Диавол и злые духи искушают людей, стремясь их обмануть. Диавол пытался искушать даже Самого Христа, однако Спаситель отверг все искушения ( Мф 4:1–11 ; Мк 1:12–13 ; Лк 4:1–13 ). Диавол не открывает человеку свою истинную сущность, маскирует зло под добро. Желая отвратить человека от Бога, диавол может принимать «вид ангела света» ( 2Кор 11:14 ). Диавольское искушение является испытанием, помогающим человеку укрепиться в добре и верности Богу. Злые духи могут приобретать власть над человеком, который «сам по себе падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и Бесы пользуются ложью, чтобы завлечь и обмануть человека ( Ин 8:44 ). Злые духи могут действовать через других людей — магов, знахарей, гадателей, астрологов, экстрасенсов. В Ветхом Завете неоднократно говорится о запрете волшебства. Моисей передает израильтянам заповеди Господни: «Не ворожите и не гадайте… Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» ( Лев 19:26, 31 ). Иисус Христос пришел, чтобы «разрушить дела диавола» ( 1Ин 3:8 ) и Своей «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр 2:14 ). Христос изгонял нечистых духов, вселявшихся в людей ( Мк 1. 27 ), наделял апостолов властью изгонять бесов ( Мк 16:17 ; Лк 9:1; 10:17 ). Хотя сатана уже «осужден» ( Ин 16:11 ), он не прекращает своей борьбы не только во время земной жизни Иисуса Христа, но и после Его Воскресения; он препятствует христианской проповеди ( 1Фес 2:18 ). Ложь и коварство он проявит и во время пришествия антихриста, которое «по действию сатаны» будет сопровождаться «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» и «всяким неправедным обольщением» ( 2Фес 2:9–10 ). § 4. Совершенство творения Сотворенный Богом мир — благ. В библейском повествовании о шести днях творения неоднократно говорится, что создаваемый Богом мир — благ (хорош, добр): «И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт 1:10; 1:4,12,18,21,25 ); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт 1:31 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5). Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь . Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог . Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:9–13 ). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята. Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия ( 1Кор.11:21 ), а также грешили даже до незнания Бога ( 1Кор.15:34 ). Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам ( 2Тим.2:16–18 ) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь , связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся ( Тит.3:10 ), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ). Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5 ; 1Кор.11:31–32 ; 2Кор.10:7, 17, 18 ; Рим.14:2, 10, 12, 13 ; Иак.4:12 ; Иак.2:13 ; Гал.6:1, 2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

—201— этих владениях, приобретенных ценою крови Валаамца, шедшего воевать духовным мечем, который есть слово Божие ( Еф.6:17 ), – эта память не может быть уничтоженною. Она счастливо, ко времени, возобновлена Валаамским Ладожским монастырем о его далекой отрасли – новом Валааме, острове Еловом близь Кадьяка. Истекает вторая тысяча лет с тех пор, как рыболовам, закидывавшим сети в Галилейское море, был сделан Христом призыв: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. ( Мф.4:18–19 . Мк.1:16–17 .) Идите, научите все языки, крестя их в имя Отца, и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Призывный голос Христа не потерял своей действенной силы. Припоминается другая картина евангельская. Уже призванный стать ловцом человеков ( Мф.4:18 . Мк.3:14–16 .) и вместе с другими Апостолами получивший так сказать подробно-полную миссионерскую инструкцию от Христа ( Мф.10:2–42 .), Симон Петр иногда оставался верным своим прежним занятиям и при удобном случае своею решимостью и порывистостью: «иду рыбу ловить!» увлекал и других сотоварищей по ремеслу, встречая ответное слово: «идем и мы с тобой». Раздумчивым колебаниям не было места; пошли и тотчас вошли в лодку… ( Ин.21:2–3 .) Не смущаясь даже решительною неудачею в ловитве, он готов был по первому требованию со стороны, снова закидывать свои сети для лова ( Лк.5:5 ). Всякому рыбарю – и тем более ловцу человеков – призванному, или вызвавшемуся на это служение, в какое бы время он не отправился на ловитву, предстоит одна и та же, часто до буквальности точно хотя и давно определенная дорога, пройденная самым заметнейшем ловцом человеков