64. За беззакония сынов Израиля Господь прежде избранных оставляет, а рабов Своих, хри стиан, назовет именем новым (65, 1–15). 65. От потомства Иакова и от Иуды приидет наследник гор Божиих – святых Церквей – Сын Божий, и уверовавшие в Не го наследуют благословение вечное (65, 9). 66. Будет бо новое небо и новая земля (65, 17). 67. И будет радость и веселие роду христиан скому (65, 18). 68. А иудеи оставили Господа, забыли святую гору, не слушали Господа и отвергли Спасителя, и лишились покрова Божия (65, 11–12). 69. Избранные люди – ныне все уверовавшие из язычников, и будут благословляться Богом истины – Иисусом Христом (65, 16). 70. И Иерусалим будет градом и Церковью искупленных Кровью Сына Божия (65, 18–19). 71. В Иерусалиме Небесном не будет младенца, ни старца, но будут яко юноши в полноте дней своих (65, 20). 72. Избранные же христиане будут благословлены Богом (65, 23). 73. И будет, – говорит Господь, – прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу (65, 24). 74. Тогда в Церкви искупленных Кровью Христа волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев яко вол снесть плевы (солому), и змия землю яко хлеб. Они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, – говорит Господь (65, 25). 75. Тако глаголет Господь: небо – престол Мой, земля же – подножие ногу Моею: кий дом созиждите Мне, и кое место покоища Моего (66, 1). 76. Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на Кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (66, 2). 77. Только праведники, чистые сердцем, узрят Бога и любящие Бога и закон святой Его. 78. Беззаконники же, не чтущие Бога, подобны человекоубийце и хульнику, идолопоклоннику, ибо они избрали пути свои и душа их мерзости изволи (66, 3). 79. И Господь предаст их поруганию, ибо не слушали Бога и делали злое в очах Божиих (66, 4). 80. Кто слышал, и кто видел – возникала ли страна в один день? Рождался ли народ в один раз, как Сион роди дети Своя, как Спаситель смертью и воскресением Своим – водой и Духом, дарует всем новое рождение для жизни вечной во Иерусалиме, Церкви Своей (66, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ответ Бога на молитву звучит в Ис 65-66. Восстановление храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу храм не нужен. Весь мир - Его храм (66. 1-4). Господь отвергает упреки в молчании и объясняет, что беды народа - это справедливый суд за совершенные культовые преступления (65. 1-7). Возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Его цель - преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божие. Существующему миру Господь противопоставляет новую землю и новое небо, все прежнее «уже не будет воспоминаемо». В Ис 65. 8-16а и 66. 1-6, 14б - 17 описаны те, к кому обращен ответ Бога: «рабы» и «избранные» Господа отделены от тех, кто оставил Господа и уклонился в идолопоклонство (ср.: 57. 3 слл., 7 слл.; 65. 3-7). В Ис 66. 7-14 те, к кому обращено обетование (65. 16б - 25),- это «сыны Сиона» (ср.: Ис 49-54; 60-62). Наконец, говорится, что разделение между праведниками и грешниками не только произойдет в Израиле, но в согласии с обетованием о творении новой земли и нового неба совершится во время всеобщего Суда над «всякой плотью» (66. 16, 18-24; ср.: 40. 5; 49. 26), и народы поклонятся Господу (ср.: 56. 2-8).. К. В. Неклюдов И. п. к. в библейской и межзаветной литературе В Ветхом Завете В 2 Пар 32. 32 говорится о видении прор. Исаии, автор, очевидно, знаком с содержанием рассказа Ис 36-39 (ср.: 4 Цар). И. п. к. упоминается в «гимне отцам» в Книге Иисуса, сына Сирахова, когда речь идет о царе Езекии (Сир 48. 17-25), при этом не только говорится о пророчествах Исаии (Ис 36-38), но и описаны эсхатологические видения глав 24-27 и 45-55. Букв. заимствование из Ис 3. 10 LXX имеется в Прем 2. 12. К этим немногим очевидным ссылкам иногда добавляют формальные или тематические соответствия из лит-ры премудрости. Так, Прем 3. 13 («Блаженна неплодная неосквернившаяся... она получит плод при воздаянии святых душ») напоминает Ис 54. 1 («Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...»). Прем 3. 14, возможно, развивает мысль Ис 56. 4-5. Точно так же Сир 36. 11-12, судя по всему, соотносится с Ис 49. 4-6, Сир 36. 17 - с Ис 52. 10 или 45. 22 ( Beentjes. 1989). И. п. к. упоминается в др. пророческих книгах. Стих Мал 3. 1 («Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...») близок к Ис 40. 3 («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему») (ср.: Мк 1. 2, где оба стиха объединены именем Исаии). Последовательность обетований Зах 12. 10-13. 1 совпадает с последовательностью обетований 4-го гимна Раба Господня. Этот ряд примеров можно продолжить. Ветхозаветные апокрифы

