Происхождение чина летопроводства восходит в Греции к XI веку, Русские же чины его восходят к XIV в. Чин сей совершался не только в Москве, Новгороде и Киеве, но и во многих других городах, преимущественно же в монастырях. Прекратился же он, вследствие перенесения с 1700 г., по повелению Императора Петра Великого, счисления новолетия на 1 Января, так что в последний раз он был совершён 1 Сентября 1699 г. в присутствии самого Петра. Чин сей, подобно прочим, слагается: из крестного хода на известную площадь, при пении трисвятого, из пения стихир и антифонов, чтения паремий, апостола, Евангелия и соответствующих молитв и всенародного приветствия царя с новолетием. Der griechische Ritus, das Vorbild des Russischen, geschah in folgender Weise: Nach Ankunft der Procession auf dem Platz, unter dem Gesänge des Trisagion, wurde die grosse Ektenie gesprochen, worauf 3 Antiphonen folgten aus den ersten Psalmen. In der Ektenie wurde nach der Bitte für unsere gottesfürchtigsten Könige eingeschoben: «Auf dass diese Stadt unerschüttert, unverbrannt und unbefleckt von Blut bewahrt werden möge, lasset uns beten zu dem Herrn». Nach Beendigung der Ektenie segnet der Bischof das Volk dreimal, spricht die Ausrufung und setzt sich nach dem Amen auf den Thron. Apostel I, Timoth. 2:1–6,1:17: Sohn Timotheos, ich bitte dich, vor Allem zu thun Bitte, Gebet... Evang. Luk.4:16–22: Zu jener Zeit kam Jesus nach Nazareth, wo er erzogen war... Am Schluss der inbrünstigen Ektenie segnet der Bischof das Volk wieder dreimal und spricht das Gebet der Hauptbeugung. Die Sänger singen das Troparion: «Der ganzen Schöpfung Bildner»... und begeben sich nach der Chalkopratia, d. h. einem der berühmtesten Tempel der Gottesgebärerin, der im V. Jahrhundert in Konstantinopel erbaut worden war. Dort feierte man die Liturgie. Греческий чин сего действа, служащий прототипом последующих Русских чинов, совершался таким образом: После утрени исходит процессия на площадь и бывает великая ектенья и за нею пелись 3 антифона из первых псалмов Давида: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. В следующей за ними ектеньи после моления: о благочестивых царех наших... следует прошение: о еже неколеблему и несожигаему и необагряему (кровию) быти граду сему. И знаменует иерарх народ трижды и возглашает: Яко милостив... И по аминь садился на престол (седалище). Апост. из посл. к Тимофею (зач. 282 и 280): Чадо Тимофее, молю прежде всех творити моления... Еванг. от Луки (зач. 13): Во время оно, вниде Иисус в Назарет, идеже бе воспитан... После сугубой ектении паки осеняет архиерей народ трижды, и творит возглас обычный и чтет тайно молитву главопреклонения. И начинают певцы тропарь (гл. 2): Всея твари Содтьтелю... и отходят в Халкопратии, т. е. Халкопратийский храм в Константинополе во имя Пресв. Богородицы, построенный ещё в V веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Слушатели курсов учились по методике ухода за лежачими пациентами, которая была разработана на основе более чем 20-летнего опыта работы сестер православной службы «Милосердие». «На лекциях около 75% материала я слышал впервые в жизни. На практику шел как на праздник. Буквально каждое занятие максимально наполнено смыслом. Приобретенные навыки удавалось использовать позже при работе с пациентами в больницах», — рассказал волонтер Евгений Христич. Больница святителя Алексия — многопрофильное лечебное учреждение на 280 мест. Это крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. В больнице бесплатно лечатся люди из разных регионов России вне зависимости от социального статуса и вероисповедания. С 2018 года в больнице работает лицензированный Учебный центр. В Учебном центре больницы святителя Алексия  готовят  младших медицинских сестер по уходу  за больными. Слушателями являются, в первую очередь, люди, занятые в социально значимых благотворительных проектах. В 2021 году обучение проводилось в Москве и 18 регионах России. Деятельность Учебного центра поддерживается благотворительным Фондом Елены и Геннадия Тимченко . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Сщмч. Константина Жданова пресвитера (1919). Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери. Литургия Преждеосвященных Даров. Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43 . Лит. – Мф., 98 зач., XXIV, 3–35 . В Неделю вечера вход с кадилом. Прокимен дня: «Се ныне благословите Господа...». Окончание вечерни по образцу Недель Четыредесятницы. Отпуст «Грядый Господь на вольную Страсть...». На утрене – «Аллилуиа», тропарь «Се Жених грядет...» трижды, после кафизм Евангелие дня, 50-й псалом, «Спаси, Боже, люди Твоя...». Трипеснец. Светилен «Чертог Твой вижду...». Часы великопостные. На всех часах и изобразительных кондак Триоди. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на 3, 6 и 9-м часах читается Четвероевангелие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5875833...

