6)  О разности во времени написания Апокалипсиса с одной стороны, Евангелия и посланий с другой нами будет сказано далее. Здесь укажем ближайшую разность во времени написания Евангелия и посланий. Из свидетельства церковного предания (Иерон. Толк. посл., к Галат.) мы узнаем, что ап. Иоанн достиг глубокой старости и, будучи не в состоянии сам ходить, был носим в собрания, где и мог произносить только известные слова: «чадца, любите друг друга». Но во втором и третьем послании Иоанна находится указание на то, что Апостол мог совершать более или менее отдаленные путешествия, и вместе с тем на то, что Апостол предпочитал личное объяснение пространной переписке ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:14 ), отсюда естественно предположить, что второе и третье послания написаны Апостолом в то время, когда он мог лично посещать малоазийские церкви, а Евангелие и первое послание тогда, когда за невозможностью личного посещения своей паствы он вынужден был к пространным письменным наставлениям. Это предположение подтверждается и другими соображениями. По одинаковости начала и заключения второе и третье послание написаны были в одно время, тогда как Евангелие и первое послание по своей внутренней связи написаны в другое время. Но первое послание представляет лишь подробнейшее раскрытие того, что сказано во втором послании; а потому первое послание и Евангелие должны быть написаны в более позднее время, чем второе и третье послания. Кроме того, заключительное в Евангелии Иоанна объяснение слов Господа о том, что «ученик тот не умрет, доколе не приду» ( Ин.21:23 ) могло иметь особенную силу в виду уже предчувствуемой старцем Апостолом близкой кончины и могущего произойти от того соблазна относительно слов Господа для нетвердых в вере и врагов Христова учения. Равным образом и слова первого послания: «чадца, последний час!» ( 1Ин.2:18 ), заключая в себе пророческое предсказание отдаленного будущего, вместе с этим естественно могли выражать и настоящее положение Апостола, который называет «чадцами» не только «детей и юношей», но и «отцов» в собственном смысле, и который во всем послании старался лишь выразить свое последнее слово: «возлюбленные, возлюбим друг друга» ( 1Ин.2:12–14, 4:7 ). Наконец, что касается до того, Евангелие или первое послание Иоанна написано позднее, то можно утвердительно сказать на основании их взаимного отношения, по которому первое послание может представляться «посвящением» в самое Евангелие, что и то и другое написаны почти в одно время, и с вероятностью послание позднее Евангелия. Для последнего заключения близкую аналогию представляет второе послание Петра, которое представляется как бы предсмертным завещанием Апостола: «справедливым же почитаю, доколе нахожусь в сей храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия приводили сие на память» ( 2Пет.1:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

По его мнению, он указывает исключительно на давность принадлежности к христианской общине и впервые был усвоен лицам, пережившим первое поколение христиан, т. е. чрез 25–30 лет после образования христианской общины. Нет сомнения, что в понятие пресвитерства входил и этот момент давности. На него мы имеем немало косвенных указаний. Кроме словоупотребления II века, у Папия и Иринея, на которое указал Вейцзеккер, сюда может относиться то место в послании Климента, где он, говоря по всей вероятности о пресвитерах, посланных римскою церковью в Коринф, замечает: „посылаем вам мужей верных и разумных, от юности до старости беспорочно живших у нас“ (гл. 65). Однако нет оснований ограничивать так узко смысл слова „пресвитер“. Первоначальное его значение указывает несомненно на возраст. В этом смысле он употреблен в 1Тим.5:1 . Он является здесь синонимом πσβυς, каковое слово стоит в Тит.2:2 . Апостол Павел в послании к Филимону называет себя старцем (πσβυς – Флм.1:9 ). Очень близко