1. Свойства и действия Откровения (2Кор.2:12–4, 6) а) Действенность Откровения ( 2Кор.2:12–3, 6 ) Получив известия от Тита о благоприятных результатах первого послания к Коринфянам ( 2Кор.12:12–13 ), ап. Павел приходит в восторг и в воодушевлении восклицает о торжестве благовестия Христова: «благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы – Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» ( 2Кор.2:14–15 ). Апостол сравнивает распространение познания о Христе с благовонием мира, которым в ветхозаветное время помазывали священные сосуды, распространявшие аромат по всей скинии ( Исх.30:26–30 ). Так и Христос, помазанный Духом Святым, распространяет познание о Себе по всей Вселенной. И хотя миро благовонное, но, оказывается, не все его воспринимают – для одних оно «запах живительный на жизнь», а для других – «запах смертоносный на смерть» ( 2Кор.2:16 ) (это выражение заимствовано из обычаев римского триумфа, когда пленников вели перед колесницей победителей, а на улицах воскурялся фимиам. У Капитолийского храма пленников отводили в мрачные подвалы, где их предавали смерти. Таким образом, приятные благовония для победителей были символом славы, а для несчастных жертв – запахом смерти. Так и спасительная весть проповедников Христа для ожесточенного пороками языческого мира была приговором гнева и осуждения от Бога). Благоуханием Христовым были также сами Апостолы, потому что все их ведение, их сила слова и знамения были «от Бога, пред Богом, во Христе» ( 2Кор.2:17 ). Слово Божие не нуждается также ни в каких рекомендательных письмах, ибо само обладает силой Духа Божия для обращения сердец слушающих. Лучшим письмом для Апостола была сама Церковь в Коринфе, основанная им через «служение слова» ( 2Кор.3:1–3 ). Такой благоприятный прием послания, его действенность ап. Павел приписывает не себе, не своим способностям, но единому Богу, действующему через него: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» ( 2Кор.3:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Но вол начал носить ярмо не добровольно, а быв приучен к тому. Христианин же освобожден Христом от ярма греха и не должен добровольно делаться подъяремным). Ап. Павел сравнивает верующих и неверующих с самых различных точек зрения и не находит ничего общего между ними ( 2Кор.6:14–16 ): 1 . с точки зрения нравственной: «Какое общение праведности с беззаконием?» 2. со стороны духовной: «Что общего у света о тьмой?» 3. со стороны их начальства: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (Велиар – сатана, богоборец). 4 . по характеру жизни: «Какое соучастие верного с неверным?» 5. по характеру религии и последней цели её: «Какая совместимость храма Божия с идолами?» Верующие – это и есть храм Духа Божия. Общаться с неверным – это все равно, что поставить идола в храме Бога живого... Эти примеры означают не то, что верующие не должны вообще общаться с неверующими, но то, что они должны остерегаться общения с ними во грехах. Верующие – народ Божий, отделенный от неверных; они дети Божии, «храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), поэтому должны совершенно «очистить себя от всякой скверны плоти и духа», чтобы успешно совершать святыню, т. е. подвиг святом жизни в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ). в) Свидетельство Апостола о своей любви к Коринфянам (2Кор.7:2–16) После вдохновенной речи ап. Павла о высоком достоинстве Новозаветного Откровения, вызванной встречей с Титом ( 2Кор.2:14 ), теперь он вновь возвращается к практическим вопросам своего отношения к Коринфянам, старается доказать свое благорасположение к ним. Апостол воспоминает свое беспокойство, когда не встретил Тита по приходе в Македонию ( 2Кор.7:5 ), и свою радость, вызванную добрыми известиями о благом воздействии первого Послания ( 2Кор.7:6–11 ). Как говорит Златоуст, Апостол похваляет и укоряет всех коринфян вместе, представляя каждому избрать свое. Таким образом и укоризны делались сносными, и похвалы возбуждали к большей ревности. Ап. Павел не жалеет, что опечалил их посланием, наоборот, радуется, ибо они опечалились ради Бога» ( 2Кор.7:9 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В Новом Завете с действием Того же Духа связано и наше