В этом он тотчас же и оправ­дывается. Впрочем, не говорит вдруг о причине, почему не пришел, чтобы не слишком опечалить его, – причиною было то, что он задержан был кесарем, – но уже в конце, когда приглашал его к себе, открыл ее. В начале же не опечаливает его, а высказывает надежду видеться с ним: " и желаю видеть тебя " , и: " Постарайся придти ко мне скоро " (2 Тим. 1: 4; 4:9). Итак, в самом начале он ободряет Тимофея и в похвалу его продолжает: " Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости " (ст. 3, 4). " Благодарю Бога " , – говорит, за то, что я помню о тебе, – так я люблю тебя. Это – знак чрезвычай­ной любви, когда кто любить так, что сам восхищается любовью. " Благодарю Бога " ,– говорит, – " Которому служу " . Как? " От прародителей с чистою совестью " ; совесть его не была запятнана. Впрочем, он здесь говорит о жизни и везде называет совестью жизнь. Иначе сказать: я не изменил тем благам, которых и прежде желал, по каким-либо человеческим побуждениям, даже и тогда, когда был гонителем. Потому он и сказал: " но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии " (1 Тим. 1:13), и как бы так говорит: не подозревай здесь неправого дела. Кстати он изображает свой нрав, чтобы достоверны были и слова его о любви. А смысл слов его следующий: я не лгу, не иное думаю, а иное говорю. Так он вынужден был хва­лить себя и прежде, как видно из книги Деяний. Когда стали порицать его, как возмутителя и нововводителя, то он гово­рит: Анания " сказал мне: Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал " (Деян.22:14,15). Так и здесь, чтобы не составилось о нем мнение, как о человеке, чуждом дружбы и совести и забывающем ближних, он справедливо, в по­хвалу себе, говорит: " непрестанно вспоминаю о тебе " , и не просто, но: " в молитвах моих " , т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Кроме этого народ очень пристально оценивает личность проповедника, призывающего к чистоте жизни; и горе, если проповедник вышел из мест, где проповедует. По этим причинам и проповедь, по аналогии с вином старым и новым, должна вливаться в мехи соответственно « ветхие» и « новые» (Мф. 9:17). То есть для нецерковной аудитории проповедник должен благовествовать по новым методам и принципам, сильно отличающимся от методов и принципов проповеди для воцерковленной паствы. В первом послании к Тимофею св. апостол Павел поучает своего ученика насчет вдовиц: « Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу… Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1Тим.5:4,8). Образ вдовицы, которая обязана оставшуюся жизнь во всем служить Богу, в том числе и на поприще воспитания своих потомков, может быть перенесен и на сферу пастырского служения. Семья вдовицы символизирует Церковь, вдовица – церковную иерархию, « дети или внучата», то есть младшие члены семьи, символизируют чад Церкви, принявших родство с ней или родившихся от нее через Таинство Крещения. И первая задача в воспитании чад, таким образом, четко оговаривается: почтение к Церкви и « воздаяние должного». Мысль завершается грозным напоминанием о том, что оставление заботы о « своих и особенно о домашних» равносильно отречению от веры и впадению в язычество. Таким образом, если дом не устроен изнутри – то есть внутри Церкви нет полного благополучия, то молчащие пастыри не достойны нести свое служение : « ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Ср. с текстом из «Пастыря» Ермы: « Впрочем, не ради тебя, собственно, гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться…» (1 видение: III) .  Подтверждение этому можно увидеть в мысли протодиакона Андрея Кураева, который говорит о том, что реализация внутренней миссии должна быть приоритетной задачей в современной Русской Православной Церкви: « Мне кажется, что нам это дело (проповедь среди кавказских народов – прот. С.С.) сейчас не под силу. Нам бы, дай Бог, сначала своих вернуть. Апостол Павел пишет, что " кто не печется о домашних, тот хуже неверного " (1 Тим. 5:8). Напомню и 45-ое каноническое правило Карфагенского Собора: " Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами " . Сначала покажи себя в узком домашнем кругу, докажи, что у тебя есть пастырская забота, а потом иди на общественное служение. Перенеся это на межнациональные отношения, получим, что сначала надо свой народ вернуть к православной вере, а потом уже посмотрим, сможем ли мы проповедовать кому-то еще» .

