Араб. переводы Деяний св. апостолов и Посланий ап. Павла, имевшие хождение в Египте, остаются малоизученными. Ранняя версия Посланий ап. Павла, основанная на копт. переводе, представлена фрагментом рукописи Lips. orient. 1058 (XIII в.), содержащим 2 Кор 3. 7-4, 15; Еф 6. 8b - 24; Фил 3. 18 - 4. 23; Кол (полностью), 1 Фесс 1. 1-9. В ряде рукописей, напр. Vat. arab. 14, 1357-1358 гг., араб. перевод вписан между строками коптской версии ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 178). В XIII в. корпус Посланий ап. Павла перевел с коптского аль-Ваджих Юханна аль-Кальюби (сохр. в ркп. Vat. arab. 28, XIII в.; тот же текст находится в его комментарии на Послание к Римлянам в ркп. Vat. arab. 44, 1379 г.). В предисловии к своему переводу аль-Кальюби указал, что он использовал перевод Ибн Катиба Кайсара (ныне утраченный). Судя по всему, в литургической практике данная версия не использовалась. Наибольшее распространение получили эклектические переводы, в к-рых Деяния св. апостолов, Послания ап. Павла, Иакова, 1-е Петра и 1-е Иоанна переведены с Пешитты (иногда со следами исправлений по др. араб. версиям), а остальные Соборные послания - по-видимому, непосредственно с греческого. В К. Ц. всегда уделялось особое внимание кн. Откровение Иоанна Богослова. В отличие от арабов-христиан др. конфессий копты используют эту книгу в богослужении (читается полностью в ночь на Великую субботу), и у них существует традиция ее комментирования (толкования Булуса аль-Буши , Ибн Катиба Кайсара). Граф выделяет 3 группы рукописей, содержащих разные переводы кн. Откровение Иоанна Богослова копт. происхождения: основанный на бохайрской версии (изд. Эрпением в 1616 и ар-Риззи в 1671); основанный на бохайрской версии и исправленный по саидскому переводу; смешанный перевод, сохранившийся в немногих рукописях ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 182-183). Практически неизученными остаются араб. версии, содержащиеся в копто-араб. Лекционариях. Богослужение К. Ц. предусматривает 4 чтения на литургии: из Посланий ап. Павла, Соборных посланий, Деяний св.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [серб. Захумско-Херцеговачка и Приморска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории исторической обл. Хум (Захумле, Герцеговина) и побережья Адриатического м. (г. Дубровник ). Кафедра находится в мон-ре Тврдош . Правящий архиерей - еп. Григорий (Дурич), на кафедре с 3 окт. 1999 г. Епархия разделена на 2 наместничества: Мостарско-Невесинское и Требинско-Дубровникское, в к-рые входят 10 церковных общин, 34 прихода, 7 мон-рей: Добричево , Дужи , Житомислич , Завала , Тврдош, Герцеговинская Грачаница (2002) и жен. мон-рь во имя святых Петра и Павла в с. Чичево. В епархии служат 3 архимандрита, 4 иеромонаха, 24 священника, 5 диаконов. Епархия окормляет ок. 100 тыс. верующих (2008). После получения Сербской Церковью автокефалии (1219) св. архиеп. Савва учредил 8 епархий, в т. ч. Хумскую. Целью создания этой кафедры было укрепление позиций в регионе, вокруг к-рого шла постоянная борьба между правосл. Сербией (обл. Рашка) и прокатолич. Боснией и Дубровником (см. ст. Босния и Герцеговина ). Кафедрой был избран мон-рь Пресв. Богородицы в г. Стон (совр. Хорватия), оставленный в нач. XIII в. бежавшими от богомилов католич. епископами. Территория Хумской епархии первоначально охватывала долину р. Неретва до среднего течения р. Лим с прибрежными островами Адриатического м., бассейны рек Требишница, Пива, Тара, Дрина, Морача. 