Ис.23:15 . И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что по­ют о блуднице: Ис.23:16 . «возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе». «В тот день» – см. Ис.2:11 . «Забудут» – т. е. Тир потеряет свое мировое политическое и торговое значение. «На семьдесят лет» – число круглое и притом большое (7х10). «По мере дней», т. е. на крайний срок самого длинного царствования: едва ли какой царь царствовал больше 70-ти лет. «Ходи по городу». Блудницы в восточных городах сидели по улицам, пред городскими воротами, ходили по городу (честные женщины сидели дома) с пением и музыкой, разодетые, с венками на головах. Ис.23:17 . И будет, по истече­нии семидесяти лет, Го­с­по­дь по­сетит Тир; и он снова начнет по­лучать при­быль свою и будет блудодей­с­т­во­­вать со всеми царствами земными по всей вселен­ной. Ис.23:18 . Но торговля его и при­быль его будут по­свящаемы Го­с­по­ду; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Го­с­по­да будет пере­ходить при­быль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду про­чную. «Будет блудодействовать», т. е. торговать. Торговля приравнивается к блудодейству, потому что так же, как и последнее, предполагает общение одного со многими, причем это общение не свободно от грязных целей (нажива). «К живущим пред лицем Господа», т. е. евреям, живущим на Сионе, или, лучше, к Церкви Христовой. Особые замечания. Относительно подлинности пророчества о Тире критика не высказывает сколько-нибудь серьезных возражений. Только 15–18 ст. считают прибавлением, сделанным, вероятно, после плена вавилонского, потому что здесь встречаются некоторые выражения, чуждые стилю Исаии (mikez – 17 ст. haadmah – мир ст. 18) и, кроме того, здесь трудно установить разделение на строфы. О времени происхождения пророчества критики говорят различно. Одни утверждают, что Исаия произнес это пророчество по случаю нашествия на Финикию Сеннахирима (в 701 г.), другие относят пророчество к более древнему времени – именно к осаде Тира Салмонассаром (727–722), оконченной при Саргоне, преемнике Салмонассара.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин.2:8 ). Возлежали на левом боку, так что ноги отдалялись от стола, и к каждому из возлежащих можно было подходить даже неприметно для возлежащего. Голова одного возлежащего могла быть легко наклонена к груди рядом возлежащего; такое положение свидетельствовало о тесной взаимной дружбе возлежащих. Это называлось – возлежать на персях другого ( Ин.13:23 ; Лк.16:22–23 ). Главные или почетные места были места в средине стола, и их-то особенно любили и добивались фарисеи, в чем и выражалось их тщеславие. – «Председания в синагогах»: первые места в синагогах близ кафедры (ср. прим. к Мф.4:23 ), которые обыкновенно занимали старцы. – «Приветствия на площадях»: публичное выражение или знак особенного почтения и уважения. – «Чтобы люди звали их: учитель! учитель!»: почетное титло, выражающее их авторитет. Они любили, когда их величали этим титлом, сознавая свое превосходство пред другими. Три слова у иудеев были для названия учителя: рав, равви и равван, означавшие разные степени учености и учительства. – «Предвозлежания – учитель, учитель»: «может быть, все сие сочтет кто-либо за малость, но сии малости бывают причиною великих зол. От них разрушались целые города и церкви... Учителю надлежит быть образцом, чтобы другие взирали на него с уважением. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде... говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает; во всем должен показывать себя образцом – и в походке, и во взоре, и в одежде, и вообще во всем» (Злат.). Мф.23:8–10 . А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. «Вы не называйтесь учителями» и пр.: в том смысле, в каком назывались так тщеславные фарисеи и книжники. «Христос не запрещает называться учителями, но запрещает страстно желать этого названия, всеми способами стараться о приобретении его; ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

