579.             440 мучч. Италийских, пострадавших от Лонгобардов. 2 марта. Ок. 580.       Симеон юродивый, и Иоанн спостник его, препп. Палестинские 21 июля. 582.             Евтихий, патриарх Цареградский. 6 апр. 584.             Ерминингелд царевич, муч. Испанский. 1 ноября. 595.            Иоанн постник, патриарх Цареград. 2 сент. 596.            Симеон преп., столпник на Дивной Горе. 21 мая. 600.             Вавила преп., КиликианИн.Субб. с. 7 век Фомаида, мучен. Александрийская 13 апр. Палладий, преп. Александрийский. 27 ноября. Флор преп., еп. Амидский. 18 дек. Зосима преп., еп. Вавилона Египетского. 4 июня. Вендимиан, преп. Вифинский. 1 февр. Аввакир и Лаврентий, препп. Египетские. Субб. с. Елезвой блаженный, царь Ефиопский. 24 окт. Леандр, еп. Испалитанский. 1 ноября. Иаков постник, подвизавшийся близ Кармильской горы. 4 марта. Симеон столпник третий, преп. Киликийский близ Ег. Субб. с. Софроний, архиеп. Кипрский. 9 дек. Леонтий, преп. Ливийский. Субб. с. Препп. Палестинские: Зосима. 4 апр. Агапит, Аноим, Иеремий, Дометиан, ученики Саввы Освященного, и Афродисий. Субб. с. Иоанн Савваит. 7 дек. Косма скопец. 3 авг. Пимен. 27 авг. Христофор. 30 авг. Василий, ученик преп. Феодосия. Субб. с. Мина Синаит. 5 янв. Вонифатий милостивый, еп. Форентийский. 19 дек. Зосима преп. Финикийский. 8 июня. Евстолия и Сосипатра царевна, препп. Цареградские. 9 ноября. Марфа прав., мать Симеона Дивногорца. 4 июля. 601.             Домитиан, еп. Мелитины Армян. 10 янв. 604.             Григорий Двоеслов, папа Римский. 12 марта. 600.             Иоанн Лествичник. 31 марта. 607.             Евлогий, архиеп. Александрийский. 13 февр. 609.             Феодор, архиеп. Александрийский. 3 дек. 610.            Фома, патриарх Цареград. 21 марта. 613.             Феодор Сиксот, еп. Анастасиопольский. 22 апр. 620.             Иоанн милостивый, архиеп. Александрийский. 12 ноября. 633.             Модест, архиеп. Иерусалимский. 18 дек. 610–641.       Анастасий, игумен горы Синайской. 20 апр. Алипий, столпник Адрианопольский в Пафлагонии. 26 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Крещение также рассматривается в сотериологической перспективе: «Если Я не крещусь, то кто освятит воду крещения, кто сокрушит главу змея, как убелятся стихии, как очистится тварь, как будет омыта загрязненная одежда Адама?» (Hom. fest. 16. 17. 9// Aubineau. 1978-1980. Vol. 2. P. 688). Однако Адам не был еще искуплен в момент Воплощения. Спасение человека начинается с воплощением Бога Слова, совершается в течение Его земной жизни и исполняется на Кресте и в воскресении: «Ради нас обрезывается Христос, за нас же принимает крещение, за нас исполняет очищение согласно закону. Когда Он заплакал, тогда омыл естество; когда подвергся бичеваниям, тогда освободил нас от плена; когда поднял Крест, тогда облегчил нас от бремени греховности; когда был оплеван, тогда исцелил Адама от оплевания проклятием» (Hom. fest. 1. 2. 25-31// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 28). Каждое событие в жизни Христа, т. о., рассматривается как одна из ступеней к спасению, т. к. освящает все этапы развития человека, всякий возраст и приближает Богочеловека к цели Его пришествия на землю - ко Кресту и воскресению: «Сначала Он был погребен во чреве плоти, потом - в утробе земли, в одном случае беременностью освящая рождающихся, в другом - Воскресением возрождая умерших» (Hom. fest. 3. 5. 12-15// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 94). Крест и Воскресение неразрывно связаны между собой. Само слово «Крест» чаще всего употребляется в пасхальных гомилиях И. И. Страдания Христа начались еще до крестной Жертвы, когда он добровольно понес на Себе «скорбь естества» (Hom. fest. 12. 1. 6-7; 5. 3. 13-18// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 162, 164, 448). «Не иначе восхотел спасти Горшечник погибающую глину, но только так, что Сам вознамерился пребывать с ней» (Hom. fest. 2. 7. 4-6// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 66). Спасение представлено как победа над врагом рода человеческого (Hom. fest. 3. 1. 6; 7. 6. 44; Hom. fest. 14. 3. 10// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 89, 254, 550), плоды к-рой доступны как иудеям, так и язычникам (Hom. fest. 2. 7. 7-9// Aubineau. 1978-1980. Vol. 1. P. 66). Церковь и таинства