к истине предположение, что ап. Иоанн и Петр, назвав себя пресвитерами ( 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; сопресвитер – 1Пет.5:1 ), придавали этому слову подобный же смысл. Давность принадлежности к христианству является при этом естественным следствием. Но она могла быть необязательна. Но если бы необходимым условием христианского старчества и считалось продолжительное пребывание в церкви, то непонятно, почему оно должно равняться человеческому поколению, почему через 5–10 лет первые вошедшие в христианскую общину по сравнению с новообращенными не могли считаться старцами по вере. Лишь в том случае необходимо было бы пережить целое поколение, чтобы выделиться из ряда других продолжительностью своей принадлежности к христианству, если бы община состояла из лиц, вступивших в нее одновременно, и из их потомков. Но так как в действительности она постоянно и ежегодно обновлялась, то вступившие в нее в самом начале через 5–10 лет рядом с большинством принявших веру после них должны были иметь в глазах общины авторитет старцев по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Глубочайшее отвращение к порочным делам и пламенную ревность к сохранение божественных заповедей и прежде всего к сохранению любви должна возбуждать в нас по преимуществу преизобильная отеческая любовь Бога, Который назвал нас своими чадами ( 1Ин. 3 ). К этому присоединяется предостережение от лживых пророков и учителей ( 1Ин. 4:1–6 ) и новое настойчивое увещание к сохранению братской любви и любви ко Христу по вере в Него ( 1Ин. 4:7–5:5 ), и вера эта не лишена оснований: во исполнение пророческого слова Мессия явился с водою (в Крещении) и с кровью примирения (в Евхаристии), и Дух Святой свидетельствует о Нём ( 1Ин. 5:6–9 ). Кто не верит Богу, тот представляет Его лживым и лишает себя жизни ( 1Ин. 5:10–12 ). В заключении Апостол выясняет цель всего послания, увещевает к молитве вообще и к молитве за ближних и предостерегает от мира и от идолов ( 1Ин. 5:13–21 ). – Второе послание Иоанна написано во время старости Апостола ( 2Ин. 1:1 ) для одной госпожи, имя которой неизвестно (некоторые, впрочем. полагают, что «Kvpto» – «госпожа», для которой написано послание, есть собственное имя, бывшее в древности довольно употребительным женским именем; а иные думают, что «χλεχτ χνρα» – «избранная госпожа» означает известное христианское общество или всю вообще Церковь ). Старец Иоанн выражает свою радость о том, что дети госпожи ходят в истине, дает обещание придти к ней и с настойчивостью увещевает ее не иметь решительно никакого общения с лжеучителями, не исповедующими Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Послание состоит из одной небольшой главы. – Третье послание Иоанна написано в старости же ( 3Ин. 1:1 ), к некоему Гаию, быть может тому самому, который некогда был спутником Апостола Павла ( Деян. 19:29; 20:4 ; Рим. 16:23 ; 1Кор. 1:14 ). Апостол хвалит сего Гаия за его христианскую жизнь и странноприимство (вероятно за принятие проповедников евангелия), между тем как властолюбивый Диотреф затворял двери своего дома пред проповедниками истины. В послании одна же глава. Апостол и здесь надеется скоро увидеться лично и поговорить устами к устам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Лишь спустя лет восемь после вознесения Господня стали впервые появляться письменные повествования апостолов о земной жизни и учении Христа; таковы: Евангелие Матфея и вскоре следующие за ним Евангелия Марка и Луки. В конце I века пишет Евангелие апостол Иоанн. Но, заключая в письмена устно переданное им Евангелие Христово, апостолы далеки были от мысли записать его полностью, почему последний евангелист Иоанн, имевший y себя под руками евангельские записи Матфея, Марка и Луки, и со своей стороны записавший много из опущенного в этих записях, так оканчивает свое Евангелие: «многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21 /25). И, действительно, уже первым своим посланием an. Иоанн ясно доказывает, что не все благовестие Христово хранится в евангельских записях, когда, по поводу внутренних нестроений в малоазиатских церквах, он предает письму многое из того, что не записано в Евангелиях и что передавалось верующим в устном слове апостолов ( 2Ин. 1 /12; 3Ин. 1 /14). Еще яснее мы видим, что апостолы не записали всего благовестия Христова из посланий св. апостола Павла. Получив от Самого Господа повеление возвестить евангелие язычникам ( 1Кор. 1:17 ; Гал. 1:11 ; Деян. 22:21; 26:15–18 ), он также благовествовал его им устно ( 1Кор. 15:1–3 ; 2Кор. 3:1–3 ; Гал. 1:11 ), и если иногда прибегал к записи своей проповеди в форме посланий или писем к отдельным христианским общинам и лицам, то руководился не желанием передать письму все благовестие Христово ( 2Кор. 3:1–3 ), а особыми обстоятельствами, которыми вызывались его послания и от которых зависело их содержание. Обстоятельства эти были следующего рода. Обычно апостолы: Павел и другие, согласно повелению Спасителя, являлись с проповедью об Иисусе Христе в то или другое место. Там они оставались до тех пор, пока устной проповедью о Христе не приобретали большего или меньшего числа верующих. Устроив церковь , они с проповедью шли далее. Но в скором времени узнавали, что среди верующих, живших на местах их прежней проповеди , возникли нестроения, распри, ереси, появились пороки, а также нередко верующие подвергались гонениям со стороны врагов церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

18 Т. е. различие между первыми Евангелиями и Евангелием Иоанна представляется такое же, какое находится между Св. Историей и христианскою 19 догматикою. Общего между ними то, что как Св. История представляет догматы веры в событиях, так наоборот христианская догматика события царства Христова заключает в положения или члены веры. Напр. родословие И. Христа, историю его младенчества, молитву Гефсиманскую. 21 Напр.: 1, 16–18; 2, 9. 17. 21. 22; 3, 16 –21. 24. 35. 36; 4, 45; 6, 71; 7, 39; 12, 32–34; 18, 15; 21, 18 след. 22. 23. 22 Что первое соборное послание Иоанна собственно не есть послание, назначенное для каких-либо частных лиц и церквей, но есть нарочитое правило деятельности христианской, составленное, подобно Евангелию, в руководство для вселенской церкви, об этом можно с вероятностью заключать из того, что оно не имеет при себе написания, какое свойственно посланиям, и какого не забывал употреблять и Иоанн. См. 2Ин.1:1–3 ; 3Ин.1:1,2 . Апок.1:4–6 . 27 Гл. 3, 15; 6, 29. 35. 40. 47; 7, 37. 38; 8, 24. 46; 9. 35; 10, 38, 11, 25, 26. 42; 12, 36. 46; 14, 1. 6. 11; 16, 9; 17, 21; 20, 29. 58 Златоуст во 2 Бес. на Иоанна: «Желая научить, что Тот, о Ком он беседует, есть Единородный Сын Божий, (Евангелист), дабы не проложить пути мнению о страстном рождении, предупреждает сие самым наименованием Слова, показывая, что и рождается от Отца Сын, и бесстрастно. «Это и вообще нужно для простого народа, который часто самые священные вещи – представляет под грубыми символами, но тем более необходимо было в те времена, когда языческая плотская феогония была предметом веры почти во всем мире. 59 Спрашивают: откуда Иоанн заимствовал наименование Слова? из древних ли св. книг Иудейских (напр. Пс. 32, 6 . Прем. Сол. 9, 1. 2 Сирах. гл. 24 сн. Притч. гл. 8), или занял его y последователей Платона? Кажется, не заимствовал ни от тех, ни от других. Он прочел это, дотоле никому неизвестное имя на Верном и Истинном, когда на Патмосе принимал откровение о будущей судьбе церкви. См. Апок.19:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

