Еккл. 7 :22. Поэтому и не всякия слова, которыя говорят нечестивые, прилагай к сердцу своему, что бы не услышать тебе раба своего, проклинающого тебя. Еккл. 7 :23. Ибо много раз он будет лукавить пред тобою и разными способами будет раздражать 227 сердце твое (и клясть тебя) 228 , как и ты клял других (многих) 229 . Еккл. 7 :24. Все это я испытал мудростию и сказал: „сделаюсь я мудрымъ“, но она удалилась от меня, Еккл. 7 :25. Дальше, чем я был (прежде от нея). Это-глубина бездны 230 , кто постигнет ее 231 ? Еккл. 7 :26. Обратился я сердцем своим 232 (к тому), чтобы узнать, и разсмотреть, и изыскать мудрость и разум 233 , и познать безумие нечестиваго, и непокорность 234 и коварство 235 . Еккл. 7 :27. И нашел 236 я сие 237 и скажу 238 , что горче смерти женщина, которая есть ловушка, и сердце ея сеть, узы в руках ея; (но) добрый пред лицем Божиим избавится от нея, а грешник будет пойман ею 239 . Еккл. 7 :28. Вот это я нашел, сказал Екклесиаст, (разсмотрев) одну за другою 240 , желая (получить ответ на) помысл 241 , которого искала душа моя и я не находил: Еккл. 7 :29. Мужчину 242 одного из тысячи я нашел 243 , а женщины во всех сих не нашел 244 . Еккл. 7 :30. Однако вот (и) это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а они 245 стали увлекаться многими помыслами 246 . Кто же узнал мудрост 247 ? и кто постиг значение слова? 248 Глава 8 Еккл. 8 :1. Мудрость человека просветляет его лице, а безстыдный лицем своим будет возненавиден 249 . Еккл. 8 :2. Слова 250 царя храни и в словах клятвы пред Богом не будь поспешен. Еккл. 8 :3. Когда пойдешь от лица Его 251 , не будь стойким в худом деле, ибо все что (если) 252 Он захочет, сделает, Еккл. 8 :4. Подобно могущественному царю 253 . И кто скажет Ему: „что Ты делаешь“ 254 ? Еккл. 8 :5. Хранящий заповедь не знает лукавой речи, ибо сердце мудрого знает время суда 255 . Еккл. 8 :6. Ибо для всякого события назначены 256 время 257 и суд, посему человеку нужен 258 великий разум для него 259 , Еккл. 8 :7. Так как никто не знает, что будет, а (тем более) как будет 260 , кто возвестит ему?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если так, то под именем Навуходоносора разумеется Ассурбанипал, который, будучи в это время властелином Вавилона, мог носить в качестве титула и имя Навуходоносора, в честь вавилонского бога Набу 253 . Наследовавший ему сын его Амон 254 , во всем подражавший примеру своего нечестивого отца, царствовал только два года и пал жертвою заговора своих приближенных, очистив место для своего малолетнего, но достойного сына Иосии. Иосия взошел на престол в восьмилетнем возрасте и царствовал 31 год 255 . С его именем связана одна из самых славных страниц в Библейской истории. В его лице как бы вспыхнул последний отблеск угасавшего «светильника Израилева». Время его малолетства ознаменовалось самым мрачным господством развращения и безбожия; но уже в восьмой год своего царствования, в 16-летнем возрасте, Иосия «начал прибегать к Богу Давида, отца своего», а в двенадцатый год своего царствования прямо приступил к истреблению идолопоклонства, и не только в пределах своего царства, но и других колен. По его повелению и в его личном присутствии повсюду были разрушены «жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил; и резные и литые кумиры изломал, и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы. И кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил» не только Иудею и Иерусалим, но и землю Израильскую 256 . Затем, по возвращении в Иерусалим, он приступил к восстановлению и очищению храма. Это благочестивое дело увенчалось необычайно важным событием. Первосвященник Хелкия, под руководством которого производилось восстановление и очищение храма, нашел там «книгу закона Господня, данную рукою Моисея». Когда благочестивый царь приступил к чтению этого давно забытого закона, он ужаснулся при виде того, как далеко жизнь избранного народа уклонилась от заповедей Божиих и какой страшный гнев Божий ожидает за это. В отчаянии он разодрал одежды свои и обратился к пророчице Олдане (второй пророчице после Деворы) с просьбою изъяснить ему смысл многих непонятных, но поразивших его мест закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Если ты не любишь брата твоего, которого видишь, то как можешь любить Бога, Которого не видишь? Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может по любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин. 4:20 ). Понятно, да? Как же мы можем любить Бога, если мы даже то, что нам дано в ощущениях, не можем воспринять? «Любящий Господа прежде возлюбил брата своего, ибо второе служит доказательством первого. Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня» 254 Это пишет Иоанн Лествичник . Я помню, как-то после праздничной службы, трапезы, мы шли в келью с отцом Кириллом, а один из братьев поднимался по лестнице, и старец к нему обратился: «Симоне, любишь ли меня?» – «Конечно, отец Кирилл». Он ему опять: «Симоне, любишь ли меня?» – «Ну отец Кирилл, знаете, как я люблю вас». Батюшка опять: «Симоне, любишь ли меня?» Тот даже спустился, обнял, расцеловал батюшку. Видимо, как я себе представлял, у него была какая-то обида, какое-то неудовольствие. И батюшка таким образом, любовью эту обиду снял. Это, кстати, очень хороший способ. Человек на тебя обижается, а ты его спрашиваешь: «Ты на меня не обижаешься?» Что он тебе скажет, что обижается? Скажет: «Да ладно...» Уже легче. «Ну, ты прости меня».   «Ты любишь меня» – это такой апостольский способ выражения любви и проявления ее. Круговорот добра в природе Максим Исповедник пишет о том, каков любящий человек. «Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своими и чужими». 255 У нас мир часто делится: это, говорит, свои, а это чужие. Надо выбрать, против кого мы будем дружить, да? Это православный, а это не православный. Выбираем между рабом и свободным. Между мужским полом и женским. Сейчас популярна книга Иосифа Исихаста «Выражение монашеского опыта». И вот старец рассуждает: мне безразлично – мужчина это или женщина, нет никакой разницы, все утихло по любви. Есть человек, есть душа. «Но став выше тиранства страстей, взирая на одно естество человеческое, на всех равно смотрит и ко всем равно расположен бывает. Нет в нем ни иудея, ни эллина, ни мужского пола, ни женского, ни раба, ни свободного, но во всех Христос», 256 Вот в чем проявляется любящий человек. Вы видели такого человека?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 254). Видят ли Бога праведные, когда делают добро? Когда приемлешь странников ради Христа, тогда видишь Христа. Когда ради Него помогаешь немощным, тогда видишь Его. Когда что бы то ни было делаешь ради Него, тогда Он у тебя перед глазами, и ты созерцаешь Бога. Сказано: " Бог есть любовь " (1 Ин. 4, 8), и если имеешь любовь,-значит, Бог в тебе. Как же ты можешь видеть Бога? Ты радуешься, делая добро, наслаждаешься, творя дела любви, доволен, исполняя послушание. Любовь есть радость и веселие: она содействует тебе в добрых делах, ты видишь Бога, содействующего тебе, ибо всякий знает того, кто делает одно с ним дело. Любовь невидима плотским очам... но она всегда видима очам душевным. Радуясь о сделанных тобою добрых делах, ты видишь Бога, и не отрицай, что видишь Его. Неужели потому, что не видишь целомудрия, ты не усматриваешь его в делах? Так, хотя и не видишь Бога чувственными очами, однако видишь Его в любви. Преподобный Ефрем Сирин (27, 165). Если даже плотскими очами мы и не можем видеть (Господа), но при условии воздержанной жизни мы можем непрестанно созерцать Его очами мысли. И не только созерцать Его очами мысли, но собрать от этого великий плод. Потому что само размышление о Боге является устранением всякого греха, очищением от всякого лукавства, отчуждением от всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, родительницей чистоты и бесстрастия, дарователем вечной жизни и нескончаемого Царствия. Заботясь о таком сладостном созерцании и устремляя мысленный взор на Христа, как бы присутствующего с нами, каждый из нас говорит, как говорил Давид: " Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет па меня война, и тогда буду надеяться " (Пс. 26, 3). Святитель Григорий Палам. (65, 234). Припомним святого пророка Илию. Он, говоря с израильским царем Ахавом, произносит такие, слова: " Жив Господь Бог Израи лев, пред Которым я стою! " (3 Цар. 17, 1). То же говорит он и в беседе со старшим царским слугою Авдием: " Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! " (3 