Мф.24:23.   Тогда аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде: не имите веры . Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Слово тогда обозначает иногда не порядок времени в событиях вышеупомянутых, а только указывает на начало тех, о которых будет речь, — как и слова «во дни оны» , о которых сказано в третьей главе. Поэтому и здесь слово «тогда» указывает не на порядок времени, но только на то время, когда будет то, о чем следует говорить. Казалось бы, и эти слова Христос относит к апостолам, но они относятся к появившимся к тому времени христианам. Мф.24:24.   Востанут бо лжехристи и лжепророцы … Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, Восстанут вместо: придут. Лжехристы те, которые выдают себя за Христа, а лжепророки — те, которые выдают себя за пророков. Мф.24:24.   …И дадят знамения велия и чудеса … и дадут великие знамения и чудеса, И прежде разрушения Иерусалима будут лжехристы и лжепророки, потому что Спаситель сказал: «мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: Аз есмь Христос; и еще: и мнози лжепророцы востанут» (Мф. 24:5, 11). Но те, которые придут перед Вторым Его Пришествием, будут гораздо сильнее тех, которые были перед разрушением Иерусалима, потому что они совершат великие знамения и чудеса: лжехристы будут творить чудеса, а лжепророки — кое-что предсказывать. Мф.24:24.   Якоже прельстити, аще возможно, и избранныя» …, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. если это будет возможно для них. Один из этих лжехристов есть так называемый антихрист, который придет последним из них, и пророками его будут вышеупомянутые лжепророки. О нем писал и Павел. Назвав его человеком беззакония и сыном погибели, присоединил: «егоже есть пришествие по действу сатанину во всяцей силе и знамениих и чудесех ложных» (2 Сол. 2:9). того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. Таковы знамения Второго Пришествия. Мф.24:25.   Се, прежде рех вам . Вот, Я наперед сказал вам. Говорит так, чтобы еще больше уверить их. У Марка (13, 23) говорит: «вы же блюдитеся: се, прежде рех вам вся» , именно относительно обольстителей. Через апостолов говорит это также и к их последователям, как выше было сказано. Заметь, что Он говорит к апостолам относительно разрушения Иерусалима и относительно Второго Своего Пришествия, как к учителям нового народа, зная, что они будут проповедовать об этом и напишут как для подтверждения того, что Он предсказал о разрушении (Иерусалима), так и для укрепления верующих, которые будут перед Вторым Его Пришествием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.24:23. Тогда аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде: не имите веры.Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте.    Слово тогда обозначает иногда не порядок времени в событиях вышеупомянутых, а только указывает на начало тех, о которых будет речь, — как и слова «во дни оны», о которых сказано в третьей главе. Поэтому и здесь слово «тогда» указывает не на порядок времени, но только на то время, когда будет то, о чем следует говорить. Казалось бы, и эти слова Христос относит к апостолам, но они относятся к появившимся к тому времени христианам. Мф.24:24. Востанут бо лжехристи и лжепророцы…Ибо восстанут лжехристы и лжепророки,    Восстанут вместо: придут. Лжехристы те, которые выдают себя за Христа, а лжепророки — те, которые выдают себя за пророков. Мф.24:24. …И дадят знамения велия и чудеса…и дадут великие знамения и чудеса,    И прежде разрушения Иерусалима будут лжехристы и лжепророки, потому что Спаситель сказал: «мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: Аз есмь Христос; и еще: и мнози лжепророцы востанут» (Мф. 24:5, 11). Но те, которые придут перед Вторым Его Пришествием, будут гораздо сильнее тех, которые были перед разрушением Иерусалима, потому что они совершат великие знамения и чудеса: лжехристы будут творить чудеса, а лжепророки — кое-что предсказывать. Мф.24:24. Якоже прельстити, аще возможно, и избранныя»…,чтобы прельстить, если возможно, и избранных.    если это будет возможно для них. Один из этих лжехристов есть так называемый антихрист, который придет последним из них, и пророками его будут вышеупомянутые лжепророки. О нем писал и Павел. Назвав его человеком беззакония и сыном погибели, присоединил: «егоже есть пришествие по действу сатанину во всяцей силе и знамениих и чудесех ложных» (2 Сол. 2:9).