Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Вера достигает совершенства через поступки в вере, без дел вера мертва (см.: Иак. 2: 20–22). Согласно апостольским Посланиям, не всякие поступки дают человеку удел вечной жизни. Спасительными делами, прежде всего, являются изучение Священного Писания, стремление познать истину (см.: 1 Тим. 2: 4; 4: 16; 2 Тим. 3: 15), молитва («всякий, кто призовет имя Господне, спасется» – Деян. 2: 21), покаяние (см.: 2 Кор. 7: 10), милость и страх Божий в сердце (см.: Иуд. 1: 22–23), надежда на Бога (см.: Рим. 8: 24; 1 Фес. 5: 8), свидетельство о своей вере своими устами (см.: Рим. 10: 9–10), стойкость в вере (см.: Евр. 10: 39), сострадание и утешение друг друга во Христе (см.: 2 Кор. 1: 6–7), распространение проповеди о Христе в мире (см.: Иак. 5: 20). Как видно из этого перечня, не всякое дело приносит человеку спасение. Спасают те дела, которые совершены с верой или во имя Иисуса Христа. Добрые дела, конечно, возможны и без веры во Христа; высокие образцы поступков милосердия и сострадания можно найти и у атеистов, у которых закон совести твердо написан на сердце. Но это не вводит их в Царство Божие. С другой стороны, «уверенность в существовании Бога» тех, кто прочитал всю Библию «от корки до корки», не дает им спасения, как и тем, кто чрезмерно гордится своей праведностью или живет аморально. По апостолу Павлу, глубоко заблуждаются те, кто уповают на свою праведность (см.: Гал. 2: 16–20) или думают, что без Бога можно спастись. Невозможно вскарабкаться в райский сад незаметно от Бога, тайком перелезть через забор Эдемского сада, купить у ангелов билет суммой своих добрых дел. Только Христос может ввести в ограду Своего Небесного Царства, Он есть дверь (см.: Ин. 10: 9), и путь, и истина, и жизнь (см.: Ин. 14: 6). Нужно довериться Богу-Спасителю, вверить себя Ему, чтобы Он спас. Вверить себя Богу, довериться – это нравственные, а не интеллектуальные категории. В книге «Православное учение о спасении» архимандрита (а впоследствии – патриарха) Сергия (Страгородского) делается особый акцент на нравственности. Высшее благо человека заключается в святости, которая достигается не рядом отдельных заслуг, а нравственным поведением, отказом от греховного способа жизни.

http://pravoslavie.ru/65828.html

Описывая первую Евхаристию, апостол Павел передает слова Христа: Cue творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 25). У евангелиста Луки имеется выражение: Cue творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19), но оно относится к причащению Пречистым Телом. Из всех новозаветных текстов запись святого апостола Павла, посвященная первой Евхаристии (1 Кор. 11, 23–25), наиболее полная. Сходный текст евангелиста Луки, вероятно, был записан под влиянием его учителя — апостола Павла. Принадлежность указанного текста Спасителю подтверждается свидетельством самого апостола: Ибо я от Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11, 23). Другим примером аграфы может служить выражение из 7-й главы 1-го Послания к Коринфянам: А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… и мужу не оставлять жены своей (ст. 10–11); к которому святой апостол добавляет: Прочим же я говорю, а не Господь… (ст. 12), поучая об освящении верующим супругом другого, неверующего. В Нагорной проповеди евангелисты Матфей (5, 31–32) и Лука (6, 18) подробно излагают учение Христа о разводе супругов, но самую формулу запрещения жене разводиться с мужем приводит только апостол Павел. Вполне определенное указание на слово Господне содержится в поучении об умерших (1 Фес. 4): Ибо cue говорим вам словом Господним, что все мы живущий, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (ст. 15–17). Поучение заканчивается наставлением: Итак, утешайте друг друга сими словами (ст. 18), т. е. словами Самого Христа, По свидетельству исследователя аграф Реша, преподобный Ефрем Сирин приводимое апостолом Павлом изречение приписывает Иисусу Христу. В эсхатологической речи Христа, как она записана евангелистами, нет многих подробностей, содержащихся у апостола Павла. Это видно из текстов евангелистов Матфея, Марка, Луки (см. Мф. 24, 30–31; Мк. 13, 26–27; Лк. 21,27).

