XVII. Узкий путь Человек, испытавший невзгоды и лишения на своем жизненном пути, начинает проникаться уважением к другим людям, которые идут в жизни каждый своей дорогой. И когда человек беспредельно устанет от изнурительного восхождения по ухабам дорожным к вершине желанной Истины, тогда он научается экономно расходовать свои силы, чтобы не сделать и одного лишнего шага, уводящего его в сторону от кратчайшей дороги к намеченной цели. И пристальный взгляд, обращенный к горе лучезарной Истины, помогает человеку в Ее свете разглядеть кратчайший путь восхождения к Ней, и это будет путь узкий. «Я должен, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский , – непременно, с каждым днем, с каждым годом, становится нравственно выше и выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее – должен продвигаться вперед на пути к Царству Небесному, или к Отцу Небесному, силою Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего и действующего... Царствие Божие после вольного нашего грехопадения уже не иначе берется, как силою, и только «употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Отчего узкий путь и тесные врата ведут к жизни? Кто суживает путь избранных? Кто делает тесными врата? – Мир теснит избранных, диавол теснит, плоть теснит, – она суживает путь наш к Царству Небесному. И чем теснее этот путь, тем убедительнее, вернее, что мы стоим на истинном пути; чем шире – тем несомненнее, что мы близки к погибели» 107 . Блудный сын евангельской притчи оставил дом родительский и ушел «на страну далече», потому что захотел иметь себе как можно больше свободы, простора в жизни. И грешник всякий все ищет себе простора, свободы; он дорожит этой свободой и желает жить единственно по своей воле. Но разве Евангелие лишает человека свободы, дарованной ему Творцом? Разве свободно подчинить себя чему бы то ни было, значит лишиться свободы? Не лишился бы свободы и грешник, если бы добровольно, по глубокому убеждению сердца, положил себе жить и действовать в духе Евангелия. «Где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал.5:13 ). Грешник же ищет свободы себе вне Евангелия, и, вместо желанной свободы, он попадает в рабство и рабство самое жестокое. Не пожелав прежде служить Богу, он теперь с покорностью слуги начинает работать греху, плоти, миру и диаволу. И его греховные привычки, страсти, его одержавшие, – что это, как не цепи и цепи самые тяжелые? Его беспрекословное повиновение правилам и обычаям мира, – что это, как не плен, плен самый невыносимый? Что это именно так, посмотрите на подражающих моде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Веяние свободы есть во всем христианском мире. При всем различии как целых исповеданий, так и отдельных христианских групп, это веяние свободы не утратилось нигде до конца, хотя часто оно ощущается очень слабо. Мы «призваны к свободе» по свидетельству ап. Павла ( Гал.5:13 ), и все верующие во Христа слышат в тайниках своего сердца этот призыв и следуют ему, насколько его вмещают. По свидетельству того же Апостола, «где Дух Господень, там и свобода» ( 2Кор.3:17 ), и оттого все благодатные озарения, посещающие нашу душу, несут с собой свободу, научают ей. Свобода во Христе пребывает в христианском мире, несмотря ни на какие – внешние и внутренние – ее стеснения: она живет в сердцах, если ей не дано найти свое выражение вовне, она светит и питает издали, если дано ее лишь издали ощущать. Но не в одном лишь христианском мире звучит призыв к свободе – этот призыв разносится по всему миру, как колокольный звон, пробирается в тайники души и вызывает ответное движение. Это откровение свободы уже не связывается в сознании с Именем и делом Христа – оно как бы идет снизу, из глубины человеческой природы, имеет «натуральный» характер. Для более зоркого взгляда может открыться и то, что эта «натуральная» свобода и свобода во Христе недалеки одна от другой; что Христова свобода есть вершина и