Глава IV Замечание Апостола о своей деятельности (1–6). Величие служения Апостола и его бедственное внешнее положение (7–12). Примирение этого противоречия (13–18). 2Кор.4:1–6 . Об Апостоле Павле враги его говорили, что он малодушный человек, что он может действовать только хитростью, что он искажает Слово Божие, что он не доводит до конца своих разъяснений о сущности своего Евангелия. Словом, Апостола считали каким-то фантазером, который проповедует не истинное Евангелие, а то, что ему представлялось в воображении. Все эти обвинения Ап. с негодованием опровергает и говорит, что, наоборот, его противники – иудействующие ослеплены князем века сего до того, что не видят вовсе истины. 2Кор.4:1 .  Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; «Имея… такое служение», т. е. содействуя достижению христианами свободы и прославления, о которых Ап. сказал в 17–18 ст. III-й главы. – «Не унываем», т. е. не падаем духом, встречая разные трудности на своем пути. 2Кор.4:2 .  но отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Под искажением слова Божия иудействующие противники Апостола понимали неправильное, по их мнению, толкование Ветхого Завета и, главным образом, закона Моисеева. 2Кор.4:3 .  Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, Противники Павла говорили, что он с намерением не раскрывает тех последствий, к каким ведет его Евангелие, а именно не указывает того, что его учение поощряет будто бы всякую нравственную распущенность. Ап. на это отвечает, что только люди, уже ставшие на прямой путь, ведущий к погибели, могут взводить на него такие обвинения. 2Кор.4:4 .  для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. «Бог века сего», т. е. сатана (ср. Ин 8:44, 12:31, 14:30 ). – «Чтобы для них не воссиял», т. е. чтобы они не были в состоянии призвать и усвоить светлой истины Евангелия. – «О славе Христа» – о величии вознесшегося на небо Христа (ср. 2Кор.3:18 ), о чем говорили проповедники Евангелия. – «Который есть образ Бога невидимого». Христос в состоянии Своего прославления находится вполне в образе Божием и в равном положении с Богом ( Флп. 2:6 ). Поэтому Он в Своем прославленном теле является видимым образом невидимого Бога (ср. Кол 1:15 ; Евр 1:3 ). Хотя и в состоянии Своего уничижения Он также имел божественную славу, как носитель божественной «благодати и истины» ( Ин 1:14 ) и давал знать о ней в Своих чудесах ( Ин 2:11 ), однако проявление этой славы было ограничено состоянием уничижения, в каком находился Христос до воскресения Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) Апостол Павел не брал ни серебра, ни золота и жил трудами рук своих ( Деян.20:33–34 ; ср. 1Фес.2:9 ; 2Фес.3:8 ). Тот же апостол ясно подтверждает право священства на вознаграждение за свои пастырские труды ( 1Кор.9:4–14 ; Гал.6:6 ). Если же сам он в некоторых случаях не пользовался этим правом, то единственно из опасения повредить успеху проповеди: «или один я и Варнава не имеем власти не работать?» ( 1Кор.9:6 ). Т.е. мы имеем право (власть) жить без трудов для средств к жизни и получать содержание от христиан, однако «мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (стих 12). В других случаях, когда это (получение приношений) не производило соблазна, апостол пользовался содержанием от верующих ( 2Кор.11:8–9 ; Фил.4:15–18 ). 4) «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» ( 2Кор.12:14 ). Этими словами апостол Павел не отрицает права пастырей получать вознаграждение от мирян. В виду исключительных обстоятельств, бывших в Коринфской Церкви (ср. 2Кор.11:11–12 ), он отказался получать что-либо от коринфян, а «другим Церквам причинял издержки, получая от них содержание (ψνιον – вознаграждение, жалованье, награду) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Смысл выражения апостола ( 2Кор.12:14 ) такой: я в третий раз готов к вам идти и опять не буду в тягость, так как ищу не вашего достояния, а спасения душ ваших. Закон природы велит родителям собирать имение для детей, а я не только это исполняю (назидая вас, воспитывая, приуготовляя к будущей жизни), но даже готов отдать самого себя ( 2Кор.12:15 ). И это делаю для вас, которых я люблю, но которые меня не любят в той же мере. Вместо наименований «учителя и ученики» – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «употребляет слова «родители и дети» и показывает, что вменяет себе в обязанность и то, к чему не был обязан, так как Христос не дал такого повеления, а апостол из снисхождения (к коринфянам) говорит это... Итак, смотри теперь, сколько здесь степеней. Надлежало брать, а он не брал, – это первая заслуга; не брал, находясь в бедности, – это вторая; не брал, когда им проповедовал, – это третья; сам дает им, – это четвертая; и не просто дает, но с избытком, – это пятая; отдает не имение только, но и самого себя, – это шестая; отдает себя за тех, которые не очень его любят, – это седьмая; и которых он весьма любит, – это восьмая». 