Но приведенные слова не подтверждают учения беспоповцев, так как не имеют никакого отношения к таинству покаяния. В таинстве покаяния, по неложному обетованию Господа, разрешение грехов, подаваемое священником кающемуся, сопровождается разрешением от Бога, а здесь об этом нет и речи, а говорится только, что разрешающий, прощающий другим сам заслуживает прощения от Бога, тогда как в таинстве покаяния прощается Богом не тот, кто разрешает, а тот, кого разрешают, т. е. касающийся грешник. Посему и бл. Феофилакт поясняет, что словами этими Господь научает нас быть незлопамятными, ибо он более всего ненавидит безжалостность и зверство. Кроме того здесь речь идет о прощении личных обид и оскорблений, потому что сказано: и мы „обидемии» можем разрешать; аще согрешит в мя брат кой, спрашивал ап. Петр. Между тем на исповеди кающийся является не как обидящий духовника; он раскаивается в грехах, не против него содеянных, а против Бога. А по словам Благовестника, „аще Богу согрешит, не могу аз препростый простити его, но аще кто Божий чин имеяй священничь „(Благов. Матф., гл. XVIII, зач. 76, л. 154). – (Сост. по „Рук. по облич. русск. раск.“... Изд. 2, К. Плотнякова, стр. 275 – 280). О таинстве священства 1. Понятие о таинстве священства    Священство было и в ветх. завете и установлено Самим Богом для избранного народа Божия (Исх. XXVIII:1, 41 и др.); христианская церковь, как общество верующих во Христа, не могло не иметь своего рода иерархического устройства, чтобы достигать тех великих целей, которые лежат в основании ее, и устройство это должна была иметь от Самого И. Христа, как своей Главы, как своего Основателя, верховного своего Первосвященника, Учителя и Господа, и Господь действительно учредил в ней такую власть. Он сам избрал для сего из множества учеников Своих 12-ть (Лк. VI:13), и отделив их от прочих Своих последователей, предназначил им особенное служение в церкви (сн. Иоанн. XV, 16, 20, 21). Для сего приготовлял их к будущему служению их Своими наставлениями и влиянием Своего примера, раскрывал им тайны царствия Божия (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Ибо они не одного Воскресения, но и Вознесения Господня и всей Божественной жизни Его будут сопричастниками… Как за смертью души, то есть за преступлением и грехом, последовала смерть тела, а с нею и в землю отъитие и превращение в персть, за телесною же смертью опять смерть души вторая – осуждение ее во ад, так и за воскресением души, которое есть возвращение ее к Богу через исполнение Божественных заповедей, воскресение тела последует, когда оно опять соединится с душою; за воскресением же сим последует истинное бессмертие и совечнствование с Богом достойных того, соделавшихся духовными из плотских и ставшими, подобно Ангелам Божиим, жить на Небе способными (65,280). Воскресению Христову верят многие, но мало таких, которые бы чисто зрели его. Те же, которые не зрят так Воскресения Христова, не могут поклоняться Иисусу Христу яко Господу (57,346). Тот преимущественно верует, что Христос воскрес, кто смело идет на опасности, кто имеет общение в Его страданиях, так как имеет общение с Воскресшим и Живущим (42,319). НЕДЕЛЯ 6-я ВЕЛИКОГО ПОСТА, ВАИЙ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) Ин. Зач. 41. (12,1–18) О ПОДРАЖАНИИ ГОСПОДУ В СМИРЕНИИ. ОБ УПОДОБЛЕНИИ БОГУ Блажен человек, который пред очами имеет Небесного Владыку и Его страдания, который распял себя самого для всех страстей и для всего земного и стал подражателем своего Владыки (в смирении) (24,222). Кто желает быть подобным Богу, пусть будет по силе человеческой кротким и смиренным… (43,390). Смирение нельзя приобрести без наготы (т. е. без отвержения мира, всех богатств и ненужных вещей, без нестяжательности). Без него никак невозможно приобрести ни готовности к повиновению, ни силы терпения, ни спокойствия кротости, ни совершенства любви, без которых сердце наше вовсе не может быть жилищем Святого Духа (50,162). Если все имена, усвояемые Божественному естеству, превышают меру человеческого естества, то всего приличнее для нас уподобляться Божеству в возможном и сообразном с нашею природою. Что же это такое? Смиренномудрие (49,355).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

