17 и уставы, и учреждения ... старайтесь исполнять. См. ком. к ст. 13 и З Цар. 2,3. 17 Он избавит вас от руки всех врагов ваших. В прошлом Бог избавил Свой народ от египетского рабства; Он может избавить его и в будущем ( Исх. 20,1.2; 23,22 ; Втор. 20,1–4; 23,14 ). 17 до сего дня. См. ком. к 3Цар. 8,8 . Несколько столетий спустя потомки избежавших переселения израильтян и пришлых народов приняли монотеизм и стали подчиняться требованиям закона Моисеева. Глава 18 18 В третий год Осии. Т.е. в 729 г. до Р.Х. По-видимому, в течение некоторого времени Езекия являлся соправителем своего отца Ахаза (ср. 16,1; 17,1; см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы). 18 двадцать девять лет царствовал. Единоличное правление Езекии продолжалось с 715 по 686 г. до Р.Х. 18 И делал он угодное в очах Господних. Из всех царей Иудеи именно Езекия получает самую положительную оценку библейского автора (см. ком. к ст. 4–7). как делал Давид, отец его. О царствовании Давида как критерии оценки всех прочих царствований см. ком. к 3Цар. 11,4 . 18 он отменил высоты. В отличие от многих своих предшественников на иудейском престоле, Езекия проводит преобразование богослужебной практики народа и разрушает беззаконно воздвигнутые святилища (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). разбил статуи, срубил дубраву. См. ком. к 3Цар. 14,23 . истребил медного змея. Изваяние медного змея хранилось израильтянами в память о милости, оказанной им Господом во время странствования в пустыне ( Чис. 21,6–9 ). Однако со временем оно превратилось в объект поклонения, т.е. в идол (см. Ин. 3,14.15 ). 18 отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Отец Езекии Ахаз был вассалом Ассирии. «Отложение» Езекии от ассирийцев заключалось видимо, в отказе платить им дань. 18 Он поразил Филистимлян. Ранее, в царствование Ахаза, филистимлянам удалось захватить часть территории Иудеи ( 2Пар. 28,18 ). до Газы и в пределах ее. Газа находилась практически у самого побережья Средиземного моря; Езекия, таким образом, вторгся глубоко на территорию филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 Посвятить себя монашеской жизни. 5 В разговоре философа Платона: Критон, p. 45. 6 Еврип — бурный пролив у о. Еввеи. 7 Философ Платон в сочинении «Апология Сократа». 8 В Синодальном переводе смысл другой: «не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия». 9 В Синодальном переводе: «скитальцем и изгнанником будешь на земле». 10 В синодальном переводе «путь» и «мысль» во множественном числе: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». 11 В синод. переводе: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов.7:1). 12 т. е. двух сыновей фивского царя Эдипа, которых действия драматически изображены в трагедиях Эсхила и Софокла. 13 Горго или Горгона — баснословное чудовище, представляемое греческими поэтами с головою, покрытою змеями вместо волос, и приводившее в окаменение всякого, кто видел ее. 14 Разумеется, вероятно, Иевосфей. См. 2 Цар. 4:7. 15 Тантала, упоминаемого в греческом баснословии. См. Одисс. XI, 582–592. 16 Философ Сократ, по сказанию историка Ксенофонта. См. Достопамятности Сократа, Кн. 1, гл. 3, отд. 9–13. 17 Это славянский перевод, в Синодальном это звучит так: «зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью». 18 Приводимые ниже места св. Писания, принадлежащие двум пророкам, св. Иоанн приводит под именем одного пророка Михея. 19 Так у Златоуста, в слав. тексте смысл другой: «не изыде живущая в Сеннааре, плачитеся дому (сущаго) близ нея», т. е. она не смогла выйти, а вы плачьте над домом близ нее. В Синодальном же переводе: «не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем». – и. Н. 20 Ересеначальники сект, известных под именами маркионитов, валентиниан и манихеев, во 2 и 3 веках по Р. Х. 21 Философ Платон в разговоре: Тимей, Отд. 29. 22 Аммиана Марцелл. Истор. Книг. XXIX. 23 Констанций Хлор, Константин, Констанций, Констант, Галл, Юлиан, Иовиан, Валентиниан и Валент (304–378 г. по Р. Х.). 24 Константин и Констанций. 25 Император Грациан. 26 Император Феодосий Великий. 27 Император Валент. 28 Епаминонд — фивский полководец; Сократ — философ; Аристид — афинский правитель; Диоген Синопский — философ–циник; Кратис Фивский — ученик Диогена. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную. И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1). Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” 13 . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного через Христа” 14 . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

