В ст. 10,11 тема снова полностью трансформируется аналогично 2:23,24 и 3:15. Как и в тех отрывках, акцент делается не на греховности народа, а на том, что преступное решение было аннулировано Верховной властью, изменено Богом. Ответ на вопрос появляется в ст. 12: Петр говорит о власти, превышающей власть первосвященника, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. 13–17 Смелость Петра и Иоанна в данной ситуации поразительна. Еще большей эта смелость кажется нам, знающим то, что не было известно синедриону: ведь Петр бежал в страхе прочь, когда некоторые из этих самых людей осудили Иисуса несколько недель назад. Не найдя в себе сил тогда выдержать очную ставку с первосвященником, Петр робко заявлял о своем алиби его слугам ( Лк. 22:54–62 ). На совещании синедриона вопрос об истинности апостольских заявлений не решался, боялись лишь об одного – чтобы более не разгласилось это в народе. 18–22 Получив приказание отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса, Петр и Иоанн смело отвечают: Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога. Противопоставить свое понимание Божьей воли пониманию первосвященника и синедриона было притязанием не малым. Здесь, как на протяжении всего повествования, подчеркивается неминуемость: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. Слова о том, что лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления, указывают на радикальность перемены, происшедшей с ним (так как хромота его была врожденной; 3:2), а также поясняют, что этот нищий был, видимо, всем хорошо знаком. 23–31 Оба апостола возвращаются к своим и рассказывают о происшедшем. И ученики в общей молитве возвышают голос к Богу. Но это не молитва победы, прославляющая освобождение апостолов, а просьба об отваге и силе, необходимых ученикам, чтобы выдержать ожидаемое, пророчески предсказанное противодействие. Здесь приводится новая цитата из Псалтири ( Пс. 2:1,2 ). Если верующие упоминают о сговорившихся между собой иудейском царе Ироде и римском правителе Понтии Пилате, и о язычниках, тайно замышляющих преступление вкупе с народом Израильским (27), то ясно: они понимают, что ныне всякий настроен против них, как в свое время всякий был против Иисуса. Однако удивительно – они молятся вовсе не о поражении сил зла или о своей безопасности, но о смелости и руке Божьей на исцеление и совершение знамений и чудес. Ответ на их молитву сопровождается колебанием земли и исполнением их просьбы – они стали говорить слово Божие с дерзновением. 4:32 – 5:11 Лицемерие в ранней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

— Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: — Маловерный, зачем ты усомнился?» (Мф.14:28–31). Господь, избавивший святого Апостола от потопления, избавил его и от маловерия, когда сказал ему: — Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк.22:31–32). Вместе с двумя другими учениками, Иаковом и Иоанном, святой Апостол Петр удостоился видеть на Фаворе открытую им славу преображения Господня и своими ушами слышать глас Бога Отца, свыше пришедший к Господу Иисусу. Об этом святой Апостол так упоминает в своем послании: — Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. Когда Господь приблизился к вольным страданиям Своим и крестной смерти, тогда святой Апостол Петр обнаружил свою ревность по Господе не только словом, сказав: — Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (Лк.22:33), — но и делом, извлекши меч и ударом его урезав ухо рабу архиерея Малху (Иоан.18:10). Хотя Бог по смотрению Своему и попустил Апостолу Петру впасть в троекратное отречение от Христа Спасителя, Господа нашего, но он восстал и исправился чрез истинное раскаяние, соединенное с горькими рыданиями (Мф.26:69–75). Святой Петр, первый из всех Апостолов, сподобился увидеть воскресшего Господа Иисуса Христа, как говорит об этом святой Евангелист Лука: «Господь истинно воскрес и явился Симону» (Лк.24:34); о том же пишет и святой Апостол Павел: Христос «воскрес в третий день по Писанию и явился Кифе, потом двенадцати» (1 Кор.15:4–5). Узрев Господа, святой Петр исполнился невыразимой