В наши дни Вы, Ваше Святейшество, своим служением, вдохновенной проповедью, свидетельством перед всем миром об истине Христовой и подлинных духовно-нравственных ценностях являете новый вдохновенный пример отеческой заботы о всех сторонах жизни Церкви и каждого верующего человека. Мы, молодое поколение священнослужителей, благодаря трудам Вашего Святейшества, архипастырей, пастырей и верных чад Церкви видим неустанное действие Святого Духа, явственно осознаем исполнение слов Христа Спасителя о том, что Дух Святой «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8), ибо происходит всестороннее обновление всего церковного организма, являющее жизнеспособность Русского Православия, патриотическое значение идеи Святой Руси, социальную и научно-богословскую миссию нашей веры. Во все дни Первосвятительское служение — это сораспятие Христу. Подобно оставленному всеми Распятому Богочеловеку, Патриарх зачастую оказывается один перед лицом мира, лежащего во зле. Поэтому так важно в наши дни, чтобы с голосом Предстоятеля, являя единство Церкви, в унисон звучали и голоса иерархов, духовенства, мирян — всей полноты церковной. Исповедание Христовой истины и укрепление единства Церкви — долг каждого из нас, и я молю Милосердного Бога, «чтобы благодать Божия не тщетно была принята» (2 Кор. 6:1) и чтобы Он сподобил меня по прошествии времени воскликнуть вместе со святым апостолом языков: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7), «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! От всего сердца прошу святых молитв при возложении ваших святительских рук на главу моей худости, ибо ныне дерзаю приступить «не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре… Но… к горе Сиону и ко граду Бога живого» (Евр. 12:18, 22), чтобы сподобил меня Всемилостивый Господь по молитвам Пречистой Его Матери и всех святых, в земле Воронежской просиявших, исполнить завет святого апостола Павла, обращенный к каждому христианину, а наипаче к епископу Церкви: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

http://patriarchia.ru/db/text/1625396.ht...

Во 2 Тим. 3научает ли Ап. Павел Ап. Тимофея отвергать св. Предание?   Нет, не научает, но одобряет Ап. Тимофея за чтение Ветхозаветных Писаний, ибо Тимофей «знал священные писания с детства», т.е. когда еще не было ни одной строки Новозаветного Писания. Какие еще тексты приводят сектанты в оправдание свое, что они не имеют св. Предания?   Сектанты приводят обличение Спасителя фарисеям, что они заменяли заповеди Божии человеческим преданием. Места эти у Мф. 15:6, 9 и Мр. 7:8 Основательны ли эти отговорки сектантов в отрицании св. Предания Христианского?   Нет, не основательны, потому что Спаситель, как передают Апостолы Матфей и Марк, обличал фарисеев за нарушение заповедей Божиих из-за «человеческого» предания старцев, а Св. Преданию Церкви Православной тогда и не было, потому что Церковь Православная началась только после Вознесения Господня, в день Сошествия Св. Духа.    Да и сами Евангелисты объясняют, что такое предание старцев. По Евангелию Мф. 15:3—6 видно, что фарисеи имели беззаконное предание, по которому можно было обижать родителей, а в св. Предании Церкви Православной все согласно с поучением Господним, и нет ничего противоречивого свящ. Писаниям, что и будет доказано дальнейшим разъяснением всего учения Христианского.    Что касается Ев. Мр. 7 гл., то здесь прямо выясняется, что Спаситель разумел под жидовским человеческим преданием. «Фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мр 7:3, 4). Вот в чем заключалось «предание старцев», или «предание человеческое», и из-за этих внешних правил нарушались заповеди Божии, но ведь в св. Предании Христовом, которое сохраняется в Православной Церкви, ничего подобного нет, и когда сектанты отрицаются от него, то у них нет на это основания. На какие еще места св. Писания ссылаются сектанты в свое оправдание, что у них отсутствует св. Предание Церкви Христовой?   Сектанты еще ссылаются на 1 Тим 1:3, 6:3.