http://pravenc.ru/text/674956.html

26)   Иакинф (в миру Иоанн) Даровский, священнический сын из г. Стародуба, род. в 1708 г., учился русскому письму в Стародубе, а латинский язык, философию и богословие изучал в Киевской Академии; в 1738 г. 23 дек. – монах и 20 дек. 1739 г. – иеродиакон (скоро умер 107 ).            27)   Дамиан ( в монашестве Дамаскин) Аскаронский, уроженец г. Киева, мещанский сын, род. в 1703 г., русскому и латинскому письму учился и философию и богословие слушал в Киевской Академии, 23 дек. 1738 г. пострижен в монашество и 15 мая 1739 г. сделан иеродиаконом. Впоследствии он был учителем Новгородской семинарии, архимандритом разных монастырей (1744–1758 г.г.) и Костромским епископом (с 1758 г.),       16 июня 1769 г. 108 28)   Гликерий (в миру Григорий) Зорковский, мещанский сын из м. Бахмача, род. в 1707 г. учился русскому письму в Бахмаче, а латинскому языку и философии в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г. 109 . 29)   Даниил (в миру Димитрий) Яхимович, священнический сын из польского с. Ольшан, род. в 1710 г., русскому письму учился в с. Ольшанах, а латинскому и философии в Киевской Академии, 23 дек. 1738 г. принял монашество, а 20 дек. 1739 г. был сделан иеродиаконом; впоследствии в звании иеромонаха был учителем Киевской Академии 110 . 30)   Фавст (в миру Феодор) Помаранский, мещанский сын из польск. г. Любачева, род. в 1709 г., учился русскому письму в г. Любачеве, а латинскому в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г. 111 . 31)    Софония (в миру Семен) Вишницкий, мещанский сын из г. Полтавы, род. в 1695 г., учился русскому и латинскому письму, монашество принял в 1738 г. 23 декабря 112 . 32) Иуст (в миру Иаков) Русичевский, мещанский сын из г. Прилук, род. в 1706 г., русскому письму учился в Прилуках, а латинскому, философии и богословию в Киевской Академии, монашество принял 23 дек. 1738 г., 15 апр. 1739 г. был сделан иеродиаконом; впоследствии он был экзаменатором в устюжской епархии и проповедником в Московской Академии, откуда был возвращен в Киев 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Комментарий Ланга подразделяет Мф. 24 на «три цикла» 1 цикл — Мф. 24:1-14 2 цикл — Мф. 24:15-28 3 цикл — Мф. 24:29-44 (вывод) (см. том 8, сс. 421, 424 и 427) Три части, основанные на вопросе по Мф. 24:3 «Сторожевая башня» и Тысячелетнее Царство Божье также разделили Мф. 24 на три части: (1) Мф. 24:3-22 . Существуют параллельные исполнения предсказанного в первом столетии и в наше время начиная с 1914 года (см. 75, с. 273, с. 205) (2) Мф. 24:23-28 . Период, ведущий к пришествию (пароусии) Христа в 1914 году (см. 75, с. 275) (3) Мф. 24:29-44 . «Небесные явления» имеют буквальное значение, поскольку в 1957 году начался космический век, продолжающийся до Христова пришествия, как Судьи в начале «великих бедствий» (см. 75, с. 276, пар. 18; ka сс. 323—328). «Все сие» следует понимать в контексте ближайших упомянутых событий, перечисленных в качестве сложного знамения, т. е. небесных явлений в ст. 29–30 154 . Если это истинно, тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. к людям, живущим с 1957 года, способным к познанию. Председательский комитет, 3 марта 1980 года 1957 был годом, когда первый советский спутник был запущен на орбиту Земли. Очевидно, Председательскому комитету казалось, что это можно принять в качестве начала исполнения следующих слов Иисуса: «…И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» 155 . Основываясь на этом толковании, они делали вывод: «Тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. людям, живущим с 1957 года, способным к познанию». Эти три взгляда не предлагали отказаться от 1914 года. Он останется как «конец времен язычников». Но «род сей» теперь будет относиться к поколению 1957 года. Ввиду того, что поколение 1914 года стремительно уменьшалось, это новое толкование было бы, несомненно, очень кстати и гораздо лучше, чем мысль о неких людях, живущих до 130 лет где-то в Советском Союзе. По сравнению с 1914 годом эта новая точка отсчета давала дополнительные 43 года поколению, названному «родом сим».

