Весьма полезные и душеспасительные главы Леонтия-иерея 1 . Прежде всего бойся Бога и всегда памятуй о Нем. 2 . Люби Господа Бога всею душою твоею и всею мыслию твоею, а ближнего своего, яко сам себя. 3 . Чего не желаешь себе, того и другому не делай. 4 . Благословляй клянущих тебя и молись за творящих напасть. 5 . Люби врагов своих, ибо какая нам благодать, если будем любить только любящих нас. 6 . Не злопамятствуй на подобострастного тебе человека и не ненавидь никого. 7 . Никого не поноси и не огорчай тем Бога Творца своего. 8 . Не будь гневлив и не бранись никогда, ни право, ни неправо. 9 . Да не будет слово твое гнило: не празднословь никогда и не смейся попусту. 10 . Удерживайся от плотских похотей и сластей мирских. 11 . Если кто ударит тебя в десную твою ланиту, обрати ему и левую. 12 . Если кто попросит тебя пройти одно поприще, пройди с ним два. 13 . Если кто хочет судиться с тобою и взять твою верхнюю одежду, отдай ему и рубашку. 14 . Просящему у тебя дай и хотящему занять у тебя не откажи. 15 . Всякому должен ты уделить от своих трудов, ибо говорится: почти Господа от праведных трудов (ср.: Притч.3,9 ). 16 . Не убий, не прелюбы сотвори и не будь близок с отроками. 17 . Не взирай на женщину, воеже вожделети ея (ср.: Мф.5,28 ). 18 . Не смотри на жену ближнего с любопытством и не прилепляй к ней взора своего. 19 . Не касайся чужой части, но пей воду из своих колодцев. 20 . Не кради, ибо Ахар, за кражу в Иерихоне, был побит камнями. 21 . Никогда не лги, ибо Гиезий за ложь наследовал проказу Неемана. 22 . Не будь сребролюбив, как Иуда, который по сребролюбию продал Господа. 23 . Не волхвуй и не составляй отрав. 24 . Не желай ничего из того, что есть у ближнего твоего, от велика до мала. 25 . Не божись никогда ни по какому делу и никого не заставляй божиться. 26 . Не презирай бедного, ибо прогневляющий бедного прогневляет Создателя его. 27 . Ни на кого не клевещи, ибо от оклеветающаго тай искренняго своего ( Пс.100,5 ) – отвращается Бог. 28 . Не будь долгоязычен и болтлив, ибо путь долгоязычного не исправится.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если премудрыми судьбами Божьими суждено быть гонимыми в мире всем, которые стремятся к лучшему наследию, то, что же делаем мы, когда вооружаемся против гонителей своих или сетуем и жалуемся на них? «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными» ( 1Кор.6:7 )? – говорит Слово Божие; а мы, подобно тем омраченным в разуме, кои сидят «в стране и тени смертной» ( Мф.4:16 ), сами еще обидим других, и притом еще братьев своих. О, когда мы сделаемся сынами света ( Лк.16:8 ) и будем друг другу повиноваться в страхе Божием ( Еф.5:21 )?! Когда мы станем исполнять закон Христов, – благословлять проклинающих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам обиды ( Мф.5:44 )? Когда, грешные, мы выйдем из-под власти сатаны и покоримся Богу ( Деян.26:18 ), сделаемся сынами Вышнего, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 )? Не к сему ли склоняет нас апостол Павел, который говорит: «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 )? Не убеждает ли нас Писание: «ни одно не стесняет близкого ему, и до века не воспротивятся они слову Его» 2 ( Сир.16:28–29 )? Не сказал ли Господь, что кто из нас будет слугою и рабом для всех, тот в Царствии Небесном явится первым и большим всех ( Мф.20:26–27 )? А мы не хотим смириться под крепкую руку Божию, чтобы Он вознес нас во время ( 1Пет.5:6 ); не хотим подчиняться судьбам Того, Кто оставил плевелы расти вместе со своей пшеницей ( Мф.13:24–30 ). Потому будем ли мы собраны в небесную житницу? – Будем, когда будем подобны тому, который был подобен Христу и говорил о себе, что он, «будучи свободен от всех, всем поработил себя» ( 1Кор.9:19 ). «Блажен, – говорит нам Писание, – который всегда пребывает в благоговении» ( Притч.28:14 ), – всякому повинуется, никому не противится, все терпит, как слуга и раб всякого. Сему-то Господь и учит всякого из нас, когда говорит: «не противен злому; но кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и другую» ( Мф.5:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Антихрист есть как бы начальник всех противников