В силу особого значения субботы в жизни евреев слово «суббота» в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще , то есть день покоя от всяких житейских дел (Лев 16, 31). Иногда суббота означала всю седмицу, как у христиан слово неделя относится не только к воскресению, но и ко всей седмице (Ин 20, 19). В субботу все иудеи должны были пребывать в покое. Это распространялось и на скот. В субботу евреи должны были прекращать все ежедневные домашние труды, приостановка которых не влекла за собой никакого ущерба. Поэтому запрещались в субботу: а) Готовить пищи (Исх 16, 23), разводить огонь в жилищах (Исх 25, 3). б) Работать вне дома: сеять, проводить жатву, носить тяжести и совершать другие труды: « Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы » (Исх 34, 21). Пророк Иеремия увещевает евреев: « Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим » (Иер 17, 21-22). в) Вести торговлю. г) Путешествовать (Исх 16, 29; Мф 24, 10), исключая те, целью которых было благочестие. Муж в Сонаме, где пребывал святой пророк Елисей, говорит жене: «зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота» (4 Цар 4, 23). Впрочем, был путь, который назывался субботний. В Деяниях апостолов читаем: « Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути » (Деян 1, 12). Путь этот был не более двух тысяч четырехсот шагов. Мера эта определена не законом, который предписывал пребывать в субботу дома (Исх 16, 29), а раввинами. Считалось, что на таком расстоянии отстояла крайняя куща от скинии Моисеевой в стане Израильтян во время пребывания в пустыне. д) Вести дела, связанные с гражданской службой. Не разрешалась даже защита против нападения неприятелей. При Маккавеях, когда враги, пользуясь субботним покоем иудеев, убили у них до 1000 беззащитных. После этого евреи умерили строгость закона: «И решили они в тот день и сказали: кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах» (1 Макк 2, 41).

http://pravoslavie.ru/69466.html

На примерах Моисея и Самуила видно, что пророк не просто является каким-то отрешенным от всего созерцателем тайн Божиих, мистиком, замкнутым на самом себе, но что он очень тесно включен в жизнь народа. Самуил управляет народом, Самуил помазывает Саула, через Самуила происходит отвержение Саула, через Самуила помазывается на царство Давид. То есть его деятельность как пророка очень тесно связана с жизнью всего народа, его служение носит такой принципиально-общественный характер. Оно нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения, или просто требуется разъяснение тех или иных путей Божиих, которые должны в судьбе народа реализоваться. То же самое можно сказать и о других пророках. Даже живший в окружении чужеземцев пророк Даниил не представляет исключения. Последними по времени до Иоанна Предтечи были пророки Аггей, Захария, Ездра и Малахия, которые пророчествовали уже после возвращения из плена. В завершение еще нужно сказать, что несколько женщин в Писании тоже называются пророчицами: Мариам, сестра Моисея (Исх. 15:20), Девора (Суд. 4:4), Олдама (4 Цар. 22:14). В Евангелии пророчицей называется вдовица Анна дочь Фануила (Лк. 2:36). В этот ряд могут быть еще поставлены Анна, мать пророка Самуила, и Пресвятая Богородица, которые воспевали некогда пророческие песни. 1.3. Истинное и ложное пророчество По мнению святителя Филарета Московского, «пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал. 2:7), ни на собственном их просвещении (Ам. 7:14, 15; Цар. 19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать» с. 150]. Они поставлялись как стражники, для того, чтобы охранять виноградник Божий от расхищения (см. Ис. 21:11; Иер. 6:17; Иез. 3:17; Авв. 2:1). Истинным пророкам противопоставляются пророки ложные. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: « Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). Что же двигало ими? Писание открывает нам несколько причин. Деятельность лжепророков была востребована обществом: « Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: " я буду проповедывать тебе о вине и сикере " , то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

9. Я рассказываю это не для того, чтобы обвинить Евангелистов в обмане (оставим это нечестивым — Цельсу, Порфирию, Юлиану), но чтобы уличить моих порицателей в невежестве, и прошу у них как милости, чтобы они простили мне в простом письме то, что волей-неволей им придется прощать Апостолам в Священном Писании. Марк, ученик Петра, так начинает свое Евангелие: “Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исайи пророка: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Мк 1:1–3) 27 . Это пророчество составлено из двух пророков, Малахии и Исайи. Сказанное сперва: “Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою” (Мал 3:1) 28 находится у Малахии. А последующее: “Глас вопиющего в пустыне” (Ис 40:3) и т. д. можно прочесть у Исайи. Как же Марк в самом начале своего писания приписал Исайе пророчество “Вот, Я посылаю Ангела Моего”, которого у Исайи нет, а принадлежит оно, как мы сказали, Малахии, последнему из двенадцати пророков? Пусть отвечает на этот вопрос невежественное предубеждение, я же буду смиренно молить о прощении за ошибку. Тот же Марк рассказывает, как Спаситель говорит к фарисеям: “Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников?” (Мк 2:25–26; Лк 6:34). Прочтем Самуила, или книгу Царств, как ее обычно называют, и обнаружим, что первосвященника звали не Авиафар, а Ахимелех — тот самый Ахимелех, который потом был вместе с другими священниками убит Доиком по приказу Саула (1 Цар 21:2–6; 22:9–20). Перейдем к апостолу Павлу. Он пишет к коринфянам: “если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его” (1 Кор 2:8–9). В этом месте многие, следуя бредням апокрифов, говорят, что это свидетельство содержится в Откровении Илии; тогда как в еврейском тексте у Исайи можно прочесть: “Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал для надеющихся на него” (Ис 64:4).

