св. ст. Висс. 8). «Бог свидетель», рассказывает о прп. Дорофее Фивейском Палладий, «не видывал я, чтобы он протянул ноги, или лег спать на рогоже или на постели; всю ночь бывало сидит и вьет веревки. И с юности 60 лет жил он так; никогда не ложился спать, а только разве во время работы или за столом смыкал на несколько минут глаза, так что и кусок иногда выпадал у него изо рта во время дремоты» (Лавс. 2). 355. Прп. Исаак (V b.) говорил: «отцы наши и авва Памво († после 386 г.) носили ветхие, изорванные и пальмовые одежды». (Изр. св. ст. Ис. Келл. 7). Прп. Памво и Исаак говорили: «монах должен носить одежду, которую никто не взял бы, если бы выбросить ее из келии на целые три дня» (Изр. св. ст Памв. 6, Ис. Кел. 12). 356.  Августин. на Пс. 82. 357. Др. Пат. IV, 69 (57). 358. Изр. св. ст. Сер. 1. Аналогичный несколько случай рассказывается в «Луге духовном» о целомудренной вдове, которая образумила увлекшегося ею монаха тем, т. пр., что заставила его совершить у себя обычную монашескую молитву (Луг духовный, гл. 203). 359. Лавс. 30 (32). 360. Изр. св. ст. Мак. Ег. 33. 361. Изр. св. ст. Римл. 1. 362. Там же. 363. Лавс. 22. 364. Изр. св. ст. Мак. Ег. 19. 365. Изр. св. ст. Арс. 30. 366. Изр. св. ст. Пим. 31. 367. Лавс. 60 (69). 368. Изр. св. ст. Сис. 31. 369.  Василий Великий Письмо к Кесарии, 289. 370. Изр. св. ст. Мк. Ег. Рус. пер.: «приносил ему св. Причащение». 371. Др. Пат. IX, 15. 372. «Один старец имел у себя доброго ученика, но по своему малодушию выгнал его из келии и выбросил ему милоть. Брат не отходил от келии и сидел за дверью. Старец отворил дверь, и нашедши его сидящим тут, поклонился ему и сказал: Отец мой! Долготерпеливое смирение твое победило мое малодушие. Войди сюда, и отныне ты будешь старшим и отцем, а я младшим и учеником» (Изр. св. ст. Римлян. 2). 373.  Афанасий Великий. Жизнь Антония. § 15. 374. Лавс. 66 (75). 375. Как например пещера самого св. Антония на последнем месте его подвигов. Таких пещер много в Египте. 376.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 45, 48. 377.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 3. 378.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 44. 379.  Антоний Великий Письмо 2. 380.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 44. 381. Изр. св. ст. Ант. 10. 382. Лавс. 25 (28). 383.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 16. 384. В этом отношении характерен разве взгляд самого прп. Антония на силу священнослужительских молитв. «При всей духовной высоте своей, он чрезвычайно уважал церковное правило, и всякому церковнослужителю готов был отдавать пред собою пред почтение. Не стыдился преклонять главу пред епископами и пресвитерами. Если когда приходил к нему какой диакон ради пользы своей, он предлагал ему слово на пользу, но совершение молитв предоставлял диакону» ( Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 67.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

св. ст. Висс. 8). «Бог свидетель», рассказывает о прп. Дорофее Фивейском Палладий, «не видывал я, чтобы он протянул ноги, или лег спать на рогоже или на постели; всю ночь бывало сидит и вьет веревки. И с юности 60 лет жил он так; никогда не ложился спать, а только разве во время работы или за столом смыкал на несколько минут глаза, так что и кусок иногда выпадал у него изо рта во время дремоты» (Лавс. 2). 355. Прп. Исаак (V b.) говорил: «отцы наши и авва Памво († после 386 г.) носили ветхие, изорванные и пальмовые одежды». (Изр. св. ст. Ис. Келл. 7). Прп. Памво и Исаак говорили: «монах должен носить одежду, которую никто не взял бы, если бы выбросить ее из келии на целые три дня» (Изр. св. ст Памв. 6, Ис. Кел. 12). 356. Августин. на Пс. 82. 357. Др. Пат. IV, 69 (57). 358. Изр. св. ст. Сер. 1. Аналогичный несколько случай рассказывается в «Луге духовном» о целомудренной вдове, которая образумила увлекшегося ею монаха тем, т. пр., что заставила его совершить у себя обычную монашескую молитву (Луг духовный, гл. 203). 359. Лавс. 30 (32). 360. Изр. св. ст. Мак. Ег. 33. 361. Изр. св. ст. Римл. 1. 362. Там же. 363. Лавс. 22. 364. Изр. св. ст. Мак. Ег. 19. 365. Изр. св. ст. Арс. 30. 366. Изр. св. ст. Пим. 31. 367. Лавс. 60 (69). 368. Изр. св. ст. Сис. 31. 369. Василий Великий Письмо к Кесарии, 289. 