Все будет расхищено, разрушено, раззорено и уничтожено Халдеями. Подобн. Ам. 5:11 ; Мих. 6:14,15 . Соф.1:14,15 . 16. Яко близ день Господень великий, близ и скор зело: глас дне Господня горек и жесток учинися (ст. 15). Силен день гнева. день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, (Ст. 16). День трубы и вопля на грады твердыя, и на углы высокия. С Евр: «близок великий день Господень; близок и очень поспешит. Уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый (ст. 15). День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и раззорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы (ст. 16), день трубы и браннаго крика против укрепленных городов и высоких башен». Пророк теперь описывает то время, когда вторгнутся в Иудею и будут опустошать ее свирепые Халдеи – народ, по описанию Св. пр. Аввакумма, горький и борзый, страшный и безпощадный ( Авв. 1:6,7 ). Это время, гов. Св. Софония, будет ужасно, и оно весьма скоро настанет, спешит, спешит к своему исполнению. Наказание Иудеев чрез внешних врагов, как известно, началось еще до плена Вавилонского. После смерти благочестивого царя Иосии (611 до Р. Х.), убитого на войне, Иудеи подверглись владычеству Египтян, затем вскоре (года через три или четыре) начались неприятельские вторжения Халдеев в Иудею (607 до P. X) и переселения Иудеев в Вавилон. Посему Св. пророк справедливо мог, в свое время, сказать, что «уже слышен глас Иеговы». Грозный, приближающийся день суда Божия уже давал себя чувствовать разными бедствиями, а когда наступил, тогда явились все ужасы опустошешя Иудеи. Св. пророк называет это время великим по тем бедствиям, какие были произведены Халдеями в Иудее, и по великим делам Божиим. Так и Св. пр. Иоиль ( Иоил. 2:11 ) называет день сей великим и страшным (светел зело) по этой же причине. Этот день, продолжает пророк, будет горек 23 и жесток 24 – до такой степени тяжел, несносен, что тогда сильно закричат и горько зарыдают даже самые неустрашимые люди (Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма пятнадцатая Аллилуия, 105. 609 1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вечна милость Его! 2 Кто сможет поведать о могуществе Господа, возгласить хвалу Ему? 3 610 Блаженны те, кто хранит закон и творит правду во всякое время. 4 Помяни нас, Господи, окажи благоволение народу Твоему, даруй нам спасение, 5 Да узришь Ты благоденствие избранников Твоих, возвеселишься веселием народа твоего, возрадуешься о достоянии Твоем. 6 611 Согрешили мы подобно отцам нашим, творили беззакония и неправду; 7 612 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих и оскорбили Тебя, входя в Чермное море. 8 613 Но спас их Господь во славу имени Своего, являя силу Свою; 9 614 И повелел Чермному морю, и иссякли воды его, и вел Он их в бездне морской, словно в пустыне. 10 И спас Он их от руки ненавистников, избавил их от руки врагов. 11 Покрыла вода гонителей их; ни один из них не уцелел. 12 И поверил народ слову Его, и воспел хвалу Ему. 13 615 Но скоро позабыли они деяния Его, не стали ждать повелений Его; 14 И восхотели они мясной пищи в пустыне безводной, и стали искушать Бога. 15 И Он исполнил прошения их и насытил их. 16 616 И прогневали они Моисея в стане своем, Аарона, священника Господня. 17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла в сборище Авирона; 18 И возгорелся огонь в сборище их, пламя попалило грешников. 19 617 И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола; 20 Изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву. 21 И позабыли Бога, спасающего их, сотворившего великие дела в Египте, 22 Чудеса на земле Хамовой, грозное деяние в море Чермном. 23 И Господь готов был истребить их, но Моисей, избранник Его, предстал пред Ним в сокрушении и молил Его отвратить гнев Свой и не погубить их. 24 618 И недостойны стали они земли обетованной. Не дали веры слову Его; 25 619 И возроптали в шатрах своих, не послушали гласа Господня. 26 620 И занес Он руку свою на них, чтобы покарать их в пустыне,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

