А все люди, в том числе святые угодники, порознь являются членами Церкви Христовой. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Посредник же «…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех…» (1 Тим. 2, 5-6). Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обожаются, становятся «богами по благодати», сами являются христами во Христе Иисусе. Таким образом, святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). На это мой собеседник уже не мог найти вразумительных аргументов в свою пользу ни в Священном Писании, ни в своих сектантских познаниях. Теперь я мог спокойно перейти к вопросу о молитве к святым угодникам. Как я уже показал выше, святые суть наши сомолитвенники и друзья на пути служения Богу. Но разве мы не можем просить ходатайствовать за нас пред престолом Вседержителя? Разве не то же самое происходит в нашей повседневной жизни, когда мы просим наших близких и знакомых замолвить слово за нас перед начальством? А ведь Отец наш Небесный куда выше любого земного начальства. И Ему действительно возможно все, чего нельзя сказать о простых земных людях.

http://pravmir.ru/zachem-molitsya-svyaty...

Если одним из ключей к пониманию христианской духовности является предписание ап. Павла “непрестанно молиться” (см. 1 Фес 5:17), то ключом к пониманию христианской герменевтики является его утверждение о том, что “все Писание богодухновенно и полезно для научения” (2 Тим 3:16) 2 . Здесь использован важный принцип, унаследованный Церковью от синагоги, который Отцы подчеркивают каждый раз: все, что есть в Библии, находится там не случайно. Если, к примеру, Быт 14 дает нам точное число слуг Авраама, то Бог должен иметь для этого причину, и выяснить эту причину — задача христианского или иудейского экзегета. Современные христиане склонны считать скучными и не имеющими отношения к их христианской жизни генеалогии из 3 и 4 кн. Царств или ритуальные детали из кн. Левит, и склонны считать некоторые отрывки оскорбительными для благочестивых ушей. Эта проблема не нова, как мы можем видеть из следующего замечания свт. Иоанна Златоуста: “Я прервал мою беседу не без причины, но потому, что есть такие неотесанные люди, которые, взяв в руки Святую Библию и найдя там перечень дат или список имен, сразу же перескакивают через них и тем, кто упрекает их, говорят: «Но это всего лишь имена! Ничего полезного!». Что это? Бог говорит к тебе, а ты смеешь сказать, что нет ничего полезного в том, что сказано?” 3 . Более решительно начинает он проповедь на Ин 4:54: “Как в золотых рудниках опытный в этом деле не оставит без внимания ни малейшей жилы, потому что она может доставить великое богатство, так и в божественных Писаниях не безвредно опускать даже одну черту или йоту, а надобно исследовать все. Все в них сказано Духом Святым и ничего нет излишнего” 4 . Такого рода замечания могут быть выделены во многих других отрывках из его проповедей. Св. Роман Сладкопевец говорит о том же в кондаке Божией Матери: “нет ничего незна­чительного в Писании”, пишет он, хотя, возможно, он черес­чур оптимистичен, когда продолжает: “ничего непонятного, но все ясное”. Более сорока лет назад преп. Л. С. Торнтон вторил словам свт.

http://pravmir.ru/issleduyte-pisaniya/

Как относиться к общественному мнению современным христианам? Самый простой ответ: игнорировать. Однако такой подход вряд ли правильный по ряду причин. Он бесперспективный с точки зрения миссионерства Церкви. Церковь продолжает служение апостольское: проповедовать Христа. И на этом поприще, разумеется, Она сталкивается с негативным общественным мнением. Если на него просто не обращать внимания, не оспаривать его, то в конечном итоге произойдет спад слушательской аудитории, которая могла бы стать паствой. И не следует забывать, что чаще всего под «слушательской аудиторией» имеется в виду не какое-то далекое общество, а наш ближний круг. Люди, которых мы любим. Если обратится к Священному Писанию, в котором хотя и отсутствует понятие «общественное мнение», но тем не менее есть немало указаний об отношении с людьми, что в свою очередь приводит к теме общественного мнения. В Послании апостола Иакова говорится о добром имени христиан, которое бесславится противниками Церкви (Иак. 2:7), о том, что христиане должны жить так, чтобы ни у кого не было повода для нарекания: «Не дать повода ищущим повод» (2 Кор. 11:12), «чтобы не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Можно возразить, что эти выражения говорят лишь о норме поведения христиан, а не об общественном мнении. В каком-то смысле это верно. Христиане должны жить праведно потому, что стиль жизни свидетельствует об их вере, а не потому, что нужно иметь хорошую репутацию. Должно быть праведными, а не казаться праведными. В противном случае это уже форма фарисейского лицемерия. И тем не менее слова апостольские не акцентируют только призыв к праведности, но связывают христианское поведение с мнением других людей. Мы, христиане, тоже часть социума. Мы приняли веру Христову и присоединились к Церкви. Но мы в большинстве своем не ушли из социума, не переселись в горы, в леса, в пустыни, а продолжаем жить, работать, проводить свободное время в социуме, где о христианах с древности часто принято говорить или в насмешливом, или в ироничном, или в обвинительном тоне.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/11/kak_o...

