В прологе Книги Иова описан диалог Творца с сатаной, чьей целью является искушение праведника с перспективой отчаяния и богоотречения последнего. Сатана получает ограниченную силу, позволяющую ему разрушить земное благополучие и физическое здоровье Иова. Однако праведник, пройдя сквозь глубину страданий, усугубленных отступлением жены и непониманием друзей, остается верным Богу. Злой дух овладевает царем Саулом (1 Цар 16. 14-16); в неканонической Товита Книге упоминается злой дух Асмодей, к-рого связывает арх. Рафаил, чтобы тот не мог умертвить мужа и препятствовать замыслу Божию (Тов 3. 8, 17). В таргумах содержатся свидетельства о том, что «царь Соломон изобрел науку заклинать злых духов». Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах изгнания Спасителем бесов из одержимых ими людей. Эти описания имеют характер, признаки и значение чудес, сопоставляемых с воскресением мертвых (слова Иисуса Христа апостолам: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» - Мф 10. 8). Не всегда ученики могли справиться с изгнанием, в одном случае это потребовало вмешательства Божественного Учителя, поясняющего, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9. 29). В НЗ встречаются 2 случая, когда изгнанием бесов занимаются люди, не принадлежащие к христ. общине. В первом Господь не запрещает этого, произнося: «Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Мк 9. 39), в другом попытка изгнания злого духа заканчивается печально: демоны нападают на самозваных заклинателей - сыновей иудейского свящ. Скевы (Деян 19. 13-16). Примечательно, что Спаситель использует образ демона метафорически в притче о душевном устройстве: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф 12. 43-45). Ничто так не доказывает победы над бесами, как их лютые брани на нас, говорит прп. Иоанн Лествичник ( Ioan. Climacus. 27. 49), «будем стараться не только отражать бесов, но и нападать на них» (Ibid. 26. 138).

http://pravenc.ru/text/78238.html

Перевод: 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: 8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 9 Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: 12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания, но в греческом переводе 70-ти он приписывается Давиду. Псалом входит в 4-й сборник (из 5-ти), который состоит из псалмов 89–105. Нахождение псалма в этом сборнике может указывать на его сравнительно позднее происхождение. Некоторые толкователи приписывают его составление царю Езекии (конец VIII в.), считая, что он мог быть написан после чудесного избавления Иудеи от нашествия ассирийцев (о чем рассказывается в  4 Цар. 18–19 глл.). Общее содержание псалма таково: Человек, который живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника и спасителя от всех несчастий и зол жизни (стт. 1-6). Даже нападения врагов («тысяч и десятков тысяч») не принесут вреда, но эти враги сами погибнут (стт. 7-8). Так как праведник избрал Бога своим прибежищем, Господь окружит его Своими Ангелами  (стт. 9-13). Молитва праведника непременно будет услышана Богом, Который прославит его и «долготою дней насытит» (14-16).

http://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-90.h...

