Напротив того, на ум действуют два лица. Неопытные в деле, как скоро, хотя несколько воздействовала на них благодать, думают, что победители уже они и стали совершенными христианами. А по-моему, – дело бывает так; когда на небе при чистом воздухе сияет солнце, и найдут на него облака, и закроют его и сгустят воздух, – солнце, будучи за облаками, не терпит никакого ущерба ни в свете, ни в существе своем. Так бывает и в тех, которые не достигали совершенной чистоты. И в благодати Божией пребывая, и в глубине души одержимые еще грехом, они имеют в себе и естественные движения, и помыслы укрепляющие их в стремлении к Богу, хотя и не всецело утверждены в добре (17, 6). 237. Так, наоборот, и те, которые во глубине души держатся доброй стороны, т. е. преобладаются благодатию, остаются еще рабами и пленниками лукавых помыслов и бывают на стороне порока. Посему, много потребно рассудительности, чтобы человеку опытно дознать, как бывает в нас дело. Сказываю же тебе, что и апостолы, имея в себе Утешителя, не были совершенно беззаботны. В них, при радости и веселии, был также страх и трепет по действию самой благодати, а не со стороны порока; сама благодать остерегала их, чтобы они не совратились, даже и в чем малом. Как бросивший осколком камня в стену нимало не повредит или не сдвинет с места стены; или, пустивший стрелу в носящего броню не сделает вреда ни железу, ни телу, потому что броня отражает стрелу: так если и к апостолам приближалась часть порока, то не вредила им; потому что были они облечены совершенною силою Христовою, и сами они, будучи совершенными, имели свободу творить дела праведные. Поелику некоторые утверждают, что при благодати душе уже не о чем заботиться; то Бог и в совершенных требует душевной воли на служение Духу, чтобы действовали согласно с благодатию. Ибо Апостол говорит: Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19). (17, 7–8). 238. В видимом мире земля сама собою всего чаще приносит терния; земледелец вскапывает землю, прилежно обрабатывает и засевает; однако же терния и непосеянные растут и умножаются, потому что Адаму, по преступлении, сказано: терния и волчцы возрастит тебе земля (Быт. 3, 18). Земледелец снова трудится, выкапывает терния; они еще более умножаются. Понимай это духовно: по преступлении земля износит из сердца терния и волчцы; человек возделывает землю, трудится, а терния лукавых духов все еще родятся. Потом, Сам Дух Святый вспомоществует человеческой немощи, и Господь в сию землю сердца влагает небесное семя и возделывает ее. И когда падет Господне семя, – все еще родятся терния и волчцы. Сам Господь и человек снова возделывает землю души, и все еще изникают и отраждаются там седмь лукавых духов и терния, пока не наступит лето, не умножится благодать, и не посохнут терния от солнечного зноя (26, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

" Молитва и пост " марта 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе Петергофа " Мы слышали сегодня в Евангелии, как Господь, наш Небесный врач и Целитель человеческой природы, приходит в Галилею, направляется в Иудею и говорит ученикам, что будет предан в руки грешников, пострадает, будет распят и в третий день воскреснет, - сказал владыка в проповеди. - Христос уже идет на Свою Голгофу. А перед этим событием было Преображение, Господь преобразился на горе. Часть учеников оставалась внизу, и к ним один отец привел своего бесноватого сына. Ученики пытались исцелить его, изгнать беса из ребенка, но у них ничего не получилось. Тогда отец обратился за помощью к Спасителю. Иисус сказал ему: " Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему " (Мк. 9:23). И велел немому духу выйти из мальчика. Тот вышел, и ребенок стал здоровым. По дороге апостолы спросили Учителя, почему они не могли изгнать духа. Он ответил, что бес изгоняется из человека только молитвой и постом. Мы должны запомнить эти слова и такими средствами бороться с искушениями. Бесы вокруг нас всегда вьются, как комары, и постоянно искушают нас чем-то. А искушают потому, что мы гордые. А раз гордые, легко можем впасть в любой грех. По гордости все впадают в грех, по смирению никто не впадает. Если хотим избавиться от искушений, нужно не гордиться, не малодушествовать и не лениться. Бесы видят, как человек не хочет поститься, молиться и в храм ходить. Мы показываем своими действиями, что готовы на любые искушения. Они искушают наши души и тела алкоголем и чревоугодием. После этого желания у человека молиться, спасаться и подвизаться нет. Мы сами создаем искушения своей малодуховной жизнью " . " Молитва - это главное средство, которое Господь нам