жив был» ( Иез. 33, 11 ). Посему Господь и ноги умыл ему, и допустил причаститься Таинств, чтобы отнять всякое оправдание как от него, так и от тех, которые всегда говорили бы, что если бы Господь допустил его насладиться Таинств Своих, то он не погиб бы; но Иуда сам подверг себя осуждению, и на нём исполнилось то, что говорит Апостол: если «неверный отлучается, да разлучится» ( 1Кор. 7, 15 ). Это же относится и к некающимся грешникам. А словá святого Иоанна Златоуста означают вразумление угрозою суда и муки, ибо он не сказал: «отвергнуть» или «отлучить» их от Церкви, чего и Иисус не сделал с Иудою. Если же они пребудут нераскаянными и дерзают приступать, то сами себя подвергают осуждению, лишая себя славы Божией. Но когда приступают к Святым Тайнам грешники, как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Мк. 2, 17 ), и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мк. 2, 17 ). Снова повторяю, что сказанное святым Иоанном: воспретить согрешающим причащаться Святых Таин, – состоит в том, чтобы засвидетельствовать им осуждение, ибо: «кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тéла и Крови Господней» ( 1Кор. 11, 23 ). Такой уже извержен из Церкви Божией и, причастившись, не приобретает ничего, кроме осуждения; потому-то святой Иоанн и не сказал: «Подобает отлучать», – чтобы они сами на себя изнесли осуждение. И никто не должен признавать себя достойным Причащения, а говорить: «Я недостоин, но верую, что освящаюсь Причащением», – и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава вовеки. Аминь. Вопрос 611 . Поистине, отец мой, вы вожди слепых и о Христе свет омраченных, и чрез вас открыта нам истина. И в сказаниях старцев находим, что был один старец, по простоте своей говоривший, будто хлеб, которого мы причащаемся, не есть истинное Тело Христа, но только образ его. И если бы он не помолился о сем Богу, то не познал бы истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

За отступления от всех слов закона проклят ты будешь в городе и... на поле... при входе твоем и... при выходе твоем... Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться. Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца 607 . Ты будешь... притесняем и мучим во все дни. И сойдешь сума от того, что будут видеть глаза твои... Господь даст тебе... трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души... и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят... утром ты скажешь: »О, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «О, если бы наступило утро!» 608 Карающий Божий жезл всегда поднят над непослушными закону Божию и постоянно виден был в исторической жизни как израильского народа, так и народов языческих. От еврейской скинии завета – места явления Бога Израилю часто исходил страшный огонь. Он поедал и поражал нечестивых сынов Израиля тысячами. Явление Бога Израилю на горе Синай, объятой огнем и дымом, и слышание всем народом голоса Божия, изрекавшего заповеди Закона, были столь страшны, что израильтяне умоляли Моисея пересказывать своими устами волю Божию. «Пусть Бог не говорит с нами, чтобы нам не умереть», – трепетно восклицали они. И отвечал им пророк: »Бог пришел, чтобы... страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили " 609 . Непосредственная близость к человеку Бога – вечного пламени и огня поядающего 610 – не может не вызывать трепета человеческого. По этой причине пророки Божии Моисей и Илия во время богоявлений им в страхе закрывали лица свои, один – своей одеждой, другой – милотью 611 . Или вспомним ряд чудесных исторических фактов, каковы: потопление в Чермном море фараона и его войска, поражение ангелом Божиим в одну ночь ста восьмидесяти пяти тысяч войска ассирийского царя Сеннахирима 612 и то, как было связано неподвижными узами 613 войско царя Птоломея Филопатора. Эти и другие подобные события потрясали и продолжают потрясать души лиц, читающих о них в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Зах.10:3 .  На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо по­сетит Го­с­по­дь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и по­ставит их, как славного коня Своего на брани. Под неверными пастырями, подвергающимися гневу Божию, толкователи разумеют или начальников и руководителей народа еврейского из его же среды (Феод. 105, Иерон. 