http://pravmir.ru/agrafy/

Мы призваны помнить, что сопротивление злу силой — это скорее исключение, а не правило: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5, 43-48). Нравственные заповеди христианства во многом схожи с нравственными нормами других религий. И только слов «любите врагов ваших» мы не найдём нигде, кроме христианства. В том же наставляет нас в своих Посланиях и святой апостол Павел: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес. 5, 15), «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. …Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 19-21). В уже гораздо более близкое к нам время словами молитвы Оптинских старцев мы просим Господа научить нас «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Христианство — это не религия слабых, как думают некоторые, не тёплая печка для стариков, а жизнь, требующая великого мужества и веры, путь за Господом Иисусом Христом, который сказал о Себе: «Я есть путь и истина и жизнь». Михаил УСТЮГОВ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-b...

Для представителей данного направления, оценивающего греческую “мудрость” однозначно отрицательно как целиком чуждую христианскому учению, идейно близкими представ-ляются совсем другие слова все того же апостола Павла: “Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верую-щих” (1 Кор 1:20—21). И потому для еще одного “обличителя” античной культурной традиции — Тертуллиана — христианская вера есть прежде всего “безумие для эллинов”, “юродство во Христе”: “и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно”[ 5 ]. Приписываемые богословской средневековой традицией этому латинскому автору слова Credo quia absurdum[ 6 ] вполне выражают как его собственный взгляд на смысл христианской веры, так и то противопоставление понятий — “безумия веры” и “велеречивой эллинской премудрости”, которое имело место в сознании ряда древних церковных писателей. По убеждению Тертуллиана, именно дохристи-анская философия как таковая и породила все ереси — “как раз от философии сами-то ереси и получают подстре-кательство”[ 7 ]. По сути отсюда впервые и возникает знаменитое противопоставление Афин и Иерусалима: “Что Афины — Иерусалиму? что Академия — Церкви? что еретики — христианам?”[ 8 ] Такой взгляд на языческую культуру существовал в Церкви на равных правах с упомянутой уже ранее “иустиновской” точкой зрения. “Широта” позиции Иустина берет свое начало еще в философско-богословском учении Филона из Алек-сандрии. Дальнейшее свое развитие она получила в творениях представителей Александрийской школы христианской мысли — прежде всего в учении Климента Александрийского. Античная философия, по утверждению Климента, “была для эллинов таким же руководителем, каким был и закон для евреев, и приводила их, как детей, ко Христу (см. Гал 3:23—24)”[ 9 ]. Философия, как он пишет, “некогда уже и сама по себе оправдывала эллинов”[ 10 ]. Однако даже Климент не отрицает, что хотя “учения эллинов, пусть они истинны, пусть и име-нами называются тождественными с употребительными у нас, все-таки от содержимых нами значительно отклоняются; и предметы наших учений важнее, и доказательства наши точнее, и действительность им свойственна Божественная ибо мы научены Самим Богом (1 Фес 4:9), получив эти по истине Священные Писания от Сына Божия”[ 11 ].

http://pravmir.ru/o-vozzreniyax-svyatyx-...

«Последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» ( Мф. 28. 20 ). Этот век закончится. Новый век присутствует в этом веке. Последние строки Нового Завета провозглашают: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр 22. 20 ). Эсхатология пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на Конец составляет самое душу всех писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс 1. 3), он говорит об ожидании Конца, Второго Христова Пришествия. Когда он пишет о стенаниях всей твари, в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим 8. 20–21 ), он пишет о томительном ожидании Конца. Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Конце: «Да придет Царствие Твое» ( Мф. 6. 10 ). Разумеется, Конец, о котором речь, не есть telos бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, есть eschatoh, разумная конечная цель мировой истории» ( Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Эсхатология в Новом Завете. Темы и проблемы б) надежда ап. Павла дожить до Дня Господня. Неоднократное упоминание в посланиях Дня Господня. Введение термина παρουσα (парусия). Это слово (см. 1Фес 2. 19, 13, 4. 15, 5. 23 ), изначально могущее означать и «присутствие», и «пришествие», после 1 и 2 Фес стало восприниматься как термин, обозначающий Второе Христово Пришествие 2 Признаки Второго Пришествия (Домашнее задание 5) Опровергая мнение лжеучителей, вводивших фессалоникийцев в заблуждение утверждениями об уже наступившем Дне Господнем, апостол указывает конкретные признаки приближения Парусии а) всеобщее отступление (греч. ποστασα) человечества от истин Христовой веры. Это отступление уже началось. «Тайна беззакония уже в действии» ( 2Фес 2. 7 ). Отступники – «сыны тьмы» ( 1Фес 5. 5 ) – живут во грехах, не помышляя о вечности ( 1Фес 5.7 «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Святые отцы, принимавшие решения на Вселенских соборах, далеко не все канонизированы и известны народу Божию. Но одно мы знаем о них точно: все они имели опыт богобоязненности, опыт болезнования сердцем, опыт изнесения помыслов сердца на Божий суд, опыт отсечения своего лукавства. Ведь уязвлять свое самолюбие на этих соборах приходилось не только тем, кто приезжал туда с заблуждениями. Те, кто изначально высказывал мысли верные, ехали смиряться ничуть не меньше. Вспомним слова апостола Павла, обращенные к Фессалоникийцам: «Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2: 7) Носитель истины должен смиряться сообразно величине истины, иначе он потеряет моральное право высказывать ее Носитель истины должен смиряться сообразно величине истины. Иначе он потеряет моральное право высказывать ее. И когда я вижу в церковном календаре дни памяти святых отцов Вселенских соборов – скромные, чаще всего совсем не праздничные, – я вспоминаю слова старых сестер Пюхтицкого монастыря: «Спасение совершается там, где у человека каждый день кровоточит сердце». Рейтинг: 9.8 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вера 24 ноября 2021, 21:05 Наталья, спасибо! Никогда не думала в этом ракурсе, часто настаиваю на своем по работе и не всегда сдерживаю гордыню, далеко не скромна. Но стремлюсь. НН 27 октября 2021, 11:47 Инокиня Наталья, спасибо. инокиня Наталья -- НН 26 октября 2021, 18:56 Не читала всего УМК, но приведенные в критической статье цитаты мне, конечно, не понравились. Кроме того, я переходила по ссылке на рецензию Малкова, и представленное там описание фильмов " Академия веры " мне не понравилось еще больше. Любое искусство имеет достаточно выразительных средств, чтобы ярко, проникновенно и доходчиво сказать о дурном, что это - дурно, но при этом не вложить в душу зрителя/слушателя нечистых образов. Равным образом, юмору совсем не требуется помощь пошлости, чтобы стать блистательным.

http://pravoslavie.ru/142516.html

В 1956 году в Реклингхаузене, в 70 километрах от Мюнстера, открылся Музей икон — самое богатое собрание икон в Западной Европе. Я часто ездил туда. И до сих пор поддерживаю самые тесные контакты с этим музеем. Иконы, по моему убеждению, являются важным источником для изучения православного богословия, без них невозможно понимание его богословской сути. — Существует мнение, что православное богословие все еще пребывает в «вавилонском пленении», то есть находится под влиянием западного (католического и протестантского) богословия. Были ли какие-нибудь положительные влияния Запада на православное богословие? — Да, были. Как известно, протоиерей Георгий Флоровский очень резко писал о развитии православного и, в частности, русского богословия после падения Константинополя; в этом смысле он справедливо говорил о псевдоморфозе православного богословия. Тем не менее он считал, что борьба за богословие в России в конце концов была выиграна: возникло самостоятельное русское православное богословие (о богословии других православных стран он не писал). В последние годы я занимался изучением трудов русского богослова протоиерея Павла Светлова и был удивлен его эрудицией, его знанием не только святоотеческих трудов, но также и сочинений современных ему западных богословов. Он всегда указывал источники, из которых он черпал материал, что положительно отличает его в первую очередь от представителей схоластического школьного богословия XVIII — начала XIX века. Открытая критика западного богословия никогда не вредила Православию; правда и забывать о своих литургических корнях, об аскетическом опыте Церкви православным богословам не следует. В этом отношении влияние французской Nouvelle Theologie на Парижскую школу православного богословия оказалось особенно положительным. То же самое можно сказать о богословском мышлении митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), который во всех своих трудах показывал, что он в состоянии «все испытывать и хорошего держаться» (ср. 1 Фес. 5:21) — и в отношении к Западу тоже.

http://patriarchia.ru/db/text/228456.htm...

