Тим.3:16) . Вот с чем мы вступали в святой Рождественский пост: с твердой верой в то, что совершилась великая благочестия тайна – Бог явился во плоти. Один из величайших учителей Церкви, святой Афанасий Александрийский, сказал дерзновенные слова: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Трудно вместить нашему обычному сознанию это великое предначертание, сказанное апостолом Павлом и подтвержденное святителем Афанасием в IV веке. Но, братья и сестры, ведь и Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный» ( Мф.5:48 ) . И о совершенстве постоянно Господь говорил – и в притчах Своих, и прямо говорил. «Никто, кто не возьмет своего креста, – сказал Он юноше, который спросил Его: «Что мне делать, чтобы быть совершенным?» – «и не идет вслед за Мной, не может быть Моим учеником» (См.: Мк.10:17 ; Мф.5:21; 10, 38 ; Лк.14:27; 18, 20 ) . Поэтому о совершенстве постоянно напоминает нам и слово Божие, и богослужение, и наша совесть. И вот сейчас, когда осталось уже совсем немного дней до праздника Рождества Христова, когда мы будем говорить эти праздничные слова, и песнопения огласят нашу церковь, задумаемся о том, так ли мы приняли эти наставления и Господа нашего Иисуса Христа, и святых апостолов. Напомню, что святой апостол, в свои последние дни, находясь в заключении в Риме, подводя итог своей апостольской проповеди, пишет ученикам своим, епископам, поставленным в Церкви: Тимофею, которого он называет любимым своим сыном, (См.: 2 Тим.1:2 ) и Титу, поставленному епископом в очень сложном народе – критянах. Вот, пишет он апостолу Тимофею, ученику своему: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое я тебе пророчествовал с возложением рук апостольских. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (См.: 1 Тим.4:14–16 ) . Отчего же, в чем, почему такая забота апостола Павла? Да, он, предвидя уже и свой отход от жизни, и будущие трудности Церкви, продолжая, говорит Тимофею: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Такой пастырь проповедует слово Божие своей пастве не толь­ко по сознанию своего долга, но и по требованию своего сердца, которое не может не отозваться живым словом на духовные нуж­ды своих духовных детей, подобно тому, как этого не может [не] сделать любящая мать, не могущая быть равнодушной к жизни чад своих, ибо „от избытка сердца (как бы невольно) говорят уста...“ Доброму пастырю памятно и понятно то сильное слово, какое некогда святой апостол Павел сказал своему ученику: „Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием“ (2 Тим. 4, 1–2). Понятно ему и то увещание апостола сего, чтобы пастыри терпеливо переносили скорби за дело благовестия от тех, которые не пожелают слушать их здравого христианского учения, „но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням“ (2 Тим. 4, 3–4). Но зато доброму пастырю понятна и та великая радость, с какой такой пастырь-подвижник ожидает своей смерти, даже мученической, в надежде получить заслуженную награду от Подвигоположника и Пастыреначальника – Христа, когда он сможет дерзновенно сказать вместе с великим апостолом-подвижником и мучеником: „Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, тече­ние совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец прав­ды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его“ (2 Тим. 4, 6–8). С дерзновением предстанет он тогда Престолу грозного Су­дии со своими послушными чадами духовными и воскликнет ра­достно: „вот я и дети, которых дал мне Бог“ (Евр. 2, 13)». 27 февраля 1909 года владыка Амвросий был назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Каменец­кого Свято-Троицкого монастыря. 8 марта он служил литургию в кафедральном соборе города Балты, по окончании которой напра­вился в духовную семинарию, где собрались воспитанники, препо­даватели и духовенство города. Епископ обратился к юношам, при­зывая их усердно готовить себя к пастырской деятельности, «указав как на живой пример этого служения на приснопамятного Иоанна Кронштадтского». На следующий день, вечером, в кафедральном соборе собралось духовенство города и множество народа. Молебен служил прибывший в этот день в Житомир епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) [e] .