283

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

2Кор.5:11 .  Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. Апостола Павла упрекали в том, что он хитростью привлекает к себе людей и что его поведение двусмысленно. Павел отвечает на это: «да, я убеждаю, уговариваю (по-русски неточно: «вразумляем») людей, но при этом страх пред Господом как пред Судьей удерживает меня всегда в границах дозволенных действий… Я могу казаться своим противникам не совсем открыто действующим человеком, но Бог видит, что я поступаю искренне и по совести. Вы и сами должны знать это» (открыты и вашим совестям). 2Кор.5:12 .  Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. Ср. 2Кор.3:1 . Если Ап. говорит что-либо в похвалу свою, то этим он хочет дать Коринфянам в руки оружие для отражения враждебных ему наветов со стороны его врагов, которые незаконно слишком превозносили самих себя. 2Кор.5:13 .  Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас. Апостолу ставили в упрек то, что он выходит из себя. Этот упрек имел своим основанием то, что Павел имел дар говорить языками более чем все другие ( 1Кор 14:18 ), имел много видений ( 2Кор 12:1 и сл.) и обладал очень подвижным темпераментом. Противники его воспользовались всем этим для того, чтобы представить его в глазах Коринфян как душевно больного. Павел говорит на это, что он увлекается вдохновением только тогда, когда молится Богу, наедине с самим собою и Богом ( «для Бога»). В тех же случаях, где дело идет о том, чтобы его речь была вполне понятна собирающимся в церкви, Апостол говорил всегда как совершенно спокойно рассуждающий человек. 2Кор.5:14 .  Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. 2Кор.5:15 .  А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. К такому самоограничению на благо Церкви побуждала Апостола «любовь Христова» или любовь к братиям, подобная любви Христа к человечеству. Он рассуждал так: «если Христос умер, то и все верующие во Христа умерли сами для себя. Они не живут уже для самих себя, а для Христа и ближних своих». Поэтому Апостолу чуждо теперь всякое желание отличиться чем-нибудь пред другими верующими. Он не пользуется во что бы то ни стало имеющеюся у него способностью приходить в чрезвычайное состояние восторга и стремится служить назиданию верующих в обычном спокойном состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.9:6 .  При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. Мф 5:7 ). 2Кор.9:7 .  Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Но при этом не должно быть никакого принуждения для имущего класса христиан: Бог любит и ценит только тех, кто дает добровольно (цитата из кн. Притч.22:8 по тексту 70-ти. В подлинном тексте этого выражения не имеется). 2Кор.9:8 .  Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 2Кор.9:9 .  как написано: расточил, раздал нищим: правда его пребывает в век 10 . На вопрос о том, откуда у христиан могут найтись средства для благотворения, если они уже роздали что могли, Апостол отвечает, что Бог будет им посылать такие средства на добрые дела. Еще в Ветхом Завете о щедром раздаятеле милостыни сказано, что «его правда», т. е. его праведные дела, «пребывает во век» ( Пс 111:9 ). Это значит, что Бог будет всегда награждать праведника и внешним благополучием (ср. Пс 111:3 ). 2Кор.9:10 .  Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, Ап. имеет здесь в виду изречение из кн. Исаии ( Ис.55:10 ), где подлежащим в выражении «дающий семя» – конечно, подразумевается «дождь». С дождем сравнивается у пророка благость и всемогущество Божие. У Апостола подлежащим служит подразумеваемое выражение «Бог». Тот Бог, говорит Апостол, Который дарует сеятелю семя, дает Коринфянам и средства на благотворение и потом еще «умножит плоды правды вашей» (ср. Ос. 10:12 ), т. е. вознаградит богато за ваше расположение к бедным. 