оставил, - продолжил архипастырь. - Он говорит ученикам, чтобы они молились. А ученики нам донесли через Евангелие: " Непрестанно молитесь " (1 Фес. 5:17). Постоянно прибегать к молитве - значит приближаться к Богу. Молиться можно везде - дома, в дороге, транспорте. Везде, где мы едем, никто нам не мешает творить Иисусову молитву. Великая молитва происходит в храме, когда мы собираемся на соборную молитву. Господь сказал: " Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18:20). Господь всегда посреди молящихся. Он видит, что мы молимся, и слышит молитву каждого - какая она: от сердца, внимательная или рассеянная. Поэтому нужно молиться всегда внимательно, не разговаривать в храме, каяться, просить у Бога прощения и милости. Произносить молитву мытаря: " Боже, милостив буди мне, грешному " (Лк. 18:9-14). Господь слышит молитвы и дает нам за них благодать. Время на молитву никогда не считается потраченным зря. Господь всегда награждает за это благодатью " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Как ни однообразны с первого взгляда кажутся предметы, предлагаемые проповеднику этим евангелием; однако ж, при внимательном рассмотрении, он может и здесь найти множество разнообразных и поучительных тем для гомилетической разработки. Буря и тишина, каждая отдельно, дают повод к назидательным размышлениям и богатым нравственным приложениям. (Ст. 23) представляет случай беседовать о молитве. (Ст. 24) — о том, что жизнь есть море, обуреваемое волнами. (Ст. 26) — о причинах смущения и страха в нравственной жизни. (Ст. 27) — о том, что малодушие в бедствиях не свойственно истинным христианам. (Ст. 30 и 31) — как мы должны поступать в опасностях жизни? Не следует предаваться отчаянию в бедствиях. Вопль нужды, возносимый от земли, слышится на небе. О маловерии в опасностях жизни. О нехристианском взгляде на разрушительные явления природы. К чему должно служить воспоминание о том, что Господь спасал нас из нужд и опасностей? Где велика нужда, там близка небесная помощь. Корабль на море — образ Церкви Христовой в мире. И т. п. Что побуждает нас к молитве? “ И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине ” ст. 23. Проведя день в трудах, Иисус Христос заканчивает его молитвой и этим примером учит нас молиться… 1. Первое, что должно побуждать нас к молитве, это — Божье повеление. а) Бог не напрасно заповедал нам молиться . Не Он имеет нужду в наших молитвах, но мы нуждаемся в них. Он знал ограниченность нашей природы, которая так легко теряет из виду свою высшую цель, и потому дал нам заповедь чаще возносить свой ум и сердце от земли к небу, непрестанно молиться (1 Фес. 5:17 ), “ и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня ” (Псал. 49:15), “ молитесь во всякое время духом ” (Ефес. 6:18 ). б) Можем ли мы безнаказанно нарушить заповедь Премудрого? Можем ли не повиноваться благой и угодной воле Всеблагого (Добрейшего)? Подчиненный исполняет волю земного царя, и называется тогда верным подданным; сын следует совету родного отца и называется тогда послушным сыном; слуга внимает приказаниям господина и называется тогда усердным слугой. Как же мы хотим называться христианами и не внимать воле Христа, не следовать Его примеру? Его воля не только наш высочайший закон, но и наше высочайшее благо!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Совершенная радость – вот то состояние, которого желает для нас Бог. Многое в этом мире может доставить человеку радость. Но это всегда радость несовершенная, преходящая, а часто и греховная. Но даже когда она и не греховна, и вполне законна (выздоровление, например, или успешно выполненная работа), то и тогда не может она быть продолжительной и незыблемой. Стремление к радости – в самой природе человека, и это нормально. Как-то один воинствующий атеист в споре со мной сказал: «Вы, церковники, окружили всю человеческую жизнь запретами. Того нельзя, этого нельзя. А я хочу жить и радоваться!» И правильно! Мы, христиане, тоже хотим жить и радоваться. Более того, Бог, в Которого мы веруем, хочет для нас того же. А ведь если Бог чего-то хочет, разве может хоть кто-то этому помешать? Может! Сам человек и может. Тот самый человек, который желает радоваться, часто делает все, чтобы радость стала ему недоступна. Напомним еще раз перевод с греческого названия нашей главной книги, Евангелия, – Радостная Весть. И если ищет человек радости не в Евангелии, не во Христе, то, конечно, какую-то радость он найдет. Может быть, даже много будет в его жизни радости. Но никогда не будет эта радость совершенной. Будет она той водой, о которой можно сказать словами