То самое, что с первых веков богомудрые пастыри и учители Церкви, когда ни упоминают о Матери Господа нашего Иисуса Христа, при изъяснении ли таинства воплощения, или же собственно в, рассуждениях о Ней, почти каждый раз именуют Её не просто Мариею, женою, но или Девою, или Мариею Девою 263 , – это самое показывает, что верование св. Церкви во всегдашнее девство Богоматери было всеобщее изначала. A такая всеобщность верования сама собою возводит нашу мысль к первоначальному источнику верования: к учению св. апостолов, устно преданному от них Церквам, ими основанным, или пастырям и учителям Церквей, ими поставленным. Если бы чья мысль остановилась ранее, не восходя к тому первоначальному преданию; очевидно, погрешила бы она против общеизвестного и общепринятого правила: «что содержит вся Церковь , и что до соборного определения содержалось уже в ней изначала, не быв записано в Священных книгах, то не иным чем должно признавать, как учением, преданным устно от самих св. апостолов» (Сообр. 2Тим.2:6 ; 2Фес.2:15 ; 1Кор.11:2 ; 2Ин.12 ; 3Ин.13 ; 1Тим.6:20 ). Письменные памятники предания о приснодивстве Матери Божией Хранители предания св. апостолов не только пользовались собственно устными, переходившими от одних к другим без писаний, преданиями о приснодевственной Матери Господа нашего Иисуса Христа, но уже имели пред собою и письменные памятники сего от самых первых веков. Кроме того, что в древнейших Литургиях вообще, и в особенности в Литургии апостола Иакова, о которых уже было упомянуто, устное предание о приснодевстве Матери Божией находило для себя подкрепление, здесь мы должны принять во внимание тот письменный памятник древности, которым пользовались, и на который иногда именно указывали многие из писателей 2-го, 3-го и 4-го веков, когда повторяли, дошедшие до них устно, сведения о приснодевстве Марии. Это – Повествование Иакова Иерусалимского о Св. Марии 264 . Оно известно более под именем Истории Иакова, хотя иные называют оное и Первоевангелием Иаковлевым 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С другой стороны, и Св. апостолы не все передавали верующим через писания, но многое сообщили и устно ( 2Ин. 1:12 ; 3Ин. 1:13 ; 1Кор. 11:34 ). Следовательно, для того чтобы знать все, что относится к вере, и особенно к обрядам и обычаям церковным, должно руководствоваться не только Св. Писанием, но и Св. Преданием. А для правильного понимания Св. Писания нет другого средства, как Св. Предание. Св. Писание есть слово Самого Господа Бога, изречение величайшей премудрости Божией, поэтому оно по местам неясно и не вразумительно для слабого ума человеческого. Кто же может понимать его как следует? Не всякий по своему уму и желанию, а тот, кто и сам по жизни своей близко стоит к Богу и имеет просвещение от Духа Святого, при помощи Которого и написаны священные книги. А таковыми и были Св. отцы Церкви, изъяснившие нам Св. Писание в своих творениях. Во-вторых, протестанты учат, что спасение и жизнь вечную Господь дает человеку за его веру, а не за добрые дела. Выходит, как будто мы можем спастись при одной своей вере в Бога, без хорошей и благочестивой жизни. Помимо того, что этим учением подается повод слабому человеку безнаказанно грешить, в ложной надежде на Божие милосердие. Думать так – несогласно со словом Господним. Оно свидетельствует о том, что добрые дела наши угодны Богу ( Евр. 13:16 ), не забудутся Им ( Евр. 6:10 ), но вознаградятся по достоинству ( Пс. 16:13 ; Мф. 16:27 ; Апок. 22:12 ). И на последнем Страшном Суде Христовом, перед которым в свое время должен предстать весь род человеческий, Праведный Судия призовет к Царству Небесному только тех людей, которые при жизни совершали дела любви и милосердия к ближним ( Мф. 25:31–46 ). Как же добрые дела не имеют цены перед Богом, и почему они не нужны для нашего спасения? Поэтому-то Православная Церковь всегда учила тому, что одной веры недостаточно для спасения, а совершенно необходимы и дела добрые. «Пусть не думают верующие, – говорят Св. отцы, – будто им достаточно того одного, что они веруют, но пусть знают, что праведный суд Божий воздает каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/v-...