радости, прияв от Него и милостивое прощение своего греха. Троекратное отречение от Господа он окончательно изгладил троекратным исповеданием своей любви к Спасителю, отвечая ему на Его вопрос троекратный:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами для доставления вашего подаяния в Иерусалим» ( 1Кор.16:1–3 ). Так первый день недели выделялся у христиан во времена Апостолов из среды других дней, как день усиленного сбора подаяний для неимущих братий по вере. – Но какой же тогда покой в первый день недели, когда в этот день производились сборы? – возразил Петр. – Добрыми делами на пользу ближних никогда, Петр, покой не нарушался. Это мы видим из жизни Христа ( Мф.12:10–13 ; Лк.13:12–13, 14:4 ; Ин.9:7, 5:2–9 ); и из Его ответа фарисеям: «в субботы можно делать добро». Только фарисеи соблазнялись делами милосердия в дни покоя. Сверх того, ап. Павел говорит не о публичных сборах, хотя и такие сборы отнюдь не нарушили бы покоя священного дня, а только о том, чтобы каждый отлагал у себя и сберегал, сколько позволить ему состояние. – Но если этими приношениями освящался первый день недели, то почему ап. Павел не приурочил их к богослужебным собраниям христиан в тот же день, а повелел производить их дома «у себя», т. е. частно? – снова вопросил Петр. – Да потому, Петр, чтобы такими приношениями не нарушить порядка или тишины самих молений, что случилось бы при массе приношений. И потому еще, чтобы все участвовали в молении, тогда как при иной обстановке дела некоторым пришлось бы все время провести в приеме и сортировании приношений. Да и каждый у себя в доме мог лучше сберечь свои приношения. Словом, такой способ сбора подаяний нашел наилучшим сам ап. Павел. Посему нам нечего критиковать ап. Павла. Для нас важно лишь то, что такие подаяния были приурочены к первому дню недели и, следовательно, назывались воскресными. А что добрыми делами освящается, а не пятнается покой дня, так об этом и Христос не раз говорил, и спорить об этом пристойно только фарисеям. В одном из псалмов пророк Давид восклицает: «славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, сделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

На предыдущих уроках мы узнали, что Иисус Христос пришел на землю как Человек для того, чтобы спасти всех людей от смерти и греха. Совершив грех, отделили мы себя от Бога. Мы знаем из истории Адама и Евы, что никто не может жить отвернувшись от Бога, ибо только Бог создал жизнь и хранит нас на путях этой жизни. Господь дарует жизнь Прочтите молитву Спасителя из Священного Писания, приведенную выше, и подумайте над следующими вопросами: 1 . Что имел в виду Иисус Христос, когда он сказал: «приблизился час»? Что должно было произойти? 2 . Для какого дела Бог послал Иисуса Христа на землю? 3 . Какие слова открывают нам, что Иисус Христос был воистину Сын Божий? 4 . За Кого почитал Иисус Христос Бога? Последователи и предатели. «И сказал Господь: Симон! Симон! ce, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Господь сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Много раз в нашей жизни мы обещаем, что не нарушим клятву, но на поверку оказываемся слабы или забывчивы, подаемся искушению и не исполняем своих обещаний. Иисус Христос предупреждал Своих ближайших учеников и последователей, что, когда Его схватят и приговорят к смерти на кресте, они разбегутся и не признают даже знакомства с Ним. На протяжении ближайших нескольких уроков, вникая в богослужения Страстной Седмицы, мы увидим, что Иуда предаст Иисуса Христа, ученики разбегутся, а Петр будет отрицать даже то, что он знаком со Спасителем. Но мы увидим и тех, кто остался со Спасителем до самого конца. До того мгновения, когда Он отдал Свою жизнь ради нас, приняв смерть на Кресте. Каждый из нас также стоит перед своим собственным выбором – быть ли при всех испытаниях верным Христу. Пришел час Иисус Христос привел Своих учеников на гору Елеонскую и сказал им: “Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь”. Петр сказал Ему в ответ: “Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь”. Тогда Христос сказал ему: “Истинно