Три задачи стояли перед женами-мироносицами: 1) Поверить в чудо Воскресения; 2) Возвестить об этом всему миру; 3) И установить «праздников Праздник» – Христианскую Пасху. Женщины прекрасно справились с данной задачей! Мужчины не веровали, что называется, до последнего. Таким последним оказался апостол Фома, который не был на первой встрече Сына Божия с апостолами, когда, войдя дверями затворенными, Христос сказал: «Мир вам!», и, услышав о встрече от остальных апостолов, не поверил (см. Ин.20:25 ). И здесь мы должны коснуться очень важного вопроса: какой смысл заложен в приветствии воскресшего Христа – «Мир вам!»? Отвечая на этот вопрос, мы поймем подлинный смысл Христианской Пасхи. Когда род человеческий в лице наших прародителей поверил змею древнему более, чем Господу Богу, род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом. И видимым символом этих враждебных отношений был Херувим «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ). Никто не смог из людей встать в образовавшемся проломе между Богом и человечеством (см. Иез.22:30 ). И только Богочеловек Христос Иисус смог разрешить проблему наших грехов, пороков и преступлений (см. Откр.5:3–5 ). Сказано: «и вас, которые были мертвы во грехах… плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив… бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть бесовских. – О.С.), властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:13–15 ). – Все это произошло на Кресте! И вот, когда столь великая Жертва была принесена Божеству Отца и Сына и Святого Духа, происходит пауза ожидания… Примет ли Бог эту Жертву? И когда Бог Отец воскресил Своего Сына и Сын Божий в Духе Святом поднялся из гроба силою Ипостасного Божества – это и означало, что с Богом восстановлен Мир и Жертва, принесенная на Кресте, – ПРИНЯТА! Сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1, 3); и еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101:5-6). И опять-таки: зане пепел, яко хлеб ядях и питие мое с плачем растворях (Пс. 101:10). Павел же: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5), и снова: братия, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1), чтобы стать храмами Бога Живаго (2 Кор. 6:16). И Петр: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение (2 Пет. 1:5-6). Посему подобает всегда бдеть, бодрствовать, искать вышнего и мыслить по заповеди Господа, сказавшего: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. И продолжает: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12:35-37). Ему же слава во веки. Аминь. Слово 7. О посте    Монах, желающий посредством чистого поста усвоить себя Богу, обязан избрать чистейший пост и не быть порабощенным страстям и всегда возделывать великое безмолвие. И таковой с Ангелами соревнуется, с праведными соликовствует. Ибо освободившийся от земного с небесными пребывает в собеседовании. Здесь печалится, там веселится. Здесь утеснен, [Col. 1453]там отдыхает. Постник подобен пальмовому цветку, называемому «алатиос» (του φονικος νθει τω @ λεγομν λατ), который снаружи неприглядного цвета, внутри же — белоснежен и многоплоден. Так же и постник: снаружи мрачен, внутри же световиден и с дерзновением собеседует с Богом. Ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16). Пост же заключается не только в том, чтобы есть поздно, но и есть мало (τ βραδυφαγη σαι, λλ κα τ βραχυφαγη σαι), и не в том, чтобы раз в два дня вкушать пищу [это и есть аскеза], но в том, чтобы не вкушать много (λλ τ μ πολυφαγη σαι).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

О. Вячеслав пытается искоренить любовь к Богу и общение с Ним, а оставить только общение с ближними и считать это богообщением Если мы обращаемся непосредственно к Евангелию, то видим противоположное: личность Христа, вера в Него, непосредственное единство с Ним – это путь спасения и фундамент духовной жизни христианина, который о. Вячеслав категорически отвергает, вплоть до утверждения, что «Христоцентричность – это языческая ересь». Приведем лишь несколько свидетельств христоцентричности из Нового Завета, которых там огромное количество: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 32; ср. Лк. 9, 26; 12, 8–9); «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5, 23); «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4, 15); «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9); «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 9–11). (См. также: Мф. 11, 27; Лк. 10, 22; Ин. 6, 35, 40, 47; 11, 25–26; 12, 44–46; 14, 6, 12–13, 23; 16, 14; Ин. 17, 3; Деян. 4, 12; 1 Пет. 1, 21; 2, 4; 1 Ин. 2, 23; 4, 2–3; 5, 12, 20; Рим. 14, 11; 1 Кор. 12, 3; Еф. 3, 14; Откр. 5, 13 и мн. др.). «Растворение» Христа, о котором ратует о. Вячеслав, уже происходит в западном христианстве, что особенно видно в дни Рождественских праздников. Повсюду звучат поздравления, в магазинах устраивают распродажи, кинокомпании выпускают новые фильмы, все веселятся, отдыхают, общаются, но Сам Христос на этом празднике почти не вспоминается. Легко представить, насколько абсурдным является день рождения, где имя и личность именинника сознательно игнорируются приглашенными на праздник. Такой же абсурд происходит в западном обществе, где Христа растворили в массовой культуре потребления и развлечений. Похоже, что подобное отношение ко Христу, а точнее, «растворение» Христа, предлагается и в данной лекции, но для внутренней церковной жизни.

