Кончина вел. кн. Иоанна Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 505 об.) Кончина вел. кн. Иоанна Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 505 об.) Известны 2 духовные грамоты И. И. (составлены скорее всего в 1359). Они посвящены разделу между сыновьями вел. князя Димитрием и Иваном и племянником кн. Владимиром Андреевичем территории, имущества и доходов Московского княжества, а также владений за его пределами (И. И. не мог распоряжаться Владимирским великим княжеством, это право принадлежало хану). Вел. князь сохранил владения вдов вел. князей Иоанна Калиты (вел. кнг. Ульяны) и Симеона Гордого (вел. кнг. Марии), выделил вдовий удел своей 2-й супруге Александре. Кн. Димитрий получил наиболее значительные по размерам владения, но в совокупности земли др. представителей московского княжеского дома их превосходили. Кн. Иван унаследовал отцовский Звенигородский удел. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. В духовных грамотах И. И. упоминается несколько его даров церковным корпорациям: вел. князь передал с. Павловское «святому Олександру», вероятно Александровому мон-рю в Переяславле (Переславле-Залесском), 4-ю часть собиравшейся в Коломне тамги он завещал ц. «Святой Богородицы на Крутице» (либо в Старом Симоновом мон-ре, либо на подворье Сарайских епископов), московскую «костку» (одну из торговых пошлин) И. И. пожаловал на содержание московских Успенского и Архангельского соборов. Перед кончиной И. И. принял схиму. Похоронен рядом с отцом и братьями в Архангельском соборе Московского Кремля. По мнению Г. М. Прохорова , об И. И. идет речь в послании некоего архиерея неизвестному князю «От иного послания о повинных» (старший список - РНБ. Сол. 858, Кормчая, 1493 г.; опубл.: Прохоров. 1978.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Между тем, однако ж, тогда как разумных иудеев образ действования Апостола Павла точно мог вразумить, у неразумных и злых он возбуждал против него непримиримую ярость и враждование. Особенно такое действие могло произвесть то обстоятельство, что Апостол оставил синагогу с таким похулением ее и еще более то, что к нему перешли многие иудеи и прозелиты, если не все, то почти все, и что прочие коринфяне, искавшие истины, тянулись уже не в синагогу, а к нему. Такое враждование не могло укрыться от святого Павла и не могло не беспокоить его по испытанным уже следствиям его в Солуни и Берии так недавно. Почему пиша к солунянам, в это начальное время пребывания своего в Коринфе, он просил их молиться, да избавится от злых человек (2 Сол. 3, 2). Это, верно, обстоятельство разумел он и когда к самим коринфянам писал: и аз в страсе и трепете мнозе бых в вас (1 Кор. 2, 3). Не думал ли он даже оставить город, по заповеди Спасителя — бежать в другой, когда гонят в одном (Мф. 10, 14). По крайней мере этим хорошо можно объяснять необходимость явления ему Господа, для воодушевления его. Господь явился ему в видении ночью и сказал: не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в сем городе (Деян. 18, 9–10). Укрепленный этим явлением, Апостол остался в Коринфе и пробыл там полтора года, поучая коринфян слову Божию. Кроме сего дивного явления Господа Апостолу, было ли еще что свыше, книга Деяний не говорит; но сам Апостол свидетельствует, что Бог не лишил коринфян осязательного удостоверения в том, что он есть истинный Апостол, посредством знамений, чудес и сил (2 Кор. 12, 12). Следовательно, и там Апостол исцелял больных, изгонял бесов, открывал помышления сердечные, повелевал стихиями, и подобное. Такие знамения были всюду неотлучными спутниками проповеди Евангельской. И они обращали, а не слово мудрое, за которым святой Павел и не гонялся, несмотря на присутствие среди слушавших слово его мудрецов. Сам он говорит, что особенно в Коринфе слово проповеди его было коротко; он говорил только о Иисусе Христе Распятом, яко единственном Спасителе людей, под условием веры в Него. А что это несомненно так есть, как мог он доказать это язычнику? Он и не доказывал, а говорил только: вот смотри, именем сего Распятого я говорю больному: будь здоров, и он оздоравливает. Веруй же, что Он точно есть Спаситель. И веровали все, у кого не ожесточено было сердце, и у кого бог века сего не успел так ослепить очи, чтоб они не видели света даже среди белого дня.