говорю тебе, что прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Петр говорил Ему: “Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя”. Подобное говорили и все ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 ); и вот там хромой от чрева матери своей лежал при дверях храма и, увидев входящих апостолов, обратился к ним, желая получить от них милостыню. Что же Петр? Взгляни на нас, говорит он. Серебра и золота нет у меня, а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Хруста Назорея встань и ходи ( Деян. 3:4,6 ). Здесь два обстоятельства: образ жизни и чудо. Образ жизни в словах: серебра и золота нет у меня, потому что к жизни относится – не ставить ни во что земные предметы, отвергнуть имущество, презреть настоящую суетность; а чудо – восставить хромого, исцелить поврежденные члены. Итак, вот и образ жизни и чудо. Посмотрим же, за что Петр удостаивается похвалы. Что говорил он? То ли, что он творил чудеса? Хотя и тогда он уже творил чудеса, однако не говорил этого, а что? Вот мы оставили все и последовали за Тобою ( Мф. 19:27 ). Видишь ли жизнь и чудо, но жизнь получающую венец? Ибо что отвечал Христос? Он одобрил и похвалил это. Говорю вам, сказал Он, что вы, оставившие домы свои и прочее, – не сказал: вы, воскрешавшие мертвых, но: вы, оставившие имущество свое, сядете на двенадцати престолах; и всякий, кто откажется от всего имущества своего, удостоится этой чести ( Мф. 19:2829 ). Ты не можешь восставить хромого, как Петр? Но ты можешь сказать подобно ему: золота и серебра нет у меня. Если скажешь это, то станешь близко к Петру; или лучше, если не скажешь, но сделаешь это. Ты не можешь уврачевать сухую руку? Но ты можешь свою руку, которая от бесчеловечия сделалась сухою, заставить протянуться из человеколюбия. Ты не можешь изгнать беса? Но ты изгони грех , и получишь большую награду. Видишь ли, как всегда жизнь и добрые дела получают большую похвалу и большее воздаяние, нежели чудеса? Если хочешь, мы докажем это тебе и другим образом. Семьдесят, говорит евангелист, возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк. 10:1720 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Подобные же слова сказаны были Петру в Мф.16:19 и имеют тот же смысл. Вместо «что» ( ) Мф.16:19 здесь σα – также средний род и указывает на действия, а не на лица. Мф.18:19 .  Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, Сила учеников и вообще всех верующих основывается на внутреннем духовном единении общины между членами ее ( συμφωνεν) и с Богом. Мф.18:20 .  ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. В кодексах D, Сиро-синайском и у Климента Александрийского этот стих приводится в отрицательной форме: «ибо нет двух или трех собранных во имя Мое, у которых (близ которых) Я не был бы (Я не есмь) среди них». Здесь указывается на церковный minimum. Христос истинно присутствует среди людей даже тогда, когда двое или трое из них собираются во имя Его. Мф.18:21 .  Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Ср. Лк.17:4 ). Вопрос Петра не имеет близкой связи с речью Христа в стихах 18–20, но имеет связь со стихами 15–17. Христос, по-видимому, окончил теперь Свою речь. Слова Его о прощении обид ближним побудили Петра попросить у Него дальнейших разъяснений. Предлагая вопрос, Петр, как можно думать, знал о существовавших в то время у иудеев обычаях и мнениях относительно прощения обид. «Человеку, согрешающему против другого, однажды прощают, во второй раз прощают, в третий раз прощают, но в четвертый раз не прощают». Таково часто цитируемое изречение Вавилонского Талмуда (Иома, л. 86, 2), которое подкреплялось Иов.33:29–30 ; Ам.1:3 и др. Петр хочет, очевидно, стать выше современных ему книжников и увеличивает количество прощений почти вдвое, до семи. Мф.18:22 .  Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Спаситель опровергает мысль Петра сначала кратким замечанием. Если Петр думал, что нужно прощать ближнему до семи раз, может быть, каждый день в течение целой недели, – то Господь говорит, что прощать нужно «до седмижды семидесяти» ( ως βδομηκοντκις πτ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его Сапфиру за ложь Зеленский Михаил Михайлович (1843 – после 1882) Сюжет Перед нами известный сюжет из Книги Деяний Апостолов: «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? для чего ты положил это в сердце твоем? ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это» ( Деян.5,1-5 ). Затем аналогичная участь постигла и Сапфиру ( Деян.5,7-10 ). Описание На полотне изображен сюжет из Нового Завета. Один из членов первохристианской общины Анания утаил часть цены от проданного дома, договорившись об этом заранее с женой Сапфирой. Однако апостол Петр уличил его во лжи. На полотне изображен момент кульминации – момент поражения Анании смертью. Апостол Пётр, произнося обличительную речь, раскрывает смысл греха: «Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:4 ). Итак, Анания поражён за мысль о том, что грех перед лицом Церкви ничего не значит для него. Беда была и в том, что Анания и Сапфира решили обмануть братьев и сестер, а вместе с ними и Бога. Работая над картиной, художник соблюдал формальные требования современного ему академического искусства. Он поместил главных персонажей на переднем, освещенном плане и заключил в треугольную композиционную схему. Заметно стремление художника показать знание канонических античных образцов и умение изображать обнаженное человеческое тело. Перед зрителем в центре картины предстает величественная фигура апостола Петра, произносящего проповедь о тяжком грехе лжи и самооправдании. Рядом с ним, на переднем плане изображено тело бездыханного Анании, на которое с ужасом взирают ученики Христовы. Здесь же мы видим и Сапфиру, которая испытывает страх и ужас, но при этом не желает покаяться и не говорит правды.

http://azbyka.ru/art/apostol-petr-porazh...

Уже в начале своего Евангелия, изображая Божество Иисуса Христа ( Ин. 1:1–18 ), Иоанн подобно орлу воспарил к солнцу и орлиным оком проникнул в недоступные для естественного ума небесные высоты Боговедения. Для означения этого-то отличительного характера четвертого Евангелия святому Иоанну и усвоено изображение орла, который является прекрасным символом возвышенного его учения о Боге Слове. (См. «Кормчий», 1895 г., 20). III. Таковы, братие, символические изображения святых евангелистов. Запомним объяснение их смысла, чтобы нам впоследствии разумно относиться к тому, что мы видим на святом Евангелии и святых иконах в храме. Беседа 6. О том, почему апостол Петр изображается на иконах с ключами, а апостол Павел с мечом I. Настоящая беседа наша будет о том, почему на иконах святой апостол Петр изображается имеющим в деснице ключи, а святой апостол Павел – с мечом. II. а) Ключи на иконе апостола Петра означают «ключи Царства Небесного», которые Господь Иисус Христос, во время земной жизни Своей, обещал первоверховному апостолу дать за твердое и решительное исповедание Его Сыном Божиим. Дело происходило так. Пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за которого-нибудь из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отличавшийся от прочих апостолов особенною горячностию и решимостью духа, один, предваряя их, исповедал Христа новым исповеданием христианским: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». И за такое твердое и решительное исповедание Господь не только похваляет его, но и ублажает: «блажен ты, Симон сын Ионин», сказал Он апостолу, «потому что не плоть и кровь (не люди и не твой разум) открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Засим в награду за первое и новое исповедание Христа Петр один, преимущественно пред другими апостолами, услышал от Христа новое слово о Церкви и на первоначальном всеобщем Камне основания – Христе ( 1Петр. 2:4 ) – положен первым из последующих, меньших камней основания, то есть апостолов ( Еф. 2:20 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Хромой от чрева матери: ему было уже лет более сорока ( Деян.3:22 ), – тем поразительнее было чудо исцеления его. Господь однажды чудесно исцелил слепого от рождения ( Ин.9:1 и дал.), ап. Петр исцеляет хромого от рождения, и – сбывается обетование Господа, что верующий в Него сотворит такие же дела, какие и Он творил ( Ин.14:12 ). – При дверях храма, называемых красными: название – еще нигде не встречающееся и происшедшее, без сомнения, от особенной красоты или великолепия этих врат сравнительно с другими вратами храма. Это были, вероятно, главные восточные (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий (о войн. иуд. 5, 5. 