70 Мысль, если не точно такими словами выраженная, то подобными, высказывается некоторыми древними писателями, например: Димосфеном (De corona), Овидием (Metamorph. Lib. I et 2) и др. 71 Разумеется Аполлинарий, упомянутый в начале отделения. 72 Так значится это имя и по Ватиканскому списку греческой Библии; в Александрийском же списке перевода LXX, с котораго сделан и Славянский перевод, оно значится так: Σουλαμτις ( Суламитиуо ). 73 Смысл всей этой цитации будет вам понятен, если мы обратим внимание на то, что слова: «приемляй, восприят, взятся и вознесыйся» по-гречески обозначаются одним словом: ναλαμβανω . 74 Точно такого изречения нет во всем Св. Писании; но есть изречения, заключающия в себе мысль, подобную выраженной этими словами св. отца. Таково напр. Матф. 5:8; Рим. 12:1; 1 Сол. 4:3—4; 1 Тим. 5:22 и под. 75 Разумеются Евреи, исполнявшие закон обрезания. 76 Μανιδης — беснующийся, неистовый, безумный. 77 Ср. Деян.12:17, 15:13, 21:18; и Иос. Флавия, Древности, XX, 9; Евсев. Церк. истор. II, 23; хронику пасх. стр. 382 изд. Боннскаго и др. 78 Речь о чудесах, которыя Господь совершал в Галилее. 79 В указанном месте книги Исход собственно сказано, что Елисавету взял Аарон, а не Наассон, и что кроме того Елисавета была дочерью Аминадава и сестрою Наассона, а не дочерью Аарона. 80 На кидаре, — головном украшении, принадлежавшем ему по праву первосвященства. Дщица была с надписью: «святыня Господня», о чем см. Исх.39:30—31 по русскому переводу Библии. В славянской счет стихов не означен. 81 См. Acta Pauli et Theclae у Грабия в Spicilegium. ss. Pafrum t. I. Oxoniae, 1700. 82 В славянской Библии и в том и в другом случае употреблено одно слово: «созда»; но в греческом тексте является именно разница, на которую указывает св. Епифаний, потому что в первом случае употреблено слово: πλασεν , а во втором κοδμησεν . Первое слово употребляется в техническом значении о лепной работе, а последнее — о постройке зданий, домов и пр. 83 То есть, причащения и крещения. 84 Здесь разумеется Неаполь (Flavia Neapolis) Самарийский, древний Сихем. См. Иос. Флавия, О войне Иудейской 1, 2. 3; Древн. IV, 8 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

Вера без дел мертва есть о себе, по Слову Божьему ( Иак.2:17:14 ). А действенность Веры первее всего состоит в Тайнодействиях. «Иже веру иметь и крестится, спасет будет,» сказал Господь (Мк.16, 16.). «Аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе», сказал Он в другом месте. ( Ин.6:53 ). «Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» ( Евр.13:4 ), напоминает св.Апостол. Христианство существует Таинствами. Оно не такое общество людей, которое стояло бы на каких-нибудь умозрениях, либо на внешнем только порядке, либо и на особливой глубокой, собственной нашей деятельности: нет, оно есть Царство Небесное на земле, живет жизнью небесной, высшей человеческой, общением с Небесами о Господе нашем Иисусе Христе. Тем, между прочими свойствами своими, и отличается оно от всякого другого образа отношений людей к Божеству. Иудей называет свой образ отношений к Богу законом; Магометанин (Татарин) – ураза, говеньем, воздержанием 10 ; язычники, – каждый по своим понятиям, напр. Римляне – религией. Христианство именуется Верой ( Деян.15:4. 24, 24. 25, 19 . Рим.1:5. 15, 13 . Kop.1:15, 14, 17. 16, 13. Гал.1:23. 3, 23. 25. 6 10. Ефес.4:5. 13 . Сол.1:3, 5. Тим.1:1, 2. 19. 3, 9. 4, 1. 5, 8. 6, 10. 12. 21.2:2, 18. Иак.1:26. 27 . Пет.2:1, 1. Иуд.1:3 . Апок.2:13. 14:12 ) 11 . «Есть же Вера», по слову Апостольскому, «уповаемых извещение, вещей обличение (осуществление) невидимых. Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвепник? Видиши ли, яко Вера споспешествоваше делом его, и от дел совершися Вера? И совершися Писание глаголющее: верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду» ( Иак.2:21. 22. 23 ). Между тем, в пользу мудрований века, которые пленяют некоторых особенной своей стороной, в самом деле красивой, не лицевой, однако же, и не существенной, стороной одной нравственности, равнодушие к догматам или учреждениям Веры, имеющим свою особливую, положительную действенность, тем более умножается, чем более множится общее чтение книг и разнородные сношения сынов одной Церкви с вероисповедниками других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