http://bogoslov.ru/article/3390465

Не стыдись свидетельства Господа нашего, ни меня, узника Его, но со мной страдай за Евангелие силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему предустановлению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде времен вечных, обнаруженной же теперь чрез явление Спасителя нашего Христа Иисуса, упразднившего смерть и давшего воссиять жизни и нетлению чрез Евангелие, для которого поставлен я глашатаем и Апостолом и учителем. По этой причине я и несу это страдание, но не стыжусь, ибо знаю, в Кого я уверовал, и я уверен, что Он силен соблюсти вверенное мною на День тот. Держись образца здравых слов, которые ты от меня слышал, в вере и любви, которая во Христе Иисусе. Вверенное тебе добро соблюди Духом Святым, живущим в нас. Ты знаешь, что отвернулись от меня все Асийские: в их числе Фигел и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора, потому что он многократно ободрял меня и не устыдился моих уз, но, оказавшись в Риме, принялся старательно искать меня и нашел. Да даст ему Господь найти милость у Господа в День тот. А сколько он послужил в Эфесе, ты лучше знаешь. 2 Тим 1:1–2, 8–18 Пятница 27 седмицы. Второе послание к Тимофею, зачало 290Б Сын мой Тимофей, я благодарю Бога, Которому служу от предков в чистой совести, за то, что непрестанно памятую о тебе в молитвах моих ночью и днем, горя желанием видеть тебя, – я помню твои слезы, – чтобы исполниться мне радости, получив напоминание о твоей нелицемерной вере, которая жила прежде в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике, и я уверен, что она и в тебе. По этой причине напоминаю тебе возгревать дарование Божие, которое в тебе чрез возложение рук моих. Ибо не дал нам Бог духа боязни, но силы и любви и обладания собой. Итак не стыдись свидетельства Господа нашего, ни меня, узника Его, но со мной страдай за Евангелие силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему предустановлению и благодати, данной нам во Христе Иисусе. 2 Тим 1:3–9 22 января, св. Апостолу Тимофею.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Но коль скоро, например, православный верующий стал мирским судьей, это не освобождает его от исполнения библейских принципов ведения судопроизводства. Нарушение всех этих принципов со стороны судей светских или церковных приведет их к истязаниям на данном мытарстве. С другой стороны, суд над другим человеком не может не ввергать самого судящего в трепет. Ибо суд, прежде всего, есть дело Божие! Читаем: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Итак, только Господь Бог Сердцеведец может брать к рассмотрению все обстоятельства содеянного преступления, только Ему Одному ведомы все истинные намерения и побуждения согрешившего – следовательно, только Его суд может быть безошибочным и непогрешимым, где ни на йоту, ни на черту Господь не отступит от принципов Небесного Правосудия. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2: 13). Мытарство 9-е, неправды Все мы, имеющие стать в будущем на Суд Божий , должны проявлять снисхождение к согрешающим братьям нашим. Сказано: «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2: 25–26). Обязанность Церкви – призывать людей к безгрешному образу жизни, но если они и впадут в некий грех, то они имеют Ходатаем за себя Самого Господа. Апостол любви Иоанн Богослов писал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2: 1–2). Преподобный авва Дорофей вспоминает об одном великом старце, который, узнав о грехе брата, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Ангел принес душу согрешившего и сказал старцу: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в царство или в муку?» Подобным же образом преподобный Иоанн Савваит только произнес о согрешившем брате: «Горе ему!», как увидел себя стоящим пред Голгофой. И вот видит он Иисуса Христа между двумя разбойниками; преподобный устремился было поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, как Господь повелел предстоящим Ангелам: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде Моего суда».

