36 . И дал ми еси защищение спасения – во 2-й кн. Цар. 22, 35 прибавлено: моего 126 . С Евр.: «Ты дал мне щит спасения Твоего». – Щит спасения – щит спасающий, потому и спасусь, что защищаешь меня. – «Защитил меня спасением Твоим, а это есть домостроительное пришествие» (Св. Афан.). – Наказание Твое исправит мя в конец 127 ). Т.е. Твое вразумление исправит окончательно. С Евр.: «Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня». 37 . Уширил еси стопы моя подо мною. «Отъяв соблазны и сети, какие приготовлены врагами, Ты соделал мое шествие свободным» (Св. Афан.). – «В тесноте скорби дал Ты мне простор утешения» (Бл. Феод.). И не изнемогосте плесне 128 мои. Т.е. я ходил, не уставая, легко и свободно. С Евр.: «Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои». 38 . Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, Дóндеже скончаются. С Евр.: «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их». 39 . Оскорблю 129 их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. Оскорблю – угнету, заставлю страдать. С Евр.: «Поражаю их, и они не могут встать; падают под ноги мои». Т.е. при помощи Божией, я побеждаю и покоряю врагов. 40 . Спял 130 еси вся востающыя на мя под мя. Ослабил, низложил моих врагов, покорил мне. С Евр.: «Ибо Ты препоясал меня силою для войны, и низложил под ноги мои восставших на меня». 41 . И врагов моих дал ми еси хребет – т.е. обратил их в бегство. С Евр.: «Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня». Под врагами св. Афан. разумеет «демонов, а под ненавидящими – Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других». То же бл. Феод. 42 . Воззваша, и не бе спасаяй. Языческие народы, отправляясь на войну, брали с собою своих идолов и вопрошали их о результатах войны. Известно, что Давид, после победы над Филистимлянами, приказал сожечь идолов, взятых на войне ( 2Цар. 20:21 ; 1Пар. 14:12 ). Давид намекал на это тщетное вопрошение богов, или на моления им. Но и другие внутренние враги – не имели себе помощником Бога (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

39. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 129. Высокое значение воссылаемой Богу пламенной, сердечной молитвы, ее образцы и плоды. — « Господи, услышь голос мой ». — Побуждение к молитве тех, которые обременены сознанием своих грехов. — Надежда псалмопевца не на свои добродетели, а на божественную благость и человеколюбие. — « Господи, я уповал на Тебя, потерпела душа моя в слове Твоем ». Нужно надеяться на Бога постоянно, во всю жизнь. 40. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 130. Чем и когда разумно хвалиться и неразумно? — Немаловажное дело — избегать людей надменных. — « Если я не смиренномудрствовал… как вскормленное дитя к матери своей » — Побуждение к упованию на Бога.   Предлагаемые в настоящем томе Беседы св. И. Златоуста на Псалмы Давида принадлежат к лучшим его творениям и происхождение их относится к наиболее цветущему периоду его проповеднической деятельности в Антиохии (с 393 по 397 гг.), хотя окончательная форма этим беседам могла быть придана и позже. Можно думать, что великий учитель последовательно дал в своих Беседах толкование на всю Псалтирь, но до нас дошли они не все, так что и начинаются они прямо с изъяснения 3–го псалма. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 3 « Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! как умножились гонители мои! Многие восстают на меня » (ст. 1, 2).   1 Псалом давиду, внегда отбегаше от лица авессалома сына своего, 1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. 2 Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, 2 Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. 3 мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. 3 Многие говорят душе моей: «нет спасения ему в Боге его». 4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. 4 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея. 5 Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. 6 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. 