5). Однако перечисляемые далее моральные качества, которыми должны обладать пресвитеры, очень близки к тем, к-рые были перечислены в 1 Тим 3 для Е., а в ст. 6-9 эти пресвитеры прямо именуются Е.: «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать». Главным отличием от 1 Тим 3 является особый акцент на сохранении Е. истинной веры и обличении им еретиков. Сопоставление этих посланий показывает, что автор не проводит четкого различия между пресвитерами и Е. Вероятной причиной этого является либо нестабильность терминологии для обозначения различных церковных служений, либо то, что в ту эпоху высшую ступень в церковной иерархии все еще занимали апостолы. Е. в эпоху мужей апостольских Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. К-польский. Икона. Ок. 1523 г. (ЦМиАР) Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. К-польский. Икона. Ок. 1523 г. (ЦМиАР) В «Дидахе» наряду с апостолами, пророками и учителями (дидаскалами) упоминаются «епископы и диаконы» (Didache. 15. 1). В отличие от первых 3 служений они являются выборными (об их избрании сказано: χειροτονσατε - т. е. «[голосуйте,] поднимая руки»). Е. должны быть кроткими, несребролюбивыми, истинными и испытанными и исполнять в общине функции пророков и учителей, вероятно, по той причине, что апостолы, пророки и учители не находились постоянно на одном месте, но перемещались от одной общины к другой. Пророки и учители называются в Дидахе «архиереями» (Didache. 13. 3). Пресвитеры в этом памятнике вовсе не упоминаются. В 1-м послании сщмч. Климента I , еп. Римского, приводится краткое объяснение происхождения степени Е.: апостолы, «проповедуя по различным странам и городам, первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» ( Clem.

http://pravenc.ru/text/190033.html

3, 1-8). Вопреки ясному наставлению Спасителя, что Он только один – Учитель людей (Мф. 23, 8), и вопреки ясному убеждению апостолов, что истина в Иисусе (Ефес. 4, 21), и что в Нем только одном сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Колос. 2, 2-3), и что поэтому никто не может положить другого основания религиозной веры и надежды людей, кроме положенного Самим Христом и данного именно во Христе (1 Кор. 3, 11), гордые люди поврежденного ума (1 Тим. 6, 5) не захотят более иметь во Христе своего единственного учителя, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4, 3). В силу такого распутства ума, зло естественно будет развиваться в людях и естественно же вызовет свое неизбежное следствие. Водимые страстью ненасытного себялюбия, опорочившие разум и поправшие голос совести, люди примутся истреблять друг друга: друг друга будут предавать и возненавидят друг друга; и восстанет народ на народ, и царство на царство, и наступит такая великая скорбь, какой еще не было от начала мира (Мф. 24, 10; 7, 21). Но даже и великая скорбь не образумит людей. Хотя среди ужасов всеобщей резни они несомненно будут вспоминать о христианской вере во Христа и несомненно будут желать, чтобы Христос действительно пришел к ним на помощь, но, по причине умножения беззакония (Мф. 24, 12), они будут желать себе другого Христа, который льстил бы их слуху и был бы для них сильным царем непременно от мира сего. Поэтому многие бессовестные искатели приключений воспользуются тогда людским ожиданием Христа и будут выдавать себя за Него; и найдутся между ними такие искусные чародеи, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24), т.е. людей, которые останутся верными почитателями истинного Бога Христа; и наконец даже откроется такой человек греха, сын погибели, который поставит себя выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога (1 Фессал. 2, 3-4), и этот именно человек окажется как раз таким человеком, пред которым тогда пожелает преклониться все развращенное поколение людей (Апок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

И еще: Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим. 2, 12).Причину тому приводит апостол: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2, 13-14). Однако же мужьям надо помнить, что апостол написал в другом месте: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28), и жен своих иметь не как рабынь, но как помощниц и как свои тела любить, по апостольскому увещанию, как выше сказано. Женам да будет образ в повиновении мужьям своим святая Сарра, которая повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3, 6). Да не стыдится и ныне жена мужа своего господином называть, если хочет быть дочерью святой Сарры.Союз брака должен быть тверд и ненарушим без достаточных к тому причин. Так повелевает Божие слово: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16, 18). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Жена связана законом, доколе жив муж ее (1 Кор. 7, 27, 39). Георгий, затворник Задонский Любовь покрывает множество грехов, как свидетельствует Писание, которое всегда питает Вас; и сие есть истинная крепость души Вашей... Теперь, что бы ни представлялось Вам противного и прискорбного в друге Вашем, все то покройте Вашею любовию, что только относится собственно до Вас; перенесите последние тяжести. И мирным сердцем, при мирном слове Вашем Вы его обрящете, только да не уклонится сердце Ваше от долготерпения. Сколько раз нанесет он Вам оскорбление, столько или более в молчании смиренною молитвою испрашивайте ему у Господа милости - и сие истинно сбудется по вере Вашей. И еще повторяю истинное слово: мир Божий, превосходящий всяк ум, да обымет Вас в мужественном терпении Вашем! Благодушествуйте.Кротостию же и любовию Вашей побеждайте злобу и, покуда муж Ваш жив, не оставляйте его; почитайте его как отца, молитесь за него: ведь смерть не за горами! (Вскоре за сим последовавшая смерть мужа В.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1375...