Оставляя в стороне метафору, скажу прямо. При отвержении церковным обществом второго образа христианского жития (см. выше о нем), необходимо, для спасения верующих, появление первого. Вспомните слова еп. Игнатия Брянчанинова в предыдущем моем письме к вам: " подвигов нет, духовных руководителей нет, - скорби заменяют все " . И скорби, выпавшие на нашу долю, на долю современных чад Церкви, имеют особенно глубокое и спасительное значение: они углубляют ров между верой и неверием; переводят колеблющихся в своем религиозном сознании и жизни между Христом и миром на ту или другую сторону, разрешая богопротивную " теплохладность " или в горячность веры, или в холод неверия; выделяют, выявляют и ставят на свое, свойственное их действительному духовному нутру, место незаконно укрывшихся под кровом православия; они всех заставляют отдать себе отчет в подлинном их уповании (1Пет.3:15), размежевывают области Христа и антихриста, приуготовляют настоящих слуг Тому и другому, причем, говоря словами одной церковной молитвы, способствуют " благим во благодати пребывати, средним лучшим быти, согрешающим в исправление приходити " " Тайна беззакония " (2Фес.2:7), раскрывающаяся в наши дни с исключительной силой и в своеобразных формах, не должна смущать истинных чад Церкви, верующих в несокрушимость " дома Божия " (1Тим.3:15; Евр.10:21; Мф.16:18). Как грядущий антихрист, так и его мелкие, но многочисленные предтечи и слуги, не страшны чадам Церкви, крепко держащимся за этот " столп и утверждение истины " (1Тим.3:15). Ухищрения и козни слуг миродержца гибельны для тех, которые " не приняли любви истины для своего спасения " (2Фес.2:10). За это неприятие " пошлет им [k] Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи " (2Фес.2:11). " Ходящие же в истине " , которых ублажает возлюбленный ученик Господа (2Ин.1:4; 3Ин.1:3), застрахованы от этого пути гибели Истиною, живущею в них, ибо, по слову того же ученика Христова, " Тот, Кто в них, больше того, кто в мире " (1Ин.4:4). Итак, не кручиньтесь, друзья мои, при виде потрясений которые переживает наша Церковь: они необходимы для уврачевания церковного тела, изъязвленного язвами многими и застарелыми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ио. – Ин. – Евангелие от Иоанна. Дн. – Деян. – Книга Деяний Апостольских. Ик. – Иак. – Послание Иакова. 1 Пт. – 1Пет – 1-е Послание Петра. 2 Пт. – 2Пет. – 2-е Послание Петра. 1 Ио. – 1Ин. – 1-е Послание Иоанна. 2 Ио. – 2Ин. – 2-е Послание Иоанна. 3 Ио. – 3Ин. – 3-е Послание Иоанна. Ид. – Иуд. – Послание Иуды. Рм. – Рим. – Послание Ап. Павла к Римлянам. 1 Кр. – 1Кор. – 1-е Послание Коринфянам. 2 Кр. – 2Кор. – 2-е Послание Коринфянам. Гл. – Гал. – Послание Галатам. Еф. – Еф. – Послание Ефесянам. Фл. – Флп. – Послание Филиппийцам. Кл. – Кол. – Послание Колоссянам. 1 Сл. – 1Сол. – 1-е Послание Солунянам. 2 Сл. – 2Сол. – 2-е Послание Солунянам. 1 Тм. – 1Тим. – 1-е Послание Тимофею. 2 Тм. – 2Тим. – 2-е Послание Тимофею. Тт. – Тит. – Послание Титу. Фм. – Флм. – Послание Филимону. Ев. – Евр. – Послание Евреям. Ап. – Откр. – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). 3. Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных Афан. В. – Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский (373). Цитируются творения его по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 4 части, 1854–1863. Вас. В. – Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской (379). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 7 частей, 1843–1848 гг. Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг. Злат. – Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский (407). Цитируются его знаменитые беседы на Евангелие от Матфея по русскому переводу, 3 части, Москва, 1839 г., и на Евангелие от Иоанна, в русском переводе при С.-Петербургской Дух. Академии; 2 части, 1854–1855 гг. Феофил. – Феофилакт, архиепископ Болгарский (около 1107 года). Цитируется его толкование на четырех Евангелистов, или так называемый «Благовестник», по изданию в русском переводе, Казань: часть 1-я 1855 г.; часть 2-я 1857 г.; часть Евф. Зиг. – Евфимий Зигабен , Константинопольский монах XII в. Цитируется его толкование на Четвероевангелие, составленное на основании древнеотеческих толкований, впрочем, самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010