6 Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3:20), что вся правда наша — то же, что рубище нечистое перед Ним, а между тем совесть требует исполнения закона, душа алчет и жаждет оправдания перед судом правды Божией, так же, как голодный алчет хлеба, жаждущий — воды. И вот, из глубины сердечной исходят воздыхания ко Господу: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 129:3, 142:2). О, как счастливы те, у кого есть эта благодатная жажда! И Христос Спаситель говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие» - блаженны не те, которые алчут хлеба и жаждут воды; ибо вкушение хлеба и воды еще не есть блаженство; блаженны не те, которые алчут земного счастья, почестей, богатства, суетного, ненужного знания: не в этом состоит блаженство души человеческой, - БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ: добродетели, исполнения Христовых заповедей, оправдания перед Богом.     Не сказал Господь просто: ищущие, но — алчущие и жаждущие, т.е. те, которые с усилием ищут Божией правды, ищут в себе самих, а потом всячески стараются, чтобы и все люди жили по правде Божией, по закону Христову. Воля Божия — вот та пища, которой алчут они. Об этой пище сказал Господь: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4:34). Но эту правду — волю Божию можно узнать только из слова Божия, а потому и слово Божие есть нетленная пища души, по слову Самого Господа: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»  (Мф. 4:4). А чтобы исполнить волю Божию, мало знать ее: надо еще иметь и силы для ее исполнения; эти благодатные силы подаются в Таинствах Церкви, а потому блаженны алчущие и жаждущие того хлеба и того пития, о которых Христос говорит: «Я хлеб живый… ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; приимите, ядите: сие есть Тело Мое… пейте из нее» (из чаши Божественного причащения) « все: ибо сие есть Кровь Моя» (Ин. 6:51, 55; Мф. 26:26-27). Этот хлеб небесный воистину укрепляет сердце человека и делает его способным к исполнению заповедей Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

3 . Видишь, как, добавляя к именам мужа и жены (320) [имена] Христа и Церкви, он влечет от плотского слышания к духовному пониманию. Ибо когда все это сказал, то добавил те свидетельства, которые использовал Господь в Евангелии, говоря: [Col. 128] посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Мф.19:5 ). И после этого, словно громким голосом, торжественно провозглашает: Тайна сия велика ( Еф.5:32 ). [Col. 129] Он, конечно же, полностью устраняет и отсекает плотское понимание, говоря, что это всецело Божественная тайна. И что же после к этому добавил? Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Когда сказал, что тайна сия великая, не сказал, что это изложение тайны. Но что? Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Это нужно сказать: это великая тайна, но по отношению ко Христу и Церкви, то есть так как возможно, что в настоящее время не все смогут понять это, они смогут, по крайней мере, понять то, что все же не противоречит и не отличается от этого, потому что и то, и другое во Христе. Но поскольку они не могут понять более глубокого, то, по крайней мере, [Col. 130] пусть постигнут более легкое, и когда начнут понимать очевидное, то смогут прийти и к более высокому и, познавая теперь ясное, достигнут впоследствии и более глубокого. Глава 12. Показывает подробнее ту тайну, которая обозначается под именами мужа и жены 1 . Итак, чем является эта великая тайна, которая обозначается именами мужа и жены? Спросим же самого апостола, который в другом месте учит о том же, используя те же самые слова, говоря: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, [Col. 131] проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ). Итак, что есть эта великая тайна, (321) как не явление во плоти? Безусловно, то, что Бог был рожден во плоти, Бог был явлен в теле, и открыто явился во плоти, и открыто вознесся в славе. 2 . Итак, это и есть великая тайна, когда Он Сам говорит: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Мф.19:5 ). Итак, эти двое как одна плоть, конечно же, Бог и душа. Ибо в той одной человеческой плоти, которая соединяется с Богом, присутствуют Бог и душа, согласно словам Самого Господа: Никто не отнимает душу у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

