Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 136. О терпении Теперь мы должны рассмотреть терпение. Под этим заглавием наличествует пять пунктов: 1) является ли терпение добродетелью; 2) является ли оно самой большой добродетелью; 3) возможно ли оно без благодати; 4) является ли оно частью мужества; 5) является ли оно тем же, что и долготерпение. Раздел 1. Является ли терпение добродетелью? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что терпение не является добродетелью. Ведь сказал же Августин, что добродетели наиболее совершенны на небесах 173 . Но нет никакой надобности в терпении там, где не нужно сносить никакого зла, а между тем, согласно сказанному [в Писании], там «не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце» ( Ис. 49:10 ; Откр. 7:16 ). Следовательно, терпение не является добродетелью. Возражение 2. Далее, добродетель нельзя обнаружить в злом, поскольку добродетель «делает своего обладателя добрым» 174 . Однако терпение подчас обнаруживается и в злом, например, в скупце, который ради богатства терпеливо сносит немало зол, согласно сказанному [в Писании]: «Он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде» ( Еккл. 5:16 ). Следовательно, терпение не является добродетелью. Возражение 3. Далее, мы уже показали ( ΙΙ– Ι, 70, 1), что плоды отличаются от добродетелей. Но терпение названо одним из плодов ( Гал. 5:22 ). Следовательно, терпение не является добродетелью. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «добродетель души, называемая терпением, является столь великим даром Божиим, что мы даже проповедуем терпение Того, Кто дарует его нам». Отвечаю: как уже было сказано (123, 1), нравственные добродетели определены к благу постольку, поскольку они оберегают благо разума от порывов страстей. Затем, печаль является одной из тех страстей, которые более всего препятствуют благу разума, согласно сказанному [в Писании]: «Печаль мирская производит смерть» ( 2Кор. 7:10 ); и ещё: «Печаль многих убила, а пользы в ней нет» ( Сир. 30:25 ). Поэтому существует необходимость в такой добродетели, которая бы оберегала благо разума от печали так, чтобы разум не уступал печали, и таково терпение. В связи с этим Августин говорит, что «терпение человека есть то, посредством чего он претерпевает зло со спокойным», то есть не потревоженным печалью, «умом, иначе он мог бы вследствие обеспокоенности ума отказаться от тех благ, с помощью которых он подвигается к лучшему». Отсюда понятно, что терпение является добродетелью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Беседа 35 на псалом 125 90 Пс.125:1 .  Песнь степеней. Когда возвратил Господь плен Сиона, как мы были утешены! 91 Духовный плен тяжелее чувствен­ного. – Состояние иудеев, возвратившихся из Вавилон­ского плена, было отлично от состояния их отцов по выходе из Египта. – Особая причина радости первых. – Почему в начале псалма сказано: «когда возвратил», а потом: «возврати» ( Пс.125:1, 4 )? – «Сеющие со слезами пожнут с радостью» ( Пс.125:5 ). – Никому так мало полезен покой, как чело­веку. – В страданиях не нужно унывать в виду обе­тованной за это награды. 1. Слово: «плен» по названию своему просто, но имеет много значений. Есть плен добрый, о котором, напр., говорит Павел: «и пленяем всякое помышление в послушание Христу» ( 2Кор.10:5 ); есть и худой, о котором, напр., он говорит: «которые вкрадываются в домы и обольщают женщин» ( 2Тим.3:6 ); есть духовный, о котором говорится: «проповедовать пленным освобождение» ( Ис.61:1 ); есть и чув­ственный – от неприятелей. Но первый – тяжелее. Взявшие кого-нибудь в плен по закону войны часто и щадят пленных; хотя заставляют их носить воду, рубить дрова и ходить за лошадьми, но нисколько не вредят их душе; а кто взят в плен грехом, тот приобрел себе властелина жестокого и беспощадного, принуждающего его к делам самым постыд­ным. Этот тиран не умеет ни щадить, ни миловать. Послу­шай, напр., как он, взяв в плен жалкого и несчастного Иуду, не пощадил его, но сделал святотатцем и предателем, а по совершении греха, вывел его на зрелище пред иудеями, открыл его преступление и не допустил воспользоваться по­каянием, но, предупредив раскаяние, довел его до петли. Грех есть властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему. Поэтому, увещеваю вас, будем с великой ревностью убегать власти его, будем бороться с ним, никогда не станем мириться с ним, и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе. Если иудеи, освободившись от иноплеменников, были утешены, то тем более мы, освободившись от греха, должны радоваться и восхищаться, и хранить вечно эту радость, а не нарушать и не осквернять ее, снова предаваясь тем же порокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа XLVII. О седьмом члене символа веры. О страшном суде И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Вы знаете, братие, что в седьмом члене символа мы выражаем веру, прежде всего, во второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Зачем же, спрашивается, придет во второй раз Господь? Чтобы судить живых и мертвых, – отвечает нам символ веры . Об этом-то будущем суде мы и побеседуем с вами, братие, нынешний раз. В день второго пришествия Спасителя последуют, братие, два великих события: все умершие воскреснут из мертвых, а все оставшиеся до того дня живыми мгновенно изменятся и будут такими же, как и воскресшие из мертвых, то есть сделаются нетленными и бессмертными. Грядет час, говорил Сам Иисус Христос о будущем суде Своем, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин.5:28–29 ). Сам Господь, учит апостол Павел, в повелении, во гласе архангелеве, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии... изменимся ( 1Сол.4:16–17 ; 1Кор.15:52 ). После того, как воскреснут мертвые и изменятся живые, начнется самый суд над ними. Это будет суд всеобщий: Господь будет судить всех людей без изъятия. Он пришел на землю для всех людей, пострадал за всех, всех призывал ко спасению и всем дал средства к достижению его, посему все и должны будут отдать отчет, – воспользовались ли они теми средствами, какие дал им Спаситель? Всем бо явитися нам подобает, учит апостол Павел, пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ). Раб и владыка вкупе тогда предстанут, царь и воин, богатый и убогий, в равном достоинстве (Стих. при погребении умерш.). Как будет происходить самый суд? – это, братие, изобразил нам Сам Иисус Христос. Егда приидет Сын Человеческий в славе своей, говорит Он, и ecu святии ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы своея. Ангелы явятся на суд не только для торжественности, но будут соучастниками самого суда, исполнителями воли Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава третья. О духовном бессилии человека, благодатию невозрожденного Недостаток собственных духовных сил в человеке для исправления нравственного повреждения его называется духовным бессилием или немощию. Следствием духовной немощи то, что человек по причине внутреннего растления, небудучи способен сам по себе к истинному добру ( Ин.15:5 ), ( 2Кор.3:5 ), и не имея сил исполнять закон Божий ( Деян.15:20 ), ( Рим.8:7 ), неможет оправдаться пред Богом и угодить Богу и следовательно по естеству есть чадо гнева и осуждения: от дл закона не оправдится всяка плоть пред Богом; законом бо познание греха ( Рим.3:20 ). Елицы бо от дл закона суть, под клятвою суть: писано бо есть, проклят всяк, иже не пребудет во всх писанных в книзе законней, яко творити я ( Гал.3:10 ). К понятию духовного бессилия ведут нас I. разум, II. Священное Писание и III. самый опыт. Познание духовного бессилия из разума I. Если человек внимательно и беспристрастно будет рассматривать самого себя, то неможет непризнаться, что он: 1. делал зло, 2. неделал добра или произвольно опускал добро, 3. делал зло и остается во зле. Но опять вошедши в самого себя и со всем беспристрастием рассмотревши свое состояние, должен будет признаться, что он собственными своими силами неможет 1. ни уничтожить соделанного зла, 2. ни вознаградить опущенного добра, 3. ни исправить обладающего им внутреннего зла и растления. 