На часах – тропарь: «Глубиною мудрости …». Кондак: «Со святыми упокой…». На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны канона Триоди, песнь 3я (со ирмосом) и 6я – 8. На входе – «…спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…». По входе – тропарь, глас 8й: «Глубиною мудрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену…». Прокимен заупокойный, глас 6й: «Души их во благих водворятся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…». Апостол дня – Деян., зач. 51, и за упокой – 1 Кор., зач. 163 (по Триоди), или 1 Сол., зач. 270 (по служебному Апостолу). Аллилуиарий: «Блажени, яже избрал…», со стихом. Евангелие дня – Ин., зач. 67, и за упокой – Ин., зач. 21 (по Триоди), или Ин., зач. 16 (по служебному Евангелию). Примечание. «Между уставными указаниями относительно апостольского и евангельского заупокойных чтений в этот день, помещенными, с одной стороны, в служебных Апостоле и Евангелии, с другой – в Цветной Триоди, существует полное расхождение. В то время как первые указывают в данную субботу обычное субботнее апостольское ( 1Сол. 4, 13–17 ) и евангельское ( Ин. 5, 24–30 ) чтения, Триодь предписывает брать первое из 1Кор. 15, 47–57 (рядовой заупокойный Апостол пятницы целого года), второе – из Ин. 6, 35–39 (таковое же Евангелие среды). Данную триодную традицию можно проследить по соответствующим славянским и греческим памятникам (Триоди, Типиконы), по крайней мере, до XV в. Что же касается отмеченных указаний служебных Апостола с Евангелием, то их давность не превосходит времени появления здесь указаний на Апостоли и Евангелия за упокой по вся дни» (Православный церковный календарь на 1920 г.). По «Изрядно…» поется «Достойно есть». Причастен: «Блажени, яже избрал и приял…». Вместо «Видехом Свет Истинный…» принято петь тропарь «Глубиною мудрости…». 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 мая 2018 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы прав. Алексию Московскому . Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5195718.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/420).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

«Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть " … Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом ( Быт. 3:1–5,13 ; ср. 1Тим. 2:14 ; 2Кор. 11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт. 3:23,24 ; ср. Прем. Сол. 3:23,24). Вот происхождение в мир греха и наказания за него -смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому, что в нем все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт. 5:1–2 ; ср. 1Кор. 15:45 ). В нем все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по сло- вам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим. 5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие- смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческаго – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистаго? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ср. 3Ездр. 7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