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И, 29). Родители! Вы все желаете, чтобы дети ваши были добрыми, послушными детьми. Если этого вы истинно хотите, то побеждайте в них гордое высокомерие, потому что высокомерные дети будут своенравны и непослушны; насаждайте в них смирение и скромность, потому что скромные дети всегда бывают послушными. Вы все хотите, чтобы дети ваши были благодарны, — не допускайте в них вкорениться высокомерию и гордости, потому что человек гордый большей частью неблагодарен. Все вы хотите, чтобы дети ваши были счастливы, — насаждайте в них скромность и смирение, потому что скромный и непритязательный человек бывает спокоен и доволен своим положением, а человек довольный, в сущности, и есть честный и счастливый. Все вы, без сомнения, хотите чтобы на детях ваших почивало благоволение Божие, — сохраняйте их от гордости; учите их словом и примером смирению и скромности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4, 6 ). Аминь. Поучение о предохранении детей от любостяжания Корень всех зол есть сребролюбие ( 1 Тим. 6, 10 ) Второй смертный грех есть любостяжание. Он состоит в том, что человек всей душой, всем сердцем, всем помышлением своим отдается деньгам, приобретению и накоплению имущества, оставаясь бесчувственным и жестокосердным к нуждающимся. Едва ли есть другой столь распространенный порок, гнусность и греховность которого была бы столь мало сознаваема, как любостяжание. А между тем, Слово Божие корнем всех зол называет сребролюбие, и о тех, которые желают обогащаться, апостол Павел говорит, что они впадают в искушения и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу ( 1 Тим. 6, 9 ). В другом же месте тот же апостол любостяжание поставляет в числе тех пороков, которые исключают человека из Царства Небесного. Так, он учит: знайте, что никакой… любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5, 5 ). Апостол Петр приученных к любостяжанию называет сынами проклятия (ср.: 2 Пет.

http://azbyka.ru/deti/o-vospitanii-detej...

Итак, какими слезами должны испрашивать себе пощады мы, которые на оном страшном испытании явимся на суд с Царем своим, не равные с равным, но которых и состояние, и слабость, и все, от чего зависим, являют низшими?» Проблема низкой зарплаты офицерам и профессиональным солдатам также находит освещение в Писании, где такое положение вещей недвусмысленно осуждается: «От двух скорбело сердце мое… если воин терпит от бедности, и разумные мужи бывают в пренебрежении» (Сир. 27: 24–25). Также и апостол Павел говорит как о чем-то разумеющемся о необходимости государству содержать воинов: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1 Кор. 9: 7) Воин, благодаря таким своим качествам, как стойкость и отказ от житейских дел по первому же приказу, берется как образ христианина: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2: 3), «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2: 4). Говорится в Писании также о духовной подготовке праведных воинов перед битвой. Она заключается, во-первых, в правильном устремлении мыслей к Богу: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс. 26: 3); «Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас, и весь мир» (2 Мак. 8: 18). А во-вторых, в усиленной молитве перед битвой: «И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления» (1 Мак. 3: 44). «Следует сказать о некоторых вопросах духовной чистоты, особенно актуальных в войсках: это вопрос целомудрия, чистоты языка и молитвы. «Не прелюбодействуй», – такую заповедь дал Господь Моисею еще на горе Синай… Когда еврейские воины под предводительством Моисея побеждали языческие народы, то их враги решили, что если солдаты согрешат, то благодать отступит, Бог перестанет помогать евреям и их можно будет победить. И они подослали к войску продажных женщин.