1-м Хумским епископом стал ученик св. Саввы Иларий (Иларион; до 1239). Его наследником был еп. Феодосий. Серб. кор. Стефан Урош (1243-1276) был щедрым благотворителем Хумской епархии и мон-ря Пресв. Богородицы в Стоне. В 1253 г. Дубровник, Болгария и хумский жупан Радослав объединились против Сербии, поэтому в целях безопасности кафедра Хумской епархии была перенесена ближе к Сербии, в мон-рь святых Петра и Павла на р. Лим, а кор. Стефан Урош подтвердил привилегии, данные ранее Хумской епископии. Еп. Даниил, управлявший епархией с 1316 г. (в 1324 возглавил Печскую архиепископию, см. Даниил II ), просил серб. кор. Стефана Уроша II (см. св. Милутин ) оказать епархии помощь. Последний известный Хумский еп. Стефан Пекпал был изгнан с кафедры после захвата Хума в 1322-1324 гг. боснийским баном Стефаном II Котроманичем (1314-1353). Окончательно Стон и п-ов Пелешац были утрачены Сербией в 1333 г., когда контроль над территорией при условии сохранения на ней Православия был передан за деньги Дубровнику. Несмотря на соглашение, в 1335 г. в мон-рь Пресв. Богородицы был назначен католич. священник, в 1349 г. обитель передали францисканцам. Из-за утраты Сербией Стона и Хума Хумская епархия в 1330-1343 г. была упразднена.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в мест. Жидичин Луцкого у. Волынской губ. (ныне с. Жидычин Киверцовского р-на Волынской обл., Украина). XIII-XVIII вв. Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Время основания неизвестно. Местный археологический материал датируется X-XI вв., однако неизвестно, связан ли он непосредственно с монастырем, архив к-рого сохранился лишь с 1-й пол. XVI в. (см.: Рожко. 2000. С. 297). Вероятно, Ж. м. впервые упоминается в 1227 г. в Галицко-Волынской летописи (Ипатьевский список, XIII в.): кн. Даниил Романович ездил «в Жидичин кланятися и молитися святому Николе» (ПСРЛ. 1962. Т. 2. Стб. 751). Считается, что уже к 1335 г. Ж. м. имел статус архимандрии, привлекал особое внимание знати. В XIV-XV вв. покровителями и защитниками Ж. м. были князья Любартовичи, вел. кн. Свидригайло Ольгердович, позже - кн. Семен Гольшанский, князья Острожские. Так, вел. кн. Свидригайло грамотой от 7 окт. 1450 г. возобновил старые права Ж. м. и передал ему новые владения, в т. ч. села Боголюбы, Гай Гнидавский и др. В 1502 г. эту грамоту подтвердил польск. кор. Александр Ягеллончик по просьбе луцкого старосты кн. С. Гольшанского (см.: Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни//Волынские ЕВ. 1899. 23/24. С. 683). Имена жертвователей и вклады вписывались в «Помянник» кн. Федора Любартовича (Pomianyk of Horodyshche. Winnipeg, 1962. Pt. 1: A. D. 1484). Очевидно, со времени основания в Ж. м. хранилась некая Никольская святыня (в наст. время точнее неопределяемая) - часть мощей, чудотворный образ или скульптура, о чем известно из памятника нач. XV в. «Сказания о чудесах свт. Николая в Лукомле» (см.: Турилов А. А. К изучению «Сказания о явлении и чудесах Николы Чудотворца в Лукомле»//Наш радавод: Матэриялы мiжhapoдhaй навуковай kahфepэhцui «Царква i культура народау Bялikara княства Лimoyckara i Беларуси XIII - пач. XVIII ст.» Гродна, 1992. Кн. 4. Ч. 1. С. 147-149). Согласно «Сказанию...», свт. Николай, явившись жителю Лукомля, поведал: «Аз святый Никола Жидиченский и пришел есмь семо в Лукомль, тамо не могу жити поганих деля, зане умножися беззаконие» ( Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. Прилож. 10. С. 191-192). Очевидно, перемещение святыни из волынской части владений Витовта в принадлежавший ему же полоцкий Лукомль связано с последствиями битвы на Ворскле (1399), когда литов. войско было разбито ханом Темир-Кутлуем и «воеваша татары даиже и до Великаго Луцка» (см.: ПСРЛ. 1980. Т. 35. С. 52, 73, 139, 161, 187, 208, 229). Возможно, в это время Ж. м. был разорен татарами.