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Закон же, данный Богом Моисею, был только «детоводителем ко Христу» (Гал 3. 24). По определению митр. Киевского свт. Илариона , Закон - лишь «предтеча и слуга благодати» (цит. по: Молдован. С. 160 (Список Сол-518. 350об.)). Он не нес в себе животворящей силы (Гал 3. 21), способной духовно возродить человека, и был призван лишь обуздать грех и вызвать в человеке осознание глубины своего падения и своего духовного бессилия. Ап. Павел со всей решительностью утверждает, «что законом никто не оправдывается пред Богом» (Гал 3. 11), потому что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2. 21). Он противопоставляет силе Закона др. силу, явление к-рой в мир стало возможным только после дела спасения, совершенного Иисусом Христом. Эта сила и называется «благодатью». В слав. и рус. языках нашла отражение одна из основных особенностей этой силы - она подается как Б., т. е. благой дар, не по долгу и не по делам закона, «ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал 2. 16). Эту же особенность подчеркивает и ап. Павел, когда пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2. 8-9); «если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать» (Рим 11. 6). Надежда на дела порождает фарисейскую праведность, к-рая в сознании иудеев делает Бога должником человека, обязанным награждать последнего за его дела. Наследники такой праведности живут по букве Закона, а не по духу Б. Они, по выражению апостола, «остались без Христа» (Гал 5. 4), а стало быть, оказались лишенными воздействия Б. Св. Духа, с помощью к-рой только и возможно духовное возрождение человека. Действие Б. Характер благодатного воздействия на человека Божественных энергий определяется гл. обр. духовным состоянием самого человека. Если последний еще не открыл для себя «путь, истину и жизнь» (Ин 14. 6), Б. действует на него подобно свету во тьме (Ин 1. 4-5). Свет этот - «истинный»; Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1.

http://pravenc.ru/text/149313.html

70 Мысль, если не точно такими словами выраженная, то подобными, высказывается некоторыми древними писателями, например: Димосфеном (De corona), Овидием (Metamorph. Lib. I et 2) и др. 71 Разумеется Аполлинарий, упомянутый в начале отделения. 72 Так значится это имя и по Ватиканскому списку греческой Библии; в Александрийском же списке перевода LXX, с котораго сделан и Славянский перевод, оно значится так: Σουλαμτις ( Суламитиуо ). 73 Смысл всей этой цитации будет вам понятен, если мы обратим внимание на то, что слова: «приемляй, восприят, взятся и вознесыйся» по-гречески обозначаются одним словом: ναλαμβανω . 74 Точно такого изречения нет во всем Св. Писании; но есть изречения, заключающия в себе мысль, подобную выраженной этими словами св. отца. Таково напр. Матф. 5:8; Рим. 12:1; 1 Сол. 4:3—4; 1 Тим. 5:22 и под. 75 Разумеются Евреи, исполнявшие закон обрезания. 76 Μανιδης — беснующийся, неистовый, безумный. 77 Ср. Деян.12:17, 15:13, 21:18; и Иос. Флавия, Древности, XX, 9; Евсев. Церк. истор. II, 23; хронику пасх. стр. 382 изд. Боннскаго и др. 78 Речь о чудесах, которыя Господь совершал в Галилее. 79 В указанном месте книги Исход собственно сказано, что Елисавету взял Аарон, а не Наассон, и что кроме того Елисавета была дочерью Аминадава и сестрою Наассона, а не дочерью Аарона. 80 На кидаре, — головном украшении, принадлежавшем ему по праву первосвященства. Дщица была с надписью: «святыня Господня», о чем см. Исх.39:30—31 по русскому переводу Библии. В славянской счет стихов не означен. 