Господа: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять (Ин. 4, 13). Кстати, скажем несколько слов и о том «множестве запретов», в которых нас упрекают и которые, как некоторым кажется, мешают жить полнокровной радостной жизнью. Нет у нас никаких таких особых запретов! Господь запрещает то, что так или иначе должен запретить себе любой порядочный человек, если желает жить в ладу со своей совестью. Разве блуд, пьянство, всякого рода излишества и т. п. не являются позорными в любом нормальном обществе? Пусть назовут наши оппоненты хоть один такой запрет, хоть одно такое наше «нельзя», которое на самом-то деле «нужно» или «должно»! Становясь христианами, мы встаем на путь, который ведет к совершенной радости. Ибо Царствие Божие, – говорит апостол Павел, – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Он же в Послании к Фессалоникийцам, а в их лице и ко всем христианам, призывает: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 16–18). Вот этой радости приобщаем мы в помазании елеем воды в купели и того, кто сейчас в эти воды погрузится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поэтому не отчаивайся; не расстраивайся в скорбях и искушениях, однако любовью нашего Иисуса облегчай гнев и отчаяние. И подбадривай себя, говоря: Душе моя, не отчаивайся! Ибо короткая скорбь очищает тебя от многолетней болезни. Но она скоро и уйдет. И это истинно. Искушения: насколько небольшое терпение, настолько большими кажутся искушения. И сколько человек привыкает их терпеть, настолько они уменьшаются, и он переживает их без труда. И становится твердым как скала. Итак, терпение! И то, что сейчас тебе кажется трудным, - достигнешь, когда пройдет много лет, оно прийдет к тебе в руки и ты будешь держать его как свою собственность - не заметив, откуда оно взялось. Поэтому сейчас, пока молодой, трудись, не говоря " зачем " и не отчаиваясь. И когда постареешь, пожнешь плоды бесстрастия. И удивишься: откуда у тебя уродились такие прекрасные колосья, когда ты ничего не выращивал! И станешь богатым, ничего не достойный! И весь твой ропот, преслушания и отчаяния повредили таким плодам и благоуханным цветам! Поэтому поспешай. И если праведный падет мириады раз - не теряет своего дерзновения, но опять поднимается, собирает силы и Господь надписывает ему победы. И непоказывает ему победы, чтобы не возносился, падения же подносит к его глазам, чтобы он видел их, страдал, смирялся. Когда же пройдет засилье врагов и везде пргремят неявные победы, тогда Он начинает постепенно показывать ему, что он побеждает, что получает награды, что его руки ощутили нечто, что он искал до этого, и ему не было дано. И таким образом он упражняется, испытывается, совершается, насколько вмещает природа, ум, рассудок и сосуд нашей души. Поэтому мужайся, крепись в Господе и не уменьшая своего желания. Однако постоянно ищи, зови - получишь или не получишь. Греция была оккупирована немецкими войсками в 1940 году. (Здесь и далее прим. переводчика.) Слово " " εφδιον " значит также то, что необходимо в дорогу. Это приблизительно соответствует нашему второму классу начальной школы. 1 Фес. 5, 17-18. Оригинальный греч. текст говорит: " εν παντ]ι ε " υχαριστε[ιτε - букв.: " во всем благодарите " , то есть в любом телесном и душевном положении и состоянии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

107, 2). И восстановлен он был опять в свой чин при посредстве этого нощеденственного попечения и заботы. Подобным образом поступайте и вы, да будете единодушны в уготовании сердца при помощи Божественного света и огня. 41. Молитесь – да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать, что добро и что зло. Написано у апостола Павла, что совершенных есть твердая пища (Евр. 5, 14). Это суть те, которые долгим и тщательным подвигом обучили чувства свои и намерения относительно добра и зла, сделались сынами Царствия и приписаны к Божественному усыновлению. И Бог даровал им мудрость и рассуждение во всех делах их, чтоб не прельстил их ни человек, ни диавол. Должно вам знать, что враг искушает верных видом добра, и многих успевает прельщать, оттого что у них нет рассуждения и мудрости. Посему блаженный Павел, когда узнал эти богатства разума, которые определены верным и которых великости нет предела, написал к Ефесянам: да даст вам Бог духа премудрости и разума, просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, яко есть упование звания вашего и кое богатство славы достояния вашего и кое богатство славы достояния Его во святых (Еф. 1, 17, 18). Это делал он по своей чрезмерной к ним любви, зная, что если они достигнут этого, то ни в чем не будет им