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Кто укреплял их в телесных муках и скорбях душевных? Христос, Сын Божий, « предавший Себя для искупления всех » (1 Тим. 2:6). Он, как « Агнец, закланный от создания мира » (Апок. 13:8), — ибо волей уже был человек, — Сам страдал в них и спасал их, как Бог, и извел их в покой, как Победитель ада и смерти. После смерти и воскресения Христова еще с большим дерзновением и радостью бесчисленные лики мучеников и мучениц за истинную веру шли на смерть, как на пир, и в темницу, как в чертог брачный. До креста Христова люди думали и верили, что невозможно преодолеть грех, по его всобщему владычеству, и знали, что смерти, царствовавшей непоколебимо от Адама (Рим. 5:14), не избежал никто. Поэтому, все счастье и блаженство полагали в жизни временной и страшились смерти. Но когда Христос единожды умер за всех, « праведник за неправедных » (1 Петр. 3:18), чтобы всем даровать оправдание, и воскрес, чтобы и всех верующих воскресить с Собой, то удовлетворение Богу за грехи было принесено, и смерть умерщвлена смертью Христовой. После сего враги креста напрасно думали остановить проповедь евангелия и связать « прекрасные ноги благовествующих мир, благовествующих благое » (Рим. 10:15). « для слова Божия нет уз » (2 Тим. 2:9). « По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их » (Рим. 10:18). И можно ли людям долго противиться Богу и истине? Как ни обольстительна ложь, но рано или поздно обольщение исчезает перед истиной, как утренний туман при появлении солнца. Пришествие Спасителя в мир было в то время, когда в людях проявилось желание и стремление к истине. Что тогда знали, тем не были довольны и требовали лучших, животворных познаний; самые мудрые учители не могли уже удовлетворять всеобщей потребности истинного ведения; они сами сознавались, что все их познания ничто, так как они не знали самого главного и нужнейшего, не знали Бога, и потому все ожидали высшего, истинного, небесного Учителя. С какой радостью приняли язычники истинное учение об истинном Боге, показывает пример проповеди апостольской: « язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне » (Деян. 13:48). Пять тысяч лет они погрязали во тьме идолопоклонства, и только в Иудее, среди народа избранного, которому « вверено слово Божие » (Рим. 3:2), мерцал свет истины. Но и это мерцание — как оно было помрачаемо и ослабляемо ложными толкованиями «законников», взявших « ключ разумения » (Лук. 11:52) и воссевших « на Моисеевом седалище » (Мф. 23:2)! Хотя они и « обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного » (Мф. 23:15), т. е. чтобы уловить кого-нибудь сетью своих заблуждений, но на самом деле, почитая язычников нечистыми, они не допускали их в свои собрания и относились к ним с крайней нетерпимостью.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

У многих и многих столкновения с блудными осквернениями души и тела начинаются достаточно рано. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11, 10). Хотя Церковь традиционно более сострадательно относиться к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя и из возраста согрешившего . Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение словами: «Никто да не оправдывается: я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешал блудом. Почему же ты не женился?» В духовной жиз­ни «мелочей» нет Апостол Павел наставлял молодого слу­жителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убе­гай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призы­ваю­щими Господа от чистого сердца ( 2 Тим. 2, 22). Юношеские же по­хоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие посто­ян­ства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юно­шеских похотей убегай – означает со всей серьезностью отно­ситься к проблеме подобного греха. Не бывает «больших» и «малых» гре­хов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и со­гре­шит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; по­сему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты так­же преступник закона ( Иак. 2, 10 – 11). То есть в духовной жиз­ни «мелочей» нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, свя­ти­тель Иоанн Златоуст видит в них и те блудные пороки, ко­то­рые сопутствуют определенному возрасту. Назовем лишь на­ибо­лее распространенные из них. Рукоблудие (мастурбация) – серьезное испытание для юно­ше­ства! О подобном типе блудного осквернения в Писании говорится: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 3–4). Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть каждый знает себя и обладает своим сосудом (т. е. в соответствии с его предназначением: для отправления нужды и чадородия – О.С.), чтобы ожидать должных плодов только от такого (т. е. законного акта – О.С .), который возделан его телом, и пусть ему земля не принесет терния и волчцы (Быт. 3, 18), но да скажет и он: Земля дала плод свой ( Пс. 84, 13). И пусть некогда земля (т. е. плоть – О.С .), тернистая в немощи страстей, расцветет в насаждении добродетелей (т. е. брачной жизни – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