116–117) или царей и правителей языческих, в подчинении у которых были евреи (Keil 608). Несколько своеобразное толкование предлагает св. Кирилл, который, разумея здесь под пастырями «лжепророков и лжепрорицателей и наставников заблуждения», находит не противным истине «к лжепророкам присоединить и некоторых из великих людей эллинских, которые, считаясь весьма мудрыми, вводили своим красноречием в заблуждение увлекавшихся ими людей» (с. 137). Зах.10:4 .  Из него будет крае­угольный камень, из него – гвоз­дь, из него – лук для брани, из него про­изойдут все народоправители. Зах.10:5 .  И они будут, как герои, по­пира­ю­щие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, по­тому что Го­с­по­дь с ними, и по­срамят всадников на конях. Дом Иуды, теперь униженный и порабощенный, вновь послужит для народа Божия опорою гражданского благоустройства и военного могущества; от Иуды произойдут правители, имеющие смирить силу язычников. Зах.10:8 .  Я дам им знак и соберу их, по­тому что Я искупил их; они будут так же многочислен­ны, как пре­жде; Зах.10:9 .  и рас­селю их между народами, и в отдален­ных странах они будут во­с­по­минать обо Мне и будут жить с детьми сво­ими, и воз­вратят­ся; Этой победоносной борьбе с язычеством и исполнению других обетований должно предшествовать собрание Израиля из всех стран. Господь дает знак, по которому собираются воедино все, кого Он решил избавить от бедствий рассеяния. Евреи не перестанут умножаться, как умножались некогда в Египте среди тяжких работ и долговременного угнетения. Те, которым от многолюдства не достанет места в родной стране, будут снова расселяться между народами, но не забудут об истинном Боге и возвестят имя его язычникам. По мнению Кейля, здесь нет речи о вторичном рассеянии Ефрема, как средстве наказания (S. 611). Ружемонт, наоборот, толкует первое слово ст. 9 именно в смысле рассеяния за грехи: «Он рассеет их, потому что они будут грешить против Него, но они сделаются семенем, которое принесет на всей земле благие плоды» (с. 224). Это разногласие не касается сущности этого предречения, которое заключается в том, что через расселение евреев по всем странам распространится всюду истинное богопознание. Полагая и в чужих землях основание семействам и родам своим, т. е. живя там долгое время, они не порвут окончательно связи с землею своею и будут возвращаться в нее, насколько будет возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И воззрят нань, Его же прободоша 194 . Чтобы яснее определить, кому именно Иудеи одолжены вышепоказанными благодеяниями, пророк указывает и самое лицо. Прободенный в ребра – вот Тот, Кому вы будете обязаны излияниями от Святого Духа благодати и щедрот, т. е., это – Господь наш Иисус Христос, как пояснил св Евангелист Иоанн Богослов. Воины, «пришедши к Иисусу, – говорит он, – как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Сие произошло, да сбудется писание: «кость Его да не сокрушится» ( Исх. 12:46 ). Так же и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили». ( Зах. 12:10 ; Ин. 19:34, 36, 37 ). Одни воззрят, т. е., уверуют; потому, получат дух благодати и щедрот, а другие воззрят, т. е. узнают, Кого пронзили, и ужаснутся. См. Откр. 1:7 . Когда же пронзены будут ребра Господа и Спасителя мира, и когда узнают это люди, уверуют, тогда восплачутся о Нем плаканием яко о возлюбленнем. Как сильно и горько оплакивают смерть возлюбленного единородного сына, на которого возлагали всю надежду продолжения рода и счастья в потомстве, или, как нежная мать скорбит о смерти сына первенца, и, притом, единородного, так восплачут – одни от глубокой скорби, что своими грехами довели Господа своего и Спасителя до такой ужасной смерти, а другие, узнав в прободенном Спасителя, будут плакать, мучиться, видя ужасные последствия своего неверия, в будущей жизни. Ст. 11. В день он возвеличится плачевопльствие во Иерусалиме, яко плачевопльствие Ададримона на поли Магедоне. С евр.: В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. Ададримон 195 , по объяснению бл. Иеронима, был город на поле Магеддонском, близ Иезраэля, который после называли Максиминианополем. Здесь благочестивый царь Иосия был смертельно ранен в сражении с Египетским царем Нехао, и умер от ран (ок. 611 г. до Р. X.) После смерти сего даря был великий и общий плач. «Вся Иудея и Иерусалим, – говорит свящ. писатель, – оплакали Иосию, оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной, и говорили все певцы и певицы