Что же затем? Чистое тело закутывается плащаницами и вновь Царица полагается: на одре. Затем лампады, благовония и сопутствующие гимны; ангелы естественными языками воспевают наиболее приличествующий им гимн, апостолы же и богоносные отцы возглашают приятные Богу и вдохновенные Духом песнопения. 12. Тогда, как раз тогда ковчег Господень отходит от горы Сион (Пс. 131:3, 13, 14) [и], двигаясь на славных плечах апостолов, переправляется в небесное святилище посредством гроба. Сначала его несут по городу, как прекрасную невесту, украшенную неприступным сиянием Духа, и так поставляют к священнейшему селению Гефсимании, причем ангелы, покрывая гроб крыльями, предваряют и сопровождают его, а [с ними] и вся полнота церковная. И как царь Соломон при понижении кивота в созданном им храме Господнем «созвал... в Сион всех старейшин Израилевых..., чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона...; и подняли священники ковчег... и скинию свидетельства; и несли их священники и левиты. А царь... и весь народ шли перед ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота.... И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов» (3 Цар. 8:1—6). Так и ныне при положении мысленного кивота (не завета Господня, но Самой Ипостаси Бога Слова) Сам новый Соломон, Начальник мира и величайший Зиждитель всей вселенной собрал сегодня в Иерусалиме премирные полки небесных духов и первенствующих [мужей] Нового Завета, я имею в виду апостолов со всем народом святых [их] учеников. И Он вводит душу посредством ангелов во Святое Святых (Евр. 8:2—5, 9:12, 23—24), первообразное, истинное и небесное, — под крылья четверовидных животных (Иез. 1:5—8), — и сажает возле престола Своего «во внутреннейшее за завесу, куда предтечею» Сам Христос телесно вошел (Евр. 6:19—20). Что же касается тела, то оно было носимо руками апостолов, в то время как «Царь царствующих» (1 Тим. 6:15) покрывал его сиянием невидимого Божества, а весь лик святых следовал впереди его, издавая священные восклицания и принося «жертву хвалы» (Пс. 106:22), пока не было предано гробу, как некоему брачному чертогу, а через его посредство отрадному Эдему и небесным жилищам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανν). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла. Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий. В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано? В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие. «Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим. 4: 10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть (Ин. 1: 1, 3)» . Валаам на ослице и Ангел. Фреска С другой стороны, во Христе весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). То есть с Рождеством Христовым мы наблюдаем как бы начало нового дня и нового мира – Церкви Нового Завета! «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось (то есть при сотворении первого мира. – прот. О.С .). Оно обновляется каждое утро (при совершении Литургии. – прот. О.С .); велика верность Твоя!» (Плач. 3: 22–23). Следующая паремия в навечерие Рождества Христова – это чтение из 24-й главы Книги Чисел. Здесь рассказывается о таинственном языческом пророке Валааме, современнике Боговидца Моисея, который созерцает, проницая время и пространство, Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24: 17).

http://pravoslavie.ru/99900.html

Сам апостол прибегает к выражению предельной немощи человеческих слов: " мудрость Мира сего безумие пред Богом " (1 Кор. 3, 19). " Кто думает быть мудрым, будь безумным " . Господь " избрал немудрое, чтобы посрамить мудрое " . Ветхому миру мудрецов земных апостол противопоставляет людей новых: мудрых во Христе (1 Кор. 4, 10). " Славлю Тебя, Господи, Отче неба и земли, что утаил сие от премудрых и разумных и открыл то младенцам " (Мф. 11, 25).Слово христианское (то, которое имеет в себе " соль " ) " не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы " (1 Кор. 2, 4).Вера (вход в Новую Жизнь) должна утверждаться " не на мудрости человеческой " (1 Кор. 2, 5). Откуда же такое недоверие к мудрости человеческой? Но это не только недоверие, это огненное отвержение всего ветхого круга знания, как внебожного бытия. " Еллины ищут мудрости " ... (1 Кор. 1, 22). Кто такие эти - " еллины " ? - Ветхая культура человеческая, ветхий, замкнутый в себя, отгораживающийся от живого Бога мир. Это - философия мира сего, мудрецов, " всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины " (2, Тим. 7)... Это - мучительно - мудрствующий и бесконечно возносящийся тленный век, имеющий у себя " только вид мудрости " (Колос. 2, 23).Какая страшная сила слов отвержения ветхого - не приводящего к Богу знания. Безумным - не знающим - быть надо, чтобы чрез это распятие ветхого смысла, чрез эту смерть человеческого ничтожного глубокомыслия возродиться, возникнуть в новый мир Премудрости Божией.Борьба с похотью мира сего завершается отвержением и похоти знания.Мир взорвется не преображенным знанием. Погибнет от своей плотской науки, не уравновешенной, не освященной чистым знанием духа. То, что могло быть благословением, будет проклятием для человечества. Развязанная сила материи обрушится на развязывателей и сомнет их. В эти минуты, ангелы будут жать плоды покаяния и молитв.В мире науки и философии произойдет и происходит уже то, что и во всех областях ветхой жизни: " Будут двое на поле: один берется [в Царство Божие], а другой оставляется; две мелющих на жерновах: одна берется, а другая оставляется " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1394...