Что же касается прочих людей — тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, — то достоверно о их судьбе мы ничего не знаем. Церковь предает их милости Божией. Конечно, Бог промышляет о каждом человеке. И если для членов Церкви Христос есть Искупитель, то для внешних Он является Владыкой и Промыслителем. О том, что Господь промышляет о всех людях, в том числе и о не принадлежащих Церкви, говорится в Свщ. Писании: " ...Который (Бог) есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных " (1 Тим. 4, 10); " Который (Бог) хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4); " ...Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему " , — это слова ап. Петра (Деян. 10, 34-35); " Который (Бог) воздаст каждому по делам его: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Еллина! Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога " (Рим. 2, 6,9-11). В пользу того, что Господь может спасти тех, кто не принадлежит земной Церкви, свидетельствует, например, судьба ветхозаветных праведников, которые, не принадлежа к Церкви видимым образом во время земной жизни, тем не менее были спасены, и многие даже прославлены Церковью как святые. Можно сослаться на прецедент из жития вмч. Уара, который вымолил у Бога прощение грехов некрещенных родственников некоей Клеопатры, причем это не есть некий апокриф, а неотъемлемая часть Церковного Предания. Это событие вспоминается в службе вмч. Уару, которая содержится в Минее. Канон вмч. Уару представляет собой прошения, обращенные к вмч. Уару, молиться о некрещенных и неправоверовавших усопших. Можно также вспомнить древние предания о том, как святая Фекла своей молитвой исхитила из вечного огня Фалконилу, а свт. Григорий — императора Траяна. Свт. Марк Эфесский ссылался на эти факты как на вполне достоверные свидетельства. Говоря о людях, которые пребывают вне Церкви, необходимо отметить, что их положение по сравнению с людьми церковными является ущербным. Они лишены полноты богообщения подлинной духовной жизни, для них закрыт путь святости. Для них невозможно усвоение плодов Искупления, и в этом смысле они остаются, по словам апостола, " чадами гнева " Божия (Еф. 2, 3). О том, что подлинной духовной жизни у них быть не может, свидетельствует Иоанн Предтеча: " Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем " (Ин. 3, 36). Но поскольку Господь и для людей, находящихся вне Церкви, остается Промыслителем и Владыкой, то и для них в определенной степени возможно богообщение, возможно стремление к добру и правде, покаяние и даже достижение на этом пути определенных результатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Что же, скажи: мне, стыднее - быть, или не быть предметом наблюдения? Когда бывает более стыдно, - когда все смотрят на неё, или когда никто не смотрит, - когда стараются узнать о ней, или когда нисколько не заботятся? Видишь ли, что не из стыда, а из тщеславия мы делаем все это. Впро­чем, вас невозможно отучить от этого, и потому для меня довольно будет внушить вам, что простота не постыдна. Постыден один грех, которого никто не считает постыдным, а скорее считает таким всё другое, кроме греха. Одежды должны быть у нас сообразные потребности, а не излишние; впрочем, чтобы нам не слишком опечалить вас, внушаю только, что у нас не должны быть ни позолоченные одежды, ни тонкие покровы. Не я говорю это, не мои это слова, но блаженного Павла, который, послушай, как увещевает жен украшать себя: " … не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою … " (1 Тим. 2:9). Чем же, Павел, научи нас? Может быть, скажут, что одни только золотые одежды драгоценны, а шелковые не драгоценны; научи же нас, чем именно? " Имея " , - говорит он, - " пропитание и одежду, будем довольны тем " (1 Тим. 6:8). Одежда должна быть такова, чтобы только прикрывала; для того Бог и дал нам её, чтобы мы прикрывали наготу, а это может делать и всякая недорогая одежда. Может быть, теперь