Русская церковная архитектура Храмы Киевской Руси Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина – 29,3 м; длина и ширина с галереями соответственно: 41,7 м и 54 м. Высота до вершины главного купола составляет 28,6 м, сторона подкупольного квадрата 7,6 м. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик – 260 кв. м, фресок – около 3000 кв. м. Новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с тремя главными апсидами. Как и в Софии Киевской, с северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над ними возвышается 5 глав. Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в юго-западной части собора. Размер основного объема собора без галерей: длина 27 м, ширина 24,8 м; вместе с галереями: длина 34,5, ширина 39,3 м. Размер сторон подкупольного квадрата 6,19–6,28 м. Толщина стен собора 1,2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава 11 Молитва Господня (1–4). Наставления о постоянстве в молитве (5–10) и о благости Божьей (11–13). Исцеление бесноватого и речь к фарисеям по этому случаю (14–26). Ответ женщине (27– 28). Знамение Ионы (29–30) и суд над народом (31–32). Приточные изречения о свече и светильнике (33–36). Христос на обеде у фарисея и обличительные изречения против фарисеев и законников (37–54). Лк.11:1 . «В одном месте молился»: ев. Лука, по преимуществу перед прочими евангелистами, часто говорит о том, что Господь молился; так он упоминает о молитве Его при крещении ( Лк.3:21 ), в пустыне ( Лк.5:16 ), перед избранием Апостолов ( Лк.6:12 ), в уединении ( Лк.9:18 ), перед преображением ( Лк.9:28–29 ). Не называет евангелист места, где теперь молился Господь; но если он следует в этом случае хронологическому порядку: то надобно полагать, что это было неподалеку от Вифании (Лк.10и прим.); и так как Господь любил молиться восходя на горы, то, может быть, эта молитва совершалась на близ Вифании лежащей горе, т. е. Елеонской, невдалеке от Иерусалима.– «Когда перестал, один из учеников сказал» и пр.: ев. Матфей, излагая молитву Господню, совершенно одинаково с ев. Лукой, не упоминает об этом поводе к изречению этой молитвы и помещает ее в изложении нагорной беседы ( Лк.6 и дал.). Если не предполагать, что Господь повторил эту молитву ученикам, то надобно полагать, что ев. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы; евангелист же Лука помещает ее при сказании о том случае, по которому она действительно была произнесена. – «Как и Иоанн научил учеников своих»: из евангелий не видно, какой особенной молитвой молиться научил учеников своих Иоанн; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на это выше ( Лк.5:33 ). Лк.11:2–4 . «Он сказал им» и пр.: см. прим. к Мф.6:9–13 . «Ибо и мы оставляем» и пр.: у ев. Матфея – «как и мы оставляем». Выражения несколько различные, но общий смысл одинаков: если мы не прощаем, и Бог не простит нас; чтобы получить прощение от Бога, необходимо, чтобы и мы прощали другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМИР) († 28.05.1489), свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и всея Руси. Г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г., когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов известно из грамоты мон-рю вел. кн. Василия II Васильевича 1448 г.- АСЭИ. Т. 2. С. 346. 350). В 1445 г. Г. уже являлся архимандритом Симонова мон-ря, поскольку монастырские старцы ок. 1463 г. говорили на суде, что грамоты «погорели... при архимандрите Геронтье» (Там же. С. 368. 374), но к времени пожара в мон-ре еще не было грамот на имя Г. Симонов мон-рь находился под великокняжеским патронатом, назначение Г. зависело от правителя. Г. был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел. кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский стол в 1446-1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел. княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову мон-рю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка - АСЭИ. Т. 2. 349, ср.: 345, 351; АЮБДР. Т. 1. 31/IX; АФЗХ. Л., 1983. 153. С. 189-190). 29 дек. 1447 г. Г. был участником Собора в Москве, направившего Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору. Г. вместе с митрополитом и др. иерархами сопровождал московское войско в походе на Шемяку, напавшего на Кострому в 1449 г. После взятия 27 янв. 1450 г. великокняжескими войсками столицы владений Шемяки - Галича симоновские соляные варницы у Соли Галицкой были на 5 лет освобождены от дани. В 1451 г. Г. вместе с духовником Василия II спасским архим. Трифоном и духовником вел. княгини чудовским архим. Феодосием (буд. митрополит) был «послухом» при составлении духовной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны (ДДГ. 57. С. 178). Все эти факты позволяют говорить о Г. как о человеке, близком к великокняжеской семье.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Карта и ближайшие объекты Спас-Сумарин монастырь, заштатный, в 2 верстах от города Тотьмы. Основан преподобным Феодосием (см. 28 января). Мощи преподобного Феодосия находятся зимою в Воскресенском соборе под аркою между собором и северным приделом во имя самого угодника, а весною ежегодно с торжественным крестным ходом переносятся в холодный Преображенский собор и здесь остаются в продолжение лета на месте левого клироса в серебряной раке под массивной аплике сенью; они покрыты покровом и только оставлена открытою для лобзания рука преподобного. Перед ракою, в киоте за стеклом, — чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тотемскою и Суморинскою, принесенная самим преподобным (по фамилии Сумариным) из вологодского Прилуцкого монастыря, как дар напутственного ему благословения; празднование в честь этой святой иконы бывает 28 января и 29 июня. В ризнице хранятся: часть крышки с гроба преподобного Феодосия; кожаные сапоги его с железными подковами, найденные в земле при открытии мощей его; древняя копия с духовной преподобного, писанная столбцом на свитке; железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия. Ежегодно 28 января вокруг монастыря, а 30 августа, 2 и 5 сентября в монастыре из собора города Тотьмы совершаются крестные ходы. При монастыре богадельня, странноприимный дом и открытая в 1889 году церковно-приходская школа имени преподобного Феодосия. К монастырю приписана с 1832 года Дедовская Троицкая пустынь, в 7 верстах от города Тотьмы, на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году » Спасо-Суморин монастырь – бывший мужской православный монастырь в городе Тотьме. Расположен на продолговатом мысу между речками Песья Деньга и Ковда. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 176 Ансамбль Спасо-Суморина монастыря, XVIII-XIX вв. отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Епархиальное собрание духовенства города Москвы. 28 декабря 2012 г. ЖМП 2 февраль 2013 /  29 декабря 2012 г. 01:00 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.) 28 декабря 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялосьежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Рад приветствовать вас в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя на очередном Епархиальном собрании города Москвы, которое объявляю открытым. Обзор деятельности Патриарха - правящего епископа города Москвы – в 2012 году Прошедший год был отмечен многими важными событиями, в том числе непосредственно связанными с церковной жизнью Первопрестольного града. Как Председатель Священного Синода я созывал в этом году пять заседаний этого органа управления Церковью . Хотелось бы особо отметить, что второе заседание весенне-летней сессии Синода прошло в здании нового Патриаршего и Синодального духовно-административного и культурного центра Русской Православной Церкви на юге России. Теперь к традиционным местам проведения заседаний Священного Синода – Москве, Санкт-Петербургу и Киеву – добавился еще один центр. Таким образом, синодальные заседания и иные мероприятия общецерковного масштаба отныне будут проходить непосредственно в пределах наших южных епархий, вблизи канонических территорий братских Поместных Православных Церквей. Высший Церковный Совет (ВЦС), будучи исполнительным органом Русской Православной Церкви, действующим при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде, собирался в этом году 6 раз (с учетом внеочередного заседания 12 октября) , и в каждом случае на повестке дня стояли острые вопросы современной церковной жизни. ВЦС было принято новое Положение о Международных Рождественских образовательных чтениях, сделано важное заявление в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя. В заявлении, в частности, звучат значимые и актуальные для ситуации в нашей стране слова:  " Сохранение устоев общества немыслимо без уважения к памяти павших за Отечество. Кощунственные действия, совершенные в храме, воздвигнутом в память русских воинов 1812 года, являются особенно вызывающими в период празднования двухсотлетия их подвига. Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками — задача государства, уважающего своих граждан " .