того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными.    Таковы знамения Второго Пришествия. Мф.24:25. Се, прежде рех вам.Вот, Я наперед сказал вам.    Говорит так, чтобы еще больше уверить их. У Марка (13, 23) говорит: «вы же блюдитеся: се, прежде рех вам вся», именно относительно обольстителей. Через апостолов говорит это также и к их последователям, как выше было сказано. Заметь, что Он говорит к апостолам относительно разрушения Иерусалима и относительно Второго Своего Пришествия, как к учителям нового народа, зная, что они будут проповедовать об этом и напишут как для подтверждения того, что Он предсказал о разрушении (Иерусалима), так и для укрепления верующих, которые будут перед Вторым Его Пришествием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Глава 25 1–5. Хвалебная песнь Господу. 6–9. Благополучие общины истинно верующих из всех народов. 10–12. Суд Божий над Моавом. Ис.25:1–5 . Пророк восхваляет Господа за то, что Он совершил Свои древние предопределения. Господь показал, что Он может самое невероятное сделать действительным: Он предвозвестил погибель самых сильных и цветущих государств – и вот столичные города этих государств представляют собою одни развалины! Чрез это Он и самых врагов Своих заставил чтить и бояться Его; для Своей же избранной, но подавленной врагами общины Он сделался щитом и прибежищем, сокрушив ярость врагов ее. Ис.25:1 . Го­с­по­ди! Ты Бог мой; пре­воз­несу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; пре­до­пределе­ния древние истин­ны, аминь. Ис.25:2 . Ты пре­вратил город в груду камней, твердую крепость в раз­валины; чертогов иноплемен­ников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен. «Истинны, аминь», т. е. совершенно истинны, сбываются в совершенной точности. «Город». Единственное число вместо множественного (ср. Ис.24:10 ). «Чертогов иноплеменников» – выражение неясное. Condamin предлагает читать здесь вместо иноплеменники (zerim) нечестивые (zedim) и все выражение переводит так: «город перестал быть цитаделью (или крепостью) для нечестивцев». Ис.25:3 . Посему будут про­славлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, Ис.25:4 . ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре про­тив стены. Ис.25:5 . Как зной в месте безводном, Ты укротил буй­с­т­во врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование при­теснителей. «Посему». Несмотря на свое упрямство, язычники не могут не признать в этом разрушении их городов кары Божией (ср. Ис.18:7 ). «Буря против стены». Т. е. гнев, ярость тиранов, врагов Церкви, причинит ей так же мало вреда, как мало вредит толстой каменной стене дыхание бури. «Как зной в месте безводном». Зной или жара на Востоке действует чрезвычайно губительно на людей в степях, лишенных освежающей воды. С этим зноем сравнивается ярость врагов Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 1–2. Богоугодный характер царствования Иоаса до смерти первосвященника Иодая. 4–14. Исправление повреждений в храме. 15–18. Смерть Иодая и появление язычества в Иудее. 19–22. Пророческие обличения и побиение камнями за них сына Иодая Захарии. 23–27. Нашествие сирийцев; болезнь и насильственная смерть Иоаса. 2Пар.24:1 .  Семи лет был Иоас, когда воцарился, и сорок лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Цивья из Вирсавии. 2Пар.24:2 .  И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника. Рассказ 2 Паралипоменон о царствовании Иоаса, именно главных моментах этого царствования: реставрации храма (ст. 4–14), женитьбе царя (ст. 3), развращении народа и преступлении царя по смерти Иодая (ст. 15–22), наконец, о нападении сирийцев на Иудею (ст. 23–24) и подробностях его кончины (ст. 25–27), по содержанию и изложению значительно разнится от параллельного рассказа ( 4Цар.12 ). Только ст. 1–2 представляют дословное сходство со ( 4Цар.12:1–2 ). В последующем рассказе преимущество подробности, цельности и летописной документальности, очевидно, заключается на стороне 2 Паралипоменон. 2Пар.24:3 .  