никакого труда, и никакого не будут бояться они страха, радость же Господа будет утешать их день и ночь и труды их будут им сладки во всякое время. Многие из монахов и дев, живущих в киновиях, не достигают этой меры. И вы, если хотите достигнуть этой меры, в которой верх совершенства, отступите от всех, которые носят такие имена, т. е. монашества и девства, яснозрения же сего и рассуждения не имеют; ибо если вы вступите в общество с ними, то они не дадут вам преуспевать, а еще погасят жар ваш, потому что в них нет никакого жара, а есть хлад вследствие того, что они ходят по своим желаниям. Итак, если они придут к вам и заведут с вами мирские речи, сообразно с своими желаниями, не соглашайтесь на это. Ибо написано у апостола Павла: Духа не угашайте, пророчествия не уничижайте (1 Фес. 5, 19, 20). Знайте, что Дух ничем так не погашается, как суетными беседами. 42. Во всякой разумной твари, – мужчина ли то, или женщина, есть орган любви, которым способны они обнимать и Божеское, и человеческое. Божии (духовные) любят Божеское; плотские – любят плотское. Любящие Божеское очищают сердца свои от всех нечистот и дел мира сего преходящего, ненавидят мир и собственные свои души, и неся крест, последуют Господу, во всем действуя по воле Его. Почему в них вселяется Бог и дарует им сладость и радость, которая питает души, насыщает и возращает. Как дерева, если не будут напояемы естественною водою, расти не могут, так и душа, если не восприимет небесной сладости, расти не может. Только души, которые восприняли Духа и небесною напоены сладостию, возрастают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если жизнь человека состоит только из боли и мучений, то атеист не может предложить ему других слов утешения, кроме как: «все умрут», «жалею о  своем счастье». Напротив, христианская вера предлагает исправление очень значительным образом. Верующим обещано воскресение из мертвых и вечная жизнь (1 Фес. 4:16-17, Иоан. 3:16), получение совершенных тел (1 Кор. 15:42-49) и  восторжествует подлинная справедливость . когда Бог судит каждого человека на индивидуальной основе (2 Кор. 5:10). Кроме того, концепции падения сатаны с неба (Лк.  10:18), грехопадения человека (Быт. 3) и унаследованного греха (Рим. 5:12) дают логическое объяснение страданиям и злу, происходящим в нашем мире Что будет с теми, кто не верит этим учениям не является предметом настоящего обсуждения. Дело в том, что христианское мировоззрение (и ряд других религий) на самом деле предлагает достоверное объяснение человеческому страданию, а также видение надежды для тех, кто переживает трудные времена. С точки зрения атеиста невозможно сделать ни того, ни другого; мы живем, мы умираем, и мы абсолютно ушли. Аргумент: «Может ли Бог сделать камень настолько тяжелым, что Он не сможет его поднять?» (и подобные так называемые «проблемы всемогущества») Примеры:  «[Я] Бог способен действовать таким образом, чтобы ограничить Себя, например, сделать Себя не Богом, или сделать кого-то другого Богом, или создать вызов, с которым Бог не может справиться (например, создать камень, который Он не может поднять)? Если да, то в результате своих действий Он не сможет сделать что-то. Если он не способен совершать такого рода действия, значит, опять же, Он чего-то не может. Так что в любом случае сила Бога ограничена, и Он не всемогущ». — Мэтью С.Маккормик  Альтернативный ответ: «Может ли мой ответ на ваш вопрос быть и правильным, и неправильным одновременно?» Почему это работает:  Первый ответ демонстрирует, что выдвинутое возражение несостоятельно, потому что оно принимает форму «бога», с которым не может говорить деизм и которую традиционный теизм не выдерживает. Они фактически создали соломенное чучело и  попытались его разрушить. Кстати, это, пожалуй, одна из самых важных тактик дебатов, которую можно освоить. Слишком часто теист чрезмерно стремится защитить свое понимание Бога. В некотором смысле это все равно, что начать играть в защите на своей линии ворот. Не оставляйте остальную часть поля! Заставьте их заработать каждый дюйм аргумента. В качестве наглядного примера мы призываем верующих вернуться к спору Кена Хэма с Биллом Наем (даже если вы не согласны с обоими их взглядами). Кен Хэм позволяет Биллу Наю критиковать существование любого бога, просто нападая на концепцию Кена Хэма о иудео-христианском Боге. Но следует ли из этого логически, что если Бог буквализма ложен, то Бога не существует? Конечно, нет. Прежде чем вы позволите им атаковать атрибуты или описания определенного взгляда на Бога, заставьте их иметь дело с возможностью существования любого бога. Урок окончен. 

