16, 13), не страшитесь ни в чем противников, так же, как и ложных братий, обольщенных и обманутых, это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, как написано: потому что вам дано ради Бога, ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне, грешном, и ныне слышите о мне… подвизаясь единодушно за веру Евангельскую. (Флп. 1, 27–30). Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (2, 12), дабы мне, грешнику, слыша о вас, радоваться. Смотрите на сатану, смотрите на дерзость его, смотрите, чтобы кто-нибудь не оскорбил чем-нибудь Бога. Ибо этот великий дракон весьма хитер и многоопытен. Где он не может погубить посредством веры, там старается падением произвести то же зло в нас самих через закон греха, противящийся закону ума нашего. Он ходит, как рыкающий лев, ища, кого похитить, обольщает, воспламеняет огонь, старается сжечь дом души (1 Пет. 5, 8). Но мы имеем от Бога средства для изгнания его: воду в голове — источник слез, прошения, молитвы. Во всем пусть будет страх Божий, приковывающий и пригвождающий плоть нашу. Нигде пусть не обитает ни зависть, ни вражда, ни тщеславие, ни какое-либо из дел тьмы. Страсти пусть тотчас изгоняются, пока они не укрепились, пока не вселились и не заразили душу, ибо потом трудно будет истребить их. Подвижники воздерживаются от всего, так бегите, чтобы получить награду (1 Кор. 9, 24). Младшие, повинуйтесь старшим; Бог не есть Бог неустройства, но мира (14, 33). Настоятели, божественно любите подвластных, и не по властолюбию, но по добродетели и благости требуйте подчинения и послушания. Не отдаляйтесь друг от друга, меняя много мест и нигде не получая пользы. Евангелиста Марка Павел не хотел брать с собой, как написано, за то, что он не пошел вместе с ним, но возвратился домой раньше (см. Деян. 15, 38). Не тем ли более мы должны довольствоваться своим состоянием? В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся (1 Кор. 7, 24). Очистим себя, возлюбленные, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор.

http://pravoslavie.ru/6065.html

Рубрики Коллекции Фото Елены Добряковой Дорогое прощение: о чем говорит Крест 4 мин., 30.04.2013 Поделиться Мы вошли в Страстную Седмицу, когда Церковь вновь ставит нас перед Благой Вестью, которую она возвещает со времен Апостолов: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:1-4)». О чем говорят эти слова — «Христос умер за грехи наши?» Во-первых, о грехе. Представьте себе, что мы празднуем мой день рождения в каком-нибудь ресторане, и Вы спрашиваете — «я слышал, у тебе были какие-то неприятности? Ты попал под суд?» — «Да — весело отвечаю я — было дело, мне светило пожизненное, но суд пришел к выводу, что я, в общем-то, неплохой человек, да тут, к тому же, мой невиновный друг принял всю вину на себя, он и отправился в тюрьму». Вы, очевидно не поймете, о чем речь — если суд пришел к выводу, что я неплохой человек, и не заслуживаю кары, то зачем же невиновному нести эту кару на себе? Спасать меня от наказания за мои преступления просто не нужно. Если невиновный несет тяжкую кару за мои преступления, это неизбежно означает, что я эту кару заслужил — что  я вовсе не являюсь «неплохим человеком». Меру моей преступности я начинаю понимать, когда вижу, куда за меня отправился другой. Пророки и апостолы постоянно говорят о том, что Христос умер за грешников — за плохих людей, не заслуживших ничего, кроме осуждения. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет 3:18) . Снова и снова Писание утверждает, что Спаситель «за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис 53:8) , «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53:12) . Желание как-то уйти от этих бьющих в лицо слов, сказать, что Пророки и Апостолы имели в виду что-то совсем не то, что сказали, совершенно понятно. Ведь если принимать их слова в прямом смысле, это просто значит, что мы заслужили осуждение перед судом Божиим. Более того, лично я заслужил осуждение — поскольку мы верим в то, что Спаситель умер не за абстрактный человеческий род, но за каждого грешника лично — как говорит Святой Апостол Павел, «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20) . Вера во Христа не дает нам возможности сказать, что мы «несть, яко прочие человецы» — мы именно как прочие человецы, грешники, виновные и испорченные.

