Ахаз отказался принять знамение, которое ему предлагал пророк ( Ис. 7 глава). О евреях позднейшего времени Авраам в притче Господа засвидетельствовал: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:31 ). Насколько неустойчиво и скоропреходяще впечатление, производимое на народ чудесами, мы можем видеть из истории св. ап. Павла. Павлу и Варнаве, исцелившим хромого в Листре, жители хотели принести жертву, как богам. Те убедили их не делать этого. И немного погодя, мы видим, те же жители «побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» ( Деян. 14:8–19 ). Если чудеса не обращают сердца ожесточённые, то, наоборот, сердца, начавшие смягчаться, ищут евангельской правды, а не чудес. Успех проповеди св. ап. Павла зависел не от чудес, но от того, что в его проповеди открывались явления духа и силы ( 1Кор. 2:4 ; ср. 2Кор. 12:9 ). Сверхъестественные дела являются, так сказать, естественным признаком святости ( Мк. 16:17–18 ), они открывают, что ход мировой жизни может идти и не по тому пути, по которому идёт ныне, и может управляться более совершенными законами, чем те, которыми управляется теперь. Они утверждают верующих в надежде, что некогда явится новое небо и новая земля ( 2Пет. 3:13 ) и произойдёт совершенное торжество правды. Но писание строго заповедует нам, чтобы мы остерегались доверять внешней поразительности события, и чтобы мы не спешили усваивать признак посланничества с неба тем, кто производит эти события. Ианний и Иамврий превратили свои жезлы в змей, и, однако, они не были посланниками Божиими ( Исх. 7:11–12 и 2Тим. 3:8 ). На предыдущих страницах мы указали на несколько лиц, о которых засвидетельствовано, что они обладали способностью исцелений, многие, однако, – даже и в давно прошедшее время – усматривали в их делах не чудеса, а результат особого полученного ими дара или, точнее, – присущей им способности. Современная наука, если ещё и не выяснила свойств этой способности и причин исцелений, то, во всяком случае, установила их естественный характер и нашла правильный метод для их исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сектант Объяснения православного 1) То верно, что един ходатай и посредник между Богом и всем человечеством, всем миром есть Христос, Сын Божий, «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:6 ), «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ), почему Он ходатайствует за нас одесную Бога на небе ( Рим. 8:34 ); на небе же и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26–27 ), а на земле ходатайствуют перед Богом друг за друга люди, ибо всякая молитва к Богу одного христианина за другого и есть ходатайство, а апостол Иаков говорит: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 ). Апостол Павел просил христиан молиться за него Богу, «чтобы избавиться ему от неверующих в Иудее» ( Рим. 15:30–31 ); и получив избавление от «близкой смерти», приписывает это молитвенному ходатайству за него перед Богом христиан, когда пишет, что он надеется, что Господь и еще его избавит, «при содействии и вашей молитве за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор. 1:8–11 ; 1Фес. 5:25 ; 2Фес. 3:1–3 ; Евр. 13:18 ). Итак, Христос – единый Ходатай за весь мир, а все люди перед Ним – ходатаи друг за друга. Тем более пастыри Церкви могут и должны быть ходатаями перед Христом за вверенных их пастырству людей. 2) На земле все христиане равны, все и священники: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства, Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр. 2:9  и Откр. 1:6, 5:10 ). 2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:6 ). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником, а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» немногие лица, взятые из одного лишь колена Левиина ( Исх. 28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто–либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти ( Числ. 3:10  гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Как же понимать слова Откровения, что сатана связан будет тысячу лет, что грешники не оживут, а лишь праведники, которые будут царствовать со Христом тысячу лет, «когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы..., собирать их на брань» (От. 20:1–8), после чего сатана, зверь и лжепророк будут ввержены в озеро огненное и с ним все не записанные в книгу жизни. «Это смерть вторая»? Относительно двух смертей и двух воскресений нужно прежде всего заметить, что, как существуют две жизни – плотская и духовная, так точно существует и две смерти: – одна временная естественная, а другая – вечная, духовная, когда люди еще здесь умирают нераскаянно для вечной жизни, в «грехах к смерти» ( Ин. 5:16 ) «и в хуле на Духа Святого» ( Мф. 12:31–32 ); равным образом существует и два воскресения: первое воскресение – это воскресение в таинстве крещения, верой в Бога: «быв погребены с Ним в крещении, учит Апостол, вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2:11–12 ), или, как в другом месте он