в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля» ( 2Пар. 35:22–25 ). Сн. 4Цар. 23:29, 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Иез. 23 :28. Ибо так говорит Господь Бог: вот Я предаю тебя в руки тех, кого ты ненавидишь, от кого отвратилась душа твоя. Иез. 23 :29. И поступят с тобою жестоко 611 , и возьмут у тебя все, (нажитое чрез) изнурительные труды твои 612 , и будешь нага и посрамлена, и откроется срам блуда твоего и нечестие твое. Иез. 23 :30. Блужение твое сделало тебе это, когда ты блудила в след язычников и осквернялась идолами их. Иез. 23 :31. По пути сестры твоей ты ходила, и дам чашу ея в руки твои. Иез. 23 :32. Так говорит Господь Бог: чашу сестры твоей выпьешь,-глубокую и широкую, чрезмерно великую,-чтобы совершенно опьянеть 613 , на смех и укоризну. Иез. 23 :33. И сделаешься разслабленною. А чаша сестры твоей Самарии есть чаша истребления и уничтожения. Иез. 23 :34. И выпьешь ее всю до дна 614 , и черепки ея оближешь, и груди твои растерзаешь 615 . И праздники твои и новомесячия твои Я отниму, ибо Я сказал, говорит Господь Бог. Иез. 23 :35. Посему так говорит Господь Бог: так как ты забыла Меня и отвратилась от Меня 616 , то и терпи 617 сама (за) нечестие свое и блуд свой. Иез. 23 :36. И сказал Господь мне: сын человеческий! не будешь-ли судить Оолу и Ооливу и возвещать им беззакония их? Иез. 23 :37. Ибо оне любодействовали и кровь на руках их, и прелюбодействовали с идолами своими, и детей своих, которых родили Мне, проводили для них чрез огонь. Иез. 23 :38. Даже и это делали оне Мне 618 : оскверняли святыни Мои в тот день и субботы Мои оскверняли, Иез. 23 :39. Ибо когда закалали детей своих для идолов своих, то входили тогда же и во святилище Мое, чтобы осквернять его. И так оне поступали в доме Моем! Иез. 23 :40. И посылали к людям, приходившим издалека, к ним послов посылали, а когда они приходили, ты тотчас же умывалась, и красила 619 глаза свои и убиралась нарядами. Иез. 23 :41. И садилась на убранном ложе, и убранный стол пред лицем ея, и фимиам Мой и елей Мой ты ставила пред ними 620 и услаждались ими. Иез. 23 :42. И восклицали громким голосом (обращаясь) к людям из большой нарядной толпы, приходившим 621 из пустыни, и (те) давали перстни на руки их и красивый венец на головы их 622 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 25 :21. И Идумею, и Моавитскую землю, и сынов Аммона, Иер. 25 :22. И всех царей Тира, и царей Сидона, и царей, которые по ту сторону моря 610 , Иер. 25 :23. И Дедана, и Фемана, и Роса 611 и всякого стригущого волосы на лице своем 612 , Иер. 25 :24. И всех царей Аравии, и все разноплеменные народы, обитающие в пустыни 613 , Иер. 25 :25. И всех царей Замврийских 614 , и всех царей Еламских, и всех царей Персидских, Иер. 25 :26. И всех царей восточных, дальних и близких друг к другу, и все царства на лице земли, а царь Сесах 615 выпьет после них. Иер. 25 :27. И скажи им: так говорит Господь сил, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните, и падите, и не вставайте от меча, который Я пошлю на вас. Иер. 25 :28. И если они не захотят принять чашу от руки твоей, чтобы пить, скажи им: так говорит Господь: непременно пейте. Иер. 25 :29. Ибо в городе, на котором наречено имя Мое, Я начну наводить бедствия, и вы никак не избавитесь 616 , так как Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь сил. Иер. 25 :30. А ты прореки на них все слова сии и скажи 617 : Господь с высоты совершит суд 618 , из святилища Своего издаст глас Свой, приговор 619 произнесет на место Свое, а они 620 , подобно топчущим виноград, ответят 621 . И на всех жителей земли придет погибель: Иер. 25 :31. На (отдаленную) часть 622 земли, ибо у Господа суд с народами, Он будет судиться со всякою плотию, и нечестивые преданы мечу, говорит Господь. Иер. 25 :32. Так говорит Господь: вот бедствия идут от народа к народу, и большой вихрь поднимается с края земли. Иер. 25 :33. И будут пораженные Господом в день Господень от конца земли до конца земли: не будут ни оплаканы, ни собраны, ни погребены, навозом будут на лице земли. Иер. 25 :34. Воскликните, пастухи, и возопийте и восплачьте, овны овчие 623 , ибо наступили дни вашего заклания, и падете, как лучшие овны. Иер. 25 :35. И не будет убежища пастухам и спасения овнам овечьим 624 . Иер. 25 :36. (Слышен) голос вопля пастухов и блеяния овец и овнов, ибо Господь истребил пастбища их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