2Кор.9:11 .  так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ту же мысль Ап. раскрывает здесь полнее. Полученное от Бога богатство сделает Коринфян еще более готовыми на подаяние милостыни. А как велико значение этой добродетели-щедрости! Чрез нее мы, слабые люди, возбуждаем во многих благодарные чувства по отношению к Богу и, таким образом, содействуем Его славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В силу доказанной своей апостольской власти Св. Павел придет и не пощадит виновных Коринфян ( 2Кор. 12:19–13:10 ). 2Кор. 12:19–13:10 . «Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся пред вами?» – так заключает защитительную часть своего послания Св. Ап. Павел… Затем высказавши, что главная цель его речей есть исправление Коринфян, Апостола опасается, как бы в самом деле не найти их такими, какими он не желает, и чтобы не оплакивать многих, которые согрешили прежде и не покаялись. В этом прискорбном случае по тому самому и придется Апостолу употребить строгость уже без пощады, что Коринфяне ищут в нем осязательных доказательств его апостольской власти и того, Христос ли говорить в нем. Лучше испытайте и исследуйте самих себя, – присовокуплять Апостол, – «о нас же надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны» ( 2Кор. 13:6 ). Но и к этим строгим словам он делает опять-таки благосердное добавление: «молимся о вашем совершенстве. Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор. 13:9–10 ). V. Заключение 2Кор. 13:11–13 . В заключении Св. Ап. Павел желает своим Коринфским чадам радоваться, усовершаться, быть в мире и единомыслии, – чем и привлекут они к себе Бога любви и мира. Затем посылает он обычное приветствие от христиан, в среде которых сам пребывает и пишет послание, и оканчивает оное тем молитвенным и благожелательным приветствием, которое мы всегда слышим теперь от пресвитеров, совершающих литургию: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Св. Духа со всеми вами!» 66 Почему «без одного»? Древний закон гласил: сорок ударов можно дать (заслужившему телесное наказание), а не более, чтобы от многих ударов брать твой не был обезображен пред глазами твоими» ( Втор. 25:3 ). Из опасения, как бы по ошибочному счету лишним ударом не был нарушен вышепрописанный закон, обычаем установлено впоследствии не додавать одного удара (Так Феофилакт и Св. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 4 2Кор.4:1 .  Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем. «Сего ради имуще служение сие, якоже помиловани быхом, не стужаем си». Апостол дал ясно видеть, что служением Духа назвал он проповедников. Сказал же, что сподобился сего служения по единому человеколюбию. Поэтому-то, говорит, и переносим мужественно постигающие нас скорби. 2Кор.4:2 .  Но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. «Но отрекохомся тайных срама». Разумеет обрезание, которое проповедовали уверовавшие из язычников 2 . Сие сказал он и в другом месте: «Но яже ми бяху приобретения, сия вмених Христа ради тщету» ( Флп. 3, 7 ); и еще: «но вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу» ( Флп. 3, 8 ). «Не в лукавствии ходяще, ни льстяще словесе Божия, но явлением истины представляюще себе ко всяцей совести человечестей пред Богом». Снова обличает их в том, что примесью закона искажают Божественную проповедь прибегают к лукавству и не простодушно излагают учение. А мы, говорит Павел, имеем свидетелями истины людей; здравомыслящих и Самого Назирающего совесть. Потом, поскольку сказал: " мы еси откровенным лицем славу Господню взираем» ( 2Кор. 3, 18 ), но весьма многие были ослеплены гноем неверия и не могли созерцать Божественного, то по необходимости присовокупил: 2Кор.4:3 .  Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих. «Аще ли же есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено». Сие Апостол сказал и выше: «овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот» ( 2Кор.2, 16 ). 2Кор.4:4 .  Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. «В нихже бог» (здесь должно поставить знак препинания), «века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы, Иже есть образ Бога». Апостол показал, что неверие ограничивается настоящим веком, ибо в будущей жизни всем открыто является истина. Ослепил же их Бог, не Сам вложив неверие, но когда увидел их неверие, не попустив им видеть сокровенные тайны. " Не дадите, – сказал, – святая псом: ни пометайте бисер ваших пред свиниями» ( Мф. 7, 6 ); и еще: «Сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не разумеют» ( Мф. 13, 13 ). Ибо нужны разумение и вера, чтобы приобщиться света, а слабым глазам солнце враждебно. «Образом» же «Бога» назвал Апостол Христа, как Бога от Бога, потому что Христос в Себе показывает Отца, почему и говорит: «видевый Мене виде Отца» ( Ин. 14, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 8 2Кор.8:1 .  Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским. «Сказуем же вам, братие, благодать Божию, данную в церквах Македонских». Сказав о блаженном Тите и достаточно ублажив похвалами коринфян, Апостол присовокупил: «радуюся, яко во всем дерзаю в вас»; и на самом деле показывает свое дерзновение и предлагает увещание иметь промышление о святых. Но прежде сего описывает искреннюю веру македонян, подвиги веры их и великодушие в нищете. «Благодатию же Божиею " наименовал приобретение благ, не отрицая свободы воли, но научая, что с Божиею только помощию возможно собрать богатство добродетели. 2Кор.8:2 .  Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. «Яко во мнозем искушении скорбей избыток радости их, и яже во глубине нищета их избыточествова в богатство простоты их». Апостол сказал им самое высокое похвальное слово, ибо показал, что они в скорби благодушны и в крайней бедности богаты щедростию; отовсюду обуреваясь волнами, радуются, как бы несясь попутным ветром, и, редко имея у себя необходимое, показывают великодушие, как бы утопая в богатстве. 2Кор.8:3 .  Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель. 2Кор.8:4   Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым. «Яко по силе их, свидетелствую, и паче силы доброхотни, со многим молением моляще нас благодать и общение служения, еже ко святым». Ибо свидетельствую о них, что усердием превысили силы свои и сами предупредили наше увещание, упросив нас дозволить им позаботиться о служении святым. А таковое служение Апостол назвал благодатию и общением, научая тем и другим, что уделяющий другому сам бывает в прибытке, потому что услуживающие делаются сообщниками приемлющих услугу. 2Кор.8:5 .  И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией. 2Кор.8:6 .  Поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава VI Подвиги ап. Павла (1–10). Увещание к Коринфянам удаляться от общения с язычниками (11–18). 2Кор.6:1–10 . Ап. гордится тем, что он избран Богом к тому, чтобы принимать участие в деле спасения людей. Время же этого спасения теперь настало. Ап. при этом в форме гимна изображает те подвиги, какие ему довелось совершить для спасения людей благодатью Христовой. 2Кор.6:1 .  Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. 2Кор.6:2 .  Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе 5 . Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Апостол увещает Коринфян, как соработник у Бога (ср. 1Кор 3:9 ), чтобы они не напрасно приняли благодать Христову, а использовали бы ее для своего усовершения в добродетели. Теперь для этого самое благоприятное, удобное время, потому что Раб Иеговы (ср. Ис 49:8 ) т. е. Господь наш Иисус Христос , услышан Иеговою-Отцом Своим в Своих ходатайствах за людей, и людям открыта полная возможность к тому, чтобы совершать богоугодные дела. Господь Иисус Христос молился за нас, и Отец небесный, по Его молитве, отверзает пред нами сокровища Своей благодати (ср. толк. на Ис 49:8 ). 2Кор.6:3 .  Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 2Кор.6:4 .  но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 2Кор.6:5 .  