Крайняя степень этого единения осуществляется в Евхаристии: «Единородный определил некоторый, изысканный, подобающий Ему премудростию и советом Отца, способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность, – именно (такой способ): в одном теле, очевидно, Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного Причастия (Евхаристии), – делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу» , – так словами святителя Кирилла Александрийского поясняет архиепископ Иларион образ единения в Церкви людей между собой и с Богом. Люди в таинстве святых Тела и Крови Христовых по человеческой природе объединяются друг с другом и с Богом в Лице Сына Божия. Но соединение здесь внутри человечества природное, а с Божеством – опосредованное через человеческую природу, воспринятую Личностью Бога Сына и соединенную с Божественной природой «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» . И хотя по причине «общения свойств» двух природ в Личности Господа Иисуса Христа мы говорим, что соединяемся с Богом, – соединяемся мы с Божественной Личностью в Его освященной и обоженной человеческой природе. Но «исповедавший истину воплощения апостол Петр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чем и заключаются великие драгоценные обетования (2 Пет. 1: 4). При первом творении Бог вдунул в лице человека дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2: 7). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святаго (Ин. 20: 22), и при дыхании бурном исполнилось всё Духа Святаго (Деян. 2: 2–4), так что новый Адам есть Дух животворящий (1 Кор. 15: 45)… Дух Божий живет в новой твари (Рим. 8: 9–11; 1 Кор. 3: 16)» . Именно Святой Дух есть Та Божественная Личность, в Которой люди, составляющие Церковь, через благодатные Божественные энергии соединяются уже непосредственно с Божеством, то есть с Божественной природой, без чего и невозможно собственно ни обожение человека, ни само существование Церкви. Об этом, опять словами святителя Кирилла Александрийского, так говорит архиепископ Иларион: «Относительно же единения в Духе скажем опять, что все, одного и того же приняв Духа, разумею Святого, соединяемся некоторым образом и друг с другом и с Богом… Как сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она будет, таким точно, думаю, образом единый во всех нераздельно живущий Дух Божий приводит всех к единству духовному… Итак, одно все мы в Отце и Сыне и Святом Духе… Видишь, как во Христе и Духе Святом все мы едино как по телу, так и по духу. Как мы, так и Сын един с Отцом» .

http://pravoslavie.ru/69130.html

Что ж касается до духа Писаний; то, по мере удаления от него, и Евреи стали заблуждать в разумении Моисея и Пророков, ( Иоан. 5, 46 ), и для последователей Евангелия, науке в современных творениях Апостольских, могли быть некоторые места неудобь разумныма, яже ненаучении развращалик своей погибели им. (Пет. 2:3, 16.). Тем более открылась нужда в изъяснении обоих Заветов с распространением Слова Божия между всеми народами, которые, имея свои язык, свои обычаи, были мало знакомы с Евреями, где слово родилось. Между тем всякий народ и всякий век имеет свой дух, свои понятия, свои страсти; а мудрования человеческие могут превращать благовествование Христово во ино (Гал, 1, 7.), смотря на него в собственном их свете, чего и наиболее остерегаться велено с течением времени. (Тим. 2: 4, 3. 3, 1. 8.). По сему-то Пастыри Христианские, читая Писание в священных собраниях, всегда, смотря по потребностям Церкви, предлагали и изъяснения на оное. Свидетельствуют о том творения их. 2. Нужда в руководстве к изъяснению. Хотя поныне весьма много написано уже и самых толкований на Св. Писание; притом толкования св. Отцов и учение Церкви должны быть непременно и правилом к разумению оного: но руководство не излишне, а для некоторых и необходимо. и) В руководстве показывается не иное что, как те самые основания, по которым толковали Писание Отцы, или разумеет его св. Церковь . Следственно здесь в правилах дополняется только то, что в учении и толкованиях тех подразумевается. Для всех понятий само собою есть свои правила, законы мышления и сказания. 2) Знать такие правила необходимо, когда нужно не одно только простое или историческое знание, а умственное убеждение, как в особливости требуется для наставников, которые и простецам должны толковать Писание, и мудрым, даже совопросникам века раскрывать его, соответственно требованиям их. В церкви хощу, пишет св. Апостол, пять словес умом моим глаголати, да ины пользую, нежели тмы словес языком. (Kop. 1: 14, 19.). Кую вам пользу сотворю, говорит он еще, аще вам не глаголю или во Откровении, или в разуме, или в пророчестве, или в научении (6)? 3) Видеть в Писании премудрость Божию, никогда неизследимую, видеть по возможности собственными очами, есть, конечно, утешение и долг для всякого мыслящего, особливо же для служителя Слова истины. Св. Златоуст сравнивает Священное Писание с золотоносными рудниками, которые чем более раскапываются, тем больше доставляют сокровищ. А разногласие толковников вне св. Церкви сверх того невольно убеждает желать всякому любителю истины, чтобы видеть ее, сколько можно, в самом источнике, по крайней мере при особливых каких-либо случаях, или чтобы уметь отличать верное в толкованиях вне Церкви от неверного, с указанием оснований в самом Писании; что в особенности важно на случаи для читателей Слова Божия, не удовлетворяющихся никаким сторонним свидетельством, каковы совопросники века. 3. Свойство правил