http://pravenc.ru/text/182287.html

(Cod. 5), Евангелие XIII в. (Cod. 7) с толкованиями на полях, бумажный кодекс XIV в. (Cod. 268), включающий творения свт. Василия Великого, отрывки из «Этики» Плутарха, уникальные произведения древнегреч. писателя Лукиана и др. Из старопечатных изданий стоит отметить 5 книг 1498-1499 гг. и, в частности, «Этимологический словарь» - 1-ю книгу, напечатанную греками на Западе. 85 книг изданы в XVI в., 120 - в XVII в., 320 - в XVIII в. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Ath. Doch. 56) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Ath. Doch. 56) Систематизация богатейшего хранилища архивных документов Д. проходила в неск. этапов: составление в 1920 г. Кодекса, состоящего из текстов 75 древних рукописей; систематизация в 1924 г. более чем 6 тыс. позднейших документов (XVIII - нач. XX в.) и, наконец, окончательный ее этап в 1960 г., после чего документы N 1-145 (1037-1496) были изданы Н. Икономидисом в серии «Archives de l " Athos» (Actes de Docheiariou. P., 1984. T. 13. P. 3-29). Одну из ранних попыток сохранения архива по просьбе отцов Д. предпринял в 1791 г. прп. Никодим Святогорец, точно переписавший 10 визант. документов, касающихся привилегий и владений обители. Наиболее древним визант. документом является грамота имп. нотария Иоанна Каматира 1037 г., определяющая границы Д. и подтверждающая его владения за пределами Афона. Есть и др. подлинные исторические документы, по большей части указы императоров, напр. Алексея I Комнина (1089), хрисовулы Михаила VIII Палеолога (1267 и 1280), Андроника III Палеолога (между 1325 и 1332), Иоанна V Палеолога (1343, 1351 и 1355), Иоанна VI Кантакузина (1349), Мануила II Палеолога (1409), серб. кор. Стефана Душана (1349) и др., а также 2 поддельных хрисовула Иоанна Палеолога (1355). Имеется немалое количество патриарших грамот, 4 из к-рых относятся к визант. эпохе (3 патриарха Каллиста I (1355) и 1 - Филофея Коккина (1375)). Кроме множества более поздних патриарших документов, среди к-рых можно отметить сигиллий патриарха Парфения IV об учреждении ставропигии (1660) и не имевшее результата синодальное послание Константина I о введении киновии (1834), в архиве хранится большое число распоряжений митрополитов, епископов и Протата, монастырские акты.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Сл. 39, 1, 1–12; 3, 3–4, 14; SC 358, 150–154=1.532–534. 628 Мр. 1:10. 629 Сл. 39, 14, 1–13; 15, 1–3; 16, 1–4; SC 358, 178–184=1.539–541. 630 Ср. 1 Кор. 10:2. 631 Сл. 39, 17, 1–26; 186–188=1.541–542. 632 Карфагенский диакон Новат, отлученный от Церкви в 251 г., вместе с римским пресвитером Новацианом отвергал возможность прощения виновных в отступничестве, блуде и убийстве. 633 Сл. 39, 19, 9; 192=1.543. 634 Сл. 39, 19, 18–23; 194=1.543. 635 Ср. Ис. 1:16–18. 636 Сл. 39, 20, 1–9; SC 358, 194=1.543–544. 637 Это учение пришло в Восточную Церковь из латинской схоластики и начало входить в обиход не ранее XIII в. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 191–192. 638 Ср. Bernardi. Predication, 215–216. 639 1 Пет. 3:21. 640 Сл. 40, 3, 4–4, 9; SC 358, 200–202=1.545. 641 Сл. 40, 8, 1–29; 212–214=1.547–548. 642 Сл. 40, 10, 34–36=1.549. 643 Сл. 40, 11–13; 218–226=1.550–551. 