195 Деян 5,34 сл.; 15,5; ср. Деян. 21:20 , где, по-видимому, тоже говорится о христианах из фарисеев. Эпизоды в Деян. 5:34-39; 23,6-9 показывают, что в апостольскую эпоху фарисеи относились к христианам вполне терпимо. Легенду о Гамалииле как христианине см. в “Житиях святых” (Кн.5. М., 1904, с.172). 196 Берахот, 6b. 197 Ин 3,1-10 . 198 Впоследствии Никодим принял участие в погребении Иисуса ( Ин. 19:39 ). В Талмуде (Санхедрин, 43а) среди последователей Иисуса назван некто Ники, или Накай. Вероятно, это имя есть сокращение от Никдимон (Никодим). 199 Мф 27,57 ; Мк. 15:43,45 ; Лк. 23:50 ; Ин. 12:42; 19,38 . 200 Мф 15,13-14 ; Лк. 6:39 . 201 2Ин. 10:41. 202 3Ин. 3:22-30. 203 Славянская версия “Иудейской войны” Флавия, II, 7,14–15. 204 Флавий И. Арх. XVIII, 5,2. 205 Ин 4,1 . 206 Мф 21,21-22 ; Мк. 11:22-23 . 207 Мф 9,23 ; ср.: Ин. 14:12 ; Быт. 1:26 ; Пс 8 . 208 Лк 11,20 . 209 Мк 16,17-18 210 Лк 5,3-11 . Эти скопления рыб объясняются тем, что со дна озера поднимается газ и оттесняет их к поверхности. 211 Мф 8,23-27 ; Мк. 4:35-41 ; Лк. 8:22-25 . 212 Лк 13,16 . 213 Мф 17,14-17 ; Мк. 9:14-29 ; Лк. 9:37-42 ; Ин. 14:12 . 214 Ин 5,14 . 215 В рассказах Мф. 13:54-58 и Мк. 6:1-6 говорится только о том, что назаряне не поверили Иисусу; Лк же (4,16–30) сообщает об их покушении на Его жизнь. Кроме того, Мф и Мк относят посещение Назарета к середине общественной деятельности Христа, а Лк – к началу. Экзегеты по-разному оценивают это расхождение. Автор данной книги исходит из возможности двух посещений Назарета. Причем вероятнее, что наиболее враждебной была вторая встреча, когда Иисус стал уже повсеместно гонимым. 216 Мк 7,33 ; Ин. 9:6-7 . 217 Мк 2,1-12 . 218 Мк 7,34 . 219 Мф 9,20-22 ; Мк. 5:25-34 ; Лк. 8:43-48 . 220 Четко определить границу, отделяющую обычное душевное заболевание от демонической одержимости, трудно. Однако, когда думают, что все исцеленные Христом “бесноватые” были просто душевнобольными, упускают из вида, что суть большинства психических патологий во многом остается загадкой. В них чаще всего обнаруживается гипертрофия греха (самолюбия, гордыни, замкнутости на себе) и излечение тесно связано с духовной и нравственной жизнью больного, как отмечал изобретатель инсулинового лечения Дж.Фергюсон. Важно помнить также, что в Евангелии всякий недуг рассматривался как проявление разрушительных сил мироздания (см.: Лк. 13:11-16 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

II. КОМПОЗИЦИЯ 1. Второе послание ап. Иоанна: а) единство в истине ( 2Ин. 1:1–3 ); б) любовь как хождение в истине ( 2Ин. 1:4–6 ); в) распознавание обольстителя и антихриста ( 2Ин. 1:7 ); г) предостережение от отпадения ( 2Ин. 1:8.9 ); д) призыв остерегаться лжеучителей ( 2Ин. 1:10.11 ); е) обещание посетить адресатов послания ( 2Ин. 1:12 ); ж) заключит. приветствие ( 2Ин. 1:13 ). 2 . Третье послание ап. Иоанна: а) приветствие и благословение ( 3Ин. 1:1.2 ); б) свидетельство о хождении Гаия в истине ( 3Ин. 1:3.4 ); в) свидетельство о его деятельной любви ( 3Ин. 1:5.6 ); г) кто любит, тот споспешник истины ( 3Ин. 1:7.8 ); д) надменность Диотрефа ( 3Ин. 1:9.10 ); е) Димитрий – пример человека, делающего добро ( 3Ин. 1:11.12 ); ж) заключит. замечания и приветствия ( 3Ин. 1:13–15 ). III. СОДЕРЖАНИЕ В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о которых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине ( 2Ин. 1:1–3 ; 3Ин. 1:3–8 ). Ходить в истине – значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа ( 2Ин. 1:7–9 ). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их ( 2Ин. 1:10.11 ). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в котором человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола ( 3Ин. 1:9.10 ), который, по словам Иоанна, «принимал славу от людей» (см. Ин. 5:41.42.44 ) и тем самым показывал, что он – не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок ( 3Ин. 1:10 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Содержание 3-его послания Иоанна заключается в следующем. Странствующие миссионеры, проповедовавшие у язычников и лишенные всяких средств, должны были в скором времени прийти в общину, в которой живет уважаемый христианин Гай. По древнему обычаю эта община должна была дать временный приют миссионерам. Но первенствующий в этой общине Диотреф не только сам не хотел принять их, но запретил принимать и всем членам общины. Ослушников своего распоряжения он извергал из церкви. По этому поводу Иоанн уже писал общине, но Диотреф не сообщал ей этого письма. Он не только не хотел признать авторитета Иоанна, но поносил его злыми словами. Большинство общины оказалось на стороне Диотрефа. При таких обстоятельствах старец Иоанн пишет Гаю, занимавшему в общине по-видимому видное место, и просит его оказать гостеприимство миссионерам. Вместе с тем он обещает лично явиться в общину и напомнить о всех проступках Диотрефа. Рассказанный факт и все мельчайшие детали послания в высшей степени характерны и потому мы подробнее остановимся на них 432 . Характерен прежде всего величественный образ самого автора. Он называет себя просто старцем (πεσβτεος) и очевидно был известен под этим именем в христианских общинах ( 2Ин1:1 ; 3Ин.1:1 ). Но тон его речи совершенно апостольский. Свое свидетельство он ставит выше всяких сомнений. „Вы знаете, пишет он, что наше свидетельство истинно“ ( 3Ин.1:1 ). Он призван судить о том, по истине ли каждый ходит ( 2Ин.1:2, 3 ; 3Ин.1:12 ). Он как бы объединяет в своем лице других подобных ему лиц и потому, когда хочет обнаружить сильнее свой авторитет, употребляет множественное число ( 2Ин.1:8 ; 3Ин.1:9, 10, 12 ). Живя в одном месте, он имел однако „детей“ (3Ин.) и в других местах. Подобно ап. Павлу ( 1Кор.9:1 ), он смотрит на процветание общины, как на свое дело, и обращается к ней с призывом: „наблюдайте за собой, чтобы не погубить то, что мы сделали ( γασμεϑα 2Ин.1:8 ). Он не перестает руководить общиной и теперь. От братьев, приходящих к нему из далеких общин ( 3Ин.1:3 ), и от странствующих миссионеров ( 3Ин.1:5 ) или какими-либо другими способами (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

2Ин.1:4 ) он получает сведения о положении христианских общин и о поведении частных лиц ( 3Ин.1:3, 6, 10, 12 ; 2Ин.1:4 ). Сообразно с этими сведениями он в своих письмах дает общинам правила поведения ( 2Ин.1:10, 11 ), высказывает суждения о частных лицах ( 3Ин.1:10, 12 ), хвалит, угрожает, осуждает. Он время от времени посещает общины лично ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:10, 14 ), осматривает их, доставляет им утешение своим словом ( 2Ин.1:12 ), обращает внимание на беспорядки и предает их публичному осуждению ( 3Ин.1:10 ). В этом образе мы без труда узнаем апостола Иоанна, который по согласному преданию древнейших писателей жил в конце I века в Ефесе и руководил малоазийскими общинами и их епископами. Все эти свидетельства согласно рисуют нам то же положение Иоанна в отношении к общинам христианским и их епископам, какое обнаруживается в третьем его послании 433 . Оно в существенном аналогично тому, какое занимал в свое время ап. Павел в отношении к основанным им общинам. Приблизительно то же положение, как мы видели, усвояется в пастырских посланиях и сотрудникам ап. Павла Тимофею и Титу. Все эти лица одни в силу своего апостольского авторитета, другие в силу особенных полномочий, полученных от апостола, – возвышались над целым рядом общин и руководили ими в их внутренней и внешней жизни. Разница заключалась