е. касающийся грешник. Посему и бл. Феофилакт поясняет, что словами этими Господь научает нас быть незлопамятными, ибо он более всего ненавидит безжалостность и зверство. Кроме того здесь речь идет о прощении личных обид и оскорблений, потому что сказано: и мы „обидемии» можем разрешать; аще согрешит в мя брат кой, спрашивал ап. Петр. Между тем на исповеди кающийся является не как обидящий духовника; он раскаивается в грехах, не против него содеянных, а против Бога. А по словам Благовестника, „аще Богу согрешит, не могу аз препростый простити его, но аще кто Божий чин имеяй священничь „(Благов. Матф., гл. XVIII, зач. 76, л. 154). – (Сост. по „Рук. по облич. русск. раск.“... Изд. 2, К. Плотнякова, стр. 275 – 280). Примеч. Незаконность священства у старообрядцев поповцев, принимающих былых священников. 1) Беспоповцы, совершенно не имеющие священноначалия, не имеют и необходимых для спасения таинств: они не имеют в себе Святого Духа, Который преподается христианину священником чрез помазание св. миром, освященным чрез епископа; не имеют таинства причащения, следовательно, не вселяется в них и Христос; они не очищаются от грехов исповедию; все они родятся вне законных благословенных браков. Вообще заблуждения беспоповцев очевидны для всякого, кто имеет истинное понятие о церкви, установленной Господом Иисусом Христом. 2) Старообрядцы поповцы не получают спасения чрез беглых священников; ибо что говорит 31 правило святых апостолов? „Если пресвитер, презрев собственного епископа, будет делать отдельные собрания или поставит другой жертвенник, не обличив по суду епископа ни в чем противном благочестию, да будет извержен, как властолюбивый, также извержены будут и прочие из клира, к нему приложившиеся; миряне же да будут отлучены от общения церковного после трех увещаний от епископа». Подобное говорится и в 15 правиле св. апостол, в 16 правиле первого вселенского собора, в 3-м правиле Антиохийского собора, в 14 правиле двукратного собора а других. По 33-му правилу св. апостолов пресвитеры и диаконы без воли епископов ничего да не совершают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Архив Пн Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился с делегацией Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии 30 января 2022 г. 18:43 27 января 2022 года в здании Санкт-Петербургского епархиального управления в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с делегацией Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. В числе участников встречи были епископ епархии Миккели Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Сеппо Хякинен — глава делегации, ­секретарь епархии Миккели пастор Тимо Росквист, настоятель храма апостолов Петра и Павла (ЕЛЦФ) в Выборге пастор Владимир Дородний. Во встрече также участвовал начальник протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии Иван Судоса. Приветствуя гостей, митрополит Варсонофий, в частности, рассказал о предстоящих памятных датах 2022 года: 280-летии Санкт-Петербургской епархии, 100-летии стояния за веру во время процессов по изъятию церковных ценностей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5891960.ht...

2 После исповеди, пред разрешальными молитвами, в Потребнике 7144 г. и прочих сказано: и посем иерй повелит исповеднику поклонится на землю. И лежа на земл исповедник, глаголет себ втайне, Господи помилуй, 40 и Пс.6 : Господи не яростию, Пс.50 : Помилуй мя Боже. Иерй же глаголет молитвы прощальныя. А в Потребнике 7147 г. повелевается кающемуся читать, лёжа на земли, только одну молитву Иисусову. 3 После трёх молитв разрешальных, в Потребнике 7144 г. и других следует отпуст. В Потребнике же 7147 г. здесь прибавлено чтение Апостола (к Тимофею зач. 280), Евангелие (от Матфея зач. 30), потом Пс.31 : Блажени, имже отпустишася беззакония, Достойно есть, Трисвятаго, Отче наш и наконец тропарей: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мо изжих жити, но на богатьство неистощимое взираю щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавша ми не презри сердца. Теб бо Господи умилением вопию, согрешх Отче на небо и пред Тобою. В разбойники впадох помышленьми окрадся умом, уязвиша душу мою грехм, и лежу неисцелен Иисусе Многомилостиве. Но возлей предтеча молитвами твою милость, и лютыя душа моея исцел язвы. Слава. Слезы ми даждь Боже, якоже древле жен грешнице, и сподоби мя омочити нозе Тво, иже мя от адския лести свобождьшая, и мироблагоухания Тебè принест, жити чисто, покаянием ми стяжано, да услышу иаз благаго гласа Твоего. Вра твоя спасе тя, ид в мир. И ныне. Аз Дево Святая Богородице под кров Твой прибегаю, ведя яко обрящу Тобою спасение, можеши бо Ты Пречистая помощ ми. Засим уж отпуст. IV. Различия в последовании таинства Елеосвящения 1 В Потребниках филаретовском и иоасафовском 7144 г. первое Евангелие положено читать от Иоанна (зач. 14): Вовремя оно, взыде Иисус во Иерусалм, есть же во Иерусалимех на овчей купели, и проч. А в Потребниках иоасафовском 7147 г. и иосифовском первое Евангелие положено читать от Луки зач. 53. Во время оно, законник некий приступ ко Иисусу, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