Слова стиха 4-го „тучное тело Иакова (Израиля) сделается тощим“, относят к поголовному переселению жителей Царства. Подобная же мера приведена была в исполнение и над Сирией ( 4Цар. 16:9 ). Мы и по надписям и по барельефам Ассирийским знаем, что таковы были вообще меры, принимаемые везде этим жестоким народом, где только народонаселение не внушало им доверия. Таким образом стихи 5-й и 6-й должны рисовать общее положение и Сирии Дамасской и Палестины, в той части, которая принадлежала Царству Израильскому; но пророчество 5 и 6 стихов обращено к Израилю, к которому обращен в особенности следующий стих 7-й: „в тот день обратит человек взор свой к Творцу своему“. – Мы выясняем значение стихов 5 и 6 фактом насильственного выселения Израиля при Салманассаре и Сеннахериме. Таково действие жнецов и собирателей маслин; поле или дерево пустеет, остаются кое где колосья и несколько забытых маслин. Вот к этим-то оставшимся на местах и не угнанных в далекие города Мидии остаткам населения обращался с воззванием Езекия, приглашая людей всех колен присоединиться к празднованию Пасхи Господней в Иерусалиме 795 . Многие откликнулись и таким образом „обратили взор свой к Творцу своему“, – отринув все иноземные мерзости. О долине Рефаимов см. Нав. 15:8, 18:16 . Она лежала на юго-запад от Иевуса (Иерусалима). Здесь повидимому она приведена пророком как известная по плодородию своему местность. Местностей, носящих имя Рефаимов, или связанных воспоминаниями с пребыванием в них исполинских рас, несколько. Долина Рефаимов упомянута в Быт. 14:5 , потомки исполинов несколько раз упомянуты в 3 Кн. Цар. Ср. еще 2Цар. 5:18, 23:13 . Это одно из самых распространенных сказаний, о том, что исторические племена встречали при расселении своем везде доисторические племена гигантского роста и силы. 7 . В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8 . и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вновь напомню, что храмовые изображения херувимов присутствовали при молитве людей. Но обращали ли люди внимание на херувимов при совершении своих молитв? Учитывали ли древние израильтяне наличие изображений при своих богослужениях? Пока лишь заметим, что херувимы находились прямо перед глазами молящихся во время их поклонения Богу. Херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на самой завесе были также вышиты херувимы! " Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою " (Исх. 26,1). Изображения напоминают о Боге и тем самым побуждают к молитве. VII Вселенский собор, объясняя иконопочитание, определил, что изображения должны быть везде - дабы чаще человек вспоминало Спасителе и чаще мог молитвенно воздыхать. Так и сегодня человек, проходя мимо храма, хоть и не зайдет в него, но хоть секундно, издалека молвит: " Господи, помоги! " ... Чем больше будет поводов к таким молитовкам - тем лучше. Хоть и можно молиться всюду - но для того, чтобы пробудить молитвенное чувство - Господь дал Израилю храм и святой город Иерусалим. Хоть и можно молиться всегда - но как время особой молитвы были выделены праздники и субботы. Иерусалим, Храм, Закон побуждали к молитве и к поклонению Богу - поэтому и сами были предметами религиозного почитания евреев: " Поклонюсь святому храму Твоему " (Пс. 5,8); " Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему " (Пс. 27, 2). По логике протестантов Псалмопевец здесь просто явно нарушает заповедь " Богу одному поклоняйся " . В другой раз он опять признается, как кажется, в том же грехе: " как люблю я закон Твой " (Пс. 118, 97). Как смеет он религиозно любить что-то, помимо Бога? А Исайя говорит: " И на закон Его будут уповать " (Ис. 42, 4). Не язычник ли Исайя, раз уповает на Закон Божий, а не на Бога? Зачем нужно при молитве обращаться к Иерусалиму и храму? (3 Цар. 8, 48), - можно было бы задать вопрос древним евреям, так же как и сегодняшим православным ( " Зачем молиться, повернувшись к иконам? " ). Человек может не чувствовать личной потребности в том, чтобы его молитва сопровождалась внешними проявлениями чувства благоговения. Но по крайней мере нельзя не признать, что молитва православных перед видимыми святынями (иконами) не есть практика, неизвестная Библии.