«И все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Христианин – это «воин Иисуса Христа» ( 2 Тим.2:3 ). Прежде всего, конечно, такое определение относится к благовестникам слова Божия. Но апостол Павел не может себе представить христианской благочестивой жизни, которая была бы замкнута в себе и была бы занята только собою, а не проявлялась бы более или менее постоянно свидетельством об истине перед окружающим миром. В понимании апостола Павла каждый христианин в некоторой мере должен быть миссионером. И только такое понимание христианской жизни и благочестия соответствует и требованиям Самого Господа Иисуса Христа: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» ( Мф.5:14 ); «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32-33 ). И, конечно, нельзя ходить в этом мире по стопам Распятого без какого-то участия в Его страданиях. Христос прямо говорит: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). Внешнее счастье и благополучие в этом мире поэтому далеко не всегда являются знамением благословения Божьего. Напротив, «горе вам, пресыщенные ныне…» – говорит Господь – и «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их» ( Лк.6:25-26 ). Нам надлежит многими скорбями войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ), в то время как в этом внешнем мире «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». Но зато постоянно дается нам великая помощь от Господа. «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» ( Пс.33:20 ). Правду этих слов псалмопевца апостол Павел испытывал на опыте всей своей жизни. Какие «гонения я перенес, – говорит он, – и от всех избавил меня Господь». И перед лицом смертной казни он знает: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» ( 2 Тим.4:18 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Приняли народы, которые о Нем и не слыхали, и поклонились Ему. Слава Богу, что нам свет Его блеснул. Примем же Его достойно, и возлюбим святое явление Его, и послужим Ему, как Царю нашему и Богу, и в вере и исповедании Его до конца пребудем. Да исповедует и нас пред Отцом Своим Небесным, как говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32). Если исповедуем Его Сыном Божиим, Богом и Господом и Царем нашим, то и послушаем Его, и поработаем Ему, как Царю нашему, Господу и Богу, и по правилу святого Евангелия Его поживем. Так, если будем Христовыми здесь, то и там Христос за Своих признает нас пред Отцом Своим Небесным. Слушай, христианин, какие объявляет апостол приметы тех, которые Христовы. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Вот приметы Христовых людей. Того, кто имеет Дух Христов, апостол также называет человеком Божиим (Рим. 8:9; 1 Тим. 6:11). Будем же, христиане, не одним исповеданием Христовы, но и делом и истиной, чтобы и здесь, и на Страшном Суде за Своих нас признал Христос. Твердое же основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). Знаю Моих, и Мои знают Меня, – говорит Господь. И еще: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин. 10:14,27–28). Видим в святом Евангелии Его, что один из учеников Его, по имени Иуда Искариотский, продал Его замыслившим убить Его, и продал за тридцать сребреников, и лестным лобзанием предал Его в руки их. Заметил льстец лукавый, что архиереи, книжники, фарисеи замыслили убить Иисуса, а сердце сребролюбивое имел. Пришел к ним, жаждущим неповинной крови, и сказал им: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они же предложили ему тридцать сребреников (Мф. 26:15). И за такую малую цену продал беззаконный Бесценного?! Ты видел, Иисусе, помышления и козни лукавые, которые против Тебя строили враги Твои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Иоан. 10:1—16;    Христос есть Глава Церкви Православной, «Пастыреначальник» стада Своего (1 Петр. 5:1—6). Кто не в Церкви Православной, тот не в стаде Христовом, не Христова овечка.    Зачинщики новых религий уводят от Христа овец и увлекают их за собою и все ушедшие имеют своими пастухами не Христа, а гордых противников Церкви и самочинщиков. Ими управляет начальник противления — диавол и слуги его.    Смотрите, что делают противники Веры Христовой, Православной! (Ин. 10:10)    Еще определеннее говорит об этих зачинщиках новых вер и устроителях новых религиозных обществ Дух Святый через Апостолов:    Апостол Павел говорит Ефесским епископам: «я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:28—30).     «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17, 18).     «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами» (2 Петр 2:1—3).     «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых» (2 Кор 11:13). Появились ли действительно эти люди, желающие завести свои религиозные общества?   Появилось их очень много (читай об этих древних сектантах 2 посл. Ап. Перта и посл. Ап. Иуды) еще во дни Апостолов, а после Апостолов еще больше увеличилось всяких гордых сектантов. Таковы Именей и Александр (1 Тим 1:20; 2 Тим 2:17, 18) Николаиты (Откр. 2:15). После этих появились гностики, смешавшие христианство с язычеством; маркиониты, отвергшие весь Ветхий Завет; ариане, не признававшие Господа Иисуса Христа Богом; несториане, говорившие, что Иисус родился простым человеком и только впоследствии в Нем поселился Христос Бог; монофизиты, признававшие во Христе одну только Божественную природу; монофелиты, признававшие во Христе только одну волю Божественную, а человеческую отрицавшие. Много и других сект было, а на смену их пришли новые секты, которые существуют и теперь, сманивают к себе православных, чтобы этим погубить их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