81 См. Acta Pauli et Theclae у Грабия в Spicilegium. ss. Pafrum t. I. Oxoniae, 1700. 82 В славянской Библии и в том и в другом случае употреблено одно слово: «созда»; но в греческом тексте является именно разница, на которую указывает св. Епифаний, потому что в первом случае употреблено слово: πλασεν , а во втором κοδμησεν . Первое слово употребляется в техническом значении о лепной работе, а последнее — о постройке зданий, домов и пр. 83 То есть, причащения и крещения. 84 Здесь разумеется Неаполь (Flavia Neapolis) Самарийский, древний Сихем. См. Иос. Флавия, О войне Иудейской 1, 2. 3; Древн. IV, 8 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

В 1988 г. по представлению митр. Фессалоникийского Пантелеимона Синод Элладской Православной Церкви причислил Е. к лику святых, основываясь на сообщении Михаила Хониата о посмертных чудесах Е. и широком почитании его в Фессалонике. Сохранились изображения Е. в кафоликоне афонского мон-ря Ватопед и в Старо-Нагоричино (Македония), к-рые подтверждают почитание Е. как святителя среди греч. и слав. населения Балканского п-ова в XIV в. Литературная деятельность Е.- автор многочисленных сочинений разных жанров. Условно можно выделить филологические работы по комментированию произведений античных авторов, затем тексты, созданные им как пастырем Церкви: поучения, проповеди, богослужебные, экзегетические и агиографические труды, и, наконец, исторические сочинения, риторическое и эпистолярное наследие. Комментарии к произведениям античных авторов были сделаны Е. на основе изучения дошедших до XII в. сочинений древнегреч. авторов. Собственные произведения Е. изобилуют многочисленными цитатами из сочинений Гомера, Гесиода, Пиндара, трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, историков Геродота , Фукидида, Ксенофонта Афинского, философов Платона и Аристотеля , комедиографа Аристофана, риторов Демосфена и Исократа, таких эллинистических авторов, как Теофраст, Арат из Сол, Каллимах, Аполлоний Родосский, Полибий, Никандр из Колофона, Ликофрон, из произведений позднегреч. авторов Плутарха, Лукиана Самосатского, Оппиана, Клавдия Элиана, Нонна Панополитанского, Квинта Смирнского, имп. Юлиана Отступника и Ливания. Комментарии Е. к одам Пиндара, к географической поэме Дионисия Александрийского по прозвищу Периегет (II в.) «Описание ойкумены» и к эпическим поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея» представляют собой обособленную, отличную от др. произведений Е. группу сочинений по грамматике, к-рые были написаны им в К-поле (до 1178) и использовались в качестве учебных пособий в риторических школах Византии. От комментариев Е. к одам Пиндара сохранился лишь Пролог из 2 равновеликих частей. В 1-й ч. характеризуется поэзия Пиндара в целом: говорится о его торжественном и пышном стиле, о сложных по идеям и образам эпиникиях в честь героев - победителей общегреч. игр (ко времени Е. сохр. только 4 книги эпиникиев), об отступлениях Пиндара, в к-рых поэт чаще всего пишет о себе и стихосложении, об особенностях поэтического языка од, представляющего смесь эолийских и дорийских диалектных форм. Во 2-й ч. Е. приводит ряд античных свидетельств, касающихся биографии Пиндара и восходящих к утерянному сочинению Плутарха, на к-рое Е. прямо ссылается в начале комментария. В заключение Е. касается вопроса о возникновении Олимпийских игр и проблемы строфичности ритмической структуры од Пиндара (за 2 одинаковыми строфами - строфой и антистрофой - следует отличающийся от них по структуре эпод).

