3:14) и которая есть такова на самом деле» (Феофилакт).     8Если это в вое есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. 9А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.    8—9. Если это, то есть такие свойства духовные и добродетели, в вас есть, как дар Божий, ставший собственностию вашей духовной жизни, и умножается постоянным духовным упражнением в сих свойствах и добродетелях (ср. Рим. 5:20; 6, 1; 2 Сол. 1:3), то вы не останетесь без успеха, собственно — без действия, без деятельного участия в успехе, и плода; вы возрастите многоразличные добрые дела, как плоды на плодоносном дереве, и будете достигать все более и более глубокого, твердого и обширного познания Господа (ст. 2). — А в ком нет сего, то есть нет в душе и жизни таких свойств и добродетелей, то это показывает, что таковой слеп, хотя, как и те лжеучители, думает и уверен, что видит; тот не знает ни себя самого, ни Бога, ни Христа,— тот ходит во тьме (ср. 1 Ин. 2:9, 11; Апок. 3:17; Притч. 4:19). — Закрыл глаза: греческое слово означает собственно человека, который может видеть только вблизи (близорукий) и который смежает глаза, чтобы видеть предметы вдаль, следовательно — человек, который худо видит и вдали, и вблизи, слепой и в отношении к настоящему, и в отношении к будущему, а равно и человек, который намеренно зажмурил глаза духовные, чтобы не видеть духовного света истины, так как истина ему неприятна, не нравится — противна. Таковой не только слеп, но и забывчив, не только не видит, но и забывает, что видел прежде, именно — забыл об очищении прежних грехов своих. В купели крещения чрез возрождение омывается, или очищается, скверна греховная верою во Иисуса Христа, снимается с человека вина за грех и первородный, и произвольный, — и он, оправдавшись пред Богом, делается чист и праведен, или оправдан, пред Богом; чрез таинство покаяния также очищается человек от всякой греховной скверны верою во Христа и становится вновь чистым и непорочным пред Богом. Тот, кто забывает об этом очищении прежних грехов, является вновь неочищенным, непримиренным с Богом, неоправданным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— Злословя то, него не понимают: то, что недоступно их разумению, наипаче, по-видимому, относительно славных, или высших, властей (ст. 10). — В растлении своем истребятся, или исчезнут: растление, в этом изречении, есть внутренняя нравственная порча и следующая за нею духовная смерть (ср. 1, 4). «Некоторые объясняли это так: они истребятся в растлении своем, как бессловесные животные, родившиеся естественно, то есть нисколько не различаясь от скотов, которые рождаются на одно истребление, как бессловесные животные, естеством, то есть живущие одною только чувственностию, а не умом и жизнию разумною. Потому они и удоболовимы для ведения по жизни растленной, водятся и увлекаются гневом и похотию, злословят то, чего не знают, то есть со свойственным им незнанием, почему и истребятся в заслуженном ими растлении» (Феофилакт). Слово растление означает, или выражает, как внешнюю временную погибель, так и вечное осуждение; за внешнею погибелью следует вечное осуждение за гробом, как праведное воздаяние за их неправду и нечестие.    13Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 14Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.    13—14. Они получат возмездие, заслуженное ими наказание, за беззаконие, за их гнусный образ действий и всей жизни; они подвергнутся гневу Божию, бедствиям, и скорбям, и несчастиям в этой жизни (ср.: Рим. 2:8—9) и вечной погибели в будущей (2 Кор. 5:10; 2 Сол. 1:9; Кол. 3:25; Рим. 6:23). -Удовольствие во вседневной роскоши: высшее благо и наслаждение они полагают в том, чтобы ежедневно, то есть постоянно, утопать в роскоши, всяческих греховных наслаждениях, и в пище, и в одежде, и в обстановке ежедневной жизни, и во всяческих греховных действиях. — Срамники и осквернители: сквернящие себя и внешне, и внутренне люди, которыми оскверняется святое и чистое Христово имя и пятнается святое тело Христово, или Церковь Христова, которая есть Его тело, люди, которые срамят и позорят все христианское общество.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Эта тайна – любовь. Святой Исаак Сирин говорит нам, что «молитва должна совершаться в тишине (чтобы мы смогли понять значение смерти Господа), чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари». Потому что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Если мы будем подражать молитве и уединению Христа, мы сделаем первый шаг на пути к осознанию Божией любви к нам, нашей любви к Богу и нашей любви ко всему человечеству. Молитва исцеляет от выгорания Святитель Феофан Затворник советует нам: «Начните теперь, в настоящем положении уединяться дома, и часы уединения преимущественно посвящайте молитве все об одном: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду»… Не словом только и не мыслию только, но с сердечным болезнованием взывайте таким образом. На уединение такое назначьте или часы какие каждого дня (что лучше), или какие-либо дни недели». Апостол Павел же говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17) и «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Святитель Феофан также советует: «Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве». Молитва – это также инструмент для профилактики и исцеления от выгорания и «усталости от сострадания». Св. Исаак Сирин отмечает: «Иногда душа бывает в обуревании, и восстают на нее жестокие волны; и снова происходит изменение, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостию и миром от Бога». Святитель Феофан объясняет, как достичь мирного состояния в миру: «Помню, у Василия Великого вопрос о том, как апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою». Исцеление в приобщении к таинствам Вспомним притчу о милосердном самаритянине (Лк 10:30-37): «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-dlya-...