http://pravenc.ru/text/674802.html

В качестве комментария к речи о старце см. Притч.4:7–9 ст. В переносном же смысле здесь надо, очевидно, видеть указание на «полноту дней каждого из нас» в меру возраста «исполнения Христова» ( Еф.4:13–14 ), независящую от нашего физического возраста, а единственно определяемую степенью «духовно-нравственной зрелости». Ис.65:21 . И буду стро­ить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Ис.65:22 . Не будут стро­ить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избран­ные Мои долго будут по­льзо­ваться изделием рук сво­их. Ис.65:23 . Не будут трудиться напрасно и рождать детей на гóре; ибо будут семенем, благо­словен­ным от Го­с­по­да, и по­томки их с ними. Специально говорится о радикальном перевороте всех общественно-социальных и экономических отношений. В этой области у современных пророку евреев царили, как известно, самый грубый произвол и беспощадная эксплуатация, при которых никто не мог спокойно наслаждаться плодами рук своих ( Ис.58:6–7 ; Ис.59:2–8, 14–15 ). В обновленном Мессианском царстве наступит полная противоположность всему этому. Нельзя также в словах данного пророчественного благословения не видеть и отмены прежнего проклятия ( Втор.28:30 ). Ис.65:24 . И будет, пре­жде нежели они воз­зовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услы­шу. Слова этого стиха представляют прямой ответ на сетования иудеев, искавших Господа, что Он будто бы покинул их, скрыл лицо Свое от них и не простирает на них Свою благодеющую десницу ( Ис.58:2 ; Ис.59:1 ). Лучший комментарий их дан Самим Иисусом Христом ( Мф.6:8, 32 ). Ис.65:25 . Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут при­чинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Го­с­по­дь. Дается выразительный образ полного уничтожения на земле всякого зла, когда будут возможны такие непримиримые крайности, как мирно пасущиеся вместе волк и ягненок, и когда даже все звери укротят свои хищные инстинкты, перейдя на растительную пищу (ср. Ис.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В другой пророческой книге – Исаии (65 гл.) мы находим поэтическое изображение смерти народа Израильского. Господь говорит чрез пророка, что Он произведет новое семя от Иакова ( Ис.65:9 ), которое назовет Своим народом ( Ис.65:15 ), а народ иудейский, который забыл Господа, оставил святую гору Его, Он обрекает мечу ( Ис.65:11, 12 ). Тогда рабы Мои будут есть, а вы будете голодать, рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою. Рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде, рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной боли и рыдать от сокрушения духа ( Ис.65:13–14 ). В данном описании обречение мечу, что равносильно понятию смерти физической, не может быть понимаемо в этом смысле уже потому, что обреченные продолжают жить, хотя жизнью, совершенно противоположной жизни рабов Божиих. Очевидно, таким образом, что здесь под смертью разумеется то состояние, в которое впадут все, отвергшиеся Господа. Пророчество относится к последующей судьбе народа иудейского, который будет отвержен Богом, а его место заступит новый народ или, вернее, народы ( Ис.60:1–4, 10–11 ). Описание жизни рабов Божиих указывает, что как получившие избрание от Господа, будут наслаждаться всеми благами, так отверженные будут лишены последних, и эта противоположность состояний служит пояснением понятий жизни и смерти. Рассматривая эти слова в их отношении к Новому Завету, мы можем видеть, что здесь говорится об отвержении иудеев и призвании язычников в благодатное царство Христово. Первые, равно как и те из язычников, которые не послушают призыва Господа, обрекаются на духовную смерть, вторые вступают в духовную жизнь с Мессиею. Так ли понимали это пророчество древние иудеи, для нашего вопроса безразлично; важно только то, что понятие смерти раскрывается здесь, как лишение всех благ, происходящее вследствие отвержения человека Богом. В книгах учительных (собственно – Притчах Соломона и неканонической Премудрости Соломона) в понятиях жизни и смерти уже ясно мыслится идея загробного воздаяния, хотя они употребляются также и в значении долголетия и краткости земной жизни. Премудрость, восхваляемая и рекомендуемая автором книги Притчей, приносит плод здесь же на земле, что доказывается контекстом даже тех мест, в которых говорится, что мудрость, правда, страх Божий дают человеку жизнь и избавляют от смерти. Так, утверждая, что правда избавляет от смерти ( Притч.10:2 ), автор в следующем же стихе говорит: Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивого исторгнет. Или в другом месте: Страх Господень (ведет) к жизни, и (кто имеет его), всегда будет доволен, и зло не постигнет его ( Притч.19:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Изъяснение псалма 65-го. Пс.65:1 .  