из замечательных подвижников Русской Православной Церкви XIX в. епископ Игнатий (Брянчанинов) († 1867) писал: «Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство» (Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения, т. I. СПб., 1905, с. 520). б) «Прославляйте Бога и в телах ваших» (1 Кор 6:20) Одной из принципиальных отличительных черт христианства в сравнении с многими религиозными и философскими учениями является его высокий взгляд на тело. Не тюрьма оно для души, не низменное, скверное начало, но и не самодовлеющая и единственная ценность. Не иллюзия непросвещенного сознания и, тем более, не враг человека, но и не самое его существо. Оно — его неотъемлемая составная часть, так же как и душа, призванная к освящению благодатью Божией и к вечной блаженной жизни. Тело вместе с душой нуждается в искуплении, в очищении от греха. Нуждается в исцелении от страстей — этих всеобщих болезней человечества. «И мы, — восклицает апостол Павел, — стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:23). Целый, весь человек, а не одна душа становится «причастником Божеского естества» (2 Пет 1:4), ибо духовно и телесно всецело соединяется он со Христом в Святой Евхаристии. И эта забота о теле распространяется в христианстве не ради идеального лишь его бытия, но и бытия в земных условиях, в состоянии падения. Сам Бог заботится о нашем бренном существовании настолько, что даже и волосы на главе человека все сочтены (Мф 10:30). Совершенно очевидно, что Бог хочет, чтобы человек мог радоваться не только душой, но и телом (Ин 2:1–11). Слово Божие не игнорирует, не унижает и не запрещает свойственного и необходимого телу, но предупреждает лишь о том, чтобы люди попечения о плоти не превращали в похоти (Рим 13:14). Отсюда становится понятным, почему в Священном Писании содержатся настоятельные призывы не только к миру ириническому, то есть целостному, совершенному, но и конкретно к одной из его сторон — к шалому (с евр. — «мир») — миру, преимущественно внешнему, обеспечивающему спокойную материальную (во всех аспектах этого слова) жизнь. Эти призывы свидетельствуют о благой воле Божией не только о душевной, но и о телесной жизни человека, что, в свою очередь, для христиан и Церквей служит одной из побудительных причин проявлять искреннюю заботу и о внешнем благополучии людей, и, в первую очередь, «о временех мирных» (из великой ектении. — Ред.) — как основе всех материальных благ, руководствуясь вечным словом Христовым: сие надлежит делать и того не оставлять (Мф 23:23). в) «Изберите жизнь» (Втор 30:19)

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

Букв. “чтобы не покрыла их скорбь”. 21 Гимн написан пятнадцатисложным тоническим размером. 22 Речь идет о преп. Симеоне Студите. 23 Букв. “новые вместе и древние, божественные и сокровенные”. Преп. Симеон писал гимны в честь своего духовного отца еще до того, как он был признан святым. Это и было одним из пунктов обвинения, выдвинутого против него Стефаном Никомидийским. См. Vie 72—73. 24 Букв. “любовь (pothos) называется у меня болью (ponos) и является таковой”. 25 Преп. Симеон использует классические богословские термины ousia (сущность) и fysis (природа) в значении тождественных понятий. 26 Ср. 2 Пет. 1(естество ­­ природа). 27 Ср. Пс. 81:6. 28 В некоторых рукописях есть строка, пропущенная в Patm.427 (XIV в.). Восстановив ее, получаем следующий текст: “Слава Твоему благоутробию и снисхождению, что, будучи Богом по природе, Ты стал человеком”. 29 Букв. “соединив”. 30 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Центральная тема гимна — учение о бесстрастии, раскрываемое на примере некоего “мужа желаний духовных”, т.е., вероятно, преп. Симеона Студита. 31 Букв. “Кто преступил преграду (стену) своей плоти? Кто, пройдя мрак тления и оставив весь мир, скрылся?” К этому стиху в рукописи Marcianus 494 (XIII в.) имеется схолия: “Отсюда становится ясно, что и сам пишущий сие отец был восхищен на небо вне тела, как это рассказано в другом месте” (SC 156, 23). 32 Ср. 1 Кор. 1:20. 33 Выражение “муж желаний” заимствовано из Ветхого Завета (Дан. 10:19). В богослужебных песнопениях Восточной Церкви это выражение встречается применительно к тому или иному святому. См., например, службу св. Николаю (Минея месячная за 6 декабря; вечерня; стихира на стиховне): “Человече Божий и верный рабе, слуго Господень, мужу желаний...” 34 Букв. “Если бы ты даже видел, что он безобразничает и устремляется к (странным) действиям”. 35 Букв. “воссоздаюсь и обоживаюсь”. 36 Кодер предполагает, что гимн посвящен преп. Симеону Студиту, скончавшемуся около 986—987 гг. Однако, поскольку герой гимна назван “сладчайшим братом”, такое предположение кажется маловероятным. Скорее, речь может идти об одном из монахов, друзей преп. Симеона Нового Богослова. Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Наконец, то, что Его Жертва послужила примирению враждующих, засвидетельствовано и от тех, кто вовсе не был к Нему расположен (Лк 23:12). Была ли эта Жертва жертвой царя, участие в которой есть выражение верности ему, как это было у язычников? Разумеется. Ведь Он сам заповедал нам регулярно приобщаться к Его Жертве (1 Кор 11:23-26), учредив таким образом новый народ (1 Пет 2:9-10), в котором Он сам теперь почитается царем (Мф 27:37, Ин 1:49) и на который с тех пор возложена миссия, не менее ответственная, чем на народ Израильский (Мф 28:19-20). Была ли она жертвой в ветхозаветном смысле? Несомненно. Ибо принесена она Богу Небесному во исполнение Его воли (Лк 22:42) и по послушанию Ему (Флп 2:8). Более того. Это было и всесожжение, поскольку Его тело никто не расчленял (Ин 19:36). В то же время и жертва за грех (умилостивление, очищение), поскольку принесена она за наши грехи (1 Ин 2:2). И жертва посвящения, ибо через нее Он становится Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 9:11-12). И жертва мирная, поскольку символически (см. прим. 5) вкушать ее заповедано всем верным. Стала ли она делом частным? Нет, но делом церковным. А это значит – и общим, и частным в то же время. Частным потому, что даже двое или трое христиан, согласно собравшихся на всяком месте владычества Господня, могут ее приносить. А общим потому, что в каждом таком жертвоприношении мистически участвует вся Церковь. Разумеется, не все особенности смерти Христа в точности соответствуют процедурам, описанным в Книге Левит. Но расхождения эти имеют формальный, а не смысловой характер.  Во-первых, то, что это происходило не в храме. Но, как было упомянуто выше, признание подлинными исключительно жертв, приносимых в храме, было связано с невозможностью контролировать, как и кому эти жертвы приносятся. Здесь же ни в чем подобном сомневаться не приходится. Тем более что происходило это в нескольких десятках метров от Иерусалимского храма. А в самом храме происходить не могло тоже по вполне понятным причинам.