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

Возрадуется и Господь о них: и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5). Будут видеть Бога Отца своего лицем к лицу (1 Кор. 13:12) и узрят Его как Он есть (1 Ин. 3:2). Будет и Бог на них смотреть, как Отец чадолюбивый на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровью Своею. Будут видеть в божественной славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением последовали, как Сам Он об этом молился: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17:24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь дружбу со святыми Ангелами и с ними вместе во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и дьяволом: Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Будут петь пресладкую песнь: «Аллилуия! Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему!» Тому слава, честь и благодарение да будет и от нас, недостойных, ныне, и присно, и во веки веков, аминь! О Боже Отче, Сыне Божий Единородный, и Святый Душе, Триипостасный Боже, Творче, Спасителю и Промыслителю мой, немерцающий Свете, неложная Истино, Любы вечная, Благосте бесконечная, непостижимое Всемогущество, непостижимая Мудросте, всегда сущая Вечносте, Начало безначальное, Сило вся действующая, Животе всех живущих! Живи мя, просвети мя и вразуми мя, да узрю любовь и благость Твою, которую Ты явил роду человеческому. Аминь! notes Примечания 1 Лик – собрание поющих и пляшущих, а также сама песнь, сопровождаемая пляской. Тимпан – музыкальный инструмент наподобие бубна (прим. ред.) 2 В псалмах: 5:7,15-16; 9:26-32; 11:3-5; 35:2-5, 36:12, 14, 21, 32, 35; 49:16-21; 51:3-6; 58:2-4, 8, 13; 63:4-7; 72:6, 7, 11; 93:5-7; 139:2-6, и в прочих. В апостольских посланиях: Рим 1:21-32; 1 Кор 6:9-10; 2 Кор 12:27; Гал 5:19-21; Еф 5:3-5; Фил 3:18-19; Кол 3:5, 8; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2-7; Тит 1:10,16; Откр 21:8; 22:15 и в прочих местах. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

осиянный небесным светом, стал Павлом, из гонителя — проповедником Евангелия. А если мы вспомним о сошествии Святого Духа на Апостолов в День Пятидесятницы, то и там “внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго” ( Деян.2:3-4 ). “Я знаю, которых избрал”, — говорит Господь ( Ин.13:3 ). Ныне — твоя Пятидесятница. Со смирением прими Божественное о тебе волеизъявление, со страхом Божиим и любовью приступай к апостольским трудам, беспрестанно молись: “Да будет воля Гвоя и на земле, как на небе” ( Мф.6:3 ). С детства ты возлюбил Христа, посвятив себя служению Церкви. Твоя иноческая жизнь начиналась в Свято-Троицком Городиловском монастыре, в Закарпатье. Ты получил высшее богословское образование в Московских духовных школах. Подвизался в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса. Потом ты вернулся на родную закарпатскую землю, потрудился и продолжаешь трудиться для утверждения там Святого Православия. В нелегкие для Украинской Православной Церкви времена ты вступаешь на путь епископского служения. Особенно сложная ситуация сегодня в Закарпатье. До предела обострились отношения между православными и католиками восточного обряда. Православные подвергаются насилию со стороны униатов. Тяжкое бремя несут наши священнослужители в этом регионе. Посему тот, кто желает быть епископом в этих условиях, по словам апостола Павла, воистину доброго дела желает ( 1 Тим.3:3 ). Апостолы и их последователи выходили на ниву Божию и сеяли слово Святого Евангелия, однако сатана шел теми же местами, щедрой рукой сея плевелы и похищая посеянное ( Мф.13:3-25 ). Посылал лжепророков, приходящих в овечьих одеждах, а “внутри суть волки хищные” ( Мф.7:3 ), предлагал мир, а сам разделял людей на классы, партии, движения, расы, нации, порождая вражду, зависть, ненависть. Для того чтобы зло не уничтожило человека совсем, чтобы не погиб он для Царства Небесного, создал Господь Свою Святую Церковь. Православная Церковь есть “Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины” ( 1 Тим.3:3 ), “и врата ада не одолеют ее” ( Мф.16:3 ). “Не бойтесь, — пересказывает Евангельское повествование святитель Иоанн Златоуст, — что Я, говорит Господь, посылаю вас словно овец среди волков и хочу, чтобы вы были, как голуби. Я мог бы поступить иначе: Я мог бы не попустить вам переживать какое-либо зло и не отдавать вас, как овец, волкам. Я мог бы сделать вас страшнее львов, но лучше этому быть, как есть: это и вам принесет больше славы, и Мою возвестит силу”.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

