306 2Цар. 21:15–22 . Некоторые считают то, что здесь рассказано, только подробностями войны с филистимлянами, которая была вскоре после завоевания Иерусалима, и о которой кратко упомянуто в 1 ст. 8 гл. Graetz. Указ. соч. стр. 240. Reuss. Указ. соч. стр. 392. Но это значит прямо пренебрегать текстом, который гласит: «и открылась снова война между филистимлянами и израильтянами». Правда, Keil, который тоже в данном месте видит только подробности предыдущих войн Давида с филистимлянами, утверждает, что частица еще, снова, указывает «вообще на предыдущие войны с филистимлянами». Эту филологическую несообразность он пытается объяснить предположением другой, тоже, можно сказать, несообразности: по-видимому, рассуждает он, писатель кн. Царств, пользовавшийся летописями войн Давидовых, где данное место следовало за рассказом о предыдущей войне, частицу «снова» оставил без перемены. Указ. соч. стр. 335. Т. е., говоря яснее: в летописях войн Давидовых частица имела смысл, а писатель кн. Царств употребил ее без смысла, почему она по Keil’ю и стала значить не «снова», а «некогда». Искусственность такого объяснения очевидна сама собой. Столь же странной представляется ссылка Keil " я на ( 1Пар. 20:4 ), где рассказ о трех геройских подвигах внесен, будто бы, в обзор войн (т. е. предыдущих) Давида. Решительно не из чего не видно, что писатель кн. Паралип. относит эти подвиги к предыдущим войнам. Кому же неясно, что в кн. Пар. пропущено все, что во 2 кн. Цар. говорится от 11:2 до 21:14 и что 1Пар. 20:4 как раз соответствует 2Цар. 21:15 ? По нашему мнению, возникновение новой войны с филистимлянами после мятежа Авессаломова так естественно и так легко объяснимо тогдашними обстоятельствами, что отрицать ее даже странно, особенно с насилием текста. 307 Давид был хотя еще и в силе и сохранял отвагу молодых лет, но уже старик, почему, конечно, и могло случиться с ним такое несчастье на войне. Этим же объясняется и заклятие дружины: «не выйдешь ты более с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля». Такое заклятие невозможно предположить в первую половину царствования – в самый разгар боевой деятельности Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Быть может также, приведением в пример установленного некогда Давидом псалмопения священных песней из своего времени, которые, или подобные которым недавно еще пелись при подобном описываемом торжестве освящения второго храма 1485 , историк имел в виду дать своим современникам возможность по этому знакомому примеру живее представить себе описываемое отдаленное от них торжество освящения Сионской скинии, когда в первый раз раздались не прекращавшиеся уже потом песни хвалы и славословия Господу. Справедливы или нет наши догадки, во всяком случае не подлежит сомнению, что приведенные нами слова писателя Паралипоменон: «в этот день Давид в первый раз дал (псалом) для славословия Господу», – нельзя понимать в смысле свидетельства о том, что следующая за ними песнь написана была Давидом. Это показывает нам уже совершенно необычное в других случаях отсутствие всякой грамматической связи их с последующею песнью, и особенно отсутствие в них после управляющего глагола: «дал ()» определяющего имени: «песнь» или " псалом», и указательного к нему местоимения: «сей» (дал сию песнь или псалом – 1486 ), чего бы непременно нужно было ожидать, если бы следующая далее песнь принадлежала Давиду, и как это признают все переводчики и толкователи, думающие приписывать ее Давиду, обыкновенно читая для этой цели вышеприведенные слова Паралип. не иначе, как с дополнением недостающего определения: «в тот день Давид в первый раз дал эту или следующую песнь для славословия Господу» 1487 … Тоже подтверждают нам и 70-ть и другие древнейшие переводчики, которые, не смотря на допускаемое ими надписание 95 псалма именем Давида, переводит вышеприведенные слова Паралипоменон вне всякой связи их с последующею песнью, как бы в них заключалась только мысль об учреждении Давидом священной музыки и пении при богослужении в скинии, и не делают ни малейшего намека на то, чтобы приводимая далее песнь принадлежала Давиду или что она была воспета при описываемом событии 1488 . Особенно же это следует заключать из того, что содержание песни, приводимой в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