http://pravmir.ru/pismo-lvii-k-pammaxiyu...

Аравия, одна из самых значительных стран на востоке и юге Палестины. Она разделяется на три части: Пустынную (на востоке Палестины), Счастливую (юго-восточный край ее) и Каменистую (на юге Палестины). В Каменистой Аравии замечательны горы: Синай , одиннадцатый стан Израильтян во время шествия их в землю Обетованную ( Исх.19:18–19 ). Она находится на полуострове, образуемом двумя рукавами Чермного мори или заливами Иерапольским, который простирается к северу, и Еланитским, который простирается на восток. Хорив , на западе Синая. У Хорива Господь явился Моисею в купине и повелел ему вывести Израильтян из Египта ( Исх.3 ). В пещере Хорива скрывался пророк Илия от Иезавели ( 3Цар.19:8–9 ). Ор , на границах Идумеи; на вершине этой горы умер Аарон ( Чис.20:28 ). Горы Сеир ; они на юге Мертвого моря примыкают к цепям гор, которые тянутся на востоке и западе Иордана. Горы Сеир простираются до Еланитского залива. Гора Сефар : Сыновья Иоктана: Алмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерам, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Авимаил, Шева, Офир, Хавило и Иовав, заняли страну «от Меши до Сефара, горы восточной» ( Быт.10:26–30 ). Думают, что гора Сефар находилась на юго-востоке Аравии. Петра , в Идумее, главный город Наватеян, так названный потому, что был построен на скале. В 4 кн. Цар. говорится, что Амасия, царь Иудейский, поразив десять тысяч Идумеян на долине Соляной, взял Селу войною и дал ей имя: Иокфеил (зн. скала). Думают, что Села есть Петра ( 4Цар.14:7 ). Феман , город Идумеи; жители его славились мудростью. «О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало совета у разумных? Разве оскудела мудрость их?» ( Иер.49:7 ). Из Фемана происходил друг Иова Елифаз ( Иов.4:1 ). Елаф и Ецион-гавер , на берегу Еланитского залива. «Царь Соломон сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елофе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» ( 3Цар.9:26–28 ). Кроме золота, из Офира привозилось красное дерево и драгоценные камни ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:17–18 ). Некоторые полагают, что Офиром в Св. Писании называется восточная Индия (Бохарт). Флот Соломонов ходил также из Ецион-Гавера в Фарсис. О Фарсисе также существуют различные мнения. Св. Писание говорит, что флот, ходивший в Фарсис, употреблял на плавание три года, привозил золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов ( 3Цар.10:22 ; 2Пар.9:21 ); поэтому толкователи ищут Фарсис в странах, богатых означенными произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вопрос: Что в православной традиции понимается под сердцем? Я так понимаю, что сердце, в отличие от ума, есть источник человеческих чувств. Но мне трудно понять, что значит «встать вниманием в сердце». Как на практике это сделать? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поскольку человек состоит из духа, души и тела, в нем должно быть объединяющее начало. Чтобы выполнять это назначение, такой центральный орган должен относиться к духовной, душевной и телесной сферам. Таким органом, согласно Священному Писанию, является сердце. Объединяющую роль сердце выполняет двояким образом: во-первых, интегрирует каждую из этих областей и, во-вторых, связывает все три сферы в человеке. Сердце настолько значимо для человека, что слово это встречается в Священном Писании в разных грамматических формах около 950 раз. О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23). Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2 Цар. 18: 14). Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: ощущает подавленность (см.: Пс. 33: 19), печаль (см.: Ин. 16: 6), смущение (см.: Ин. 14: 1), скорбь (см.: 2 Кор. 2: 4) или радость (см.: Ин. 16: 22). Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия (см.: Ис. 65: 14) до восторга и ликования (см.: Пс. 83: 3; Деян. 2: 46), а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания (см.: Ис. 65: 14). Если человек боязлив и малодушен, значит сердце его является робким (см.: Втор. 20: 8). Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» (Иер. 20: 9). Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 32). В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон (см.: Рим. 2: 15).