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/8

91  Q.Thal. 61, Laga-Steel 1990: 101. 295–7; Q.Thal. 61, 14 scholium, Laga-Steel 1990: 111. 71–3; Q.Thal. 61, scholium 15, Laga-Steel 1990: 111. 80–4; Amb.Io. 10, PG 91. 1141AB, 1144C; Ep. 24, PG 91. 609CD; Ep. 43, PG 91. 640BC; Amb.Io. 7, PG 91. 1088C; Th.oec. 1. 47, PG 90. 1100C. 93  QD  61, Declerck 1982: 48. 8–11; QD  180, Declerck 1982: 123. 14–16; Car. 3. 25, Ceresa-Gastaldo 1963: 154; Or.dom., Van Deun 1991: 70. 776–7; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 768–72; Myst. 24, Boudignon 2011: 68. 1122–5; Q.Thal. 65, Laga-Steel 1990: 281. 487–9; Q.Thal. 33, scholium 3, Laga-Steel 1980: 233. 13–14; Th.oec. 2. 88, PG 90. 1168A. 95  Amb.Io. 20, PG 91. 1237A; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 770; Myst.  24, Boudignon 2011: 68. 1123–4. 102  Amb.Io. 7, PG 91. 1073D; Amb.Io. 10, PG 91. 1137B; Q.Thal. 40, scholium 2, Laga-Steel 1980: 275. 5–11; Q.Thal. 59, scholium 5, Laga-Steel 1990: 69. 32–4. 108  Dalmais 1972: 58; 1980: 840; and 1984: 289; Garrigues 1974b: 201–2; Heinzer 1980: 173–81, и 1982. 113  Dalmais 1948: 285; 1953: 140, 151, 158; 1961: 414, 418; and 1984: 289; Garrigues-Riou 1969–70: 312; Riou 1973: 136, 169, and 188–9; Garrigues 1970: 458–9; 1974ä 275–6, 286–95; and 1976: 114, 121, 123, and 185; Le Guillou in Garrigues 1976: 11; Heinzer 1980: 181–2; 1982: 170. 129  Q.Thal. 2, Laga-Steel 1980: 73.7–23; 13, Laga-Steel 1980: 95.9–17; 65, Laga-Steel 1990: 283.512–20; 285.549–53. 131  Amb.Io. 7, PG. 91. 1076C// Пер. А.М.Шуфрина: Прп.  Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом, с. 277/Сост. Г.И.Беневич. Изд. 2-е. Изд-во Олега Абышко; СПб., 2014.   Комментарий (там же) архим. Нектария (Яшурского):  " ς   λον   λοις   το ς   ξοις   γαθοπρεπ ς   περιχωρσαν τος – трудное с богословской точки зрения место, так как, с одной стороны, « περιχωρ » означает «обходить кругом» и может быть понимаемо в смысле «облекать», а с другой, – « περιχρησις » является устоявшимся богословским термином обыкновенно применяемым для выражения взаимоединения Лиц Пресвятой Троицы или соединения естеств во Христе, означая, таким образом, полное взаимопроникновение. Так что, образ соединения обоженных с Богом может здесь пониматься двояко.» //Подробнее см. комментарии 53а и 54 А.М. Шуфрина в том же издании (с.367–373), а также комментарий  54–1 Г.И.Беневича там же (с. 427–429).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

3анифа , муч. персидский, 28 марта. 3ахария (память Господня, евр.), прор. серповидец, 8 февр. 3ахария прор., родитель Предтечи, 5 сент. 3ахария , преп. египетский. 5 дек. Захария преп., затворник, 34 марта. Зевин , Пустынник сирийский, 23 февр. 3ина (Божественный, греч.), ап. из 70, 27 сент. Зина , муч. при Максимиане, 22 июня. 3инаида (Божественная, греч.), 11 окт. 3иновий (Богоугодно живущий, греч.), еп. егский, 30 окт. Зинон (Божественный, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Зинон , муч. африканский, 10 апр. Зинон , еписк. веронийский, 12 апр. Зинон воевода, муч. никонидийский, 23 дек. и 3 сент. Зинон , муч. никомидийский, 18 апр. Зинон , муч. мелитинский, 6 сент. Зинон священник, 6 сент. Зинон и Зина , слуга его, 22 июня. Зинон , преп. сирийский, 30 янв. Зинон , 3 марта. Зоил (любящий животных, греч.), 3 марта. Зосима (сильный жизнию, могущий жить, греч.), воин муч. кононийский, 19 июня. Зосима , пустынник киликийский, муч. 19 сент. и 4 