http://pravoslavie.ru/99177.html

перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? " (Деян. 13, 8-10, слова Апостола Павла к Елиме волхву) Хотелось бы напомнить, что существуют средства особой духовной помощи тем людям, которые осознали, что увлекшись тем или иным псевдодуховным учением или паранормальной практикой, они попали в беду. Эти средства спасения людей уже два тысячелетия используются страждущим человечеством. Наиболее полно они сохранились в Православной Церкви:  - крест,  - молитвы к Богу,  - святая вода,  - чудотворные иконы,  - Таинство покаяния,  - Таинство крещения (в котором происходит соединение человека с Богом и отречение от злых сил),  - Таинство миропомазания (оно совершается после крещения, защищает человека от действия демонических сил). И другие церковные святыни и таинства. Наверное, самое трудное в этих случаях - убедить ошибающегося, что он заблуждается, что он в ложном состоянии, в духовном обольщении, что это надо исправить. Не зря в Священном Писании говорится об особой награде тому, кто поможет обратиться заблудшему человеку: " Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов. " (Иаков 5, 19) Не лишним будет сказать и то, что когда хотят помочь уже почти погибшим, просят заступничества у Божией Матери. Ее иногда так и называют: " Взыскание погибших " . " Не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую " . (1 Кор. 10,21) " Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: да отступит от неправды всякий,исповедующий имя Господа " (2 Тим. 2,19) " Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским " . (1 Тим. 4,1) " И не раскаялись они в убийствах своих,ни в чародействах своих, ни в блудодеяниях своих, ни в воровстве своем " (Апокалипсис 9, 21) Разные восточные, йогические и оккультные учения, школы медитации и прочие активно практикуют необычное состояние сознания, которое действительно может возникать у человека! В науке это особое состояние сознания принято обозначать как паранормальное. Через него человек подготавливается к общению с миром падших духов.

http://pravoslavie.ru/196.html

Рождественское послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви Православие.Ru , 4 января 2008 г. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Ин. 1: 14 Фото Двери.Бг / Возлюбленные о Господе чада Болгарской Православной Церкви! В течение двух тысячелетий одно событие отсчитывает дни и годы для мира и для каждого из нас: Рождество во плоти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Он пришел, чтобы освободить людей от власти греха и смерти и дать каждому из нас залог новой и обновленной жизни в Церкви, которая есть столп и утверждение истины, «Церковь Бога живаго» (1 Тим. 3: 15). Он дал нам «жизнь в Самом Себе» (Ин. 5: 26) – чтобы и у нас была жизнь, и была «с избытком» (Ин. 10: 10). Он обрел плоть и всю полноту человеческой природы в утробе Пресвятой Девы, чтобы действительно искупить грехи рода человеческого и привести каждого, уверовавшего в Него, в дом Отца, где есть жизнь вечная. Вот почему сегодня ликует вся Вселенная. Рождается Спаситель мира. Сегодня день духовной радости и преклонения перед непостижимой тайной Боговоплощения, которая, по словам апостола, действительно «велика… потому что Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Из непересыхающего источника этой вечной жизни мы черпаем полными горстями, когда, совлекая с себя ветхого человека (см.: Кол. 3: 9), приносим Господу «достойный плод покаяния» (Мф. 3: 8), который ведет нас к «святости» и «жизни вечной» (Рим. 6: 22) в Божией любви. Действенно проявляя эту любовь, мы призваны сегодня вспомнить и обо всех наших братьях и сестрах, которые по той или иной причине лишены элементарных средств к существованию, тепла родного дома, нормального человеческого общения. На них мы должны сегодня направить не только свои мысли, но и действия, чтобы исполнить завет Спасителя, Который в продолжение Своих земных дней советовал нам не забывать ни о страннике, ни об алчущем или жаждущем, ни о больном или пребывающем в темнице (см.: Мф. 25: 31–46).