644 Сл. 40, 14, 10–21; 226=1.552. 645 Мф. 20:1–15. 646 Сл. 40, 20, 4–20; 240–242=1.555–556. 647 Сл. 40, 23, 17–21; 248=1.558. Григорий, таким образом, не согласился бы с мнением о том, что все некрещеные по необходимости попадают в ад. В сочинении Григория Нисского " " О младенцах, преждевременно похищаемых смертью " " содержится сходная точка зрения на посмертную участь некрещеных младенцев. 648 Сл. 40, 4, 13–26, 17; 250–256=1.558–560. 649 Т. е. рождает к новой жизни. 650 Фил. 2:7. 651 Сл. 40, 26, 22–27, 6; 258=1.560–561. 652 Сл. 40, 17, 15–16; 232=1.554. 653 Сл. 40, 28, 4–21; 262–264=1.562. 654 Сл. 40, 38, 1–3; 284=1.569. 655 Сл. 40, 38, 3–40, 26; 284–292=1.569–570. 656 Ср. Мф.15:22. 657 Ср. Лк. 13:11. 658 Ср. Ин. 5:7. 659 Ин. 11:43. 660 Aphtistos — непросвещен. 661 Ср. Пс. 12:4. 662 Ср. Пс. 35:10. 663 Сл. 40, 33, 1–34, 23; 272–276=1.565–566. 664 Т. е. таинственный прообраз. 665 Сл. 40, 46, 1–7; 308=1.574. Ср. Мф. 25:1–13. 666 Сл. 45, 30; PG 36, 664=1.680. 667 " Вчера " " , т. е. в ночь с субботы на воскресение. Проповедь Григория, очевидно, предназначалась для произнесения за Литургией в самый день Пасхи. 668 Сл. 45, 2; PG 36, 624–625=1.662. 669

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

P., 2006. Ю. В. Зудов Церковная музыка в Д. начала развиваться со времени распространения христианства. Из действовавших в XI в. 8 епископий центром церковной музыки, по-видимому, был Лунд, первоначально тесно связанный с нем. Гамбургско-Бременской епархией. В XII-XIII вв. стали развиваться связи с Францией, Италией и Англией. Так, в ходе исследований выявлено, что службы святым кор. Кнуду I Великому и герц. Кнуду Лаварду составлены в традициях англ. бенедиктинцев. Ранние дат. образцы григорианского пения сохранились в незначительном количестве: это секвенции, песнопения мессы и служба св. Кнуду Лаварду 1170 г. (Liber daticus lundensis//Lund. Universitetsbibl. S. n., кон. XII в.; Liber scolae virginis//Kiel. Universitätsbibl. S. H. 8 A 8°, XIII в.; см. изд.: Medieval Musical Relics of Denmark. 1912). Гимн из службы св. Кнуду Лаварду «Gaudet mater ecclesia» (Радуется матерь Церковь) написан в форме 2-голосного ронделя (rondellus) и, т. о., является самым ранним в Д. образцом полифонии. К сер. XV в. относится сборник из 10 церковных песнопений на лат. и дат. языках (København. Universitetsbibl. 1. Afdeling. AM 76 8°; см. изд.: Kroon. 1993), 6 из к-рых 2-голосные. После реформации Датской Церкви, проведенной в правление кор. Кристиана III (1534-1559), были выпущены сборник гимнов Х. Томиссона ( Thomissohn H. A. Den danske psalmebog. København, 1569, 1997r) и «Градуал» Н. Есперсона ( Jesperson N. Graduale. København, 1573, 1986r), к-рые были основными обиходными певч. книгами до появления сб. «Датский и норвежский церковный обряд» (Danmarks og Norgis Kirke-Ritual. København, 1685). Протестант. репертуар, испытавший на себе влияние светских арий, был напечатан также в изданиях А. Арребо ( Arrebo A. Davids psalter, sanguiis udsat. 16272; переизд.: Arrebo A. Samlede skrifter. København, 1981. Bd. 4), Т. Кинго (мелодии молитв с basso continuo: Kingo T. Aandelige siunge-koor. København, 1677-1681. 2 bd.; переизд.: Kingo T. Samlede skrifter. København, 1945, 1975. Bd. 7) и И. Брунсманна ( Brunsmand J.