370. Изр. св. ст. Мк. Ег. Рус. пер.: «приносил ему св. Причащение». 371. Др. Пат. IX, 15. 372. «Один старец имел у себя доброго ученика, но по своему малодушию выгнал его из келии и выбросил ему милоть. Брат не отходил от келии и сидел за дверью. Старец отворил дверь, и нашедши его сидящим тут, поклонился ему и сказал: Отец мой! Долготерпеливое смирение твое победило мое малодушие. Войди сюда, и отныне ты будешь старшим и отцем, а я младшим и учеником» (Изр. св. ст. Римлян. 2). 373. Афанасий Великий. Жизнь Антония. § 15. 374. Лавс. 66 (75). 375. Как например пещера самого св. Антония на последнем месте его подвигов. Таких пещер много в Египте. 376. Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 45, 48. 377. Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 3. 378. Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 44. 379. Антоний Великий Письмо 2. 380. Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 44. 381. Изр. св. ст. Ант. 10. 382. Лавс. 25 (28). 383. Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 16. 384. В этом отношении характерен разве взгляд самого прп. Антония на силу священнослужительских молитв. «При всей духовной высоте своей, он чрезвычайно уважал церковное правило, и всякому церковнослужителю готов был отдавать пред собою пред почтение. Не стыдился преклонять главу пред епископами и пресвитерами. Если когда приходил к нему какой диакон ради пользы своей, он предлагал ему слово на пользу, но совершение молитв предоставлял диакону» (Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 67.)

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

42. Библейская энциклопедия. 43. Бикерман Э.Д. Евреи в эпоху эллинизма. – М.: «Мосты культуры», 2000. 44. Буйе Л. О Библии и Евангелии. – Брюссель, 1988. 45. Вениамин (Пушкарь Б.Н.), арх. Священная библейская история. Учебное пособие. – СПб. – Владивосток, 2003. – 768 с., ил. 46. Вулли Л. Ур Халдеев. – М., 1963. 47. Гальбиатти Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). М., 1994. 48. Ельчанинов А. , Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. – М., 1991. 49. Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. – Париж, 1947. 50. Келлер В. Библия как история. – М., 1998. 51. Князев А. прот. Что такое Священное Писание?//«Альфа и Омега» 3 (17), 1998. 52. Комэй Дж. Кто есть кто в Ветхом Завете. – М., 1998. 53. Лопухин А. Библейская история Ветхого Завета. – Монреаль, 1986. 54. Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. – Одесская семинария ЕХБ, 1998. 55. Мак-Дауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства. Пер. с англ. Бахыт Кенжеев. – М.: СП «Соваминко», 1992. – 320 с. 56. Мануччи В. Библия – слово Божие. Общее введение в Священное Писание. – М., 1996. 57. Маркин В., свящ. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Под ред. М.В. Бахтина. – М.: Московский институт духовной культуры, 2007. – 380 с. 58. Мартинс Э. Замысел Бога. СПб.: «Христианское общество «Библия для всех», 1995. 59. Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. – М., 2000. 60. Милеант А., прот. К познанию Библии (Ветхий и Новый Завет ). – Рига, 1992. 61. Михаил (Грибановский) , еп. Над Евангелием. – М.: ПСТБИ, 2001. 62. Моррис Генри. Библейские основания современной науки. – СПб., 1995. 63. Моррис Генри. Сотворение и христианский мир. – М., 1993. 64. Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. Калифорния, 1990.Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1990. 65. Олесницкий А. (сост.). Руководство к изучению Священного Писания по творениям святых отцов. – М., 2002 (репринт издания: СПб., 1894). 66. Познин В.Ф., Познина А.В. Крылатые слова из Ветхого и Нового Завета. Словарь-справочник. – СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. – 136 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Гиральд подробно сообщает о рукописи Четвероевангелия, миниатюры к-рой были выполнены с удивительным мастерством (с этим описанием нередко сравнивают «Книгу из Келлса» (см. Book of Kells )). По преданию, эту рукопись создали по указанию св. Бригиты, иллюстрации были скопированы с образцов, которые мастеру показывал ангел. Нек-рые сообщения Гиральда Камбрийского представляют особый интерес. Так, он утверждал, что со времен Бригиты в обители жили 19 монахинь, это число не могло меняться. Вокруг