Посмертную судьбу недостигших «знания» разные гностические системы определяют по-разному: они или предназначаются к погибели ( Hipp. Refut. VI 32. 9), или в мучениях ожидают решения своей участи на последнем суде (ФомАтл. NHC II 7. 142. 27-143. 7), или вновь возвращаются в тела до тех пор, пока не обретут истинное «знание» (АпИн. NHC II 1. 26. 35-27. 30). Представления о воскресении мертвых в Г. не имеют непосредственной связи с эсхатологическими событиями. В силу дуализма для Г. нехарактерно представление о телесном воскресении: тварный мир и принадлежащее ему материальное тело предназначены суду и погибели. Поэтому под воскресением в гностических текстах понимается пробуждение души от сна неведения к «знанию», осуществляемое под воздействием «зова» спасителя и в результате самопознания (ср.: 1 Кор 15. 12; 2 Тим 2. 18), а также достижение скрытой в человеке «частицы света» своего первоначального состояния после «освобождения» ее от материального тела. Оба события могут пониматься как этапы одного процесса, начало к-рого имплицирует его завершение (Рег. NHC I 4. 45. 29-46. 5; 48. 31-49. 16). Эсхатология Учение гностических систем о конечной судьбе мира предполагает представление об истории как о линеарном процессе, имеющем определенные начало и конец. Смысл истории заключается в постепенном восполнении недостатка Плиромы в процессе возвращения ее частиц, рассеянных в материальном мире. С возвращением последней частицы, достойной возвращения в Плирому, и устранением возникшего в результате творения мира смешения света и тьмы история утрачивает смысл, и наступает конец тварного мира. Т. о., последние события представляют собой окончательное отделение царства света от материального мира зла и тьмы. Развернутые эсхатологические картины редки в гностических текстах. Наиболее полно они представлены в нек-рых трактатах из б-ки Наг-Хаммади (напр., ПроисхМир. NHC II 5. 126. 4-127. 15; Мысль. NHC VI 4. 43. 29-47. 8; Прот. NHC XIII 1. 43. 4-44. 10). Общая картина эсхатологических представлений гностиков реконструируется также на основании отдельных эсхатологических высказываний и мотивов, встречающихся в связи с рассуждениями о восхождении души в Плирому или о явлении спасителя в мир и др. При описании последних событий гностические системы, как правило, упоминают о спасении последних остающихся в мире праведных «частиц света», об окончательной судьбе (уничтожении или частичном оправдании) властвующих в мире сил и о заключении или окончательном уничтожении материи ( Iren. Adv. haer. I 6. 1-2; 7. 1; ТрТракт. NHC I 5. 126. 28-138. 25).

http://pravenc.ru/text/165189.html

344. Если человек не стяжет послушания, смирения и терпения, то он не может выйти из противоестественного состояния, хотя бы и сохранил все прочие заповеди [ 24 ]. 345. Обратись всем сердцем в повиновение Богу, искренно умоляя Его и говоря: " Господи! весь я пред Тобою. Удостой меня быть в воле Твоей, потому что я не знаю, что полезно мне. Ты сотвори брань с врагами моими: потому что я неспособен ведать всей злобы их и всех ухищрений " . Если будешь молиться таким образом от всей души и направишь деятельность твою соответственно естеству Иисуса: то Он не попустит тебе подвергнуться обольщению и обману в чем-либо [ 25 ]. 346. Если не предашь себя в полное повиновение Господу, а будешь последовать только одной или немногим заповедям Его: то Он не будет помогать тебе [ 26 ]. 347. Поле не может само собою очиститься от плевелов: не может оно само собою засеяться семенами соответственно почве своей; не могут произрастать на нем растения, приносящие плод, вместе с злокачественными плевелами, потому что нежные плодовитые растения заглушатся и подавятся дебелыми плевелами. Так и человек, если не получит Божественной помощи: то не возможет очиститься от плотских похотений и соблюстись от греха [ 27 ]. 348. Преуспевший или желающий преуспеть да хранит себя благоразумно от начал, рождающих грехи, и грехи изнемогут сами собою [ 28 ]. 349. Подвизающийся познает значение греха и всю горечь его; небрегущий о подвижничестве приготовляет себе муку [ 29 ]. 350. Боящийся немощи тела не достигнет состояния, свойственного непорочному естеству; но Бог силен доставить ему это состояние, если он при всякой встречающейся трудности припадает к Нему и просит у Него помощи [ 30 ]. 351. Если бы Гедеон не сокрушил глиняных сосудов: то не увидел бы света светильников, которые были скрыты в этих сосудах. Так и человек, если не презрит тела своего, то не увидит света Божества (Суд. 7, 20) [ 31 ]. 352. Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. Любы долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13, 4), ненавидит рвения и гордыни, соделывает естественною для сердца невменяемость и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать себе ум. Силою любви ум противостоит порочным влечениям, враждебным непорочному естеству, и, наконец, совершенно уничтожает их [ 32 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