1269 Платонову, Н. П., основателю газеты „Современные Известия“, см. о нём предшествующие тома Хроники по указателям. 1276 Николай Яковлевич, Бакалавр математических наук с ноября 1864 года; ныне протоиерей, законоучитель в 3-м кадетском корпусе, в Москве. 1286 См. Всеподданнейшую Докладную Записку Обер-Прокурора Св. Синода о деятельности Православного Дух. Ведомства с июля 1855 г. по январь 1866 г., стр. 21., СПб. 1866 г. 1290 Первые следы упоминания Иудеев у Клеарха (пр. Апп. I, 22), Гекатея (id), Феофраста и Мегасфена (у Евсевия, praer. ev. IX, 2). 1295 Главным образом (после Пятокнижия и след.) книги Царств, Паралип., Ездры с Неем., Маккав., прор. и др. 1296 Употребление этих книг для исследователя Ветхозаветной истории не несущественно затрудняется тем, что в настоящем своём виде они иногда представляют из себя уже не непосредственные записи самих очевидцев событий, но продукт своего рода учёной историографии, причём требуется доказывать не только более или менее дословное пользование письменными первоисточниками, но и то, насколько таковыми первоисточниками служили действительно свидетельства очевидцев (Köhler, Lehrbuch der Biblisch. Gesch. Alt. Test, 1 / 1 , стр. 5 и д.). Здесь, по нашему мнению, одно из главных оправданий необходимости исторической критики при пользовании историческими книгами, которая должна направляться к определению их происхождения, большей или меньшей современности, степени тенденциозности и вообще исторического достоинства и к выяснению естественных и др. разногласий и противоречий. Само собой разумеется только, что лишь при полном беспристрастии, при полном же отсутствии произвола и недоказуемых точно утверждений, критика эта может иметь оправдание и цену; в противном случае она будет грехом не просто против истины, но священной истины, и против законнейших прав самого исследователя, печальных примеров чего даёт такое обилие западная самоуверенно-рационалистическая критика. 1298 Кн. Неемии, по мнению позднейших её критиков, была гораздо полнее; особенного сожаления достойно то, что мы не имеем более её окончания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. И. Бриллиантов Псалтирь 0бъяснение названия книги Псалтирью называется книга, представляющая собою собрание 150-ти священных богодухновенных песней. Слово псалтирь – греческое и обозначает собою название одного из музыкальных струнных инструментов (вроде нашей гитары). В древности у евреев пение священных песней сопровождалось игрою на музыкальных инструментах и, между прочим, на псалтири. Отсюда и самому собранию священных песней усвоено название Псалтири. По сходству с этим словом и самые священные песни от музыкального исполнения стали называться псалмами. У самих евреев Псалтирь называлась «Книгою хвалений» или просто «Хваления» 34 . Это наименование указывает на основной внутренний характер содержания псалмов, как хвалебных песней Богу. Писатели псалмов Писателями Псалтири были многие лица, как-то Давид, Асаф, Соломон, Идиоум и другие личности, одаренные поэтическими способностями и пророческим вдохновением. Это видно из надписаний псалмов, указывающих на принадлежность их разным лицам, из свидетельства самого св. Писания, называющего авторами псалмов не одного человека, а несколько лиц. Так например, в во второй книге Паралипоменон говорится, что при царе Езекии «славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца» (2 Паралип. XXIX, 30). Происхождение Псалтири от нескольких лиц подтверждается необычайным разнообразием содержания ее, выражающимся в обилии мыслей и чувств, весьма различных по своему характеру. Это свидетельствует о том, что авторами псалмов были разные лица, так как одному лицу невозможно переживать при сходных обстоятельствах, как это видно из некоторых псалмов (86 пс., 136 пс.), различные и даже противоположные чувства. Но в ряду ветхозаветных свящ. песнословцев, принимавших участие в составлении псалмов, царя Давида следует считать составителем Псалтири по преимуществу, ибо ему принадлежат большинство псалмов. Давид обладал великими поэтическими дарованиями, жизнь его была в высшей степени разнообразна и давала ему много поводов к тому, чтобы отзываться на них сильным поэтическим талантом и таким образом воспевать все выдающиеся события личной и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ахаз управляет царством шестнадцать лет и, следовательно, умирает тридцати шести лет Таким образом, Ахаз является отцом Езекии, имея от роду одиннадцать лет. Согласно переводу LXX, Пешито и 2 Паралип. 