возрастающее преображение: «мы все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Что значат эти слова, говорит св. И. Златоуст: «Это яснее было для верующих времен апостольских, когда действовали дарования чудес; впрочем, кто имеет очи веры, тому и ныне нетрудно уразуметь сие. Как скоро мы крещаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца... и в себя принимает луч от славы Духа, и от себя отражает луч той же славы» (еп. Феофан, Толк. 2-го посл. св. ап. Павла к Коринф., 58). Проповедь Апостолов действует неотразимо на неиспорченные сердца. Не принимают ее лишь «неверующие», «погибающие»; она «закрыта» для тех, «у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» ( 2Кор.4:4 ). «Бог века сего», или «князь мира сего»,– так назван диавол, имеющий огромную власть над людьми. Он пользуется пристрастием людей к плотской жизни, к самоугождению и этим помрачает их ум и ослепляет их духовное зрение, препятствуя им увидеть безмерную славу и благость Христа и уверовать в Него. Апостол сравнивает просвещение сердца светом Евангелия с первым днем творения, когда впервые воссиял свет из небытия и тьмы: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Кор.4:6 ). 2. Сила Божия в немощи человеческой совершается (2Кор.4:7–5 – 10) а) Сила веры – в испытаниях ( 2Кор.4:7–15 ) Показав величие новозаветного служения, ап. Павел не скрывает и того неславного и даже уничиженного внешнего положения апостолов, которым соблазнялись некоторые из новообращенных. Апостол показывает высокую цель унижения: «...чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ). То, что апостолы отовсюду притесняемы, в отчаянных обстоятельствах, гонимы, низлагаемы ( 2Кор.4:8–9 ), окружены множеством смертных опасностей, из которых они, однако выходят живыми и невредимыми, не отчаивающимися даже в самых отчаянных обстоятельствах, заставляет всякого признать очевидность действия силы Божией (Апостол как бы так говорит: «Ибо не так была бы видима сила Божия, если бы мы никогда не страдали, нежели теперь, когда мы страдаем и остаемся непобедимыми» (св. Иоанн Златоуст , цит. соч., стр. 69). «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» ( 2Кор.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава 7 2Кор.7:1 . Итак, эти имея.... обетования,.. возлюбленные, от самых дней Исаии, – очистим себя от всякой скверны плоти, то есть от бессильных жертв закона и помимо закона, и совершенными соделаем души наши «в святыне» чрез Евангелие, которое даровало нам любовь Христову. 2Кор.7:2 . Будьте снисходительны к нам, братия, ибо не вам говорим, но в лице вашем другим вещаем; поскольку никого из тех, кто приходят к вам и хулят нас, мы... не обидели, не учинили несправедливости и не обманули, как они это делают с нами из-за Евангелия. 2Кор.7:3 . Не к осуждению вас с ними говорим это; ибо... прежде мы сказали, что... в сердцах наших – вы [есте], так чтобы... умира ть... вместе с нами от гонителей и жить... вместе с нами в откровении Христовом. 2Кор.7:4 . Великая у меня уверенность есть в вас – ради прежней любви вашей, и великая у меня похвала о вас – ради настоящего вашего терпения. Я исполнен утешением и преизобилую радостью, при всей скорби нашей, потому что умножается радость моя, когда я слышу о вашем терпении. 2Кор.7:5 . Ибо и когда мы терпели и терпим всякие страдания в Македонии, то никакого покоя... не имела... плоть наша 20 , и среди всяких скорбей находимся мы, подобно вам и более вас: из вне – брани, а внутри – страхи за друзей, чтобы кто не соблазнился. 2Кор.7:6 . Но Бог , утешающий униженных, то есть преследуемых, утешил нас прибытием Тита. Большое беспокойство я учинил ему, ибо он внял мольбам моим и предал себя на смерть, прийдя в самый разгар гонения и, подкрепляя нетвердых, которые есть между вами. Но когда пришел он и донес нам, что вы отложили личные заботы о себе и о воздвигающихся на вас страданиях, и (со всей) любовью, какую имеете к нам, пребываете в нашей печали, то есть сострадаете апостолу, – когда я услышал об этом, радость великая была для меня в той сильной скорби, какую имею я ( 2Кор.7:7 ) . 2Кор.7:8 . Итак, если и опечалил... я... вас в Послании моем Первом теми многими обвинениями, в которых обвинил и некоторых из вас, не раскаяваюсь в том, что опечалил вас, ибо вы никоим образом не потерпели вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