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Совесть представляется здесь, следовательно, ничем иным, как сознанием того, что совершается в сердце и в мыслях человека по поводу такого или другого его дела или действия (ργον) и что согласно или несогласно и с нравственным законом. Та же мысль выражается и в другом, также приведённом уже изречении того же св. апостола о необходимости (νγνη) «повиноваться (власти) не только из страха (гражданского) наказания, но и по совести» ( Рим.13:5 ), т. е. по сознанию этой нравственной необъяснимости, или чувства долга. Как на сознание своего поведения, одобряемого нравственным чувством, св. апостол ссылается на совесть кратко: «Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности жили в мире, особенно же у нас» ( 2Кор.1:12 ). «Истину говорю во Христе, не лгу, как свидетельствует мне совесть моя (в Духе Святом), что великая для меня печаль за братьев моих» ( Рим.9:1 ). Как на сознание поведения, порицаемого нравственным чувством, указывает на совесть и св. евангелист Иоанн, когда о книжниках и фарисеях, приведших к Спасителю грешницу, говорит, что они, после слов Спасителя: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит на неё камень», будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних ( Ин.8:3, 7, 9 ). Мы уже замечали, что по мере развития, и притом нормального или ненормального развития, – нравственного чувства и свободы человека и обнаружение этих сил в сознании может иметь неодинаковую степень ясности, чистоты и живости. Отсюда в Священном Писании разные качества и самого сознания, или совести, применяемые к ней, относятся не столько как к сознанию, сколько как к сознаваемому ею объекту, к различным степеням развития и качествам самого нравственного чувства человека. Так, с одной стороны совесть называется: а) благой (γαθ) или доброй ( Деян. 23, 1 ; 1Пет. 3, 16–21 ; Тим. 1, 5–19); б) прекрасной (καλ, pulchra, Евр. 13, 18 ); в) чистой (ναθαρ, 1Тим. 3, 9 ; 2Тим. 1, 3 ); непорочной (απροσκοπος, Деян. 24, 16 ), а с другой стороны: а) порочной (πονηρ) или худой ( Евр. 10, 22 ); б) осквернённой (μεμιασμνη, Тим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   Будем молиться Господу, чтобы Он, ими же весть судьбами дал свободу Церкви Божией в стране нашей, чтобы пастыри и иноки православные в Св.храмах и обителях утешали, вразумляли, очищали грешные души свои и многих миллионов несчастных, измученных, людей, ибо только в вере в Бога найдет человек покой и радость не только там, за гробом, а и здесь на земле: мир души, благополучие и успех земных дел... И горячая молитва к Богу может умилостивить Его, так как щедр и милостив, Господь долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается и не во век негодует» (Псал.102:8—9). «У Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его». (Псал.129:7—8).    2916 июля 1927г. Над Словом Божиим(69 толкований на священные темы)...     (Толкование на Священное Писание)     1     Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим.4:16).     «Будь бдительным во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим.4:5).     «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Так только, чтобы ты боялся ГОСПОДА БОГА твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор.10:12). Вот главнейшее дело всякого христианского народа: служение Господу Богу. Что это значит? Неужели всюду должны идти непрестанные богослужения, по нужде Церкви Божией, и все миряне должны оставлять в это время свои обычные дела? В Древней Руси почти так было, потому что и бояре, и цари, и люди знатные, да и простолюдины раньше прослушивали заутреню ежедневно или в храмах, или в своих домах, а потом приступали к своим мирским занятиям. Пусть в настоящее время сочтут это прекрасное дело трудным в христианских странах. Но пусть все люди поставят во главу угла всей своей жизни – и государственной, и общественной, и личной – заповеди Бога. Его всесвятая воля пусть творится на земле. Пусть во всей христианской стране люди веры, без всяких препятвий совершают службу Богу. И никогда не раскается такое христианское государство, потому что оно будет иметь могущественного заступника в лице всесильного бога. В самом деле, каждая страна в период своего мирного процветания ищет себе надежного и сильного союзника и в случае опасности от врагов прибегает к его помощи. Что же сильнее Бога?…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Таким образом, вочеловечение Логоса принесло миру неисчислимые блага. Снисхождение Божие на землю и вселение Его в тварное существо должно быть признано никак не меньшим, если не большим актом любви Божией, чем творение мира. По любви, изливающейся из Св. Троицы, Бог из небытия призывает тварь к бытию. По любви же приносится и жертва воплощения. Это самое полное откровение Бога миру, это совершеннейшее богоявление, пред которым все ранее бывшие откровения Ветхого Завета суть только слабые и несовершенные тени.    