76. О Пасхе (22, 1). Мф. 63. Мк. 45. 77 . О споривших о том, кто – больший (22, 24). 78 . О просьбе сатаны (22, 31). Мф. 67. Мк. 47. 79 . Об уничижении (Христа) Иродом (23, 11) 13 . 80 . О плачущих женщинах (23, 27). 81 . О покаявшемся разбойнике (23, 39). 82 . О просьбе (отдать) тело Господа (23, 50). Мф. 68. Мк. 48. Ин. 18 14 . 83 . О Клеопе (24, 13). ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Блаженный Лука был антиохиец родом 15 и прошел всю словесную науку, изучив искусство врачевания тел, а позднее овладел и искусством врачевания душ. Сначала он хаживал за Христом и от Него принял семена благочестия, а позднее соединился с первоверховным Павлом и вошел в особенную близость с ним, став его последователем и спутником, точно так же, как Марк – первоверховного Петра. Некоторые же говорят, а вернее, Ориген 16 , что и Марк и Лука еще прежде креста Владыки были причислены к Семидесяти. А через пятьдесят лет после Вознесения Спасителя по поручению Павла он написал Евангелие к некоему Феофилу, вернейшему и боголюбивейшему, упомянув многое из того, что обошли молчанием другие Евангелисты. (1, 1). Как уже многие взялись 17 составлять повествования о совершенно известных между нами событиях. Он указал на некоторых, хотя и взявшихся за написание Евангелия, но далеко отклонившихся от истины. Ведь говорит он это не о Матфее и Марке, поскольку они не «взялись за написание», а написали. О совершенно известных, то есть достоверно подтвержденных, между нами, то есть истинными учениками Господа, событиях. А это и деяния, и слова, и чудеса, и учения, а попросту говоря, Его жительство во плоти. (1, 2) Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. «С самого начала» чудес и учений. Написав это, он показывает, что сам стал ходить за Ним позднее их. Поэтому он и узнал это от них, бывших с Ним всегда, видевших и слышавших каждое (из этих событий). Говорит же он о Двенадцати учениках. Называет здесь Христа Словом, Которое они увидели благодаря вочеловечению. Наименовал их служителями как бывших в послушании и посланных на проповедь веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Не сопровождаясь пробуждением совести, нравственным исправлением приносящих, жертвоприношения превращались бы в простые вечери. Бог не возвращал бы Своего благоволения людям, совершавшим такие жертвоприношения. Грехи, полагавшие разделение между Ним и людьми ( Ис. 59:2 ), не прощались бы. Соберите: переводчики понимали (прилагайте), как повелительное от . Иер. 7:22–23 22. к не глаголахъ ко оцемъ вашымъ, и не заповдахъ имъ в день, в оньже изведохъ ихъ земл и жертвахъ. 22. Ибо отцам вашим Я не говорил, и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве. 23. Но (токм) слово заповдахъ имъ, услышите гласъ мой, и бд вамъ в Бга, и вы бдите мн в люди, и ходите во всхъ птехъ моихъ, в нихже повелхъ вамъ, да благ бдетъ вамъ. 23. Но такую заповедь дал им: слушайтесь гласа Моего, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедую вам, чтобы вам было хорошо. 22, 23. Первый из этих стихов, если понимать (как некоторые и понимают) его буквально, значил бы, что законы о жертвах, содержащиеся в книгах Исход, Левит и Числ, даны не чрез Моисея, а позднее Иеремии. Но и в книге Второзакония, по мнению сторонников буквального понимания настоящего места написанной раньше Иеремии, о жертвах говорится, как о давно известных обрядах ( Втор. 12:6, 11, 13, 14, 27 ). Буквальное понимание стиха Иер. 7:22  невозможно. Стих этот не значит, будто бы Господь, выведши евреев из Египта, не дал им заповедей о всесожжениях и жертвах. Он значит только, что простые внешние действия жертвоприношений без жертвоприношения нравственного, без принесения своей грешной воли в жертву Богу, не угодны Ему: ср. Иер. 6:20 ; 1Цар. 15:22 ; Ис. 1:11  и сл.; Мих. 6:6  и сл.; Пс. 50:18  и сл.; Пс. 39:7  и сл. Жертвоприношения иудеев имеют достоинство и значение в очах Господа, насколько они сопровождаются искренним и твердым желанием стать и укрепиться на пути послушания нравственному закону Божию, не только выраженному в моисеевом законодательстве, но и выражающемуся в постоянной устной проповеди пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Докол зрти имамъ бжащихъ. Последнее слово явилось вследствие того, что вместо знамя прочитано (бегущий, или в собир. смысле – бегущие). Иер.4:22 22. Понеже вожд людей моихъ мен не познаша: снове сть и безмни, мдри сть, еже творити благо же творити не познаша. 22. Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня; не разумныя они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. 22 . Народ объявляется глупым в том смысле, что он не знает Господа (ср. Притч. 