Ввиду такой важности пост установлен Самим Господом еще в раю, именно: сотворив первых людей, Он заповедал им не вкушать плодов дерева познания добра и зла ( Быт. 2:17 ). Во время Моисея Богом был дан уже положительный закон о посте, и Библия свидетельствует, что многие ветхозаветные люди действительно постились, напр., Моисей на горе Синайской 40 дней и 40 ночей ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ), царь и прор. Давид ( Пс. 34:13; 108:24 ), прор. Илия (3 Цар. гл. 19). Иоанн Предтеча ( Мк. 1: 6 ) и др.; постились жители Ниневии и этим спаслись от наказания Божия ( Ин. 3:5–10 ), а евреям Бог даже напоминал о посте, говоря через прор. Иоиля: «назначьте пост... и взывайте к Господу»; «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоил. 1:14; 2:12 ). В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста, пропостившись пред выступлением на общественное служение 40 дней и 40 ночей ( Мф. 4:1–2 ), и даже разъяснил, как нужно соблюдать пост (6:16 – 18). По примеру и наставлению Спасителя апостолы тоже постились. Так, ап. Павел постился после призвания его Спасителем ( Деян. 9:9 ), перед отправлением из Антиохии на проповедь (–13: 2–3), при рукоположении пресвитеров (–14:23) и вообще часто пребывал в посте ( 2Кор. 11:27 ), советуя и другим делать это, чтобы получить венец нетленный ( 1Кор.9:24–27 ). По свидетельству истории, ап. Петр (Григорий Назианз. Слово о нищелюбии) и Матвей (Клим. Алекс. Педагог, кн. 2, гл. 1) питались одними только хлебными семенами, а ап. Иаков воздерживался от мяса и вина (Евсев. ист. кн. 2, гл. 22). Подражая апостолам, первенствующие христиане александрийские принимали пищу только вечером, а мяса и вина вовсе не употребляли (там же гл. 17); так же поступали и поступают великие подвижники Церкви Христовой до сих пор. 661 Вопреки указанным свидетельствам и учению, сектанты-рационалисты утверждают, что телесный пост не только не нужен, но даже вреден, так как, не приводя человека к спасению, обессиливает тело и вредит здоровью. Истинный пост, говорят они, должен состоять в воздержании от грехов, а не от той или другой пищи, и в делах благотворительности, как учит прор. Исайя: «вот пост, который Я (т. е. Господь) избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Вот упование пророка Иеремии: Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их (Иер 31:13). А когда уже Христос обращается к народу, Он сдвигает временные рамки к настоящему: будущее совершилось, радость пришла, и никто больше не отнимет её у вас: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5:12). Поэтому когда в Своей первой (Нагорной) проповеди Христос говорит о том, что ныне блаженны нищие духом, ныне блаженны изгнанные, Он свидетельствует, что пришёл Тот, в Ком исполнились все мессианские чаяния пророков. Он благовествует не о морали, а о Мессии, то есть о Себе. Отсюда и отклик на эту проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф 7:28–29). Проповедь говорила о Проповеднике 1 . А стало быть, время пророчеств кончилось, эсхатологическая реальность приблизилась, остаётся лишь покаянным трудом войти в её благодатное измерение: закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Преодоление смерти в Библии Если систематизировать, то библейская традиция знает пять путей преодоления смерти — два ветхо- и три новозаветных: 1) Вознесение живых на небо, которое, однако, не отменяет смерти как таковой. Таким путём проследуют всего лишь двое праведников — Енох (см. Быт 5:24) и Илия (см. 4 Цар 2:11). Они явятся на земле в конце земной истории, чтобы свидетельствовать в царстве антихриста о Христе. За это они будут убиты, но воскреснут на четвёртый день и взойдут на небо. Святые Ветхого Завета станут свидетелями Нового Завета во Христе (см. подр. Откр 11:3–12). 2) Воскрешение умершего в земную жизнь. В Ветхом Завете это чудо совершают пророки, а в Новом — Христос и Апостолы. Однако и это было лишь временной отсрочкой неизбежного. Все воскрешённые впоследствии умерли. 3) Воскресение Христово. Это полная и окончательная победа над смертью. Сын Божий становится и Сыном Человеческим, чтобы исцелить человеческую природу от греха и умертвить смерть.