Но сегодня я хотел бы сказать о чем-то другом. Каждый знает, что такое крещение. Через крещение мы получаем благодать Святого Духа, входим в общину апостолов, которая именуется Церковью, устанавливаем личную связь с Богом. Именно в крещении и миропомазании замыкается связь между Богом и человеком. Актом крещения мы как бы включаем этот способ соединиться с Господом, и ток — не электрический, но Божественной энергии — от Бога переходит к нам, а навстречу Богу идут наши молитвы. И вот это было самым главным в Крещении Руси, все остальное — то, о чем сейчас говорят историки, ученые — вторично, потому что первично было соединение людей с Богом Живым через Господа Иисуса Христа. Если бы Крещение Руси было только культурным актом, то, наверное, ничего бы от него не осталось — все было бы разрушено в ходе трагической истории наших народов, все бы сгорело в огне войн, междоусобных браней, все бы разрушилось под влиянием мощных интеллектуальных сил, которые воздействовали на наш народ, нередко желая оторвать его от Бога. Чего стоило только XX столетие… Но ведь мы как народ и как Церковь прошли через эти испытания, и не существует никакого другого института, кроме Православной Церкви, который, пройдя через все эти испытания, сохранил бы свое единство и свою духовную силу. Это произошло не потому, что во главе Церкви умные или образованные люди и духовенство честно исполняет свой долг, но именно потому, что тогда, 1025 лет назад, в купели киевской замкнулась связь между каждым киевлянином, крестившимся в Днепре, и Господом. И затем это крещение пошло по всей Руси. Мы знаем, что в числе первых принявших крещение после Киева была Полоцкая земля, которую символически сегодня представляете вы как народ Беларуси. Вот почему мы празднуем Крещение Руси в Москве, в Киеве и в Минске — там, где живут народы-наследники этого крещения. И сегодня, как и всегда, как и 1025 лет тому назад, как и в самые трудные моменты нашей истории, мы питаемся силой Божественной благодати. И тех, кто еще не испытал этого воздействия, призываю его испытать, как говорил апостол Павел: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Но если хоть один раз человек почувствует действие благодати Божией в сердце, он больше никогда от этого Божественного дара не откажется. И это не просто слова. В нашей истории было много страданий, гонений. Мучеников и новомучеников не остановил страх смерти, дискредитации, отторжения от общества и иные страхи именно потому, что они сердцем пережили дар Божественной благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/3133929.ht...

Через год я возвратился в Мюнстер, где мы с родителями жили после войны (и где я, кстати, в 1986 году познакомился и подружился с покойным ныне профессором Коевым). В Мюнстере между тем открылся Институт по изучению Восточных Церквей. Там я стал заниматься научным исследованием истории и богословия Православных Церквей, написал докторскую диссертацию о проповеди в Русской Православной Церкви XIX века. В 1956 году в Реклингхаузене, в 70 километрах от Мюнстера, открылся Музей икон – самое богатое собрание икон в Западной Европе. Я часто ездил туда. И до сих пор поддерживаю самые тесные контакты с этим музеем. Иконы , по моему убеждению, являются важным источником для изучения православного богословия, без них невозможно понимание его богословской сути. – Существует мнение, что православное богословие все еще пребывает в «вавилонском пленении», то есть находится под влиянием западного (католического и протестантского) богословия. Были ли какие-нибудь положительные влияния Запада на православное богословие? – Да, были. Как известно, протоиерей Георгий Флоровский очень резко писал о развитии православного и, в частности, русского богословия после падения Константинополя; в этом смысле он справедливо говорил о псевдоморфозе православного богословия. Тем не менее он считал, что борьба за богословие в России в конце концов была выиграна: возникло самостоятельное русское православное богословие (о богословии других православных стран он не писал). В последние годы я занимался изучением трудов русского богослова протоиерея Павла Светлова и удивлен его эрудицией, его знанием не только святоотеческих трудов, но также и сочинений современных ему западных богословов. Он всегда указывал источники, из которых он черпал материал, что положительно отличает его в первую очередь от представителей схоластического школьного богословия XVIII – начала XIX beka. Открытая критика западного богословия никогда не вредила Православию, правда и забывать о своих литургических корнях, об аскетическом опыте Церкви православным богословам не следует. В этом отношении влияние французской Nouvelle Theologie на Парижскую школу православного богословия оказалось особенно положительным. То же самое можно сказать о богословском мышлении митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), который во всех своих трудах показывал, что он в состоянии «все испытывать и хорошего держаться» (ср.: 1 Фес. 5:21 ) – и в отношении к Западу тоже.

http://azbyka.ru/way/bogoslovie-cerkovno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010