80 Библейская параллель этому закону: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, в она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках. А если будет вред, то отдай душу за душу». Исх.21:22 и 23. 83 Сравн. § 228. Два сикля разумеется за каждые 60 гур, которые считались мерою для корабля (подобно тому, как в настоящее время эта мера считается тоннами). Корабли были от 60 до 5 гур. 84 Библейские параллели этим постановлениям царя Аммураби: «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мясо его не есть, а хозяин вола не виноват. Но если вол бодлив и вчера и третьего дня и хозяин его, быв извещён о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, хозяина его предать смерти. Если на него будет наложен выкуп, пуст даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Если вол забодает раба или рабыню, то господину их заплатить 30 сиклей серебра, а вола побить камнями». Исх.21:28–82 . 85 Следовательно община или деревня несла ответственность за каждого из своих членов по принципу круговой поруки. 86 Теперь называется шадуф – ведро на шесте, которое служит к тому, чтобы воду из реки или канала почерпать для поливки выше расположенного поля. Этот шесть приводятся в движение человеком, а черпальное колесо движется с помощью лошадей, волов ила ослов. 87 Первые 5 месяцев – с апреля по август – плата назначается выше вследствие длинноты дней и трудности полевой работы; но вместе с тем такое деление имеет и календарно-астрономическое основание. Так месяцы делятся на 2 группы в 5 и 7. Это деление по местам еще и теперь соблюдается при найме квартир и рабочих. 88 Гера составляет некоторую, еще не вполне определённую часть сикля. Можно предполагать, что эта монета равноценна еврейской гере и тогда она стоит по приблизительному расчёту 4 коп. См. «Библ. А.П. Лопухина , 2-е изд. 1896 г. В. Зав. стр. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vavilo...

80 . Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.1:11 ). 81 . Уста священника да сохранят разум ведения, и закона взыщут от уст его: яко Ангел Господа Вседержителя есть ( Мал.2:7 ). 82 . Не Отец ли един всем вам; не Бог ли един созда вас; что яко остависте кийждо брата своего, осквернити завет отец ваших ( Мал. 2:10 ). 83 . Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, егоже вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.3:1 ). 84 . И кто стерпит день пришествия Его; и кто постоит в видении Его; зане Той входит яко огнь горнила и яко щелок очищающий ( Мал.3:2 ). 85 . Ибо Я – Господь, Я не изменюсь, обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам; не открою ли Я для вас хлябий небесных и излию вам благословение Мое, и плоды земные, и виноградная лоза не изнеможет ( Мал.3:611 ). 86 . Пред Лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и благоговеющих пред именем Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему ( Мал.3:17 ). 87 . Яко, се, день грядет горящ, пылающий яко пещь, и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная яко стеблие (солома): и возжжет я день Господень грядый, глаголет Господь Вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные ( Мал.4:12 ). 88 . Помяните закон Моисея раба Моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания. И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал.4:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

83.  По иному чтению: «Обычно демонам иногда петь псалмы в стройном согласии, при чем — о нечестие! — они произносят нечистыми устами святые изречения Писания». Pag. 139. 84. По иному чтению: «Когда спим, — они возбуждают нас на молитву, чтоб отнять сон всей ночи. Многие из них, принимая вид почтенных монахов, склоняют братию к подробному рассматриванию преждесодеянных грехов, известных бесам, чтоб возобновить ощущение услаждения этими грехами или чтоб привести в отчаяние. Должно презирать обличение в грехах, приносимое бесами, должно презирать их коварные советы, когда они склоняют к посту или возбуждают к всенощному бдению. Они принимают вид, нам знакомый и близкий, именно с тою целию, чтоб удобнее вредить под личиною добродетели, чтоб удобнее впустить свой яд, чтоб обмануть простосердечие благовидною наружностию. Впоследствии же, — когда сблизятся с теми, которым являются — внушают им, что монашеский подвиг невыносим и невозможен; представив начатое монашеское жительство бременем тяжким, приводят в безнадежие, безнадежием в уныние, унынием в совершенное расслабление». Pag. 139. Таково же коварство и такова же цель у демонов, когда они действуют помыслами или чрез людей, преданных чувственности и миру. Демоны оклеветывают монашеское жительство, называя его противоестественным и невозможным; внушением этих ложных понятий, они стараются охладить ревность подвижника, ввергнуть его в небрежение о спасении, потопить в плотской жизни и в угождении страстям. 85.  Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей (Авв. 2. 15). 86. См.: Ты Христос, Сын Божий (Лк. 4. 41). 87.  Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои» (Пс. 49. 16). 88.  …доколе нечестивый предо мною. …Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром (Пс. 38. 2, 3). 89.  …я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит (Пс. 37. 14, 15). 90. Благоразумное и острожное поведение, предписываемое по отношению к демонам при чувственном явлении их, должно быть строго наблюдаемо и тогда, когда они действуют одними помыслами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

