В НЗ св. Иоанн Предтеча при первой встрече с Иисусом Христом на Иордане свидетельствует о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин 1. 29). Такое же именование Христа употребляет ап. Петр: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 18-19). Этот образ является главным и в св. Иоанна Богослова Откровении (Откр 5. 6, 12; 6. 1; 7. 17; 14. 1; и др.). В церковной традиции он стал самым распространенным для изъяснения тайны И., и именно он использован в Никео-Константинопольском Символе веры , где говорится о страданиях «распятаго за ны», т. е. вместо нас, Христа. Для изъяснения этого образа св. отцами используется библейское понятие божественной правды (δικαιοσνη - Мф 3. 15; 6. 33; Ин 3. 21; Деян 10. 35; Иак 1. 20; 2 Петр 1. 1; Рим 1. 17; 3. 21-30; и др.). Созданный Богом мир несет на себе печать своего Творца, поэтому «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1. 20). Поскольку праведность и правда - неотъемлемые свойства Божии , то и созданный Им мир изначально праведен и существует в соответствии с правдой Божией, т. е. в соответствии с Его вечным благим замыслом и Его волей. Божественная правда для тварного мира проявляется в изначально установленном Богом нравственном законе бытия, к-рый не может быть устранен кем-либо из тварных существ. Добровольно соблюдая или отвергая его, они подпадают под его действие. Суть закона божественной правды состоит в том, что жизнь в единстве с Богом - это источник блаженства, а отвержение Его есть причина страданий и смерти, что ясно выражено в Свящ. Писании: «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6. 23, ср.: Иак 1. 15; Рим 5. 12, 21; 6. 16). О существовании в мире закона высшей нравственной правды Господь предупредил первозданного человека еще в раю : «От дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 17). Т. е. соделанный грех произведет смерть - это духовный закон, объемлющий все существующее. В соответствии с этим грехи людей, начиная с преступления прародителей, становятся причиной человеческих страданий, смерти и схождения даже праведных душ в ад. Если бы Бог, в силу Своего всемогущества, отменил этот закон, Он Сам оказался бы неправедным, что невозможно по сути. Поэтому И. мира происходит в соответствии с принципом божественной правды: «Слово Божие и Вседержитель и Всемогущий Сын мог бы и без того, чтобы воплотиться, всячески избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу… Но более соответствующий нашему естеству и немощи и наиболее отвечающий Совершителю был тот способ, который был благодаря Воплощению Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия (τ δκαιον), без чего ничто не совершается Богом» ( Greg. Pal. Hom. 16//PG. 151. Col. 189).