2) Переходя затем от благовестия евангельского к личности самих благовестников, Св. Павел решает вопрос: Зачем так хилы и слабы, как глиняные сосуды сами носители благовествуемого сокровища? ( 2Кор. 4:7–5:10 ). Имеется при сем у Апостола в виду главным образом то, что враги завистники его постоянно старались подорвать доверие к его апостольскому авторитету указанием на то, что действительно непоказно и немощно было в его личности (Еп. Феофан). Посему и рассуждает он о видимом бессилии и угнетенности благовестников евангелия так: 2Кор. 4:7 . Допускается сие затем, «чтобы преизбыточная сила (благовестия) была приписываема Богу, а не нам блговестникам». 2Кор. 4:8–11 . Впрочем эти, столь невидимые по внешности и столь слабые, по-видимому, благовестники Христовы, хотя в настоящее время «отовсюду притесняемы, но не стеснены, в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваются, гонимы, но не оставлены и проч.»…, так что смерть (т. е. страдания и постоянное умирание по телу), по-видимому, только и действует в них, но из этого именно и выходит духовная жизнь для верующих; «смерть (телесная) действует в нас», – назидательно обращается Апостол к своим ученикам, – «а жизнь (духовная) в вас» ( 2Кор. 4:12 ). 2Кор. 4:12–15 . Если же затем обратиться к будущему времени, то воскресивший Господа Иисуса воскресит непременно и поставит пред собой в великой славе и благовестников Иисусовых, теперь столько немощных и невзрачных и, по-видимому, беспомощно умирающих за свое благовестие. Но не без вас прославит нас Господь, – добавляет Апостол приверженным ученикам своим, – а с вами, «ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» ( 2Кор. 4:15 ). Итак, по мысли Апостола, не к презрению и уничижению, а к великому уважению благовестников евангелия и эта их гонимость. 2Кор. 4:16–18 . Самое это умирание непрерывное по телу есть, так сказать, осязательное и наглядное движение к невидимой и вечной славе, ибо «если внешний их человек (тело с потребным для него и с участию его) и тлеет, то внутренний (дух и душа – Феофилакт, Экумений) со дня на день обновляется». А посему, – говорит Апостол, – «мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Если Христос – не Бог, то разве мог Он по сущности и по действию быть равным Богу Отцу и Богу Духу Святому; и разве мог Он быть осуществлением и исполнением всех Божиих обетований (см. 2Кор.1:19–22 )? «Как Христос – не Бог,– говорит святой Кирилл Александрийский ,– если Он есть «благоухание познания» Отчего ( 2Кор.2:14 )? Ведь в естестве человека нельзя найти благоухания Божией природы, но как запах человечества ясно обозначает человека, так и благоухание Божества обозначает Бога. А если Христос именуется благоуханием Отца, что Он и есть на самом деле, как тогда Он – не Бог; ведь именно для спасения людей Слово Бога Отца и сделалось человеком?» Если Христос не Сын Божий и не образ Бога, как тогда в Нем открыто Божие Евангелие; как тогда силой Его Духа и через веру в Него «мы преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( 2Кор.3:15, 4:6 )? Христос и потому Бог, что всем нам должно явиться на Его суд, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). Как Христос – не Бог, если, восприняв на Себя грех мира, Он примирил мир с Богом и дал нам «служение примирения» ( 2Кор.5:15–21 )? «Христиане суть храмы Бога Живого (см. 2Кор.6:16 ), ибо в них обитает Дух Святой, именуемый Духом Христовым, по реченному: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим.8:9 ); как тогда Христос – не Бог?» Если Христос – не Бог, как святой апостол Павел был восхищен Христом до третьего неба, вознесен в рай и слышал там неизреченные глаголы (см. 2Кор.12:1–10 )? Если бы Христос не был Богом и Его Евангелие – Евангелием Божиим, то разве апостол Павел утверждал бы столь решительно, что это Евангелие – «не по человеку»; и разве так страшно и беспощадно проклинал бы он желающих «превратить благовествование Христово» (то есть исказить Христово Евангелие) и проповедовать его иначе (см. Гал.1:6–12 )? Если Христос – не Бог, как тогда верой в Него человек оправдывается; и как, живя Христом, он