К тому же времени приводит нас и разсмотрение самой книги, хотя оно прямо здесь и не высказывается. Св. Аввакум пророчествует о нашествии на Иудею Халдеев, и о бедствиях, какия имели произвесть сии враги, говорит, как о будущем событии, а не о прошедшем, как думал блаж. Иероним и другие с ним 6 . Пророк говорит, что Бог воздвигает Халдеев, но наездники его едут издалека ( Авв. 1:8 ), день бедствия еще не наступил, а только приближается ( Авв. 3:16 ); видение Аввакума относится ко времени только предназначенному в будущем, хотя уже спешит к концу ( Авв. 2:3 ); и сам пророк говорит о себе, что он будет спокоен, когда настанет день бедствия ( Авв. 3:16 ); Иерусалим и храм еще существуют, не разрушены ( Авв. 2:20 ). Поскольку же храм сей разрушен при царе Седекии ( 4Цар. 25:9 ), то значит, что св. Аввакум жил до Седекии и прежде царя Иоакима, при котором было первое переселение Иудеев в Вавилон (607г. или, по Шлоссеру, 604 г. до Р. X.). Таким образом, для пророческой деятельности св. Аввакума остаются времена царей Манассии, Амона и Иосии (699–611). Может быть, св. Аввакум кончил свою пророческую деятельность уже в первых годах царствования Иосии, когда сей царь, уничтожив идолослужение, восстановил истинное служение Господу, Иегова снова обитал в Своем храме ( Авв. 2:20 ) и в нем снова раздавались хвалебные песни под игру музыкальных инструментов ( Авв. 3:19 ). Впрочем, подобное могло быть и при Манассии. Царь сей хотя был весьма нечестив, и, по слову Свящ. писателя 2 книги Паралипоменон, «довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь» ( 2Пар. 33:9 ); однако он, взятый Ассириянами в плен, покаялся в Вавилоне, – «глубоко смирился пред Богом отцов своих» ( 2Пар. 33:12 ), а по возвращении в Иерусалим уничтожил всех идолов и капища, «восстановил жертвенник Господень, и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господу Богу Израилеву» ( 2Пар. 33:16 ). Тогда и св. Аввакум мог отдавать свои вдохновенные свыше песни для пения музыкальному хору храма. По этой же, может быть, причине пророк ничего не говорит и об идолослужении, сильно свирепствовавшем при Манассии в первые годы его царствования, или потому не говорит, что об идолослужении говорили другие пророки. Так. обр., пророческую деятельность св. Аввакума можно определить между 699–636 годами до Р. X.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Касательно его апостол Павел в Послании своём представил ясное знамение в сих словах: доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, превыше всякого Бога, чтобы ему самому сесть в храме Божием. Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это? И ныне [вы] знаете удерживающее, чтобы открыться ему в своё время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока удерживающий ныне не будет взят от среды. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих ( 2Фес. 2:3–10 ). Вот что говорит Павел. Отступление и ныне есть. Ибо люди отступили от истинной веры, и некоторые проповедуют Сыно-Отечество 611 , а другие дерзают говорить, что Христос из небытия в бытие переведен 612 . Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытыми еретиками. Отступили люди от истины, обольщен их слух словами, лестными для самолюбия, и все слушают [лжеучителей] с удовольствием. Говорят об обращении, и все отвращаются. Большая часть отступила от правильных понятий и охотнее избирает злое, нежели соглашается на доброе. Вот то отступление, после которого надобно ожидать врага. И уже начал он отчасти посылать своих предшественников, чтобы приготовлен был ему путь для ловли. Посему береги самого себя, человек, и укрепляй душу твою. Церковь свидетельствует ныне тебе пред Богом живым, предостерегает от Антихриста прежде, чем он явится. Случится ли это при жизни твоей, мы не знаем; случится ли после тебя, не знаем. Впрочем, хорошо будет, если ты, зная это, остережешься. (10) Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не по земле уже придёт. Если кто с ложными видениями явится в пустыне, ты не выходи. Если скажут: вот, здесь Христос, или там ( Мф. 24:23 ; Мк. 13:21 ), ты не верь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010