И взял ему Иодай двух жен, и он имел от них сыновей и дочерей. Известие о женитьбе Иоаса, при содействии Иодая, на двух женах, находится только во 2 Паралипоменон. Принятый текст LXX (а также кодексы Александрийский и некоторые другие, вместе с арабским переводом и некоторыми еврейскими раввинами) выражают ту мысль, что сам Иодай взял себе двух жен. Но такое несогласное уже с контекстом главы (вся глава 24 рассказывает об Иоасе, а жизнь и деятельность Иодая вводятся в рассказ лишь эпизодически), заключает в себе и очевидную несообразность ввиду престарелого возраста Иодая. Справедливо поэтому в других списках LXX, например, в кодексах 71, 93, 108 у Гольмеса, Комплютенском, а также в Вульгате, сирийском, славянском, русском говорится о женитьбе Иоаса. 2Пар.24:4 .  И после сего пришло на сердце Иоасу обновить дом Господень, 2Пар.24:5 .  и собрал он священников и левитов и сказал им: пойдите по городам Иудеи и собирайте со всех Израильтян серебро для поддержания дома Бога вашего из года в год, и поспешите в этом деле. Но не поспешили левиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4:12), могло разрывать и эти крепкие оковы, мучеников тех крыльями снабжать и, подобно орлу, возвращать в дом их Господа. Но если справедливо, чтобы не испытавшие мук и пыток над собой преимущество предоставили доказавшим свою твердость на пыточной скамье и в разных пытках и муках и в огне, — точно так же и со стороны нас, бедных, если нас постигнет мученичество, разумно отказаться от преимущества в пользу вас, которые из христианской любви к Богу ногами попирают столь желанные большей частью людей почести, столь великие богатства и естественную любовь к детям.  Обращай внимание здесь вместе с тем и на возвышенность писания, которое дает обетование о во много раз большем количестве — о сотнях братьев, детей, родителей, полей и домов, а о жене при этом не упоминается. Не говорит: Всякий, кто оставит братьев или сестер, родителей или детей или свою жену» ради имени Моего, получит за это во много раз более (Мф. 19:29). Потому что когда мертвые воскреснут, то не будут ни жениться, ни замуж выходить, но пребывать будут на небесах, как ангелы Божий (Мф. 22:30; Мк. 12:25).  О чем Иисус [Навин] говорил народу [израильскому], когда вводил их (израильтян) во владение обетованной землей, о том же самом Писание и поныне говорит, конечно, и нам. Место это гласит: Итак, бойтесь Господа и служите Ему в прямоте и правде (Ис. 24:14). А когда мы соблазняемся к идолослужению, писание оглашает нас и словами, следующими непосредственно и за ними: Отвергните чуждых богов, которым отцы ваши служили в стране по ту сторону реки [Евфрата, т. е. в Месопотамии], (Ис. 24:2—3), служите Господу (Ис. 24:14). Первоначально, когда вам передавались лишь первые основоположения веры, естественно было обращаться к вам и с такими воззваниями: Если вам не угодно служить Господу, то изберите себе ныне же, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, живя по ту сторону реки, или богам аммореев, в земле которых теперь живете (Ис. 24:15). И катехизатор ваш мог тогда, обращаясь к вам, говорить: А я и мой дом будем служить Господу, потому что Он Свят (Ис. 24:15). Ныне же неприлично уже обращаться к вам с такими словами, ибо тогда вы говорили: Далеки мы от того, чтобы оставить Господа для служения богам чужим. Бог наш есть Господь; Он наш Бог. (Ис. 24:16—18). Но и при заключении союза веры [во Св. Крещении] своим катехизаторам некогда вы отвечали: Поэтому желаем мы служить Господу, потому что Он есть Господь наш (Ис. 24:18). Но если уже тот, кто нарушает договоры с людьми, считается вероломным и спасения лишается, то что же о тех сказать, которые через отречение нарушают договоры, заключенные с самим Богом, возвращаясь к сатане, отвергнутому ими при крещении? Не могут ли быть к таким обращены слова Илии: Если согрешит человек против человека, то помолятся за него Богу: если же человек согрешит против Господа, то кто будет молиться за него (1 Цар. 2:25)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