1. Уничтожить сделанное зло для человека вовсе невозможно потому, что всякое дело только дотоле находится во власти человека, пока оно несовершено; ибо тогда от него зависит совершить или несовершить оное. Но как скоро зло сделано: то оно уже вышло из пределов власти соделавшего и существует независимо от него – как само в себе, так и в тех гибельных следствиях, которые в нем как семена заключаются: ни того, ни сих человек уничтожить неможет. Так вкусить или невкусить от запрещенного плода состояло в воле прародителей. Но когда, послушавшись искусителя, они вкусили от запретного плода, и вместе со вкушением нарушили заповедь Божию, сделались наги и с сею наготою обнажились первобытной невинности в самом своем естестве, открывшиеся для них предметы стыда и угрызения совести: то как возвращение потерянного, невинного состояния, так и уничтожение последовавшего гибельного состояния, а равно и удержание дальнейших следствий оного сделались для них невозможными. Искуситель исчез: мечты обольщения развеялись: открылась видимо ужасная нагота, и с нею вместе отвне стыд, извнутри смятение воплей совести сделались неизбежною долею падших прародителей. Они хотели бы сокрыться от правосудия Божия, но не могут, и потерявши райскую невинность в сердце, как преступники праведно изгоняются из рая на проклятую землю, где по естественному следствию непременною участию их долженствовали соделаться труды, болезни и бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Многобожие, идолопоклонство, безбожие, которые господствовали на земле до христианства, были плодами широко разросшегося в человечестве корня гордости или самолюбия. Но не гордость ли и между христианами производит вольнодумцев и неверов? Христианская вера есть велия благочестия тайпа ( 1Тим. 3:16 ); ее догматы запечатлены возвышенностью, а многие и непостижимостью для разума человеческого ( Рим. 11:33–34 ). По сему-то и самые Апостолы, избранные сосуды благодати Святого Духа, испытующего вся и глубины Божия ( 1Кор. 2:10 ), высокие истины христианства принимали сердцем, и с безмолвием удивлялись премудрости Божией, в тайне сокровенной. А одни из мужей Апостольских так заключает свое богословие: «чем более устремляюсь я к высшему, тем более в созерцании умственных вещей слово сокращается, и после всего восхождения делается безгласным» (Св. Дионисий Ареопагит ). Чтоже делают многие суемудрые мыслители, украшающиеся святым именем христиан? Они хотят все Божественное учение и все домостроительство нашего спасения подвести под мерило своего скудного разумения; они хотят выразуметь все высочайшие истины, и рассуждают о них по началам своего ограниченного разума. Но Божия никто же весть, точию Дух Божий. ( 1Кор. 2:11 .). Премудрость, выраженная в догматах христианских, отстоит от мудрости человеческой, как вечность от времени, как небо от земли, по слову Самого Господа: яко отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Исаии). После сего удивительно ли, что те, которые силятся постигнуть и разгадать умом своим сокрытые от его взора истины, претыкаются о камень соблазна и неверия? Жалкие мудрецы! Они забывают, что и на солнце нельзя смотреть прямо, не подвергаясь опасности ослепнуть, а им хочется без покрывала и не отчасти видеть премудрость Божию, в тайне сокровенную ( 1Кор. 2:7 )! Уму ли человеческому постигнуть то, в няже желают Ангелы проникнути ( 1Пет. 1:12 )? И вот, глоголющеся мудри быти ( Рим. 1:22 ). за гордое покушение свое, юродеют.– Мысля и говоря о предметах веры не по-христиански, а по стихиям мира, они мыслят и говорят ложь, впадают в заблуждения и даже в противоречие с самими собою; Бог предает их в неискусен ум ( Рим. 1:28 ): писано бо есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну ( 1Кор. 1:19 ). Так, кто не пленяет своего разума в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ), тот не может иметь истинной веры,– и вера без смирения духа не можеть быть оком, озаряющим совесть и сообщающим человеку ведение (св. Кир. Иер. Огл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