Христовых; а все другие противники Христовы, или антихристы, составляют воинство главного антихриста. Предсказано, что придет антихрист, величайший противник Христов. И вот уже показалось много антихристов: отселе явно, что недалеко и глава их – антихрист; является воинство, надобно ожидать и вождя его; или: явно, что теперь настает то время, в которое предопределено прийти антихристу. Не говорит Иоанн, что пришел антихрист, но показывает, что настало то время, когда надобно ожидать и антихриста, потому что появились его предшественники. Антихристами Апостол называет лжеучителей, еретиков. Таковы были в первенствующей Церкви: Симон волхв, Василид, Николай, Керинф, и другие, извращавшие апостольское учение и распространявшие ложное учение об Иисусе Христе. То ми и познаем из того, что последнее время, то есть то время, о котором предсказал Иисус Христос, и о котором возвещали Апостолы, как писал апостол Павел к Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). Не для того говорит святой Богослов о последнем времени, чтобы с точностью определить наступление этого времени, но для того, чтобы внушить христианам – ненарушимо хранить веру и бодрствовать в благочестии и добродетельной жизни, как и Господь Спаситель, предсказав о будущем появлении лжехристов и лжепророков, дал такое наставление: «Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.» ( Марк. 13:23 ). «Вы же берегитесь: вот Я предсказал вам все», -чтобы вам сохранить веру среди соблазнов и не попасть в сети лжехристов и лжепророков. Явление антихриста будет пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа на земле, или перед кончиною мира; а о неизвестности кончины мира Сам Господь сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.24:36 ). 19 . Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через тó открылось, что не все наши. Они вышли от нас; но не были наши. Они были прежде с нами в Церкви; исповедовали ту же православную веру; участвовали в тех же спасительных таинствах; были по-видимому членами одного и того же тела Церкви Христовой: но они не были истинными членами святой Церкви; не были из числа «призванным по Его изволению. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего.» ( Рим.8:28.29 ). Не были из числа тех верных овец Христова стада, о коих Господь сказал: «знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.» ( Ин.10:27.28 ). Потому Апостол и говорит: но не были наши. Таков был Симон волхв, которого крестил апостол Филипп ( Деян.8:9–25 ); Николай, поставленный Апостолами во диакона ( Деян. 6:5 ); Именей и Филит, бывшие в обществе христиан (Тим.2:17.18), и Керинф, прежде принадлежавший по-видимому к числу верных 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Таким образом, согласно синоптикам, трижды в разных ситуациях Иисус произносит один и тот же афоризм, имеющий ярко выраженную гиперболическую форму. Он иллюстрирует мысль, проходящую через все Его служение: вера способна творить чудеса. Афоризм прочно запечатлелся в сознании первых христиан. Его отголосок мы находим у апостола Павла в словах: Если имею…всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять… ( 1Кор. 13:2 ). В Евангелии от Луки сразу же за афоризмом о вере следует небольшое поучение, не связанное, как кажется на первый взгляд, напрямую с темой веры: Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому чтó сделали, что должны были сделать ( Лк. 17:7–10 ). Приведенное поучение лишено некоторых характерных черт притчевого жанра. Оно не начинается повествовательным зачином типа один человек был богат ( Лк. 16:1 ); или: у одного человека было два сына ( Мф. 21:28 ); или: вот, вышел сеятель сеять ( Мф. 13:3 ). Оно не содержит вопросов типа: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? ( Лк. 13:18 ); или утверждений о том, что Царство Небесное подобно тому-то и тому-то ( Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47 ). В нем отсутствует сюжет и герои: есть только пример, взятый из жизни. Пользуясь классификацией, введенной Оригеном 301 , данное поучение можно отнести к разряду «уподоблений». Тем не менее многими исследователями оно включается в разряд притч в силу того, что в нем