4). Но если вкушение идоложертвенного является публичным актом, к-рый маловерные или неверующие (не понимающие сути 1-й заповеди) рассматривают как отступление от веры, христианин должен отказаться от этого, чтобы никого не ввести в соблазн (1 Кор 8. 7-13). В Послании к Ефесянам он связывает мысль о единстве истинного Бога с идеей о единстве веры и однократности Крещения (поскольку это таинство есть вхождение в Церковь) (Еф 4. 6), а в 1-м Послании к Тимофею - с учением о том, что только один «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). Основные предметы 2, 7 и 8-й заповедей (запреты красть, прелюбодействовать и поклоняться идолам) становятся темами нравственных назиданий ап. Павла: «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (Рим 2. 22; ср.: Гал 5. 20; Еф 5. 5). Заповедью о почитании отца и матери ап. Павел обосновывает призыв к детям слушать родителей («ибо сего требует справедливость») и к родителям - воспитывать детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф 6. 1-4; Кол 3. 20). Имея в виду запрет прелюбодейства, апостол рассуждает о смысле и ценности брака, а также указывает на уникальность брачного союза, на недопустимость для разведенных повторного вступления в брак (1 Кор 7. 1-11). Он призывает христиан избегать общения с теми, кто лишь внешне являются христианами, но на деле нарушают 1, 7 или 8-ю заповедь (с «идолослужителями», «блудниками», «лихоимцами» или «хищниками» - 1 Кор 5. 9-11); подобные им «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). Нарушителя 9-й заповеди - «любостяжателя» - ап. Павел рассматривает как «идолослужителя», к-рый вместе с «блудниками» «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф 5. 5). Необходимость исполнения 7-й и 10-й заповедей подчеркивается в призыве апостола в Евр 13. 4-5 к воздержанию от блуда, прелюбодейства и сребролюбия. Предлагаемое им правило действенного покаяния: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф 4.

http://pravenc.ru/text/Десять ...

Христос и самарянка. Икона. Нач. XVII в. Мастер Никифор Савин (ГРМ).Фрагмент Христос и самарянка. Икона. Нач. XVII в. Мастер Никифор Савин (ГРМ).Фрагмент Дар В. ж. воспринимается людьми уже здесь, на земле, через веру в Сына Божия (Ин 3. 36; 5. 24) и Крещение (Ин 3. 5). В беседе с самарянкой Христос говорит о живой воде, т. е. о благодати Св. Духа, к-рая становится в принимающих ее «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4. 14). Приобщиться к В. ж. могут как живые, так и почившие. По мысли Патриарха Сергия (Страгородского) , В. ж. «не обусловлена воскресением из мертвых, она раньше его, и как будто бы даже обусловливает его собою: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я (как будто бы в силу этого) воскрешу его в последний день» (Ин 6. 54). С др. стороны, «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин 3. 15), т. е. не только не имеет твердой надежды на получение вечной жизни в будущем веке, но прямо не имеет вечной жизни здесь на земле, как своего душевного достояния» ( Сергий (Страгородский), архиеп. 1898. С. 113-114). Полученный в Крещении Божественный дар В. ж. должен быть не только сохранен, но и преумножен (ср. Мф 25. 14-27). Он требует динамичного восприятия и непрестанного развития, «возгревания» (2 Тим 1. 6) со стороны самого человека. Этот процесс осуществляется через соблюдение заповедей (Мф 19. 17), самоотверженное следование за Христом (Мф 19. 29), Который есть «путь, истина и жизнь» (Ин 14. 6), постоянство в добродетели (Рим 2. 7) и евхаристическое приобщение к Христовым Плоти и Крови (Ин 6. 54). Однако полное приобщение к В. ж. станет возможным только после всеобщего воскресения (Ин 6. 40; 2 Кор 5. 1), когда Бог обновит все творение, соделает его нетленным и вечным (Откр 21. 5). В новом преображенном состоянии (1 Кор 15. 51-53) человек получит возможность созерцать Бога непосредственно (Откр 22. 4), «как Он есть» (1 Ин 3. 2). Богопознание , непрестанно возрастающие соединение с Богом и уподобление Ему станут источником бесконечного блаженства человека, содержанием его вечного бытия: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17. 3). Это соединение не предполагает спиритуалистического развоплощения или пантеистического растворения в Божестве, напротив, человек не утратит ни своего личностного начала, ни духовно-телесной целостности. Так будет окончательно осуществлен Божий замысел о творении.