1:7 : начало мудрости – страх Господень... благоговение к Богу начало разумения). Незнающий Господа народ, однакоже, не лишается имени «детей»; но это имя прилагается к нему в настоящем случае лишь как отягчающее его вину обстоятельство. Как детям Божиим, народу иудейскому даны были особенные права, которых не имели другие народы: ему даны были великие обетования, в которых другие народы могли принять участие только чрез него (ср. Быт. 12:3, 22:18, 26:4, 28:14 ). И вот эти дети Божии становятся глупыми, невнимательными к откровению Божию, к свидетельству разума Божия; свой разум употребляют не на то, чтобы изыскивать наилучшие способы к исполнению воли Господней, но на то, чтобы делать зло (ср. Иер. 2:33 ). За то и поступлено будет с народом, как с злодеем. Опустошение страны (ср. Иер. 4:20 ) совершается именно в наказание за злодейство Иуды. – Следует описание того бедственного состояния, в котором находится страна, несущая наказание за злодейства ее жителей. Вожд людей моихъ. Первое слово соответствует евр. (глуп), которое 70 толковников прочитали, вероятно, как или и потому перевели: ο γομενοι. Иер.4:23–24 23. Воззрхъ на землю, и се ничтоже, и на нбо, и не б свта ег. 23. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света. 24. Видхъ горы, и трепетах, и вси холми возмтишас. 24. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. 23–24. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста. Последним двум словам в еврейском тексте соответствуют слова, употребленные также в Быт. 1:2  в применении к той необозримой массе первозданного однообразного вещества, из которого творческою рукою еще не были произведены отдельные виды существований.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

29 . Впрочем, Он претерпел это, придя для спасения всех, но народ злом воздал Ему за то. Иисус говорит: жажду ( Ин.19:28 ). Тот, Который извел для них из твердого камня воды, просит плодов у винограда, Им насажденного. Но что на сие виноград, по рождению происходящий от святых отцов, а по произволению от содомлян? Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских ( Втор.32:32 ). Напоивши губу и вонзивши на трость, жаждущему Господу приносит он уксус: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:22 ). Видишь ясность предсказания пророческого? «Какую же дали желчь устам Моим?» Дали Ему, говорит Евангелие, вино со смирной (см. Мк.15:23 ); а смирна подобна желчи и горька. Сие ли воздаете вы Господу? ( Втор.32:6 ) Этот ли виноград приносите Владыке? По справедливости оплакивает вас Исаия, говоря: У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы ( Ис.5:1 ). Мы не все будем говорить: ожидал, что он принесет добрые грозды, я возжаждал вина его, а он принес дикие ягоды ( Ис.5:2 ). «Видишь ли венец, который возложен на Меня? Какой же суд произнесу Я после сего?» И повелю облакам не проливать на него дождя ( Ис.5:6 ). И облака, т.е. пророки, отняты от них; пророки теперь в Церкви Христовой, как говорит Павел: И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают ( 1Кор.14:29 ); и в другом месте: Бог... поставил одних Апостолами, других пророками ( Еф.4:11 ). Агав, связавши себе ноги и руки, был пророк. 30. О разбойниках, которые с Ним были распяты, сказано: и к злодеям причтен был ( Ис.53:12 ; см. Лк.23:32 ). Прежде сего они оба были беззаконники, а с этого времени один уже не беззаконник. Ибо один до смерти пребыл беззаконником, не приемлющим спасения. Руки его пригвождены были, а язык поражал хулой. Проходящие иудеи кивали головами, ругаясь над Распятым. На них исполнилось написанное: увидев меня, кивают головами [своими] ( Пс.108:25 ). И этот разбойник хулил вместе с ними; но другой унимал хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предание души – получением спасения. Унимая первого, после говорит он: помяни меня, Господи ( Лк.23:42 ), к Тебе взываю я. Оставь его, помрачены мысленные его очи, а меня помяни; не говорю: помяни мои дела, ибо страшусь я их. Всякий человек расположен бывает к своему спутнику, а я сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего; но я не говорю: помяни меня теперь, но, когда приидешь в Царствие Твое ( Лк.23:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