используется сравнение. Вопросом «кто из вас», как мы видели выше, начинаются еще две притчи: о строителе башни ( Лк. 14:28 ) и о заблудшей овце ( Мф. 12:11 ; Лк. 15:4 ). Им также начинаются некоторые поучения, не имеющие формы притч ( Мф. 6:27 ; Лк. 12:25 ; Ин. 8:7, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В сем-то изображении Творца, бесконечно возвышающегося над тварью, и в представлении твари, не вмещающей в себе и слабого подобия Его совершенств, заключается характер возвышенности, отличающий священную поэзию Евреев. Они раскрывают такую мысль, которая не может быть выражена ни в каких определённых образах, и потому вся сила и живость её изображений обращается в доказательство того, что Бог выше всякого разумения и выражения. Дух этой возвышенности проникает все произведения священной еврейской поэзии, но яснейшим образом раскрывается в псалмах Давида и других святых псалмопевцев. Посему рассмотрение возвышенного характера Псалмов может привести нас к более точному определению основной черты священной поэзии евреев. Общее содержание псалмов составляет мысль об отношении к Богу тварей вообще и особенно человека. Различный образ выражения сей мысли разделяет Псалмы на несколько различных кругов, которые представляют как бы различные роды их поэтической возвышенности. Первый круг образуют псалмы, в которых раскрывается одно чувство величия Божия и низости пред Ним сотворённого мира. Сюда относятся все богохвалебные псалмы (18, 28, 74) и прежде всего 103 псалом о сотворении мира. 1 . Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечён величием и благолепием! 2 . ы облёкся светом, как ризою, простёр небеса, как шатёр. 3 . Водами покрыл Свои горницы, облака седлал своею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. 4 . Ты творишь Ангелов Своих духами, служителей Своих – пылающим огнём. 5 . Ты утвердил землю на основаниях её, так что она не поколеблется в веки. 6 . Бездною, как одеянием, покрыл ты её; на горах стоят воды. Указав на дела Божии, псалмопевец восклицает. 24 . Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна богатства Твоего. 25 . Ce великое и обширное море: там пресмыкающиеся, коим нет числа, животные малые и великие. 27 . Все они от Тебя ожидают, чтоб Ты давал им пищу их в своё время. 28 . Даёшь им, приемлют; отверзаешь руку Твою, насыщаются благом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф. 15, 28) . Я думаю, что Хананеянку, мать страшно беснующейся [дочери], представляющую собой символ матери такой же [беснующейся] души, надо будет понимать по образцу свободного вышнего Иерусалима, матери Павла и близких ему (ср. Гал. 4, 26). И подумай, не разумно ли [полагать], что существует много отцов и много матерей, наподобие отцов Авраама, к которым отошел патриарх (ср. Быт. 15, 15), и Иерусалима — матери, согласно словам Павла, касающимся его самого и подобных ему. Вероятно, эта [мать], чьим символом является Хананеянка, выйдя из пределов Тирских и Сидонских, образами которых были [соответствующие] местности на земле , приблизившись к Спасителю, умоляла Его, да и поныне умоляет, говоря: «помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя страшно беснуется» (Мф. 15, 22). Затем Он, отвечая, когда требуется, и внешним (ср. Мк. 4, 11), и ученикам, сказал: «Япослан только [к погибшим овцам дома Израилева]» (Мф. 15, 24), давая знать, что существуют некие первостепенные разумные и [духовно] прозорливые души, которые погибли (προηγομεναι ψυχα νοερα κα διορατικα πολωλυαι): образно они названы «овцами дома Израилева», и, я думаю, более простые [верующие] (ο πλοστεροι) , полагая, будто это сказано об Израиле «по плоти» (1 Кор. 10, 18), будут вынуждены допустить, что наш Спаситель был послан Отцом не к кому- либо другому, а к тем погибшим Иудеям. Но мы, хвалясь тем, что в соответствии с истиной говорим (εχμενοι ξ ληθεας λγειν): «Если же когда и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5, 16), — мы знаем, что первостепенная задача Слова — спасти более разумных, ибо они в большей степени родственны Ему, чем менее способные. Но поскольку «погибшие овцы дома Израилева», за исключением остатка по избранию благодати (ср. Рим. 11, 