56 . Против помысла, изображающего перед нашими глазами болезнь желудка, печени и селезенки и вздутие в брюшной полости (пупа): Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). 57 . Против помыслов, возникающих в нас по мере того, как все наше тело постепенно приходит в негодность: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). 58 . Против помысла, который вызывает в нас сострадание и убеждает отдать что-либо нищим, а потом удручает и опечаливает нас из-за вещи, которую мы отдали: Не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог[, и недостаток дел его восполнит] ( 2Кор.9:7 ; Притч.22:8–9 ). 59 . Против помысла, рисующего перед нами сильную немощь, которая может возникнуть от поста и связанных с ним болезней, и убеждающего нас вкусить немного вареной пищи: Ибо, когда я немощен, тогда силен ( 2Кор.12:10 ). Из Послания к Ефесянам 60 . Против помысла, жаждущего насытиться вином в праздничный день: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Еф.5:18–19 ). Из Послания к Филиппийцам 61 . Против помыслов, из-за которых наша душа, с одной стороны, не хочет добывать себе пропитание собственноручным трудом, но и отказывается получить что-то от родных, потому что они бедны и живут на большом расстоянии, а советует восполнить свою нужду за счет других: Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но во всем, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом ( Флп.4:5–6 ). 62 . Против помыслов, предрекающих мне голод и недостаток хлеба и внушающих мне стыд при мысли, что мне придется получать помощь от других: Я умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Во всём и везде я научен и насыщаться и голодать, и изобиловать и нуждаться. Всё могу в Укрепляющем меня [Христе] ( Флп.4:12–13 ) 15 . Из Первого послания к Фессалоникийцам

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

е. душевно-телесными людьми, несформировавшимися пневматиками, живущими вне соответствующей объективной обстановки, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Страдания привлекают спасающую силу Бога, воспитывая в христианах терпение. В этом их объективное значение. Но они имеют и субъективное значение, как состояния самоотверженной любви. Возлюбивший Христа знает Его пророчество; раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:20 )... даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ( Ин.16:2 )... вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (16:20)... в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (16:33), и потому в земной фазе жизни он несет Его крест, как носитель Его веры, продолжатель Его дела; с Ним страдает, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:17 ). Христос объект его пламенной любви: Ему он подражает ( 1Кор.4:16 ), в Его интересах располагает всю свою жизнь ( Флп.2:21 ), в тон Его чувствований настраивает, свою душу ( Флп.2:5 ), с Ним хочет быть, разлучившись с телом ( Флп.1:23 ), и потому бесстрастный в умершей греху плоти для всего, что составляет содержание этого мира, он подобно Христу, как бы пригвожден ко кресту для мира сего, умирает для его воли, чтобы жить для Бога верою в Сына Божия, возлюбившего его до смерти и возлюбленного им до язв, носимых на теле ( Гал.2:1920 , Гал.6:1417 ). Любовь ко Христу, таким образом, христианизирует свои страдания, рассматривая их как Христовы, т. е. как страдания за имя Христово ( 2Кор.1 ср. Деян.9:16 ) и в духе Христовой любви ( Кол.1:24 ). Страдать за Церковь Христову и восполнять недостаток в плоти скорбей Христовых одно и то же на языке апостола Павла ( Кол.1:24 ). Сострадает ли апостол ближним до плотяных слез ( 2Кор.2:4 ), страдает ли он в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:45 ), его скорби имеют положительный нравственный характер, как переносимые ради любви к Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Мы в отчаянных обстоятельствах... мы гонимы... низлагаемы... всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса ( 2Кор.4:810 ). Но вместе с этим θλψις является естественно необходимым состоянием органической жизни. Таковы скорбные обстоятельства безгрешного брака ( 1Кор.7:28 ). Таковы же скорби тела тлеющего, т. е, изживающего в трудах и болезнях свои органические силы ( 2Кор.4:1617 ). Таковы же были скорби Господа нашего Иисуса Христа ( Кол.1:24 ). Который быль язвен за грехи наши и мучим за беззакония наши: Он был распят в немощи ( 2Кор.13:4 ). Все это побуждает человека сознавать свою беспомощность и по инстинкту самосохранения чувствовать страх и трепет ( 1Кор.2:3 ). Смертное было бы преходящим свойством человеческого тела и никогда не имело бы конкретного обнаружения, если бы состояние человеческой души было вполне нормально и возникшая жизнь не оставляла бы своего естественного русла: На сие самое и создал нас Бог , чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:5, 4 ). А так как жизнь сосредоточивается в душе и ею оживляется тело, то душа и должна была обратиться в неиссякаемый источник жизни для своего тела. На примере последнего Адама мы видим, что и сама душа в этом случае должна была возвыситься до состояния животворящего духа ( 1Кор.15:45 ). Нормальное течение жизни прерывается в настоящее время смертью . Естественно доживет народонаселение земного шара в день Христов, когда никто не умрет, но все изменятся, так как мгновенно произойдет процесс поглощения смерти жизнью. Хотя во Христе обитает вся полнота Божества телесно, однако Он, прежде чем вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ) и оказался с телом славы ( Флп.3:21 ), явился во плоти ( 1Тим.3:16 ): здесь подчеркивается необходимость закона постепенного развития: не духовное прежде, а душевное, потом духовное ( 1Кор.15:46 ). Сначала тело душевное, а затем тело духовное. Жизнь в ощущениях Чувственный опыт душевного человека отрицательно представлен апостолом Павлом в следующем выражении: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). φθαλμς οκ εδεν... В обычном своем состоянии глаз видит лишь лице во плоти ( Кол.2:1 ), т. е. покоится на плотяных и вообще на материальных объектах. Душа переполняется зрительными образами внешней действительности, и самая деятельность человека испытывает на себе их влияние. Господь сказал Моисею: смотри... сделай все по образу (k. t. τπον), показанному тебе на горе ( Евр.8:5 ). Моисею был показан Богом тип скинии, её модель. Он был обязан в точности воспроизвести ее, построив скинию, во всем подобную виденной. Здесь налицо не одно зрительное ощущение, но и зрительный образ и его репродукция, при помощи которой выполнено практическое дело постройки скинии, реализована однажды виденная модель. По аналогии с этим к душевной деятельности человека следует отнести деятельность художников, скульпторов, архитекторов и всякую иную, нуждающуюся в глазомере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

2Кор.3:4 .  Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, 2Кор.3:5 .  не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. «Такую уверенность», т. е. такое убеждение, какое выразил Ап. во 2 и 3-м ст. – «Имеем в Боге» – правильнее: в отношении к Богу. Ап. питает такую уверенность потому, что состоит в тесном общении с Богом, в Нем полагает всю свою опору. – «Чрез Христа». Ап. все свои достоинства получил чрез Христа. Точно также и уверенность в пользе своего дела он обосновывает на том, что эта уверенность возникла в нем под действием Христа. – «Помыслить что» Ап. и способность судить о себе и своих усилиях получил от Бога. – «Способность», т. е. способность помыслить о себе и своем деле, способность правильно рассудить об этом. 2Кор.3:6–18 . Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый – служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значит это величие по сравнению с величием новозаветного служения? Ведь новозаветное служение – не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах. 2Кор.3:6 .  Он дал вам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. «Нового Завета». В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя ( 1Кор 11:25 ; Рим.10:5 и сл.). – «Не буквы, но духа». Ветхий Завет назвав буквою ( γρμμα) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом ( πνεμα) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен ( Рим 7:14 ) и его слова – «живые» ( Дeяh VII:38 ), но сила греха парализовала эту силу закона. – «Буква убивает». Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его служителем буквы. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Рим ( Рим.7:5–7 и сл.; ср. 1Кор 15:56 ). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако любое историческое время, в том числе и наше, такое, каково оно есть, в Церкви преображается в час Христов, во время благоприятное и «благоприятнейшее время», в день спасения здесь и сейчас ( 2Кор. 6:2 ). Итак, сие означает, что все мы, христиане, призваны быть соработниками Божиими в Христовом деле спасения нашего и спасения мира: ...Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» ( 2Кор. 6:4 ); но точно так же, если не более, и в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды... ( 2Кор. 6:5–7 ). Ибо только таким образом сделаемся мы теми, кто ничего не имеют, но всем обладают, бедняками, иже многих обогащают Христом Богом (см. 2Кор. 6:10 ). На этом пути соработничества со Спасителем, Господом нашим Иисусом Христом, и в трудах по своему спасению и спасению ближних своих мы видим и свое скромное место. А для того чтобы нам шествовать им и чтобы наше патриаршее служение на троне святого Саввы не было бы во вред и ко стыду Церкви, нам необходима, дорогие братья и сестры, также и молитвенная помощь всех вас, помощь всех верных, каковую же смиренно от вас ныне и испрашиваем. Вступая как сорок четвертый Сербский патриарх на трон святого Саввы, мы не имеем никакой собственной программы патриаршей деятельности. Наша программа – это Евангелие Христово, Благая весть о Боге посреди нас и Царствии Божием в нас самих, если только мы его с верою и любовию принимаем. Между тем считаем своим священным долгом указать в настоящий момент на некоторые лишь, жизненно важные и особо актуальные для нас сегодня, богочеловеческие измерения Евангелия. В Православной Церкви Христовой все люди суть едино Тело и един дух в Господе (см. 1Кор. 10:17; 12:12–27 ; Еф. 1: 23; 4:4 ; Кол. 1:18; 3:14 и другие места Священного Писания ), нерасторжимо соединенные святой любовью, источником которой является правая вера, как и у любой иной добродетели и истинного дела человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

10) Община христианская должна прощать или не прощать грехи ( 1Кор.5:1–13 ; 2Кор.2:5–10 ), а не священники. Нигде в Священном Писании нет свидетельства о том, будто община, а не пастыри Церкви, имела власть вязать или разрешать грехи. Приведенные сектантами места не дают никаких оснований к такому выводу. В указанном ( 1Кор.5:1–13 ) событии из жизни коринфских христиан видно, что сам апостол, как имеющий власть от Господа ( 2Кор.10:4, 8, 13:10 ), без ведома и согласия коринфян («вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» – 5:2), решил бесповоротно отлучить тяжкого грешника от Церкви и повелел им привести его определение в исполнение, прервав с отлученным всякое общение. Когда же покаялся отлученный, то апостол просит коринфян восстановить с ним братское общение ( 2Кор.2:7–8 ). Так поступает апостол, желая испытать послушание коринфян: «чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны» ( 2Кор.2:9 ). В 1 Послании к Тимофею ( 1Тим.1:20 ) тот же апостол пишет, что он, а не община, «предал сатане» Именея и Александра. 11) Покаяние для грешника бесполезно: Исав «не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» ( Евр.12:17 ). У Исава было сожаление об утраченном первенстве, но это не есть покаяние. Слезы Исава не были показателем раскаяния, так как происходили от зависти, что и обнаружилось: «сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем: и я убью Иакова, брата моего» ( Быт.27:41 ). «Исав плакал», – объясняет блаженный Феодорит , – «не покаяние принося, но завидуя благополучию брата... Не о том проливал слезы, что умыслил худое, и сетовал не о грехе, но о доброй участи Иакова. Об этом свидетельствуют слова его” 238 ( Быт.27:41 ). 