20А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, 21сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.    20—21. А вы, возлюбленные, и проч.: в противоположность этим нечестивым лжеучителям, отделяющим себя от единства веры, вы, возлюбленные (ст. 3, 17), назидая себя и молясь, сохраняйте. Назидать себя значит созидать и благоустроять свою духовную жизнь, как храм Святого Духа. Основание этого духовного храма, коего краеугольный камень есть Христос, лежит на апостолах и пророках (Еф. 2:20), камни же — все верующие, каждый отдельно и все вместе (1 Пет. 2, 5 и далее и прим.); внутренняя связь, или, так сказать, цемент этого храма, есть святейшая наша вера. Апостол называет ее святейшею, как исходящую от святейшего и к святости направляющую всех людей, освящаемых ею. Этот храм духовный созидается в душе верующего для молитвы (приносить духовные жертвы, 1 Пет. 2:5), высшая же степень молитвы есть молитва Духом Святым, то есть когда в душе верующего при молитве Дух Святой есть движущая и руководящая сила и когда дух человеческий и дух Божественный стоят в единении и согласии, насколько только может быть способен человек к этому единению (Рим. 8:26—27).— Сохраняйте себя в любви и проч.: употребите всякие средства и силы, чтобы сохранить к себе и в себе любовь Божию (1 Ин. 5:18 и прим.); пусть любовь Божия будет пребывающим началом вашей жизни и деятельности. — Ожидая, живою надеждою (Рим. 8:24), милости, или милосердого и любвеобильного сострадания к немощам человеческим, в котором так нуждается человек на всех ступенях своего нравственного усовершенствования (ст. 2).— Для вечной жизни: уготованной святым, в Царстве Небесном.     22И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, 23а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.    22—23. Последнее наставление апостола относится к тем, которые в большей или меньшей мере заразились обольщениями нечестивых обольстителей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси… И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении (2 Пет. 2:1—2).» О светлой христианской истине и святой жизни нередко люди судят по лживым учениям еретиков, выдающих себя за христиан, но в действительности извративших дух Христов, а также по разврату разных сектантов, дерзающих считать себя особыми избранниками Божиими. Знай, возлюбленный, что только в Православной Церкви Христовой истина и благодать, а вне Церкви — нет христианской истины и жизни. С самого начала Христианской Церкви и до конца мира сего, постоянно будут со стороны духа злобы и его слуг — людей злых — попытки подделать, изменить дух Христов; в настоящее время этих фальсификаций святого православия немало в стране нашей. Поэтому нужно быть всякому верующему на страже. 5 августа (23 июля) 1927 г. «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения (2 Пет. 3:17).» Православные христиане обладают величайшим сокровищем в мире — святой православной верой. Но они должны не забывать, что на это сокровище их посягают многие злые враги: и обновленцы, и католики, и всякие сектанты, и неверие. Если иной православный не может, по своей неосведомленности, доказать лживость всех этих учений, то пусть он, по крайней мере, твердо держится своей святой веры, ни под каким видом не давая увлечь себя лжеучениями. А если он хотя бы на минуту усомнится в истине святого православия и, наподобие Евы, уклонит свой слух от Бога ко лжи (Быт. 3:1—6), то отпадет от своего утверждения, за свое легкомыслие и неверие погибнет, если не покается, не одумается вовремя и не вернется к Церкви Божией Православной. «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1 Ин. 2:3—4).» Путь познания Бога, Его бытия и свойств, но не Его сущности, которая для нас непостижима, — путь не столько через отвлеченное мышление, сколько через добродетельную жизнь. Нам нужно самим почувствовать бытие Божье, в своей душе ощутить бытие Бога. А это бывает, когда мы ведем добрую жизнь. Сам Спаситель говорит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Ибо тем, которые совершают священные тайны, или тем, над которыми они совершаются, совсем не подобает делать что-нибудь против собственных священных установлений. Итак, кто говорит о священном священноначалии, тот указывает на некоторое священное учреждение — образ Богоначальной красоты, священнодействующий таинства собственных осияний в священноначальных гимнах и науках и возводящий, как