3) описывает как самые красивые, превосходившие красотой все прочие ворота храма. – Просить милостыню: по всеобщему и всегдашнему, даже у язычников, обычаю. Милостыня убогим и нищим – одна из самых важных добродетелей ( Мф.5:7 ), привлекающая на милостивых милость Божию, а потому идущие в храм на молитву для умилостивления Бога охотнее, чем в другом месте и в другое время, исполняют сию добродетель. Потому убогие и собирались и собираются преимущественно около храмов. Таков был и хромой, которого носили и сажали каждый день при красных вратах, вероятно, всегда или по большей части на одном и том же месте, как есть обычай у убогих. 4. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас. 5. И он пристально посмотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. 6. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. Всмотревшись – взгляни – пристально смотрел: примечательно это взаимное напряжение взглядов между хромым и апостолами; это было как бы взаимное приготовление к необычайному делу – чуду. Петр с Иоанном всматривались в убогого полным Христовой любви и сострадания взором и этим взглядом, равно и привлечением на себя взгляда хромого (взгляни на нас) хотели узнать, насколько в нем есть духовной восприимчивости к преднамереваемому чудесному благотворению (ср. Деян.14:9 ), а равно сосредоточить его дух и возбудить веру и надежду. Но надежды хромого привязаны были более к земному: он смотрел на апостолов пристально в надежде получить от них милостыню. Впрочем, вероятно, во взоре его апостолы усмотрели и нечто большее, почему и сочли его достойным и способным получить необычайный дар милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

4, 16); если " страдающий плотию перестает грешить " (1 Пет. 4, 1); если мы особенно страдаем " несправедливо " ( 1 Петр. 2, 19); если апостол Павел пишет о себе " ныне радуюсь в страданиях моих " (Кол. 1, 24); если апостол Пётр пишет: " огненного (т.е. огнем) искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как (бы) приключения для вас странного " (1 Петр. 4, 12); " если злословят вас за имя Христово, то - говорит он, - вы даже блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас " (1 Пет. 4, 14); если вообще " страждущие по воле Божией да предадут Ему... души свои (т.е. положатся на волю Божию), делая добро " (1 Пет. 4, 19); если апостол Иаков учит нас: " с великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения " , ибо они ведут к совершенству " (Иак. 1, 2, 4); если неискушенный - неискусен; и наконец, если Сам Господь был 40 дней искушаем диаволом (Мф. 4, 1-11) и врагами Своими (Мф. 16, 1; 22, 35), - то как же Он велит нам в Своей молитве просить избавить нас от искушений? как Он упрекает учеников в саду Гефсиманском, что они заснули и заповедует им, как в Молитве Господней, " бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение " , ибо " дух бодр, плоть же немощна " (Мф. 26, 41)? как Он и Сам говорит: " Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя " (Лк. 22, 31-22)? Как все это согласовать? На эти вопросы мы думаем ответить так. Есть искушения, влекущие нас ко злу, и есть скорби, содействующие нашему благу. Первые - ко злу - идут от диавола, мира и плоти, вводя нас в соблазн греха, а есть скорби, посылаемые нам Богом. Первых мы должны опасаться; вторые, например, страдания за имя Христово, с " радостью и веселием " принимать, ибо " велика награда наша на небесах " (Мф. 5, 12). Так же учит и апостол Пётр: так как " вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете " (1 Петр. 4, 13). Не опустим из своего внимания и слов - " не введи " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1027...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010