15) Православные священники растворяют в Причащении вино водой для неразумных и скудоумных, как сказано: «Кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она (Премудрость) сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мной растворенное» (Притч. Сол. 9:4–5). Мы не желаем быть неразумными и скудоумными. 15) Чтобы правильно понять приводимое сектантами место и узнать, кто именуется в нем «неразумными» и «скудоумными», нужно прочесть 9–ю главу Притчей Соломона с начала. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву и приготовила трапезу: послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!». И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мной растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (ст. 1–6)! Под «Премудростью» здесь разумеется именующийся так в Писании Сам Христос ( 1Кор. 1:23–24 ), создавший «дом Божий, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим. 3:15 ). Он создал ее «на семи столбах», то есть на семи таинствах, которые суть: Священство, Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак и Елеосвящение, в которых подается верующим благодать Святого Духа. Он заколол жертву, добровольно приняв смерть на кресте ( Евр. 10:12 ) за грехи всего мира; уготовал трапезу, установив таинство св. Причащения ( 1Кор. 10:21 ), и послал слуг Своих, то есть святых апостолов, звать к трапезе всех скудоумных и неразумных, то есть неверующих, чтобы они оставили неразумие, т. е. неверие свое, и пришли вкусить хлеба и вина, растворенного водой, то есть св. Тела и Крови Христовой, и жили, ибо без св. Причащения человек не может «иметь в себе жизни» ( Иоан. 6:53 ). Отсюда понятно, что неразумными скудоумными являются не православные, которые с верой являются к трапезе, уготованной Премудростью на тайной вечери, a те, кто отвергает св. Причащение и не идет на зов Премудрости. 16) Мы не можем допустить, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. 16) Не священник претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а Сам Дух Святой всесильной благодатью Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

15) Сектант: Православные священники растворяют в Причащении вино водою для неразумных и скудоумных, как сказано: «Кто неразумен, обратись сюда! и скудоумному она (Премудрость) сказала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное“ (Притч. Сол. 9: 4–5). Мы не желаем быть неразумными и скудоумными. Объяснения православного: Чтобы правильно понять приводимое сектантами место и узнать, кто именуется в нем «неразумными“ и «скудоумными“, нужно прочесть 9-ю главу Притчей Соломона с начала. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву и приготовила трапезу: послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!“ И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума“ (ст. 1–6)! Под «Премудростию“ здесь разумеется именующийся так в Писании Сам Христос ( 1Кор. 1: 23–24 ), создавший «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго“ ( 1Тим. 3: 15 ). Он создал ее «на семи столбах“, то есть на семи та инствах, которыя суть: Священство, Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак и Елеосвящение, в которых подается верующим благодать Святого Духа. Он заколол жертву, добровольно приняв смерть на кресте ( Евр. 10: 12 ) за грехи всего мира; уготовал трапезу, установив таинство св. Причащения ( 1Кор. 10: 21 ), и послал слуг Своих, то есть святых апостолов, звать к трапезе всех скудоумных и неразумных, то есть неверующих, чтобы они оставили неразумие, т. е. неверие свое, и пришли вкусить хлеба и вина, растворенного водою, то есть св. Тела и Крови Христовой, и жили, ибо без св. Причащения человек не может «иметь в себе жизни“ ( Иоан. 6: 53 ). Отсюда понятно, что неразумными скудоумными являются не православные, которые с верою являются к трапезе, уготованной Премудростью на тайной вечери, а те, кто отвергает св. Причащение и не идет на зов Премудрости. 16) Сектант: Мы не можем допустить, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1930 г. Париж. Сергиевское подворье. 2 Икономия – греч., домостроительство (т. е. область практических установлений в церковной жизни). 3 VII Вселенский собор, созванный в Никее в 787 г. и отменивший постановления иконоборческого собора 754 г., происходил в обстановке волнений в византийском войске, частично сочувствовавшем иконоборцам. (См. ст.: Ф.