http://pravenc.ru/text/674968.html

Спасителя вывели во двор. И здесь стерегшие Его как преступника люди начали издеваться над ним: одни плевали на Него; другие, закрыв Ему глаза, били по лицу и спрашивали: «Угадай, кто ударил Тебя?» Божественный Страдалец кротко, молча сносил все это. А между тем, по Его Собственным словам, Он мог бы умолить Отца, и Отец послал бы полки ангелов, чтобы защитить Его. Но тогда не совершилось бы спасение рода человеческого. Апостол Петр, как мы сказали, пошел издали за Христом, когда Его повели к первосвященникам, и вошел во двор их дома. Здесь одна служанка сказала, что он ученик Христов. Петр отрекся и пошел за ворота, где другая тоже признала в нем постоянного спутника Господня. Он отрекся второй раз. Немного спустя подошли к нему еще люди и сказали: «Точно, и ты из них», то есть из учеников Христовых, и он отрекся в третий раз. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слова Христа, что он трижды отречется от Него, прежде чем пропоет петух, и вышел, горько заплакав. 41. Христос перед Понтием Пилатом (Мф. 27:1–31; Мк. 15:1–20; Лк. 23:1–25; Ин. 18:28–40, 19:1–16) Рано утром в пятницу вновь собрался суд еврейский и уже окончательно приговорил Христа к смерти. Но евреи сами никого казнить не имели права и должны были просить разрешения распять Христа у римского правителя Понтия Пилата. В то же утро они отвели к Пилату Спасителя связанным, чтобы тот утвердил приговор над Ним. А между тем Иуда-предатель, пришедши к первосвященникам и старейшинам, сказал: «Согрешил я, предав кровь неповинную». Но они ответили ему: «Что нам до того, смотри сам!» И бросив в храме сребреники, которые он взял за предательство, Иуда пошел и удавился. Пилат вышел к приведшим Христа и спросил: «В чем вы обвиняете этого Человека?» Те отвечали: «Если бы Он не был злодей, мы не привели бы Его к тебе. Он развращает народ наш, запрещает платить подати кесарю 10 и называет Себя Христом и Царем». Пилат спросил Христа: «Ты Царь Иудейский?» Христос ответил: «Да», и объяснил, что царство Его не земное, или мирское («не от мира сего»); если бы оно было мирское, то Его слуги сражались бы за Него и Он не был бы предан иудеям; Он родился и пришел в мир, чтобы проповедовать истину. После этого Пилат сказал обвинившим Христа: «Не нахожу в Нем никакой вины», но те настаивали, говоря: «Он возмущает народ от Галилеи до Иерусалима». Узнав, что Христос – галилеянин, Пилат отослал Его назад к правителю Галилеи Ироду Антиппе, приехавшему на Пасху в Иерусалим. Ирод со своими слугами насмеялся и надругался над Христом, но не нашел на Нем вины и, надев на Него в знак невинности белую одежду, отослал обратно к Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Под безымянным учеником, неоднократно упоминаемым в Евангелии от Иоанна (Ин 1. 35-40; 13. 23; 18. 15; 19. 26-27, 35; 20. 2; 21. 7, 20-21, 24), следует понимать самого евангелиста. О том, что «другой ученик», он же «ученик, которого любил Иисус», есть не кто иной, как сам Иоанн, свидетельствуют как внутренние данные 4-го Евангелия, так и многовековая церковная традиция, и совр. наука не нашла убедительных доводов, чтобы опровергнуть эту атрибуцию (об этом см.: Иларион (Алфеев). 2016. С. 166-189). Свт. Иоанн Златоуст видит в «другом ученике» того недостающего свидетеля, с чьих слов история отречения П. стала известной ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 83. 2//PG. 59. Col. 449). Ап. Матфей сообщает: «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф 26. 69-75). Первое отречение, согласно Матфею, происходит во дворе первосвященника, куда П. пришел и, «войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец» (Мф 26. 58). Т. о., он находился внутри дворцового комплекса, но вне помещения, где происходил суд над Иисусом. Второе отречение происходит на выходе за ворота. При описании 3-го отречения упоминаются «стоявшие там»: это означает, что если П. отошел, то недалеко. В рассказе ап. Марка события описываются в той же последовательности, однако упоминаются 2 двора, но только одна служанка. В 1-й раз она обращается к П., во 2-й - к находившимся рядом (Мк 14. 66-72). О том, что П. «сидел со служителями, и грелся у огня», ап. Матфей упоминал ранее (Мф 14. 54). Ап. Марк говорит, что это происходило «на дворе внизу»,- выражение может указывать на то, что заседание синедриона проходило на одном из верхних этажей здания, а П. был во внутреннем дворе. Под передним двором следует понимать внешний двор здания, где тоже находились люди. П. узнали по галилейскому акценту: распознать галилеянина жители Иерусалима могли без особого труда. Главное отличие повествования Марка от версии Матфея заключается в том, что у Марка петух поет дважды; следов., между 1-м и 2-м отречениями проходит некоторое время.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

19 августа — Преображение Господне 18 августа 2009 г. 20:00 Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28). Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

http://patriarchia.ru/db/text/132975.htm...