Мне кажется, что с древних времён природа интереса к подробностям грядущего суда не изменилась — этот интерес движим всё тем же желанием получше устроиться после смерти. Если слово Божие, открыв немногое, о чём-то умолчало, это не зря. Как сказал блаженный Феодорит Кирский, «Не должно доискиваться того, о чём умолчано, надлежит же любить написанное». В любом православном катехизисе можно прочесть, в том или ином варианте, следующее: «После смерти человек предстаёт на частный суд, на котором определяется его участь до всеобщего воскресения. Праведники до всеобщего воскресения в неполноте предвкушают блаженства, нераскаянные грешники до всеобщего воскресения в неполноте предвкушают мучения. После всеобщего воскресения состоится последний общий суд, после которого праведники в полноте пребудут в вечном блаженстве, нераскаянные грешники в полноте вкусят мучения». И ведь всё верно сказано, и фантазиями, сродни древнеегипетским, тут и не пахнет... Но эти сухие, словно созданные для зубрёжки безапелляционные формулировки ни в какое сравнение не идут с яркими образами Писания, с притчами, в которых Господь приоткрывал тайну вечности. Катехизис можно лишь зубрить, а в слово Божие можно с любовью долго и вдумчиво вчитываться. На литургии священник или диакон целует открытую страницу с текстом Евангелия после прочтения, и совсем невозможно представить себе, чтобы кому-то захотелось с такой же любовью целовать текст катехизиса. Но когда мы начнём с любовью, вдумчиво вчитываться в Писание, мы найдём в нём немало мест о суде, которые непросто согласовать с определением из катехизиса. Попробуем разобраться в некоторых из них. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него (Ин. 3, 17). Может показаться, что эти слова вовсе отменяют суд, но это не так, ведь апостол Павел говорит, что всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор. 5, 10). В первое Своё пришествие на землю Сын Божий явился в образе раба, в уничижении. Явился не судить, но спасти. А Его второе пришествие будет уже не в уничижении, но в славе для суда: Бог и Господь наш Иисус Христос будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим. 4, 1).

http://pravoslavie.ru/52008.html

Отец Иоанн создал в Кронштадте известный Дом трудолюбия, спасающий от голодной смерти тысячи людей, но 90% всех доходов этого заведения, задуманного как «общее дело», составляли его личные пожертвования. Вот пример из финансового отчёта Дома трудолюбия за год, где, кроме прочего, значится: Субсидия, отпускаемая по Высочайшему повелению — 1 000 руб. От Её Императорского Высочества великой княгини Александры Иосифовны — 200 руб. От Его Императорского Высочества великого князя Александра Михайловича — 100 руб. Пожертвования протоиерея И.И. Сергиева — 43 963 руб. По изданию бесед протоиерея И.И. Сергиева — 2 338 руб. 40 коп . Очевидно, милосердие о. Иоанна к страдающему бедному люду несравнимо превосходило милосердие богатых и знатных людей. В своей автобиографии о. Иоанн как бы объясняет причину этого: «С первых же дней своего высокого служения Церкви я поставил себе за правило: сколь возможно искренне относиться к своему делу, пастырству и священнослужению» . Он всерьёз отнёсся к своему христианству, и обласканные, пасомые им люди, естественно, обожали его. Добрый, единственный в своём роде пастырь не мог спокойно ни войти, ни выйти из храма — его привозили и увозили на извозчике, потому что люди буквально набрасывались на святого, как голодные птицы бросаются на крошки или зерна, брошенные для них милостивой рукой. Как то раз толпа буквально сбила его с ног и разорвала на клочки его рясу, так что о. Иоанн едва остался жив. Это свидетельство того, что подлинное, широкое милосердие имеет дело со стихией, которая не так проста, как нам представляется. Когда милосердствующий вторгается на территорию, где царит горе, где торжествует зло, он должен быть облачен в благодать, ибо ему предстоит сражаться за каждую «пядь земли», приобретаемой для Господа. «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5) такой подвиг не понесут. То есть, быть настоящим христианином и, тем более, пастырем овец Христовых — это значит быть воином, который должен обладать не номинальным, а реальным достоинством, которое определяется силой горения сердца. Трудно представить, как изменился бы мир, если бы все мы относились друг к другу с такой же участливой любовью, как о. Иоанн.