5), не уверовали в Слово, по этой причине [Бог] «избрал немудрое мира» — не Израиль и не прозорливый [народ] - «чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1, 27) Израиля, и назвал «не значащим» (1 Кор. 1, 28) разумный народ, передав ему то, что он смог вместить, «юродство проповеди» (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Под «всесожжением» разумеются не свечи и ладан, а особый вид ветхозаветных кровавых жертв: Лев. гл. 1-я, об отмене которых и говорит апостол. Что же касается жертв и вещественных даров в храм, как, например, приношения свечей и фимиама, то таковое одобряется и Священным Писанием, как это видно из слов Спасителя: Мф.5:23–24 . Лев.19:18 . «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего: но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь (Бог ваш)». Объясн. О том, что любовь к Богу и ближнему можно заменить жертвоприношением никто не говорит. Но видимая жертва непременно должна служить нашим искренним выражением любви к Богу. Истинно верующие так и делали: 1Пар.29:1:18 ; Мк.12:42 ; Мф.26:10 . И Господь увековечивал память о таких жертвоприносителях: Мф.26:13 . Только Иуда искариот. не сочувствовал таким жертвам и главн. образом потому, что он был вор: Ин.12:3–6 . 1Цар.10:27 . «А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его, и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». Объясн. Как бы не замечает и Господь тех людей, которые не только сами не служат Ему от имения своего, но и других соблазняют на то же. Забывают или умышленно не хотят знать эти люди, какая жертва приятна Богу и следует ли отменять жертвоприношение Богу, потому только, что есть немало жестокосердных фарисеев, гнусных корыстолюбцев, не любящих ни Бога, ни людей, но взгляните в любвеобильную речь святого Давида: 1Пар.29:1:18 . Что чистосердечная жертва Богу приятна, видно из слов Самого Спасителя: Мф.26:10:13 . Пс.50:19 . «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Объясн. Но тот же пророк Давид, сказавший «жертва Богу – дух сокрушённый», после поражения его подданных моровой язвой принёс Богу видимую жертву и Бог послал огонь на его жертву: 1Пар.21:23–28 . Не гнушался, а восхвалял и Господь чистосердечные вещественные жертвы: Мф.26:12–13 ; Лк.21:2–4:8:3 . Ис.1:11–12:15 . «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

ст. Фарисеи ). А. А. Ткаченко З. М. в НЗ. Существительное νμος встречается в НЗ 191 раз, из них 119 раз - в Посланиях ап. Павла (преимущественно в Посланиях к Римлянам, к Галатам и в 1-м Послании к Коринфянам). Отсутствует это слово в Евангелии от Марка, Соборных Посланиях (за исключением Послания ап. Иакова) и в Откровении Иоанна Богослова. Хотя в синоптических Евангелиях это понятие встречается редко, проблематика закона часто присутствует в спорах и наставлениях Иисуса Христа (Мк 2. 23-28; 10. 1-12 и проч.). Закон в синоптических Евангелиях понимается часто весьма расширительно как часть Писания или Писание в целом: «закон» (Мф 5. 18), «закон и пророки» (Мф 5. 17), «закон Господень» (Лк 2. 23), «закон Моисеев» (Лк 2. 22), Моисей и пророки (Лк 24. 27), «закон Моисеев и пророки и псалмы» (Лк 24. 44). Закон в синоптических Евангелиях Принципиальное отношение к З. М. того нового, что пришло с Иисусом Христом, выражено в Ин 1. 17: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Эта мысль постоянно присутствует и в словах Самого Иисуса Христа. Отрицая посредническую роль закона, Он благовествует о том, что отныне открывается прямой путь к Богу. Об этом свидетельствуют мн. притчи, напр., о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (Лк 15). Особенно явно эта мысль выражена в Мф 11. 28-30: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Хотя З. М. здесь прямо не назван, речь идет именно о нем, т. к. выражения «трудиться над заповедями закона», «нести бремя или иго закона» были общепонятными и общеупотребительными в иудейской среде того времени ( Billerbeck. Kommentar. Bd. 1. S. 608-615). Если иудейство связывало спасение, обретение «покоя» (т. е. «Божественной субботы») с исполнением заповедей закона, Иисус Христос ставит спасение в зависимость от отношения к Нему Самому и Его новой заповеди.