http://pravoslavie.ru/7446.html

Что такое посылание Сына Отцом, что такое посылание Святого Духа Отцом и Сыном? Сын, как человек, был послан Отцом и Святым Духом. И потому в благословении мы не просим ниспослания Святого Духа, как если бы мы просили о Его приходе на конкретное место; но зная, что Дух Святой естественно происходит от Бога Отца, мы просим самого Бога Отца о щедрости духовных даров, называя дары Его своим именем; чего мы не делаем без авторитета Священного Писания. Ибо есть много примеров этих терминов в канонических книгах, в которых дары Святого Духа известны по своим именам. Ибо мы читаем, что, когда святой Елисей готовилсяя быть вознесенным на небо, Бог велел ему просить все, что он хочет, прежде чем оно будет взято от него. И сказал Елисей: умоляю Тебя, чтобы Дух Твой был двойным на мне (4 Цар. 2:9). Здесь, конечно, мы видим духовный дар, называемый духом. Ибо простая природа Святого Духа сама по себе (так как она всегда полна и остается неизменной) не уменьшается и не увеличивается. Действительно, в книге Премудрости сказано: Дух Святой един и множествен (Прем. 7:22). Но то, что называется сложным, обнаруживается не само по себе, а в своих функциях. И вот сказано в древних книгах, что Дух Божий многообразен, как и в апостольских посланиях многообразна мудрость Божия (Еф. 3:10), то есть, однако, не в себе самом, но в Его многообразных дарах. Блаженный Петр, наиболее ясно показывая это, сказал: Каждый принял свою благодать, служа ей среди вас, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10). Поэтому природа Отца, и Сына, и Святого Духа едина и проста; по своей природе и Премудрость Божия, и Дух Божий просты. Но имея разные дары по данной нам благодати (Рим. 12:6), мы находим мудрость Божию и Духа Божия, которые, как мы знаем, просты по Своей природе, во многих видах даров. . И в Апокалипсисе, называя духовные дары именем Духа, блаженный Иоанн также говорит: Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Кто есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его (Откр.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Адресатами речи пророка, на которой мы хотели бы заострить внимание, скорее всего, были евреи, которые считали, что с прекращением правления династии Давида мог уничтожиться завет с Богом. Как полагает рабби Хайим Анжель, несмотря на панические настроения среди народа накануне трагедии, Иеремия предсказывает восстановление династии Давида в неопределенном будущем : «Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом, так что не будет у него сына, царствующего на престоле его... Как неисчислимо небесное воинство и неизмерим песок морской, так размножу племя Давида, раба Моего» (Иер. 33:20-22). Эти слова говорят о том, что, по мнению Иеремии, никто не потеснит сыновей Давида на престоле, даже если временно на троне не будет царя из его рода. Очевидно, что в рассуждениях о «вечности» избранной династии Иеремия ссылается на слова пророка Нафана (2 Цар. 7:12-16). В то же время он опускает предупреждение о наказаниях сынов Давида «за грех», как это сделано в описании завета Господа с Давидом по 3-й и 4-й книгам Царств. Мессианскую личность, потомка Давида, который когда-то придет и станет мудро править над Израилем и Иудой, Иеремия называет «праведной отраслью» ( , Иер. 33:15), «отраслью — праведником» ( , Иер. 23:5) . Послепленный пророк Захария продолжил размышления об «отрасли» (Зах. 3:8; 6:12), пытаясь усмотреть в человеке своего времени того самого помазанника, который восстановит храм. Возможно, Захария возлагал надежды на Зоровавеля (Езд. 3:8) , персидского наместника Иудеи (Агг. 1:1), который происходил из рода Давида (Мф. 1:12) и был в числе первой группы репатриантов, вернувшихся из вавилонского плена в Иудею (Езд. 2:64). Форма передачи текста «завета Господа с Давидом», которую мы встречаем у пророка Иеремии, настраивает на оптимистический лад: завет с Давидом пребудет «вечно», даже если сейчас на троне нет представителя его династии. Такой формат подачи пророчества Нафана мы встречаем не только у Захарии, но и в позднейшей письменности Ветхого Завета (см. 1 Пар. 17:11-14; 28:5; 29:11; 2 Пар. 21:7). В период Второго храма, когда на троне отсутствовал законный монарх, царство Давида идеалистически приравнивалось к «царству Господа» ( , 2 Пар. 13:8), а вечность завета с Давидом сравнивалась с «заветом соли» ( , 2 Пар. 13:5), которая, как считалось, не теряет силу (см. Мф. 5:13).

http://bogoslov.ru/article/6177151

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010