для мира христианского. Эта дорога – быть в трудах, постоянных путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, язычников, в опасностях в городе, в пустыне, в море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в —202— голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений ежедневное стечение людей, забота о церквах ( 2Кор.11:23–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И стал он, как сказано в тексте, копать колодези, «колодези, которые выкопали рабы отца его при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею» ( Быт.26:15 ). Первое время «Исаак жил при колодезе видения» ( Быт.25:11 ), и, будучи просвещен колодезем видения, он стал открывать иные колодцы, но сначала не новые, а те, которые выкопал его отец, Авраам. И когда он выкопал первый колодец, сказано, что «филистимляне стали завидовать ему» ( Быт.26:14 ). Однако их ревность не остановила его, не уступил он и их зависти, но, как сказано: «И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его» ( Быт.26:18 ). Таким образом, он откопал те колодцы, которые выкопал его отец и которые завалила землей злоба филистимлян. Он выкопал и другие, новые колодцы «в долине Герарской» – не сам, конечно, а рабы его, «и нашли там колодезь воды живой» ( Быт.26:19 ). Но «спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Неправедность, потому что неправедно поступили с ним» ( Быт.26:20 ). Исаак удалился от их злобы и выкопал «другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Вражда. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Пространство, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле» ( Быт.26:21–22 ). Хорошо сказал святой Апостол, когда рассуждал о силе тайн: «И кто способен к сему?» ( 2Кор.2:16 ). И сходным образом – нет, скорее, очень несходным, в той мере, в какой мы ниже его – мы тоже, видя такие великие глубины в тайне колодезей, говорим: «И кто способен к сему?» Ибо кто может объяснить, как подобает, либо тайны великих колодезей, либо тайны того, что, как сказано, было сделано для этих колодезей, если только не призовем Отца живого Слова и Он Сам удостоит вложить слова в уста наши, чтобы смогли мы зачерпнуть хоть немного «воды живой» ( Быт.26:19 ) для тебя, жаждущего напиться из этих колодезей, которые столь обильны и многочисленны?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ис.49:18 . Возведи очи твои и по­смотри вокруг, – все они собирают­ся, идут к тебе. Живу Я! говорит Го­с­по­дь, – всеми ими ты облечешься, как убран­ством, и нарядишься ими, как невеста. «Возведи очи твои и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе». Вдохновенный, высоко-поэтический призыв, встречающийся у пророка Исаии и еще не раз, в связи с призванием в церковь Христову язычников ( Ис.60:4 ; Ис.61:10 ). Недаром он вошел в состав одной из песен известного пасхального канона. «Всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». «Обилие, разнообразие и красота собравшихся отовсюду чад Сиона подобны обилию, разнообразию и красоте украшенной невесты. Сравнение церкви с невестой в Священном Писании одно из обычных, ср. Песнь Песней, Еф.5:23–24 » (СПб. проф.). «Невестой» Христовой в Новом Завете называется вся церковь , а не одна какая-либо часть ее ( 2Кор.11:2 ; Еф.5:29, 32 ; Откр.21:2, 9 ; Откр.22:12 и др.). Ис.49:19 . Ибо раз­валины твои и пустыни твои, и разо­рен­ная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и по­глощав­шие тебя удалят­ся от тебя. Стихи 19–20 особенно ясно говорят о замене прежних чад плотского Израиля новыми сынами духовного Израиля, причем самые краски для этой картины берутся из всей последующей судьбы исторического Израиля. «Ибо развалины твои и пустыни твои и разоренная земля твоя». Разоренная нашествием вавилонян Иудея служит для пророка также и символом бездушной и бесплодной религии образа, во что выродилось у позднейших иудеев полное духа и силы законодательство Моисея. И вот теперь, в церкви обновленного Израиля на месте этой безлюдной пустыни появятся, по слову пророка, густые толпы народа, которым становится даже тесно в Иерусалиме в его окрестностях. Ис.49:20 . Дети, которые будут у тебя по­сле по­тери пре­жних, будут говорить вслух тебе: «тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить». «Дети, которые будут у тебя после потери прежних». Образ взят от исторического факта – погибели в добровольной натурализации в Вавилоне многих иудеев, на место которых Господь обещает воздвигнуть новых чад Израиля, о которых подробнее