поселения находились обширные луга, «пастбища Бригиты» (Brigide pascua). На этих лугах паслись церковные стада, пахать там было запрещено ( Giraldus Cambrensis. Topographia Hiberniae. II 34-39, 48// O " Meara J. J. Giraldus Cambrensis in Topographia Hibernie: Text of the First Recension//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1948/1950. Vol. 52. P. 150-152, 154; Giraldi Cambrensis Opera. L., 1867. Vol. 5/Ed. J. F. Dimock. P. 120-124, 131). Приходская церковь в Ледичепеле близ Селбриджа (графство Килдэр). XIV–XV вв. Приходская церковь в Ледичепеле близ Селбриджа (графство Килдэр). XIV–XV вв. После укрепления англ. господства К. вошел в состав Пейла (Пэля), вост. части Ирландии, находившейся под контролем королевской администрации и англ. землевладельцев. Значительная часть Лейнстера была включена во владения семейства Маршал, графов Пемброка, которое способствовало притоку колонистов из Англии и Уэльса, основанию городов, формированию манориальной системы. В этот период К. стал важнейшим манором в Сев. Лейнстере, здесь был построен замок, вокруг к-рого возник небольшой город. В XIII в. город стал важным экономическим центром внутренних районов Лейнстера. Ирл. население вытеснялось в анклавы под управлением гэльских вождей. Ирландцы были лишены права занимать высокие церковные должности; епископские кафедры, мон-ри и коллегиальные церкви передавались англичанам. Корнелий Мак-Гелан (1206-1223) был последним ирл. епископом К., после его смерти на кафедру был назначен Ральф из Бристоля (1223-1232). По указанию еп. Ральфа на месте прежнего церковного поселения началось строительство кафедрального собора св. Бригиты.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

   Сочинения святого Иустина Философа и Мученика. М., 1892. Апология 1. Гл. 17. С. 48.    Церковная история. СПб., 1858. Кн. 10. Гл. 8. С. 538 и 540.    Творения. Ч. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. С. 49.    Творения. Т. 11. Беседа 4 на 1 Послание к Тимофею. СПб., 1905. С. 658—659.    Творения. Т. 3. М., 1899. С. 105, § 333.    Надсон С. Я. Стихотворения. СПб., 1903. С. 117—118. («Жизнь»).    Дьяченко Г., святитель. Уроки и примеры хри-стианской надежды. М., 1894. С. 196.    Нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911. С. 152. (Сл. 7).    Творения. Т. 2. Беседа о покаянии IV. СПб., 1896. С. 337.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 101.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братии. СПб., 1897. С. 375.    Творения. Т. 5. Беседа на псалом 4. СПб., 1899. С. 19.    Слова и речи. Т. 2. 1874. С. 133—134.    Творения. Т. 11. Беседа на Послание к Филиппийцам IV. СПб., 1905. С. 248.    98 Кирилл, святитель, архиепископ Иерусалимский. Творения. 5 Тайноводственное слово. § 9. М., 1855. С. 374.    Макарий, епископ. Православно-догматическое богословие. Т. 5. СПб., 1853. С. 167.    Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1909. С. 190.    Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 689—690.    Соловьев И., священник. О молитве Православной Церкви за усопших инославных христиан. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Июль. 1885. С. 4.    Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. С. 174. (Приложение «Вопросы ученика и ответы старца»).    Тов. 8:15-17; 3 Езд. 6:38-59; Лк. 1:46-55.    3 Мак. 2:1-15; Тов. 3:1-6, Вар. 2. 11-35.    2 Кор. 1:3-11.    2 Сол. 3:1-5.    Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 396.    Певницкий В. Ф., профессор. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. СПб., 1901. С. 293.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 253.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