патриарх Константинопольский Иеремия Предуведомление По заповеди Апостола, мы должны быть «готовы присно ко ответу всякому вопрошающему у нас словесе о нашем уповании " ( 1Петр.3:15 ). В предлагаемом творении святейшего Иеремии константинопольского Патриарха, для Христиан православных, поучающихся во спасение, содержатся готовые «Ответы Лютеранам». А для тех, кои обязаны быть «в готовности отмстити всяко преслушание», сии ответы суть готовые «оружия, не плотская, но сильна Богом на разорение твердем, низлагающие помышления и всяко возношение, взимающееся на разум Божий» ( 2Кор.10:6 ,4,5). Ответы святейшего отца действительно были оружием, которым он, хотя и не пленил лжеименного разума Лютеран в послушание Христово, однако ж поразил его так, что разорил самые твердыни и основания, низложил помышления и все его возношения, взимавшиеся на разум Божий и здравый разум человеческий. Лютеранам оставалось укрепиться в последней твердыне – упорстве, в котором они, после трех ответов Патриарха, и остаются доныне. Для доказательства упорства Лютеран в своих заблуждениях, не излишне сказать несколько слов о поводе к сим Ответам и о ходе переписки между Патриархом Иеремиею и Лютеранами. Известно, что краеугольным камнем вероучения Лютеран служит Исповедание, представленное ими императору Карлу 5 в 1530 году, на Аугсбургском сейме, и названное посему Аугсбургским. Через 44 года после сего, Иаков Андреэ, доктор лютеранского богословия, канцлер тюбингенской Академии и глава тюбингенской Церкви, и прежде имевший переписку с Патриархом Иеремиею, в 1574 году, вместе с Мартином Крузием, учителем греческого и латинского языков в той же Академии, препроводил к Патриарху это Исповедание и просил произнести о нем суд. Суд о самом Аугсбургском Исповедании был «первым Ответом» Патриарха и первым вразумлением для Лютеран, со стороны православия. Сим Ответом они не удовлетворились, и в своем противо-ответе Патриарху подняли жаркий спор, в котором защищали пункты Аугсбургского Исповедания, несогласные с православием , и отвергали многие православные догматы, таинства и благочестивые обряды и обыкновения, упорно объявив, что не откажутся от своего Исповедания и своих мыслей, доколе им не укажут лучших оснований верности противного им учения – православного. Патриарх не хотел оставить их в глубоком и явном заблуждении. Он пространнее объяснил спорные пункты и представил новые и многоразличные доказательства истинности тех пунктов православного вероучения, которые были ими отвергаемы. Этот «второй Ответ» был вторым вразумлением для Лютеран.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 121. Время усиленной любви О социальной работе в период Четыредесятницы пятница 4ой седмицы Великого поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы начнем искать ответ на вопрос: в чем заключается духовная десятина и следовательно, каков должен быть характер Четыредесятницы для вращающегося посреди мира христианина? О том, что его десятина может и должна отличаться от десятины монашествующего и так понятно! Неразумно ведь требовать хлеба от того, кто занимается разведением скота?! Поэтому и в ветхозаветные времена десятину Господу отдавали от плодов своих рук и из своей, а не чужой собственности ( Втор. 14:22-23 ). Кто-то отделял десятину от плодов своего земледелия, а кто-то давал от плодов скотоводчества! Более того, даже казалось бы одного рода занятия разнились между собой, ибо плоды гумна (участка или помещения для сжатого хлеба) отличались от произведенияточила, т.е. резервуара для виноделия! В нашем же случае, великопостные занятия и самих монашествующих должны отличаться в зависимости от того, кто из них к какому разряду принадлежит, ведя общежительный или отшельнический образ жизни! Требовать же от мирян того, что дать могут лишь монахи-отшельники – не только неразумно, но и вредно! И основной вред от такого требования в том, что несоответственные положению занятия не дают совершать дела необходимые. А вот что это за дела, давайте и выясним. Еще на 73 занятии мы с вами выяснили, что первоначальной причиной установления Четыредесятницы послужила привязанность к богатству, не желавшая помогать ближнему! Ибо во времена апостолов, когда речь заходила о вспомоществовании ближним ( 1Кор 16:1 , Гал. 2:10 ), христиане делились своим добром друг с другом весьма охотно, помня, что кто сеет щедро, тот щедро и пожнет ( 2Кор. 9:6 ) икаждому тогда давалось, в чем кто имел нужду, так что не было между ними никого нуждающегося ( Деян. 4:34-35 ). Но так было недолго. Уже апостолы вынуждены были ограничиваться призывами о том, чтобы жертвовать столько, сколько позволит состояние ( 1Кор 16:2 ).

