпение христианское есть терпение до конца, до положения самой жизни. «Претерпевый до конца, той спасется» ( Мф.24:13 ). И если обычное житейское терпкие закаляет нас, укрепляет нашу волю, то тем более, конечно, велики плоды христианского терпения. Терпение ради правды Божией дает нам возможность опытно познать всю силу, величие и сладостность этой правды, а чрез это укрепляется наша вера, делается драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота ( 1Пет.1:7 ). «Возлюбленные» – пишет Апостол: – «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного; но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий, почивает на вас; теми Он хулится, а вами прославляется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Эта Премудрость – Господь наш Иисус Христос , «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VI. Об Авимелехе, царе Герарском, как хотел он взять Сарру в жену 1 . Мы слышали о рассказанной в книге Бытия истории, где после явления трех мужей, после уничтожения Содома и спасения Лота благодаря либо его гостеприимству, либо его родственным связям с Авраамом, сказано: «Авраам поднялся оттуда к югу… и был на время в Гераре» ( Быт.20:1 ), в царстве Филистимском; и что он договорился со своей женой Саррой, что она скажет, будто она не жена Аврааму, но сестра (ср. Быт.20:2 ); что Авимелех взял ее, но Бог пришел к нему ночью и сказал ему: «Я не допустил тебя прикоснуться к ней» ( Быт.20:6 ). И после этого Авимелех вернул Сарру ее мужу и укорил его за то, что тот скрыл от него правду. Повествуется и о том, что Авраам, будучи пророком, помолился за Авимелеха и за жену его и за рабынь его, «и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его» ( Быт.20:17 ). Зачем всемогущий Бог исцелил и рабынь Авимелеха? Сказано: «Ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха» ( Быт.20:18 ), но по молитве пророка Авраама «они стали рождать». Если кто-то, услышав эти слова, захочет понять их буквально, то ему лучше ходить в собрание иудеев, а не христиан. Ибо если он хочет быть христианином и учеником Павла, пусть услышит, как он говорит, что «закон духовен» ( Рим.7:14 ); и когда закон говорит об Аврааме, его жене и сыновьях, «в этом есть иносказание» ( Гал.4:24 ). И хотя никто из нас не может без труда понять, какое иносказание содержится в этих словах, каждому должно молиться, чтобы снялось покрывало с его сердца, когда обратится он к Господу (ср. 2Кор.3:16 ), ибо «Господь есть дух» ( 2Кор.3:17 ), чтобы Господь снял покрывало букв и открыл нам свет Духа, чтобы мы могли сказать, что «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Я думаю, что Сарра, а имя это означает «князь» или «тот, кто правит империей», символизирует ρετης, то есть добродетель души.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«В Духе Святом». Иначе можно сказать: в духовности. Свойство «духовности» принадлежит тому христианину, который проникается Святым Духом, пламенея любовью к Богу, и ревностью к соблюдению Его заповедей. Это действие Духа все другие действия человека, внешние и внутренние, соединяет в одну благоприятную жертву служения Богу. Этой добродетели достигать внушает Павел в послании к Римлянам, говоря: Духом горяще, Господеви работающе ( Рим.12:11 ). «Духом пламенейте; Господу служите» ( 1Тим. 4:11 ). «В нелицемерной любви». Нелицемерная любовь есть любовь истинная, действительная, обнаруживающаяся не в словах только, или в каких – нибудь внешних поддельных знаках любви, а в самых делах. Свойства «нелицемерной» или истинной христианской любви изобразил Павел в первом послании к Коринфянам, говоря: любы долготерпит, милосердствует; любы не завидит; любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла», и проч. ( 1Кор. 13: 4.5 ). В словеси истины, в силе Божией, оружии правды десными и шуими. «В слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке». В этих словах Апостол раскрывает образ своего апостольского или христианского действования, имея в виду противников своих, которые не так действовали ( 2Кор. 2:17 ). «В слове истины». Апостол говорит: мы показываем себя (ст. 4) служителями Божиими в слове истины, т.е. всегда говорим или проповедуем истину, – «возвещаем слово Божие без обмана, без подделки» 74 . «Мы не повреждаем слова Божия, как многие; но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор. 2:17 )». Не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (4, 2). «В силе Божией». Что ни делаем доброе, все делаем, говорит Апостол, не своею силою, но силою Божией; сила Божия действует чрез наши слова, чрез наше учение, чрез паши послания; сила Божия совершает чрез нас знамения и чудеса ( Деян.19:11 ); сила Божия укрепляет и охраняет пас среди всех бедствий и опасностей ( 2Кор. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Характеризуя деятельность его в мире, Апостолы называют ее деятельностию льстивого. Он есть, по учению апостола Иоанна, древний змий, обольщающий всю вселенную ( Откр.12:9 ). Для больших удобств к достижению своих целей, он принимает иногда вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ). Он возбуждает в людях нечестивые мысли и пожелания. Для чего, говорит апостол Петр Анании, ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли ( Деян.5:3 )? Он действует иногда и на самое тело, производя в нем физические страдания. Дано мне, говорит апостол Павел, жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Вообще, он ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). На этом основании, все, что есть только в мире злого, есть, по учению Апостолов, его дело. Ему усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелие ( 2Кор.4:4 ). Его детьми называются все те, которые не делают правды и не любят брата своего ( 1Ин.3:10 ). Даже обстоятельства, воспрепятствовавшие апостолу Павлу посетить Солунян, признаются совершившимися под его влиянием ( 1Сол.2:18 ) Нельзя, впрочем, сказать, что сила его есть сила непреоборимая. Нет, ей всегда можно противостоять, при некотором внимательном к себе отношении, или, что то же – бодрствовании над собой. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол Петр, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). В чем должно состоять это бодрствование и при посредстве чего христианин может противостоять козням диавольским, о том находим у апостола Павла следующее наставление. Станьте, говорит, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф.6:14–17 ). Окончательная, впрочем, победа над ним будет только при конце мира. Он ввержен будет тогда в озеро огненное и серное и будет мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Верные ученики Господа, преобразуясь в Его образ, приемлют от Него и силу любви Его. Он Своей любовью и состраданием объемлет всех человеков; а последователи Его обращают излиянную в сердца их часть любви Божественной на тех людей, с которыми они в общении поставлены. Как Господь поднял на плечо Свое заблудшую овцу, весь род человеческий, и понес на Себе его немощи, страдания и грехи: так истинный последователь Христов возлагает на душу свою душу брата своего и испытывает в самом себе его искушения, болезни и скорби. Как Господь никем не гнушался, никого не отвергал, но принимал самых презренных, нечистых и грубых грешников, так и истинный последователь Его не презирает никого, даже самого опозоренного грешника, не отчаивается ни в чьем исправлении, но охотно заключается в одной темнице с преступниками, дышит одним воздухом с зараженными, проливает слезы с впавшими в тяжкие прегрешения и сжимает в своих объятиях людей, отверженных миром. Он живо чувствует, что все члены Церкви суть члены единого Тела Христова и потому, когда страдает какой-нибудь член близкий к нему, страдает и он; когда изнемогают братья, изнемогает и он, когда огонь соблазна воспламеняется в них, он действует и на его сердце и возбуждает в нем иной огонь, огонь жалости, любви и ревности о славе Божией и о спасении брата. Так, святой Павел, хотя и должен был отлучить от общения с Церковью грешника коринфского, но сердце его горело огнем скорби, когда он писал этот грозный приговор, как сам он свидетельствует о том во втором Послании к Коринфянам: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами ( 2Кор. 2:4 ); и потом любовь его не потерпела, чтобы пораженный недугом член навсегда отделен был от тела Христова, он умоляет коринфян простить и утешить наказанного и утвердить к нему любовь, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь ( 2Кор. 2:7–8 ). Коринфяне слабо соответствовали пламенной любви Апостола; но, не смотря на это, он готов был с радостью отдать всего себя за спасение их: я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами ( 2Кор. 12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Косвенное подтверждение сделанного нами вывода мы встречаем и в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит, что власть и право пастырей Церкви низводит благодатную силу на верующих исходя от Бога. «Уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета» ( 2Кор. 3:4–6 ). «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4:7 ). «Сила Господня в немощах совершается» ( 2Кор. 12:9 ). Если же премудрость Божия открывается не премудрым, а младенцам, если сила Господня в немощах совершается, если благодать Божия и в глиняных сосудах проявляется, то ясно, как Божий день, что и чрез недостойных пастырей может подаваться Божественная благодать. Потому что такие выражения св. апостола, как: «в немощах совершается», «глиняные сосуды» могут быть приложимы только к одним недостойным пастырям, а отнюдь не к добрым, разумным, достойным пастырям. Итак, православная Церковь утверждает, что благодать Божия во всей своей силе может проявляться и чрез недостойного пастыря. Почему так? Потому, ответим мы, что в известные минуты эта благодать может подчинить себе душу пастыря, преобразовать его по духу Христову и, таким образом, сделает его способным выступать в качестве Христова служителя. Вспомним пророка Валаама, он за деньги готов был продать язычнику свой пророческий дар и проклясть верный Богу народ, т. е. Израиля. Но вот взошёл он на гору, увидел раскинувшиеся пред ним шатры Израиля и скинию Завета, стоявшую посреди стана, и Израиля, молящегося пред ней, мужчин, женщин и детей, чающих спасение от Бога и от алтаря Его. И открылись уста его, и вместо проклятия они изрекли благословение народу Божию. Было бы ошибкой думать, что сила Божия только механически действовала через Валаама, т. е. заставляла его говорить то, чего он на самом деле не хотел говорить. Тут дело совсем не в этом. Причина сего лежит гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Валаам вместо проклятия произнёс благословение, нам думается, вот почему:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010