http://e-vestnik.ru/church/eparhialnoe_s...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-09-28 17:28:13 Владелец: Serjboss Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: На этом фото хоть как-то видна надпись. Но засветка от вспышки( Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-09-28 17:24:41 Владелец: Serjboss Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Семейная икона, передается по наследству. Куплена на ярмарке в начале 19 века(а может и раньше) Полной фотографии к сожалению нет. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-09-16 17:24:03 Владелец: Fotina Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2013-09-16 18:27:04]: Надпись в правом верхнем углу. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо огромное за быстрый ответ! Кажется, вы правы. Хотя вариантов у этой иконы в инете много. Кстати, икона из Краснодарского края, т. е. южного происхождения, что дополнительно подтверждает Ваш ответ. Спаси Вас Господь молитвами Царицы Небесной! Добавлено на опознание: 2013-09-16 17:19:29 Владелец: Fotina Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Помогите прочесть надпись! Икона оказалась в семье случайно, историю и возраст не знаю. По типу, Одигитрия, но расположена иначе. Икона была под стеклом, но цветы , украшающие ее были прибиты прсто гвоздями! Мы их сняли вместе со стеклом, но краска стала осыпаться... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Богоматери " Праворучица " . Конец 19 - начало 20в.в. http://pravicon.com/icon-268 Добавлено на опознание: 2013-09-14 16:47:09 Владелец: tikhma Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Репродукция какой иконы Богородицы? Ответов: 1. Последний ответ: Образ греческой иконы Богородица,,Киккотисса,.(Кикская). названа по месту явления на острове Киккос, Греция.Настоящая икона(оригинал) всё время завешена тканью так,что видна только ножка младенца-Христа.Считается, что так велела сама Богородица.И да [...] Добавлено на опознание: 2013-09-12 14:37:55