84. И кто стерпит день пришествия Его; и кто постоит в видении Его; зане Той входит яко огнь горнила и яко щелок очищающий ( Мал. 3, 2 ). 85. Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь... обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам... не открою ли Я для вас хлябий небесных и излию вам благословение Мое... и плоды земные, и виноградная лоза не изнеможет ( Мал. 3, 6–7, 10–11 ). 86. Пред Лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и благоговеющих пред именем Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему ( Мал. 3, 16–17 ). 87. Яко, се, день грядет горящь яко пещь, и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная яко стеблие (солома): и возжжет я день Господень грядый, глаголет Господь Вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные ( Мал. 4, 1–2 ). 88. Помяните закон Моисея раба Моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания. И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал. 4, 4–6 ). 89. Осия пророк проповедовал в Израильском царстве в грозное время, когда шло ассирийское войско. Он призывал перенести нашествие и сохранить в чистоте веру. Осия – пророк надежды, и он вразумляет, что бедствия посылаются для нравственного вразумления и воспитания грешников. Церковь Христова всемирна, все народы всех времен станут детьми Божиими, учит пророк, ибо Господь помилует непомилованную ( Ос. 2, 23 ); и она, языческая пустыня – все ветхозаветные народы – процветет. Говорит об исцелении духовном – первородного греха (гл. 6). Господь в третий день воскреснет, и все чают всеобщего воскресения (гл. 6, ст. 2), из Египта воззвах Сына Своего, и совершится победа над смертию – ад, где твоя победа? (гл. 13, 14), ибо в рай вход всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

85 Творения. Т. I, кн. 2, с. 698.  «сорок два месяца» – то есть три с половиной года. Именно такое или близкое к нему время торжества сил зла указано и в Книге пророка Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7; 12, 11–12).  Можно думать, что эти сорок два месяца попирания язычниками святого города совпадают со временем царствования зверя, которое в 13, 5 обозначается – предположительно, именно с целью идентификации – теми же словами: «сорок два месяца», в отличие от сроков пророческой проповеди 11, 3 и пребывания жены в пустыне 12, 6, наименованных как «тысяча двести шестьдесят дней». 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Под двумя свидетелями большинство святых отцов 86  понимали пророка Илию и праведного Еноха.  86  Это святые Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Андрей Кесарийский и др. Ипполит Римский на основании Ин. 21, 22–23 высказывал точку зрения, что вместе с Илией и Енохом придет сам апостол Иоанн. Впрочем, широкого распространения это мнение не получило. На Западе, кроме того, существовало предположение, что вместе с Илией придет не Енох, а Моисей. Основанием для этого служит сходство египетских знамений Моисея с теми, которые совершают два свидетеля 11-й главы. Однако эта гипотеза не выглядит особенно убедительной.  Оба эти ветхозаветных праведника не увидели смерти, но были переселены Богом на небо в теле (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5; 4 Цар. 2, 11), однако в конце времен им надлежит снова прийти в мир и подчиниться закону смерти: они должны будут умереть как христианские мученики. 87 87  В словах «и дам двум свидетелям Моим» (Апок. 11, 3) в греческом оригинале употребляется слово «μρτυς», на русский язык часто переводимое как «мученик». О пришествии пророка Илии говорит Господь в Книге Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6), – отчасти эти слова исполнились во времена Первого пришествия Христа, когда в духе и силе Илии пришел святой Иоанн Предтеча. Но в конце времен эти слова должны исполниться буквально: придет сам пророк Илия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие (Мф. 17, 10–13), где он указывает, что у Малахии Илия назван по месту его родины  «фесвитянином» 88 , тогда как святой Предтеча фесвитянином не был, и Илией он именовался только по подобию служения. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