говорится в следующем стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Причина тому следующая: поскольку такой чуждается, и отрекается, и исходит от мира сердцем, и " о горнем помышляет, а не о земном» ( Кол 3:2 ), и помыслами жительство свое имеет на небе, «откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» ( Флп.3:20 ), и о том воздыхает, «желая облечься в небесное свое жилище« ( 2Кор.5:2 ), и потому в мире этом, как странник и пришелец, «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» ( Евр.13:14 ). Потому и мир его, как не своего, чуждается, ненавидит и гонит, что и Христос, назнаменуя, говорит апостолам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). Этим утешайся, душа христианская, что между Христовыми рабами имеешься, хотя и терпишь злоречивых языков клеветы и поношения, – а не между чадами мира, которые, как миролюбцы, миру любезны, как свои истинные чада. 2) Помни, что этим путем поношения и уничижения пред нами шел Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как тяжко хулили Его фарисейские уста, и поношения, как ядовитые стрелы, бросали на Него, Евангелие святое свидетельствует. Мало им было называть Его, Который всяким образом искал погибших, человеком, который любит есть и пить вино, другом мытарям и грешникам, самарянином, и беса имущим, и неистовым, но и обманщиком, развратником называли: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» ( Мф.11:19 ; Ин.8:48 ; Мф.27:63 ; Лк.23:2 ), – хотя Он учил их: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). И говорили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» ( Мф.9:34 ), – о Том, Кто силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Этим путем шли и святые Его. Никто из них клеветы и поношения не избежал. Сыскали чада мира и в непорочном житии, что хулить. Выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Моисей пророк, законодавец, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение ( Числ.16:1–3 ), и от прочих людей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

(См. лл. 19 «Закон Божий», 21 «День почивания Господа Бога», 22 «Первый день недели»). В первый раз идеи адвентистов были брошены в среду наших сектантов деятельным агентом секты г. Перком, который не так еще давно разъезжал по югу России и целыми массами распространял листы и брошюры, проникнутые идеями нового заблуждения. 73 В последнее время Перк в качестве заведывающего отделением Библейского общества поселился в одной из поволжских губерний в С-ве, где, вероятно, продолжает свою вредную деятельность. В настоящее время посредницей между нашими сектантами и заграничными руководителями секты состоит некая «Антоновна», фамилия которой тщательно скрывается сектантами. Она ведет переписку с вожаками наших сектантов, высылает им известные листки, деньги, а равно получает и от них денежные приношения на «общее благое дело». Мы имеем несколько посланий «Антоновны» к вожаку сектантов с. Дебольцева (Александровского у.). Одно из них представляет особенный интерес, так как знакомит с вероучением сектантов приемами пропаганды ими своего вероучения. Вот подлинный текст этого послания: «Любезный во Христе друг! Письмо ваше от 1-го Марта мы получили и выслали вам желаемое т.е. «Блаженное упование христианина и «пророческую карту», а песенник вышлю вам, когда у нас будет случай: когда кто из наших братьев и сестер едет в Россию, то в то время мы пользуемся случаем и высылаем книги нашим абонентам, которые участвуют в деле Божием (т.е. принадлежат к секте адвентистов), и которые веруют, что Господь в настоящее время собирает своих детей из всех племен, языков и народов и говорить им чрез Св. Духа: «Какая совместность храма Божия с идолами? Вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут моим народом ( Лев.26:12 ); потому выйдите из среды и отделитесь и не прикасайтесь к нечистому, и я приму вас, и буду вашим отцом, и вы будете моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель ( Иер.3:19 ; Ос.1:11 ; 2Кор.4:17–18 ; Откр.18:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, крещение водою и Духом Святым необходимо для всей твари, то есть для всех людей, а не для некоторых лишь, как говорят сектанты. Сектант : Из того, что вы называете «таинствами», Священное Писание упоминает лишь два крещение и Вечерю Господню, а прочие, какие ты перечислил, измыслены людьми. Да и крещение не таинство, а символическое действие, которое изображает очищение от грехов и служит укреплению веры. Оно