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

Александр 27 февраля 2011, 20:23 Старец И.КРЕСТЬЯНКИН (думаю, нет нужды представлять, кто это такой):  " Сколько молодежи пришло сейчас в Церковь с распутий жизни, пройдя через оккультизм, индийскую философию, йогу. Эти бесовские познания они принесли с собой и в Церковь. Не имея ни сил, ни времени, а часто и желания освободиться от страшного ведения зла, они начинают на христианской почве изобретать свою новую, невиданную веру, где в равном достоинстве уживаются истина и ложь. Но, по слову апостола Петра: (2 Пет. 2, 21) " . Александр 27 февраля 2011, 20:23 Это реальная проблема - знаком с этой средой хорошо. Это ересь, которая захватывает мозги - сейчас много людей, которые считают себя православными, увлекаются нью-эйдж направлениями, неоязычеством и считают, что Церковь темная и она остает от всех этих новомодных прозрений (сам когда-то таким был). У меня приятель не вылазит из Индии и из этой секты Сати Бабы и еще называет себя православным, и уже прозомбирован полностью. Довольно активный - хотел даже открыть передачу на ТВ, и о Православии и буддизме и все в одном котле, якобы все молятся одному Богу. На youtube у него один из самых популярных каналов - они там и Иисусову молитву, Оптинских старцев, Отче Наш выложили для медитаций, и под них пиарят их кумира Сати. Всем говорит, что старец Илия из Оптиной пустыни хорошо отозвался об этом Сати Бабе. === Вся проблема в том, что БГ называет себя православным - и это вполне в духе всех этих экуменистов-восточников. Потом они лезут в Церковь и несут собой всю эту прелесть. Игорь Владимирович, Кострома. 27 февраля 2011, 18:53 Мария! В своих рассуждениях Вы допускаете только один вариант развития событий: или я понимаю, или Б.Г. неправ. А неужели в мире нет ничего такого, что бы Вы не понимали? Или Вам просто сложно допустить такую мысль, что Вы что-то не понимаете? По-моему мы вообще многого не понимаем, и это нормально, на то мы и люди. Я к тому это, что мульт про бардо - это скорее образ, притча, а не мир представлений Б.Г.

http://pravoslavie.ru/44911.html

Катехизация является основой миссионерской работы. От качества катехизации зависит готовность христиан нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям, служить Богу, Церкви и ближнему. 2.2. Задачи катехизации Важно разделять цели воцерковления и церковной жизни. Воцерковление – это ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви. Целью же церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия ( Лк.17:21 ) и святости Христовой ( Мф.5:48, 1 Пет.1:15-16). Таким образом, основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в: а) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен; б) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры; в) приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф.4:15 ) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим.2:5) – Господь Иисус Христос. г) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины; д) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши; е) личной духовной жизни; ж) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни; з) принятии иерархического и административного устройства Церкви; и) обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь. Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак.4:17 , Гал.5:22-23 ), молитва и дела любви: « Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? » ( Иак.3:19-20 ). 2.3. Основные принципы катехизации

http://azbyka.ru/katehizacija/katexizaci...