102 Учение 12 апостолов, гл.8 (рус. пер. К. Попова , Киев, 1885). 103 1 Тим. 2:1; ср. Фил. 4:6. 104 Lange, I . Theologisch – homiletisches Bibelverk. Die Pastoralbriefe. v. con Oosterzee , Biel. u Leipz. 1874. S. 29. 105 Еф. 5:19 и Кол. 3:16. 106 Иак. 5:19. 107 Goltz E . Das Gebet in der ältesten Christentheit, Leipz. 1901, S. 183. 108 Ср. 1 Кор. 14:26: «егда сходитеся, кийждо вас псалом имать». 109 В древне-славянских апостолах: «в песнях и в хвалах и в гласех (или: славах) духовных». 110 Migne, Patr., s. gr. 62, col. 363. Богдашевский Д . Послание св. ап. Павла к Ефесянам, Киев 1904, стр. 621—622. 111 Goltz, D. Gebet 184. 112 Еф. 2:20. 113 1 Сол. 5:27. 114 Кол. 3:16. 115 Лк. 1:1. Смирнов , Богосл. апост. времени. Труды Киев Дух. Ак. 1873, II, стр. 96. 116 Иак. 3. 117 Евр. 13:7. 17; 1 и 2 Тим. и Тит. многие места. 118 Иак. 2:2—5. 119 Об Александрийский синагоге, построенной Осиею IV, Талмуд говорит: «там стояла 71 кафедра соответственно 71 старцы (синедриона) и стоили они 25 мириад. Молящиеся не сидели смешанно, но золотых дел мастера отдельно, серебрянных дел мастера отдельно, кузнецы отдельно, ткачи отдельно». Талмуд. Succa IV, I. 120 1 Кор. 14:16. Обе цитаты и у Дмитриевского А . Древне-иудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древнехристианскому храму и его богослужебным формам (По поводу кн. А. Никитина под загл. Синагоги иудейские) Казань 1893. Авторитетнейший литургист в этой брошюре решительно отрицает, вопреки А. Никитину, какую-либо архитектурную зависимость христианского храма от синагоги, но допускает широкое влияние синагогального богослужения на наше: стр. 42 и д. 121 1 Кор. 16:13; 14, 35. 122 Фивейский М. свящ . Духовные дарования в первоначальной церкви. М. 1907, стр. 21—23. 123 1 Кор. 11:20. 124 Иуд. 12. 125 В параллельном месте 2 Петр. 2:13 вместо γαπαις стоит παταις (слав. «питающеся лестьми своими, ядуще с вами»); но ряд кадексов и так имеет γαπαις (Ватик. Вульг. перев. ефиоп. Пешито и др.). Batifoll (Agape в Etudes d’histoire et de théologie positive, Paris 1902), отрицающий существование агап, читает и в Иуд. 12 παταις (по нек. кодексам). Действительно, это единственное место в Н.З. и во всей тогдашней литературе, где слово γαπη имеет такой технический смысл. Везде в В.З., у LXX, в Н.З., у самого ап. Иуды (1 и 21 ст.) и у Филона (только один раз γαπη ) γαπη означает только любовь. Соколов П . Агапы или вечери любви в древне-христианском мире, Серг. пос. 1906, стр. 73—75.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Помимо ветхозаветных псалмов, за заупокойными последованиями читаются специально подобранные новозаветные зачала (отрывки), содержание к-рых связано с рассуждениями о смерти и проповедью о воскресении. Наиболее часто используются апостольское и евангельское чтения 1 Фес 4. 13-17 и Ин 5. 24-30; они входят в состав чинов погребений и читаются за литургией родительских суббот. В указанном апостольском чтении говорится о грядущем воскрешении усопших при гласе трубы архангела, потом и усопшие, и живущие будут «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (ст. 17); в евангельском чтении упоминается о том, что истинно верующий не будет судим, но сразу получит вечную жизнь: «На суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (ст. 24). Кроме этих новозаветных чтений, в православном З. б. используется ряд др., в частности, в чин священнического погребения входит 5 апостольских и 5 евангельских чтений (а надгробное чтение Псалтири над умершим священником заменяется чтением Евангелия), а в богослужебных Апостоле и Евангелии, в указателе чтений на разные случаи, излагается система из 6 будничных заупокойных чтений, соответствующих каждому из дней седмицы, кроме воскресенья. В слав. книгах эта система установилась только к XVI в., тогда как в более раннюю эпоху в разделе общих чтений выписывались 3 чтения об усопших (Апостол: 1 Кор 15. 20-28, 1 Кор 15. 47-57, Сол 4. 13-17; Евангелие: Ин 5. 17b - 24; Ин 5. 24-30 и Ин 6. 35b - 39) - возможно, по аналогии с др. подборкой из 3 чтений над болящими. Гимнографические тексты православного З. б. Правосл. литургическое наследие включает большое количество песнопений, посвященных теме смерти и молитвы об усопших и принадлежащих ко всем основным гимнографическим жанрам. Среди авторов этих песнопений были такие выдающиеся песнотворцы, как, напр., прп. Иоанн Дамаскин и прп. Феофан Начертанный. Прп. Иоанну Дамаскину принадлежит цикл заупокойных стихир , по несколько на каждый из 8 гласов. По преданию, эти стихиры были написаны прп.