28:1 Ахаз вступает на престол двадцати пяти лет, умирает, следовательно, сорока одного года и делается отцом Езекии, имея шестнадцать лет, что было вполне вероятно. Таким образом, Езекия бесспорно уже был рожден, когда Ахаз вступил на престол, а тем более, когда пр. Исаия произносил настоящее пророчество 4 В книге Бытия словом обозначается Ревекка, которую Исаак имел выбрать себе невестой. Бытописатель говорит о ней: девица бяше доброзрачна зело; дева бе, муж не позна ея“ ( Быт. 24:16, 43 ). В книге Исход так называется Мариам, сестра Моисея, в то время, когда предлагает дочери Фараона найти кормилицу для взятого из воды брата. Она в то время имела не более 10 лет ( Исх. 2:8 ). В книге Песнь Песней словом два раза называются невинные девицы, не познавшие мужа. В первой главе – это отроковицы“, которые возлюбили чудного жениха и которые были невинными (ст. 3). В 6 главе – невеста, возлюбленная, которую собирается сватать жених и которая также непорочна. В псалме 67 словом (множественное число) обозначаются девицы, идущие с тимпанами, которые, по мнению большинства лучших ученых, проводили строго девственную жизнь. В 30 главе Притчей Соломона встречаем тоже самое. Название здесь прилагается к девице, которая с точки зрения общественного мнения является безусловно невинной, на самом же деле находится в интимных сношениях с мужчиной. Отрицательные критики, впрочем, приводят это место для подтверждения неправильного понимания сл. . Но внимательное исследование контекста показывает, что писатель употребляет слово в его действительном значении. Три вещи непостижимы для меня, говорит он, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице“ (ст. 19). Если писатель разумеет здесь девицу, познавшую мужа, то смысл речи совершенно нарушается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Паралипоменон. Что в древние времена жители нильской долины предпринимали иногда путешествия в страны, лежащие на восток от Египта, доказательством этого служит известный папирус – «Анастаси 1-й», заключающий в себе описание путешествия важного египетского сановника, так называемого Могара, по Палестине и близлежащим странам 454 . Из этого описания видно, что египтянина интересовали здесь особенности этих стран, находящиеся в них города, высокие горы, огромные кипарисы, дикие звери и т. п. Кроме общего интереса, представляемого природой и жизнью всех новых стран, в глазах потомков Иакова Ханаан имел особенную привлекательность. Это была страна, на которую семейное предание, бывшее особенно живо в поколениях, ближайших к Иакову н Иосифу, указывало как на будущее отечество. Что удивительного, если у родившихся в Египте внуков Иосифа, не имевших, конечно, недостатка в средствах, явилось желание побывать в этой стране, лежащей к тому же столь близко к египетской границе? А при путешествии в Ханаан внуков бывшего египетского министра может ли быть что-либо невероятное в том, что они вошли в неприязненное столкновение с туземными жителями? Не безынтересный пример того, как в те времена относились жители Ханаана к иноземным путешественникам, представляет вышеназванный Могар, который, между прочим, рассказывает о том, что на пути к «Макта» или Мегиддо он подвергся нападению со стороны туземцев и должен был схватить лук и железо, чтобы проложить себе дальнейший путь 455 , а в Иоппии был обворован 456 . Отношения такого рода ханаанитян к иноземному путешественнику могли, конечно, представить много поводов к неприязненному столкновению, сообщаемому в кн. Паралипоменон. Наследованное от отцов воззрение на Гесем, как страну временного поселения, и на Ханаан, как будущее отечество, могли затем повести некоторых из потомков Иакова и к попыткам поселения в этой стране, в связи с чем могло находиться и упоминаемое в той же кн. Паралип. построение Шеерой, дочерью или внукой 457 Ефрема, Беф-Орона нижнего и верхнего и Уззен-Шееры ( 1Пар.7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

О поражении сынов Ефрема писатель кн. Паралип. говорит: и убили их мужи Гефские ( – o νδρες Γθ= мужи Гефесии), уроженцы той земли, потому что (=οτι=зане) сошли (=κατβησαν) захватить стада их. Во второй половине этих слов, не заключающей определенного указания на то, о ком именно здесь говорится, одни из библеистов подразумевают тоже подлежащее, какое – и в первой, и виновниками нападения признают граждан Гефа, которые, по этому пониманию, сами сделали нападение на стада ефремлян, а местом нападения, сообразно с библейским употреблением гл. =«сходить» (напр. Быт.12:10, 26:2 446 ) считают землю Гесем в то время, когда в ней жили евреи 447 ; между тем другие за подлежащее при сошли принимают сынов Ефрема, как служащих главным предметом библейского рассказа, вследствие чего этот факт получает другой смысл: виновниками нападения должны быть в таком случае сыновья Ефрема, как сделавшие набег на стада гефян и вышедшие при этом из Египта или сошедшие с