Л.Смирнов Иконоборчество// Христианство . Энциклопедический словарь. Т. I. M., 1993.) 4 Ср. Prof. Hugo Koch. Die altchristliche Bilderfrage nach der litterarischen Quellen. Göttingen. 1917. 5 Точку зрения Булгакова на язычество как искание Бога и «некое о Нем откровение» см. в его труде «Свет Невечерний» (Отдел третий, часть I, главка «Свет во тьме», – т. 1 наст, изд., с. 279–286.). 6 Веселиил – главный художник, строитель скинии (походного иудейского храма во время исхода из Египта). 7 Напр.: «Но более жалки те, и надежды их – на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных или негодный камень Молясь же пред ним он не стыдится говорить бездушному, и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии – не могущее ступить, о прибытке, о ремесле и об успехе рук – совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное» (Прем. Сол. 13, 10, 17–19). 9 Св. Никифор, патриарх Константинопольский в 806–815 гг., был низложен и сослан иконоборцами, прославился обширными полемическими сочинениями против них. 10 Преп. Феодор Студит , игумен Студийского монастыря в Константинополе, исповедник иконопочитания, подвергавшийся гонениям со стороны иконоборцев, направил против них три книги «Опровержений»; в частности, в отказе от изображений Христа усматривал умаление полноты Его человеческой природы. 11 Ср. работу о. Павла Флоренского «Обратная перспектива» (П.А.Флоренский. Т. 2. У водоразделов мысли..., М., 1990. С. 43–106), написанную в 1919 году и, очевидно, не известную Булгакову, хотя с основными ее идеями он мог познакомиться в ходе устного общения с автором, перед отбытием в Крым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2Кор.2:4 .  От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. Глубокую скорбь поэтому чувствует Апостол теперь, когда ему приходится, хотя бы и письменно, обращаться к Коринфянам с обличениями. На самом деле, ему бы хотелось ничем не огорчить своих любимых Коринфян. 2Кор.2:5–11 . Этому заявлению Апостола о любви, какую он питает к Коринфянам, не противоречит та строгость, которую он обнаружил в отношении к коринфскому кровосмеснику ( 1Кор. 5 ). Ап. в этом случае руководился желанием защитить истинные интересы Коринфской церкви, а теперь, когда этот несчастный отверженник раскаялся, он согласен снова принять его в церковное общение, если только этого хотят Коринфяне. 2Кор.2:5 .  Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, – чтобы не сказать много, – и всех вас. «Если же кто огорчил». Ап. разумеет здесь кровосмесника, о котором он говорит в 1 посл. (гл. 5-я). Предполагать, что он имеет здесь в виду какого-то Коринфянина, нанесшего оскорбление лично ему самому, нет никакого основания. – «Не меня огорчил». Ап. не хочет выдвигать на вид свои личные чувства и потому говорит, что кровосмесник как будто не доставил ему огорчения. На самом деле, конечно, и Ап. огорчился, услыхав об его проступке. – «Чтобы не сказать много» – правильнее: «чтобы не обременить слишком» (его, преступника). Ап. разъясняет здесь, почему он сказал, что кровосмесник оскорбил всех коринфян частью или отчасти. Слишком тяжела была бы его ответственность, если бы он действительно оскорбил каждого члена Коринфской церкви, – притом, конечно, в самом-то деле и не все Коринфяне способны были почувствовать нанесенное их христианскому достоинству преступником оскорбление, так что Ап. здесь говорит вполне согласно с действительным положением вещей. 2Кор.2:6 .  Для такого довольно сего наказания от многих, «Довольно», т. е. достаточно для цели, какую имел в виду Ап. Павел, назначая наказание кровосмеснику. – «Наказания» ( πιτιμα). – Это выражение встречается еще в кн. Прем. Сол. ( Прем.3:10 ). Какое это было наказание – читатели, конечно, знали. – «От многих». Видно, что не все, а только многие Коринфяне прервали общение с кровосмесником, после отлучения его от Церкви. Некоторые христиане более либеральных взглядов, а отчасти противники Ап. Павла, продолжали поддерживать с ним общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Невыразимая радость! Спаситель наш, любящий нас и любимый нами, будет нашим Судией. Христианин! Иисус Христос будет судить тебя. Тот, Который сошел на