http://foma.ru/dorogoe-proshhenie.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Оккультные тенденции приходской жизни К православной традиции верующие порой относят совершенно чуждые православию вещи, можно даже сказать, оккультные. Автор статьи, настоятель храма, рассказывает о том, с какими проявлениями оккультных тенденций ему приходилось сталкиваться, классифицирует эти тенденции и рассуждает о причинах их появления. Статья «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель». (2 Пет. 2:1) «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели…» (Рим. 1:21-22) Говоря о приходской жизни, мы не можем рассуждать об этом феномене как об однородном явлении. Это явление не повторяется во всех деталях на всех объектах исследования – то есть на храмовых приходах Русской Православной Церкви. Разнообразие форм деятельности приходов определяется руководящей политикой настоятелей и указаниями епархиального начальства. Но, тем не менее, принадлежность к единой Поместной Церкви социологически обосновывает схожесть многих черт этого явления, не только положительных, но и отрицательных. Говоря о проблемах проявления оккультизма на приходах нашей Церкви, наверное, не следует пока говорить об окончательно сформировавшемся явлении, скорее, о тенденциях. И если современная православная общественность сегодня не обратит внимания на эти тенденции, то завтра вполне можно ждать возникновения устойчивых форм т. н. «православного оккультизма», которые быстро обзаведутся своим учением, апологетическими аргументами, устойчивой традицией и даже развитыми формами культа. Понятие оккультизма с точки зрения православного христианства однозначно расценивается как опыт общения с силами «потустороннего мира», которые на поверку оказываются «духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Естественно, эта оценка носит негативный характер. Оккультная практика в приходской жизни имеет множество форм проявления, иногда успешно маскирующихся под христианскую традицию. В данной работе автор делает обзор не всех, но некоторых проявлений оккультизма и оккультного сознания, которые встречаются в приходской жизни чаще всего. Автор не ограничивает эти явления исключительно приходами, поскольку некоторые тенденции могут проявляться и на епархиальном, и даже на общецерковном уровне.

http://bogoslov.ru/article/6027889

     Господь воцарися, в лепоту облечеся, – слышим мы прокимен на воскресном Всенощном бдении. Этот стих из Псалтири понимается церковными толкователями как пророчество о воскресении Христа , потому и звучит на богослужении каждого воскресного дня. Интересно, что псалмопевец здесь использует образ одевания Бога в различные одежды: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится (Пс. 92, 1). Воцарившись (воскреснув), Христос облекается в красоту и силу Своей Божественной славы, как бы сокрытой до Его Воскресения. Он препоясывается, что в древнем мире означало завершение одевания. Препоясывание Господа можно понимать как окончательное «низложение сопротивных сил» , полную победу Христа над врагами Бога и человека. Иисус, облеченный в красоту и силу, есть Царь вселенной, которую Он утвердил так, что ее никто не может поколебать или разрушить. В Священном Писании довольно часто используется образ одевания Бога в те или иные одежды, что подчеркивает разные грани Божией славы и совершенства или указывает на какие-то действия Бога в отношении людей. Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою (Пс. 103, 1–2), – поет Давид Всевышнему. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (Ис. 59, 17), – проповедует Исаия. Конечно же, пророческие слова об одевании Бога вовсе не значат, что Бог меняется или приобретает то, чего раньше не имел. Господь совершенен и не нуждается в изменении. Как уже было сказано, подобные места Библии открывают нам Бога в Его действиях, направленных на спасение человечества; являют те или иные качества, присущие Божеству. Совсем другое дело, когда Писание призывает одеться нас самих. В таком случае одежды будут означать какие-то добродетели, которые нам надлежит приобрести. Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3, 12). Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Здесь уже речь идет о нашем изменении, о перемене одежды греха на чистую одежду богоугодной жизни.