Ханаанских гор, где был и построенный их родственницею Беф-Орон. Соглашаясь в понимании виновников и отчасти места нападения на стада гефян, библеисты, держащиеся второго понимания, значительно расходятся, однако, в определении времени этого события; так одни из них относят это событие ко времени до переселения в Египет, усматривая в словах кн. Паралипоменон остаток древнего сказания о борьбе племен, образовавших Ефремово колено, с первобытными жителями Ханаана 448 ; но так как библейское повествование ничего не говорит о жизни в Палестине родоначальника Ефремова колена в доегипетское время, то поэтому другие из экзегетов относят рассматриваемое столкновение с гражданами Гефа или ко времени пребывания израильтян в Египте 449 на том основании, что поражение сынов Ефрема, случилось при жизни отца их, плакавшего об них много дней ( 1Пар.7:22–23 ), или, наконец, – ко времени после завоевания Ханаана, потому, во-первых, что другие библейские книги ничего не говорят о каких-либо столкновениях израильтян с ханаанитянами во время нахождения первых в Египте, и потому, во-вторых, что писатель кн. Паралипоменон, говоря о сынах Ефрема: и сошли, представляет их живущими в горах Ефремова колена, следовательно, во времена после Моисея, к которым относится и указанное в 1Парал.8:13) изгнание потомками Вениамина жителей Гефа 450 ; что же касается явного разногласия между этим позднейшим временем и изображенным в кн. Паралипоменон Ефремом, оплакивающим своих убитых сыновей, то одни объясняют это тем, что под Ефремом нужно разуметь здесь колено Ефремово, оплакивавшее утрату своих членов 451 , другие 452 – тем, что Ефремом назван здесь один из потомков этого родоначальника колена, носивший то же имя, подобно тому, как другой ефремлянин носил имя Шутелах, принадлежавшее внуку Ефрема (20:21).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

402 В кв. Неем.9:18 местоимение и глагол употреблены в единственном числе =вот Бог твой, Который вывел тебя; у LXX эти слова переведены точно также, как и в Исходе, множественной формой: οτοι ο θεο ο ξαγαγντες μς=сии Бози избедоша нас. 404 Генгстенберг (Beiträge z. Einl. ins A. Testam. II, 162) объясняет, однако, культ Иеровоама египетским влиянием. 405 Hengstenberg. Geschichte d. Reiches Gottes. Zw. Ptriode. Erste Hälfte. 14; Kurts. Gesch. d. A. Bundes. II, 40. 406 Ηροδοτου. II, 46: Γρφουο τε δ κα γλφουσι ο ζωγρφοι κα ο γαλματοποιο το. Πανς τγαλμα, κατπερ λληνες, αγοπρσοκον κα τραγοσκελα. Sridae. Lexicon graece et latine: Μνδην. οτω καλοσι τον Πνα Αγπτοιοι, ς τραγοπρσωπον...κα τιμσ ατν ς ανακενον τ γονμ δuvμε. 410 Признавая вместе с названными выше библеистами, что «сеирим» в кн. Левит и Паралип. не имеют отношения к египетскому культу, мы не находим, однако, возможным понимать их и в смысле духов пустыни, какими они представляются у этих библеистов на основании Ис.13:21, 34:14 . Если, согласно с большинством древних и позднейших толкователей, разуметь под «сеирим» у пр. Исаии демонов (у LXX: δαιμνια, в русском переводе: «косматые», «лешие«) или нечистых духов, вроде saltautes satyri (из новейших толкователей см. напр. Delitsch. Commentar üb Iesaia. 192), что, однако, ненесомненно (Hofmann. Die Schriftbeweis. zw. Aufl. I, 433), то, во всяком случае, переносить это представление о сеирим в 17-ю главу Левит нет достаточных оснований. По крайней мере, принимаемый за такое основание (Dillmann. Exodus u. Lev. 537 ) слова Лев.17:5 : жертвы, свои [ (буквально)=«заклания свои»], которыя они закалают на поле... не указывают с какой-либо вероятностью на то, что, по мысли бытописания, закалаемые на поле животные приносились в жертву сеирим, как именно богам пустынь и полей; гораздо естественнее думать, что поле было избираемо для этих закланий или только как находившееся за чертой стана, который был соблюдаем в чистоте, так что выражение «на поле» является равнозначащим словам «вне стана» ( Лев.17:3 ), или – как место, удаленное от наблюдения и открывавшее более свободы совершителям этих закланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В книгах Царств неоднократно описываются ситуации, когда сами правители становились первыми изменниками веры, хранителями которой оказывались пророки. Им же принадлежит и право на духовное лидерство, отрицаемое даже у благочестивых царей, о чем ярко свидетельствует история Озии (см. 2 Паралип. 26:16–21). Поэтому неудивительно, что представление об особых сакральных функциях царей стало предметом жарких дискуссий почти на двести лет с 630-х по 840-е годы. Свою роль тут, несомненно, сыграл и ислам , в котором единство духовной светской власти выражалось еще более четко, чем в зороастризме. 