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Глава 2 Литургия стоит в центре христианства, а в центре литургии — “Агнец, закланный от создания мира” (Откр. 13, 8), или, как в другом месте сказано, “предназначенный еще прежде создания мира” (1 Пет. 1, 20). Конечно, эти слова непостижимы, но пройти мимо них мы не можем. Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. “Он [Бог] столько познается нами, — пишет преп. Симеон Новый Богослов, — сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечою” . Это даже для разума, уже просвещаемого благодатью. Но трудность постижения божественного мира не дает нам основания для отрицания того, чего мы не постигаем или не хотим постичь. “Если будем все измерять своим разумением, — пишет Василий Великий, — и предполагать, что непостижимое для рассудка вовсе не существует, то погибнет награда веры. За что же еще нам стать достойными блаженств, какие сообщаются для нас под условием веры в Невидимое, если верим тому только, что очевидно для рассудка?” Рассудочная вера — это вера не апостольская, а все та же кантовская “религия в границах одного только разума”, для которой все понятно или же должно быть понятно и которая старается в наше время создать веру, приспособленную к неверию, христианство, в общем не возражающее против не-христианства. Многие святые начиная с I века ощущали божественную предысторию христианства. “Сие имя спасительное — Иисус — прежде всех веков в Тройческом совете было предуготовано. Сила имени Иисусова в Совете Предвечном, как в сосуде, была сокрываема”, — пишет св. Димитрий Ростовский . “Прежде солнца пребывает имя Его”, — возглашает церковнослужитель во время чтения Апостола на Благовещение , т. е. именно в тот день, когда поется: “Совет превечный открывая, Тебе, Отроковице” (стихира на “Господи воззвах”), когда воспоминается принесение человеческого имени Иисуса с неба ангелом пречистой Деве (Лк. 1, 31). Говоря об определении Церкви апостолом Павлом как о “великой благочестия тайне” (1 Тим. 3, 16), которая в том, что “Бог явился во плоти” (там же) и этой плотью — телом Божиим — сделалась Церковь, еп. Феофан Затворник пишет: “Сущность веры нашей сокровенна и по причине непостижимости ее действия в нас. Зародилась она ( " тайна благочестия " ) в тайне Триипостасного Бога прежде век” . Только поняв Церковь как сотворенную “прежде всего” (св. Ерма) , как “Премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1 Кор. 2, 7), можно в нее действительно поверить. Поверить в нее нам дано не как в человеческую организацию, а только как в Богочеловеческое Существо, имеющее своим началом Божественную до-временность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Истинному христианину чуждо фарисейское, отрицательное и осуждающее отношение к немощным, согрешающим братьям или к целому миру, лежащему во зле (1 Ин 5:19). Подобно Христу (Ин 8:15) он никого не судит, но каждому состраждет и готов оказать деятельную помощь. Он любит всех, и любит «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3:18). Для него очевидно, что мир страждет не от своего устремления к знанию и прогрессу, не вследствие желания достичь господства над природой путем всестороннего развития материальных и духовных сил человека, но от эгоизма и нравственной испорченности. И потому горячей молитвой, личным примером и самоотверженным служением людям в том звании, к которому он призван (1 Кор 7:20), он старается победить эгоизм и грех, возбуждая в окружающих его людях спасительную жажду мира с Богом и со своей совестью. § 6. Воплощение — источник мира с близкими и дальними (исторический аспект) Воплотившийся Единородный Сын Божий является не только высочайшим образцом нравственной чистоты и святости. Он открыл нам тайну нашей единоприродности и духовного родства со всем человечеством, призванным стать во Христе и чрез Христа единой семьей Божией. Во всем, кроме греха, уподобившись нам. Господь «не стыдится называть нас братьями» (Евр 2:11). Все люди — дети одного Небесного Отца, ибо «един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Ефес 4:6). Но реальное сыновство достигается лишь на путях истинного, нелицемерного братолюбия (1 Пет 1:22). «Кто любит Любящего (то есть Бога — Отца всех людей), тот любит и любимого Им (то есть, каждого человека как брата своего)», — говорит св. Тихон, епископ Воронежский. Мир с близкими и дальними, как с любимыми братьями во Христе, Спасителе мира, есть самое высокое призвание христианина, как истинного сына Божия. «Если будешь миротворцем, — говорит св. Григорий Нисский, — то увенчает тебя благодать усыновления». Именно миротворцы, верные служители и поборники мира, непосредственно служат делу прославления Бога во всем мироздании, осуществлению премудрых планов Божиих, направленных к созиданию Царства Божия, и приведению всего сотворенного к тому состоянию, когда будет «Бог всяческая во всех» (1 Кор 15:28).