янв. Зосима , муч. антиохийский, в Писидии, 28 сент. Зосима , преп. палестинский, обрейший пр. Марию, 4 апр. Зосима преп., елиск. Вавилона египет., 4 июня. Зосима , преп. финикийский, 8 июня. Зосима преп., еписк. сиракузский, 30 мар. Зосима пр. соловецкий, 17 апр. Зотик (животворящий, оживляющий, полный жизни, греч.), из 10 мучч. критских, 23 дек. Зотик , муч. никомидийский, 18 апр. Зотик , муч. никонидийский, 21 окг. Зотик , муч. фракийский, 22 авг. Зотик , муч. с Илиею и др., 13 сент. Зотик сиропитатель, преп. 30 дек. Зоя (жизнь, греч.), мученица атталийская, 2 мая. Зоя , мученица римская, 18 дек. Зоя , преп. вифлеемская, 13 февр. Игафракс , из 26 мучч. дотфских, 26 марта. Игнатий Богоносец, 29 янв. и 20 дек. Игнатий , патриарх цареградский, 23 окт. Игнатий , преп. Спасовой обители Глубокой реки, 27 сент. Игнатий , еп. ростовский, 28 мая. Игорь блаженный, князь черниговский и киевский, 5 июня. Иларий (веселый, греч.), из Калипты близ Анкиры, 12 июля. Иларион (веселый, греч.), муч. мелитинский с Иероном , 7 ноября. Иларион , муч., с Емидианом, еписк. тревийским и др., 18 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Отношение руководителей Православных Церквей к экуменизму, точнее, их отношение к изменению позиции 1948 г., по рекомендации Карпова «осторожно выяснялось» на протяжении 1956 г. во время визитов церковных делегаций в Москву и ответных визитов делегаций РПЦ, в переписке с главами Церквей. К концу 1956 г. руководству Совета стало ясно, что назрел созыв нового всеправославного совещания глав Церквей. В январе 1957 г. Г.Г. Карпов «ориентировал» митрополита Николая: «Главной задачей по внешней работе Московской патриархии в 1957 году является созыв совещания глав и представителей православных церквей для решения вопросов об отношении к экуменическому движению» 69 . Учитывая опыт подготовки совещания 1948 г., митрополит Николай и Г.Г.Карпов посчитали, что совещание целесообразно приурочить к какому-либо церковному празднику. В письме от 21 мая в ЦК КПСС Карпов отмечал: «...Учитывая, что от поездки на специально созванное совещание некоторые церкви могут уклониться, патриархия намечает пригласить глав и представителей церквей на церковные торжества в связи с исполняющимся в ноябре 40-летием восстановления патриаршества в Русской православной церкви и использовать приезд делегаций для проведения совещания» 70 . Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 13 июля 1957 г. проведение совещания глав Автокефальных Православных Церквей в Москве в ноябре 1957 г. по случаю 40-летия восстановления патриаршества в РПЦ было санкционировано. Первоначально намеченное на июнь 1957 года и затем на ноябрь, совещание и празднование 40-летия восстановления патриаршества, согласно «пожеланию восточных патриархов перенести торжества на более теплое время», было перенесено на май 1958 г. 71 . По информации митрополита Николая, принципиальная позиция высшего клира ряда Церквей за 10 лет не изменилась: «румыны, сербы, болгары, антиохийцы, греки категорически против участия в экуменическом движении, они все, за исключением греков, сторонники наших соглашений 1948 года» 72 . На проведенном в сентябре 1957 г. совещании представителей социалистических стран линия Москвы на сближение с экуменистами поддержки у коллег не получила, и Совет продолжил работу в этом направлении уже на уровне двусторонних встреч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В 1955 г. было получено разрешение на расширение деревянной церкви в дер. Бор Маловишерского р-на, в первые годы советской власти перестроенной из часовни. 