Воскликните Богу, вся земля. «В конец, песнь псалма воскресения». Сего прибавления нет ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, даже у седмидесяти в экзаплах; вероятно же, сделано оное кем-нибудь. И сей псалом божественный Давид написал от лица пленных в Вавилоне, но уже не молящихся о возвращении, а получивших оное и отправляющихся в путь. Псалом предсказывает вместе с сим и спасение язычников. Пс.65:2 .  Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. «Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его». Все люди, говорит Пророк, участвуйте с нами в песнопении, и с нами совокупно воздайте Богу подобающее чествование. Справедливо весь род человеческий к таковому общению призывают иудеи, потому что в них предначертывалось спасение всех. Как иудеи избавились от рабства вавилонскаго, так все люди освободились от горькаго мучительства диавола. Потом научают, как возносить песнопение. Пс.65:3 .  Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои. «Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя? во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои»; то есть, удивляйтесь, сколько можете, чудесам, какия совершены Богом. Они так многочисленны и так велики, что злочестивые, по чрезмерности их, не верят им. Сказанное же: «во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои», – имеет и другой смысл, засвидетельствованный действительностию, а именно: когда светом Боговедения озарив вселенную, обратишь весьма многих к благочестию, тогда и одержимые тмою неверия примут наружно вид благочестия, отрицаясь нечестия. И сие, как видим, совершается непрестанно. Ибо многие, раболепствующие языческому заблуждению, не смеют открыто исповедовать оное, и иудеи, находясь в трудных обстоятельствах, воспевают победу креста и повсюду открывается истинность пророчества. Пс.65:4 .  Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]! «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний». Яснее выразил сие Симмах: «все живущие на земле поклонятся Тебе, с сладкопением воспоют имя Твое». И это есть предречение о настоящем времени, в которое у всех народов песнословится Бог всяческих, и Владыка Христос у всех называется Вышним.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ис.65:13 . Посему так говорит Го­с­по­дь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; Ис.65:14 . рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокруше­ния духа. Ряд специальных антитез, в которых различные виды блаженства праведных противополагаются обратным видам страдания грешных. «Вся серия этих контрастов может быть понимаема двояко: буквально – с отнесением ее к двум классам пленных израильтян, оставшихся верными Господу и изменивших Ему; и метафорически в отношении к рабам Господа и Его врагам всех времен и всех мест» (The Pulp. Comm. 472 p.). Ис.65:15 . И оставите имя ваше избран­ным Мо­им для про­клятия; и убьет тебя Го­с­по­дь Бог, а рабов Сво­их назовет иным именем, «И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия». Бедствия, которые имеют обрушиться на голову непокорного Израиля, столь ужасны и беспощадны, что они и самое имя его сделают как бы нарицательным обозначением Божественной кары, вообще (ср. Иер.29:22 ). «И убьет тебя Господь Бог». Повторение и усиление мысли 12 стиха. Самый текст этой фразы взят, по мнению Английского настольного комментария, из специальной проклинательной формулы. «А рабов Своих назовет иным именем», т. е. «народом святым», «духовным Израилем», «христианами» (См. комм. Ис.62:2, 12 ), и «семенем благословенным» (см. ниже, Ис.65:23 ). Ис.65:16 . которым кто будет благо­словлять себя на земле, будет благо­словляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что пре­жние скорби будут забыты и сокрыты от очей Мо­их. «И кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины». Большинство экзегетов, начиная еще с блаженного Иеронима, предпочтительно останавливаются при истолковании этого места на тексте Вульгаты, где последняя половина вышеназванной фразы переведена так: jurabit in Deo amen. Слово «аминь» в библейском, как позднее и в литургическом употреблении, является торжественным признанием известного договора и как бы оправданием его ( Втор.28:14–26 ; Нав.8:32–34 ). Поэтому, употребление этого слова здесь весьма знаменательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 5. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: Ст. 6. Пойдем на Иудею, и возмутим её, и овладеем ею, и поставим в ней царем сына Тавеилова. Кто этот сын Тавеилов, неизвестно. Вероятно, что это был какой-нибудь Сирийский вельможа, так как Рецин в замышляемой войне был главным, сильнейшим союзником. 2) Пояснение предложения Ст. 7. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется. Ст. 8. Ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пят лет Ефрем перестанет быт народом. Ст. 9. И глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите; то потому, что вы не удостоверены. Замышляемое возведение Сирского вельможи на престол Давидов было противно непреложному обетованию Божию о продолжении царского скипетра в колене Иудином до пришествия Мессии ( Быт. 49:10 ). Потому, не смотря на нечестие Ахаза, злоумышление Рецина и Факея осталось тщетным. Но главою Сирии, говорит Пророк, будет Дамаск, т. е. Дамаск будет столицею одной Сирии, а не Иудеи: и главою Дамаска Рецин, т. е. Рецин останется царем одного Дамаска, а не Иерусалима. Чрез 65 лет царство Ефремово будет сокрушено так, что не будет считаться в числе царств земных. А до того времени Самария будет столицею только Израильского царства, и Факей будет царем только Самарии, а не Иерусалима, пока наконец не погибнет сам и его царство. Царство Ефремово или Израильское разрушено Салманассаром в 6 год царствования Езекии, как видно из 4Цар.17, 1–6 , т. е. оно разрушено чрез 21 год после произнесения этого пророчества. А пророчество произнесено в первый год царствования Ахаза. Как же согласить это пророчество с историей? Началом 65 годов здесь некоторые полагают не год произнесения этого пророчества, а другое время; думают, что Пророк Исаия имеет здесь в виду пророчество Амоса (5:27, 7:11, 17), которое произнесено было за 65 лет до разрушения этого царства. Но свидетельству Бл. Иеронима так объясняли это и современники его Иудеи. Иные думают, что число 65 здесь по ошибке написано вместо 21. А иные конец 65 года относят к 21 году Манассии, когда Ассаргаддон, царь Ассирийский вывел остальных Израильтян из обетованной земли, а на место их поселил другие народы; в это время и Манассию, царя Иудейского, взял в плен в Вавилон (Хр. чт. 1831 г. Июнь XLII. стр. 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Хор: Аминь. Антифон 1, глас 2 Стих 1: Воскликните Господу,/вся земля! По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 2: Воскликните Господу, вся земля,/воспойте же имени Его, воздайте славу хвалою Ему! Пс 65:1–2 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 3: Скажите Богу: как страшны дела Твои!/По множеству силы Твоей покорятся Тебе враги Твои. Пс 65:3 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 4: Вся земля да поклонится Тебе и да поет Тебе,/да поет же имени Твоему, Всевышний! Пс 65:4 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Антифон 2, глас 2 Стих 1: Боже, сжалься над нами/и благослови нас. Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых,/поющих Тебе: Аллилуия. Стих 2: Боже, сжалься над нами и благослови нас,/яви нам свет лица Твоего и помилуй нас. Пс 66:2 Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых,/поющих Тебе: Аллилуия. Стих 3: Чтобы познали на земле путь Твой,/во всех племенах – спасение Твоё. Пс 66:3 Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых,/поющих Тебе: Аллилуия. Стих 4: Да прославят Тебя народы, Боже,/да прославят Тебя народы все. Пс 66:4 Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых,/поющих Тебе: Аллилуия. Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3, глас 5 Стих 1: Да восстанет Бог/и рассеются враги Его. Пс 67:2 Тропарь, глас 5 Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ/и тем, кто в гробницах,/жизнь даровав. Стих 2: Да восстанет Бог и рассеются враги Его,/и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 3: Как исчезает дым, да исчезнут,/как тает воск пред лицом огня. Пс 67:3а Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 4: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся,/да возрадуются пред Богом. Пс 67:3б-4 Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Входный стих. В собраниях благословляйте Бога,/Господа, от источников Израиля. Пс 67:27 Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Ипакои, глас 4 Жены, пришедшие с Марией до рассвета/и нашедшие камень отваленным от гроба,/услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего/что вы ищете среди мертвых как человека?/Посмотрите на погребальные пелены,/бегите и миру возвестите,/что восстал Господь, умертвив смерть,/ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Взял Христос Петра, и Иакова, и Иоанна/на гору высокую одних,/и преобразился перед ними,/и просияло лицо Его, как солнце,/одежды же Его сделались белыми, как свет;/и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие,/и облако светлое осенило их,/и вот, голос из облака, говорящий:/«Это Сын Мой возлюбленный,/на Ком Мое благоволение./Его слушайте!» Славословие великое. Славословие великое. И отпуст: Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, пред святыми Своими ученики и апостолы Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст На горе Фавор преобразившийся во славе пред святыми Своими учениками и Апостолами, Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец. НА ЛИТУРГИИ НА ЛИТУРГИИ Антифон 1, глас 2. Стих 1. Псалом 65: Воскликните Господеви, вся земля,/пойте же Имени Его, дадите славу хвале Его. Антифон 1, глас 2 Стих 1: Воскликните Господу,/вся земля.    Пс 65:1Б Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Паки другий лик тойже стих: Воскликните Господеви: Стих 2: Воскликните Господу, вся земля,/воспойте же имени Его, воздайте славу хвалою Ему!    Пс 65:1Б – 2 Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. И паки 1-й лик, стих 2-й. Псалом 76: Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную,/подвижеся и трепетна бысть земля. Стих 3: Голос грома Твоего в круге небес, озарили молнии Твои вселенную,/содрогнулась и в трепет пришла земля.    Пс 76:19 Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас. Таже 2-й лик, стих 3. Псалом 103: Во исповедание и в велелепоту облеклся еси,/одеяйся светом, яко ризою. Стих 4: Славословием и благолепием облекся Ты,/одеваясь светом, как одеждою.    Пс 103:1В – 2А Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-na-preobr...

53) и победить всех врагов церкви Божией (63:1–6). Еммануил и Отрок Господень – одно и тоже лицо. Еммануил есть Богочеловек (9:6), имеющий произойти из униженного дома Давидова (11:1), но обладающий всею полнотою даров Св. Духа (11:2); Он произведет суд на земле и умиротворит всех, просветит сидящих во тьме и сени смертной и на Него будут уповать язычники (9:1 и 2, 11:3–5 и 10). Отрок Господень, также смиренный и униженный от рождения до смерти (53:1–8), имея на Себе Духа Господня, будет помазан открыть «благоприятное лето Господне» для спасения страждущих (61:1–3); Он «возвестит суд народам», Его Господь поставит в завет и во свет язычникам, и «на имя Его язычники уповать будут» (62:1–7). В речах обоих сборников времена Мессии изображаются временем мира в церкви Божией, когда «на всей святой горе Божией не будут делать зла и вреда: волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком, корова будет пастись с медведицею и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею» (11:6–9 и 65:25). Торжество нового Сиона, или Иерусалима, описывается одинаково в обоих сборниках (гл. 2:2–4, 12, 26, 35:10, 50, 52, 65:17–25 и 66:20–23); только в речах второго сборника эго описание нового Иерусалима делается подробнее и слава его выставлена гораздо блистательнее; потому что там изображается новый Иерусалим в состоянии славы, даже после второго пришествия Мессии Господа на общий суд и после творения нового неба и новой земли. При изображении деля спасения людей Еммануилом – Рабом Иеговы замечательны у пр. Исаии в обоих сборниках две черты: во-первых, Иудеи, когда в основание нового Сиона Господь положит краеугольным камнем смиренного Еммануила, страдающего Раба Своего, преткнутся об этот камень и падут (28:10 и 8:14), ибо они не уверуют в страдающего Мессию (53:1), и Господь отвергнет их и на место их призовет язычников (65:1 и 2); во-вторых, в конце времен спасения язычников Иудеи, ревнуя им, обратятся к Господу Мессии и пойдут в новый Сион, Его церковь (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010