Аминь. 19 августа 1998 года О следовании духовному опыту святых отцов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В послании к своим духовным чадам, христианам первых времен, апостол Петр рассказывает о том, как Господь много лет назад, еще до Своего великого и славного Воскресения, явился ему в Своей Божественной славе. Он пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2 Пет.1:16 ). То есть наше учение не является каким-то литературным произведением, мудрым и искусным рассуждением. Святой Петр более резко и откровенно называет подобные рассуждения «хитросплетенными баснями» (по-славянски — «ухищренными»), желая показать, что они, красивые и мудрые на вид, на самом деле являются пустыми, ненужными и ничего не значащими. Противопоставляя им свое свидетельство и свидетельства других апостолов, в особенности Иакова и Иоанна, которые вместе с ним созерцали Преображение Господне, он говорит: «Быв очевидцами Его величия». Далее апостол Петр кратко рассказывает о том, как произошло Преображение Господне: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2 Пет.1:17-18 ). «Величие», очевидцами которого были три ученика, и есть эта Божественная слава, это сияние и свет, просвещающий душу человека и созерцаемый не столько чувственно, сколько духовно. Однако «величие» Божественной славы Господа, внешнее сияние преобразившегося Спасителя было не единственным проявлением и доказательством Его Божественности. Человеку свойственно осмысливать пережитое, и иногда по прошествии времени он может перетолковать свои ощущения и переживания иначе. Чтобы не было двусмысленности и даже при желании нельзя было истолковать события Преображения ни в каком другом смысле, как только в том, что увиденный апостолами Божественный свет был явлением Божества Господа Иисуса Христа, для этого и прозвучал голос Небесного Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Глава 11 Недовольство на Петра со стороны верующих иерусалимлян за общение с необрезанными и успокоение недовольных (1–18). Проповедь Евангелия вне Палестины, особенно в Антиохии (10–21). Варнава и Савл в Антиохии (22–26). Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее (27–30) Деян.11:1–3 .  Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезан­ным и ел с ними. Примечательно, что верующие из иудеев (обрезанных) упрекают Петра не за то, что он проповедал язычникам Евангелие и крестил их, а зато лишь, что «ходил к людям необрезанным и ел с ними...» По существу, они не могли ничего возразить против проповеди Христа между язычниками, так как не могли забыть повеления Самого Господа «учить все народы, крестя их» – Мф.28:19 . Протест их касался лишь допущенного Петром общения с необрезанными. «Тако быша еще косни ученицы» Того, Который Сам некогда столь сильно боролся против неразумно упрекавших Его «яко с мытари и грешники Сей яст и пиет». В данном случае протест крайних ревнителей иудейского закона и обычаев, даже не заповеданных Моисеем, а лишь составлявших предания неведомых старцев, был тем опаснее, что был проявлением того лжеучения, которое после с такою резкостью распространяли иудействующие лжеучители, и которое готово было требовать обязательности всего иудейства с его обрезанием и обычаями для вступления в христианство . Это было уже крайностью, с которой борется Петр, впоследствии еще более Павел – даже после того, как апостольский собор раз навсегда покончил с этим вопросом в своих авторитетных постановлениях. Деян.11:4–17 . Пересказ кесарийского события Петром почти буквально точен с рассказом дееписателя. Петр не прямо отвечает на обращенный к нему упрек о хождении к обрезанным и общении с ними, а просто устраняет его столь непререкаемо явленной волей Божией относительно принятия язычников в Церковь Христову. Когда это последнее было сделано, – не столько волею и действиями Петра, как волею и знамениями Божиими, – было бы, очевидно, неразумным противодействием Богу не признать их полноправными членами Братства Христова, общение с которыми уже не могло быть чем-либо зазорным. После такого объяснения, зазиравшие Петра не только успокоились, но и славили Бога, даровавшего и язычникам «покаяние в жизнь», т.е. вечную, в вечном Царстве Христовом. «Видишь ли, говорит св. Златоуст, как все сделано речью Петра, обстоятельно рассказавшего о случившемся? Потому они и славили Бога, что Он и тем даровал покаяние: так они смирились от этих слов! Тогда-то, наконец, открылась дверь веры язычникам...»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тропарь : Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей (сделавший премудрыми рыбаков), ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей (привлек к вере) вселенную (весь мир): Человеколюбче, слава Тебе. Кондак : Егда снизшед языки (речь) слия (смешал), разделяше языки (народы) Вышний (Когда Всевышний, сойдя во время строительства Вавилонской башни, смешал языки, то этим Он разделил народы); егда же огненныя языки раздаяше в соединение вся призва (когда же Он раздал огненные языки, то призвал всех к соединению), и согласно славим Всесвятаго Духа. Преображение Господне Преображение Господа Иисуса Христа празднуется 19-го августа. Установлен праздник был не позднее IV beka. Событие Преображения Господня описывают евангелисты Матфей и Лука (Мф.17:1–13; Лк.9:28–36) и апостол Петр (2 Петр.1:16–18). Незадолго до Своих страданий Иисус Христос взял трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. По преданию это была гора Фавор. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми и блистающими. В это время явились на горе два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия. Они беседовали с Христом о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Петр с чувством воскликнул: « Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии ». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! » (Лк., 9.33–35) Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: « Встаньте и не бойтесь ». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Итак, на основании Писания мы убедились, что святые – это особые люди, которые исполнили в своей жизни призыв Христа следовать за Ним с полным самоотвержением и усердием. По словам Библии, за то Бог их и «прославил». Посмотрим теперь, какое отношение к святым должно быть у христиан; если Сам Бог их прославил, можно ли нам их прославлять, молиться и подражать им? Библия учит, что святые молятся за нас. Даже богач из притчи беспокоится о своих живых братьях ( Лк.16:29 ). Обратите на следующие очень важные для нашей темы слова апостола Петра: «скоро должен оставить храмину мою (земное тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Пет,1:18)! Во-первых, здесь говорится, что Господь Иисус открыл Петру, что он оставит свое тело, или, проще говоря, умрет. Мы помним, что Спаситель открыл ему это после Своего воскресения («Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога» – Ин.21:19 ). И что еще важно – апостол Петр верит в существование себя, своей души, после смерти тела! Для нас данное место очень важно знать и помнить. Во-вторых, Петр говорит, что он «будет стараться» после смерти помогать своим ученикам вспоминать об его учении. Как он будет стараться? Конечно, молиться после смерти за своих учеников! Это место особенно хорошо объясняет христианское вероучение о ходатайстве святых и о бессмертной душе. Святые знают дела, происходящие на земле: «души убиенных за слово Божие... возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:10 ). Ветхий Завет говорит: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам.3:7 ). Обратите внимание, что в притче о богаче и Лазаре Авраам знает о Моисее и пророках, хотя жил и умер гораздо раньше оных ( Лк.16:9 ). Если Господь открывал святым многое, неужели после смерти их Он что-то станет укрывать от них? Молитва праведников всегда была важна для людей: «и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» ( 1Цар.12:23 ) – говорит людям Самуил.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Скачать epub pdf Беседа 19 б) Предсказание о смерти и воскресении (Мк.8,31–33) (Мф 16,21–23; Лк 9,18–22)/(Продолжение предыдущей Беседы)/ 31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. 33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Когда Иисус связал Мессианство со страданиями и со смертью, ученики посчитали такие речи неправдоподобными и непостижимыми. Петр стал так настойчиво протестовать. Но почему Иисус стал так сурово упрекать Петра? Потому что Петр высказал вслух как раз те мысли, которыми искушал Иисуса дьявол . Впереди виден был крест. Спаситель в этот момент снова преодолевал искушения, подобные искушениям в пустыне. Мф 4,10 : «Отойди от Меня, сатана». Но само поучение Иисуса о Сыне Человеческом, которому должно пострадать, умереть и воскреснуть, потребовало некоторых разъяснений. В прошлой беседе мы поставили три важных вопроса: 1). Что означает само наименование «Сын Человеческий»? 2). Почему Сыну Человеческому много должно пострадать? 3). Действительно ли Иисус мог предсказать Свое воскресение? Мы подробно рассмотрели вопрос о смысле выражения Сын Человеческий . Теперь попытаемся разобраться во втором вопросе : Почему Сыну Человеческому много должно пострадать? Сейчас мы понимаем, что Крестная смерть Иисуса для первых христиан – несмотря на воскресение – составляла большую проблему. И не только потому, что им трудно было доказать иудеям и язычникам, что именно Распятый должен был стать Спасителем мира и Сыном Божиим. Эту трудность Апостол Павел отразил в знаменитых строках Первого послания к Коринфянам: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор 1,22–23 ). Однако смерть Иисуса на кресте составляла проблему не только для «иудеев и эллинов», но и для самого христианства. И проблема была вот в чем: Если Иисус действительно был посланным от Бога Спасителем и даже Сыном Божиим, – а в этом после Пасхи Воскресения уже не было никакого сомнения, – то почему же тогда Он должен был страдать? В чем смысл Спасения такой непостижимой ценой? Страдающий праведник