5:14). Говорит же и один мудрец: Не укоряй человека, обращающегося от греха(Сир. 8:6), но лучше помышляй доброе пред лицом Господа и человеков. Посему будем хранить, возлюбленные, сердце наше утвержденным, чтобы не внимать чужим падениям и не порицать, чтобы и мы не услы шали от Давида: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр (Пс. 56:6). Ибо и друзья Иова, порицая его, говорили: где есть дом княжь? (Иов. 21:28). И вновь: Аще бо ты умреши, не населенна ли будет поднебесная? (Иов. 18:4). И Елифаз говорит:     Еда злоба твоя есть не многа? безчисленнии же твои суть греси? В залог бо имал еси от братии твоея вотще, одежду же нагих отнимал еси, ниже водою жаждущих напоил еси, но алчущих лишил еси хлеба… вдовицы же отпустил еси тщи и сироты озлобил еси. Сего ради обыдоша та сети (Иов. 22:5-10). [Col. 1592] Говорили они ложь, порицая его, но не из-за ненависти, а для того, чтобы унизить его словами. Ведь были они родственниками, так как Елифаз был старшим братом отца его, однако праведник все перенес благородно и, хотя и был в таком несчастье, да и еще порицаем, за них всех умилостивил Бога: если бы не молитвы Иова, то погубил бы их Бог. И это об Иове. Еще же: Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится (Сир. 23:19), по Писанию. Мы же, христиане, шествуя по пути святых, скажем: Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него (Пс. 54:12). И следующее: Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся (Пс. 101:9); Аз же яко глух не слышах (Пс. 37:14). Говорит же и блаженный Петр: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы и силы, Дух Божий почивает на вас (1 Пет. 4:14). И апостол Павел: Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим. 4:10). Когда Господь был на кресте, проходящие мимо хулили Его, кивая главами своими. Так же и архиереи вместе с книжниками, издеваясь, говорили: Других спасал, а Себя Самого не может спасти… Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

852. Пс. 34:10. 853. Ин. 14:23. 854. Ин. 14:21. 855. Слово 58, по славянскому переводу. На эти слова преподобного Ефрема Сирина ссылается святой Иоанн Лествичник в «Лествице» своей: «Кто, прежде будущей славы, сподобился такого бесстрастия, какого сподобился святой Сириянин? Славный в пророках Давид говорит Господу: ослаби ми да почию (Пс. 38:14); Божий подвижник взывает: ослабь во мне волны благодати Твоей». Слово 29, гл. 8. В состояние, подобное описанному здесь, пришел юный инок Захария, которому дарована была за смирение его особенная, ощутительная благодать Святого Духа. См. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Огнь, нисшедший в сердце, восстановляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо, тогда совершается сошествие огня в горницу души». Слово 27, гл. 45. О духовной теплоте см. в «Слове о Иисусовой молитве» (Аскетические опыты, том II). Эта теплота бывает иною в начале своем и иною в недостижимой полноте своей. 856. Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием (Пс. 99:2). 857. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Слич. Мф. 5:8. 858. 1 Тим. 6:16. «Во свете живым неприступней», см. объяснение Иоанна Златоуста Аскетические опыты, т. 2, стр. 751. 859. …мрак под ногами Его. …Наклонил Он небеса и сошел… И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим… (Пс. 17:10–12). 860. Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его (Пс. 99:3). 861. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, главы 13 и 14. 862. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его (Пс. 99:4). 863. …исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (Еф. 5:18–19). 864. Утренняя молитва по 12-ти Господи помилуй. 865. Пс. 18:10: Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе [Суды Господни — истина, все праведны]. 866. Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются (Пс. 84:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