http://radonezh.ru/analytics/sol-zhizni-...

8. Отмечая, что в нынешних тревожных условиях люди особенно нуждаются в утешении и добром внимании пастырей, Архиерейское Совещание призывает всех архиереев и пресвитеров Русской Православной Церкви к неослабным пастырским трудам, к внимательному отношению к прихожанам, к умножению усилий по просвещению народа, а чад церковных — к деятельному участию в богослужебной, общественной и благотворительной жизни приходских общин. Епархиальные архиереи призываются к сугубой заботе о нуждах вверенного им духовенства и приходских тружеников. 9. Архиерейское Совещание вновь обращает особое внимание на необходимость тщательной подготовки кандидатов к принятию священного сана. Надлежит, по слову святого апостола, рук ни на кого не возлагать поспешно (срав. 1 Тим. 5:22), испытывать кандидатов в священный сан, должным образом подготавливать их к предлежащему поприщу готовить и с особенным вниманием наблюдать за первыми шагами недавно рукоположенных клириков. С удовлетворением отмечая продолжающуюся общецерковную работу по повышению образовательного уровня духовенства, Архиерейское Совещание просит Священный Синод рассмотреть возможность объединения существующих духовных учебных заведений для более эффективной дальнейшей работы по образованию и воспитанию будущих пастырей. При этом должны тщательно соблюдаться установленные Священным Синодом правила (журнал 112 от 30 августа 2019 года) относительно распределения выпускников в те епархии, откуда они были направлены на обучение. 10. Участники Архиерейского Совещания в Доме Святой Живоначальной Троицы у священной гробницы преподобного Сергия Радонежского, пребывая в любви друг ко другу и в единомыслии, с верой и надеждой молятся Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Который в силах уврачевать всякие нестроения, утешить всякую скорбь и даровать людям Своим глубокий и неотъемлемый мир. Да хранит Господь и Бог Церковь Русскую и всех ее служителей: архипастырей, благоговейных пастырей и диаконов, благочестивых монахов и монахинь, верных мирян, — и да ниспошлет людям Своим обильные милости, «дабы возрастать нам в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Петр. 3:1).

http://radonezh.ru/2023/07/19/postanovle...

Во-вторых, нам следует также знать, что Сам Бог " сошел " и явился на земле, пришло Слово Божие - Иисус Христос, " приняв образ раба " (Фил. 2, 7), и принесло нам истину, уже дополненную, завершенную и обновленную, так как Он Сам есть " путь и истина и жизнь " (Ин. 14, 6). Поэтому Христос, желая указать на человеческое неразумие, говорит: " А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога " (Ин. 8, 40). Именно эту истину Он передал апостолам, а те своим преемникам, епископам, всей Церкви (Апостольское Предание). Далее, после Вознесения Господня Бог посылает Церкви Утешителя, " Духа истины " (Ин. 14, 16-17), Который " наставляет на всякую истину " (Ин. 16, 13) членов ее. Итак, истина пребывает в Церкви: в этом нет сомнения. Это нам подтверждает и богодухновенный ап. Павел, когда говорит, что Церковь является " столпом и утверждением истины " (1 Тим. 3, 15)- Это тем более естественно, что Церковь - это Тело Христово (см. Еф. 5, 23 и Кол. 1, 18). Это значит, что тело, этот организм Церкви, имеет своей главой Христа. А если Христос как Бог является непогрешимым, то следует, что и Церковь как одно целое обладает непогрешимостью, является непогрешимой. Следовательно, сегодня на земле, во всей вселенной непогрешимым законодателем, учителем и судьей является Церковь, этот богочеловеческий организм Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Итак, когда Церковь высказывается как одно целое, высказывается непогрешимо. Здесь возникает следующий важный вопрос: когда Церковь высказывается как одно целое? Ответ прост и известен: когда она высказывается и принимает решения " на Вселенском Соборе " . Этот простой и, вероятно, известный ответ не так уж и прост в своем осознании и, особенно, в своем воплощении. Каким образом Вселенский Собор (разумеется, после того как он будет признан Вселенским) выражает полноту Церкви, и почему представляет всю Церковь? Чем это достигается? Вот этим немаловажным вопросом мы и постараемся сейчас заняться. Во-первых, Вселенский Собор составляется из всех правящих иерархов Церкви. Они в свою очередь представляют всех живых христиан своих епархий, а все вместе они представляют полноту " воинствующей и борющейся " Церкви на земле, т.е. видимую Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1187...

- Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила. Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы. Кого нужно и можно поминать в записках В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Первая записка, подаваемая нами, - " О здравии " . Понятие " здравие " включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: " молитесь друг за друга " (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь. В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от " здравия " которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним - Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: " прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 1-4). Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: " Поминайте наставников ваших " (Евр. 13,7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1366...

Вы правильно осознаете психосоматический характер недуга, и на душевном уровне Вам мог бы помочь добросовестный психолог. Главное, не отчаивайтесь и помните, что Ваша бессмертная душа неповторима и дорога Господу. Никакая драма личной жизни не должна делать Вас больным человеком. Господь, быть может, промыслительно разлучил Вас с человеком, жизнь с которым помешала бы Вам спастись. Молитесь, чтобы Господь управил Вашу личную жизнь в соответствии со Своей Всеблагой Волей. С уважением, священник Михаил Самохин. Здравствуйте! У меня ощущение, что я очень плохой человек и никому не нужный. Если даже это так, как мне преодолеть уныние, пессимизм из-за этого ощущения? Здравствуйте, Дария! Просто помните, что даже в таком состоянии Всеблагой Господь любит Вас и для Него Вы ценны и неповторимы. А   чувства, о которых Вы пишете, душевредны. Их нужно исповедовать как грех и прислушаться к советам священника, который будет принимать исповедь. С уважением, священник Михаил Самохин. Здравствуйте! Прочитала у вас на сайте, что священник обязательно должен взять в жены непорочную чистую девушку. Объясните, откуда пошло это? Я конечно не уверена, но по-моему в библии про это ничего не говорится. Заранее благодарю за ответ. С уважением, Ольга Здравствуйте, Ольга! Основанием для необходимости хранения добрачного целомудрия ставленником и его женой являются, например,   указания апостола Павла: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,» (1 Тим.3,2) и «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности».(Тит.1, 5-6). Слова «одной жены муж» означают требование абсолютной моногамии. Причем названное Вами условие — не единственное препятствие к принятию священного сана. Церковные каноны не допускают в клир второбрачных. Брак с вдовой или разведенной, а также совместная жизнь с женщиной, уличенной в измене, также служат абсолютным препятствием к посвящению в церковный сан. Жена ставленника должна быть также православной.

http://pravmir.ru/za-sovetom-k-batyushke...

Далее, рассматривая каждое из божественных начал жизни, отец Олег поясняет: «Нация есть третье начало, созданное Богом… нация есть граница ответственности, очерченная рукой Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека, предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: Сойдем же и смешаем там языки, так, чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11, 7). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному, а не ложному “вавилонскому” единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви . Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И, напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого… Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 5)». «Не любящий земное Отечество неблагонадежен для Небесного…» (Святитель Филарет Московский). «Писание учит нас именно соборному домостроительству, – продолжает отец Олег, – и противопоставляет его эгоизму субъективной религиозности. Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться: “Отче мой”, а учил нас молиться: “Отче наш” (Мф. 6, 9)»… «…Учение о личном спасении есть надуманная эгоистическая ловушка для ленивого типа религиозности, чуждой великорусскому пониманию соборности и святости… Апостол Павел, чуждый эгоистической сотериологии (учению о спасении), был “апостолом национализма”. Он действительно любил свой народ, и любил до самозабвения, самоотречения и даже самоотчуждения во Христе. …Однажды в порыве патриотических чувств воскликнул о себе: И великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9, 2-3). Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти обрели спасение во Христе и со Христом». И нас он призывает к тому же: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/29/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010