(8) Идут они от силы к силе, явится он пред Б-гом в Цийоне, Г-сподь Б-г Ц-ваот! (9) Слушай молитву мою, внимай, Б-г Йаакова, сэла! (10) Щит наш! Смотри, Б-же, и взгляни на лицо помазанника Твоего! (11) Ибо день во дворах Твоих лучше тысячи. Предпочитаю я стоять у порога дома Б-га моего, чем жить в шатрах беззакония. (12) Ибо солнце и щит – Г-сподь Б-г, милость и славу дает Г-сподь, не лишает блага ходящих в непорочности, Г-сподь Ц-ваот! (13) Счастлив человек, полагающийся на Тебя! 85 (1) Руководителю. Псалом сыновей Кораха. (2) Благоволил Ты, Г-споди, к стране Твоей – возвратил Ты плен Йаакова. (3) Простил Ты грех народа Твоего, скрыл все грехи их. Сэла! (4) Отстранил Ты все негодование Твое, отвратил ярость гнева Твоего. (5) Возвратись к нам, Б-г спасения нашего, и пресеки гнев Твой против нас. (6) Вечно ли будешь Ты гневаться на нас, продлевать гнев Твой из века в век? (7) Ведь Ты снова оживишь нас, и народ Твой радоваться будет Тебе. (8) Яви нам, Г-споди, милость Твою и помощь Твою дай нам. (9) Услышу, что скажет Б-г, Г-сподь, ибо мир обещает Он народу Своему и благочестивым Своим, лишь бы не возвратились они к глупости. (10) Истинно, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в стране нашей. (11) Милость и истина встретились, справедливость и мир соединились. (12) (Когда) правда из земли произрастает, справедливость с небес является, (13) И Г-сподь даст благо, и земля наша даст плод свой. (14) Справедливость пред Ним пойдет, и направит Он (ее) по пути стоп Своих. 86 (1) Молитва Давида. Приклони, Г-споди, ухо Твое, ответь мне, ибо угнетен и беспомощен я. (2) Сохрани душу мою, ибо благочестив я, спаси Ты, Б-г мой, раба Твоего, полагающегося на Тебя! (3) Помилуй меня, Г-споди, ибо к Тебе взываю весь день. (4) Обрадуй душу раба Твоего, ибо к Тебе, Г-споди, возношу душу свою, (5) Ибо Ты, Г-споди, добр, и прощаешь, и многомилостив ко всем призывающим Тебя. (6) Внемли, Г-споди, молитве моей и к голосу молений моих прислушайся! (7) В день бедствия моего призываю Тебя, потому что Ты ответишь мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(8) Идут они от силы к силе, явится он пред Бгом в Цийоне, Гсподь Бг Цваот! (9) Слушай молитву мою, внимай, Бг Йаакова, сэла! (10) Щит наш! Смотри, Бже, и взгляни на лицо помазанника Твоего! (11) Ибо день во дворах Твоих лучше тысячи. Предпочитаю я стоять у порога дома Бга моего, чем жить в шатрах беззакония. (12) Ибо солнце и щит – Гсподь Бг, милость и славу дает Гсподь, не лишает блага ходящих в непорочности, Гсподь Цваот! (13) Счастлив человек, полагающийся на Тебя! 85 (1) Руководителю. Псалом сыновей Кораха. (2) Благоволил Ты, Гсподи, к стране Твоей – возвратил Ты плен Йаакова. (3) Простил Ты грех народа Твоего, скрыл все грехи их. Сэла! (4) Отстранил Ты все негодование Твое, отвратил ярость гнева Твоего. (5) Возвратись к нам, Бг спасения нашего, и пресеки гнев Твой против нас. (6) Вечно ли будешь Ты гневаться на нас, продлевать гнев Твой из века в век? (7) Ведь Ты снова оживишь нас, и народ Твой радоваться будет Тебе. (8) Яви нам, Гсподи, милость Твою и помощь Твою дай нам. (9) Услышу, что скажет Бг, Гсподь, ибо мир обещает Он народу Своему и благочестивым Своим, лишь бы не возвратились они к глупости. (10) Истинно, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в стране нашей. (11) Милость и истина встретились, справедливость и мир соединились. (12) (Когда) правда из земли произрастает, справедливость с небес является, (13) И Гсподь даст благо, и земля наша даст плод свой. (14) Справедливость пред Ним пойдет, и направит Он (ее) по пути стоп Своих. 86 (1) Молитва Давида. Приклони, Гсподи, ухо Твое, ответь мне, ибо угнетен и беспомощен я. (2) Сохрани душу мою, ибо благочестив я, спаси Ты, Бг мой, раба Твоего, полагающегося на Тебя! (3) Помилуй меня, Гсподи, ибо к Тебе взываю весь день. (4) Обрадуй душу раба Твоего, ибо к Тебе, Гсподи, возношу душу свою, (5) Ибо Ты, Гсподи, добр, и прощаешь, и многомилостив ко всем призывающим Тебя. (6) Внемли, Гсподи, молитве моей и к голосу молений моих прислушайся! (7) В день бедствия моего призываю Тебя, потому что Ты ответишь мне.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