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

2 ...изабудут оплакать своего покойника ради заботы о чужом...— Матф. 8, 21—22. 3 Кто нарушит одну из заповедей сих малейших...— Матф. 5, 19. 4 Лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза...— Матф. 7, 5 5 ...что Иисус делал и чему учил от начала.— Деян. ап. 1,1. 6 Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?— Рим. 2, 21. 7 Кто из вас думает быть мудрым в веке сем...— I Коринф. 3, 18. 8 Мы безумны Христа ради.— I Коринф. 4, 10. 9 Потому что немудрое Божие премудрее человеков.— I Коринф. 1, 25. 10 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя...— Песнь пес. 4, 7. 11 Люби ближнего, как самого себя.— Лев. 19, 18; ср.: Лук. 10, 27. 12 …кто не погнушался принять облик раба во спасение раба...— ср. Филипп. 2, 6—7. 13 ...чтобы спастинекоторых.— Часть фразы из I Коринф. 9, 22. 14 Юстиниан— византийский император (527—565). 15 Святой град— Иерусалим. Автор подразумевает, по-видимому, праздник в память обретения императрицей Еленой, матерью Константина, Крестного древа. В праздник Воздвижения Креста в главном Иерусалимском храме молящимся показывали обломок Крестного древа, якобы найденный матерью императора Константина Еленой. 16 Иерихон— город в Палестине. 17 Эмеса— город в Сирии. 18 ...бежали, как Петр и Иоанн к животворящему гробу Господню...— апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии Магдалины, что тело Христа исчезло из гроба, бегом бросились туда, где он был похоронен (Иоанн 20, 4). 19 ...звавшийся Никон, жизнь которого... соответствовала имени его.— Имя Никон ( Nikwn ) звучало по-гречески сходно с причастием настоящего времени глагола “побеждать” ( nikwn ). 20 ...десятка твоя победила... разумел совершенство монашеского подвига.— Число десять, согласно христианской символике чисел,— число совершенства. 21 ...невидел чего глаз, не слышало ухо...— I Коринф. 2,9. 22 Тыпрекраснее сынов человеческих.— Пс. 44,3. 23 Позволь мне прежде пойти и похоронить отца Моего... предоставь мертвым погребать своих мертвецов.— Матф. 8, 21—22. 24 Патрикий— один из высших титулов византийской табели о рангах; кувикулярий— придворный из личной охраны императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010