под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели – «терпения». Первый вид «терпения» – перенесение «бедствий», т. е. внешних преследований, второй – перенесение «нужд», т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят «тягостные обстоятельства», которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об «ударах», какие получал ( Деян 16 и сл.), о заточении своем «в темницу», о необходимости часто переселяться из одного места в другое ( «изгнания». По другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал в своих усиленных «трудах» на благо Церкви ( 1Кор 3:8 ), «в бдении» по ночам, когда это было нужно ( Деян 20:31 ) и «в постах» ( Деян 14:23, 13 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сейчас «время благоприятное», время помилования, когда не отчёт о жизни испрашивается и не суд произносится, а покаяние ожидается. Но так не будет продолжаться вечно – время в любой момент может стать «неблагоприятным», временем не спасения, а суда. б) Преодоление испытания силой Христовой (2Кор.6:3–7, 1) Коринфяне могли недоумевать, каким образом может быть «благоприятным» для спасения настоящее время, полное скорбей и уничижений. Но ап. Павел на примере своего служения показывает, что никакие гонениями страдания не препятствуют возрастанию дела Божия на земле, если служители его покажут свою верность пред Богом: «во всем являем себя как служители Божии – в терпении великом, в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах» ( 2Кор.6:4 ). Кроме этих недовольных, обусловленных историческими условиями прискорбностей служителя Божия, ап. Павел указывает на вольные его скорби и труды: «в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией» ( 2Кор.6:5–7 ). Но во всех этих испытаниях у Апостола хватает мужества не уронить чести своего служения и не сложить свое оружие правды. Правое дело Божие, дело проповеди не требует иного оружия, кроме правды. С этим оружием и выступили апостолы: «в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» ( 2Кор.7:6 ). Апостолы, стяжав любовь Христову, пребывали в Духе Святом и силе Божией, почему они и оставались всегда победителями: их почитали даже умершими от побоев, но они оставались живы; их наказывали, но они не умирали, сами были нищи, но всех обогащали, так что, ничего не имея, они всем обладали ( 2Кор.6:10 ) – обладали любовью и истиной и ими всех обогащали. Ап. Павел предостерегает верующих от общения в грехах с неверующими: они не должны добровольно «преклоняться под чужое ярмо с неверными» ( 2Кор.6:14 ) (обычное сравнение язычника с рабом, служащим своему греху, здесь заменено образом вола, на которого возложено тяжелое ярмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава 3 2Кор.3:1 .  Не­ужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? «Зачинаем ли паки нас самех извещавати вам?» Ибо не нам следует сказать это, а вам, которые в точности знаете, что касается и до нас, и до них. И Апостол продолжает уязвлять их словом. «Или требуем, якоже нецыи, извещавателных посланий к вам, или от вас!» А сим дает им понять, что некоторые из оных обманщиков и им выхвалены были другими, и от них напутствованы одобрительными к другим посланиями. И поскольку к поражению их достаточно было сказанного, то Апостол в последующих словах предлагает врачевство и говорит: 2Кор.3:2 .  Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками. «Послание [бо] наше вы есте, написанное в сердцах наших, знаемое и прочищаемое от всех человек». Не имеем нужды в посланиях; о нас свидетельствуют самые дела; и есть у нас одушевленное послание, которое говорит вам в нашу пользу; это – вера ваша, прославляемая везде, и на суше и на море; потому что мы, избавив вас от заблуждения, привели к свету Боговедения. Сие выражают и последующие слова. 2Кор.3:3 .  вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. «Являемы, яко есте послание Христово служеное нами». И что я говорю – наше? Вы – послание Самого Спасителя нашего, изречения самой проповеди Его, а мы только служители писмен. «Написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных». Оставив учащих противному, Апостол переходит к действительности и показывает различие двух заветов, ибо один начертан был на скрижалях каменных, а другой написан на разумных сердцах. 2Кор.3:4 .  Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа. 2Кор.3:5 .  Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. «Надеяние же таково имамы Христом к Богу, не яко доволни... от себе помыслити что, яко от себе». Благовременно упомянул Апостол о Боге всяческих, потому что проповедующие противное утверждали, будто бы Бог печется о сохранении закона. Посему говорит: смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010