оправдание того же, что в ясновидении сердца предносилось «натуральному» человеку. Однако это взаимоотношение двух свобод сложно и запутанно – и в эмпирической действительности два пути свободы выступают настолько различно, что мысль об их внутренней связи скорее мешает, чем помогает. В нас самих, чем дальше мы двигаемся во внутренней жизни, чем больше мы проникаем в темную глубину своей души, открывается тот же дуализм, те же два пути и два опыта свободы. «Натуральное» противостоит в нас самих «благодатному», и вера во Христа, следование Его заповедям не создает «сразу» в нас нового человека: «ветхий человек», не преображенный и не просветленный, не только живет в нас, но и вступает в очень сложную и напряженную борьбу с «новым» в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

«Возлюбленнии, не всякому духу веруйте; но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир» ( 1Ин.4:1 ). По заповеди апостольской, христианин не только должен ходить в послушании веры Христовой ( 2Кор.10:5 ), внимать своим наставникам и повиноваться им ( Евр.13:17 ), но и испытывать самых наставников – уразумевать, от Бога ли они, и то ли преподают учение, какое должен преподавать учитель веры – провозвестник небесных истин . «Возлюбленнии, не всякому духу веруйте; но искушайте духи, аще от Бога суть» ( 1Ин.4:1 ). Этою заповедью св. апостол Иоанн поставляет каждого истинно верующего христианина среди двух границ, разделяющих людей во мнениях и далеко поставляющих их от правды Божией, истины евангельской, – между исключительным последованием одному разуму, отрицающему всякую веру и поставляющему себя в пределах собственного мудрования, и слепою верою без разума, воспрещающею всякое разумное сознание, и требующею одного безусловного послушания и доверия к тому, что предлагает учитель, или наставник веры. Обходя эти гибельные крайности, истинный христианин должен сочетать веру и разум в один священный и спасительный союз. «Искушайте духи». Теперь вопрос в том: для всякаго ли христианина возможно и удобоисполнимо это требование апостольской заповеди? Как, например, возможно простому и неопытному христианину, требующему для себя научения и нуждающемуся в наставлениях веры, проникнут в дух какого-либо человека – и, особенно, такого человека, который сам исходит для научения других и является как наставник истины, руководитель веры? Мы наделены чувствами внешними, посредством которых явственно распознаём одну вещь от другой, – отличаем парящую в высоте птицу от пресмыкающейся по земле Змеи, – не смешиваем звуков искусно настроенного органа с завываниями ветра и рёвом диких зверей, – умеем угадывать в существах красоту и безобразие, благородство и грубость, и каждый предмет понимаем сообразно тому, каким он является нашим чувствам. Имея дар различения предметов мира видимого, неужели мы лишены дара распознавать предметы мира невидимого – духовного? Этого, конечно, никто не должен допустить, как по преимущественной важности сих предметов для нашего духа, так и по ближайшему их сродству с нашим духом. Как бы ни был прост и неопытен христианин в знании вещей духовных, на какой бы степени ни стоял он по внутреннему состоянию своего духа: но его дух не вовсе чужд ведения истинно христианского; он внутри себя носит помазание от Святаго, которое втайне поучает его всему истинному и благому, и без благодатного действия которого было бы недейственно и бесполезно внешнее научение ( 1Ин.2:20 ). Следовательно, нечего и сомневаться в возможности выполнения того, к чему призывает каждого слово апостольское.