http://pravicon.com/text-7

36:25). Но сколько мучеников при гонениях погибли от голода и нуждались в хлебе и телесной пище! Следовательно здесь говорится о том хлебе, который сходит с неба, и кто вкушает его, тот не может иметь ни голода, ни жажды. При оскудении же дев оскудеют и юноши, которые прежде побеждали мир, и оскудеют они потому, что клянутся идолом Самарии, которую мы всегда понимаем, как образ еретиков, согласно с словами этого же самого пророка: «горе презирающим Сион и надеющимся на гору Самарийскую» (Амос. 6:1). Ибо еретики презирают церковь Божию и надеются на свои лжеучения, возносясь против знания Божия, и, произведши разделение в народе Его, говорят: «нет нам части в Давиде и наследия в сыне Иессеевом» (3 Цар. 12:16). Поэтому если кто клянется грехом Самарии и говорит: «жив бог твой, Дан, жив пут в Вирсавию», тот падет и уже не в состоянии будет встать. Колено Даново в отдаленнейших пределах иудейских не могло найти удела, как написано в книге Судей (гл. 18), и [слово «Дан»] означает «суд. Вирсавия» же, смотря по различию ударений, означает на нашем языке «колодезь клятвы» или «колодезь насыщения» и «седьми». Таким образом и еретики в крайних пределах Священных Писаний будут жаждать, презирая суд Божий и стремясь к пути в Вирсавию, находившуюся в колене Иудином, и желая подражать великому числу таинств Церкви, говорят, что они сыты и пресытились. Их укоряет апостол Павел, говоря: «се сыти есте, се обогатистеся» (I Кор. 4:8). Они клянутся именем Господним и, раз павши, уже не встанут, потому что они богов — идолов признают своим Богом. Но кои желают принести покаяние и не говорят: «жив бог твой, Дан, и жив пут в Вирсавию», те услышат слова Иеремии: «еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится »(Иерем. 8:4)? Ам.9:1. Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: удар в крюк дверной, и пуст потрясутся притолоки, ибо все они имеют корыстолюбие в голове, и истреблю мечем последнее у них. Они не убегут, и тот из них, кто будет бежать, не спасется. LXX: Видел я Господа, стоящим над жертвенником, и Он сказал: удар в очистилище, и потрясутся преддверия, и раздели головы всех их, и остальных из них Я истреблю мечем; не убежит у них бегущий и не спасется у них спасавшийся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как святилище истинного Бога Храм должен был быть не только национальной святыней ветхозаветной Церкви: он Дом молитвы для всех народов. Эта мысль выражена в словах Соломона, обращенных к Богу в день освящения Храма (3 Цар 8,41-43): «Если и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у Храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль». Тем самым Храм становится прообразом грядущей Вселенской Церкви. Однако в Ветхом Завете было открыто, что между земным Храмом и Богом нет той неразрывной связи, которая существовала в языческих религиях: гибель храмов была катастрофой для самих богов. Бог же, открывшийся в Библии, Сам мог покинуть Свое святилище, если люди оказывались недостойными Его Присутствия. Не само убранство Храма и жертвы нужны Богу, а верность пути, начертанному Им (ср. Пс 49). Творцу принадлежит вся Вселенная, и Он не нуждается ни в чем. Как бы подчеркивая эту истину, Храм Соломона имел космическую символику. Две бронзовые колонны у вдоха, а также орнамент из растений и животных означали мир живых существ, херувимы на стенах олицетворяли стихийные силы ветра и бури, светильники — звезды, огромный бронзовый бассейн во дворе, поддерживаемый изваяниями быков («медное море»), — мировые воды, семисвечник (евр. — Древо жизни. Двир, Святое святых, был кубической комнатой, отделенной от святилища стеной и завесой. Там царила полная тьма и находился Ковчег, трон незримого Бога. Над ним простирали крылья два огромных изваяния. То были деревянные, обложенные золотом херувимы — небесные стражи с телом льва (или быка?), с человечьим лицом и орлиными крыльями. Мрак Двира напоминал о священном мраке Синая, о неприступности тайны Сущего. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» (8,12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Бывает ложь и на деле. Эта ложь чаще всего встречается при покупке, продаже, мене и других разных сделках, какие бывают между людьми. Но помните, что каждая копейка, которая добывается таким неправедным и бесчестным путем, не прочна и никогда в пользу не пойдет. А главное, чего нужно бояться таким людям – это гнева Божия, который нередко постигает людей, живущих ложью, и в этой жизни, и в будущей. б)  Вот несколько библейских примеров наказания за ложь: Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землею (2 Цар. 18, 8). Ахитофел, подававший Авессалому коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17, 23). Анания и жена его Сапфира утаили часть своего же имения и один за другим пали мертвыми у ног апостола Петра, которого хотели обмануть. Бог ненавидит ложь: мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Да будет всегда в нашей памяти и страшное наказание за ложь «И не войдет в него (т. е. в Царство Небесное) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21, 27). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8). в)  Святые подвижники, любившие всегда правду, дают нам некоторые наставления избегать лжи во всех случаях нашей жизни. «Ложь чужда Богу, – пишет св. авва Дорофей. – В Писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог; ибо Он Сам говорит: Аз есмь путь, истина и живот. Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью?» (Аввы Дорофея «Поучения и послания», 1856 г., стр. 110). «Младенец лжи не знает, не знает ее и душа незлобивая», – пишет св. Иоанн Лествичник (Иоанн Лествичник, пер. с греч., изд. 2-е, 1854 г., сл. 12, ст. 13). «Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех, – пишет он же, – ибо Дух Святый страшнейшее паче всех пороков произнес на нее определение. Если погубит Господь вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7), как говорит св. царь Давид, то чего уже могут надеяться те, кои ко лжи присоединяют клятву?» («Лествица», слово 12, ст. 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И мы читаем: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его ( т. е. оказывается, и рабыни его заболели! – О. С .), и они стали рождать» (Быт. 20, 17). Или же наказание заключалось в том, что Авимелех не мог с ними иметь никаких отношений. А дальше поясняется в 18-м стихе: ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову (Быт. 20, 18). …заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха . А что значит: «всякое чрево»? Если бы там было написано: «всякое женское чрево» – было бы понятно. А почему сказано «всякое чрево»? Всякий знающий и исполняющий волю Божию есть Его друг Мы можем предположить, что женщины не могли родить, а у Авимелеха были другие проблемы… Когда Господь наказывает людей, Он это делает по-разному. И чтобы такого дикого язычника заставить подчиниться воле Создателя, Господь не только ему является, его сопровождают наказания (вразумляющие его). Но тут они все пришли в норму – жены начали рожать. Молитва пророка значит очень много, потому что пророки в глазах Бога – это особые люди, это Божьи друзья, потому что Он с ними собеседует. А с кем человек собеседует? С чужими же мы не собеседуем! Если Бог собеседует с пророком, значит, выстраиваются какие-то особые отношения. И мы знаем, что в Библии Давид называется другом Божиим, «мужем по сердцу» Божьему (ср. 1 Цар. 13, 14), и он тоже был пророком и другом Божиим, как и патриарх Авраам. Впрочем, всякий знающий и исполняющий волю Божию и есть Его друг! Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15).  Скрытым одобрением подобной страсти.   Экумений . Фрагменты.   Феофилакт Болгарский  на Еф. 5, 3.   Марий Викторин . Комментарий на Послание к Ефесянам.  Первая стоянка была в Сихеме, когда он (Авраам) вошел в землю обетованную – это место, где (значительно позже) изнасиловали Дину (Быт. 34, 2), его праправнучку, и была опасность уничтожения всего еврейского народа (Быт. 34, 30). Следующая стоянка была на восток от Вефиля. Это то самое место:  Вефиль был на запад, а Гай на восток  (Быт. 12, 8), которое описано в Книге Иисуса сына Навина (Нав. 8, 9–28), где израильский народ входил в землю обетованную, и были серьезные проблемы. А известное место дубравы Море находится рядом с двумя горами: гора Гаризим и гора Геваль. Это место описано в Книге Второзакония (ср. Втор. 11, 29–30). Гора Гаризим – это гора, на которой произносились благословения народу, который как бы вступал в обновленный завет с Богом, входя в эту землю. А с горы Геваль звучали проклятья грешникам, которые дерзнут нарушать Божьи заповеди (без сомнения, знаковое место).

