1527 Милоть (греч. μηλωτ – овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же – у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium. 1529 «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»: 1542 «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем – не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» ( Исаак Сирин , преподобный. Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Едесский. Главы, 61–62/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 612). 1543 См.: Марк Подвижник. О законе, 100/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1Тим. 6, 10 ; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица, степень 16; 17, 14. 1547 Марк Подвижник. О законе, 100–101, 103–104/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат. Вторая сотница, 60/Там же, 418. 1548 «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280). 1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. – иг. Ф.). 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

17 . Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду. Последние слова этого стиха никак не допускают буквального толкования этого стиха, как увеличение материального богатства Иудеев (как толкуют то равнины), Спб. Дух. Ак. комментарий указывает на Св. Кир. Алекс., признававшего в этом пророчестве высшее духовное воспитание, в котором медь древних умствований о законе Моисеевом заменяется воспитанием о Христе, которое уподобляется золоту. В этом же смысле он толкует и другие образы, употребленные в этом стихе. Шмидер, указывая на храм Соломонов и его построение, говорит, что храм новый будет построен из других лучших и крепчайших материалов, знаменующих его вечность. Еп. Петр (ч. II, стр. 280–281) указывает на прославление Церкви, в которой материалы будут лучше и превосходнее, чем те, которые входили в состав ветхозаветной церкви. Более всего останавливают внимание последние слова стиха, рисующие тот идеальный еще пока строй жизни общества, когда порядок в обществе охраняется не меченосцем и его слугами, а миром и правдою, то есть, когда общество будет состоять из членов, настолько развитых о Христе и проникнутых его учением, что ими будет управлять мир, дарованный Господом ученикам Его (Ин. 14и наши объяс. в изуч. Ев.) и в сердце каждого будет сиять тот луч света, который называется истиною и правдою, и который принесен на землю Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 1и 2Кор. 3:17 ). См. следующие стихи, которым отвечает Откр. гл. XXI-XXII, глаголющее о новой земле. 18 . Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. 19 . Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. 20 . Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(20) Он гоняется за пылью 277 , Сердце обманутое вводит его в заблуждение, И он не может спасти души своей и не скажет: «Не обман ли в правой руке моей?» (21) Помни это, Иаков И Израиль, ибо раб Мой – ты, Я образовал тебя; Раб у Меня ты, Израиль, не забывай Меня! (22) Я рассеял, как облако, грехи твои И, как тучу, беззакония твои. Обратись ко Мне, Ибо Я спас тебя. (23) Торжествуйте небеса! Ибо делает дело Иегова. Восклицайте пределы земли, Взыграйте горы от радости, Лес и всякое дерево в нём! Ибо искупил Иегова Иакова И во Израиле прославится 278 . (24) Так говорит Иегова, искупивший тебя, И устрояющий тебя от утробы матерней: Я – Иегова создал все, Раскинул небеса один Я, Распростёр землю... и кто со Мною 279 ? (25) Я разоблачу знамения обманщиков 280 И обнаружу бессмыслие волшебников, Заставлю мудрецов уйти со стыдом, И знание их покажу смешным. (26) Исполню моления раба Моего, И определения посланников Моих совершу. Я скажу Иерусалиму: «ты будешь населён»! И городам иудиным: «вы будете построены»! И развалины его... Я воздвигну их. (27) Я сказал бездне: «иссякни»! И потокам твоим Я повелю иссохнуть 281 . (28) Я скажу Киру: желанный Мой 282 ! И все Мои хотения он исполнит, И скажет об Иерусалиме: пусть он будет построен! И о храме: пусть восстановится! 273 Известно, что ивы растут обыкновенно при реках и вообще в местах влажных, и притом так быстро и без всяких уходов, необходимых при разведении других деревьев, – как будто от посева. 274 букв. а другой напишет свою руку Иегове. Здесь указывается распространенный на востоке обычай татуироваться, т. е. накалывать лицо или руки известными знаками. Татуирование имело различные виды: накалывался раб во имя господина, воин во имя своего предводителя, или человек особенно верующий во имя божества. В последнем случае вырезали или фигуру идола, или его имя. Может быть, и между почитателями Иеговы был обычай татуирования. 275 . Эти слова совершенно равнозначащие. Во избежание тавтологии, Кимхи под первым словом разумеет будущее ближайшее, а под последним будущее отдаленное. Ярхи неправильно производить от чудеса. LXX избегают повторения тем, что из подлежащего делают вводным предложением: τ περχμενα πρ το λθεν, будущее, прежде чем оно пришло.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