22 апр. 1956 г. еп. Сергий освятил в ней новый престол во имя прп. Нила Столобенского. 17-18 нояб. того же года епископ служил в Преображенской ц. в с. Леохнове у мощей прп. Антония Леохновского, по преданию, поселившегося в тех местах в 1556 г. (Церковные торжества//ЖМП. 1957. 1. С. 21). На богослужении присутствовало более 800 чел., из них более 300 чел. причастилось. К окт. 1956 г. на территории Новгородской обл. действовали Новгородский, Солецкий, Боровичский и Старорусский благочиннические округа Ленинградской и Новгородской епархии. 22 нояб. 1956 г. Синод по представлению митр. Елевферия постановил выделить Новгородскую епархию в самостоятельную и в связи с этим с 1 янв. 1957 г. освободить митр. Елевферия от управления ею; с этого времени последний титуловался «митрополит Ленинградский и Ладожский». Временное управление Н. и С. е. было поручено Старорусскому еп. Сергию (Голубцову), к-рый переехал в Новгород. 1 янв. 1957 г. Старорусский викарий был назначен епископом Новгородским и Старорусским. В клире Н. и С. е. к моменту ее выделения из состава Ленинградской епархии состояли 56 священников, 7 диаконов, 22 псаломщика. В 1957 г. пост уполномоченного Совета по делам РПЦ по Новгородской обл. занял Г. Е. Капица. С его именем связана резкая активизация антицерковной работы, совпавшая по времени с ужесточением политики Советского гос-ва в отношении Церкви в 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.). Составленные Капицей справки в отдел агитации и пропаганды Новгородского обкома КПСС о состоянии религиозности в области стали подробнее, рекомендации по ограничению церковной активности - более жесткими и категоричными. Уже в 1957 г. одной из доминирующих линий антирелиг. пропаганды в Новгородской обл. (как и по всему СССР) стала борьба с религ. праздниками и с любыми публичными проявлениями религ. обрядности. Уполномоченный отмечал «вред общему делу борьбы за снижение влияния церкви на население», наносимый частыми богослужениями еп. Сергия в храмах области (за неполный 1956 - 91 архиерейское богослужение, за 1957 - 160) и его проповедническими трудами. Начавшаяся в 1958 г. новая антирелиг. кампания была сопряжена не только с чисто пропагандистским, информационным, но и с жестким адм. давлением на Церковь и с ее экономическим притеснением. Еп. Сергий был вынужден испрашивать разрешение уполномоченного на каждый выезд на приход епархии, готовить ежеквартальные епархиальные отчеты для уполномоченного.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1992. Vol. 17. N 2. P. 127-137; idem. Constantine " s Conversion «Revisited»//The Ancient History Bull. Chicago, 1992. Vol. 6. P. 59-62; idem. Constantine and the «Arian Reaction after Nicaea»//JEcclH. 1992. Vol. 43. N 2. P. 169-194; idem. The Christianity of Constantine the Great. Scranton, 1996; R ö sch G. Ονομα βασιλεας: Studien zum offiziellen Gebrauch des Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit. W., 1978; Austin N. J. E. Constantine and Crispus, AD 326//AClass. 