2.3. Фемные преобразования как ответ Византии на экспансию арабов После описанных событий византийско-иранской войны оба государства оказались серьезно ослаблены и не смогли отразить общую угрозу. Летом 634 года неожиданно для ромеев в Сирию вторглись арабские отряды под командованием Халида ибн аль-Валида. Следующие два года прошли в боях с переменным успехом, пока два больших войска не встретились, наконец, 20 августа в битве при Ярмуке. Тяжелое многодневное сражение закончилось для византийцев катастрофическим поражением, а арабы получили контроль над Сирией и Палестиной. За этим сухим описанием скрывается, по сути, эпохальное событие, изменившее до неузнаваемости расклад сил в Восточном Средиземноморье. Для Византии наступили тяжелые времена. Не ставя себе задачу описать все аспекты происходивших в империи изменений, мы изучим лишь военно-организационную и, непосредственно связанную с ним, идеологическую сторону этого процесса. Наступление арабов отторгнуло от империи огромные территории, служившие существенным источником дохода и людских резервов, что не могло не сказаться на принципах формирования войск. Произошедшие за VII-VIII века изменения обычно обозначаются понятием «фемная реформа». Среди исследователей Византии нет единого мнения о том, насколько резкими были эти преобразования. Полярные позиции на этот счет высказывали Г. А. Острогорский 212 , выдвинувший тезис о ее практически одновременном характере и резкости проведенных изменений, и И. Каранаяпулос 213 , доказывавший принцип непрерывного преобразования без каких бы то ни было резких скачков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29–30 ст. С избавлением людей от грехов и приближением их к Богу на них почиет благословение Божие, следствием чего будет изобилие плодов земных, хлеба и других благ. В переносном смысле под благами земными, по толковании блаженного Иеронима , следует разуметь благодатные дары Св. Духа, изобильно преподаваемые всем истинным членам Церкви Христовой. 33 – 36 ст. Благодеяния Божии в жизни евреев, возвратившихся в Палестину, окажут нравственное воздействие и на язычников. Они изменят свой прежний неправильный взгляд на Иегову – Покровителя Израильтян. При виде всего совершившегося с последними, они познают Бога Израилева и будут прославлять Его величие. Ближайшим образом это исполнилось после плена Вавилонского. Но полное осуществление пророчества об обращении язычников к славе Израиля и познания ими Бога должно относить ко временам новозаветным. После содействия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы учение Христа, сопровождаемое знамениями и чудесами, стало распространяться среди язычников, которые быстро обращались ко Христу и образовали из себя многочисленных членов Церкви Христовой. 37–38 ст. Населенность Палестины сравнивается пророком с количеством стад животных, приводимых в большие праздники для жертвоприношений. Это сравнение свидетельствует о большом размножении народа после плена, так как стада животных в торжественные праздники были приводимы в Иерусалим в таком количестве, что число их достигало до десяти тысяч, до ста тысяч и даже более того (2 Паралип. XXXV, 7). Пророчество о духовном перерождении человечества, которое возвещается здесь под образом обновления Израильтян, сходно с подобным же пророчеством Иеремии. Вероятно, пр. Иезекииль знаком был с пророчеством Иеремии и под влиянием его изложил свое пророческое обетование. Это он сделал с тою целью, чтобы полнее и раздельнее представить пред своими современниками великие христианские истины. И действительно, по сравнению с пророчеством Иеремии, обетованное учение пророка Иезекииля о тайнах духовного возрождения человечества в новозаветные времена отличается большею отчетливостью и раздельностью. Известно, что слушатели пророка Иезекииля, пленные иудеи, представляли собою более благоприятную почву для восприятия откровений Божиих, чем иудеи современники пр. Иеремии, жившие до плена. Падение Иерусалима сломило упорство большинства иудеев, а бедствия плена заставили отрезвиться их от греховной жизни и далее довели до отчаяния. Ввиду сего обстоятельства пророк Иезекииль в своих утешительных речах к народу старался с наибольшею определенностью и полнотою изобразить славное духовное состояние Израиля в будущем. Отсюда мысль о духовном, нравственном обновлении Израильтян, как главном и необходимом условии сего славного состояния, и раскрывается у него полно, ясно и раздельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010