http://azbyka.ru/video/121-vremja-usilen...

Слово 66 (1) О покаянии, и что для очищения души недостаточно одного раздания имуществ, если не стяжем и плача. – (2) Об изгнании Адама из рая, и что если б он покаялся по преступлении заповеди Божией, то не был бы изгнан из рая. – (3) Какое благо принесло ему покаяние, и какое принес он по изгнании? – (4) Как надлежит каяться тому, кто хощет истинно покаяться. – (5) О втором пришествии Господнем. – (6) Обличение тех, которые живут не худо, но не с добрым расположением, а притворно. 1. Доброе дело – покаяние и велика польза, бывающая от него. Ведал сие Господь наш Иисус Христос Бог, всяческая провидящий, и сказал: покайтеся, приближибося царствие небесное. Желаете ли и вы научиться и познать, что без покаяния нам невозможно спастись? Покаяние же я разумею такое, которое бывает от всей души и от всего сердца. Послушайте Апостола, который говорит: всяк грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть, а блудяй во свое тело согрешает ( 1Кор.6:18 ). И опять в другом месте: всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ). Но на это иной может сказать: благодарю Бога, я не осквернил тела моего никаким срамным делом (чего я, всякий грех соделавший, сказать не могу), – и говоря так, имеет некое от сего утешение, что-де чист от плотского греха. Но Владыка наш Христос в притче о пяти девах юродивых дает решительное удостоверение, что от одной чистоты телесной никакой не получим мы пользы, если не будем иметь и прочих добродетелей. Те пять дев имели и немного елея в сосудах своих, то есть некоторые внешние добродетели, причастны были и некоторых дарований, от чего и лампады их горели некоторое время, но за нерадение свое, невежество (в делах духовных) и леность были осуждены на вечное мучение. Они не позаботились очиститься от скрывавшихся в душе их страстей, которые приводимы были в движение бесами, и даже не познали их как следует. От того под бесовскими воздействиями были растлеваемы сердца их чрез сосложение с помыслами, с которыми скрытно имели смешение, бывая пленяемы ими и побеждаемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Создавший нас Бог, зная немощь ума нашего и злокозненность сопротивника, даровал нам Божественные Писания, как оружейную храмину и сокровища исцелений. Но в оружейных разные бывают оружия. Ибо Давид говорит: и положил еси лук медян мышца моя (Пс.17:35); еще: ниспосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я (15). И у другого говорится: приимет всеоружие рвение свое, и вооружит тварь в месть врагом: облечется в броня правды и возложит шлем, суд нелицемерен: приимет щит непобедимый преподобие. Поострит же напрасный гнев во оружие. Споборит же с ним мир на безумныя: пойдут праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков на намерение полетят: и от каменометныя ярости исполнь падут грады; вознегодует на них вода морская, реки же потопят нагло. Сопротив станет им дух силы, и яко вихорь развеет их (Прем.5:17-23). Елисей рече: не бойся, яко множае иже с нами, нежели с ними. И помолися Елисей и рече: Господи, отверзи очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се, гора исполнь коней, и колесница огненна окрест Елиссея (4Цар.6:16,17). И Исаия говорит: и положи уста моя, яко меч остр, и под кровом руки Своея скры мя: положи мя, яко стрелу избранну, и в туле своем скры мя (Ис.49:2). У Иезекииля говорится: и ты, сыне человечь, возьми себе меч остр, паче бритвы стригущаго, притяжи его себе (Иез.5:1). Почему и Апостол учит нас, говоря: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати, противу кознем диавольским (Еф.6:11), чтобы, когда нападает на нас враг, вооружились мы против него из сказанных оружейниц. Оружия бо наша не плотская, но сильна