1980. Vol. 23. P. 133-138; Decker D., de, Dupuis-Masay G. L " «episcopat» de l " empereur Constantin//Byz. 1980. Vol. 50. P. 118-157; Ehrhardt C. T. H. R. Constantinian Documents in Gelasius of Cyzicus " Ecclesiastical History//JAC. 1980. Bd. 23. S. 48-57; Hanson J. Dreams and Visions in the Graeco-Roman World and Early Christianity//ANRW. 1980. Tl. 2. Bd. 23. Tbd. 2. P. 1395-1427; Rodgers B. S. Constantine " s Pagan Vision//Byz. 1980. Vol. 50. P. 259-278; eadem. The Metamorphosis of Constantine//CQ. N. S. 1989. Vol. 39. N 1. P. 233-246; Taylor S. M. Constantine the Great: Folk Hero of the IVth Crusade//Neophilologus. Dordrecht etc., 1980. Vol. 64. N 1. P. 32-37; Whittaker C. R. Inflation and the Economy in the IVth Century A. D.//Imperial Revenue: Expenditure and Monetary Policy in the IVth Cent. A. D. Oxf., 1980. P. 1-22; Chastagnol A. L " évolution politique, sociale et économique du monde l " empire romaine de Dioclétien à Julien: La mise en place du régime du Bas-Empire, 284-363. P., 1982; Esbroeck M., van. Legends about Constantine in Armenian//Classical Armenian Culture. Chico, 1982. P. 79-101; Hunt D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, AD 312-460. Oxf., 1982; idem. Constantine and Jerusalem//JEcclH. 1997. Vol. 48. N 3. P. 405-424; Cameron A. Constantinus Christianus//JRS. 1983. Vol. 73. P. 184-190; eadem. The Later Roman Empire: AD 284-430. L., 1993; eadem. The Reign of Constantine, A. D. 306-337//The Cambridge Ancient History. Camb., 20052. Vol. 12: The Crisis of Empire/Ed.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Слово 37, на евангельские слова: «Егда сконча Иисус словеса сия» и проч. ( Мф. 19, 1–12 )//PG 36, 281–308; SC 318 (1985), 270– 319, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 53–63. Праздничные, экзегетические слова: Слово 38, на Богоявление, т.е. на Рождество Спасителя//PG 36, 312–333; SC 358 (1990), 104–149, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 64–72. Слово 39, на святые светы явлений Господних//PG 36, 336– 360; SC 358 (1990), 150–197, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1979), 73–83. Слово 40, на Святое Крещение//PG 36,360–425; SC 358 (1990), 198–311, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 84–110. Слово 41, на Святую Пятидесятницу//PG 36, 428–452; SC 358 (1990), 312–355, ed. Moreschini CI., Gallay P.; ВЕП 60 (1980), 111–120. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//PG 36, 608–621; ВЕП 60 (1980), 180–185. Слово 45, на Святую Пасху//PG 36, 624–664; ВЕП 60 (1980), 186–202. Некоторые моменты, проливающие свет на экзегезу святителя Григория, содержатся в его стихотворениях (богословских, нравственных, исторических): PG 37, 398–1600; ВЕП 61 (1981), 62 (1982), а также в 249 Письмах: PG 37,21–388; ВЕП 60 (1980), 203–348; богословские стихотворения см.: SC 208 (1974), ed. Gallay P.; CPG II, 3010–3125. Многие фрагменты из Слов и других произведений святителя Григория Богослова вошли в состав экзегетических катен на Восьмикнижие, Псалмы, Иова, Двенадцать пророков, Исаию, Притчи, на Евангелия от Матфея, Марка и Луки (катены Никиты Ираклийского) и Евангелие от Иоанна (катены Никиты Серронского), а также на Деяния апостолов и Послания апостола Павла (CPG II, 3052). Никита Серронский (XI в.) множество цитат из катен на Матфея приписывает святителю Григорию и данное обстоятельство позволило предположить, что последним был составлен последовательный комментарий на первое Евангелие. Возможно, что более тщательное изучение катен подтвердит эту гипотезу. К тому, же у святителя Григория есть и отдельная беседа экзегетического характера, посвященная вопросу единства отрывка Мф. 19, 1–12 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010