http://pravoslavie.ru/103093.html

Содержание Необходимость подвига    Причиной и поводом к написанию всего того, что включено в эту книгу, послужили то предчувствие гибели, которое все сильнее овладевает миром, и тот вопль отчаяния, который слышен отовсюду.    Погибель, к которой неизбежно влечет человека, объясняется, несомненно, его извращенным образом мыслей, из чего следует и извращенный образ действий — а это и есть реальный опыт человеческой жизни. В Писании говорится: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Естественная необходимость и следствие — в том, чтобы каждое наше действие имело какой-то результат. Но любое наше действие, помимо нашей воли и произволения, может быть обусловлено и тем рабством, о котором говорит богомудрый Петр: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).    Эти богодухновенные слова апостола Петра раскрывают перед нами секрет изначальной духовной несостоятельности всех людей — людей, страдающих от неизбежности погибели. Если мы рассмотрим корни сего «поражения» (1 Кор. 10:5) и следующего за ним рабства, обнаружим, что таков естественный итог осуждения человека после его падения.    Ибо само Писание объясняет нам, что это злое последствие греха стало нашей постоянной язвой на всю эту временную жизнь. «И сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8:21). После падения нами овладели малодушие и склонность ко всякому злу (1 Кор. 10:6), к тому, что безумно по определению.    Именно эту нашу беду и оплакивает апостол Павел, с горечью описывая мучение всякого смертного: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Так оно и есть. Мы обрели смертное тело вместе с телесной смертью, которую повлекло наше падение.    Чем больше скорби причиняют те пагубные последствия, что мы передаем из поколения в поколение, тем больше растет и осознание того, что их необходимо преодолеть. И сколь бы испорченной и развращенной ни казалась наша личность после падения, еще не утрачена сама основа ее силы — воля. И в самом деле, как хозяин своей воли, человек имеет право выбора в собственных суждениях. Вот почему апостол Павел напоминает нам, что хотя «все нам позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). По нашей свободной воле мы следуем велениям разума, и в этом — абсолютная необходимость нашего предназначения. А слова «не все полезно» убеждают нас в том, что действуем мы в соответствии с какой-то целью, которой обязаны достичь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Просят за нас святые угодники, и Господь исполняет их просьбы: «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Они наши сомолитвенники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отвергнуть от себя то, что было естественно для святых   — молитву друг за друга? В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но святые вторят ему. Святой Киприан Карфагенский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца, молитва за наших братий”. А вот как говорит о предстательстве святых свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! — и вот 40 молитвенников, возсылающих согласную молитву… святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая». Итак, святые молятся за нас, помощь их действенна и видна многим. Сколько у людей духовных и житейских нужд. Но не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1, 15). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усердия: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). Молитвы же святых Господь слышит и исполняет: «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их » (1 Пет. 3, 12). Молитвы святых сильны перед Богом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 16-18).Поэтому мы и стараемся найти себе сомолитвенников и предстателей перед Господом среди святых. И действительно, многие люди прибегают к молитвенной помощи святых в разных нуждах. И каждому святому Господь дает особую благодать помощи людям в различных ситуациях. Сколько женщин становятся счастливыми матерями после долгих лет бесплодия по молитвам Богоматери. И воистину «Кто притекая в храм твой, Богородице, не премлет вскоре исцеления?» (чинопоследование малого освящения воды). А сколько людей исцеляет от телесных недугов Господь руками вмч. Пантелеимона Исцелителя. И не перечесть всех чудес, которых творит Бог по молитвам свт. Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/zachem-molitsya-svyaty...