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аминь (греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие (несомненно, воистину, бесспорно, или просто - да). Вошло в христианское богослужение без перевода. Аминь - наречие, производное от древнееврейского корня, содержащего представление о твердости, верности. Сказать аминь - значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве. В Ветхом Завете аминь может иметь смысл, соответствующий нашему " да будет " (Иер. 28, 6). В этом смысле аминь переводится в Вульгате , но лишь в Псалтири : в остальных книгах этого древнейшего латинского перевода Библии еврейское слово остается без перевода (amen). Однако чаще всего - это слово обязывающее и выражает свое согласие с кем-либо и тогда оно передается греческим " алифос " - " истинно " (у Семидесяти толковников, Симмака, Феодотиана). " И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, - да скажет так Господь Бог господина моего царя! " (3 Цар. 1, 36); оно выражает принятие на себя какого-либо назначения. " Так говорит Господь, Бог Израилев: " Слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, - и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом, чтобы исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим - дать им землю, текущую молоком и медом, как это ныне " . И отвечал я (Иеремия), сказав: " аминь, Господи! " (Иер. 11, 3-5). Это слово произносят, когда берут ответственность за клятву и за Божий суд, который последует за ее нарушение: " Если ты изменила мужу твоему и осквернилась... тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия... И скажет жена: аминь, аминь " . (Числ. 5, 20, 22). Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Завета. В 15-26 ст. 27 главы Второзакония говорится, что народ по произнесении левитами проклятия над нарушающими каждую из десяти заповедей произносит аминь в подтверждение того, что это проклятие должно исполниться.

http://drevo-info.ru/articles/760.html

Далее те, которых “дела злы” (Апок. 3:15 ). Христос и Велиар не могут жить вместе. Дух Божий удаляется мало по малу и, наконец, совершенно оставляет душу. б) Особенно это бывает с грешниками ожесточенными и закоренелыми, которые ненавидят свет. Дух Божий еще сильно действует на них (Иоан. 16:8 ), но все напрасно; они противятся (Деян. 7:51 ), не хотят исправиться (Быт. 6:3 ). Тогда сыноположение Духа обращается в ярость и гнев. “ Но они ,” говорится об израильтянах, “ возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них ” (Исаии 63:10). 2. Горе, испытываемое такими душами. а) Благодатные действия Духа Божия оставляют их. Он не действует в них уже так сильно, как прежде. Свет становится тьмой (Рим. 1:28). Он оставляет их, как Христос гергесян (Мф.8:34), как оставляют бесплодное поле, если видят, что всякий труд потерян. б) Дух нечистый вступает в обладание такими душами . Где удаляется Дух света, туда вступает князь тьмы. Когда Дух Божий отступил от Саула, то вместо него пришел дух злой. Иуда Искариотский (Иоан. 13:27 ). Тогда бывает с такими людьми хуже, чем прежде (Лук. 11:26 ). в) Страдают непрестанным угрызением совести. Злой дух не давал покоя Саулу (1 Цар. 16:15; 23 ). Можно заглушить иногда голос совести, но она снова пробуждается и вопиет еще сильнее. Такой человек уже осужден. г) В таком состоянии нет надежды на спасение. Он не приходит к свету, и не обличатся дела его. Бесплодная смоковница теперь проклинается (Мф.21:19 ). Заключение. Пусть не говорят: Бог не может совершенно оставить души; Он долготерпелив, но есть конец Его долготерпению (Иерем. 15:6 ). Не обращен ли в пустыню Святой град, Иерусалим? Но должен ли я, после этого, предаваться отчаянию? Нет, Дух Божий опять приходит, если ты молишь Его. Пусти Его в свою храмину! Образцы церковной проповеди. Слово в 9ю Неделю по Троице. “ Петр видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? ”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И мы читаем: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его ( т. е. оказывается, и рабыни его заболели! – О. С .), и они стали рождать» (Быт. 20, 17). Или же наказание заключалось в том, что Авимелех не мог с ними иметь никаких отношений. А дальше поясняется в 18-м стихе: ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову (Быт. 20, 18). …заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха . А что значит: «всякое чрево»? Если бы там было написано: «всякое женское чрево» – было бы понятно. А почему сказано «всякое чрево»? Всякий знающий и исполняющий волю Божию есть Его друг Мы можем предположить, что женщины не могли родить, а у Авимелеха были другие проблемы… Когда Господь наказывает людей, Он это делает по-разному. И чтобы такого дикого язычника заставить подчиниться воле Создателя, Господь не только ему является, его сопровождают наказания (вразумляющие его). Но тут они все пришли в норму – жены начали рожать. Молитва пророка значит очень много, потому что пророки в глазах Бога – это особые люди, это Божьи друзья, потому что Он с ними собеседует. А с кем человек собеседует? С чужими же мы не собеседуем! Если Бог собеседует с пророком, значит, выстраиваются какие-то особые отношения. И мы знаем, что в Библии Давид называется другом Божиим, «мужем по сердцу» Божьему (ср. 1 Цар. 13, 14), и он тоже был пророком и другом Божиим, как и патриарх Авраам. Впрочем, всякий знающий и исполняющий волю Божию и есть Его друг! Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15). Рейтинг: 10 Голосов: 792 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Скрытым одобрением подобной страсти.   Экумений . Фрагменты.   Феофилакт Болгарский  на Еф. 5, 3.   Марий Викторин . Комментарий на Послание к Ефесянам.  Первая стоянка была в Сихеме, когда он (Авраам) вошел в землю обетованную – это место, где (значительно позже) изнасиловали Дину (Быт. 34, 2), его праправнучку, и была опасность уничтожения всего еврейского народа (Быт. 34, 30). Следующая стоянка была на восток от Вефиля. Это то самое место:  Вефиль был на запад, а Гай на восток  (Быт. 12, 8), которое описано в Книге Иисуса сына Навина (Нав. 8, 9–28), где израильский народ входил в землю обетованную, и были серьезные проблемы. А известное место дубравы Море находится рядом с двумя горами: гора Гаризим и гора Геваль. Это место описано в Книге Второзакония (ср. Втор. 11, 29–30). Гора Гаризим – это гора, на которой произносились благословения народу, который как бы вступал в обновленный завет с Богом, входя в эту землю. А с горы Геваль звучали проклятья грешникам, которые дерзнут нарушать Божьи заповеди (без сомнения, знаковое место).

http://pravoslavie.ru/107264.html

Иеговистская доктрина превращает христианство в язычество, в служение твари (Сыну) вместо Творца (Отца). 25 Полнота человеческой природы во Христе проявляется в том, что Он послушлив Богу, а послушание типично именно для женского начала, которое не есть грех. 28 Ис 29:10 — “Ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы”. 1 Цар 26:12 — “Сон от Господа напал на них”. Быт 15:12 — “При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму…”. Иов 4:12–15 — “И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною” (речь о явлении ангела Елифазу). Иов 33:14–15 — “Бог говорит во сне, в ночном видении”. 29 Сопоставление создания жены от Адама и отношений Христа и Церкви см. у бл. Августина (О граде Божием, 22, 17). 32 Мне так и не ясен принцип использования имен Божиих в синодальном русском переводе Библии. Еврейское Элогим и греческое KЪrioj, буквально означающие ‘Господь, Владыка’, в русском языке даются как Бог. И напротив, словом Господь передается греческое QeTj и еврейское Ягве, которые как раз вполне уместно было бы перевести словом ‘Бог’. 33 Впрочем, у Евы есть некое извинение — она сама не слышала Божия повеления, которое было дано Адаму еще до создания жены. Может, поэтому именно к ней, а не к Адаму и подошел искуситель (см. Митр. Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Ч. 1. М., 1867, с. 55). 34 Именно с этим “плодом” и связано обыденное представление о древе познания как о яблоне. Плод по латыни pomum. В средние же века старофранцузский язык переделал латинскую форму множественного числа (poma) в pomme для обозначения яблока. 36 См. Митр. Филарет (Дроздов). Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие, с. 55. 37 “У Вас есть любимые святые? — Есть. И нелюбимые тоже. Я преклоняюсь перед мудрым и терпимым Нилом Сорским. И, признавая несомненные таланты Иосифа Волоцкого, отношусь к нему резко отрицательно, ибо по духу своему он ничем не отличается от испанских инквизиторов. И совсем не жалую отца Иоанна Кронштадского, который жертвовал деньги на черносотенный «Союз русского народа»”. — Из интервью, см. Логос. Религиозно-общественный экуменический журнал. 50. Диалог Восток-Запад. Брюссель-Мюнхен-Москва, 1995, с. 235.