Богом (2Кор.10:4); яко несть наша брань к крови и плоти, но к духовом злобы (Еф.6:12). И в сокровищницах много различных пособий, разумею слово о покаянии и спасении, чтобы всякий, кто в ратоборстве с диаволом бывает уязвлен, со тщанием притекал к сокровищу исцелений, и, приложив к ране врачевство покаяния и сделавшись здравым, снова сражался за своего Владыку. Поелику и нерадение есть одна из стрел, которою враг многих уязвил и низложил, то приимем терпение, которым препобеждается нерадение, как можно чаще обращая к себе написанное: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14), чтобы душа, подкрепленная словом, удобно могла выдерживать удары, наносимые ей чуждым, и облегчала для себя труд, опираясь на слово, как на жезл, или носясь на нем, как на колеснице. Итак, чаще будем припоминать себе сие изречение и говорить друг другу: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Ибо весьма пригодно нам сие изречение, постимся ли мы, бодрствуем ли, молимся ли, занимаемся ли рукоделием, или иное что делаем; потому что возбуждает оно в нас усердие к совершению начатого подвига добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/809/...

«Узрев народы, (Иисус) взыде на гору; и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его, и отверз уста Своя, учаше их» ( Мф.5:1–2 ). Братия святая! Вступив в поприще сего великого поста, конечно, мы имеем святое желание быть блаженными, сделаться наследниками Царствия небесного. Где же можем найти верное руководство к достижению блаженства, как не в учении Господа нашего о блаженствах? Итак, думаю, не без приличия и не без пользы употребим мы в продолжение сей Великой Четыредесятницы несколько священных часов на размышление о блаженствах Евангельских. И, на первый раз, обратим внимание наше на те обстоятельства, которыми Св. Евангелист предваряет Божественную проповедь Спасителя, и в которых мы найдем для себя предварительные наставления. «Узрев народы, взыде на гору; и седшу ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их». «Узрев народы». Слушатели Божественных поучений нашего Спасителя всегда были столь многочисленны, что часто наполняли собой целые дома, берега и горы. Смотря на таковую ревность благочестивых Иудеев, нельзя не скорбеть о холодности нашей к святому Божественному Слову; нельзя не удивляться, что у нас не народы, а, часто, один или два слушают Евангельскую проповедь Спасителя. «Узрев народы», а не князей, не фарисеев, не книжников. Так-то открывает Господь Божественную волю Свою младенцам, людям простым, неученым, незнатным, и утаивает оную от премудрых и разумных ( Мф.11:25 ); не потому утаивает, чтобы не хотел открыть им пути спасения, а потому, что они, обожая свой плотской разум сами отметают словеса жизни вечной. Князи Иудейские, фарисеи и книжники не хотели слушать Божественного учения от Спасителя нашего, как такого Учителя, Который не был князь, ни фарисей, ни книжник; а народ, простые люди, не помраченные гордостью века сего, со всей ясностью усматривали в Нем Небесного Посланника и Учителя, и со всем усердием принимали преподаваемое Им спасительное учение. Научитесь из сего примера, рабы Господни, вы, простые и необразованные, быть мудрыми и разумными. Пусть и ныне мудрые, и ученые ищут для себя блаженства в знаниях и учениях человеческих: вы ищите небесного блаженства лишь в том учении, которое преподал Спаситель наш Господь Иисус Христос . Ибо и великие, и мудрые в мире сем, ежели пожелают блаженства истинного, блаженства вечного, не иначе могут достигнуть оного, как покорив свой ум «в послушание Христово» ( 2Кор.10:5 ), и с кротостью приняв проповеданное Господом слово, едино «могущее спасти души наши» ( Иак.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010