землю, терпел, плакал, проливал Свою кровь и умер за тебя, — Тот, Который был судим, осужден и принесен в умилостивительную жертву за тебя. И после того, как Он исполнил самую большую часть своего служения в искуплении, возрождении, освящении и спасении тебя, разрушит ли Он все Свое дело? Торжественность и величие этого дня так представлены апостолом: «Праведно пред Богом, оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым — отрадою вместе с нами в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего мщение не познавшим Бога и непокорящимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа от славы могущества Его, когда он придет прославиться во святых своих, и явиться, дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2 Сол. 1:6-10).    2. Другие приготовительные меры к блаженству святых состоят в их торжественном прославлении и участии в царстве Божием; потому что, как Христос, их глава, был царем и первосвященником, так и избранные Его сделаются царями и священниками Бога (Апок. 5:10), чтобы царствовать и всегда петь хвалу Ему. Венец правды, сохраненный для них, дан будет им в тот день Господом, праведным Судией (2 Тим. 4:8). Они были верными до смерти, и за это Он даст им «венец жизни» (Апок.2:10). Делая их участниками, Он обратится к ним со следующими словами: «Хорошо, верный и добрый раб, в малом ты был верен, над многим поставлю тебя; войди в радость Господина своего» (Мф. 25:23). Он скажет им следующие утешительные слова: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от создания мира» (Мф. 25:34) — слова, исполненные жизни и радости (см. кн. «Вечное блаженство святых» Ричарда Бакстра, пер. с франц. Изд. 1882 г.). Б. Преимущества блаженства святых    Посмотрите далее, какие преимущества соединяются с блаженством святых. Преимущества этого блаженства: это наследие приобретенное, — дар, данный не по заслугам, — дар, преимущественный для святых, — общение со святыми и ангелами, — непосредственное происхождение всех радостей от Бога, наконец, совершенный и вечный покой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ангел-истолкователь выходит, является неожиданно Захарии, который был еще поглощен предшествующим откровением, и говорит ему: подними еще глаза твои, и посмотри, что это выходит, – что значит новый являющий предмет. Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит эфа. Это – мера тех неправд, на которые уже произнесено проклятие. Откровение сделало один шаг и принесло Захарию в то время ( Mф. XXIII, 32 ), когда развращение Иудеев достигнет своей вершины, как это было с Хананеянами в эпоху Моисея ( Быm. XV, 16 ; срав. I, Сол. II, 16), и Ангел прибавил: это образ их по всей земле (ср. IX, 1), то есть, дух этих виновных (3:4) устремлен к тому, чтобы исполнить меру своих грехов; на эту цель направлен их взор на всем пространстве Иудеи и во всех странах, где обитают неверные Израильтяне. – 5, 6. «И вот», продолжает Ангел, «кусок свинца поднялся», поддерживаемый на воздухе невидимыми руками. И там сидела одна женщина посреди эфы. И сказал он: эта женщина – само нечестие ( Maл. I, 4 ). Эта женщина представляет Иудейский народ, но Ангел не называет его. Этот народ спокойно сидел среди своих неправд, меру которых он преисполнил. И по этому он справедливо называется Нечестием по преимуществу: он получил полное познание истины и предпочел ей ложь, он обратил на погибель все средства благодати, он послал на смерть сына Божия, и он – оставлен всеми своими детьми, которые были потомками Авраама, а не Сатаны ( Uoah.VIII ). – 7, 8. Какое будет ему наказание? Ангел бросает его с силою на дно эфы и замыкает ее отверстие куском свинца. Иудейский народ не истреблен; он живет, но живет в своих грехах и под гнетущей тяжестью Божьего наказания; он живет, но в муке и страдании, он живет, но в глубоком мраке, не озаряемом ни одним лучом света свыше, он живет, но уже не в земле обетованной. – 8. Вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их: они направляются к Востоку и Евфрату, по этому они идут с Запада, из стран Средиземного моря, Италии, Рима. Их крылья подобны крыльям аистов, этих странствующих птиц, которые без утомления совершают неизмеримые путешествия: так как и они должны совершить долгий путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010