http://pravmir.ru/muzhchina-i-zhenshhina...

Когда евангелист говорит в прологе «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5), то о каком свете идёт речь? «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Конечно, здесь речь идёт о Христе, Который всякого человека, входящего в мир, освещает и просвещает. И вдруг такое неожиданное заявление: «Вы свет мира». «Свет к просвещению язычников» в молитве Симеона Богоприимца – это тоже Христос (Лк.2:32). А тут – «Вы свет мира». Но христианин идёт за Христом, он есть подражатель Христу. Если Христос – свет миру, то и всякий христианин, Действительно идущий за Христом, становится светом мира. Это очень важный момент. Дом на камне «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его», – восклицает Спаситель, подразумевая Матерь Божию (Лк.11:28). «Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах», – говорит Иисус, обращаясь к Петру, в ответ на его слова «Ты Христос» (Мф.16:17). Когда мы читаем: «Блажен ты, Симон…», то как-то сразу вспоминаем «Блаженны нищие духом…», «Блаженны плачущие…», «Блаженны кроткие…». «Блажен ты, Симон», потому что открыл тебе это «Отец Мой, сущий на небесах». Ты камень, говорит Петру Спаситель, «и на сем камне Я создам Церковь Мою». Ты камень… Но из Ветхого Завета мы знаем, что камень, скала Израиля, твердыня – это Бог (2 Цар.22:2–3). «Он твердыня», – восклицает Моисей (Втор.32:4). «Господь твердыня моя и прибежище моё, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него и уповаю» (Пс.17:3). Здесь сказано: Ты камень, Ты скала. Апостол постоянно напоминает нам о том, что Господь – камень, скала. А Сам Иисус говорит Петру: ты камень. Мы знаем из Евангелия от Иоанна, что Господь – это свет, а Господь обращается к нам, говоря: вы свет мира, хотя нам известно, что свет миру – это Он. Всё это есть не что иное, как призыв подражать Христу. Если Иисус говорит, что Он камень, то и каждый из нас должен стать камнем. Если Он говорит: «Я свет миру», то и каждый из нас должен стать светом для мира. Иначе мы не будем Его подражателями, Его учениками, христианами.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Патриархи ветхозаветные называли себя странниками или пришельцами на земле, тем самым как бы указывая на то, что существование человека не исчерпывается пределами земной жизни. Наконец, в Ветхом Завете, в том числе и у Моисея, Бог называется Богом Авраама, Исаака и Иакова, причем называется уже после того, как все эти патриархи умерли. Слова Спасителя (Мф. 22, 32) - " Бог не есть Бог мертвых, но живых " — означают, что патриархи не исчезли бесследно и у Бога они продолжают существовать. Наиболее явным образом вера в бессмертие души выражена у Моисея в Быт. 37, 35. Это слова патриарха Иакова после того, как он узнает о смерти Иосифа: " с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю " . У последующих ветхозаветных авторов вера в бессмертие, в сохранение бытия человеческой души по смерти, несомненна. В 1 Цар. 28 Саул вызывает дух пророка Самуила; в Притч. 21, 16: " Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов " . Можно привести другие места, например, Ис. 38, 17 или Пс. 88 48-49. В некоторых словах Ветхого Завета можно уловить намеки на неодинаковость посмертного воздаяния, например, Пс. 48,11-16. 3.2.7.5. Свобода Формальная (психологическая) свобода — это способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности. На этой способности человека основаны многие заповеди Свщ. Писания. Втор. 30, 15: " Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло " . И дальше говорится о необходимости делать выбор между этими предложенными началами. В Ис. 1, 19-20: " Если захотите и послушаете, то будете вкушать благо земли. Если отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " . Эта формальная свобода сохраняется у человека и после грехопадения, она сохраняется даже в аду. Сама по себе формальная свобода вовсе не является признаком совершенства. Скорее наоборот, она свидетельствует о некотором несовершенстве, поскольку Бог не имеет воли гномической, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Пример жестокости заимодавца по отношению к должнику, который ярко иллюстрирует речь Амоса, встречается в одном из библейских рассказов о пророке Елисее. Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе (4 Цар 4:1). Если бы не сострадание пророка, сотворившего ради бедной вдовы чудо умножения елея, её дети не смогли бы избавиться от долгового рабства. В иудейском синагогальном богослужении отрывок Ам 2:6–3:8 читается в качестве 10 после чтения недельной главы “Вайешев” (Быт 37:1–40:23). В комментарии Йосефа Герца 11 к этой в пояснении к тексту Ам 2:6 читаем: “Богатые продают в рабство бедных, которые не обманывали и не крали, а единственное их преступление состоит в том, что они вынуждены были брать в долг. Иногда размер одолженного из-за крайней нужды составлял стоимость пары башмаков. Эта продажа невинных людей — связующее звено между недельной главой и отрывком из книги Амоса” 12 . Действительно, главная тема главы “Вайешев”, включающей в себя 37–40 главы Бытия — продажа в рабство невинного Иосифа. Праведник в мире всегда тесним, гоним, угнетаем, его удел — страдания, вызванные притеснениями со стороны неправедных. Как поступили с праведным Иосифом его родные братья, продав беззащитного и ни в чём не виновного брата за двадцать сребреников (Быт 37:28), как поступали с праведниками во времена Амоса, продавая их за серебро и за пару сандалий (Ам 2:6) — так поступили в конце концов и с праведным Мессией: преданного взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деян 2:23). Преподобный Ефрем Сирин усматривает совершенно ясную типологию: “Праведники, проданные за серебро, изображают тайну Господа нашего, Которого первосвященники иудейские купили за тридцать сребреников и предали на распятие” 13 . Богачи жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (даллим) (Ам 2:7). Герц комментирует это место так: “Жадность богатых настолько велика, что они стремятся присвоить даже то незначительное имущество, которое до сих пор остаётся в распоряжении должника. Даже ту пыль, которой бедный посыпал свою голову в знак траура, хотят они забрать. Так с горькой иронией описывает пророк отношения между людьми” 14 .

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Приснодева С самых ранних лет существования Церкви Марию называли не только Девой, но Приснодевой. Под этим подразумевалось, что Она никогда не имела супружеской близости с Иосифом, ни до, ни после рождения Христа. Ранние отцы часто ссылаются по этому поводу на книгу Иезекииля. Там говорится: " И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены " (Иез. 4:1 - 2). В традиционном толковании этого отрывка Мария рассматривается как храм, а Христос - как Царь мира. Упомянутые в отрывке ворота считаются дверью в чрево Марии, через которую Христос вошел в наш мир. Вы можете не найти такую интерпретацию в некоторых из сегодняшних комментариев, но ее придерживалось огромное большинство ранних отцов Церкви, также как многие лидеры Реформации - особенно Мартин Лютер и Джон Кальвин. Дева Рождества Христова Здесь, однако, иногда задают следующий вопрос. Если Мария оставалась Девой, почему Евангелие от Матфея говорит нам, что Иосиф не знал свою жену до рождения Христа (см. Мф. 1:25)? Такая постановка вопроса с православной точки I зрения является, прежде всего, грубо материалистическим непониманием духовной жизни. С точки зрения Писания наличие фразы " как наконец Она родила Сына Своего первенца " не означает автоматически, что Иосиф должен был иметь с Ней супружескую близость позднее. И в греческом, и в еврейском языках слово " пока " или " до " может иметь несколько значений. Мы находим его во 2-й книге Царств: " И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее " , (2 Цар. 6:23). Оно употребляется снова в евангелии от Матфея, где воскресший Христос говорит: " Се, Я с вами во вся дни до Окончания века " (Мф. 28:20). И во Второзаконии 34:6 мы читаем: " и погребен [Моисей] на долине в земле Моавитской против Беф-Фесагора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010