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Глава XI Вся глава XI посвящена видению о Мессии. XII глава есть окончание этого Мессианского пророчества. Великое древо мира сего, Ассур, посечено и повержено в прах. Виноградник, насажденный Господом (гл. VIII), опустошен, но он возродится и от корня посеченного за грехи древа снова взойдет святое семя ( Ис. 6:13 ) 626 . Хотя некоторые еврейские учители 627 относили эту главу к царствованию Езекии, но большинство раввинов и все христианские комментаторы видят в пророчестве XI гл. Исаии ясное указание на царствование Мессии. Христиане же могут отнести это пророчество лишь к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, в Котором исполнились все обетования ( 2Кор. 1:20 ). Мы увидим ниже в главе XL, которая начинается словами: „утешайте, утешайте народ Мой!“-как откровение о пришествии Господа нашего и о царстве Его благодати все яснее и яснее раскрывается в священном прозрении Исаии пророка 628 . В читаемой нами главе XI мы видим: 1) Стихи 1–5 появление в роде Давидовом Чада, на Котором почиет Дух Господень. Это Еммануил, Сын Божий, в руках Которого владычество мира 629 и суд по правде 630 . 2) Стихи 6–10 говорят об устроении царства, в котором будут любовь и мир, и к которому привлечены будут и язычники. 3) С 11 по 16 стих говорится о возвращении к Господу Богу и к правде Божией и к царству Мессии всех рассеянных по лицу земли Израильтян, без различия между потомками Иуды и потомками отделившихся колен Израилевых 631 . 1 . И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 2 . и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; Иессей, родом из Вифлеема, был отцом Давида, как мы знаем из 1Цар. 16:1, 17:12 . В главе IV, в стихе 2, Пророк говорит об „Отрасли 632 , имеющей появиться в красоте и чести“. Он прибавляет в ст. 3–4, что тогда: „оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми.... когда Господь.... очистит кровь Иерусалима“. Это именование „Отрасль“ указывает связь между всеми видениями о Мессии, как самого Исаии, так и других пророков 633 и всех псалмов, упоминающих о происхождении Мессии из рода Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава XXVII. Вечность и истинность Божиих обетований I. а) Мф.5:18 б) Мф.24:34–35 в) Мк.3:31 г) Лк.21:33 д) 2Кор.1:20 е) Ис.55:10–11 II. Бл. Иероним Стридонский : а) «Господь клянется, Которому должны верить и без клятвы, что Его определение не ложно, и то, что Он положил в уме Своем, не бывает тщетно» (ч. VII, стр. 221). б) В толк. на 10–11 ст.ст. 55 гл. пр. Исаии: «Ибо мысли Мои не таковы, как мысли людей, и насколько отстоит небо от земли, настолько Мои мысли отстоят от мыслей людей. Ибо Я преблаг и много прощаю. Хотите вы иметь еще другое подобие? Как дождь и снег нисходит с неба и более не возвратится туда, но напояет землю и орошает ее и произращает различные семена, чтобы с обильных полей родился хлеб на пользу людей: так слово Моего обетования, которое Я раз обещал и которое изошло из уст Моих, не останется без исполнения, но все исполнится на деле» (ч. IX, стр. 33–34). III. Св. Иоанн Златоуст : а) «Обещания твои неложны, обетования Свои Ты украшаешь истиной и слова Твои подтверждаешь делом» (т. V, стр. 825). б) Обещанное Богом непременно исполнится, если только мы сами не будем сильно противиться, подобно иудеям, которые, будучи призываемы, не захотели принять благ» (т. X, стр. 16). в) «Предсказания (Божии) таковы, что даже до настоящего времени ничто не могло изменить предсказанного. Так, разрушение Иерусалима совершилось за много лет. Есть и другие предсказания, которые со времени произнесения их будут иметь силу до Его пришествия, как можешь видеть, если хочешь, из следующего, например; Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ); на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ее ( Мф.16:18 ); проповестся сие евангелие всем языком ( Мф.24:14 ); идеже аще проповедано будет евангелие сие, речется и еже сотвори сия жена ( Мф.26:13 ), и другие весьма многие. Отчего эти предсказания оказываются истинными, если они были вымышлены? Отчего не одолели церкви врата адовы? Отчего Христос всегда пребывает с нами? Ведь, если бы Он не был с нами, то церковь не одержала бы победы» (т. X, стр. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