12) Человек состоит из тела, души и духа, который и остается бессмертным, по разлучении с телом и душою: «и возвратится прах в землю, чем от и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа» ( Евр.4:12 ). В Откровении, как мы видели, содержится учение о двусоставности, а не трисоставности человеческой природы: человек состоит из двух начал: души и тела. В Священном Писании духовное начало в человеке безразлично называется то душою, то духом. «Выходила из нее (Рахили) душа... Испустил Исаак дух» ( Быт.35:18, 29 ). «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф.26:38 ). «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «Не оставлена душа Εго в аде» ( Деян.2:31 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 ). «В людях, – говорит святой Иоанн Златоуст , – нет никакого различия между духом и душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное». 786 В 1 Послан. к Фесс. ( 1Фес.5:23 ), по мысли апостола, дух не есть особое начало параллельно стоящее в отношении к душе, а особенный духовный строй (обновление духа – Рим 7:6, 6:4 ), возникающий в душе христианина, при помощи Святого Духа; следовательно дух есть та же самая душа, только после благодатного своего обновления ставшая жить во Христе новою духовно-благодатною жизнью. 787 «Мы слышали многих братьев в Церкви, – пишет святой Ириней Лионский , – которые имели пророческие дарования и через Духа говорили разными языками и для общей пользы выводили наружу сокровенные тайны людей и изъясняли таинства Божии; таковых апостол называет также духовными, и они духовны по причастию Духа. Если же не будет в душе Духа, таковой поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный... По апостолу ( 1Фес.5:23 ), совершенны те, кто и Духа Божия в себе пребывающего имеет, и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему». 788

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Слово Божие ясно учит, что по смерти человека только одна часть его, и именно тело, «попадает» в гроб, а душа, соответственно своему нравственному состоянию, отходит в то или другое, но особое (от могилы) место. Так «умер (телом) нищий, и отнесен был на лоно Авраама (очевидно, душа нищего отнесена в то место, пребывала душа праведного Авраама, а не в гроб), умер и богач, и похоронили его (тело, хижину); и в аде (куда «попала» душа его), будучи в муках, увидел вдали Авраама ( Лк.16:22–23 ). Души святых загробной жизни находятся в единении с Господом ( Ин.14:2–3; 17:24 ; Евр.12:22–23 ), а не в гробах, и это единение наступает по разрешении от тела непосредственно ( Лк.23:43 ; Фил. 1:23 ; 2Кор.5:8 ), а не после всеобщего воскресения и страшного суда. Тайнозритель видел на небе под жертвенником (чем указывается на близость душ святых к Богу) души убиенных за слово Божие ( Откр.6:9–10 ; тела их, умерщвленные, остались, конечно, на земле). Господь Иисус Христос телом почивал во гробе, а душою сходил в ад, где пребывали души умерших ( 1Пет.3:18–19 ). Среди Израильского народа еще в ветхозаветное время существовала вера в пребывание душ умерших людей в особом месте, отдельном от «гроба». «Скончался Авраам и умер в старости доброй... и приложился к народу своему» ( Быт.25:8 ), т.е. душою приложился к сонму душ своих предков, а не телом, так как погребен был в земле Ханаанской, а все предки его, исключая Фарры ( Быт.11:32 ), умерли и погребены в земле Месопотамской и Халдейской. В том же смысле следует понимать и сказанное Моисею: «взойди на сию гору Аварим, на гору Нево... и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приложился к народу своему» ( Втор.32:40–50 ). Гора Нево находилась в земле Моавитской ( Втор.32:49 ), а гора Ор – у пределов земли Едомской ( Чис.33:37 ); предки же Моисея и Аарона умерли в других землях (Халдейск., Ханаан., Египетск.). Иаков говорил: «с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт.37:35 ), – т.е. сойду душою в то место, где находится душа моего сына, а не в могилу моего сына (в которой он не был погребен, так как тело Иосифа, по убеждению Иакова, было съедено зверями – Быт.37:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В связи с этим трудно не вспомнить, что мы пережили страшные десятилетия, когда считалось, что лучше уничтожить сотни невиновных, чем упустить одного “врага народа” («лес рубят — щепки летят»). Заканчивая раздел, посвященный древнееврейскому судопроизводству, упомянем еще одно правило, которое дал богодухновенный законодатель судьям: “Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды” (Исх. 23, 2). В дальнейшем нам предстоит увидеть, что смертный приговор Спасителю мира был вынесен римским судьей «на зло» в отступление от правды под угрозой разъяренного народа: «Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их» (Лк. 23, 23–24). Отметим еще одну характерную особенность древнееврейского судопроизводства. Оправдательный приговор всегда был окончательный, а обвинительный таковым был не всегда. Страшно было нарушить заповедь, данную судьям: “не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника” (Исх. 23, 7). Возможен был пересмотр решения суда, В 3-й главе трактата Санхедрин дано правило: “Как только он [т.