любовь основаны на «надежде (δι τν λπδα) на уготованное... на небесах» (Кол 1. 5), в то время как неверующие живут, не имея такой Н. (λπδα μ χοντες - Еф 2. 12). Христиане призваны «к одной надежде (ν μι λπδι)» (Еф 4. 4); эта «надежда призвания» (λπς τς κλσεως) - ожидание богатства «славного наследия», к-рое Бог уготовал «для святых» (Еф 1. 18). Христианину следует уповать (λπικναι) «не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим 6. 17). Н. верующих, «надежда наша ( λπς μν)»,- Сам Господь Иисус Христос (1 Тим 1. 1); «блаженное упование ( μακαρα λπς)» - Н. на «явление славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2. 13). Верующих в Иисуса Христа Бог возродил «из мертвых к упованию живому (ες λπδα ζωσαν)» (1 Петр 1. 3). Видевшие славу Воскресшего из мертвых будут иметь «упование (λπδα) на Бога» (1 Петр 1. 21). Это упование должно стать основой проповеди и ответом на вопрошания людей, не просвещенных еще светом веры: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчетав вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3. 15). Христиане, «дети Божии», знают, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Эта Н. важна для самого человека: «...всякий, имеющий сию надежду (λπδα τατην) на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3. 2-3). В Послании к Евреям Н. придается особое значение: она «для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр 6. 18-19); верующим следует неуклонно исповедовать свою Н., «ибо верен Обещавший» (Евр 10. 23). Христиане составляют дом Божий, если только твердо сохраняют «дерзновение и упование (λπς)» (Евр 3. 6); посредством «лучшей надежды (κρεττονος λπδος)», к-рая дарована людям благодаря пришествию в мир Христа, священника по чину Мелхиседека, «мы приближаемся к Богу» (Евр 7. 19) Н. в христианской традиции О христ. Н. в Свящ. Писании говорится: «…закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр 7.

http://pravenc.ru/text/2564604.html

— Поступающие по своим похотям и проч.: см. прим. к 2 Пет. 2:10,19, 3.     17Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. 18Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. 19Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.    17—19. Но вы, возлюбленные, помните и проч.: краткое изображение нечестивых лжеучителей и их лжеучения и нечестия оканчивается, и апостол дает своим читателям общее наставление, примыкающее к пророчеству Еноха, и увещание. Пророчество Еноха, по дальности времени, а равно и потому, что оно не записано в священных книгах, могло забыться; но то, что предсказано апостолами Христовыми, вы должны и обязаны помнить (ст. 5; ср. 2 Пет. 3:2) и потому, что это предсказано ими вам недавно, и потому, что это предсказанное записано, хотя отчасти, в книгах, и потому, наконец, что оно предсказано апостолами, слышавшими Самого Иисуса Христа, и, следовательно, предсказано Самим Иисусом Христом. — Предсказанное апостолами: из слов сих нельзя выводить заключения, что Иуда сам не был апостолом Христовым, а значит, по меньшей мере, лишь то, что апостол Иуда писал свое послание несколько позднее, чем прочие писатели Евангельских и апостольских книг, которые более были известны во всех Церквах.— Они говорили вам и проч.: все апостолы слышали от Самого Иисуса Христа и передавали всем верным в разнообразных изречениях и изустно, и письменно; письменно — особенно святые апостолы Петр и Павел в своих посланиях и Иоанн в Апокалипсисе (если в то время, когда писал свое послание Иуда, он был уже написан; особенно ср. 2 Пет. 3, 3 и далее и прим.; 1 Тим. 4, 1 и парал.).— Появятся ругатели и проч.: см. 2 Пет. 3, 3 и прим. — Отделяющие себя: не только внутренно, в душе и совести, но и внешне, вводя пагубные ереси (2 Пет. 2, 1 и прим.) и иногда отделяя себя от общения церковного или отделяемые от сего общения по суду апостолов (1 Тим. 1:20). — Душевные: водящиеся в своей жизни и деятельности низшими силами души, какие есть отчасти и у животных; без духа, духа не имеющие, не руководящиеся в жизни своей и деятельности высшими духовными силами, озаряемыми благодатными дарами Святого Духа (ср. 1 Кор. 2:14—15; Иак. 3:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