И вы печаль имате убо ныне; паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас ( Ин.10:22 ) Такими словами Господь наш, Иисус Христос , идя на вольную страсть, утешал своих смущенных учеников. Вместо тяжкой скорби, которую предстояло пережить апостолам в часы крестных страданий Божественного Учителя, им обетована была непрестающая радость после Его воскресения. Возрадуется сердце ваше, сказано было им, и радости вашей никто же возьмет от вас. Без сомнения, это обетование непрестанной радости, дано было Господом не одним только ближайшим ученикам Его, а вместе с ними и всем нам, верующим в распятого и воскресшего Сына Божия. Поэтому и св. Апостол, давая различные наставления христианам, неоднократно взывает: радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтесь ( Флп.4:4 ; Сол.5:16; 2Кор.13:11 ). Кто из нас, братия, не хотел бы последовать этому апостольскому призыву? Чего иного, как не радостей жизни, жаждем все мы? К чему направлены и помыслы нашего ума, и стремления нашего сердца, и все дела рук наших, как не к тому, чтобы удалить горести жизни и умножить ее блага и радости? И, однако, где же та непрестанная радость, которую обетовал нам господь? Многие ли из нас могут сказать о себе, что они обрели ее и обладают ею? Поистине, немногие, и если бы пред нами, как некогда пред пророком, раскрылся свиток с изображением наших судеб, то мы, без сомнения, увидели бы, что на этом свитке написано только рыдание, и жалость, и горе ( Иез.2:10 )… По-видимому, никогда еще не было условий столь благоприятных для умножения благ и радостей жизни, как в наше время. Обогащенный тысячелетним опытом и умудренный знанием, человек теперь стал почти владыкой природы и заставил ее служить своим желаниям и нуждам. Каждый день, при этом, приносится нам известие о каком-либо открытии или изобретении, могущем быть нам на пользу. Множество усовершенствований сделано и постоянно делается в общественной жизни, и тысячи лучших людей заняты мыслью об этих усовершенствованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Имуще же тойже дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах: и мы веруем, темже и глаголем ( 2Кор.4:13 ). Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори ( 2Тим.4:5 ). Слово на вечерне в 1-й день Пасхи: о благотворных для человечества следствиях воскресения Христова О благотворных следствиях воскресения Христа Спасителя для человечества 1 Скончав течение Св. Четыредесятницы, наконец, по милости Божией, предначали мы, братья, день Пасхи красной, Пасхи всечестной; неоднократно уже ныне, как дети за матерью, повторяем мы здесь за Св. Церковью : Христос воскресе, Христос воскресе! И не здесь только, но и в домах и на стогнах богоспасаемого города нашего – слышится отрадная для сердца весть: Христос воскресе! Воистину воскресе! Что же это значит? Что хочет внушить нам Св. Церковь и торжеством своим и всерадостной вестью: «Христос воскресе!»? То, без сомнения, что «воскресение Христа Спасителя есть самое благотворное по своим следствиям событие для человечества». Так, братья, звания небесного причастницы! Без воскресения Христа Спасителя мы не имели бы ни веры, ни упования на спасение наше; и поэтому все – до одного – погибли бы навеки. Правда, могущественны и многочисленны были знамения, коими Господь наш, во дни служения Своего на земле, свидетельствовал людям о Своем Божественном происхождении и посольстве ( Ин.15:24 ). Дивны были Его учение ( Ин.7:46 ) и жизнь ( Ин.18:38 ). И вот причина, почему ближайшие из последователей Его, как знавшие Его более прочих, имели к Нему веру ( Пс.30 ) и торжественно даже исповедовали Его – Мессиею, Христом, Сыном Бога живого ( Мф.14:33,16:16 ; Ин.11:27 ). Но к чему послужили бы все сии важнейшие доказательства Божественности веры во Христа Спасителя, если бы не заключились они еще одним, гораздо важнейшим: Его собственным воскресением? Кто признал бы умершего и не воскресшего – за Сына Божия? Даже