http://pravoslavie.ru/154932.html

8:21), ибо сказано: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидетъ тление» (Пс. 15:10; Деян. 2:27, 13:35) воспринять именно всецело — по-иному нельзя, ибо «тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50), а наше наследие — именно нетление в жизни вечной, которое подает нам Господь Иисус Христос, «разрушивший смерть и явивший жизнь и нетление» (2 Тим. 1:10).    А потому — не должно остаться в нас никакой частицы греха, которая влекла бы нас к прежней жизни; очищенные покаянием, должны мы стремиться, душа моя, к обладанию «благами будущими» (Евр. 9:11, 10:1) и вечными, которые готовит для верных Своих «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Пет. 1:3—5), благами, которые может вместить только чистый сосуд без тени порока.    Ведь жизнь христианина — это жизнь целостная и естественная.    Нельзя думать так, что это — жизнь другая, противопоставляющая себя жизни в мире даже на уровне территориальном, отрицающая жизнь мира как таковую.    Христианином нельзя быть только в церкви, остальное время проводя в мире в соответствии с его законами. Это было бы раздвоением личности, ведущим или к фарисейству и ханжеству, или к психическому заболеванию.    Христианином нельзя быть, и полностью отделяясь от мира сего, так, словно его нет. Это ведь невозможно. А потому — это был бы уход в область некоей иллюзии, напоминающий детские игры в сказки. А христианство — отнюдь не сказка и не иллюзия, это — жизнь человека, взятого в его триедином составе, жизнь во всем ее многообразии.    Христианин живет в мире сем. «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:9—11; разрядка наша. — иг. Ф).. Так обращался апостол к братиям из Коринфа, так специально подчеркивал нецелесообразность, неполезность и невозможность абсолютного отделения христианской общины и мира. Поэтому изживать в себе грех, стяжавать праведность, свидетельствовать о ней надлежит нам пред людьми, оставаясь именно в мире сем. Каким иным образом можем мы исполнить, например, Христов завет: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)? Где все эти люди? и где обнаруживаем мы качества их, как не в мире? где «обратим мы левую щеку к тому, кто ударил нас в правую» (Мф. 5:39)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2) Любить Его, как чадам Отца своего. 3) Сыновнее послушание и угождение нелицемерно оказывать Ему. 4) От всякого греха, которым Он оскорбляется, беречься, – да не оскорбим Его. 5) Подражать Ему, как отцу чада подражают, по увещанию апостольскому: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1). Принял Он нас в высочайшую Свою милость – будем помнить и мы эту милость Его. Сотворил Он нас чадами Своими – будем и мы истинными, а не лицемерными чадами Его, то есть будем творить дела, чадам Божиим подобающие. Свят Он – будем подражать и мы святости Его, творя святыню в страхе Божием. Благ Он и Милосерден – будем друг ко другу добры, сострадательны, будем прощать друг друга, как и Бог во Христе простил нас (Еф. 4:32). Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), – будем и мы творить добро всем, знакомым и незнакомым, своим и чужим, единоверным и иноверным, друзьям и врагам, творящим нам добро и творящим нам зло. Долго терпит Он согрешения всего мира, ожидая всех на покаяние – будем и мы терпеливы к согрешающим нам. Сотворим все это и прочее, не ради нашей, но ради Его славы, по увещанию Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Если бы упомянутый подлый человек, от своего благодетеля почтенный, вдался в бесчестные дела, и так совлек бы с себя честь и приличное одеяние и оделся бы опять в подлое и срамное рубище, то это дело достойно было бы удивления, сожаления и смеха от всех людей. И действительно, это было бы немалым оскорблением почтившего его благодетеля! И иные люди сожалели бы, иные удивлялись бы, иные смеялись бы безумию этого глупого человека. Такое приключается с христианином, который в такую высокую милость Божию принят и от Бога почтен во святом Крещении. Такому, говорю, христианину, который в беззаконные дела вдается, закон Божий бесстрашно нарушает, приличествует пословица: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Пет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Многие из нас выросли в такой среде, где мы не представляем себе иного языка общения, кроме упреков и претензий, и говорим только о плохих событиях в жизни своей или окружающих. Попробуем говорить о хорошем и посмотрим, как изменится наша жизнь. Не будем позволять негативу вокруг нас или из экранов ТВ нас наполнять. Да, в мире много плохого, как сказал апостол Иоанн: «мир во зле лежит» (1 Ин. 5: 19), но именно мы, христиане, призваны сделать этот мир лучше, по слову Господа: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13), «созданы на добрые дела» (Еф. 2: 10). Наше христианство, прежде всего, выражается в отношениях с окружающими. Если в этих отношениях полно зависти, осуждения и раздражения – то мы живем не по-христиански. В каких сильных выражениях говорит апостол Павел о любви к ближнему! «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы (!) переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение (!), а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 2–3). Поэтому важно понимать, что если мы соблюдаем все посты и знаем наизусть Евангелие, но не имеем любви или хотя бы снисхождения к людям, то мало для нас в том пользы. «Напоминай им, – говорит апостол Павел в Послании к Титу, – никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3: 1–2). «Ко всем», – это и к соседям, и к коллегам по работе, и к незнакомым людям в магазине и общественном транспорте, и к тем, которые проявляют зло по отношению к нам самим. Сказали нам обидное слово – промолчи, не скажи в ответ, по слову апостола Петра: «не воздавайте злом за зло и ругательством на ругательство» (1 Пет. 3: 9). Лучше, если найдем в себе силы ответить на зло добром, но это уже мера совершенных, которые понимают, что человек зол не потому, что захотел быть злым, а потому, что, возможно, у него дома невыносимая обстановка, или он столкнулся с несправедливостью в жизни, или у него проблемы со здоровьем, а возможно, он с детства рос в таких условиях, что врагу не пожелаешь, и знает только язык агрессии. Как говорил старец Паисий: нужно в таких случаях «включать добрый помысел», попытаться оправдать человека, причинившего нам неприятность.