Что тут скажешь? Искать-то он может, только за его строптивость, за его непослушание и гордость Господь ему вряд ли откроется именно потому, что «Бог гордым противится» (1 Пет. 5, 5), зато очень легко и даже наверняка под видом «бога» придёт обольститель, который именно там и действует с наибольшей свободой, где присутствует гордость и самонадеянность. И станет лукавый морочить голову несчастному человеку, а тот, бедный, будет думать, что он посвящен в сакральные знания и неизвестно ещё как далеко он в этом своём прелестном помешательстве дойдёт. Дай Бог, чтобы этот человек опомнился, остановился и вернулся туда, где Бог, а не лукавый назначил ему встречу. В Церковь Христову. Не пренебрегайте кажущейся простотой Церкви! Эта простота премудра, она открывает человеку неизреченные глаголы Божией правды, если только человек захочет к ним смиренно прислушаться. И пусть вас никогда, никогда не смущает, что кто-то там что-то делает в Церкви не так. Помните, что Церковь создал Сам Господь и она омыта Его драгоценной кровью. А то, что «кто-то… чего-то… не того-то…». Давайте раз и навсегда закроем эту тему словами Первоверховного апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а человек лжив» (Рим. 3, 3-4). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 января, 2015 23 июля, 2014 7 июля, 2014 2 апреля, 2014 20 ноября, 2013 20 сентября, 2013 8 июля, 2013 22 июня, 2013 22 марта, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/a-mne-kazhetsya/

Катехизация является основой миссионерской работы. От качества катехизации зависит готовность христиан нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям, служить Богу, Церкви и ближнему. 2.2. Задачи катехизации. Важно разделять цели воцерковления и церковной жизни. Воцерковление – это ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви. Целью же церковной жизни в целом является приобщение к спасению, обретение Царства Божия (Лк. 17. 21) и святости Христовой (Мф. 5. 48, 1 Пет. 1. 15-16). Таким образом, основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в: а) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен; б) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры; в) приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф. 4. 15) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2. 5) — Господь Иисус Христос. г) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины; д) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши; е) личной духовной жизни; ж) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни; з) принятии иерархического и административного устройства Церкви; и) обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь. Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4. 17, Гал. 5. 22-23), молитва и дела любви: « Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? » (Иак. 3. 19-20).

http://pravmir.ru/katexizaciya-v-russkoj...

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом. Миро варится из различных элементов (насчитывается до 64 элементов: елей, бальзам, смолы, благовонные вещества), и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви. В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» ( 1 Ин. 2:20, 2 Кор. 1:21). В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека на царство: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» ( 1 Цар. 10:1 ). Поставление на священническое служение совершалось тоже через миропомазание: «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны… корицы… тростника благовонного… касии и масла оливкового… и сделай из сего миро для священного помазания… И помажь… Аарона и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне… тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте… подобного ему; оно – святыня» ( Исх. 30:23–26, 30, 32 ). В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» ( Апок. 1:6 ), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» ( 1 Пет. 2:9 ), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