12) «Даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ), а священники берут деньги за отпущение грехов. Священники получают деньги не за отпущение грехов, а за свой пастырский труд, «ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ; ср. 1Кор.9:13–14 ). 13) Покаяние пред первосвященником бесполезно, как бесполезно было для Иуды покаяние пред первосвященниками: «согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему, что нам до того? смотри сам» ( Мф.27:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Верующие коринфской церкви, по словам апостола Павла, «обогатились [во Христе] всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор.1:5 ). «Вы – письмо Христово», – обращается апостол Павел к коринфянам ( 2Кор.3:3 ). Однако их духовные успехи стали для них поводом к гордости (см. 1Кор.4:19, 5:2 , 2Кор.12:20 ). Они уже не могли трезво смотреть на себя. Коринфяне считали себя хорошими христианами (см. 1Кор.4:10 ), но не замечали, что в общине прижились зависть, споры (см. 1Кор.3:3 ), клевета, беспорядки (см. 2Кор. 12:20 ), разделения (см. 1Кор.1:10-13 ) и даже блуд (см. 1Кор.5:1 ). В итоге апостол Павел обличает коринфян: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» ( 1Кор.15:34 ). Галаты не замечали своего уклонения в иудаизм (см. Гал.3:1 ); асийские христиане не замечали страдающего в узах апостола Павла (см. 2Тим.1:15 ); в одной малоазийской церкви не замечали Диотрефа, который «любил первенствовать» и поносил «злыми словами» апостола Иоанна (см. 3Ин.1:9 ). Таких примеров самообольщения (и, как следствие, духовной слепоты) в первохристианской церкви немало еще есть в Новом Завете. Гордость и самообольщение реально угрожали даже апостолу Павлу. В одном из своих посланий он писал: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое 40 , дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:24-27 ). Но Божественный Промысел на этом «усмиряю и порабощаю» не заканчивается: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:7-9 ).

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Св. Павел, как мы сказали раньше, добывал себе пропитание своими собственными руками, делая день и ночь. В его великих миссионерских трудах не помогали ему благочестивые жены христианки, разделявшие труды и подвиги других Апостолов и братьев Господа по плоти и самоотверженно служившие им, подобно Господу, от имений своих ( Лк. 8:3 ). Св. Апостола не сопровождали эти святые жены подвижницы, и захваченный в одно время болезнью в Галатии он был бы в беспомощном состоянии, если бы Галатийские христиане не приняли самого теплого участия в его страданиях ( Гал. 4:14, 15 ). К тому же св. Павел, в отличие от других Апостолов, кроме Иоанна, был девственник, и уже бл. Феодорит опровергал мнение, что св. Павел включает себя в число вдовцов (толкование к 1Кор.7:8 ). Великий благовестник язычников обнаруживает сверхчеловеческую энергию, которая имеет свою основу именно в силе, благодати Божией ( 1Кор.15:10 ). «Мы, – говорит он, – отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ). «Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:9–10 ). Ничто не может разлучить св. Павла от Бога и любви к Нему ( Рим. 8:38–39 ). Он силен был в слове, и в деле, и своим врагам, обличавшим его в том, то «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» ( 2Кор.10:10 ), он отвечает: «…каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично» ( 2Кор.10:11 ). Но вот враги, постоянно преследовавшие св. Павла, наконец, достигли своей цели. Благодаря их козням св. Апостол заключается в узы, – сначала кесарийские, а затем римские, и томится в этих узах много лет, лишенный свободы евангельского благочестия, окруженный только своими сотрудниками, иногда оставлявшими его, ввиду распространения евангелия, вынужденный, при своей невинности, защищать себя и свое дело, терпящий всякие нужды и лишения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