живет Богом (см. Гал.2:19–20 )? Если Христос – только человек, как тогда вера в Него упраздняет ветхозаветный закон, закон Божий (см. Гал.3:5–25 )? Если Христос – не Сын Божий и не Бог, то как мы крещаемся в Него, как и в Бога Отца и Духа Святого; и как верой в Него все в Него крещающиеся становятся сынами Божиими (см. Гал.3:26–27 )? Христос как Единородный Сын Божий Духом Своим усыновляет людей Богу, делает их Божиими наследниками, являет Собой Бога, преподает знание о Боге,– как тогда Он не Бог (см. Гал.4:4–9 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Несмотря на свои великие труды и страдания св. Павел никогда ни пред кем не ласкательствовал, не унижался, не угождал человекам; его слово никогда не было в одно время и «да» и «нет» ( 2Кор.1:17 ). «У людей ли я ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ). Св. Апостол проповедывал искренно, «как от Бога, пред Богом во Христе» ( 2Кор.2:17 ). Он бесконечно любил верующих – своих духовных чад, нежно обходился с ними, подобно кормилице ( 1Солун. 2:7 ), каждого просил, умолял, убеждал жить достойно Бога ( 1Солун. 2:12 ), душу свою готов был положить за верующих. Он никогда духовно не насиловал последних, а радовался их собственною радостью ( 2Кор.1:24 ). Но св. Павел мог придти к верующим и с «жезлом», а не с духом любви и кротости, – там, где это требовалось ( 1Кор.4:21 ). Он бесконечно был смирен, любвеобильно прощал там, где обида касалась его лично, – где наглые враги обвиняли его в неискренности, коварстве, лести, в хождении «по плоти» ( 2Кор.2:17 и дал.; 2Кор.4:2 и др.). Но св. Павел строг и не пощадит там, где извращалась истина Христова, и тогда он готов, наказать всякое непослушание и противление ( 2Кор.10:6 ), всякую гордыню, восстающую на разум Божий ( 2Кор.10:4–5 ). Тут св. Павел напоминает нам древнего Илию Фесфитянина. К немощным в вере св. Апостол был снисходителен и научает всегда и нас этой снисходительности, чтобы, надмеваясь своим знанием, мы не подали соблазна своему брату ( 1Кор.8:9 и дал.). «Знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор.8:1 ). Св. Павел был ко всем благосклонен, всегда готов был сделать законные уступки там, где дело не касалось существа. «Для иудеев я был, – пишет он, – как иудей, чтобы приобресть иудеев», т.е. имел в виду их законные преимущества, их национально-историческое наследие, их внешние обряды, не имеющие в христианстве значения, потерявшие здесь всякую силу. «Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных», – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Все для вас ( 2Кор. 4:15 ), говорит страдающая любовь, не только не ищущая своего, но даже отказывающаяся от своего в пользу другого. Такое необычное в естественном порядке движение воли получает свое объяснение в любви к Богу, которая, сколько бы ни теряла ради Бога, всегда неизмеримо больше получает от Бога. Апостол говорит: всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:1011 ). Организм мертвеет, истощается в изнурительном подвиге, а жизнь бьет ключом; как бы переполняя глиняный сосуд плоти и не вмещаясь в нем. Самоотверженная жизнь по формуле: все для вас, постоянно приобретает ценности пневматического характера, как бы в замен затрат из сокровищницы душевного человека: кратковременное легкое страданье наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор.4:17 ). Такой неравноценный обмен объясняется тем, что глубочайшее побуждение к самоотвержению обращено к Богу: во славу Божью ( 2Кор.4:15 ), Царь же Небесный воздает по-царски. Божья любовь к нам неотъемлема: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе ( Рим.8:3839 ). Вот почему так жизнерадостен крест Христов. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор.1:5 ). Посему мы не унываем, но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Приток пневматической жизни преодолевает чувствования естественного человека, и мы все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас: скорбь, тесноту, гонение, голод, наготу, опасность, меч ( Рим.8:35, 37 ). πομον (терпение) состояние страдающего, но выносливого человека, явление сердечной жизни ( 2Фес.3:5 ). Как реакция сердца на воспринятые носителем душевной жизни отрицательные впечатления, πομον не уничтожает чувства боли и скорби и уживается даже с плотяными слезами скорбящего ( 2Кор.2:4 Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Апостолу Павлу приходится выдвигать аргументы разные, – и прежде всего важность его служения благовестию, а суть благовестия – во спасении. Свои страдания он называет страданиями Христовыми (ср.: 2Кор.1:5 ). Прощал (блудника отлученного. – 2 Кор., гл. 2) тоже от лица Христова. Проповедь не наша; а это благоухание Христово через нас (см.: 2Кор. 2:15 ). Так, все во Христе, от Него ( 2Кор. 2:17 ). И живу ради Христа, ибо Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5:15 ). По-видимому, будто смерть Христова имела целью моральное воздействие; но это совершенно неверно: дальше прямо разъясняется, что все от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою; не вменяя людям преступлений их за Него ( 2Кор. 5:18,19 ); а уже в результате этого вторичная, дальнейшая цель – чтобы мы жили для Христа. Но путь к этому самому открыт лишь чрез Причащение. Характерное слово: не вменяя преступлений ( Рим. 4:6–8 ), то есть люди оставались сами по себе преступниками, а Господь лишь даровал «амнистию», непоминовение грехов. За что же? – За Христа... Как? – Это бы и не важный вопрос. Но факт: Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор. 5:19 ). Однако апостол старается разъяснить идею Жертвы за других. Не знавшего греха, то есть Сына, Он сделал для нас жертвою за грех, то есть виноватым, перенес на Него грех мира, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ). Совершилось какое-то таинственное перенесение вины одних на другого; это может быть и в нашей жизни. «Твой грех пусть будет на мне» – говорят. И бывает. А тогда уже и отстрадать должно за воспринятый грех . Христос взял на себя грехи мира (как сказал Иоанн Креститель) и выстрадал за них. Этим исчерпывается материал и Второго Послания к Коринфянам. Послание к Филиппийцам Из римской тюрьмы. Здесь находится замечательное место: что Христос, Сын Божий, образ Божий «унизил», уничижил Себя, начав с воплощения в зрак раба, – и кончая смертью. И нам нужно смириться (см.: Флп. 2:7–8 ). Другое место: апостол желает принять участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его ( Флп. 3:10 ). Это нам нужно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Глава VIII Увещание помогать Титу в деле собирания милостыни для иерусалимских христиан (1–15). Рекомендация посланным от Павла братиям (16–24). 2Кор.8:1–15 . В VIII-й и IX-й главах Ап. говорит о предпринятом им деле – собирании милостыни для святых или для христиан. Чтобы побудить Коринфян к щедрости в этом деле, Ап. указывает им на ту щедрость, какую проявили раньше их Македоняне. Затем он напоминает Коринфянам, что они уже начали собирать милостыню, и говорит, что он не требует от них жертв, которые превышали бы их средства. 2Кор.8:1 .  Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2Кор.8:2 .  ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. 2Кор.8:3 .  Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: 2Кор.8:4 .  они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 2Кор.8:5 .  и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией: Македонские Церкви (в Филиппах, Солуни, Верии) находились в то время сами в довольно тяжелом положении. Тем не менее, тамошние христиане сумели понять чужую нужду и, не смотря на собственные нужды, упрашивали Павла принять от них подаяние на бедных иерусалимских христиан, можно сказать, отнимая необходимое от себя самих. При этом Павел замечает, что этим они прежде всего хотели выразить свою преданность «Господу», т. е. Христу, а потом уже Апостолу, будучи уверены в том, что такое дело вполне согласно с волей Бога. 2Кор.8:6 .  поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. «Поэтому», т. е. в виду такого поведения Македонян, Павел не хотел, чтобы Коринфяне отстали от них в усердии к делу собирания милостыни. – «Доброе дело» – точнее с греческого: благодать. Называя так милостыню, Апостол этим самым дает понять, что она уподобляет человека Богу, источнику благодати, и с другой стороны сама совершается под действием благодати Божией, смягчающей человеческое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010