Несмотря на то, что " грех разрушил прямое и непосредственное восхождение к Богу " (20:280), Бог, по Своему великому милосердию, не оставил человека после его падения. " Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель " (33:183). Как сказано в Новом Завете: " Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их " (2Кор.5:19); " ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин.3:16); " не знавшего греха (Иисуса Христа - П.В.) Он (Бог - П.В.) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом " (2Кор.5:21). Таким образом, " Божественный план виной человека не уничтожен: призвание первого Адама будет выполнено Христом, вторым Адамом (20:102), " Бог станет человеком для того, чтобы человек мог стать Богом " " (20:102 со ссылкой на святых Иринея Лионского, Афанасия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского). " Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них - всей вселенной " (20:280). Именно обожение и является " единственной истинной целью " , средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (20:281). " Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обожились " (святитель Григорий Богослов. Цит. по 5:93). " Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть " (святитель Афанасий Великий. Цит. по 20:280). Умереть, чтобы оживить нас. Избавить от рабства греху и смерти. " Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва за грехи мира, составляет основную истину христианства " (23:448). " Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе " (51:41) " В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь очистив его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками " (Рим.5:8) и не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4:10) " (5:71).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Несмотря на то, что «грех разрушил... прямое и непосредственное восхождение к Богу» (20: 280), Бог, по Своему великому милосердию, не оставил человека после его падения. «Когда род человеческий провел многие тысячелетия в жестоком порабощении у падшего ангела, тогда явился на земле обещанный Богом Искупитель» (33: 183). Как сказано в Новом Завете: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» ( 2Кор. 5:19 ); «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ); «не знавшего греха (Иисуса Христа – П. В.) Он (Бог – П. Д.) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Таким образом, «Божественный план виной человека не уничтожен: призвание первого Адама будет выполнено Христом, вторым Адамом (20: 102), “Бог станет человеком для того, чтобы человек мог стать Богом”...» (20: 102 со ссылкой на святых Иринея Лионского , Афанасия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ). «Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них – всей вселенной» (20: 280). Именно обожение и является «единственной истинной целью», средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (20: 281). «Сын Божий вочеловечился, чтобы мы обожились» говорит святитель Афанасий Великий (цит. по 5: 93). «Если Бог родился и умер, то не потому Он умер, что родился, но Он родился для того, чтобы умереть» (святитель Афанасий Великий . Цит. по 20: 280). Умереть, чтобы оживить нас. Избавить от рабства греху и смерти 182 . «Учение о том, что Крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная жертва 183 за грехи мира, составляет основную истину христианства...» (23: 448. Книга 1). «Посему как в Адаме мы подпали греху, проклятию и смерти: так избавляемся от греха, проклятия и смерти в Иисусе Христе...» (51: 41) «В искупительной жертве, совершенной Христом, открылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

И если это служение мое я прохожу не к пользе Своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его и только оплакивать грехи свои, и иметь попечение об одном праведном Суде Твоем и о том, как я буду отвечать Тебе, много раз Тебя прогневлявший. О сострадательный Пастырь, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастись, помилуй и услыши эту мольбу мою: не прогневайся и не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнять Твою волю. Ибо я не ищу, чтобы была моя воля, но Твоя, дабы и я послужил Тебе, Милостивый. Заклинаю Тебя, помилуй меня, по естеству милостивый (Пс. 85, 15), и сотвори полезное жалкой душе моей, ибо Ты-Бог человеколюбивый, один несозданный, бесконечный, поистине всемогущий. Ты- Жизнь всех и свет всех возлюбивших Тебя и Тобою, Человеколюбец, весьма возлюбленных. О если бы и меня к ним сопричел Ты, Владыко, и соделал общником и сонаследником Твоей Божественной славы! Ибо Тебе подобает слава. Отцу с безначальным Сыном и Божественным Духом во веки веков. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 241-243). ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ " Возлюби ближнего твоего, как самого себя " (Мф. 22, 39) Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни (82, 280). Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин (82, 280). Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание-ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов (82, 288-289). Авва Агафон говорил: " Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010