http://predanie.ru/book/221358-razum-vys...

Не так поступает Евангелие! Оно проповедует отпущение всем плененным (Лк. 4; 18), возвещает свободу от всякого вида зла, призывает к такому состоянию, в котором нет никакой печали и никакого воздыхания (Откр. 7; 16, 17. 21; 4. Ис. 25; 8. 35; 10). И во-первых, человек, по учению Евангелия, должен освободиться от всех недостатков и зол, его угнетающих, должен соделаться светлым в душе, чистым в сердце, богоподобным в духе, бессмертным по телу, вознесенным над всеми нуждами, даже над всей природой, его окружающей (Откр. 22; 5). Вместе с человеком и всятварь должна свободится от работы истления и войти в свободу и блаженное состояние чад Божиих (Рим. 8; 21). Такую свободу возвещает всему человечеству, или паче всему миру, Евангелие! Кто не исполнится чувством благоговейного умиления при одной мысли о событии [совершении] этого утешительно-величественного обетования? Самая всеобъемлемость его ручается за его Божественную действительность, ибо свобода действительная может быть только всеобщей; частная свобода даже всего человечества, среди рабства прочих тварей, была бы растворена горестью и воздыханием. Обещавая такую всеобъемлющую свободу, Евангелие знает, как много обещает и что требуется для исполнения обещания. Оно видит, что для освобождения человека и тварей, его окружающих, потребна не перемена только законов человеческих, а претворение самого сердца и духа человеческого (Ин. 3; 3), не новое токмо уложение, а новое небо и новая земля (ср.: 2 Пет. 3; 13), и потому решительно говорит, что над всем человечеством и даже миром совершается новое великое творение, следствием которого будет новое небо и новая земля (ср.: Откр. 21; 1). Видит, что для произведения этого великого дела пакибытия всемирного недостаточны силы не только всего человечества, но и всех тварей (Откр. 5; 3); потому решительно объявляет, что дело сие будет произведено Самим Богом (Откр. 21; 5) чрез Сына Его и Духа Святаго. Видит, наконец, что и самое Божественное всемогущество, имея дело с существами свободными, не может вдруг совершить их восстановления, - потому решительно возвещает, что восстановление человечества в первобытную свободу чад Божиих произойдет не прежде, как по скончании времен, по употреблении в дело всех средств благодати, после решительной победы добра над злом (2 Фес. 2; 1-10). К этому-то славному времени, или паче исполнению времен, Евангелие учит человека обращать чаяния свои и воздыхания (2 Пет. 3; 11-15), а до того времени, по уверению его, род человеческий при всех усилиях никогда не освободится от бедствий, неразлучных с состоянием изгнания едемского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

19. Когда слышишь похвалу себе, поминай слово Писания: людие мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают (Ис. 3, 12). Такое ублажение не допускает нам видеть гнусность дел наших: оно, думается, вредит и достигшим в меру (духовного преспеяния), и отлучает от веры в Бога, Который говорит: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще (Ин. 5, 44)? Тот, кто принимает смирение Апостола, изберет скорее буйство, да мудр будет впоследствии (1 Кор. 3, 18). Кто же показывает себя разумным, а не паче духовным, тот, удивляюсь, если избежит осуждения, назначенного за кичливость. 20. (На вопрос о боязни по ночам). Граждане до тех пор боятся нашествия неприятелей, пока не имеют помощи от царя. Когда же получат известие, что в город их вступил военачальник, то не беспокоятся более, зная, что начальники пекутся о них. Если же и услышат о приближении неприятелей, то, имея защитника, уже не боятся. Так и мы, если веруем в Бога, то не боимся демонов; ибо Бог посылает нам Свою помощь. 