Цар. 18, 15). Может быть, кто-либо спросит: святой пророк Илия, что же ты говоришь? Осмотрись: где ты находишься? Ведь ты стоишь не на небе, а на земле, не перед величием Божиим, а перед величием царя израильского Ахава. Что же отвечает пророк? Стою, говорит, перед Богом: " Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! " то есть, хотя телом я на земле и предстою перед лицом царя земного, но ум мой, мысль моя, сердце мое предстоит Самому Богу, сущему на небесах и почивающему на Херувимских престолах. О богомысленный ум, о боголюбивое сердце, о высокая мысль, которая и в присутствии людей ни на пядь не отступает от Бога и Ему предстоит... Жить в. присутствии Божием - значит жить в Самом Боге. А живущий в Боге сам становится как бы богом. К таким относятся слова Давида: " Я сказал: вы боги " (Пс. 81, 6). Святитель Димитрий Ростовский (103, 551-553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

И апостолы пронесли эту весть по всему миру. Именно благодаря им мы сегодня читаем Святое Евангелие, вновь и вновь уверяясь в истинности нашей веры. А дальше Христос говорит о вещах, которые, казалось бы, вовсе к нам не относятся: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). Действительно, в Книге деяний святых апостолов мы читаем о том, как ученики «исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:4 ). Но апостол Павел говорит: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор. 13:8 ). Мы видим, как апостолы исцеляют, как они изгоняют бесов, проявляя удивительную силу веры. Но ведь сказанное Господом не может не относиться и к каждому из нас. Сила нашей веры должна проявляться прежде всего в изменении нашей жизни. Мы должны становиться другими, и наша жизнь должна становиться другой. И люди, входящие в нашу жизнь, должны становиться иными, потому что мы имеем от Бога власть верой двигать горы. Разумеется, нас никто не призывает передвигать с места Кавказский хребет или Альпы. В этом нет никакой необходимости. Но разгребать завалы наших грехов мы обязаны. Мы должны снести все преграды, которые сами воздвигли своей нелюбовью, черствостью и гордыней. По слову пророка, «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими» ( Ис. 40:4 ). Речь идет о нашем смирении. Именно смирение, наша любовь ко Христу, наше стремление следовать за Ним, куда бы Он ни шел, – как раз и есть выражение той самой силы и тех самых знаний, что позволяют и бесов изгонять, и недужных исцелять и даже, если мы что-то смертоносное выпьем, нам оно не повредит. Читать далее Источник: Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского : для бесплатного распространения. - Москва : Никея, 2014. - 254 с. ISBN 978-5-91761-144-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

И все это потому, что во всем, касавшемся прообразовательной стороны истории Агари с ее порождением – Измаилом, главной, действующей силой (или как ныне говорят – фактором) была плоть (σαρξ – ветхозав. bassar), следовательно, но библейскому понятию, грех , а участь греха – осуждение, смерть ( Рим. 5 ) не только телесная, временная, но и духовная, вечная, от которой не избавит и будущее воскресение тела (σμα 1Кор. 15 ): это вторая смерть (θνατος δετερος, Апокал. 20:14; 21:8) в удалении от общения с Богом и Агнцем Его – Христом 253 . На этой-то тесной и естественной связи понятий плоти и греха основывается и ветхозаветное различение сынов человеческих от сынов Божиих ( Быт. 6:1  и дал.) и новозаветное толкование понятия семени по плоти и по духу. На этом основоположении зиждет и св. апостол свое толкование истории Агари с ее порождением в связи с историей Сарры и ее потомства. Ибо он, сказав: «написано: Авраам имел двух сыновей, одною от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 )», прямо объясняет: «но который от рабы, тот рожден по плоти (κατ σρκα), а который от свободной, тот по обетованию (δι τς παγγελας)» ( Гал. 4:28 ) или, как далее выражается, «по духу» (κατ πνεμα. ст. 29). «Что значит по плоти?» прежде он (апостол) говорил, что вера соединяет нас с Авраамом (гл. 8). Но поскольку слушающим казалось непонятным то, что не происходивших от Авраама он называет сынами его: то он показывает, что сие необычное дело совершено Богом. Ибо и Исаак, хотя был