http://pravicon.com/unknown/105

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление: Господь Иисус Христос никогда не говорил: “Я Бог, поклоняйтесь Мне”? Филипп Чэмпион В разговоре с христианами мусульмане часто используют один и тот же аргумент, впервые высказанный исламским проповедником Ахмадом Дидатом. Он гласит: “Нигде в Библии Иисус не говорит, что Он — Бог, и нигде Он не призывает поклоняться Ему”. Тем самым, мусульмане намекают своим слушателям, что в Священном Писании не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа. Я уже частично рассматривал этот вопрос в других статьях 1 , 2 Из Священного Писания мы знаем, что Христос множество раз принимал поклонение (От Иоанна 9:38 ; От Матфея 14:33 ; От Матфея 28:9 ; От Луки 24:52 ), а также благословлял называющих Его Богом и Сыном Божиим (От Иоанна 20:28-29 ; От Матфея 16:16-18 ). Спаситель говорил иудеям, что Он и Отец — одно (От Иоанна 10:30 ), а также называл Себя единственным путем, истиной и жизнью (От Иоанна 14:6 ), прекрасно зная, что единственной истиной и жизнью является Господь Бог (Иеремия 10:10). Тем не менее, критики христианства продолжают требовать от нас дополнительных цитат, в которых Христос говорил бы о Своей Божественности. Целью данной статьи является разбор нескольких таких явных евангельских отрывков. Периодически мы также будем ссылаться на Коран, чтобы сравнить полномочия Аллаха с полномочиями Господа Иисуса Христа. «…И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Св. Евангелие от Матфея 28:18-20 ) Примечательно, что Господь Иисус Христос не только подтверждает здесь православное учение о Пресвятой Троице, утверждая, что Отец, Сын и Дух Святой имеют единое Божественное Имя (стих 19й), но также говорит Своим ученикам, что Ему дана всякая власть на земле и на небе. Эта же мысль встречается и в других местах Евангелия, где Спаситель говорит о Своей абсолютной власти над миром видимым и невидимым:

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             28 липня 2009 р. 23:55 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер» 28 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посещающий с Первосвятительским визитом Украинскую Православную Церковь, выступил в прямом эфире украинского телеканала «Интер». 24 липня 2009 р. 14:44 Интервью Святейшего Патриарха Кирилла представителям украинских СМИ в преддверии Первосвятительского посещения Украины 23 июля 2009 года, в преддверии Первосвятительского посещения Украинской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы украинских журналистов. 15 липня 2009 р. 17:36 Святейший Патриарх Кирилл: «С радостью жду встречи с нашими верующими и с великим, тысячелетним городом на Днепре» В преддверии Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину Патриархия.ru публикует интервью Его Святейшества, данное пресс-службе Украинской Православной Церкви. 12 травня 2009 р. 13:37 Святейший Патриарх Кирилл: «Церковная жизнь должна быть служением». Интервью газете «Известия» 11 мая исполнилось сто дней со дня интронизации нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Традиционно эта дата — время подведения первых, предварительных итогов. О проблемах и успехах Церкви, о том, что уже сделано, что предполагается сделать и каков церковный взгляд на отношения с обществом, государством и миром, в интервью газете «Известия» рассказал Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38016...

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о визите в Албанскую Православную Церковь 28-30 апреля 2018 года. Справка: С 28 по 30 апреля 2018 года по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил мирный визит в Албанскую Православную Церковь. Его Святейшество сопровождала делегация, в состав которой, в частности, вошли председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. 28 апреля в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране был совершен молебен по случаю приезда Святейшего Патриарха Кирилла. Затем состоялась братская встреча Предстоятелей Русской и Албанской Православной Церкви. В неделю четвертую по Пасхе, 29 апреля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий в сослужении иерархов и духовенства Русской и Албанской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране. В тот же день было организовано торжественное мероприятие в честь визита Святейшего Патриарха Кирилла в Албанию, на котором, в частности, был представлен русский перевод книги Блаженнейшего Архиепископа Анастасия " Даже до края земли " . 30 апреля Его Святейшество посетил монастырь святого Власия и Богословскую академию Воскресения Христова в Дурресе. В ходе пребывания в Албании состоялись встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Албанской Республики И. Метой, Премьер-министром Албании Э. Рамой, а также послом России в Албании А.Р. Карпушиным. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить сердечную благодарность Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому и всей Албании за оказанное теплое гостеприимство Предстоятелю Русской Православной Церкви и сопровождавшей его делегации.

http://religare.ru/2_115663.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010