40:28). И тот самый пророк, который сказал, что Бог гневается, далее, желая внушить, что Божество бесстрастно, присовокупляет: « но Меня ли огорчают, не себя ли самих » (Иер. 7:19)? И тот, который сказал, что Бог обитает в храме, сам говорит потом: « ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город » (Ос. 11:9), т. е. Я не ограничиваюсь местом. Если Он не опроверг всего подобного, то и сказанными словами благоразумнейшему дал понять, что Кто свободен от самых обыкновенных страстей, без которых невозможно жить, Тот тем более свободен от других. Поэтому и говорит пророк: « Ты — как человек изумленный » (Иер. 14:9)? И часто он говорит о бесстрастии Божием. Таким образом, и здесь, если слышишь о гневе, не разумей страсти. В самом деле, если люди, преданные любомудрию, по возможности воздерживаются от гнева, то тем более Существо неизменное и нетленное, неизреченное и непостижимое. Не видишь ли, что и врачи, отсекая или прижигая, делают это не по гневу, а с целью исправления, не потому, чтобы они гневались на больных, но из сострадания к ним и для избавления их от болезней? Итак, когда пророк сказал: « не в ярости Твоей обличай меня », то сказал следующее: не накажи меня за грехи мои, не отмсти мне за беззакония мои. « Помилуй меня, Господи, ибо я немощен » (ст. 3). Такое воззвание должны произносить все мы, хотя бы мы совершили тысячи добрых дел, хотя бы достигли самой высокой правды. Потому и он впоследствии говорит: « не оправдается пред Тобой ни один из живущих » (Пс. 142:2); и еще: « если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? » (Пс. 129:3)? И Павел говорит: « хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь » (1 Кор. 4:4). И другой говорит: « кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего? » (Притч. 20:9) Итак, все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как сам Бог сказал Моисею: « кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею » (Исх. 33:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6 Господи, на Небесах милость Твоя, и истина Твоя – выше облаков; 7 127 Правда Твоя, будто горы Божии, суды Твои бездна великая; людей и скот спасаешь Ты, Господи! 8 128 Сколь умножил Ты милость Твою, Боже! Сыны человеческие под сенью крыл Твоих безопасны будут. 9 Насытятся от изобилия дома Твоего, из потока блаженства напоишь их. 10 129 Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет! 11 И впредь являй милость Твою познавшим Тебя и правду Твою тем, кто праведен сердцем. 12 Да не приблизится ко мне стопа гордеца, и рука грешника да не поколеблет меня! 13 Пали творящие беззакония; низринуты были они, и не встанут. Слава: Псалом Давида, 36. 130 1 Не подражай лукавым и не завидуй творящим беззаконие! 2 131 Ибо, как трава, скоро иссохнут они и, как зеленый злак, скоро увянут. 3 Уповай на Господа и твори добро; водворись на земле, и ты пожнешь богатства ее. 4 Услаждайся Господом, и Он исполнит прошения сердца твоего. 5 Поведай Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит тебе благо. 6 И соделает ясной, как свет, правду твою, и судьбу твою – как полдень. 7 Повинись пред Господом и умоли Его. Не подражай преуспевающему на пути своем человеку, творящему беззакония. 8 Отложи гнев и оставь ярость. Не подражай делам лукавых! 9 Ибо лукавые истребятся, а надеющиеся на Господа наследуют землю. 10 Еще немного, и не станет грешника; искать будешь место, где был он, и не найдешь. 11 132 А кроткие наследуют землю и насладятся миром великим. 12 Следит грешник за праведником и скрежещет зубами своими. 13 Но Господь посмеется над ним, ибо ведает, что близок день гибели его. 14 Меч извлекли грешники, напрягли лук свой, чтоб низринуть убогого и нищего, умертвить тех, кто праведен сердцем. 15 Меч их да пронзит сердца их, и луки их да сокрушатся. 16 Лучше малый достаток праведника, чем великое богатство грешников. 17 Ибо сила грешников сокрушится, а праведников укрепляет Господь. 18 Ведомы Господу пути непорочных, и достояние их навеки сохранится. 19 Не посрамятся они во время лютое и в дни голода насытятся, а грешники погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