21. Часы и песни суть церковные предания, и хорошо учреждены для соглашения всех людей (в молитвах), также и в общежитиях для согласия многих. Скитяне же ни часов, ни песней не читают, но наедине упражняются в рукоделии, чтении и размышлении, и чрез несколько времени становятся на молитву. Когда стоишь на молитве, ты должен молиться об освобождении себя от ветхого человека или произносить: Отче наш, или то и другое вместе, и потом сесть за рукоделие. А о том, сколько продолжать молитву, когда стоишь на ней, скажу: если ты непрестанно молишься по слову Апостола (1 Фес. 5, 17), то не нужна продолжительность. 22. Что касается ночного сна, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца, а кончив славословие, спи шесть часов, потом встань на бдение и бодрствуй остальные четыре часа. И в летнее время так же; – но сократи славословие и читай менее псалмов, по мере краткости ночей. 23. Господь научил нас, как стяжать смиренномудрие, говоря; научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Если и ты хочешь приобрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи, и отсекай во всем волю свою. Сам Спаситель сказал: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин. 6, 38). Совершенное же смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее, что пострадал Учитель наш Христос Иисус. Сие же служит и признаком того, что человек коснулся совершенной молитвы, – именно то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Яко в простоте и чистоте, т. е. мы (Апостолы) ничего не делали (и не проповедовали) коварно, или лицемерно, или притворно (иронически), ни из ласкательства, или злонамеренно, или для обмана и обольщения, ни по другим подобным побуждениям: но поступали всегда со всякою свободою, простотой, истиною в чистоте и незлобии сердца, искренно от души; ибо не имели ничего, что нужно было бы прикрывать, ничего зазорного или подозрительного. Не в мудрости плоти , т. е. без коварства и лукавства, без изысканных слов и хитросплетённых умствований (софизмов). Златоуст 3 беседа на 2Кор.12 . сравн. также на стихи 18–22 в той же беседе. 2Кор.2:17 . срав. 4:1–3, 5:1; Фес.2:3–6, 10–12. и читай толкования Св. Златоуста на все сии и подобные места, также 44–46 беседы на Евангелие от Матфея. Особенная сила , особенный дух спасительности зависит от того, когда всякое слово Церковное освящено именем Господа Иисуса, и всё направлено, равно как всё истекает из догмата об Искупителе. Мы должны знать, и знаем опыты, что иногда одно это выражение: «Господь наш Иисус Христос», – часто повторяемое в беседе, даёт ей преимущественную назидательность. Сила спасительности особеннейшая происходит от того, когда слова Церковные, кроме общего отношения к догмату искупления, имеют частное отношение к страданиям и крестной смерти Господа, – т. е. когда они, не смотря на различие предметов, всюду проникнуты живою верою и живою мыслью о сих страданиях и смерти. Не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа (вообще), и сего распята (в особенности) 1Кор.2:2 . Срав. 1:23, 15:3. Флп.2:5–11; 3:8–11 и проч. Срав. § 42. Св. Ап. Павел говорит о самом себе, что он исполняет в себе лишение страстей Христовых, носит язвы и мертвость Господа в плоти своей: а в посланиях его разве не видим, что отличительный характер их есть тон глубокострадальческий , или спостраждущий, некая живоносная мертвость ? Как нет иного имени под небесами, о нём же подобает спастись, кроме имени Христа Спасителя, так и церковному собеседованию негде взять духа спасительности, кроме живого сродства с учением об Искупителе. И как в самом этом учении самое спасительное есть – страдание и смерть Господа: то и в проповеди дух спасения тем плодотворнее, чем более она проникнута помышлением о страданиях и смерти Спасителя. Сие-то и сообщает ей дух собственно Христианский , – дух спасения.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010