http://pravenc.ru/text/171341.html

Обращенное от Господа к М. повеление «снять обувь» (Исх 3. 5) перед местом богоявления при Купине Неопалимой аллегорически истолковывается нек-рыми авторами как призыв отвергнуть дела мира сего ( Ambros. Mediol. De poenit. 2. 11; Idem. De Isaac 4. 16; Aug. Serm. 101. 7). Построенное на антитезе поэтическое сопоставление событий из жизни М. и Спасителя широко представлено у прп. Ефрема Сирина, к-рый, напр., писал, что «Бог воззвал Своим гласом к Моисею из кустарника, чтобы он снял обувь со своих стоп, а звезда воззвала без слов к волхвам, что они ко святому месту должны прийти» ( Ephraem Syr. Sermo de Maria. 2. 35-76//CSCO. Vol. 364. P. 51). Свт. Василий Великий рассматривал смиренные слова М. к Богу: «Пошли другого, кого можешь послать» (Исх 4. 13) - как скрытое пророчество о пришествии истинного Законодателя - Спасителя ( Basil. Magn. In Isaiam proph. 6. 7). Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Противостояние М. и Аарона с фараоном служит для Оригена символом твердого стояния в вере и духовной борьбы против диавола (ср.: Иак 4. 7; 1 Петр 5. 9; Рим 16. 20; 1 Кор 16. 13), обнаруживая при этом большое количество параллелей с евангельской историей: просьба отпустить евр. народ напоминает слова Спасителя о невозможности служить Богу и мамоне (Лк 16. 13), а 3 дня пути к месту принесения жертвы (Исх 3. 18) указывают мистическим образом на воскресение Спасителя на 3-й день ( Orig. In Exod. hom. 3. 3 sq.). Это противостояние также указывает на внутреннюю борьбу подвижника (здесь М.- символ борьбы его ума) с невидимым тираном, внушающим чувственные помыслы ( Maximus Conf. Ambigua. 30-31). Переход через Чермное море. Роспись ц. Непорочного Зачатия в Чери, Италия. XII в. Переход через Чермное море. Роспись ц. Непорочного Зачатия в Чери, Италия. XII в. Крещальная типология перехода через воды Чермного м., раскрытая еще в НЗ (1 Кор 10.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

7.14 187. В немощах ваших отлагайте малодушие, прибегая ко Христу Спасителю нашему 7.15 188. Вы находитесь в брани по причине нерадения и за оставление смирения. Должно побуждаться к смирению и прощать ближних. Какие помыслы надо исповедовать 7.16 189. Премилосердый Господь теперешним страданием силен удостоить будущего блаженства 7.17 190. В скорбях не роптать, не малодушествовать, но за все благодарить Бога. Вините более себя, а не других, будьте тверды в вере 7.18 191. Принимай то, что послано от Бога, с благодарением 7.19 192. Не изнемогайте духом в борьбе, но прибегайте к Господу. Смирение - оружие против козней вражиих 7.20 193. За скорби и болезни благодарите Господа, что не забыты им. Берегитесь зазирать и осуждать ближних 7.21 194. В Господе положите начало вашего спасения 7.22 195. Сила Божия в немощах совершается (Ср. 2 Кор., XIII, 4). Через болезни очищается духовный ваш человек 7.23 196. Болезни и страдания принесут в будущем веке блаженство 7.24 197. В немощах познавайте любовь Божию. Смирением заменяйте невыполнение молитвенного правила 7.25 198. Испытания посылаются по силе, а не выше. Благодарите Бога за все 7.26 199. Возверзайте все ваше попечение на Всемилосердаго Господа 8 Письма к духовным особам 8.1 200. Драгоценное сокровище - откровение по Господе. 8.2 201. О жребии начальства. Да будет воля Господня во всем 8.3 202. Слово на день памяти Иоанна Предтечи. Об истинном даре проповедника 8.4 203. С терпением тецем на предлежащий нам подвиг 8.5 204. Да дарует Господь исполнить назначение во благоприятном устроении 8.6 205. Господь, яко источник любви, да вознаградит вас 8.7 206. О поездке старца в Москву и Тверь. Добрые дела трудами о Господе созидаются 8.8 207. В какой монастырь больше зовут, в том мало толку бывает 8.9 208. Кто начнет нудить себя, повинуясь преданиям святых отец и отсекая свои хотения, тому Господь дарует смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть. Господь всегда полезное для нас устрояет и посылает 8.10 209. Понудим себя с упованием претерпевать находящие искушения, призывая Господа в помощь. О принятии великого Ангельского образа. О переходе в Оптину Пустынь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