лишь знак того, что человек принес покаяние, или, если угодно, печать покаяния. Истинное же очищение грехов совершается не крещением, а верой, которую крещение, как внешний знак, запечатлевает и подтверждает. Вера, а не крещение есть сила, преобразующая нас в новую тварь (ср.: 2Кор.5:17 ) и устраивающая наше спасение. Это явствует и из обещания ангела сотнику Корнилию, что вера в проповедь апостола Петра спасет его со всеми близкими (см.: Деян.11:14 ), и из слов апостола Павла к темничному стражу в Филиппах: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ( Деян.16:31 ). Итак, спасение приносит вера, а крещение следует за ней лишь как видимый ее знак, или как печать, налагаемая в завершение покаяния. Священник : Крещение не символ, но истинное таинство, ибо Сам Спаситель назвал его рождением свыше (см.: Ин.3:3–7 ), а св.апостол Павел – обновлением жизни ( Рим.6:3–5 ), которое совершается действием Духа Святого (см.: Тит.3:5 ). Апостол же Петр прямо говорит, что в крещении происходит оставление грехов ( Деян.2:38 ) и не плотской нечистоты омытие, то есть не простое омовение тела в знак очищения души, но обещание Богу доброй совести ( 1Петр.3:21 ). Совершать крещение Спаситель заповедал апостолам (см.: Мф.28:19 ). Из Писания известно, что крестили только апостолы и те, кто принял от них дар священства (см.: Деян.8:36–38; 16:12–15,32–33 ; 1Кор.1:16 ). Сектант : Крестить можно лишь взрослых. Ведь и от крестящих требуется проповедь веры и покаяния, и ищущим крещения необходима вера и готовность покаяться. Ибо из Писания видим, что все крестившиеся в день Пятидесятницы услышали перед тем от апостола Петра: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). И Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф.28:19–20 ). Вы же крестите и несмышленых младенцев, с которых нельзя спрашивать ни веры, ни покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

То есть, какое человек внутреннее состояние имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри поучается, замышляет, старается, то и внешне проявляется. Слово и дело внешнее — вестник и свидетель внутреннего человеческого состояния. Сердце, в прямом смысле, поскольку есть начало жизни человеческой, у всех одинаковое, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные органы; но в нравоучительном смысле разумеемое, — не одинаково, но у иного доброе, у иного злое, и прочее. § 29. Сердце человеческое само по себе, без благодати Божией, злое, ибо не что иное, как только суетное и злое помышляет, как написано: «Помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.8:21). Откуда сердце это, как ниже увидишь, называется в Писании «каменное»: ибо ни увещаниями, ни угрозами, ни милостью, ни строгостью не преклоняется и не умягчается. Потому Бог обещается верным Своим дать «сердце иное». «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез.11:19). Поэтому о человеке, благодатью Божией не возрожденном, говорится: «Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога»». И Господь говорит: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). И хотя благодатью Божией просвещен будет человек, однако зло это, из сердца исходящее, чувствует, и должен много труда во всю жизнь прилагать и против природного того бедствия духовно сражаться, ибо непрестанная ему предлежит против того брань. Откуда читаем, что и водой и Духом возрожденные, и святые впадают в тяжкие грехи, которые из этого растленного источника проистекают. Поэтому повелено всем верным молиться и просить у Небесного Отца благодати Святого Духа, чтобы смогли противиться тому злу, от сердца происходящему, и умерщвлять его. Растлению сердца нашего способствует во вред нам дьявол со злыми своими ангелами и соблазнами мира сего. Отсюда последует, что сердце доброе и богобоящееся не может быть, как только от Бога. Ибо Сам человек сердца своего злого на доброе переменить не может; откуда Псаломник молится: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12). Поэтому всякому, желающему иметь сердце доброе, надо с Псаломником молиться Богу о том, чтобы, по милостивому Своему обещанию, подал сердце иное и дух новый, и взял от нас сердце каменное, и подал сердце плотяное, чтобы на нем, как на новых скрижалях, смог быть написан закон Евангелия Христова, «не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор.3:3), как написано: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, — говорит Господь, — вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010