В воплощении Логоса люди впервые познали всю «полноту Божества телесно (Колос. II:9) и научились от Него, как должно жить в Церкви Бога живого, которая есть столп и утверждение Истины (I Тим. III:15). Открылось «от века утаенное и ангелом несведомое таинство», великая тайна благочестия, — «Бог во плоти явился, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (I Тим. III:16).    В воплощении Логоса дан нам совершенный пример для уподобления; показан совершенный Человек, Новый Адам, лучший чем ветхий, и от Него мы ведем теперь свою новую родословную. Потускневший, но не исчезнувший окончательно в грехопадении образ Божий, не раскрытый Адамом, как это дано ему было сделать по плану зиждительной Премудрости, должен раскрыться нами в богоуподоблении, в Христоуподоблении. Уподобляться, — учат нас отцы Церкви, а с ними и св. Григорий Палама, — это значит быть и жить по образу Творца, т. е., творить, В чем это творчество состоит показано нами в особой главе. «Бог, как мудрый Архитектор, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотрит, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (I Коринф. III. 10-11).    В воплощении Логоса, в принятии Им и освящении Им нашего тела, этому Телу Христову дано быть принесену в совершенную жертву Богу, таинственную, святую, вечную. Праотец Авраам, после Ходоломогорскаго» (Бытия, XIV, 17) встречает в долине Щавэ, «что ныне долина царская» Салимского царя Мелхиседека. И этот «без отца, без матере, без притча рода, ни начала днем, ни животу конца уподоблень же Сыну Бoжiю, свяшенник выну» (Евр. VII:3), этот таинственный пришелец из мира иного, царь Салима, т. е., царь мира вынес Аврааму хлеб и вино, прообраз будущей Евхаристии, Первообраз которой вечен и изначален. Этот священник Бога Вышнего (Евр. VÏÏ, 1) проображает иного «Священника с клятвою, о Котором сказано: клятся Господь и не раскается. Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» (Евр. VII:21; псал. 109, 4), т. е., Господа Спасителя, Великого Архиерея, принесшего в жертву Самого Себя. Он возсел одесную престола величествия на небесах: святым служитель и скинии юже водрузи Бог, а не (Евр. VIII:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). «Если праведник отступит от правды своей и сотворит неправду, будет делать все те беззакония, которые сотворил беззаконник, все правды его, все добрые дела, которые он делал, не припомнятся; в преступлении своем, которое совершил, и в грехах своих, которыми согрешил, умрет» (Иез.18:24). «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1Кор.9:24). § 274. Не достаточно для спасения начать благочестие, но должно и окончить жизнь в подвиге благочестия. Многие начинают, но не все кончают, как самое дело показывает. Такой подобен начавшему путь от одного места к другому и опять назад с пути возвращающемуся; подобен начавшему строить дом, но оставляющему его, не завершив; подобен начавшему создавать столп и не окончившему. Такой отдает себя на посмеяние и поругание врагам своим, дьяволу и слугам его, которые, увидев, «станут смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить» (Лк.14:29—30). Посему святое Божие Слово тем только верным приписывает спасение, которые до конца в вере пребывают, «претерпевают до конца» (Мф.10:22); которые «начатую жизнь твердо сохраняют до конца» (Евр.3:14), «не возвращаются назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:21), до конца «подвигом добрым подвизаться будут, течение совершат, веру сохранят» (2 Тим 4:7). Сим «соблюдается венец правды» (2 Тим 4:8). Поэтому хорошо начавший, хорошо должен и окончить, чтобы обетование Божие — вечную жизнь — получить. § 275. Препятствия к совершенному спасению и получению вечного блаженства. 1) Сатана, враг душ наших, с ангелами злыми различные подлагает нам козни. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», — говорит апостол (Еф.6:12). И еще: «Противник ваш, диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого по­глотить», — говорит святой Петр (1 Петр 5:8). 2) Плоть наша со страстями и похотями восстает против нас, ибо «плоть желает противного духу», — говорит апостол (Галл.5:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010