положено, к собственному началу. Ибо совершенство священноначалия — сообразно себе возводиться к богоподражанию и делаться содейственником Богу и показывать Божественное действие по возможности в себе проявляемым, и просвещаться и просвещать, и очищаться и очищать, и совершенствоваться в Божественном и совершенствовать», чтобы всякий, видя вас, познавал бы, что вы есть семя, благословенное Господом (Ис. 61:9), поистине семя честное, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел Богу (1 Пет. 2:9), наследники нетленных и неувядаемых обетований, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9) и хранящим заповеди Его. [Col. 1817] Говорит и Петр: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы(1 Пет. 5:2-4). Господь же говорит: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. И прибавляет: Потому любит Меня Отец… что Я жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10:11-17). Ему же слава во веки. Аминь.    Следовательно, священникам нужно быть подражателями своего архиерея, как и тому — [быть подражателем] во всем Архиерея Христа: в благости, милосердии, единомыслии, кротости, смиренномудрии, братолюбии, нищелюбии, страннолюбии, сострадательности ко всем, «быть милостивыми, обращать заблуждающихся, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдовами, сиротами или нищими, “всегда стараться о добром пред Богом и человеками” (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет, во-первых, " адом " (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). " Ад " (греч. — ades) буквально означает " место, лишенное света " . В Писании оно также называется " преисподними местами земли " (Еф. 4, 9), просто " преисподней " (Флп. 2, 10), " тьмой кромешной " (Мф. 22, 13; 25, 30), наконец, " темницей духов " (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают " в местах осуждения и гнева Божия " . Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам: " ...отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Мф. 7, 23). Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: " ...червь их не умирает, и огонь не угасает " (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: " Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... " (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо " ...утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут... " (Лк. 16, 26). Это различие в состояниях между праведниками и грешниками и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88, 49; Иов. 30, 23), тем не менее находились они в различном состоянии. После сошествия Христа во ад праведники были Им из шеола изведены (1 Пет. 3, 18-20). Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествование имеется в Иез. (31, 16-17) — сошествие во ад царя ассирийского и в Иез. (32, 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию. 1.4. Молитвы Церкви за усопших

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Поэтому они покидают убивающих их и дикую ярость питающих к ним, и едва не поднявшись из отцовского дома и с самой родной земли, разумею Иерусалим, или страну Иудейскую, обращают стопы свои в страну язычников, имея Христа помощником и пособником на все доброе, а сопровождающими — Ангелов, утвердившись в надеждах на Небесное и ожидая, что будут отцами «множества народов» (Быт. 17:4), и что распространится к востоку и западу, к северу и югу семя их, то есть возрождаемые чрез веру в Духе и оправдываемые во Христе. К этим-то последним они и взывали, говоря: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» во Христе (1 Пет. 2:9—10). А что «отцами народов» в Божественном Писании называются те, которые поставлены учить их, в этом кто мог бы усомниться? Итак, удалились они из страны Иудейской и, оставив народ надменный и дерзкий, обратились к язычникам, по заповеди Спасителя нашего (Мф. 28:19). Но что они суть пастыри духовные и люди сведущие в детоводительстве к Богу, это они показывают тотчас, не дозволяя себе недеятельности в том, что им было всего приличнее; ибо тотчас же предлагают слово учения о Христе и убеждают делать то, что способно приносить пользу, как несомненно и божественный Иаков делал ясным для пастухов из Харрана, что и сам он был пастух, говоря: «вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец и пойдите, пасите» (Быт. 29:7). Слышишь ли, как приказывает пастухам, чтобы они пасли своих овец? Это же самое и премудрый ученик заповедовал делать пресвитерам народа или епископам. «Пастырей... , — говорит он, — умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас» Христово (1 Пет. 5:1—2). Разошедшись же по странам и городам, они повелевали народам поставлять и других весьма многих пастырей и иметь заботу о словесных овцах, а пасти как бы на пастбище добром и на месте тучном и выводить как бы на самую цветущую траву, — на богодухнонное Писание; потому что слово Божие есть удовлетворительная для жизни души пища.