http://blog.predanie.ru/article/bogovopl...

Непрестанно нужно стоять на страже своего сердца и не допускать в него никаких чуждых помыслов Непрестанно нужно стоять на страже своего сердца и не допускать в него никаких чуждых помыслов. Вооружимся словами апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1364 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Нина 15 июня 2021, 19:29 Если честно,как сводку криминального канала прочитала. Когда в населенном пункте несколько школ , это уже не маленький населенный пункт В нашей деревне, куда летом приезжаем на дачу, раньше была школа, а потом ее закрыли. А церкви наоборот не было, а усилиями местных жителей построили сначала часовенку деревянную. Потом местный фермер построил церковь. На эту Пасху говорили " нет людей, некому служить. " Так староста деревни смогла поговорить по телефону, что сказали, что пришлют, добавив, " это не женщина, это Васса Железнова " . Критиковать можно много, надо проявлять инициативу, выходить в народ,искать активных людей, творческих Дмитрий 15 июня 2021, 15:22 Илья, я думаю что Достоевский имел в виду (если говорил эту фразу),что русский человек строил жизнь в первую очередь по совести, по справедливости, т.е на христианских ценностях,(по крайней мере до недавнего времени), и уж потом на расчете и юридических нормах, как может быть европейцы. И когда вера терялась, то и опора в жизни тоже терялась, или приобретала извращенную форму. На этом играли и различные провокаторы с призывами к " свободе " и бунтам, чтобы построить царство Божье на земле. Тут речь идет скорее, о душе русского человека.

http://pravoslavie.ru/139729.html

Что это все значит для нас? Две вещи. Во-первых, это значит, что наша жизнь во Христе заключает в себе ожидание, поэтому и апостол Павел определил христианина как человека, обратившегося «к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его » (1 Фес. 1: 9–10). Тема христианской жизни как ожидания кончины пронизывает весь Новый Завет. Поэтому Павел говорил коринфянам, чтобы они развивали духовные дарования, «ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1: 7). Он сказал, что, страдая в этом веке, «мы ожидаем усыновления, искупления тела нашего». (Рим. 8: 23). Он сказал, что, живя как граждане Неба, мы «ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3: 20), Который придет с Неба преобразить наши тела. Конечно, это не пассивное ожидание, будто нам только и осталось, что лишь праздно шататься, лениться и читать романы из серии «Оставленные» . Как говорится в одной православной молитве, мы хотим: «да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание, обрящемся готови». Это делание заповедей включает в себя кормление алчущих, помощь миру, исполнение гражданских обязанностей и тысячу других моральных долгов и добрых дел. Но, делая все это, мы не забываем сводить глаз с горизонта, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13). Как сказал один христианский острослов, мы ждем не undermaker’a (гробовщика), а Иррег-такег’а (Возносящего). Этот вопль души, жаждущей возвращения Христова и завершения воскресения мертвых, нашел отражение и в Дидахе, своего рода древнем руководстве к христианской жизни: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей!» Во-вторых, это значит, что мы должны жить так, чтобы всегда быть готовым к кончине. Опять же, апостолы и это особо подчеркнули. Павел писал, что, так как «ночь прошла, а день приблизился», христиане должны «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Вместо того надо «облечься в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим. 13: 12–14). Петр написал то же самое: так как нам обетованы новое небо и новая земля, где правда обитает и, наконец, обретает постоянное жилище, мы должны «потщиться явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3: 14).

http://pravoslavie.ru/156639.html

Преподобный Серафим Саровский. О цели христианской жизни (Евангельское чтение) Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Пятидесятницы (Евангельское чтение)   Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Неделя св. Пятидесятницы (Деян 2:1–11; Ин 7:37–52; 8:12). Совершилась экономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет 1:2). Того ради и «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа», обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:19–20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки». Понедельник (Еф 5:9–19; Мф 18:10–20). Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: «Авва, Отче!» Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