митрополит Макарий (Булгаков) Содержание Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и ... 1. О Боге в самом себе     Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви    Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума.    Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33-34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -    а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим. 1:20; срав. Пс. 18:2-5; Прем. 13:1-5), а еще более -    б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр. 1:1-2; срав. Прем. 9:16-19), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти (1 Тим. 3:16), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного (1 Иоан. 5:20), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа истины, который все проницает, и глубины Божии (Иоан. 14:16-18; 1 Кор. 2:10). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда (Иоан. 1:18), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти (1 Кор. 13:12), и ныне мы верою ходим, а не видением (2 Kop. 5:7). Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

14:16—17 и прим.; Мф. 28:20). — Да будет с вами и проч.: у апостола Петра в приветствиях читателям призывается на них благодать и мир (1 Пет. 1:2; 2 Пет. 1:2), в большей части посланий апостола Павла — так же, в некоторых же у него, как и здесь, — благодать, милость и мир (1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; Тит. 1:4). Благодать — совокупность всех сил и дарований духовных, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Еф. 2:4—10; Рим. 3:24); милость — милосердие, сострадание, или сострадательная любовь к бедному и смиренному человеку, которая так необходима ему во всех, даже возможно-высших степенях духовного совершенствования его (Лк. 10:30—37); мир — успокоение в Боге духа, по примирении его искупительной жертвой Христа Спасителя (ср. 1 Пет. 1:2). — От Бога, Который есть Отец и Господа Иисуса, и всех верующих, и от Господа Иисуса Христа, Богочеловека, искупившего мир и примирившего его с Богом. — Сына Отчего: «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына» (Феофилакт). — В истине и любви: это — особенность в приветствии сего только апостола для обозначения и указания, в чем именно открывается в верующих и для чего даруется им благодать, и милость, и мир, — для укрепления и усовершения в духе их истины и любви; да будут истина и любовь пребывающим вечно началом их жизни и деятельности в совершенстве.     4Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 5И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 6Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.    4—6. Я весьма обрадовался и проч.: изъявлением сильной радости, без сомнения, вместе с благодарностию к Богу, начинает апостол свое послание, как нередко делает и апостол Павел (Рим. 1, 8 и далее; Еф. 1, 3 и далее; Кол. 1, 3 и далее). Радуется апостол тому, что нашел он из детей госпожи, которой пишет, ходящих в истине.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

14-17). Единство и целенаправленность течения исторического В. выражена в словах ап. Павла, обращающегося с проповедью Евангелия к евреям. Он напоминает адресованный им в свое время призыв псалмопевца Давида , желавшего, чтобы израильский народ не отвернулся от Бога, как во времена прор. Моисея (Числ 14. 20-23), а покаялся и вошел в покой Господень (Пс 94. 11): «О, если бы вы ныне послушали гласа» Господа (Пс 94. 7). Теперь ап. Павел, как ранее пророки Моисей и Давид, уверяет евреев о даровании Богом новой возможности обращения к Нему: «...те, которым прежде возвещено, не вошли в него (покой Господа.- Авт.) за непокорность, то (Господь.- Авт.) еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени...» (Евр 4. 6-7). Апостолы говорят и о совр. им Боговоплощении, и о буд. Втором пришествии Христа как о последнем В., по духовному смыслу сближая эти события, отстоящие друг от друга в человеческой истории (Иак 5. 3; 1 Петр 1. 5, 20; 2 Петр 3. 3; 1 Ин 2. 18; Иуд 18; 1 Тим 4. 1; 2 Тим 3. 1; Евр 1. 2). Вообще восприятие В. в НЗ эсхатологично, т. е. проникнуто ожиданием конца истории, ибо человечество мучится, ожидая искупления, усыновления в Боге (Рим 8. 22-23), «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется...» (Рим 8. 18), и это «время близко» (Лк 21. 8; Откр 1. 3). Но не дело людей «знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1. 7; ср.: Мк 13. 32-33; 1 Фес 5. 1-2), исполнение Божиих обетований может происходить внезапно для человека. История закончится, «когда... настанет совершенное», а относительные человеческие знания упразднятся (1 Кор 13. 8-10); тогда упразднится и сотворенное Богом В., «времени уже не будет» (Откр 10. 6). Комментируя первый стих кн. Бытие, свт. Василий Великий учит, что выражение «в начале» означает начало временное, тварное, а не безначальное Начало Самого Творца ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 1. 2-5; ср.: Aug. De Gen. imperf. 6). Опираясь, вероятно, на Филона Александрийского ( Levie J.

http://pravenc.ru/text/155438.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010