4Цар.12:17 .  Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, и взял его; и вознамерился Азаил идти на Иерусалим. 4Цар.12:18 .  Но Иоас, царь Иудейский, взял все пожертвованное, что пожертвовали храму Иосафат, и Иорам и Охозия, отцы его, цари Иудейские, и что он сам пожертвовал, и все золото, найденное в сокровищницах дома Господня и дома царского, и послал Азаилу, царю Сирийскому; и он отступил от Иерусалима. ( Евр. 18–19 ). Нашествие Азаила сирийского (ср. 4Цар.8:12 ) на Иудею и Геф (ср. 3Цар.2:39 ), вероятно одновременное с нашествием его на Израильское царство при Ииуе ( 4Цар.10:32 ) или при Иоахазе ( 4Цар.13:3 ), было наказанием Божиим Иоасу за неверность Иегове после смерти Иодая и за убийство Захарии ( 2Пар.24:23–24 , ср. 2Пар.24:17–22 ). Только тяжкой контрибуцией Азаилу, заимствованной Иоасом, по примеру Асы ( 3Цар.15:18 ), из сокровищниц храма и царского дворца, Иоас спас Иерусалим, потерпев, однако, ранее несколько поражений и опустошения страны от сирийских войск ( 2Пар.24:23–24 ). 4Цар.12:20 .  И восстали слуги его, и составили заговор, и убили Иоаса в доме Милло, на дороге к Силле. 4Цар.12:21 .  Его убили слуги его: Иозакар, сын Шимеаты, и Иегозавад, сын Шомеры; и он умер, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился Амасия, сын его, вместо него. Иоас после сирийского нашествия, вероятно, раненый, впал в тяжкую болезнь ( 2Пар.24:25 ), а вскоре на жизнь его сделан был заговор партии, мстившей ему за кровь сынов Иодая, и он убит в Милло (ср. 3Цар.9:15 ) на пути к неизвестной местности Силла (у LXX-mu: Σελ, Vulg.: Sella, слав.: Саала, ср. Onomast. 850). Он был лишен чести погребения с царями, тогда как благочестивый и оказавший много услуг государству иудейскому первосвященник Иодай был погребен в царских гробницах ( 2Пар.24:25,16 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Четвертая книга Царств. 399-532 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

24:6-7), что «люди друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Мф. 24:10), так что даже «предаст брат брата на смерть, и отец детей, и восстанут дета на родителей и умертвят их» (Мк. 13:12); «большие землетрясения по местам, и голод, и мор, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21:11); «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21), когда «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21:26); умножение беззакония и сопровождающее его охлаждение любви к людям (Мф. 24:12); предание на мучения и на смерть христиан и ненависть к ним со стороны всех народов за имя Христа (Мф. 24:9); «мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, стоящая на святом месте» (Мф. 24:15; Дан. 9:27) — все это и вызовет кончину мира, подобно тому, как ад, отравляя все соки живого существа, причиняет последнему смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал, что «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24:22). Это значит, что если бы Иисус Христос и не пришел тогда, чтобы произвесть окончательный суд над человеческим родом (Мф. 25:31-46), чтобы разрушить и обновить огнем небо и землю (Мф. 24:29; 2 Пет.3:7-12), все-таки существование человеческого рода прекратилось бы.    В священном писании есть некоторые указания на то, что безнравственность, нечестие и безбожие последней годины будут подготовляться постепенно, быть может, в течение очень долгого времени. Евангелист Иоанн Богослов уже о своем времени говорил: «Как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2:18). В тоже время и апостол Павел писал, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды, удерживающей теперь» (2 Сол. 2:7). Однако протекло уже девятнадцать веков с тех пор, как сказаны были те и другие слова, и кончина мира все еще не наступила. Но, с другой стороны, апостолы, как писатели боговдохновенные, не могли высказать в своих посланиях, принятых в канон священного писания, ошибочных мыслей, и притом о предмете столь важном.