b. Нужно довольствоваться одним дружественным словом напоминания , относительно тех или других наших обязанностей. О весах говорят, что они чувствительны, если они определяют малейший вес и проч. Член тела чувствителен, если он чувствует малейшую сырость или холод и проч. Так и человек не должен допускать себя до выговоров или наказания: одного слова должно быть достаточно для него, чтобы удержать от того или другого заблуждения и т. д. “ На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов ” (Причт. 17:10) с. Сделанное по необходимости порицание или наказание должно принимать к предостережению . Наказание умудряет. Погрешив однажды и получив за это наказание, не следуеть более допускать себя до вторичного наказания. Погрешивших, которые псправляются, почитают часто более, чем тех, которые никогда не погрешали. б) Но что можно из чувствительности требовать также и от других ? а. Чтобы они делали свои напоминания, увещания, предостережения в надлежащем виде . В них не должна проглядывать вражда, ненависть, страсть к порицанию и проч. Слишком много не должен позволять себе другой в отношении к нам. “ Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев ” (1 Тим. 5:1). “ Отцы, не раздражайте детей ваших ” (Кол. 3:21) b. Чтобы напоминания, предостережения и проч. исходили от надлежащих людей . Наставляющий должен быть сам чужд порока, против которого делает наставление. “ Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей ” (Псал. 140:5 ). Напротив, в отношении к погрешающим начальникам имеют значение слова Спасителя: “ всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте ” (Мф. 23:3 ) с. Чтобы напоминания и проч. делались в надлежащее время . Это — двойное наказание, если обличают в присутствии людей завистливых, или боязливых и т. д. Первое увещание должно происходить всегда глаз на глаз. “ На пиру за вином не упрекай ближнего ” (Сир. 31:36 ). 2. Не надобно быть слишком чувствительным.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Не знают они, насколько милость Божия превосходит наш ум. Они хотели бы, чтобы Господь смешал Царство вечного света с тьмой, чтобы и на небе, как и на земле, наступило смешение добра и зла. Хотели бы, чтобы Иуда, и Каин, и все братоубийцы, все безбожники, кровопийцы, развратники, мошенники, богохульники, осквернители святынь – все, все нераскаявшиеся преступники встали одесную Христа на последнем Суде вместе со святыми, мучениками и праведниками и чтобы ошуюю Его никого не осталось! Разве это справедливость? Разве справедливо дать ту же плату тем, кто даже не ступил на ниву Хозяина, и тем, кто трудился на ней весь день? Разве это милость – смешать свет и тьму, истину и ложь, пшеницу и плевелы? Человече, кто еси, чтобы учить справедливости Начальника справедливости? Чтобы напоминать о милости Тому, Кто дал Себя распять за людей? Поклонись святыне справедливости Его и неисчерпаемой глубине милости Его и возопи: “Всемилостивый, помилуй и спаси меня, грешного!”. Письмо 148 одному попечителю, о священстве Ты услышал, как еретики говорят: “Все христиане являются священниками, и поэтому особые священники нам не нужны. Ибо каждый крещеный в крещении получил священническое достоинство. Следовательно, каждый христианин или христианка могут совершать священнические действия, которые сейчас совершают только рукоположенные священники!”. Знай, что это великое заблуждение. В таком случае можно было бы сказать, что все христиане – апостолы, но мы знаем, что Господь наш избрал в апостолы особых людей. Апостолы в свою очередь рукополагали сначала диаконов, потом священников и епископов или патриархов. Об этом ясно написано в Деяниях апостольских (см.: Деян. 6, 6; 14, 23) и в посланиях святого апостола Павла (см.: 1 Тим. 3; 4, 14; 5, 17, 22; Тит. 1, 5). И святой апостол Иаков утверждает, что старейшинам церковным – пресвитерам Церкви – дана власть совершать священнодействия. Прочти слова его Послания: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