самые св. апостолы захотели бы проповедовать – токмо Христа распятого, Который и по воскресении Своем, для иудеев был соблазном, для эллинов безумием ( 1Кор.1:23 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Отделение четвертое I. О Боге освятителе Пребывание Святаго Духа в Церкви Христовой Дух Святый сообщился через Апостолов и всем верующим в Иисуса Христа. Он теперь пребывает и действует и будет пребывать и действовать в Церкви всегда, по обетованию Иисуса Христа ( Ин.14:16 ). Без Духа Святаго нельзя уверовать в Иисуса Христа ( 1Кор.12:3 ; 1Ин.4:13 ). Только силой и действием Святаго Духа усвояются заслуги Иисуса Христа и оправдание, приобретенное Его страданиями и смертью, и всеобщее искупление делается достоянием каждого. Вы несте по плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ; сл. 2Кор.3:16 ). Так что нельзя назвать того верующего истинным христианином, который не имеет в себе Духа Святаго. Аще кто Духа Христова не имать, сей несть егов ( Рим.8:9 ; сл. Ин.3:5 ). «Во внутренности верного обитает Дух Святый и по той мере, как человек сохраняет в чистоте дом сердца своего, он просвещается, и посредством слез, радости, восхищения, утешения и веселия ощущает огнь Божий, живущий в себе; наипаче же во время праздников, священных собраний и во дни просвещения сходит Дух Святый и Его благодать, живущая в человеке, сликовствует, и сам человек удостоверяется, что он воистину христианин и приял Святое крещение. Посему многие и в мире ощущают действия оной благодати Святаго Духа, как то предстоящие Алтарю и приступающие к причащению Христовых Таин, ибо они тотчас исполняются слез, радости и веселия» ( Иероним Стридонский Блаж. Иероним Греч., исслед. полезн. всяк. христиан., Хр. Чт., ч. 2, стр. 127–128). Благодать Все действия Духа Святаго по отношению к вечному спасению людей называются благодатью. Она есть сила Божия, даруемая падшему человеку по единой благости Божией, ради заслуг Христовых, без права или заслуги и достоинства приемлющего, для помощи людям к удалению от греха, к совершению добра и утверждению в нем, к освящению их и получению вечного спасения. Необходимость благодати Благодать Божия необходима человеку для всей его деятельности. Без благодати он не может ни помыслить, ни пожелать, ни сделать ничего спасительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Скачать epub pdf 1. Слово синодального члена высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского на освящение храма Пресвятой Богородицы, в честь иконы её Иерусалимской, в городе Бронницах, совершившееся феврале в 3 день 1846 года Токмо на месте, идеже изберет Господь Бог ваш, во едином от племён ваших, нарещи имя Его тамо, и призвати, и взыщете, и внидите тамо. ( Втор.12:5 ). Многократно, братия, посещал я град ваш: и каждый раз чувствовал себя неудовлетворённым; потому что в краткой только молитве участвовал с вами, в вашем древнем храме, будучи скоро увлекаем другими требованиями моего служения. Посему ваше желание встретилось с моим собственным желанием, чтобы нам иметь более обильное с вами общение в соборной молитве, при благодатном тайнодействии освящения храма, вами созданного. Что ж, если и теперь желаемое исполниться не может, и я должен сказать с Апостолом: восхотех приити к вам, и возбранен бых ( Рим.1:13 )? Не будем смущены или огорчены неисполнением наших смиренных желаний, если и апостольские желания, по судьбам Божиим, не всегда исполняются! Скажем с псалмопевцем: не Богу ли повинется душа моя ( Пс.61:2 )? Дело освящения есть дело Божие. Благодать одинаково совершает оное тем или другим орудием, по установленному ею чину. Я же хочу сделать, что могу: побеседовать с вами, если нельзя самолично, то хотя чрез другие уста. С утешением признаю в новосозданном и освящённом храме вашем дело вашего благочестивого усердия, довольно великое для вашего не великого града, так что, может быть, не будет несправедливо свидетельствовать