152 Птолемей III Эвергет, царь Египта 246–221 гг. до н. э., брат Береники, в отместку за гибель сестры начавший войну с Селевком II в 246–241 гг., но прервавший поход из-за восстания в его стране. См.: Иосиф Флавий. Против Апиона, 2. 48. 153 Упоминание здесь Египта вместо «юга», «южной страны» встречается как в Масоре, так и в различных греческих переводах. 155 Селевк III Керавн, царь Сирии 226–223 гг. до н. э., и Антиох III Великий, правивший в 223–187 гг. до н. э., – сыновья Селевка II. 156 Поход Антиоха III в Египет в 219 г. до н. э., а также завоевание им Тира и Птолемаиды, опорных городов Птолемеев в Палестине. Слова «наводнит и пройдет» напоминают описание вторжения ассирийцев в Ис. 8:8 . 158 Битва при Рафии в 217 г. до н. э., закончившаяся поражением Антиоха III (Полибий. Всеобщая история, 5.79; З Мак 1:1–7). 159 В 212–205 гг. до н. э. Антиох III был занят военными операциями на Востоке, но в 204 г. возобновил войну с Египтом и мало-помалу овладел всей Палестиной. 161 Иудеи поддерживали Антиоха III в войне против Птолемея V (Иосиф Флавий. Древности, XII 3.3–4). Выражение мятежные из сынов твоего народа» предполагает негативную оценку. Возможно, таким образом автор характеризует партизанские действия иудеев. См.: СоШп. ч, 1984. Р. 379. В своё время Иероним Блаженный полагал, что выражение это относится к Онии IV, построившему второй храм в египетском Леонтополе (Толкование на пророка Даниила, 11:14), но это случилось много позже, в середине II в. до н. э. Недостатка в версиях нет и по сей день. Так, Б. Ц. Вахольдер предполагает, что это говорится о группировке кумранского Учителя праведности (Wacholder, 1983. Р. 200–202); И. Р. Тантлевский переводит слова ТСр " 221 как «те, кто вырвался [из среды] твоего народа» и также относит их к ессеям-кумранитам (Тантлевский, 1994. С. 70–71). 166 РСП неверно: «на погибель её», что противоречит контексту. Имеется в виду Клеопатра I Сира (ум. 176 г. до н. э.), дочь Антиоха III, выданная в 193 г. до н. э. замуж за Птолемея V; после смерти которого в 181 г. стала регентшей при своём сыне Птолемее VI Филометоре, царе Египта 181–145 гг. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

«Малахия с Аггеем и Захарией, по иудейскому преданию, были позднейшими пророками, с коими Дух Снятый удалился от Израиля» (Sota. 48, b). Последующие иудейские писатели также признавали, что в их время уже не было пророков и богодухновенных мужей. Так, премудрый Сирах лишь вспоминал о пророческом служении, как до него закончившемся (49 гл.). Своего современника, первосвященника Симона, он чрезвычайно прославляет, но не смеет назвать пророком и богодухновенным мужем (50 гл.). Маккавеи или вспоминали о прежних пророках и ожидали исполнения их пророчеств (1Мак. 1—2 глл.; 4, 46; 9, 27; 14, 41 ­­ Дан.11:9—40), или ожидали в будущем появления «верного пророка,» разъяснителя всех тайн, но не видели пророков среди своих современников (1Мак.4:46; 14:41). По сознанию писателя 1 Маккавейской книги, задолго до написания Маккавейских книг пророков не стало у Израиля (Мак.9:27).    Иосиф Флавий также неоднократно замечает, что после Артаксеркса Лонгимана, а следовательно со времен Ездры, Неемии и Малахии, пророческое служение прекратилось (Против Аппиона. 1, § 8). Прославляемый им первосвященник Иоанн Гиркан не имел уже пророческого дара.    Первым из таковых памятников можно признать книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Из этой книги видно, что автор ее, живший не много времени спустя после Ездры и Неемии, знал уже весь Священный ветхозаветный кодекс и последний имел уже при нем те же вид, состав и разделение, какие он имеет у евреев и доныне. Так, прославляя древних знаменитых и богоугодных мужей, Сирах упоминает об оставленных ими писаниях. Последние он разделяет: а) на закон, состоявший из заповедей, ведений и завета (Сир.45:6), б) на провещание в пророчествах и наконец в) на изречение премудрых словес и на поведание повестей в писаниях (44:3—5). Такое разделение ветхозаветных книг сходно с принятым издревле и содержимым до настоящего времени у евреев делением ветхозаветного канона на закон, пророков и писания. В писаниях Сирах различает «премудрые словеса» и «повести,» т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

48. Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. Часть 1. - М.: подписано к печати 25.09.95 г. 49. Толкование посланий св. апостола Павла. По трудам свт. Феофана Затворника. - М.: Русский Хронографъ, 2002. 50. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Издание на русском языке. - Славянское Евангельское Общество, 2004. 51. Филарет, митрополит. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. Варшава. Синодальная Типографиия. 1930. Репринтное издание. Изд. " Даниловский Благовестник " . 52. Филарет, митрополит Минский и Слуцкий. Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. - Москва - Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Фонд " Христианская жизнь " , 2004. 53. Филимонов С., священник. Церковь, больница, больной. - М.: Общество святителя Василия Великого, 2001. 54. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. - Издание третье. М.: Изд. политической литературы, 1972. 55. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - Издание седьмое, переработанное и дополненное. М.: Республика, 2001. 56. Христианство: Словарь/Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. - М.: Республика, 1994. 57. Человек - Храм Божий. Ответственный за выпуск протоиерей Николай (Лихоманов). - М.: " Сибирская благозвонница " , " Паломник " , 2002. 58. Шмалий В., священник. Проблематика пола в свете христианской антропологии. Богословская наука сегодня. Православное учение о человеке. Избранные статьи. - Москва -Клин: Синодальная Богословская Комиссия, Фонд " Христианская жизнь " , 2004. 59. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия. - М.: Правда, 1990. 60. Серафим (Роуз), иеромонах. Душа после смерти. Современные " посмертные " опыты в свете учения Православной Церкви. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. 61. Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души. Составил Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. - Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1999. 62. Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. - Клин: Фонд " Христианская жизнь " , 2005.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИЙ [лат. Hilarius] (сер. V в.), лат. христ. поэт. Жил в Италии или в Галлии. Сведения об И. отсутствуют; из его сочинений сохранились3 поэмы, представляющие собой поэтические парафразы библейских и евангельских сюжетов. «Песнь на книгу Бытие» (Carmen in Genesim) состоит из 198 гекзаметров и 3 элегических дистихов, посвящена Римскому папе свт. Льву I Великому . В «Песни...» отображены события от Сотворения мира до потопа, дается обзор ветхозаветной истории до пришествия Иисуса Христа, причем автор вводит в поэму устойчивые экзегетические интерпретации событий ВЗ как прообраза новозаветных, а также античные мифологические образы, ссылается на сочинения более ранних поэтов (напр., на поэму «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (I в. до Р. Х.)). От др. сочинения И.- «Евангельской песни» (Carmen de Evangelio) сохранился фрагмент (114 гекзаметров) в рукописи IX в. из мон-ря Санкт-Галлен (Cod. Sangallensis. 48). Текст обрывается на сцене поклонения волхвов, которой предшествует краткое описание Рождества Христова. В текст поэмы включено пространное благодарственное обращение к Богу Отцу. «Стихи о мученичестве Маккавеев» (Versus de martyrio Macchabeorum - PL. 50. Col. 1272-1286) - поэма из 394 гекзаметров на сюжет 2 Мак 7. Нарративное повествование библейской книги И. заменил диалогами матери Маккавеев с сыновьями и с царем Антиохом. «Стихи о мученичестве Маккавеев» сохранились в 2 редакциях, одна из них интерполирована и относится к эпохе Каролингского возрождения (кон. VIII-IX в.). Поэзия И. отражает средний уровень лит. образования позднеантичного времени. Автор владеет немногими метрами классической поэзии, употребляя только гекзаметр и лишь в посвящении свт. Льву - элегический дистих. В соответствии с пристрастиями эпохи автор стремится совместить классическую словесность с христ. верой, вложить новое христ. содержание в лит. формы, выработанные античной лит-рой. В средневек. рукописной традиции «Песнь на книгу Бытие», несмотря на явные анахронизмы, приписывалась свт. Иларию , еп. Пиктавийскому. В 1618 г. издатели выходившей в Кёльне «Большой библиотеки отцов» (Magna Bibliotheca Patrum) считали автором поэмы св. Илария Арелатского. Они основывались на том, что Иларий Арелатский был современником папы Льва Великого. Однако в Житии Илария Арелатского, составленном Гоноратом Массилийским, содержится упоминание лишь о поэме «Стихи о пламенном источнике». Интерполированная редакция «Стихов о мученичестве Маккавеев» сохранилась под именем Викторина Мария (между 281 и 291 - между 382 и 386) (в 1528 под этим именем сочинение издано Иоанном Сикардом). Однако принадлежность поэмы Марию Викторину, как и атрибуция библейских поэм св. Иларию Арелатскому, является необоснованной.