О действиях первоначальных устроителей Церкви, во исполнение воли Христа, мы узнаем из посланий Апостольских. Канонистами и экзегетами (См.: Lechler. Die Neutestamentliche Lehre vom heiligen Amte. Stuttgart, 1857. S. 434–436; Isenberg. Primat und Episcopat. S. 51–52; Fessler J. Der kanonische Process ... S. 12 sqq. и др.) издавна принято называть классическими два определенных указания апостола Павла на существование церковного суда. Одно из этих мест, служащих к обоснованию судящей и наказующей власти Церкви, находится в Первом послании к Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели» (Тим. 5, 19–20), второе – в Первом послании к коринфянам: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в Церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? " ( 1Кор. 6, 1, 4– 5 . Ср.: 1 Кор. Гл. 5.) В цитированных двух свидетельствах посланий апостола Павла о церковном суде наша церковно-каноническая наука(См.: Заозерский Н. Церковный суд… С. 23 слл.; Аноним. Искусственные приемы в науке канонического права//Правосл. обозрение. 1878. Т. 3. С. 484 слл.; (Иоанн, еп. Смоленский) Древние правила церковного суда//Правосл. собеседник. 1859. Ч. 2. С. 3 слл.; Он же. Церковный суд внешний или общественный//Христ. чтение. 1865. Ч. 1. С. 495 слл.; Соколов Н.К. Церковный суд в первые три века христианства//Правосл. обозрение. 1870. Т. 2. С. 302 слл.; Он же. Каноническое устройство церковного суда по началам вселенского соборного законодательства//Там же. С. 587, 752 слл., и др.) различает два вида суда, существовавшие во времена апостолов. В Послании к Тимофею говорится о суде предстоятеля над подчиненными ему служителями Церкви. Судебную власть в Церкви над последними апостол вверяет Тимофею как преемнику, наместнику апостолов, а в лице его – всему епископату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Природные Травматизм, аварии, болезни, смерть. Техника безопасности, медицина, спорт. Общественные Криминал, беззаконие, бесправие, беспорядки, бунты, революции. Криминалистика, органы защиты правопорядка. Правосознание Нравственные Аморальность, распущенность, деградация, цинизм. Этика, культура, семья. Позитивные традиции ДУХОВНЫЕ Сектантство, оккультизм, эзотерика, магия, колдовство, суеверия, демонизм, сатанизм. Сектоведение, криминотеология. Позитивная духовность Законы бывают природные, общественные, нравственные и духовные. Они появляются в результате взаимодействия природных, социальных и духовных систем. Несоблюдение законов всегда приводит к деструктивным разрушительным процессам в физиологии, психологии, технологии, экономике, политике, этике, праве, науке, а также... в духовности. Духовный мир также имеет свои законы. Это законы высшего порядка. Основной особенностью деструктивных религиозных культов является нарушение в первую очередь законов духовного мира. Библия так говорит о необходимости строгого соблюдения духовной законности: - «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5) - «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 23) - «Корей,... начальники общества,... собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это,... сказал...: «... покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Чис. 16, 1-5) - «... и сошли они... живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они... И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей,...» (Чис. 16, 30-35) - «И призвав... учеников Своих, Он дал им власть...» (Мф. 10, 1) - « Потом... позвал к Себе, кого Сам хотел ...» (Мк. 3, 13) Нарушение духовных законов всегда влечет к искажению или отрицанию расположенных ниже по иерархической лестнице нравственных и правовых законов. Яркий пример тому - сегодняшние трагические события на Украине , в происхождении и развитии которых ведущую роль вместе с правителями-марионетками западных политтехнологов сыграли именно деструктивные религиозные культы, и особенно так называемые неохристиане: неопротестанты (неохаризматы, неопятидесятники).

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/04/...

Так должны и духовные братья, то есть христиане, друг друга увещевать и отводить от бесчинной жизни, чтобы имя Божие и христианское учение не терпело поношения от язычников. Ибо как «добрым житием» христиан «славится» (Мф.5:16), так житием «злым бесчестится имя Его» (Рим 2:23-24). Слушай, что апостол пишет Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1 Тим 6:1). 3) Требует того братская любовь, дабы брат заблуждающийся не погиб, но на путь истины обратился, в покаяние пришел, и так бы спасение получил. 4) Тогда любовь ко Христу познается, когда не только о своем, но и о ближнего спасении заботимся. Когда Христос по Воскресении вопрошал святого Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? — отвечал Ему Петр: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И сказал Христос: Паси агнцев Моих» (ср.Ин 21:15—17). Из этого видеть может любой, как хочет Христос, чтобы друг о друге заботились и друг другу спасение искали; если хотим любить Христа, должны как себе, так и ближнему желать спасения. И хотя вышесказанное слово пастырей касается, однако Кровь Христова, за грешников пролитая, ко всем вопиет, чтобы не даром как ради нас, так и ради братьев наших пролита была, но плод бы свой спасение наше возымело. Алчет и жаждет Он спасения нашего, без сомнения; но кто как себя, так и ближнего исправляет и к покаянию приводит, тот как бы алчущего Его питает и жаждущего напаивает. Немалую любовь ко Христу показывает тот, кто во имя Его милость телесную ближнему оказывает; но большая любовь — когда духовно ближнего созидает. Ибо чем душа больше тела, тем больше милость к ближнему и ко Христу любовь, когда душа созидается. Ибо Христос весьма души человеческие любит, так что и умереть за них благоизволил. И потому ничто не может быть благоприятнее Ему, как спасение человеческое; и никто не может более Его любить, чем тот, который спасения ближнего ищет. 5) Когда в вещественном теле один член немоществует, тогда другой немощному помогает: например, рука другую руку или ногу больную врачует.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010