http://pravenc.ru/text/182513.html

О языке Второ-Исайи следует сказать, что его риторика и пророчества переполнены гимнами и славословиями, разделяющими пророческие речи. В богословии выделяется единобожие YHWH. Бог – не только Бог Израиля, но Бог-Творец всех народов. В Перво-Исайе Бог – трисвятой Бог Израиля, а во Второ-Исайе, при всем том, что Он – Святой Израилев (41:14,16,20; 43:14; 45:11), Он представлен всегда в универсальном контексте. 40:28: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?» Если у Перво-Исайи возвышается тема мессианизма династии Давида, то у Второ-Исайи эта тема исчезает. Происходит переход от царской теократии давидидов к некоей теократической «демократии». Автор с жаром утверждает в 43:18: «Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете». О каких событиях говорится? Это могут быть лишь славные события прошлого, связанные с Авраамом, Моисеем и Давидом. В богословии Второ-Исайи доминируют обетования, данные не Давиду, а всему народу, избранному Богом (43:20-21; 44:2). Трито-Исайя (главы 56-66) по литературному стилю, по историческому и богословскому фону принадлежит автору, отличному от Второ-Исайи, хотя и принадлежащему «школе Исайи». Рассказчик находится уже в Иерусалиме, центральная тема – реставрация Сиона и его будущая слава. Говорится о «новом народе Божьем», составленном из иудеев и язычников (56:4-8), о новом посте (58:1-12), о новом отношении к субботе (58:13-14), о новом богослужении (66:1-6), о собирании на Сионе всех рассеянных среди народов (66:18b-24). Итак, книга Исайи состоит из трех очень разных частей. Помимо этого, более пристальное рассмотрение первой части (главы 1-39) позволяет обнаружить в ней тексты, литературно трудно вписывающиеся в Перво-Исайю. Например, «большой апокалипсис» (гл. 24-27), «малый апокалипсис» (гл. 34-35), а также другие отрывки, как, например, текст об окончательном примирении всех народов с Израилем (2:1-5: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы… ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима…»).

http://bogoslov.ru/article/4637348

Мф.20:23 .  И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. (Ср. Мк.10:39–40 ). Этот стих всегда считался одним из труднейших для истолкования и даже дал повод некоторым еретикам (арианам) ложно утверждать, что Сын Божий не равен Богу Отцу. Мнение ариан было отвергнуто всеми отцами церкви как неосновательное и еретическое, ибо из других мест Нового Завета ( Мф.9:6, 8, 28:18 ; Мк.2:10 ; Ин.17:2, 10:30 и др.) ясно видно, что Христос везде присваивает Себе власть, равную с Богом Отцом. Для правильного истолкования изложенных в рассматриваемом стихе изречений Спасителя следует обратить внимание на два весьма важных обстоятельства. Во-первых, если ученики и их мать в 21-м стихе просят Христа о первых местах в Царстве Его или в славе, то в речи Спасителя, начиная с 23-го стиха и кончая 28-м (и у Луки в разделе, поставленном в другой связи, Лк.22:24–27 , который иногда приводится здесь в виде параллели), ни о Царстве, ни о славе совсем нет ни малейшего упоминания. Придя в мир, Мессия явился как страдающий Раб Иеговы, Искупитель человечества. Отсюда ясно, что сесть по правую и по левую сторону Христа не значит прежде всего участвовать в Его славе, а указывает на предварительное приближение к Нему в Его страданиях, на самоотречение и несение креста. Только после этого людям предстоит возможность войти и в Его славу. По изволению и совету Божию всегда находятся люди, которые принимают участие в страданиях Христа и таким образом делаются Ему особенно близкими, как бы садятся по правую и по левую Его стороны. Во-вторых, следует заметить, что два евангелиста, Матфей и Марк, употребляют здесь два различных выражения: «кому уготовано Отцем Моим» (Матфей) и просто: «кому уготовано» (Марк). Оба эти выражения точны и сильны и заключают в себе одну и ту же мысль – о промыслительном значении страданий в земной жизни человечества. Мф.20:24 .  Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010