Внутреннее изменение, перемена ума, метанойя… Путь к этому пролагает все перечисленное выше. Решившись изменить свою жизнь, человек начинает изменяться и сам. Но одно дело – принять решение и привести его в исполнение в настоящий момент, и совсем иное – сделать так, чтобы оно оставалось неизменным и чтобы перемена, произошедшая в тебе, носила характер трудно- или вовсе необратимый. «Посему, братия, – наставляет апостол Петр, – более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1, 10). Вот почему покаяние и должно стать деланием, охватывающим всю жизнь человека: лишь только он сходит с этого спасительного пути, как тотчас же рискует вновь отправиться на «страну далече», которая спустя какое-то время перестает казаться такой дикой и страшной, а жизнь в ней уже не воспринимается как сплошной непрекращающийся кошмар. Покаяние должно стать деланием, охватывающим всю жизнь человека И стоит поверить на слово признанию святителя Игнатия (Брянчанинова), утверждавшего, что он считает потерянным каждый день своей жизни, в который не предавался покаянию. И воспринять как непреложную заповедь совет преподобного Иоанна Лествичника : «Хотя бы ты взошел и на всю лествицу добродетелей, однако и тогда молись о прощении грехов». Ведь делание «плача», то есть покаяния, по выражению богомудрого аввы Пимена, сугубо: и делает, и хранит. И помогает приобрести добродетель, и не дает ее потерять. И время Великого поста – лучшая пора для того, чтобы узнать это опытным образом. Узнать ту радость и свободу, которые дарит покаяние душе. Узнать это удивительное ощущение полноты и подлинности жизни с Богом, ценнее которого нет ничего на земле. И всем сердцем возжелать никогда его не терять. Рейтинг: 10 Голосов: 1695 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей 14 марта 2022, 10:04 Великолепно Татьяна 12 марта 2022, 20:30 Отец Нектарий, спасибо. Все ваши проповеди утешение. Всегда найдешь ответы на вопросы. Помоги нам, Господи, сердце сокрушенное иметь. Умиление- вот что я потеряла. Буду молиться

http://pravoslavie.ru/129247.html

Царство есть существенная составляющая в деле Божественного Домостроительства. Сказано: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 17); и еще: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит. 8: 15). Самодержавие установлено по Божиему соизволению. Сказано в Законе Божием: «Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17: 15). Есть границы ответственности по отношению к принципам незыблемости монархической власти. Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим… не делайте зла» (Пс. 104: 15). Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни Церковь есть наиболее значимая граница ответственности, очерченная рукою Бога. Церковь, наряду с семьею и личностью , есть тоже Школа Любви – Высшая Школа Любви. Церковь не знает территориальных, социальных и расовых границ: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26–28). Но свобода бытия, дарованная нам в Церкви, не есть начало космополитизма, социального коммунизма и эмансипации. Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни для их более активного участия в деле созидания Царства Божия «и на земле, как на Небе» (Мф. 6: 10). Но при всем этом совершенно очевидно, что ради Христа всё можно почесть тщетою , ради превосходства во Христе и со Христом (Флп. 3: 7), ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15: 50). Христианин должен всегда чувствовать и осознавать свою причастность к Церкви. Сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10: 25).

http://pravoslavie.ru/94102.html

Что тут скажешь? Искать-то он может, только за его строптивость, за его непослушание и гордость Господь ему вряд ли откроется именно потому, что «Бог гордым противится» (1 Пет. 5, 5), зато очень легко и даже наверняка под видом «бога» придёт обольститель, который именно там и действует с наибольшей свободой, где присутствует гордость и самонадеянность. И станет лукавый морочить голову несчастному человеку, а тот, бедный, будет думать, что он посвящен в сакральные знания и неизвестно ещё как далеко он в этом своём прелестном помешательстве дойдёт. Дай Бог, чтобы этот человек опомнился, остановился и вернулся туда, где Бог, а не лукавый назначил ему встречу. В Церковь Христову. Не пренебрегайте кажущейся простотой Церкви! Эта простота премудра, она открывает человеку неизреченные глаголы Божией правды, если только человек захочет к ним смиренно прислушаться. И пусть вас никогда, никогда не смущает, что кто-то там что-то делает в Церкви не так. Помните, что Церковь создал Сам Господь и она омыта Его драгоценной кровью. А то, что «кто-то… чего-то… не того-то…». Давайте раз и навсегда закроем эту тему словами Первоверховного апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а человек лжив» (Рим. 3, 3-4). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 января, 2015 23 июля, 2014 7 июля, 2014 2 апреля, 2014 20 ноября, 2013 20 сентября, 2013 8 июля, 2013 22 июня, 2013 22 марта, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/a-mne-kazhetsya/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010