http://pravoslavie.ru/124355.html

Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытия, в которой повествуется, как он, войдя в змия, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию – вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт. 3); далее таким же злым существом является дьявол и в книге Иова (1, 6–12 и 2, 1–7). В книге Паралипоменон (1 Пар. 21, 1) говорится, что восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян. Здесь сатана представляется возбудившим Давида к счислению израильтян и таким образом вовлекшим его в грех, который сам Давид исповедал перед Богом (ст. 8) и за который Господь наказал израильский народ моровой язвой (ст. 14). Точно так же и в Новом Завете находятся ясные указания на то, что дьявол вводит человека в грех. Прежде всего само название его искусителем (Мф. 4, 3; 1 Фес. 3, 5), т. е. соблазняющим человека ко греху. Искусителем сатана является даже по отношению к Иисусу Христу (Мф. 4, 1–11; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1–13). В пустыне, куда удалился Иисус Христос после крещения, явился Ему сатана и стал прельщать Его всеми своими искусительными средствами, как-то: похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (1 Ин. 2, 16). Но Иисус Христос оказал решительное противодействие всем искушениям сатаны, так что последний должен был удалиться от Него и сознать свое бессилие ввести Сына Божия в грех. Влияние дьявола на происхождение греха в человеческом роде Спаситель ясно признает в Своей притче о семени и плевелах (Мф. 13, 24–30, 36–43). Царство небесное, говорит Он, подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг, и посеял между пшеницею плевелы, и ушел (ст. 24–25). Поле, по объяснению Спасителя, есть мир, доброе семя – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол (ст. 38–39). Таким образом, зло в мире представляется, по словах Спасителя, посеянным или происшедшим от дьявола. По свидетельству Евангелия, сатана внушил Иуде предать Иисуса первосвященникам и книжникам (Лк. 22, 3; Ин. 13, 2, 27). Апостол Иоанн также ясно признает дьявола виновником происхождения греха, когда говорит: кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3, 8). Здесь греховные действия человека прямо называются делами дьявола. Значит, на происхождение их оказывает влияние дьявол; поэтому они и называются его делами. В словах апостола Петра, в которых он предостерегает христиан от козней дьявола, мы также находим указание на участие дьявола в происхождении греха. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Здесь дьявол представляется противником человека, старающимся погубить его; и он губит человека тогда, когда вводит его в грех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Свт. Игнатий (Брянчанинов): " Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр.4:12), и в Святых Отцах. По большей части оба этих слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого, тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий, и которою душа человеческая отличается от души животных… " (Прибавление к Слову о смерти). Именно так и надо понимать Священное Писание. Анна 5 марта 2009, 07:47 Спаси Христос вас всех, очень нужная и открывающая статья. Мира, благоденствия и спасения вам всем! Анна Александр 3 марта 2009, 20:05 Фраза (11 абзац): " Некоторые православные авторы говорят также о духе человека, поясняя, что «это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение его… " настораживает. Автор, что, не согласен с " некоторыми " АРХИЕПИСКОПОМ ЛУКОЙ, (в миру Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким), профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым и т.д.? Тогда как же понимать Священное Писание: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Евр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Духом пламенейте (Рим. 12, II). Он тайны говорит духом (1 Кор. 14, 2). Дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение (Иов. 82, 8). Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26,41). И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4). Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18, 31).