и смеётесь вы, нося шелковые одежды. Поистине, это достойно смеха. Что заповедал Павел, а что делаем мы? Не к одним только женам я обращаю свое слово, но и к мужьям. Всё, что мы имеем, кроме этого, есть лишнее. Одни только нищие не имеют лишнего, но и то, может быть, по необходимости, так что, если бы можно было, то и они не отказались бы. Впрочем по наружности ли только, или в действительности, по крайней мере они не имеют лишнего. Так и мы будем носить одежды, удовлетворяющие необходимости. В самом деле, к чему служит обилие зо­лота? Это прилично действующим на сцене; это - одежда их, тех распутных женщин, которые делают всё для того, чтобы выставиться. Пусть наряжается актриса или танцовщица; ей хочется привлечь к себе всех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4:27-28). И опять-таки: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). И добавляет: Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным (2 Тим. 2:21). И пишет Титу: Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность (Тит. 2:9). Ибо если даже из своего украдешь, таковой конец понесли Анания и Сапфира (о которых сказано в Деяниях — 5:1—10), то насколько более — из чужого [крадущие]? Ибо воровство есть символ отступления от истины, а вообще же и [символ] предательства Господа. Написано в Евангелии от Иоанна:Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12:4-6). Господь же все сие великодушно терпел. Ему слава во веки. Аминь.    В синодальном тексте: Ахан.    В синодальном тексте: прекрасную одежду.    В церковнославянском тексте: сосуд злат. Слово 42. О лжи    Ложь полностью запрещается христианам. Так же как говорящий правду есть раб правдивого слова, так и говорящий ложь есть раб лживого слова, а вернее — отца лжи (Ин. 8:44), ибо кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2:19). Мы по большей части относительно всех других страстей понимаем, что они — грех, лжи же из-за ее постоянства не осознаем, [не понимаем,] как она тяжка и пагубна. Ибо она совершенно запрещается Божественным Писанием и суть тяжелее всех страстей. Так же как уста нелживого освящаются истиной (ибо говорит Господь: Я есмь истина (Ин. 14:6)), так и лживый оскверняется от отца своего — диавола. Ибо ложь — от лукавого, как научает нас Сам Господь. Посему ясно, что тот, кто любит истину, и Бога любит, а кто радуется лжи — волю неприязненного любит. Первым Закон повелевает: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Апостол Павел наставлял молодого служителя Церкви, Тимофея, словами: Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Юношеская же похоть есть всякая похоть безрассудная и вредная (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие постоянства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юношеских похотей убегать – означает со всей серьезностью относиться к проблеме греха. Не бывает “больших” и “малых” грехов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2, 10–11). То есть, в духовной жизни “мелочей” нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, святитель Иоанн Златоуст видит в них и те блудные пороки, которые сопутствуют определенному возрасту. Назовем лишь наиболее распространенные из них. Гомосексуализм – грех, который, как об этом можно прочитать в книге “Бытие”, заражает не только старого , но и молодого (Быт. 19, 4). Закон Моисеев предполагал суровое наказание за него. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них (Лев. 20, 13). В Вавилонском царстве этот грех был сильно распространен и представлял серьезную опасность для всех верующих отроков и юношей. Но и сегодня опасность его ничуть не меньше. Легализованный в наше время, грех мужеложства превратился в России в доходное ремесло для гнусных сутенеров, которые торгуют телами русских мальчишек, лишая их права на нормальную жизнь. Особенно большое число детей, занимающихся проституцией, приходится на так называемых “беспризорных”, которые являются беспризорными только для государства, а извращенцы давно “призрели”, рассмотрели и “оприходовали” их. Христианская молодежь должна знать, какую опасность представляют для нее гомосексуалисты – они покушаются на ее целомудрие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010