http://pravenc.ru/text/389107.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Гуасахт, епископ Гранардский (V, память 24 января) Гуасахт, также Куасахт (Guasacht mac Máelchon) 44 Святой Гуасахт был сыном Маэлху, иначе Милиука, хозяина, на которого работал в Ирландии святой Патрик в качестве раба 45 . Маэлху поджёг свой дом, запер двери и погиб в пламени, лишь бы вновь не встретиться со святым Патриком. Гуасахт, согласно «Трёхчастному житию» святого Патрика (IX век), был в хороших отношениях с святым: он назван «совоспитанником» (comalta) 46 Патрика. Гуасахт был обращён святым Патриком в христианство, помогал ему в евангелизации Ирландии и позднее стал епископом Гранарда, графство Лонгфорд. Обе сестры Гуасахта носили имя Эмер; они также приняли христианство и стали монахинями и были погребены в местечке Клуан Бронах 47 . Во время написания «Трёхчастного жития» в Клуан Бронахе показывали в камне следы сестёр Гуасахта, которые якобы отпечатались там во время их пострижения святым Патриком. По традиции, аббатиса Клуан Бронаха рукополагалась главой церкви Гранарда 48 . Из монахинь монастыря в Клуан Бронахе наиболее известна святая Самтанн 49 . Родословные святых Ирландии упоминают ещё одну сестру Гуасахта –Бронах, которая якобы была матерью семи святых 50 . Святые, о которых идёт речь – Мохуа из Оэндрума, Колман Гробовой (Chomraire), Колман Мельничный (Mulind), Дайре Слепой (Chaechain), епископ Мак Эрка, святая Дамнатан и Фурса Благочестивый. Включение в эту родословную Фурсы (Fursey) является анахронизмом: он жил почти двести лет спустя (умер ок. 650). День святого Гуасахта – 24 января – фигурирует в основных ирландских мартирологиях: «Календаре Таллахта», «Календаре О’Гормана» и «Календаре Донегола» 51 . 45 The Tripartite Life of Patrick with other documents relating to that Saint/Ed. with transl. and indexes by Wh. Stokes. Vol. I–II. London, 1887 (Rerum Britannicarum medii aevi scriptores) P. 20. Текст существенно дополнен Н.Чехонадской 49 О Клуан Бронахе см. Hogan E. Onomasticon Goedelicum locorum et tribuum Hiberniae et Scotiae: An Index, with Identifications, to the Gaelic Names of Places and Tribes. Dublin, 1910; repr. Dublin: Four Courts Press, 1993, 2000. s.v. Clúan Brónaig. 51 The Martyrology of Tallaght from the Book of Leinster and MS. 5100–4 in The Royal Library, Brussels/Ed. with introd., transl. and notes by R.I. Best and H.J. Lawlor. London, 1931. С. 11; Félire Húi Gormáin. The Martyrology of Gorman/Ed. by Wh. Stokes. London, 1895. P. 22; The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Transl. by J. O’Donovan; ed. with the Irish text by J.H. Todd. Dublin, 1864. P. 26 Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010