говорит; «нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (благодатью вы спасены) и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2:5–6 ); и Сам Христос говорит, что всякий верующий «перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ; Евр. 12:22–23 ). Второе воскресение – это воскресение с телом для суда и получения вечного воздаяния ( Ин. 5:25–29 ; 1Кор. 15:22–25 ; 2Кор. 5:10 ; 2Фес. 4:13–17 ). Выражение «связать сатану» – значит уничтожить его власть, что уже исполнилось, как говорят апостолы Петр и Иуда: «Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд, для наказания» ( 2Пет. 2:4 ; Иуд. ст. 6–й). А выражение «тысячу лет», «тысячу родов» не означает в Писании точного времени, а большую, но неизвестную для нас, продолжительность времени. «Я, говорит Господь, Бог твой..., творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Втор. 5:6–10 ; Иер. 32:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Нам важно все это потому, что в вопросе о чудесах свидетельство самого о.Иоанна убедительнее для нас не только показаний очевидцев, но и сильнее самих фактов. Как Господь Спаситель говорил евреям: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно... А если и Я сужу; то суд Мой истинен; потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня... Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец» ( Ин.8:14, 16, 18 ). В некоторой степени и всякий богоугодный, святой человек может о себе сказать: свидетельство мое истинно; ибо святые люди говорят не просто лишь, а стоя перед лицем Бога: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу», – сказал ап. Павел ( 2Кор.11:31 ). Подобным образом имел бы право говорить и о.Иоанн. Да ему ли было лгать? Ему ли было не знать самого себя и благодати, живущей в нем? Сами святые знают себя больше всех других. И потому для нас и убедительны показания о фактах самого Батюшки. С них и начнем. На 70-ю годовщину своей жизни, пред большим сонмом собратий-пастырей о.Иоанн говорил: «Сегодня мне, Божиею милостию, исполнилось (в 1899) 70 лет жизни. Почитаю справедливым и должным для себя оглянуться на прожитое время и воспомянуть милости Божии ко мне. Рос я болезненным, слабым, и в самом младенчестве тяжелая болезнь – оспа – едва не свела меня в могилу; я на волосок был от смерти, по молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь, – я оправился и стал возрастать». Потом он рассказывает об известном уже нам чуде просвещения его ума в школе: «Наука темна была для меня»: он не понимал даже процесса буквосложения. «И стал я просить помощи и разумения у Бога; и открыл мне Господь разум; я озарился светом Божиим; и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума; и я стал хорошо понимать учение», – дополняет он в своей единственной автобиографии. О том же он повторяет и в слове своем на 50-ю годовщину священства, в 1905 году 12 декабря. «Сколько я перенес тяжких болезней и в училище, и на месте священника; и, быв неоднократно при смерти, исцелялся, и опять продолжал совершать жизненное поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

17) Кто может назваться духовным Гал.4:28–31 . «Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» ( Быт.21:10 ). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу: Рим.8:4–5 . Плод же духа: Гал.5:22–23 . Но кто повреждает слово Божие: 2Кор.2:17 , и превращает Писание: 2Пет.3:16 , тот не духовный, о котором говорит Евангелие, и, стало быть, несправедливо присваивает себе несоответствующее звание. Православные никого не притесняют в деле религии, но, по слову апостола, желают единства веры: Еф.4:3:13–14 , и умоляют заблуждающихся быть для Господа покорными всякому человеческому начальству: 1Пет.2:13–14 , а мнящие себя быть «духовными христианами» не только не выполняют этой апостольской заповеди сами, но ещё соблазняют и других простодушных людей, как бы забывая строгий приговор соблазнителям: Мф.18:6 . 18) О знании откровений Рим.8:1–2 . «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Объясн. Говоря о знании об идоложертвенных яствах, апостол поясняет, что знание о них не так важно, ибо оно может надмевать, а противопоставляет этому знанию любовь, которая назидает: 1Кор.13:4 , и, в предупреждение самохвальства этим знанием, апостол говорит, что такое знание ничего не значит по сравнению с знанием, могущим открыться в будущем веке: 1Кор.13:12 . 