902. Пример с пожеланием Калигулы встречается у Кьеркегора неоднократно. См. примеч. к первой, «эстетической» части «Или — или». 903. См.: Лк 18, 11: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» 904. Здесь у Кьеркегора игра слов: уже известное нам «уныние» («Tungsind») созвучно глаголу в выражении «давит тяжко» («tynge»). 905. Букв.: за всё, замещающий собой всё, т. е. по преимуществу, как таковой (дат.). 906. См.: Диоген Лаэрций. Жизнь знаменитых философов. «Антисфен». 6.11,13–15. 668 907. См.: Мф 16, 26: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 908. См.: Мф 20, 3: «…выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно…» 909. См.: 1 Кор 15, 31: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем». 910. Он неохотно согласился показаться, а воображение принцессы уже представляло себе образ прекраснейшего мужчины, которого она надеялась увидеть в своем напряженном ожидании. Однако какой контраст между оригиналом и идеалом, поскольку появился всего лишь затрапезный, повседневный образ, — один из тех обычных людей, чья физиономия не выказывала ни гениального взора, ни чувствительного духа! (нем.) (см.: Музэус И. Оруженосец Роланда — Musaus J. A. Rolands Knappen. Volksmarchen der Deutschen. I. Wien, 1815. S. 129). 911. Убегая от бедности по морю, по скалам, сквозь пожарища (лат.) (Гораций. Послания. 1.1.46). 912. В уме, в сознании (лат.). 913. См.: Гал 6,7: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает». 914. Формирующее стремление (лат.), то есть своего рода «креативное усилие». Кьеркегор впервые употребляет это латинское выражение в «Понятии иронии»; позднее оно возникнет и в «Философских крохах» в связи с отсылкой к «Науке логики» Гегеля (2.1.3), где, правда, тот говорит скорее о внутреннем, инстинктивном стремлении.

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

   12. Но продолжим беседу о пользе и спасительности покаяния, как это мы наметили уже. Если ты, отчаиваясь в своем спасении, прибавляешь ко грехам грехи, как написано: «С приходом нечестивого приходит и презрение» (Притч.18:3), то все-таки не пренебрегай покаянием, не отчаивайся; взывай из глубины сердца к Господу и говори Ему: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение» (Пс.129:1-4). Из такой глубины ниневитяне воззвали и получили прощение; угроза пророка оказалась слабее против смиренного раскаяния их. Но, может быть, ты скажешь: «Я уже крестился во Христа, от Которого получил отпущение всех прежних грехов, и сделался презренным, постоянно повторяя свои поступки, как бы скверным в глазах Божиих псом, возвращающимся на свою блевотину. Куда пойду я от Духа Его и от лица Его куда убегу?» Но куда бежать тебе, брат, как не к милосердию Того, властью Коего ты, согрешая, раньше пренебрегал? Никто не убегает от Него иначе, как к Нему, переходя от Его гнева к Его милосердию. И какое место найдешь ты, где бы не находило тебя Его присутствие? Если взойдешь на небо, Он там; если сойдешь в преисподнюю — там. Расправь крылья свои и вселись мысленно на край этого мира — и оттуда изведет тебя рука Его и удержит десница Его (Пс.138:7-10). И чтобы ты ни сделал, сколько бы ни согрешил, ты ведь еще пользуешься жизнию, которую Господь отнял бы у тебя, если бы не хотел твоего спасения. Зачем забываешь, что терпение Божие «ведет тебя к покаянию» (Рим.2:4)? Кто, взывая, не убедил тебя, чтобы ты не ходил от Него, Тот же, щадя, зовет, чтобы ты возвратился. Посмотри на Давида царя: он удостоился и сам получения откровений, был обрезан, что в то время служило вместо крещения, почему и апостол говорит об Аврааме, что он получил знак обрезания, «как печать праведности через веру» (Рим.4:11). Уже помазан он был помазанием честным, которым предызображалось царское священство церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    «Бога никто никогда не видел. Если мы лю­бим друг друга, то Бог в нас пребывает, и лю­бовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребы­ваем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам отДуха Своего» (1 Ин 4:12—13).     «Глубоко сердце» человека «более всего, и он человек, и кто познает его» (Иер 17:9)?     «От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и великое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс 129:5—6).     «Взыщите Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда» (Пс 104:4).     «Господи Боже наш, мир дай нам, ибо Ты все дал нам. Господи Боже наш, стяжи нас, Господи, кроме Тебя иного не знаем, имя Твое именуем» (Ис 26:12—13).     «Господи, милость Твоя вовек; дел рук Твоих не презирай» (Пс 137:8).     «Скажи о беззакониях твоих прежде, чтобы оправдаться» (Ис 43:26).     «Вышел Семей и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида. И все люди, и все сильные были по правду и по левую сторону царя. И так сказал Семей, проклиная его: «Уходи, уходи, убийца и беззаконник. Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, поскольку ты воцарился вместо него, и дал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот ты в беде кровавой, ибо ты кровопийца». И сказал Авесса, сын Саруин..». — и прочее. «И сказал царь ко Авессе: «Что мне и вам, сыны Саруины? Оставьте его, и так пусть проклинает, ибо Господь сказал ему проклинать Давида..». и прочее. " " Может быть, Господь призрит на уничижение мое»..». и прочее (2 Цар 16:5—12).    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.     «Хвалите Господа, еси языцы, похвалите Его еси людие, яко утвердися милость Его на нас, истина Господня пребывает вовек» (Пс 116).    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.     «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» (Пс 102:1).    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.     «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа» (Пс 134:1).    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.     «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его» (Пс 135:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    К. Заметь, Палладий, что закон говорит о вещах гораздо более тонких и из необходимого для знания не опускает ничего, чем мог бы принести пользу слушателям, подчиняя оное своим правилам; потому что, как написано: «грехопадения кто разумеет?» (Пс.18:13.) «Все мы много согрешаем» (Иак.3:2). Ибо естество наше недугует бессилием и удобопреклонностию к прегрешению: «Кто родится чистым от нечистого?, — как говорит Священное Писание, — Ни один» (Иов 14:4). Поэтому и божественный Давид воспевает о нас: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение» (Пс.129:3-4). Итак, смотри теперь, как закон милостиво освобождает нас от обвинения в таковых прегрешениях и по благости очищает тех, которые вследствие человеческой неустойчивости подвергаются едва не тяжким невольным грехопадениям; ибо он сказал так: «Если у мужчины или у женщины на коже тела их будут пятна, пятна белые, и священник увидит, что на коже тела их пятна бледно-белые, то это лишай, расцветший на коже: он чист» (Лев. 13:38-39). Хотя по точному исследованию страдание лишаем есть болезнь плоти и близко к проказе; однако еще не соединено с омертвением и не вовсе безнадежно. Таковы же некоторым образом и бывающие с нами грехопадения, которые хотя суть, без сомнения, пороки, однако еще не служат к смерти и погибели души. И не очень строг в приговоре Судия, «Ибо Он знает состав наш» (Пс.102:14), и Ему не безызвестна немощь естества нашего. Итак, Он дарует отпущение по свойственному Ему человеколюбию. И это, думаю, значит, что страдающий лишаем «чист есть». И добрым людям приходят иногда на ум малые грехи, каковы, для примера сказать: кратковременное раздражение, умеренные движение к гневу, малодушие в отношении к братиям, иногда стремление к суетной славе. И таковые поползновения обыкновенно случаются иногда даже с людьми, проводящими безупречную жизнь и истинно чистыми: ибо это свойственно человеку и, так сказать, обще всем, ведущим жизнь в плоти и крови. Так и это опять таинственно изображает закон, говоря: «Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый: он чист; а если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист» (Лев. 13:40-41). Невольное отпадение волос есть болезнь головы; а мы недавно говорили, что голова именуется во образ ума: ибо голова есть жилище ума, как некоторые думают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010