28) Lehmann. Die Katecheten schule zu Alexandria. 29) Diebow. Pädagogik Schleiermachers. —45— 30) Strümpell. Pädagogik der Philosophen Kant, Fichte n. Herbart. (Антикварн.) (проф. А. Шостьиным ). II. Означенных книг в академической библиотеке не имеется. Определил и: Поручить библиотекарю Николаю Колосову выписать для академической библиотеки означенные в записках книги и о последующем представить правлению академии. XIII. Представление библиотекаря Николая Колосова: „Виленской Археографической Комиссией издаются Акты, касающиеся истории Южной и Западной России. Первые тома этого издания, кончая 11-мь, высылались в академию, но потом высылка эта почему-то прекратилась. В настоящее время этого важного издания вышло всего уже 22 тома. Не найдёт ли совет академии возможными, обратиться в вышеупомянутую Комиссию с просьбой о высылке в академию и остальных томов актов. Не признает ли также совет академии возможным обратиться с просьбой о высылке их изданий и в Императорскую Академию Наук и в Императорское Общество Любителей древней письменности“. Определил и: Просить Виленскую Археографическую Комиссию. Императорскую Академию Наук и Императорское Общество Любителей древней письменности о высылке в академическую библиотеку их учёных изданий. XIV. Представление его же: „Имею честь представить при сём список книг, числящихся доселе за бывшими наставниками академии: Н. Μ. Иванцовым, ныне протоиереем, и Μ. А. Остроумовым“. Справк а: За означенными в представлении библиотекаря лицами числятся следующие книги: 1) Abbé S. D. Miqne. Patrologiae cursus completus. Series latina, tom. 181 в кож. пер. 2) Православное Обозрение 1862 г., том 8-й (май-август) и том 9-й (сентябрь–декабрь) в кор. 3) Сборник протоколов Общества любителей духов- —46— ного просвещения. С.-Петербургский отдел. Третий год. 1875. 4) Saint- Martin. Histoire de 1 Armenie. Paris, 1841. 5) Dr. Schmid. Wissenschaftliche Richtungen aus Gebiete des Katholizismus. 6) Христианское Чтение. 1845, 1-й т. в кор. 7) Журнал Министерства Народного Просвещения. 1844 г., т. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Молитва наша взойдет в свойственное ей совершенство, - говорит св. Иоанн Кассиан, - когда в нас совершится то, о чем молился Господь к Отцу Своему: Да любы, еюже Мя возлюбил еси, в них будет(Ин. XVII, 26), и еще: якоже ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут (Ин. XVII, 21). Это будет тогда, когда вся наша любовь, все желание, вся ревность, все стремление, вся мысль наша, все, что видим, о чем говорим, чего чаем, - будет Бог и когда то единение, которое есть у Отца с Сыном, у Сына с Отцом, излиется в наши сердца и умы, - чтобы как Он искреннею чистотою и неразрывною любит нас любовью так и мы соединены с Ним чистою и неразделимою любовью. Достигший сего вступает в состояние, в коем не может не теплиться в сердце его непрестанная молитва. Тогда всякое движение жизни его и всякое устремление сердца его будет единая непрерывная молитва, предвкушение и залог вечно блаженной жизни " (Д II - 139). Поэтому все учение Отцов приводит к тому, что к воспитанию в себе тех нелицемернейших чувств смирения и любви к Богу и отречения для Него от всякого зла, которыми дышит Апостольское время, - это золотой век любви, непрестанно молившейся, - и нужно прежде всего обращаться в рассуждении о непрестанной сокровенной молитве. Тогда все учение о ней делается простым и ясным. Надо, по слову Апостола, чтобы мы не уклонялись от простоты во Христе (2 Кор. XI, 3), а эта простота есть простая к Нему любовь, осуществляемая в жизни. " Святые соединены с Богом простотою своею. Простоту найдешь в человеке, исполненном страха Божия. Имеющий простоту совершен и подобен Богу; благоухает он благоуханием сладчайшим и благодатным; исполнен он радости и славы; покоится в нем Дух Святый " (преп. Антоний Великий. От. 7). Память Божия - любовь соединяет ученика с учителем, и тогда, по благодати Божией, начинается истинная молитва. " Бог есть даяй молитву молящемуся " . Благодаря несовершенству человека, память-любовь не пребывает всегда. Больше того: она все время теряется. И вот труд непрестанного молитвенного стояния в сухости сердца, как бы оставленного благодатью, и нужен, чтобы роса божественного утешения опять спустилась в пустыню души. Двойное определение аввы Силуана совершенно точно, и хочется еще раз его повторить: любовь-память рождает молитву, без молитвы душа не пребудет в любви. Первая часть определения - дело благодати Божией, огненный след явления душе Христа, вторая часть - наш труд по взысканию Бога. Говоря о подвиге стяжания умной молитвы, св. Григорий Палама пишет: " Хотя терпение следует само собою за любовью, ибо любовь все покрывает (1 Кор. XIII, 4, 7), но мы научаемся с самопринуждением добре совершать дело терпения, чтобы через него достигнуть любви (Д V - 320).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010