19) Об учёности Мф.11:25 . «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Объясн. Некнижность и необразованность не были необходимым условием для веры евангельскому учению: Господь Сам посылал мудрых и книжников: Мф.23:34 ; апостол Павел и Иосиф из Аримафеи были учёные: Деян.22:3:25, 29 ; Мк.15:43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Пусть тебя нисколько не смущает, говорит, если они благоденствуют, а ты подвергаешься искушениям; таков порядок вещей; из моего примера ты можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невоз­можно пиршествовать. Поэтому никто из находящихся в борьбе пусть не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после; а теперь – время усилий и трудов. Никто, раздевшись и помазавшись для борьбы, не думает о покое. Если же ты ищешь покоя, то для чего и разделся, для чего устремляешь руки против врага? А разве мне, скажешь, не устремлять их теперь? Для чего же, если ты не воздерживаешь пожеланий, если не обуздываешь насилия при­роды? «А ты пребывай в том, – говорит, – чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:14–15 ). Что это значит? Как пророк Давид увещевал: «Не ревнуй злодеям» ( Пс. 36:1 ), так и он увещевает: «ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено». Не простое, «чему научен» , но: «что тебе вверено», т. е. чему ты твердо уверовал. Чему же я уверовал? Тому, что такова – жизнь. Не смущайся же, если ты увидишь противное тому, чему веруешь; и Авраам видел противное (своей вере), однако нисколько не смущался; он слышал, что «в Исааке наречется тебе семя» ( Быт.21:12 ), между тем получил повеление заклать Исаака, и однако, не смутился и не усомнился. Итак, никто пусть не соблазняется злом; о нем Писание предсказало издревле. Но что, если бы добрые веселились, а злые наказывались? Одно может быть, но другое нет; злые могут терпеть наказание, но добрым постоянно радоваться невозможно. С Павлом никто сравниться не может; но и он проводил всю жизнь в скорби, в слезах, в рыданиях, днем и ночью. " Три года, – говорит он, – день и ночь непрестанно со слезами учил» ( Деян.20:31 ); и еще: «был в опасности много раз» ( 2Кор.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лк.12:31 ) – как бы за труд и в воздаяние за искание царства Божия. Ап. Павел учит: благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи ( 1Тим.4:8–11 ). Писание представляет нам в назидание множество примеров особенного попечения Божия об избранных Его. В Ветхом завете такие примеры можно видеть в сохранение от погибели во время потопа благочестивого Ноя с семейством, в истории Авраама, Иосифа, Давида, пр. Илии и многих других благочестивых мужей, в новом завете – на всех апостолах. Однажды И. Христос спрашивал их: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем ( Лк.22:35 ). А ап. Павел от лица всех апостолов свидетельствовал: мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор.6:9–10 ). Полна примерами особенного попечения Божия о людях благочестивых и история церкви христианской (см. жития святых), В действительности промыслительного попечения Божия об отдельных лицах может убеждать каждого и внимательное наблюдение и размышление об обстоятельствах жизни собственной и окружающих его лиц. Нет ни одной жизни человеческой, столь бедной, чтобы не было в ней особенных следов промысла Божия. И каждый внимательный к жизни своей и окружающих его лиц найдет случаи, в которых ясно видна промыслительная десница Божия, ведущая человека всеми обстоятельствами и положениями его жизни к предназначенным целям, в явление благости иди правосудия Божия ( Рим.9:18, 22–26 ). Против учение о промысле Божием о частных лицах высказываются некоторые возражения и недоумения, требующие разъяснения. Укажем два главнейших из них. Первое из них состоит в следующем: как согласить учение о промысле Божием со свободою существ нравственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но легко ли человеку, зараженному лестью лукавого, прийти в познание истины и спастись? Господь «пришел исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу» ( Лк.4:18 ); и потому прежде, чем получит кто радость спасения, много должен потерпеть мучении. «Истаевает душа моя о спасении Твоем, – взывал пророк Давид, – я говорю: когда Ты утешишь меня?» ( Пс.118:81–82 ). Но вот и путь, которым привел его Господь во спасение: едва не погубили меня враги; но я не оставил повелений Твоих. Они подстерегают меня, чтоб погубить; а я углубляюсь в откровения Твои – утешение мое, и уставы Твои – советники ( Пс.118:87, 95, 24 ). И нас тому же учит Господь: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:31–32 ). Почему, «делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» ( Гал.6:9 ). Хотя иго Господне и благо ( Мф.11:30 ), однако же не мимо идет и сие слово Господне: «в мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ). Всем нам суждено войти в Царствие Божие многими скорбями ( Деян.14:22 ). «Покоритесь Богу, – сказано нам, – сокрушайтесь, плачьте и рыдайте» ( Иак.4:10 ). «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные его покоились в мире сем; но паче восхотел, чтобы пребывали в сокрушении сердечном и печали о своем спасении. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор.7:10 ). Когда пребываем в печали о своем спасении, то будем знать, «что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения» ( 1Фес.5:9 ). «И блаженны нищие духом; блаженны плачущие» ( Лк.6:20–21 ). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» ( Пс.125:5 ). «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим, чтобы дать ему покой в бедственные дни» ( Пс.93:12–13 ). Блаженная жизнь безстрастная, жизнь, чуждая греха, который производит скорбь и муку; приятно для души, когда отнимется от нее завеса, скрывающая вечное блаженство. Но и безстрастие не безопасно; оно неискусного приводит в высокоумие и надежду спасения заставляет полагать не в Боге, но в своей добродетели. Тогда как вечная жизнь есть дар Божий, который достигается верой в Сына Божия; она уготована боящимся Его и надеющимся на милость Его. Хорошо, кто, делая добро, смиренно помышляет о себе; добрые дела укрепляют в нем надежду на воздаяние Божие. Но и борьба со страстями и похотями, сокрушая сердце, смиряет дух и водворяет надежду на милость Господню. И «блаженны все, уповающие на Него» ( Пс.2:12 ), – говорит Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В разговорной речи понятие «ангел» вмещает самые общие представления о неких неземных бесплотных существах, окружающих Бога и уже в силу этого безгрешных, совершенных, взирающих с небес на дела человека. Подобные представления формировались под влиянием различных источников: устных преданий, произведений изобразительного искусства, книг — от  Б. до святочных рассказов. Ангелы (архангелы, херувимы, серафимы), постоянно фигурирующие в тексте Б. , не являются носителями определенных свойств, и облик их не имеет конкретной завершенности. Достаточно подробно описаны лишь их материальные подобия — скульптурные изображения херувимов, венчающие крышку Ковчега Завета (см. Исх.25:18–22, 37:7–9 ). Некоторые детали их облика возникают в видениях пророков. Исайя, которому явился шестикрылый Серафим, свидетельствует: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). «Ангел» переводится как «вестник» или «служитель». Это духовное существо, возвещающее людям Божью волю и исполняющее ее. У апостола Павла сказано об ангелах: «…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Ангелом (в значении «служитель») может быть и дух, принадлежащий сатане: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Ангелы сатаны будут ниспровергнуты в конце времен, так гласит Откровение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:9 ). Возникает в  Б. и образ карающего, жестокого ангела: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» ( Притч.17:11 , см. также 1Пар. 21:12 ; Пс.77:49 ). Многообразно участие ангелов в судьбах людей: ангел избавляет народ от зла (см. Быт.48:16 ; Исх.23:20 ; Чис.20:16 ; Ис.63:9 ), принимает души умерших: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ), помогает одолеть противника в сражении (см. 4Цар.19:35 ), может быть Ангелом-наставником, показывающим человеку «прямой путь его» ( Иов.33:23–24 ), является на землю как вестник (Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении сына, который будет наречен Иоанном ( Лк.1:13 ) и приходит к Деве Марии с благою вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1: 28–31 )).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

– Так, дорогой мой. Всегда этого избегай, чтобы не взять ничего чужого. Все что добывается нечестным путем, не приносит благословения и не может быть счастливым. Если ты беден, но честно работаешь, Бог тебе поможет. Его милость неизреченна. Он к благочестивым беднякам добр и милостив. Будь уверен: лучше быть бедным и благочестивым, чем богатым и неправедным. В твоей бедности пусть тебя утешает то, что и наш Преблагой Спаситель был бедным от рождения до самой смерти на Кресте. Апостолы, наши первые христианские учителя, были бедными. Вот как апостол Павел об этом пишет: В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор.11:27 ). Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день ( 2Фес.3:8 ). Вот так, трудясь с муками, как сейчас и ты, они жили в бедности. Имуществом были бедны, но богаты верой. Пусть тебя утешает и то, что часто мы видим, как богатые беднеют, а бедные обогащаются, например, Иаков, когда был наемником у Лавана, Иосиф в Египте, Руфь, которая подбирала колосья на ниве богатого Вооза, и другие. Каждый, даже самый выдающийся богач, однажды непременно обеднеет. Его богатство не в состоянии сохранить его от смерти. Когда умирает, он бедным уходит в гроб, как и всякий другой бедняк. Свое богатство он оставляет, а с собой берет только дела свои. Ты сам, конечно, слышал в церкви, а может и читал эту Евангельскую притчу, как богато и славно жил один богач и как мучился и тяготился некий убогий Лазарь, который, будучи тяжко больным, желал напитаться крошками еды, что падали со стола богача. Но потом богатый стал мучиться в пекле, а Лазаря Ангелы вознесли в рай ( Лк.16:19–31 ). Врата, сквозь которые входят в Царство Небесное, низкие и узкие. Богатые, сильные и гордые, не могут согнуться, пройти в них и спастись. А ты, из-за бедности, не можешь иметь преступлений, какие бывают у богатых, и утешайся тем, что после смерти, если будешь себя вести по Божией воле, будешь вместе с Ангелами, где тебе будет большая слава, чем люди на земле могут иметь!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010