о вас, как свидетельствовал святой апостол Павел о христианах македонских, что вы, как они, явились по силе и паче силы доброхотни ( 2Кор.8:3 ). С утешением веры помышляю, что жертвы, принесённые вами в созидании дома Божия, благоугодны Богу, чего знамение имеете в том самом, что вашему начинанию даровал Он совершение, и ваше Ему посвящение принял, даровав оному Своё освящение. С упованием приемлю для вас благословение от уст пророка: Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя ( Пс.79:15–16 ). Воистину, Господи Боже сил, сей народ верующих есть Твой духовный виноград; Ты насадил его Твоею вседетельною десницею: обратися убо к нему ныне и во грядущее время Твоею благодатию, якоже он обращается к Тебе верою и молитвою; призри на него Твоим провидением; виждь, Всевидящий, его истинные потребности, очевидные и сокровенные; и посети его щедротами Твоими; утверди его православием ; огради от татей, прелазящих или подкапывающих Твою священную ограду, – от ересей и соблазнов; возрасти в познании Твоей истины; оплодотвори обилием дел благих, по заповедям Твоим святым; соверши всякою добродетелью в совершенное спасение!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в первую неделю св. Великого поста 43 Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Нет человека, который не имел бы греха; нет человека, которому не нужно было бы исправление. Есть праведники на земле, но и те, как говорит Слово Божие, падают седмирицею в день ( Притч.24:16 ). Есть избранные Божии, но и те чувствуют в себе ин закон, который воюет противу закона ума, и делает их пленниками греха ( Рим.7:23 ). Время поста есть время исправления. Кто же из нас, братие, не позаботится во дни сии о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней греховных? Но чтобы исправиться, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в себя самого, и рассмотреть все дела свои. Да искушает человек себе ( 1Кор.11:28 ). Познание самого себя есть вступление в покаяние, а изменение себя в нового человека после раскаяния в прежних грехах есть истинное покаяние. Вот предмет беседы моей с вами, братия, предмет и настоящему времени приличный, и нужный для каждого, кто чувствует нужду в исправлении себя. Самопознание весьма нужно. Кто не имеет оного, или имеет, но неверное, тот никогда не исправится. В самом деле, что заставит его стараться о исправлении своих недостатков и своих слабостей, когда он не знает об них, или даже считает их совершенствами? Какая будет ему нужда заботиться о приобретении того, чем, по его мнению, он уже владеет, или о восстании из бездны, из которой, кажется ему, он давно уже вышел? Кто слеп, тот не видит чёрных пятен на своей одежде: для него всё равно, чиста ли она, или нечиста, блистательна ли, или не блистательна. Итак, кто не знает своих наклонностей, своих привычек, своих грехов, тот не переменит ни мыслей своих, ни поступков. Одно самопознание открывает, что в нём бело и что чёрно, что добро и что зло; без него что заставит нас исправиться в поведении? Испытывайте самих себя, увещевал апостол коринфян, в вере ли вы, самих себя исследуйте ( 2Кор.13:5 ). Не так же ли увещевает ныне и нас св. Церковь ? Для чего учреждён пост, как не для умерщвления страстей? Для чего нужно их умерщвление, как не для лучшего испытания совести? Для чего учреждено ныне особенное богослужение, особенные молитвы с земными поклонами, с коленопреклонением, как не для возбуждения в нас чувства своей греховности? Для чего сие чувствование, как не для большего сокрушения о грехах? – Всё сие говорит нам прямо: да искушает человек себе. Спаситель наш некогда упрекал учеников Своих в недостатке самопознания, когда они не знали о себе, какою духа были ( Лк.9:55 ). Не паче ли обличит нас своим словом чрез нашу совесть, если приступим к таинствам Покаяния и св. Причащения недостойно, без приуготовления и размышления?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010