(8) Идут они от силы к силе, являются пред Всесильным на Сионе. (9) Бог, Всесильный [Бог] воинств, услышь молитву мою, внемли, Всесильный [Бог] Яакова, вовек! (10) Оплот увидь, Всесильный! Посмотри на лицо помазанника Твоего. (11) Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи [лет]. Я предпочитаю быть у порога Дома Всесильного моего, нежели жить в шатрах злодеяния. (12) Ибо Бог Всесильный есть солнце и щит, Бог даст очарование и славу. Ходящих в непорочности Он не лишит блага. (13) Бог воинств! Слава человеку, уповающему на Тебя! 85. (1) Руководителю [музыкантов]. Сынов Кораха песнь. (2) Бог! Возжелал бы Ты землю Твою, возвратил бы плен Яакова. (3) Простил бы грех народа Твоего, покрыл бы все проступки его, вовек. (4) Убрал бы всю ярость Твою, отвратил бы лютость гнева Твоего. (5) Возврати нас, Всесильный [Бог] спасения нашего, пресеки гнев Твой на нас. (6) Вечно ли будешь гневаться на нас, гнев Твой пронесешь ли из поколения в поколение? (7) Ведь Ты снова оживишь нас, и народ Твой возрадуется о Тебе. (8) Яви нам, Бог, милосердие Твое, спасение Твое даруй нам. (9) Послушаю, что будет говорить Всесильный. Бог, когда будет говорить мир народу Своему и благочестивым Своим, то не возвратятся они к безрассудству. (10) Уже близко спасение Его боящимся Его, чтобы обитала слава в стране нашей! (11) Милосердие и истина встретятся, правда и мир соприкоснутся. (12) [Когда] истина произрастет из земли, правда будет смотреться с небес. (13) Бог также даст благо, и земля наша будет давать урожай свой. (14) Правда будет идти пред лицом его, он поставит на путь [ее] стопы 86. (1) Молитва Давида. Преклони, о Бог, ухо Твое [и] ответь мне, ибо я беден и нищ. (2) Береги душу мою, ибо благочестив Спаси раба Твоего, который уповает на Тебя, Ты, Всесильный мой. (3) Помилуй меня, Господь, ибо к Тебе я взываю весь день. (4) Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господь, возношу я душу мою, (5) ибо Ты, Господь, добр и снисходителен и весьма милосерден ко всем, кто взывает к Тебе. (6) Внемли, Бог, молитве моей, прислушайся к голосу молений моих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11 ). III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям. IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским ( Лк.10:18 ; Мф.12:24 ). д) О человеке 81. Кого сотворил Бог после всего? После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей. 82. Из чего состоит человек? Человек состоит из тела и бессмертной души. 83. Из чего сотворил Бог тело человека? Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ ( Быт.2:7 ). 84. Чем было оживлено тело сотворенного человека? Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим ( Быт.2:7 ). Пояснение: В момент смерти душа покидает тело. 85. По какому образу сотворил Бог человека? Бог сотворил человека по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). 86. В чем состоит в человеке образ Божий? Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью. 87. В чем состоит подобие Божие в человеке? Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

LXX: И вот Ангел, говоривший во мне стоял и другой Ангел выходил на встречу ему и сказал ему, говоря: «Бежи и скажи юноше тому, говоря: Плодоносным населится Иерусалим от множества людей и скотов среди его. И Я буду ему, говорит Господь, стеною огненною вокруг [него] и буду в славу посреди его. – Под Ангелом, говорившим в пророке и стоявшим, или, – как читается в Еврейском – выходившим, ибо это значит слово , евреи разумеют Михаила; а под другим ангелом, выходившим и шедшим на встречу ему, разумеют Гавриила, который говорит Михаилу, чтобы он передал пророку, сколь большое изобилие всего и множество людей и скота, и какую крепость стен будет иметь Иерусалим, в настоящее время являющийся разрушенным. А мы соответственно духовному смыслу будем толковать все это в отношении к Церкви, которая без стены, или, – как перевели Семьдесят, – κατκαρπος, т. е. наполнится множеством всяких плодов и будет иметь множество людей и скота. А Господь будет огнем вокруг нее и будет в славе среди нее. Это тот город, о котором мы в другом месте читаем: Преславное сказано о тебе, град Божий ( Пс.86:3 ) и снова: Велик Господь и премного восхваляем во граде Бога нашего, в горе святой Его ( Пс.47:2 ). Кто обитает в сем [граде], может сказать: Я же как маслина плодоносная в доме Божием ( Пс.51:10 ), Господь управляет мною и ни в чем не будет [у меня] недостатка; на месте пастбища, там Он поместил меня; на водах успокоения воспитал меня ( Пс.22:1–2 ). И будет населен Иерусалим от множества людей и скота без стены, или богат изобилием всех плодов. Некоторые под людьми и скотами понимают два народа, – Иудеев и Язычников, потому что те, которые ходили под Законом и обратились к вере во Христа, названы людьми; а мы, вследствие идолослужения бывшие как бы в отдалении от Закона и в разъединении с пророками, и усвоившие [только] страдания Его, должны называться скотами. Другие же под людьми хотят разуметь мужей разума и наставленных в познании Писаний, а под скотами некоторых верующих в простоте, и в отношении к ним понимают сказанное: Господи, Ты спасешь человеков и скотов ( Пс.35:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010