http://pravenc.ru/text/вечная жизнь.html

Необходимость быть терпеливыми к немощным и служить им « во благо, к назиданию » открывается из того, что, только при такой братской взаимности, можно сохранить святое согласие о Христе Иисусе, соблюсти единение духа, иметь единое сердце и единую душу (ст.5), — а это дает нам возможность едиными устами славили Бога , Который есть Бог терпения и утешения, и Отца Господа нашего Иисуса Христа (ст.6). « Посему , заключает апостол, принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию » (ст.7) Господь Христос не праведников возлюбил нас, но оправдал нас, приняв грешниками. Так и вы должны сносить слабости ваших братий и все делать для их спасения.» Извлекаем отсюда следующие темы с планами для проповедей: Сильные должны носить немощи немощных « Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных «(ст. 1) Как в добром семействе один член заботится о другом, старший помогает младшему и все живут друг для друга: так и в обществе христиан, составляющих единое семейство единого Отца небесного, каждый из членов должен заботиться не о себе только, но и о других ( Фил. 2:4 ; Гал. 5:13 ; 6:2 ). Сильные должны носить немощи немощных. 1. Что это значит? а) Силен ли кто властью , пусть пользуется ей: а. не для своих выгод и интересов; b. но для блага вверенных его власти, помня слово Господа ( Марк. 10:43 ; Премуд. 6:6 ). Кратко: пусть будет слугой Божиим во благое для своих подчиненных ( Рим. 13:4 ). б) Силен ли кто богатством , пусть употребляет его: а. не для своих только нужд и не для удовлетворения своим прихотям; b. но для призрения неимущих ( 1 Тим. 6:18 ; Тов. 4:7–8 ). Вообще: пусть будет смотрителем Божьим над сокровищами, а не их господином ( Лук. 12:48 ). в) Силен ли кто мудростью и познаниями, пусть: а. служит с любовью своими советами и познаниями ближним; b. помнит, что между его ближними есть много младенцев, которых нужно питать еще молоком, а не твердой пищей. г) Силен ли кто верой и благочестием , пусть носит немощи немощных в вере: а. не презирает и не чуждается их, но с любовью терпит ( Кол. 3:13 ; Рим. 15:7 ) и со кротостью врачует их недостатки ( Гал. 6:1 );

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Идеалы свободного мира - правовое государство и бизнес-успех. По Шмеману этими же идеалами живет и Церковь. То есть, она служит не Богу, а мамоне (Мф. 6, 24). Но мне кажется, что Шмеман несколько сгустил краски. И в России Церковь облепили как короста себялюбцы, которые заявляют громко о себе, и поэтому кажется, что они-то и есть Церковь. А внутри Церковь жива, полна «тайными среди мира рабами Божиими»; она их массами - поколение за поколением - вводит в Царство Небесное. Их не видно и не слышно. Только иногда обстоятельства высвечивают их, как высветили они воина-мученика Евгения Родионова. Но если Шмеман прав в своем описании американского православия - это действительно страшно, это губительно. Во втором параграфе своего доклада Шмеман говорит: что у русских приходов в Америке «кроме религиозной, была еще и естественная база этническая, национальная, языковая... Но теперь этот иммигрантский период быстро приходит к концу» (с.56). Шмеман забывает, что русский народ несет в себе нравственные начала, которые даны в Священном Писании. Во-первых, нестяжательность. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться, впадают...в бедствие и погибель. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 8-10). Госпожа Старовойтова когда-то говорила, что рыночные отношения в России не устанавливаются из-за Православия. Во-вторых, нелюбовь в судам. «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 10). - «Как смеет кто у вас...судиться у нечестивых?» (1 Кор. 6, 1). Затем терпение. «Для чего бы вам не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 7). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Потом смирение. «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16). - «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Петр. 5, 5). И, наконец, самопожертвование. «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 4). - «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Это последнее Евангельское требование великий полководец Суворов выразил своими словами: «Сам погибай, а товарища выручай». И до сих пор - и в Афганистане, и в Чечне - русские воины показали верность этому его завету.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010