в том, что в первое время это руководство направлялось почти исключительно на самые общины, в последующее же время, после 63 года, когда общины успели уже сорганизоваться, оно было обращаемо прежде всего на их предстоятелей. Но в том и другом случае одинаково христианская община не являлась вполне самостоятельной и обособленной единицей, управление которой исходило бы из её собственной воли. Она должна была признать над собой высший авторитет вдали живущего апостола или его сотрудника, приспособляться к его требованиям и советам и подлежать его контролю. Правда этот авторитет был исключительно нравственного, духовного характера. Он покоился на тех особенных отношениях, в каких стояли апостол и основанная и воспитываемая им община, на отношениях отца и благодарных детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В послании Диотреф назван любящим первенствовать ( φιλοπpωτεων, см.: 3Ин.1:9 ). Нельзя поэтому думать, будто он присваивал себе первенство, которого не имел 1046 . Апостол ничуть не упрекает его за первенство, а упрекает только за его особенную любовь к первенству, за его ревнивое отношение к своей власти 1047 . Это властолюбие Диотрефа сказалось в том, что он отвергает даже авторитет самого апостола, поносит его злыми словами ( 3Ин.1:10 ). Апостол Иоанн, как и апостол Павел, поставлял в Церквах епископов 1048 , но пока был жив сам, считал себя верховном руководителем всех Церквей. Диотреф, однако, начал отрицать власть апостола; в этом сказалось его властолюбие. Но положение Диотрефа, как оно изображено в послании, было весьма высоко – это был первый в общине, полный ее руководитель и распорядитель, даже начальник, он даже отлучает от Церкви (κ τς κκλησας κβλλει – см.: 3Ин.1:10 ). Поэтому случай с Диотрефом можно считать доказательством того высокого положения, которое занимали в Церквах епископе уже в конце апостольского времени, – именно они были полными руководителями Церквей. Если мы обратим внимание на причина поступка Диотрефа, то мы должны будем счесть его прежде всего охранителем чистоты учения. Почему Диотреф не принимал миссионеров? Повод к этому, нужно думать, был. Во Втором послании апостол Иоанн говорит, что среди странствующих учителей много обольстителей (см.: 2Ин.1:7 ). Апостол дает признак, по которому можно было бы отличать ложное учение (см.: 2Ин.7 ), и убеждает не принимать лжеучителей в дом и не приветствовать их (см.: 2Ин.10 ), ибо приветствующий лжеучителя участвует в злых делах его ( 2Ин.1:11 ). Может быть, такие лжеучители выходили даже из бывших учеников апостола Иоанна 1049 . Это свидетельство можно дополнить данными из «Учения двенадцати апостолов» – памятника хронологически весьма близкого. Ведь и там постоянно внушается следить за чистотою учения и нравов странствующих проповедников. Очевидно, в среде миссионеров-проповедников появились различные злоупотребления 1050 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Может быть, податель письма, а также самый характер и содержание его делали не нужным ни то, ни другое. Между тем впоследствии создались различные предположения относительно имени и личности госпожи, удостоившейся нарочитого послания от Апостола Христова. 