   Таким образом, человеческая свобода не смогла разрушить замысла Божия, потому что оказалась странным образом заключенной в объятиях другой, широчайшей действительно­сти — божественного замысла о спасении и обожении мира через воплощение Слова. Дра­кон и древний змей похитил и привел в негодность образ Божий, человека. Но воля и любовь Божия управила все это таким образом, что Сам Бог стал человеком, чтобы вернуть ставший непригодным образ к его первообразной красоте. Вот и соответствующее этому замыслу та­инство: Тот, через Кого все произошло, Бог Слово и Сын Отчий, становится Сыном Челове­ческим и, восприняв нашу природу, остается навсегда «сугуб естеством, но не ипостасию».    Любовь Божия, проявленная через воплощение Бога Слова, — событие не случайное и немаловажное, потому что Слово Воплощенное для нас есть средоточие жизни и смысл нашего пребывания в вечности. Согласно святым Афанасию и Максиму, Христос делается центром нашей истории, праистории и метаистории. «Господь наш Иисус Христос есть на­чало, середина и конец всех веков, прошедших и настоящих и грядущих». Как Бог Слово, Единый от Лиц Святой Троицы, Христос принял всю человеческую природу в Свою Божест­венную Ипостась и стал началом и концом всех путей, ведущих к Богу, а через Свое обоже­ствленное человечество Он явил Себя «начатком» нового творения (см. 1 Кор. 15:23).    Вполне ясно, что божественное домостроительство, реализованное через воплощение Слова, представляет величайшую и глубочайшую тайну, если не считать еще одной тайной творение мира. Это великое событие не может выглядеть как простое посещение Богом на­шего мира с целью вернуть человечество, неким механическим способом, на прежнее место; оно является осуществлением необъяснимых «советов» Божией мудрости и любви о падшем творении. Советы эти состоят в том, чтобы воссоздать и, так сказать, экзистенциально утвер­дить это творение, то есть людей, в качестве сынов Небесного Отца и соучастников божест­венной Жизни через их сущностное единение со Христом, Воплощенным Словом. Вот что так поразило Павла, когда он воскликнул: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия!» (Рим. 11:33) Господь наш Иисус Христос, став Великого Совета Ангелом, сверх все­го остального, чему Он нас научил, проповедал нам об Отце. Он причислил нас к Своим сотелесникам и сонаследникам и сделал с Собой единым телом и членами, а Сам стал нашей главой. Чего нам еще не хватает? Бога зовем со дерзновением Отцом, наученные Христом. Послушаем, каким образом Он делает нас родными Себе: «Иду ко Отцу Моему и Отцу ваше­му» (Ин. 20:17); и, молясь, снова говорит: «Да любовь, еюже еси Мене возлюбил, в них будет и Аз в них» (Ин. 17:26). Вот какова реальность божественного родства, в котором мы стали «причастницами божественного естества» (2 Пет. 1:4). Размышляя обо всех этих чудесных благодеяниях Бога, кто-нибудь может спросить сам себя: «И к сим кто доволен?» (2 Кор. 2:16)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

От ребенка к взрослому Сейчас, в эпоху Церкви, мы соревнуемся в добродетели с ангельскими силами, и это имеет огромные последствия для брака Эти новые небесные устремления христиан прочно укоренены и поддерживаются новой евангельской этикой, установленной Самим Иисусом. Закон Нового Завета, «Закон Христов» (ср.: Иак. 1: 25), является более строгим моральным кодексом, чем Ветхий Завет. Закон Христа приводит Закон Ветхого Завета к исполнению (ср.: Мф. 5: 17–20). Таким образом, религиозные законы в Новом Завете намного строже, чем в Ветхом. В отличие от эпохи Ветхого Завета, мы, верующие Нового Завета, поднялись на «более высокую вершину и “раздеваемся” для более сурового спортивного состязания. Ибо что еще заповедано нам, как не то, чтобы мы жили подобно этим умным и бестелесным силам? ». Сейчас, в эпоху Церкви, мы соревнуемся в добродетели с ангельскими силами, и это имеет огромные последствия для брака, девства и сексуальной жизни. От иудея к христианину Эта новая и высшая цель жизни в Христианской Церкви проповедуется Иисусом, потому что теперь человек сам обновился и возвысился . Не только Воплощение Иисуса, Его безупречная земная жизнь, смерть, сокрушение ада, Воскресение, Вознесение, сидение одесную Бога-Отца и ниспослание Святого Духа на всякую плоть в День Пятидесятницы в корне искупили и возвысили человеческую природу, но и благодать Божия, излитая на человечество, значительно преумножилась. Божественная помощь, посланная человеку в Новом Завете, огромна, ибо мы стали причастниками самого Божеского естества (2 Пет. 1: 4). Мы мистически соединены в тесном общении со Святой Троицей. Бог в нас, и мы в Боге: такова христианская жизнь (ср.: Ин. 14: 23). Этот союз Бога и человека осуществляется, поддерживается и углубляется Святыми Таинствами, установленными Самим Христом и совершаемыми в Его Теле, Церкви, «домостроителями таин Божиих» – Святыми апостолами и их преемниками (1 Кор. 4: 1). Мы больше не живем в тени и с прообразами Святых Таинств, как праведники Ветхого Завета. У них был прообраз Крещения, когда они крестились в Моисея в облаке и в море, а у нас есть настоящее Крещение. У них был прообраз Евхаристии, когда они ели манну в пустыне и пили из скалы, которая сопровождала их, но у нас есть настоящая Евхаристия (Ср. 1 Кор. 10:1-4). Однако эти прообразы, будучи всего лишь тенями грядущих славных Таин и указателями на них, не принесли людям радикального возрождения. Они все еще находились в ловушке сексуальной распущенности, за что в один день Господь попустил 23 000 из них погибнуть (см.: 1 Кор. 10: 8–9).

http://pravoslavie.ru/155034.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010