http://pravoslavie.ru/107264.html

Он боялся клеветы, чтобы его не опорочили, что он отпустил возмутителя. Ибо он не умел сказать: страха вашего не убоимся, а Сам Господь будет мне в страх (Ис. 8, 12-13). «Итак, наказав Его», — говорит, то есть вразумив бичами, — «отпущу». А римлянам, в угоду иудеям, и надлежало ради праздника отпускать по одному узнику. Ибо при заключении договора с иудеями дали им свободу жить по своим обычаям и законам. А у иудеев был от отцов обычай вьшрашивать осужденных у правителя; подобно как и за Ионафана заступились пред Саулом (1 Цар. 14, 45). Если не знаешь этой истории, то возьми первую книгу Царств, и ты найдешь ее. «Но весь народ стал кричать, — говорится, — смерть Ему». Что может быть хуже этого? Народ избранный неистово требует убийства; Пилат язычник отвращается от убийства: верх стал низом. «Смерть, — говорят, — Ему! а отпусти нам Варавву», который посажен был в темницу как возмутитель и убийца. Пилат в третий раз предлагает отпустить, в третий раз и они кричат против Христа, чтобы сим троекратным воплем окончательно подтвердить свою жажду убийства. И они, — как говорит блаженный Петр, — отреклись от Святого и Праведного, а выпросили даровать им человекоубийцу (Деян. 3, 14). Ибо они любят подобное (почему и принимают участие в нем, потому что и сами возмутились против римлян, и стали виновниками бесчисленных убийств и собственной погибели. Господь предсказывает о сем чрез Иеремию: «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его» (Иер. 12, 7-8). И Осия опять: «Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. Падут от меча князья их за дерзость языка своего» (Ос. 7, 13. 16). — Иисуса повели и сначала на Него возложили крест, и Он шел с этой ношей. Ибо из прочих никто не брался нести его, так как считали его древом проклятым. Потом, найдя некоторого Симона Киринейского, возложили на него крест, принудив сего человека и, как бы какое поношение, возложив на него крест, которого прочие чуждались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Бог не нуждается ни в чем - вот смысл этих стихов. Но разве это запрет служить Богу при помощи рук? Библия дает немало примеров, когда при молитве и служении Богу участвуют руки (1 Тим. 2:8; Пс. 27:2; 140:2; 3 Цар. 8:38). Кроме того, когда протестанты благословляют детей, крестят, молятся с воздетыми руками, когда регент дирижирует, а музыкант играет на каком либо инструменте, когда мы строим руками храм или помогаем ближнему - разве это не служение рук человеческих? Почему же мы это делаем? Ведь правда и то, что Бог не нуждается в служении не только рук, но и ног человеческих, но тем не менее мы ходим проповедовать. Он не нуждается в служении и ртов человеческих - зачем мы тогда поем и проповедуем? Т. е., если хоть чуть-чуть над этим подумать, то сразу станет ясным весь абсурд этого аргумента. В приведенном отрывке нет запрета служить Богу и поклоняться Ему телесно, используя свои руки. Кроме того, св. Василий Великий пишет о «знаменовании образом креста» как о хорошо известной и повсеместной практике первых христиан 8 . Церковь также усматривает пророчества о крестном знамении еще в В. З. Иезекиилю в видении Бог говорит: «...пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4). «Знак» -это еврейская буква «тав», которая по древнееврейскому написанию пишется как крест, «х». Точнее, здесь стоит глагол, производный от этого слова, что буквально значит «отавти», т.е., поставь знак на челах праведных, знак в виде креста. Похожее место записано в Ис. 66:18-19: «...и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение...» (ср Пс. 59:6; Ис. 11:12). Явно, что пророчество о Церкви, но что это за знамение? В Новом 3авете именно крест стал знаменем христиан и крестное знамение - знаком, который возлагают христиане на свое чело. Иоанн Златоуст (1Ув.) пишет о крестном знамении: «Но, как венец, будем носить крест Христов... Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010