250 Русск. перевод: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека»: 251 В греч. изд. 1861 г. числится за 44 стр. 29—40. 252 Т.е. христианский народ. 253 Т.е. не имеется каких-либо определенных 12 христианских народов. 254 Здесь свободный перевод. 255 В книге опечатка, указана 5-я глава, а следует 15-я. 256 Ссылка на слова Спасителя: «Много званных, мало же избранных " _ 257 Ориг. — «великогласностью». 258 См. об этом подробно в «Беседе на Благовещение» 259 Т.е. «девственник» и «возлюбленный». 260 Т.е. говорится о Св. Иоанне Крестителе. 261 Ориг. — «энергия», что переводится обычно, как «действо» или «действование». 262 Несколько свободный перевод. 263 «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал»: 264 Перевод также может гласить: «от неблагодарных людей». 265 В этой фразе ряд причастий мы заменили другими глагольными формами. 266 Несколько свободный перевод. 267 Ориг. «насытишься амброзией» — бессмертная пища богов, бессмертие. 268 В греч. тексте опечатка. 269 «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»: 270 Т.е. Св. Иоанн Богослов. 271 Свободный перевод. 272 Апост. текст: «Дети мои»: 273 В греч. изд. 45, стр. 40—49. 274 Ориг. «сердца их, дела их». 275 Ориг. «во всей вселенней». 276 Возможен иной перевод: «присоединяющихся к нему, т.е. к Божиему народу». 277 «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет»: 278 «Ибо такова есть водя Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста иевежеству людей»: 279 Несколько свободный перевод. 280 Цитату мы пополнили от себя, потому что в тексте несомненный пропуск. 281 Обычно этот термин обозначает епископов. 282 Русск. пер. «Сребра твоего не отдавай в рост»: 283 Русск. пер. «Кто сребра своего не отдает в рост»: 284 Русск. пер. «Бегая удалился бы и поселился бы в пустыне: ибо я вижу беззаконие и распри в городе: ростовщичество в обман не сходят с его улиц»: 285 Также и — «неблагодарные»: 286 Из многих значений глагола «комисо»: 287 Вероятно, ссылка на заповеди блаженства (Мф.5:3—11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

259. Святой Исаак Сирский. Слово 41. 260. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 13. Добротолюбие. Ч. 4. 261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270.  Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271.  И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280.  Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293.  Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

261. Преподобный Макарий Великий. Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1. 262. Четьи-Минеи, 2 октября. 263. Лествица. Слово 27, гл. 56. 264. Заимствовано из 56 го Слова святого Исаака Сирского. 265. Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 266. Иов. Гл. 1 и 2. 267. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Иисусе Христе (1 Сол. 5. 18). 268. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 269. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 31. 270. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5. 6–9). 271. И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10. 13). 272. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 273. Откр. 2. 7; Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 5. 274. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 6. 275. Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября. 276. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 277. Лк. 18. 278. Лк. 17. 4. 279. Иак. 4. 4–5. 280. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1. 8). 281. Откр. 3. 16. 282. Лк. 14. 33. 283. Гал. 5. 24. 284. Пс. 103. 25. 285. Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти. 286. Мф. 19. 21; 16. 24; Мк. 10. 21. 287. Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17. 288. Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3. 289. Мк. 8. 35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков. 290. Мк. 9. 29. 291. Мф. 6. 17. 292. Благовестник. 293. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3. 12–13).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

272. Добротолюбие. Ч. 2. 273. Добротолюбие. Ч. 2. 274. Добротолюбие. Ч. 2. 275. Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2. 276. О силах души смотри главы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие. Ч. 2. 277.  Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6. 16). 278. Преподобного Пимена Великого спросили, что значат слова Писания: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя? — Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои (Пс. 118. 63). Преподобный отвечал: «Это говорит о Себе Святой Дух». Алфавитный патерик. 279.  Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс. 118. 32). 280. Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 281. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. 282. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. 283. Слово 27, гл. 10 и 11. 284. Слово 25, гл. 11. 285. Преподобный Кассиан. Книга 5. О духе чревообъядения, гл. 34. 286. Иов. 15. 15. 287. Совет святого Иоанна Лествичника. Лествица. Слово 7, гл. 10. 288. Vita sancti Pachomii, abbatis Tabennensis. Patrologie. Tom. LXXIII. 289. Мф. 7. 13. 290. Ин. 16. 33. 291. Ин. 15. 18, 19. 292. Ин. 16. 2, 3. 293.  …овец среди волков (Мф. 10. 16). 294.  Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению; управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключиться тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2. 1–5, 6). 295.  Блаженны плачущие ныне… Горе вам, смеющимся ныне (Лк. 6. 21, 25). 296.  Я пришел призвать … к покаянию (Мф. 9. 13). 297. Святитель Тихон Воронежский. Келейное письмо 99, 15. 298. Лк. 23. 40, 43. 299.  …терпя недостатки, скорби, озлобления …и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр. 11. 37, 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