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Также мы говорим о Святости Церкви. Но не стоит тщетно искать ее в людском поведении. Святость Церкви — это святость источника, в который мы окунаемся. Это личная Святость Христа, Святость и безупречность Отца Небесного, Святость Духа Святого. Мы же в Церкви сторона принимающая освящающую нас силу Бога. Это не значит, что мы не должны прилагать все усилия к тому, чтобы воплотить в своей жизни Святость Бога. Не просто должны, но еще и обязаны: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет 1:14–19). Но когда мы видим, что в членах Церкви все больше и больше воплощается отнюдь не святость, а что-то совсем другое, мы не должны этим смущаться и сомневаться в святости сокровенной природы Церкви: она стоит не на нашей верности, а на верности Христа. Тот же апостол, который призывает нас к святости, предупреждает, что Суд Божий над миром начнется с Церкви: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Пет 4:17). Мы должны заботиться о чистоте и святости Церкви в нашем лице, а о прочих — что не в нашей власти — оставим Суд Богу. В свое время Он выметет из Дома Своего весь мусор. Мы же пришли в Церковь не ради общения с «хорошими и святыми людьми», а исключительно ради «включения» в таинство Домостроительства Сына Божьего, ради причастия Его искуплению и получения дара спасительной благодати. «Кафолическая» переводится либо как качественное, либо как топографическое обозначение. В последнем смысле это значит «повсюду распространенная», но всё-таки речь скорее идет о внутреннем качестве: «Полноценная» или «Цельная». Речь идет о том, что в каждом отдельном случае Церковь представляет себя, говоря языком о. Ганса фон Бальтазара, как «целое во фрагменте». В каждом ее служении выражается вся полнота ее природы и данных ей от Бога сил. Церковь — это сокровищница, в которой каждый находит весь арсенал спасительных средств. Правда, увы, нередко мы просто не умеем искать эти сокровища.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Такое понимание структуры Церкви в апостольское время подтверждается новозаветной терминологией для обозначения предстоятелей Церкви. В книгах Нового Завета они именуются и пресвитерами, и епископами. Примером может быть то, что апостол Павел приглашает в Милит пресвитеров церкви из Ефеса (Деян 20:17) и обращается к ним:внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами (в рус. переводах обыкновенно: “блюстителями”), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян 20:28). Попытка определить основные черты учения о Церкви в книгах Нового Завета не может быть полной без учета роли святых Апостолов. Апостолы как проповедники Евангелия и основатели Церквей не оставляют их своим попечением и тогда, когда переходят в другие города и страны. Особо ярко показывает это деятельность апостола Павла. Апостол пишет Коринфянам: Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор 11:28). Для территории Малой Азии можно даже на основании книг Нового Завета воспроизвести преемственность в среде Апостолов. На основании 1 Пет 1:1 и 2 Пет 3:15–16 можно утверждать, что во время тюремного заключения апостола Павла апостол Петр принял на себя попечение о малоазийских Церквах. После апостола Петра Церкви эти опекал апостол Иоанн Богослов. Замечательны слова этого Апостола в его Третьем Послании: Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви (3 Ин 9–10). По всей вероятности, это первое столкновение установленного Господом Иисусом Христом апостольского попечения о Церкви с церковным бюрократом. Апостольское преемство позволяет лучше понять роль епископа как ее видят мужи апостольские и позднейшие Отцы Церкви. В послании к Филадельфийцам святой Игнатий Богоносец пишет: “Ибо которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом” (гл. III). В апостольском преемстве епископов усматривает священномученик Ириней Лионский критерий истинности веры (Против ересей. Книга III, гл. З).