http://pravenc.ru/text/187417.html

Итак, братья празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, «во еже уподобитися им» (2 Сол. 5, 9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но «толиким облежащим нас облаком свидетелей» (Евр. 12, 1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам «Начальник веры и Совершитель» Господь наш Иисус Христос (Евр. 12, 2); за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути? — Тот, Кто сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 июля, 2020 12 июля, 2008 11 июля, 2014 12 июля, 2022 12 июля, 2021 12 июля, 2020 12 июля, 2018 13 июля, 2017 12 июля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Классификацию В. А. Кучкина считаю необходимым дополнить введением еще одного извода, в котором сочетаются чтения первых двух изводов. Среди важнейших характеристик текста Жития Петра (заголовок, имя великого князя на Владимирском соборе) выделяю еще написание даты кончины Петра (по древнейшей традиции – 20 декабря, позднее утвердилось почитание 21 декабря), а также указание на титул князя Дмитрия Михайловича, присутствовавшего на Переяславском соборе 1311 г.: князь Дмитрий Грозные Очи представлял тогда своего отца великого князя Владимирского Михаила Ярославича, уехавшего в Орду, но впоследствии (в 1322–1326 гг.) и сам занимал великокняжеский стол, что могло учитываться позднейшими переписчиками. Предлагаемая ниже классификация списков Жития митрополита Петра является предварительной, поскольку я подробно успел просмотреть только древнейшие рукописи. Работа в дальнейшем будет продолжена. Первый (Основной) извод – включает списки Жития митрополита Петра, в заглавии которых отсутствует имя епископа Прохора, а среди участников Владимирского собора 1327 г. упомянут великий князь Александр Михайлович : 1) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 637 (л. 446–452) – 70-е годы XV в. Филиграни: Агнец под знаменем в круге (1-й вариант) – Брике, 44 (1463–1475 гг.); Бык – Брике, 2741 (1470–1479 гг.); Гроздь винограда – Лихачев, 1131 (1470 г.); Петух-Лихачев, 2646 (50– 70-е годы XV в.); Корона-типа Брике, 4645 (1459–1465 гг.); Агнец под знаменем в круге (2-й вариант) – Лихачев, 1264, 1265 (70-е годы XV в.); Перстень – Лихачев, 1262, 1263 (70-е годы XV в.). В списке утерян первый лист, текст начинается словами: «…твори манастырь и събра братию». После окончания Жития Петра прибавлено описание чудес у гроба Петра в 1347 и 1351 г. – следовательно, список Егор., 637 того же состава, что и Сол., 518 537, и должен был иметь тот же заголовок. Об участниках Переяславского собора сказано: «князю великому Михаилу в Орде бывшю, но приехавшю сыну его князю Дмитрею и брату его Александру». День похорон митрополита Петра обозначен как «месяца декабря в 20-й день, на память святого Игнатиа Богоносця ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы сказали выше, что сочинение Феодора имеет весьма важное значение для истории толкования литургии. Имея в виду составить по этому предмету особое разсуждение, мы укажем здесь кратко только на главный пункт. Сочинение Феодора есть первый опыт истолкования литургии в смысле целостного символического представления событий всей земной жизни Спасителя и всего домостроительства нашего спасения начиная с зачатия Христа и кончая вознесением и вторым Его пришествием. В ряду других толкований оно должно быть поставлено непосредственно после сочинения Максима Исповедника и краткой редакции сочинения известного под именем Германа 3 , но прежде нынешней пространной редакции этого сочинения и даже прежде так называемого Отрывка из слова св. Софрония о божественном священнодействии. Сличая эти два последния сочинения с сочинением Феодора, мы усматриваем, что сочинение Софрония целиком почти находится в сочинении Феодора и что значительная часть сочинения Германа тоже буквально с ним сходна. Эти места сочинения Феодора, буквально сходныя с сочинениями известными под именами Софрония и Германа и наводящия на особыя, иногда довольно важныя, соображения, мы отмечаем ниже особым знаком, а для удобства сличения с изданными в упомянутом выше сборнике сочинениями, оставляем для этих мест и перевод сборника за весьма немногими исключениями. Феодора епископа Андидского, краткое разсуждение о тайнах и образах божественной Литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия епископа Фитийского. 1 Очень жаль также, что некоторыя из писаний, помещенных в сборнике, без особенной нужды по местам сокращены и урезаны. Нечто относительно этого указано нами в описании рукописного перевода сочинений Симеона Солунского , хранящагося в бывшей Соловецкой библиотеке (см. Опис. рук. Сол. библ. т. 1). В Отрывке св. Софрония тоже есть нечто подобное. 