http://pravenc.ru/text/182647.html

Так, в 9-м икосе автор цитирует припев из 9-й песни канона: «Анна пророчица, дщи Фануилева, приди и стани с нами, благодари Христа Господа» , а в 7-м кондаке автор перефразирует слова из 1-й песни и 2-го тропаря канона: «Крепитеся руце Симеони..» .  В 11-м кондаке владыка раскрывает учение о всеобщем воскресении и грядущем Втором Пришествии Христовом, приводя слова святого апостола Павла из послания к Солунянам: «Снидет с небесе и мертвии о Христе воскреснут первие. Потом же и мы живущии оставшии, купно с ними восхищении будем на облацех, в сретение Господне на воздусе» (1 Сол. 4:16-17). 13-й кондак не приводится, вместо него автор предлагал петь кондак праздника «На престоле, на небеси…». Следующим акафистом, приводимом в богослужебном сборнике трудов архиепископа Никона, следует а кафист Вознесшемуся от земли на небо Христу Богу. По особенностям и структуре он вполне сходен с приводимыми выше акафистами, однако и здесь имеет свою отличительную особенность. Кондаки всего молитвенного произведения оканчиваются не традиционным славословием «Аллилуия», но «Яко прославися» . Исключением является только 1-й кондак, где рефрен повторяет икос акафиста. Данное молитвенное прославление имеет место в библейской песни, воспетой израильским народом, прошедшим сквозь Чермное море (Исх. 15:1). Своеобразен рефрен, призывающий воспеть Творца всяческих Господа, который оканчивается херетизмом, основывающимся на словах пророка Давида: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте» (Пс. 46:7). Этот же библейский текст составляет 3-й богослужебный воскресный прокимен на литургии. Такой необычный по своему строю акафист заметно отличается от общепринятых гимнографией форм этого молитвенного последования, однако это нисколько не умаляет его достоинство, но, наоборот, отводит от шаблонности, предлагая несколько новый вид построения молитвенного творчества. Акафист Преображению Господню имеет точный акростих из первых букв кондаков и икосов; 13-й кондак не входит в число заранее предложенного краестрочия и звучит как: «Во славу Твою, Иисусе Христе».

http://bogoslov.ru/article/5607981

–4 1 / 2 , 2, –2 1 / 4 –6 1 / 2 (пред восх(одом) сол(нца;) ночь ясн(ая), тих(ий) N; день ясн(ый), умеренный) N; ночь ясн(ая), тих(ий) N). У обедни с утреней я был в академической церкви. Окна выставлены, ночь морозная, поэтому не было жары, как в прежние времена. Да и свод теперь много выше прежнего, я утреню стоял около правого клироса, опершись спиной на оградку, в уголке оградки, вместе с приютскими детьми, очень покойно. Здесь не было жарко и от близости пустой солеи, и не наполненного толпой алтаря. Обедню я стоял, опершись о стену, около западной двери. Тоже не было ни жарко, ни толкотни. Во все две службы зевнул только раз-два. Не очень устал или утомился. Служили Филипп Аляскинский с академич(еским) духовенством. Пели очень порядочно. «Верую» и «Отче наш» – народ, часть народа. Хор только на правом клиросе. Поют не мальчики, а девицы, все в белых платьях, человек 13–15. Инспектор Иларион 35 в алтаре сильнее всех голосил, но в его голосе, особенно в верхах, слышалось что-то сельско-мужицкое, разухабистая песня мужицкого малого. Какая-то распахнутость светской, несколько бесшабашной песни, если только не разудалой. Обедня кончилась в 3 1 / 4 ч(аса) у(тра). Площадь и улицы были пусты. Серж 36 ныне подошел ко мне и несколько застенчиво похристосовался, а забыл, что несколько лет тому назад он демонстративно прошел мимо меня в притворе в пасхальную утреню, не христосуясь, а чрез несколько времени, обернувшись в мою сторону, стал вызывающе смотреть на меня. Что, дескать, съел! Вот так человечек. Но Бог с ним и с его эгоизмом и недостатком совести. Церковь была весело освещена. Освещение люстрами и разноцветными лампочками по бордюру стен вливало радость в душу. Но в саду никаких фонариков не было. Да и в Лавре колокольня почти не была освещена, не то, что в прошлом году. Вообще же я службой был очень доволен и рад, что пошел в Академию, а не в Лавру. День был ясный, сухо совершенно, но холодно, я ходил к церк(овной) службе в шубе, даже и к всенощной под понедельник, и это было только так, и на крылечке (нрзб.) на солнышке в шубе и в валенках. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Сол. 2:3–4 – “Да никто же вас прельстит ни по единому же образу (т.е. никаким образом); яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, якоже ему сеста в церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть”. Здесь речь о человеке беззакония (по-гречески с определенным артиклем “о”), который превозносится “паче всякаго Бога”, т е. не только христианского, но и любого другого бога, который олицетворяет в себе универсальную религию, его собственную религию. 2Сол. 2: 9 – “Егоже есть пришествие по действию сатанину во всяцей силе и знамени их и чудесех ложных”. 1Ин. 2:18 – “и ныне антихриста мнози быша”. Дан. 7: 24–25, 8: 20–25, 11: 31, 12: 11 – здесь о пришествии антихриста говорится прикровенно. Откр.13:1–12, 17: 8–14, 19: 2 – о том же. Иоанн Дамаскин (книга 4, глава 6). “Надобно знать, что должно прийти антихристу; хотя антихрист есть и всякий не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, что Он есть Совершенный Бог и соделался совершенным человеком, не переставая быть Богом, но в собственном смысле и преимущественно называется тот, который придет при кончине мира”. Есть много частных мнений относительно того, что собою будет представлять личность антихриста: о его происхождении, имени, отношении к диаволу. Но здесь мы мало что можем сказать, твердого основания у нас нет, хотя есть соображения примерно такого рода. Например, сказано, что антихрист произойдет из рода иудейского, из колена Данова. На это есть основания в текстах библейских ( Быт. 49:17 , Иер.8:16–17 и особенно Откр. 7 – там, где при перечислении спасенных от иудейского народа колено Даново не упоминается). Иоанн Дамаскин (книга 4, стих 26). “Будет воспитан тайно, потом внезапно встанет, возмутится и воцарится”. Это святоотеческое мнение. Что касается имени антихриста, то оно не открыто, а открыто его число – “666”, хотя мы не понимаем, что это значит. Какое-то откровение по этому поводу есть, но мы его понять не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Это первое воскресение. Живые в момент пришествия Господня будут взяты на небо (Сол.4:16–17). Земля будет опустошена 7-ю язвами: нечестивые все будут умерщвлены. Праведные будут на небе царствовать со Христом 1000 лет. Они будут судить нечестивых людей и ангелов, определяя им наказание ( Откр.20:4 ; 1Кор.6:2–3 ). Сатана будет связан и брошен на землю, – связан т. е. он будет без дела на опустошенной земле и ему некого будет соблазнять. В конце тысячи лет Господь и небесный Иерусалим сойдут на землю – еще не обновленную. Тогда мертвые нечестивые все воскреснут; это второе воскресение. Сатана будет развязан, опять получит возможность действовать. Он соберет нечестивых и окружит святой город ( Откр.20:8 ). Тогда с неба спадет огонь и истребит т. е. уничтожит сатану, всех нечестивых, и небо и землю. После того, будут «новое небо и новая земля» ( Откр.21:1 etc.). На новой земле в новом Иерусалиме будут обитать и блаженствовать адвентисты 7-го дня 5 . Вечность мучений адвентисты отвергают. Общий ход исторических событий – как он представляется по мнению адвентистов – изображается ими в виде пророческих цепей; таких цепей они насчитывают от 8 до 10. Например: 2 глава Даниила изображает одну цепь, 7 глава (до 1798 г.) – вторую, 13 гл. Откровения – третью, 7 труб Откровения – четвертую, три ангельские вести – пятую, 7 печатей и 7 церквей – шестую и седьмую, период 2300 лет – восьмую и т. п. Изложенное выше учение о конце мировой жизни наглядно изображается адвентистами в таком виде. Периоды 7 церквей, 7 печатей и 7 труб адвентисты понимают так. 7 церквей суть 7 периодов истории; названия церквей имеют символический смысл. Ефес значит желаемая; здесь должно разуметь период высокой нравственной жизни, – годы по P. X. от 27 по 100-й. Смирна – благоухание, период гонений, жертв за Христа, годы 100 – 323; «скорбь дней 10» ( Откр.2:10 ) означает 10 лет гонения при Диоклетиане (302 – 312 г.г.). Пергам возвышение, период возвышения римской церкви; Антипа – anti papas (против папы) означает верующих; годы этого периода: 323–538.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010