274 Вообще не оказал обычных для того времени знаков уважения и гостеприимства. Симон фарисей не воздал должного почтения Иисусу Христу, вероятно, по горделивости и из-за боязни быть осужденным другими фарисеями. 275 Вообще не оказал обычных для того времени знаков уважения и гостеприимства. Симон фарисей не воздал должного почтения Иисусу Христу, вероятно, по горделивости и из-за боязни быть осужденным другими фарисеями. 276 То есть начальника над бесами. Слово веельзевул – филистимское, значит домовладыка; этим именем называлось одно из божеств филистимлян. Ища против Иисуса Христа обвинения, злобные фарисеи измыслили, что Он творит чудеса силою сатаны. 277 Иудейские священники силою молитв и заклинаний, при помощи Божией, также иногда изгоняли бесов из людей бесноватых. 278 и проч., – по-русски: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам ни в сем веке ни в будущем». Под хулою на Духа Святого разумеется сознательное и упорное противление истине Божией и злобное оскорбление Святого Духа. 279 и проч., – по-русски: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Под праздными словами разумеются как ложные слова, так и пустые, ненужные, бесполезные. 280 В этих словах Господь предсказывает Свое трехдневное пребывание во гробе и славное воскресение. 281 Притчами называются подобия и сравнения, в которых под одними предметами и явлениями разумеются другие. В Своих притчах Господь, посредством сравнений, излагает учение о Царстве Божием и об условиях вступления в него и обладания им. 283 Под Сеятелем следует разуметь Господа Иисуса Христа, Который и Сам непосредственно и чрез Своих апостолов учил людей Слову Божию и поныне наставляет всех верующих в Него чрез пастырей Церкви. 285 Так и Господь, по Своему милосердию, не сразу удаляет из Своего Царства грешников, но, ожидая их обращения, полное воздаяние им откладывает до кончины мира. 286 Общий смысл притчи о пшенице растущей заключается в словах: «Как семя всходит и растет, не знает то он». Подобно тому, и Слово Божие развивается в сердце человека и наполняет его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

278 «… Наш современник, протоиерей Михаил Овчинников, попавший в жестокую автокатастрофу, не оставляющих ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это труднейшее время несколько клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный из небытия, отец Михаил нашел в себе в себе силы написать обо всем происшедшим с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью… Из истории Православия известно немало подобных случаев. Но эта книга уникальна тем, что отец Михаил, лично переживший умирание и возвращение к жизни, свидетельствует о своем посмертном опыте не только как пациент, но и как пастырь» (протоиерей Овчинников М.) (234: 2) 279 В общем виде методы реаниматологии можно представить как контроль и приведение существенных (жизненно важных) параметров тела в область определенных (жизненных) значений. 280 «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 2–4 ). 282 Как отмечает священник Вадим Леонов в докладе «Вселенские Соборы православной Церкви о человеческой природе Спасителя» на богословской конференции в Православном Свято – Тихоновском богословском институте: «…ни один Вселенский собор Православной Церкви не ставил в центре своего соборного рассмотрения вопросы о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Они освещалась в контексте иных богословских тем. Однако можно определенно утверждать, что каждый из семи Вселенских соборов приоткрыл перед нами нечто весьма важное в отношении человеческой природы Спасителя» (235). 283 «В последние годы часто спорят вокруг решения следующей проблемы: какая человеческая природа была воспринята Богом Словом – до грехопадения или после?» (иеромонах Симеон (Гаврильчик) (129: 110).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(279, 1515) 5. Если кто-либо отрицает, что благодатью Господа нашего Иисуса Христа, дарованной через Крещение, наказание за первородный грех отпускается, и даже если он утверждает, что все, что имеет поистине и собственно характер греха, не устранено, но просто стерто или не вменяется, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо Бог не может ничего ненавидеть в тех, кого возродил, потому что «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» [ Рим 6, 4 ], «которые живут не по плоти, но по духу» [ Рим 8, 1 ], но которые, совлекшись ветхого человека и «облекаясь» нового, «созданного по Богу» [ср. Еф 4 , 22сл; Кол 3, 9 ], стали невинными, без пятна, чистыми, безупречными и возлюбленными детьми Божиими; «наследниками Божиими, сонаследниками же Христу» [ Рим 8, 17 ], так, что совсем ничто не препятствует вступлению на небеса. То, что вожделение или очаг греха остаются в крещеных, Святой Собор это исповедует и думает таким образом. Оставленное нам для борьбы, оно неспособно вредить тем, кто с ним не соглашается и мужественно сопротивляется ему [с помощью] благодати Христовой. Более того, «тот, кто будет сражаться согласно правилам, будет увенчан» [ 2Тим 2, 5 ]. Что до вожделения, которое Апостол называет иногда «грехом» [ср. Рим 6, 12 сл; 7, 7, 14–20], то Святой Собор заявляет, что Католическая Церковь никогда не полагала, что оно так называется оттого, что имеет в возрожденных поистине и собственно характер греха, но что оно происходит из греха и ко греху склоняет. Если кто-либо думает противное, да будет отлучен от сообщества верных. (280, 1516) 6. Однако данный Святой Собор заявляет, что он не имеет намерения включить в этот декрет, касающийся первородного греха, Блаженную и Непорочную Деву Марию, Матерь Божию, но что должно соблюдать Конституцию блаженной памяти папы Сикста IV, чтобы избежать наказаний, о которых в ней говорится, – Конституцию, которую [Святой Собор] возобновляет [ХВ 390]. Булла «Ex Omnibus Afflictionibus» Папы Пия V

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010