Любовь и благоволение неразрывны. Отец Небесный благоволил послать на землю Сына, потому что Он первый возлюбил мир Любовь и благоволение неразрывны. Отец Небесный благоволил послать на землю Сына, потому что Он первый возлюбил мир, прежде чем люди ответили Ему взаимностью (см.: 1 Ин. 4: 9). Сын принял на Себя грехи всего мира (см.: 1 Пет. 2: 24). По вере в Сына Божия мы, люди, из врагов Божиих становимся сынами Его и, как говорит апостол, получаем право взывать к Богу: Авва, Отче! (см.: Гал. 4: 6). Сегодня мы стоим в преддверии рождения Божественного Младенца, имя Которого – Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9: 6). С появлением на земле Божественного Младенца, казалось бы, в человеческих отношениях должны произойти радикальные перемены: и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2: 4). Но при этом пророк Исаия не говорит о том, что какие-то профессиональные миротворцы наведут порядок на Земном шаре. Он пророчествует о том, что «люди доброй воли» станут иными, потому что земля [под их ногами] будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11: 9). Две тысячи лет назад римские поэты прославляли императора Октавиана Августа как спасителя за то, что тот принес в Рим внутренний мир и процветание, а провинциям – безопасность. Но спустя два тысячелетия мы видим, какой кровавой ценой далось то процветание, насколько непрочным был римский мир (Pax Romana), насколько небезопасной была жизнь в провинциях. В противовес поэтам Рима апостолы говорят: Мир Божий превыше всякого ума (Флп. 4: 7), Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17). И хотя апостол Павел прямо говорит: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12: 18), но пребывание мира Божия среди людей – это больше, чем законы социальной справедливости. Это такая расположенность души человека, когда всеми его поступками руководит любовь. Любовь Божия приносит на землю мир. Любовь познали мы в том, что Он [Сын Божий] положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3: 16).

http://pravoslavie.ru/99997.html

– Согласен, конечно. Вспомним строгие слова апостола Петра: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или делающий злое, или как вмешивающийся в чужие дела» (1 Пет. 4: 15). Только тогда мы блаженны, когда невинно подвергаемся поруганию за нашу веру во Христа. А про отсутствие земной справедливости… – заметьте, что Спаситель не только не призывает нас подавать в суд на обидчиков, а призывает радоваться и молиться за них. Протоиерей Николай Гурьянов. Фото из личных архивов местных жителей – Почему? – Да потому, что злоба мирская не принимает нас. Чужды мы этому миру. И это, знаете, радует. Миру, о котором святые апостолы говорили: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Никакая злоба или подлость по отношению к другим людям совершенно не должны быть свойственны православному человеку. «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20–21). – Вы встречали людей, которые, находясь в страданиях, принимали их с благодарностью Богу? – Встречал. В 1994 году меня назначили настоятелем в храм архангела Михаила в селе Кобылье Городище Гдовского района Псковской епархии. Этот приход оказался родиной знаменитого старца митрофорного протоиерея Николая Гурьянова . Но речь сейчас пойдет не о нем. Приехав на приход, я застал в живых его няню. Рабу Божию Ирину. Звали ее все «баба Ириша». Жила она в 12 километрах от храма в деревне Чудская Рудница. Ей было тогда уже сильно за 90 лет. Называя ее «няней», подразумеваю не такую няню-воспитательницу, как Арина Родионовна у дворянина Пушкина. А девочку, няньку в крестьянских семьях, которую оставляли приглядывать за совсем маленькими ребятишками, кормить их, а также присматривать за порядком по дому и на хозяйстве. Сами няньки при этом были ненамного старше малышни. Как правило, это были девочки 7–9 лет. Но они уже умели варить кашу и щи и исполнять работу по дому. Девочек постарше крестьяне забирали уже на работу в поле. Родители батюшки были простые крестьяне. Работали много, поэтому в страду и оставляли маленького Колю на попечение Ириши.

http://pravoslavie.ru/124178.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010