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Светлана 25 сентября 2013, 00:10 Уважаемые читатели! Хорошо что сегодня еще есть настоящие христиане, сильные духом, которые трезво оценивают ситуацию, которую нам несут СМИ ... Темные силы не дремлют, и такие фильмы являются провокацией для заблудших душ, попасть в лоно сатаны... Только истинно верующие православные могут различить добро и зло. А основные массы после выхода фильма на экраны сейчас увеличат казну подобных Ванге прорецателей. Люди должны понимать что даже сильные молитвенники не все имеют благодать Святого Духа, не говоря уже об обывателях... Ангела хранителя вам всем! Пусть хранит вас Господь от подобных встреч... Олег 25 сентября 2013, 00:08 Ольга, нам ли судить монахов? Думаю, он знал, что делал. Hov 24 сентября 2013, 23:46 Спасибо, именно это и я искал. ольга 24 сентября 2013, 22:33 Жаль, что он ушел, не попробовал ей помочь. Может испугался, может нельзя было? Странно. Ванга сама позвала, ждала. Простая деревенская женщина, малограмотная, искала выход, не знала, как избавиться и как быть. виктор 24 сентября 2013, 21:51 Господь обличил служанку сатаны Владислав 24 сентября 2013, 21:27 Спасибо за интересный и НАГЛЯДНЫЙ рассказ. Но напрашиваются параллели Ванга-блю Матрона. Очень интересно было бы почитать об этом Марина Шафорост 24 сентября 2013, 21:26 Наслышана о Ванге. Знаю,что она менялась в голосе,переходя порой на мужской бас. Голоса она слышала,их воспроизводила. Нет святости в таком человеке. Татьяна 24 сентября 2013, 18:28 Спаси Господи всех нас и наставь на путь истинный!!! Александр М. 24 сентября 2013, 16:57 Все это правильно, Церковь может нам помочь с тем, чтобы сделать правильные выводы о людях, которые творят чудеса, но не стоит забывать, что 1. В Церкви тоже люди и они могут ошибаться 2. " Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста... " ( 1 Ин. 4,1-3 ) 3. Пример бл. Матроны - ее долго не принимали, но рядом был монастырь (Донской, кажется) была возможность проверить, такжи и др.. 4. Господь говорит в Евангелии от Марка в конце ( 16, 16 - 17 ) о признаках уверовших. Так что случаи эти все требуют индивидуального похода и разбора, если это необходимо. Хорошо сказал А. И. Осипов из отцов: " не принимай и не хули " - если Господь таким попускает быть - значит это необходимо, а разбираться мы уже должны сами.

http://pravoslavie.ru/64318.html

Премудрость Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Почитание Премудрости Божией усиливается в Израиле в эпоху после Вавилонского плена. Премудрость олицетворяется (Притч 14. 1). Она - возлюбленная (Сир 14. 22 слл.), мать-хранительница (Сир 14. 26), жена, заботящаяся о пропитании (Сир 15. 2 сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9. 1-6), в противоположность «женщине безрассудной» (Притч 9. 13-18). Священные писатели видят в Премудрости Божественную реальность, существующую предвечно и связанную с премудрым устроением мира (Притч 8. 22-26; Сир 24. 10). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24. 3), она - «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7. 25-26). Она обитает на небесах (Сир 24. 4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9. 4), живет в близости с Ним (Прем 8. 3). Премудрость участвует во всем, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8. 27-31; ср.: 3. 19 сл.; Сир 24. 5) и продолжает править вселенной (Прем 8. 1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Премудрость поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24. 7-19), проявляясь в конкретной форме Закона (Сир 24. 23-34). Она направляет историю (Прем 10. 1-11. 4), и она же обеспечивает людям спасение (Прем 9. 18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая суд над ними (Притч 1. 20-33), а послушных призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч 8. 1-21, 32-36), сесть за ее стол (Притч 9. 4 сл.; Сир 24. 21). С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Владыкой неба и земли» (Быт 14. 19), Тем, Кто «сотворил семизвездие и Орион», Кто «образует горы и творит ветер» (Ам 5. 8; 4. 13). Деяния Бога Творца становятся основанием для упования на Него как на Владыку истории: не есть ли творение столь прочное, величественное, могущественное - залог могущества и верности Бога (Ис 40. 12 сл.)? Его восхваляют за все, что является «делом рук Его»: за небеса (Пс 18. 2), за землю (Пс 101. 26) и за то, что Он поставил человека «над делами рук» Своих (Пс 8. 4-7). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои» (Пс 144. 10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36. 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, человек должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (ср.: Иов 10. 3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?» (Ис 29. 16; 45. 9; Прем 12. 12; Рим 9. 20 сл.).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010