2 Migne, Patr. curs. s. g. t. 140, c. 413: ferme duodecimi. Майо не указывает оснований, почему он рукопись относит к этому времени: но здесь мы должны положиться на авторитет ученого кардинала и библиотекаря, издавшаго такое громадное количество памятников греческой литературы. Кроме перечисленных у Майо, мы встретили в Ватиканской библиотеке во время своих занятий там рукописями и еще два списка сочинений Феодора, 640 и 1151. В последнем оно помещено под именемъ Николая Андидского. Имя: Николай вместо: Феодор читается и в 430. Майо объясняет это ошибкою писца, который, переписав сначала сочинение Николая Кавасилы , написал его имя и на последующей статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Нам совершенно недоведомо, каковы были бы судьбы мира, если бы не произошло грехопадение. Однако и оно не могло изменить самого основания создания мира, ибо тако возлюбил Бог мир, что в предвечном совете Своем определил вочеловечение и крестную жертву Сына Своего для спасения мира и создания Церкви. Церковь есть неизменное основание и цель миротворения. Мир создан Богом ради Церкви, как ее вместилище («Бог избрал нас в Нем прежде создания мира» Еф. 2, 4 ), ибо последний предел развития мира будет то, когда Бог станет всяческая во всех. Это есть «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем во Иисусе Христе, дабы ныне соделалась известной начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3: 9–10 ) «Великого благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3: 16 ). Мир создан для Церкви и в Церкви имеет свою высшую основу. 4 Если шестоднев заканчивается и увенчивается созданием человека, после которого исполнена вся полнота и Бог почил от дел своих, то это сотворение мира и в нем человека по образу и подобию Божию имеет свою предвечную основу в Премудрости Божией, она же есть предвечный образ и основа Церкви. Церковь есть небесный Иерусалим, сходящий на землю в полноту времени ( Откр. 21 ) слава Божия, которая откроется в нас ( Рим. 8: 18 ), жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор., 5,1 Флп. 3,20–1). Об этой славе говорит в первосвященнической молитве Своей Спаситель: «ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого Славою, которую я имел у тебя прежде бытия мира. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин. 17,5,24 ). Мир создан Богом из ничего, но Божественной полнотой и премудростью, которая была художницей пред Ним и радость которой в сынах человеческих (Притчи Сол. 8: 31). Мир создан Богом, как Церковь в своем основании и в своем совершении. Жизнь мира есть становящаяся Церковь, судьбы мира есть история Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В церковь входите с боязнию и благоговением, и страхом Божиим, и получивши прощение грехов, с радостию выходите. Когда же в церкви стоите, думайте о своих грехах, и в это время оставляйте все свои дела вне церкви, как пишут святые. Откровением Святаго Духа изложили божественную службу Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов: «Станем со страхом, возлюбим друга друга сердечною любовию, а не устами и языком. И всякое житейское попечение отложим ныне. Ныне бо силы небесныя с нами невидимо служат». Заботьтесь же, дети, о том, чтобы не прогневить Бога своим разговором в церкви. И с этого времени да удалится от вас такая безбоязненность, как церковный разговор, и неприличное стояние в церкви; но да будет земля сердца вашего добра, для принятия слова нашего учения, поелику, дети, и я должен, получивши от Бога талант, не скрывать его в землю, но раздать вам, добрым торговцам. Эту куплю духовную производите с прибылью, чтобы и я с великим ап. Павлом дерзнул сказать в день суда, о тех, которых я научил: вы похвала моя, вы и радость, вы и венец мой пред Богом (1 Сол. 2:19). Дабы Бог сподобил и меня грешнаго, во время втораго Его пришествия, вместе со всеми моими детьми, так сказать: . И теперь, ради Бога, старайтесь всячески угодить Богу добрыми делами, чтобы души свои спасти, и гнев Божий утолить, и себя приблизить к Богу. Дабы в душах наших, дети, было знамение Христово, как пишет Григорий Богослов: «овца знаменана неудобь украдома бывает». А знамение овцам словеснаго стада Божия — то, чтобы оне были причастниками тела и крови Христовой. Вы же, дети, овцы словеснаго стада, не пропускайте ни одного говения без такого знамения, но будьте причастниками тела и крови Христовой. Это, дети, кратко пишу вам ради вашего спасения; по своим благоразумием умножьте в сердцах своих плод духовный. Ибо премудрый сказал: «аще таковым искусством, рекше: учением, поживете, » (Прит. 9:11). Поэтому, дети, и вы, если примете и сохраните в сердцах своих то, что писал вам, и исполните не словом только, но и делом; то будете участниками небеснаго Царствия, котораго да сподобит всех нас Бог во второе Его пришествие, со всеми угодившами Ему от века, быть соучастниками в горнем Иерусалиме, дабы прославлять в Троице Отца и Сына Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2656...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010