http://pravoslavie.ru/29431.html

    Первосвященническое служение Иисуса состояло в принесении Им Себя в жертву для удовлетворения правды Божией за сделанный человеком грех. Оно выражалось в перенесении Иисусом всякого рода унижений, гонений, поруганий и, наконец, страшных мучений на Кресте, и — смерти. Ибо хотя Он и был Сын Божий, — говорит Апостол, — однако страданиями навык послушанию: и совершившись сделался для всех послушных Ему (уверовавших в Него) виновником спасения вечнаго, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5:8,10). Но так как всякий первосвященник для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи (5:1): то нужно было, чтобы и Христос также имел что принесть (8:3); — и Он действительно принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, и вошел не в рукотворенное святилище, но в самое Небо, чтобы предстать за нас перед лице Божие, и не с кровию козлов и тельцов, но со Своею Кровию вошел в святилище, и приобрел вечное Искупление (Евр. 9:28,24,12). Он, принеся одну жертву за грехи, навсегда возсел одесную Бога, и этим одним принесением навсегда сделал совершенными освящаемых (10:12,14).    Царское служение Иисуса Христа выразилось, главным образом, в совершении величайших чудес: исцелении всякого рода больных одним словом или прикосновением руки и одежды, изгнании бесов, воскрешении мёртвых и повелевании силами природы; особенно же в поражении диавола и разрушении его царства: ибо Своею смертию Он лишил силы диавола имевшого дотоле державу смерти, и избавил всех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2:14,15). Для сего Он нисходил прежде в преисподняя места Земли (в ад) и, поразив там диавола, восшел на высоту (на Небо), пленив плен (Еф. 4:9,8), то есть извёл из ада всех держимых там от века праведников.    За Его смирение, простиравшееся даже до крестной смерти (Флп. 2:8), Бог воздействовал в Нём державною силою Своею и, воскресив Его из мёртвых, посадил Его одесную Себя на Небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства — и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего главою Церкви (Еф. 1:19-22), и дал Ему имя (право, власть, славу) выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено Небесных, земных и преисподних (Флп. 2:9,10). В силу этого права Иисус основал на Земле несокрушимую Церковь Свою, или Царство, в которое призвал всех верующих и, даровав им Духа Святаго, соделал всех чадами Божиими, наследниками Божиими и сонаследниками Своими, подавая им вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию (2 Пет. 1:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Почему Господь назвал его этим именем? Греческое слово “панирос” значит: и злой, и плохой, и лукавый. Таким – думается нам – Спаситель наш назвал его в противоположность Богу, Отцу Своему. Как мы знаем, Господь Иисус Христос сказал об Отце: “Никто не благ, как только один Бог“ (Мф. 19, 17). Благость Божия здесь употребляется в смысле совершенства (Мф. 5, 48), святости (Евр. 4, 7) и, в частности, любви (1 Ин. 4, 16), ибо любовь есть “совокупность совершенства” (Кол. 3, 14). А диавол назван злым, плохим и лукавым, потому что в нём ничего этого нет, – “нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Ин. 8, 44). Иногда, и нередко даже, и это “не удивительно”, “сам сатана принимает вид ангела света” (2 Кор. II, 14). Диавол вообще значит – “клеветник”, провокатор, обманщик, так он обманул прародителей в раю и теперь над нами нередко действует под “видом” добра, а не как Господь-Истина: “Все пути Господни – милость и истина” (Пс. 24, 10; Пс. 118, 86, 90, 128; Ин. 7, 28; 14, 6; 1 Ин. 5, 6; Откр. 3, 14). А диавол извращает истину. Поэтому и переведено греческое слово – “лукавый”, от слова “лук”, “лука”, т.е. изогнутое дерево, притом – стреляющее, ранящее, убивающее. И русское слово лукавый – т.е. хитрый – говорит о том же извращении правды. И люди, подобные диаволу, искажают её злонамеренно. И мы не можем не обратить внимания и на то, что это прошение поставлено в конце. Это значит, что Господь поставил его ниже даже грешников (пятое и шестое прошения). Вообще, мы замечаем не только “холодное” отношение Господа Иисуса Христа к диаволу, но и – как к “противнику нашему” (1 Пет. 5, 8), и “врагу” Божию (Лк. 10, 19) – даже господственное и наказывающее, со властию подчиняющее его даже людям – апостолам и верующим (Мк. 16, 17; Лк. 10, 1). И Сам Господь изгонял бесов с необычайной властью (Мр. 7, 29; Лк. 4, 5; 9, 42). И бесы трепещут Его (Иак. 2, 19), они знают, что Христос будет “мучить” их (Мф. 8, 29) и слуг его [диавола] (Откр. 14, 10); “диавол” будет “ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков” (Откр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010