естественный сын, но не по естественному порядку, и не по закону супружества, и не от сил плотских, поскольку родился от сил увядших и утробы заматоревшей ( Рим. 4:18–19 , Ев. 11:11). Не плоть произвела зачатие и не семя соделало плод; но слово, изреченное от Бога, образовало его. Напротив, раб родился не так, но по законам естества и супружества» 254 . Св. апостол выражает это отношение следующим образом: «как тогда рожденный по плоти преследовал рожденного по духу, так и ныне» ( Гал. 4:29 ). Св. апостол, указывая на свое время (так и ныне), имеет ближе всего в виду преследования, которые в его время терпела новоучрежденная Господом церковь со стороны иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

и ешьте там пред Иеговой, Богом вашим, и веселитесь, вы и семейства ваши, о всем, что делается руками вашими, чем благословил тебя Иегова, Бог твой» 248 . Такова схема жертв всесожжения и мирной: принесение Иегове жертвы всесожжения обеспечивает сынам израилевым «мирное» веселие. Грехами же Израиля вызывается жертва очистительная, или искупительная, жертва о грехе. Жертва эта стоит наряду с жертвой всесожжения, и жертва мирная следует не только за жертвой всесожжения, но и за жертвой о грехе 249 : участие в мирной жертве обусловливается не только религиозным рабством, требующим жертвы всесожжения, но и грехом, требующим искупительной жертвы. Как в жертве всесожжения главная материя – всепоядающий огонь, исходящий от Иеговы 250 ; так главная материя искупительной жертвы – кровь животных, проливаемая человеком и принимаемая Богом, как покрытие грехов, искупление их. Иегова сказал: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника   чтобы очищать (искупать, или покрывать) души ваши, ибо кровь душою (которая в ней) очищает» 251 . Самая идея жертвенного искупления 252 вполне гармонирует с общим строем ветхозаветного культа: как, по условию религиозного рабства, евреи искупали души свои серебром 253 и первенцев своих заменяли левитами; как левиты, и священники заменяли евреев пред скинией и прикрывали их, чтобы им не умереть от грехов 254 , так и от вины за грех они искупали души свои кровью жертвенных животных. И опять как на левитов, при посвящении их, сыны израилевы возлагали свои руки, так грешники возлагали руки на жертву 255 . Теперь вопрос: какие грехи искупались жертвенною кровью? Только менее важные грехи и вины – грехи, совершенные по ошибке, невольно 256 ; тогда как грех сознательного противления воле Божией, грех «дерзкою рукою», наказывался смертью грешника 257 . В религиозно-социальной жизни евреев rocnoдcmbobaлo jus malionis, pabhoмephoe воздаяние: куша за душу и т.д. 258 . Более тяжкие грехи – идолослужение, убийство, непочтение к родителям – наказывались смертью, которою «удалялось зло из среды Израиля», при менее тяжелых и сознательных допускался выкуп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И как бедная душа перенесет свою вечную погибель? Ибо [Писание] говорит: аще суд прежде от вас, кая кончина противящимся Божию Евангелию? И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет.4:17–18 ). Темже, братие моя возлюбленная, всегда будем исполнены страха [Божия] 252 и обеспокоены [близостью смерти] 253 , избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем ( 1Кор.15:58 ). О брате же Сократе знаете, что он пришел с востока, исполняя свое послушание и извиняясь в запоздании. Его мы хотели удержать здесь, как брата искусного. Но так как написано: [блажен], иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме ( Ис.31:9 ), то мы рассудили опять обратить его туда же, чтобы чрез него получить милость. И мы, братия, должны радоваться, что из числа нашего братства во святом Сионе, матери Церквей 254 , тамошним святейшим патриархом поставлен один во иереи и экономы. Впрочем, благий Бог да сохранит и его, и нас и исполнит всяко благоволение благости и дело веры в силе, яко да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа ( 2Фес.1:11–12 ), Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 122. О том, чтобы терпеливо и благодушно служить Господу и ревностно совершать поприще нашего подвижничества 255 Братия и отцы. Хорошее это занятие, что мы после бдения становимся слушать слово Божие, восходя от силы в силу ( Пс.83:8 ). Если у нас и не достает слова, чтобы беседовать, однако то, что совершается по подражанию святым отцам, не бесполезно, а, напротив, даже и весьма полезно. Ибо отцы наши трудились в слове и учении, подражая блаженному апостолу, который говорит в Деяниях: три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас ( Деян.20:31 ). Равным образом и в другом месте он говорит: прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении. Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши; и: достоин делатель мзды своея ( 1Тим.5:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками ( Деян. 5:34–39 ). Гамалиил – известный исторический персонаж, законоучитель, воспитавший множество учеников: одним из них был Павел, будущий апостол ( Деян. 22:3 ). Гамалиил не был главой синедриона, как это представляют некоторые раввинистические источники 250 , однако играл в нем существенную роль и пользовался большим авторитетом 251 . Ремарка «уважаемый всем народом» вполне соответствует тем сведениям о Гамалииле, которые сохранились в раввинистической традиции 252 . В Иудее того времени периодически вспыхивали восстания, направленные на свержение римской власти. Гамалиил упоминает о двух таких восстаниях. Оба их предводителя являются историческими персонажами. Об Иуде Галилеянине повествует Иосиф Флавий: Этот Иуда собрал около галилейского города Сепфориса огромную толпу отчаянных людей, сделал набег на царский дворец, захватил все находившееся там оружие, вооружил им всех своих приверженцев и похитил все находившиеся там деньги. Так как он грабил и брал в плен всех, кто ему попадался на пути, то он всюду вселял ужас. При этом им руководило желание добиться высшего положения и даже царского достоинства; впрочем, он рассчитывал достигнуть этого не столько доблестью, сколько дерзким захватом 253 . Восстание Иуды Галилеянина произошло в 6 году по P. X. Восстание Февды, согласно Иосифу Флавию, имело место сорок лет спустя: Во время наместничества Фада 254 в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем; остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И они не слушали, и Манассия соблазнил их делать злое перед очами Господа, подражая делам тех языческих народов, которых истребил Господь перед сынами Израилевыми. Тогда снова говорил Господь к Манассии и к Своему народу через рабов Своих пророков 253 и сказал: «Так как Манассия, царь Иудейский, совершил эти злые мерзости, какие совершали Аммореи, бывшие перед ним, и (так как) он соблазнил ко греху также Иуду через своих идолов, поэтому говорит Господь Бог Израилев следующее: «Вот я наведу бедствие на Иерусалим и на Иуду, так что у каждого, кто слышит об этом, должно звучать в обоих ушах его. И простру на Иерусалим миру самарийскую и весы дома Ахавля, Я ниспровергну Иерусалим, как ниспровергается сосуд с водою, когда он опрокидывается и падает ниц 254 , и Я предам остаток наследия Моего ://: мечу и отдам их в руки врагов их, и предам их на разграбление и, в добычу тем, которые их ненавидят; за то, что они совершили злое перед очами Моими, так как они возбуждают гнев с того дня, когда Я вел отцов их из Вшита,/доныне». И кровь неповинную проливал Манассия обильно, пока он не наполнил S 29/CA II. 22///Иерусалим убитыми от одного конца до другого, вследствие грехов своих, которые он содеял, и соблазнил и Иуду делать злое 255 пред очами Господа 256 . И Господь навел на них князей Ассирийских 257 , и они взяли Манассию и связали его, и наложили на него оковы, и привели его в Вавилон, и держали его в темнице связанным железом и закованным, и дан ему быль малый хлеб по весу и вода, смешанная с уксусом, в малом количестве, чтобы он оставался живым; и он был мучим и жестоко истязуем 258 . И когда он был в великой нужде, он искал лицо Господа Бога и смирился пред Богом отцов своих, и молился пред Господом Богом говоря 259 : " Молитва Манассии. Господи Боже отцов моих 260 , Бог Авраама, Исаака и Иакова и их праведного семени, сотворивший небо и землю со всею лепотою их, связавший и утвердивший море повелением слова Твоего 261 , заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Своим, пред Которым все боится и пред силою Которого все трепещет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010