15 Второе послание Апостола Иоанна имеет два естественных отделения. Первое из них можно назвать сочувственным приветствием к той, которую он называет избранной госпожой. В нем он выражает свою радость о вере и благочестии детей ее, которых встретил, увещевает и ее и детей утверждаться все более и более в любви, заповедь о которой есть существенная и основная заповедь Христова, а несомненное доказательство или проявление ее есть соблюдение заповедей Божиих: «и ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга» (2Ин. ст. 1–6). Второе отделение все посвящено предостережениям от опасного влияния лжеучителей, не исповедующих Иисуса Христа, пришедшего во плоти, т. е. отвергавших тайну воплощения Сына Божия. «Наблюдайте за собой, – говорить Апостол, – чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились» ( 2Ин. 7, 8 ). Называя вышеозначенных лжеучителей «обольстителями и антихристами», Апостол воспрещает принимать их в дом и даже приветствовать ( 2Ин. 9–11 ). Послание свое заключает Апостол выражением надежды на личное свидание и приветствием от племянников избранной госпожи: «приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь» ( 2Ин. 12–15 ). Что касается третьего послания, то Св. Иоанн написал его одному из учеников своих Гаию, любимому за его твердое хождение в истине ( 3Ин. 3 ), т. е. за чистые христианские убеждения, а также деятельное благочестие, выражающиеся по преимуществу в гостеприимстве странствующим проповедникам евангелия, этим помощникам апостольским ( 3Ин. 5 ). По тогдашнему времен это была поистине высокая заслуга, ибо взаимное нерасположение, доходившее до вражды, между обратившимся из иудейства и язычества, нередко отражалось на проповедниках евангелия так сильно, что поистине не имели они иногда, где главы приклонить, что, конечно, сильно вредило успехам проповеди евангельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ученик Иоанна Гаий 16 , верно понимавший дух истинного христианства, совершенно чужд был вышеозначенного предрассудка и с одинаковой готовностью разделял братскую любовь о Христе как между христианами из Иудеев, так и из язычников, проповедников же евангелия принимал с особенным радушием и снабжал надлежащими средствами. Совершено не таков был некто Диотреф, совместно живший с Гаием в одной и той же христианской общине. Заносчивый и надменный он простирал свой фанатизм до того, что не только посланных от Иоанна братьев не принимал сам, но и запрещал желающим, и изгонял из церкви (т. е. выгонял их церковных собраний, вероятно, собиравшихся в его обширном и богатом доме), а самого Апостола даже поносил злыми словами ( 3Ин. 10 ). Удивляться сему нечего, ибо точно такое же унижение, клевету и брань испытывал от иудействующих фанатиков и великий апостол языков Павел, о чем свидетельствуют целые послания его к Филиппийцам, к Римлянам, к Галатам и в особенности к Коринфянам 17 . Таковы были времена первоначального брожения и борьбы между разнородными элементами, входившими в состав церкви, к которой принадлежал возлюбленный о Христе сын Иоанн Гаий. Апостол Христов побужден был писать к нему, когда «возвратившиеся свидетели заявили о любви его пред целой церковью» (Ефесской, 3Ин. 6 ). Как видно, посланным от Иоанна ученикам апостольским надлежало предпринять новое, более отдаленное, путешествие для проповеди о Христе; посему снова направляя их к Гаию и предупреждая, что они пошли во славу божия имени, не взяв ничего от язычников ( 3Ин. 7 ), Св. Ап. Иоанн внушает ему в письме, что «он хорошо поступить и сделается споспешником истины, если отпустить их, как должно, ради Бога», т. е. снабдив сих проповедников евангелия всем потребным; «для меня, – говорит он, – нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин. 3–5 ); некоторых из братьев и странников снова препоручает его доброму сердцу, когда они придут к нему и передадут посылаемое письмо ( 3Ин. 6–8 ). Во второй половине послания Апостол выражает негодование на поведение надменного и любящего первенствовать Диотрефа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2Ин.1:9 .  Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 2Ин.1:10 .  Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 2Ин.1:11 .  Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Необходимость верности всему учению Христову Апостол доказывает, ст. 9, и отрицательно, говоря, что «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (ср. 1Ин 2:23 ), – и положительно, утверждая, что пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына (ср. 1Ин 4:14–16 ). «Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот, кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю» (блаж. Феофил.). Теперь, ст. 10–11, ввиду гибельности лжеучения, отрицавшего воплощения в Иисусе Христе Сына Божия, Апостол, настоятельно предостерегая христиан от обольщения лжеучителями, требует от своих духовных чад избегать всякого общения с лжеучителями, – разумеется, прежде всего, остерегаться их, как учителей, и бегать их гибельного лжеучения, а затем удаляться общения с ними и в делах житейских. Подобную осторожность в отношении лжеучителей и нечестивцев советовал христианам и Апостол Павел ( 2Фес 3:6 ; Рим 16:17 ). 2Ин.1:12 .  Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 2Ин.1:13 .  Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь. Причину краткости (второго, как затем и третьего) послания Апостол указывает в желании своем личного свидания с читателями, – разумеется, вероятно, одно из обычных апостольских путешествий по обозрению церквей. Из приветствия от детей сестры избранной госпожи можно заключить, что они были ближайшими учениками Апостола и находились при нем, как при Апостоле Павле его ученики и спутники. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Второе Соборное Послание святого апостола Иоанна Богослова. 397-401 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол Иоанн, как и апостол Павел, поставлял в Церквах епископов 494 , но пока был жив сам, считал себя верховным руководителем всех Церквей. Диотреф, однако, начал отрицать власть апостола; в этом сказалось его властолюбие. Но положение Диотрефа, как оно изображено в послании, было весьма высоко – это был первый в общине, полный её руководитель и распорядитель, даже начальник, он даже отлучает от Церкви κ τς κκλησας κβλλει – см.: ( 3Ин.1:10 ). Поэтому случай с Диотрефом можно считать доказательством того высокого положения, которое занимали в Церквах епископы уже в конце апостольского времени, – именно они были полными руководителями Церквей. Если мы обратим внимание на причины поступка Диотрефа, то мы должны будем счесть его прежде всего охранителем чистоты учения. Почему Диотреф не принимал миссионеров? Повод к этому, нужно думать, был. Во Втором послании апостол Иоанн говорит, что среди странствующих учителей много обольстителей ( 2Ин.1:7 ). Апостол даёт признак, по которому можно было бы отличать ложное учение ( 2Ин.1:7 ), и убеждает не принимать лжеучителей в дом и не приветствовать их ( 2Ин.1:10 ), ибо приветствующий лжеучителя участвует в злых делах его ( 2Ин.1:11 ). Может быть, такие лжеучители выходили даже из бывших учеников апостола Иоанна 495 . Это свидетельство можно дополнить данными из «Учения двенадцати апостолов» – памятника хронологически весьма близкого. Ведь и там постоянно внушается следить за чистотой учения и нравов странствующих проповедников. Очевидно, в среде миссионеров-проповедников появились различные злоупотребления 496 . Община Диотрефа, может быть, имела уже случай так или иначе пострадать от этих миссионеров, а потому и не противилась епископу, когда он запретил принимать их. Но это рисует нам Диотрефа именно как стоящего на страже Церкви, охраняющего её от возможных заблуждений; он – в полном смысле преемник апостолов, может быть, и поставленный непосредственно апостолами. Впрочем, всё это, конечно, нисколько не оправдывает недоброго отношения Диотрефа к апостолу 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010