е. осужденный] приведет доказательство, уничтожают (отменяют) приговор. Ему (ответчику) сказали: “все доказательства, которые имеются у тебя, приведи в течение ближайших тридцати дней”; если он привел до истечения тридцати дней, то отменяют, а если по истечении тридцати дней, не отменяют” (III. 8). Таково в общих чертах древнееврейское право, которое и во время земной жизни Спасителя было еще действующим, хотя иудеи были под властью римлян. Завоеватели Палестины не уничтожили высшую судебную власть Израиля, но отняли право казнить. Когда Пилат сказал иудеям: “возьмите Его вы. и по закону вашему судите Его” (Ин. 18, 31), они сказали игемону: “нам не позволено предавать смерти никого” (Ин. 18, 31). Право это принадлежало прокуратору. В результате возникла сложная правовая ситуация. Римский судья принимал решения по законам своего государства. Римское право существенно отличалось от еврейского закона. Дух его был иной. Эта система древних установлений римлян явилась итогом долгого коллективного человеческого опыта, в котором формирующими факторами были интересы государства и права римского гражданина. Ни одно законодательство древних языческих обществ не обладало такой ясностью, разработанностью, логичностью. В нем выразились особенности римского склада мышления и характера, нравственной и культурной традиции.

http://pravoslavie.ru/2994.html

Итак, хлебы сделаны «из двух десятых» и положены «в два ряда», то есть в два порядка. Ибо если было бы одно устроение – слово, сказанное об Отце и Сыне, – было бы запутано и непонятно. Но теперь определенно есть «один хлеб» – ибо одна воля и одна сущность, – но два устроения, то есть свойства двух лиц. Ибо мы называем Сыном Того, Кто не есть Отец, и Отцом Того, Кто не есть Сын. Таким образом мы сохраняем «две десятых» в «одном хлебе» и исповедуем «пред Господом» два устроения, то есть свойства двух лиц. И нужно, если можно так выразиться, большое и искусное мастерство пекаря, чтобы тщательно соблюдать эти меры и таким образом устраивать слово об Отце и Сыне: когда нужно, соединять Их, и, напротив, разделять, когда требуется, чтобы и «две меры» никогда не отсутствовали, и «один хлеб» всегда наличествовал. Итак, предписано сделать «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки» по числу колен в те времена, когда Израиль был во плоти. В этом, как мне видится, заключается образ всей разумной природы; ибо считается, что существуют двенадцать основных видов разумных творений, образ которых содержится в этих двенадцати коленах. Одно – род царственный, именовавшийся коленом Иуды, другое – род священнический, называемый коленом Левия. Был и иной род, соседствующий с Иудой, нареченный коленом Вениамина, на земле которого располагались храм Божий и жертвенник. Иной род – колена Иссахара и Завулона и Ефрема, которых Божественное Писание называет поименно (ср. Быт.35:23 и далее), но сейчас не время объяснять их устроение. Каждое колено или род есть «хлеб пред Господом». Хотя был и иной род, происходивший не от свободной женщины, но от наложницы Израиля, и отчасти он был свободным, отчасти – невольническим (ср. Быт.30:5 и далее), от каждого приносится «пред Господом» хлеб «из двух десятых», и в совокупности получается «двенадцать хлебов» из «тонкой пшеничной муки». Итак, повелевается положить хлебы «на чистом столе» (ср. Лев.24:6 ). У кого из нас есть чистый стол, чтобы на нем положить хлеб пред Господом? Соломон сказал: «Когда сядешь вкушать пищу за стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ). Что же это за «стол властелина», если не ум 78 того, кто сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ) и «Сила моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:10 )? На этом чистом столе властелина, то есть в этом сердце, в этом уме полагают пред Господом хлеб. «Когда сядешь вкушать пищу за» этот апостольский «стол властелина, то тщательно наблюдай, что перед тобою» ( Прит.23:1 ), то есть духовно обращайся к сказанному, чтобы и ты мог сделать то, что добавлено: «Зная, что к такому тебе необходимо подготовиться» ( Прит.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010