2Кор.6:7 .   в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, Во главе перечисляемых здесь добродетелей стоит  «чистота» или непорочность сердца и воли (ср.  1Пет 1:22). –  «Благость» – это расположенность к людям, стремление сделать им хорошее. – Дух Святой – не Третье Лицо Св. Троицы – если уже упомянул бы о Нем Ап., то сделал бы это ранее, – а та животворная сила Духа, которая проявлялась в  проповеди Апостола в Коринфе ( 1Кор 2:4) и в других местах. –  «Сила Божия» – это способность подтверждать свое учение чудесами. –  «Оружие правды» – это все слова и дела Павла, направленные к утверждению правой веры. 2Кор.6:8 .   в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах:нас почитают обманщиками, но мы верны; 2Кор.6:9 .   мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 2Кор.6:10 .   нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем: мы ничего не имеем, но всем обладаем. В самых различных положениях жизни Ап. Павел являлся во всем величии, какое подобает истинному служителю Божию. О нем как о служителе Божием свидетельствует и то почтение, какое к нему обнаруживали слушатели его проповеди ( «в чести»), и тот позор, какому он подвергался со стороны своих противников ( «бесчестии»). Его, как и Христа (ср.  Мф 27:63) называли обманщиком, обольстителем народа, а он напротив всегда держал себя как прилично честному деятелю. На него многие смотрели как на человека, ничем не заслужившего той известности, на какую он претендовал ( «мы неизвестны»), а между тем его хорошо знали в тех местах, которые он огласил своею проповедью. – Следующие противоположения развивают мысль о том, что никакие преследования, никакие изветы не могут ослабить ревности Апостола к своему служению и помешать успеху его дела. Слишком много в нем, Апостоле, внутренней силы и сознания своего полезного значения для всего человечества. У него – все, чего может пожелать только человек, стремящийся к истинному счастью! Гал.2:15 .   Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

В посланиях апостола Павла приводится одно из триадологических мест, где Дух Святой очевидно поставляется наравне с Отцом и Сыном: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ( 2Кор.13:13 ). Хотя данный пассаж не столь богословски нагружен как Мф.28:19 или 1Ин.5:7 , вместе с тем это и не случайная фраза – она есть сжатое выражение всего домостроительного богословия апостола Павла, говорящего о участии в жизни верующего каждого Лица Пресвятой Троицы. Помимо указанного, у апостола Павла встречается еще целый ряд мест, где Отец, Сын и Дух упоминаются вместе ( Еф.1:17 ; Рим.8:11 ; Евр.9:13 ), но они выражены в динамике домострительства, и Дух в них выступает либо объектом, либо субъектом какого-то действия. Стоит отметить, что порядок поставления Божественных Лиц у апостола Павла совершенно свободный, так что “иногда перечисляет он все три ипостаси и притом различно, не соблюдая одного порядка, но одну и ту же ипостась именуя то в начале, то в середине, то в конце, чтобы показать равночестность естества” 56 . Апостол одинаково превозносит в разных местах посланий любовь Бога Отца ( 2Кор.13:13 ; 2Фес.3:5 ), любовь Христа ( Еф.3:19 ; Фил.1:8 ; 2Кор.5:14 ) и любовь Духа ( Рим.15:30 ), утверждая Их единство в любви. Дух подчеркнуто не отождествляется с Божественными дарами: дары различны, но Дух один и тот же ( 1Кор.12:4 ). Личностность Духа недвусмысленно утверждается апостолом в трех местах: в Рим.15:30 , где говорится о любви (agape) Духа, Который определяется тем самым как любящий, и в 1Кор.12:11 , где он описывается, как обладающий волей: все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (katos bouletai). Наконец, в Рим.8:27 сказано, что Дух имеет разум (fronema). Так что Дух – это определенно “Кто”, а не “что”; это непрестанно действующая Личность. Дух Святой, Который живет и действует в каждом уверовавшем во Христа, одновременно с тем есть Дух, Который все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:10–11 ). “Дух имеет такое же отношение к Богу, какое и к каждому человеку имеет дух, находящийся в нем” 57 , именно в силу этого становится возможным богообщение: потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе ( Еф.2:18 ). Духом, проницающим одновременно глубины Божии и сердце верующего ( 2Кор.1:22 ), то есть, глубины человеческие, осуществляется соединение человека с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010