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

      Тогда происходит распятие со Христом нашего ветхого внешнего человека, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6, 6), и восстает сокровенный сердца человек в нетленной (красоте) кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3,4).      Тогда мы становимся даже причастниками Божественного естества по слову апостола Петра (2 Пет. 1, 4), тогда верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 17-19).      И еще прибавим слова Павловы: ...совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3,9-10).      Наш внутренний, трансцендентальный человек, освобожденный от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, в глубине и долготе, ибо он обновится и усилится в познании даже по образу Создателя своего: уразумеет превосходящую всякое земное разумение любовь Христову. Ибо верою вселится Христос в него. То, что непостижимо " геометрическим умом " , станет понятно озаренному Христовым светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека. Глава девятая. Бессмертие Д УХ человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен, как все бес телесные, ангельские духи. А их тьмы тем, как свиде тельствует Священное Писание, и бесконечны степени их развития, их совершенства.      В ряду земных существ человек первое и единст венное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни освобождения духа от тела. Эти люди-ангелы поднимались в воздух во время молитвы, являли величайшую власть духа над телом (столпники, постники), они были переходной ступенью от духа, связанного с душой и телом (человек), к духу бесплотному (ангел).      Весь мир живых существ, даже вся природа явля ет великий закон постепенного и бесконечного совер шенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира. Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчис ленных живых разумных существ, высших форм ин теллектуальности?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Аминь. 19 августа 1998 года О следовании духовному опыту святых отцов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В послании к своим духовным чадам, христианам первых времен, апостол Петр рассказывает о том, как Господь много лет назад, еще до Своего великого и славного Воскресения, явился ему в Своей Божественной славе. Он пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2 Пет.1:16 ). То есть наше учение не является каким-то литературным произведением, мудрым и искусным рассуждением. Святой Петр более резко и откровенно называет подобные рассуждения «хитросплетенными баснями» (по-славянски — «ухищренными»), желая показать, что они, красивые и мудрые на вид, на самом деле являются пустыми, ненужными и ничего не значащими. Противопоставляя им свое свидетельство и свидетельства других апостолов, в особенности Иакова и Иоанна, которые вместе с ним созерцали Преображение Господне, он говорит: «Быв очевидцами Его величия». Далее апостол Петр кратко рассказывает о том, как произошло Преображение Господне: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2 Пет.1:17-18 ). «Величие», очевидцами которого были три ученика, и есть эта Божественная слава, это сияние и свет, просвещающий душу человека и созерцаемый не столько чувственно, сколько духовно. Однако «величие» Божественной славы Господа, внешнее сияние преобразившегося Спасителя было не единственным проявлением и доказательством Его Божественности. Человеку свойственно осмысливать пережитое, и иногда по прошествии времени он может перетолковать свои ощущения и переживания иначе. Чтобы не было двусмысленности и даже при желании нельзя было истолковать события Преображения ни в каком другом смысле, как только в том, что увиденный апостолами Божественный свет был явлением Божества Господа Иисуса Христа, для этого и прозвучал голос Небесного Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Тогда происходит распятие со Христом нашего ветхого внешнего человека, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6, 6), и восстает сокровенный сердца человек в нетленной (красоте) кроткого и молчаливого духа (1 Пет. 3,4). Тогда мы становимся даже причастниками Божественного естества по слову апостола Петра (2 Пет. 1, 4), тогда верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы нам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 17-19). И еще прибавим слова Павловы: ...совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3,9-10). Наш внутренний, трансцендентальный человек, освобожденный от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, в глубине и долготе, ибо он обновится и усилится в познании даже по образу Создателя своего: уразумеет превосходящую всякое земное разумение любовь Христову. Ибо верою вселится Христос в него. То, что непостижимо " геометрическим умом " , станет понятно озаренному Христовым светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека. Глава девятая. Бессмертие ДУХ человеческий есть дыхание Духа Божиего, и уже поэтому он бессмертен, как все бес телесные, ангельские духи. А их тьмы тем, как свиде тельствует Священное Писание, и бесконечны степени их развития, их совершенства. В ряду земных существ человек первое и единст венное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни освобождения духа от тела. Эти люди-ангелы поднимались в воздух во время молитвы, являли величайшую власть духа над телом (столпники, постники), они были переходной ступенью от духа, связанного с душой и телом (человек), к духу бесплотному (ангел). Весь мир живых существ, даже вся природа явля ет великий закон постепенного и бесконечного совер шенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира. Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчис ленных живых разумных существ, высших форм ин теллектуальности?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010