15. Выслушай и еще причину. Пришел Христос, чтобы креститься и освятить крещение; пришел, чтобы чудодействовать, ходя по водам морским. Так как прежде явления Его во плоти море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3), то Господь принял тело, чтобы море видя сие остановилось, Иордан без страха принял Его. Это одна причина. Есть еще и другая. Чрез деву Еву пришла смерть, чрез Деву же, или лучше, из Девы долженствовала явиться и жизнь, чтобы как ту прельстил змей, так и Сей благовестил Гавриил. Люди, оставив Бога, сделали идолов в человеческом образе. Итак, так как идолу в человеческом образе ложно покланялись, как Богу, то Бог истинно сделался человеком, чтобы уничтожить ложь. Диавол употреблял против нас орудием плоть нашу, и Павел, зная это, говорит: вижду ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего, и пленяющь мя и проч. (Рим. 7, 23). Итак, каким оружием побеждал нас диавол, тем же самым и спасены мы. Господь принял от нас подобие наше, чтобы спасти человечество; принял подобие наше, чтобы нуждающемуся даровать большую благодать, чтобы грешное человечество было в общении с Богом. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Надлежало пострадать за нас Господу, но не осмелился бы приступить диавол, если бы знал это. Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Итак, тело соделалось отравою смерти, чтобы дракон, когда надеялся пожирать, изблевал и тех, которых пожрал. Пожре смерть возмогши, и паки: отъя Бог всяку слезу от всякаго лица (Ис. 25, 8). 16. Неужели Христос напрасно вочеловечился? Неужели учение наше есть вымысел и мудрование человеческое? Не Божественное ли Писание есть спасение наше? Не пророческие ли предсказанья? Итак, храни верно сей залог, чтобы никто не поколебал тебя. Веруй в Бога, соделавшегося человеком. Что возможно было Ему воплотиться, это уже доказано. Если же иудеи еще не верят, то спросим их: что странного возвещаем мы, говоря, что Бог вочеловечился, когда вы говорите, что Авраам угощал Господа? Что странного возвещаем вам, когда Иаков говорил: видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32, 30)? Тот же Господь, который вкушал пищу у Авраама, вкушал и у нас. Итак, что странного возвещаем мы? Мы представим и двух свидетелей, которые на горе Синайской стояли пред Господом. Моисей находился в расселине камня и Илия некогда был также в расселине камня. Они быв на горе Фаворе вместе с преображавшимся Господом глаголаста при учениках исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9, 31). Итак, что возможно было Ему вочеловечиться, сие доказано, как я и прежде сказал. Остальные доказательства предоставляется собрать желающим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Плачь и ты, христианин, что впадаешь в грех и разбивается, и изнемогает твоя душа. Тяжкое и лютое падение — грех. Лучше низко пасть телом, чем душой, и ногами, чем грехом. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10:12). Плачут люди по умершим родителям, братьям, родственникам и друзьям. Плачь и ты, христианин, об умершей душе твоей, как Марфа и Мария о Лазаре (Ин 11:31—33). Да скажет Небесный Отец и о тебе: «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:24). О Иисусе, Воскреситель мертвых! Воскреси умерщвленную грехами мою душу, как воскресил умершего сына вдовы (Лк 7:12—15)! Плачут люди, что терпят обиду и насилие от своих врагов. Плачь и ты, христианин, перед Богом на врагов твоих душевных, которые стараются отнять у тебя вечное спасение. Враги эти — диавол и злые ангелы его. «Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и стань преградою против гонителей моих; скажи душе моей: «Я — Спасение твое!» (Пс.34:1—3). Плачут люди, позванные и ведомые на суд, боясь, как бы не посрамиться на суде и не быть осужденными, и не подпасть наказанию. Плачь и ты, христианин, ибо и ты на суд позовешься, не человеческий, а Божий, на котором Судия не требует свидетелей, но Сам все дела, слова и помышления наши знает. Плачь сейчас, пока не позовешься. Плачь, да и умилостивишь Судию твоими слезами. Плачь, да не осудишься и да не будешь ввержен во тьму кромешную. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). «Не вниди Господи в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс.142:2). Плачут люди, что много долгов на себе имеют, и, не имея, чем отдать, боятся, что ввержены будут в темницу. Плачь и ты, христианин, что ты большой должник у Небесного Царя грехами своими, и воистину не имеешь, чем заплатить. Плачь и умилостивляй слезами Его, да оставит тебе долг твой, и не будешь ввержен в вечную темницу. «Отче... остави нам долги наша!» (Мф.6:9—12) Плачут люди, сидящие в темнице, что не видят света.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Человек выше природы, но он есть, вместе с тем, и природное существо. И этим именно соотношением установляется положительное отношение человека к природе как к саду Божьему, к возделыванию которого он призван, но вместе и к господству над ней. Христианское приятие мира выражается в некоей антиномии: с одной стороны, христианство зовет к освобождению от мира, от любви к нему, от всякой хозяйственной заботы: «Воззрите на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Господь питает их» (Мф. 6, 26). «Имущие должны иметь, как неимущие, и покупающие, как не приобретающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего» (I Кор. 7, 30–31). Таким образом, в отношении к миру христианством вносится аскетическое противоборство и расщепленность. Но в то же время только христианство научает любить мир высшею любовью, как создание Божие, которое сам Бог так возлюбил, что не только сотворил его Премудростию Своею, но не пощадил и Сына Своего для спасения мира. Мир увековечивается Богом, ибо теперешнее его естество имеет претвориться и стать новым небом и новой землею. В христианстве человек сознает себя логосом мира, имеющим в себе и логос вещей чрез причастность свою Божественному Логосу, которым стало все и вне которого не возникло ничего, что стало быть (Ио. 1, 3). Человек есть не только познавательный, но и хозяйственный логос мира, господин творения. Ему принадлежит право и обязанность труда в мире, как для собственного существования («не трудящийся да не яст» II Фесс. 3, 10, «трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» II Тим. 2, 6), как для оказания помощи ближнему (согласно вопрошаниям на Страшном Суде, Мф. 25), так и для совершения общего дела человеческого на земле, во исполнение заповеди Божией при сотворении человека: «обладайте ею (землею) и владычествуйте» (Быт. 1, 28). В отношения между человеком и природою не только входит труд человека, но и привходит освящающая благодать Св. Духа, пришедшего в мир в Пятидесятницу и пребывающего в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Пока они ходили покупать себе елей, пришел жених, двери чертога брачного затворились, и они не были впущены женихом на брачный пир. Под «мудрыми девами» здесь разумеются все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела («елей»): под «неразумными девами» здесь имеются в виду христиане более по имени, беспечные, не имеющие добродетелей. Такие не войдут на брачный пир, т.е. в Царство Небесное, ибо Господь сказал: «не всякий, говорящий мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). Последние слова притчи: «Бдите убо»... опять указывают на необходимость постоянного духовного бодрствования для встречи Господа, день и час пришествия Которого сокрыт от нас. 17. О СТРАШНОМ СУДЕ     (Матфея 25:31—46)    Полную картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом рисует нам словами Самого Господа Иисуса Христа только один Ев. Матфей в непосредственной связи с речами Его о необходимости постоянного духовного бодрствования и готовности встретить Второе Его Пришествие. Описанию Страшного Суда предшествует притча о талантах (Матф. 25:14-30), очень сходная с разобранной уже нами притчей о десяти минах, которую передает св. Лука в 19:11—28. Идея этой притчи та, что каждый должен будет дать отчет Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования, как благодатные так и естественные и что доброго приобрел с помощью их.    Повествование о Страшном Суде Господь начинает с уподобления Своего Второго Пришествия торжественным выходом земных царей «во славе своей». «Сядет на престоле славы Своея» — это означает, что Господь явится, как Царь и Судия вселенной. Сопровождать Его будут «вси святии ангели», а встречать все люди, как застигнутые в живых Его пришествием, так и воскрешенные из мертвых, все, когда-либо живущие на земле. Перед пришествием Христовым будет всеобщее воскресение, причем воскреснут усопшие уже в особых преображенных телах, не «душевных», а «духовных», оставшиеся же в живых мгновенно изменятся (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

На следующий день президент Гинденбург под давлением Гитлера ввел в стране чрезвычайное положение. Начиная с этого момента по всей стране стали появляться концлагеря, первоначально предназначенные для временной изоляции политических противников и их «перевоспитания», через к-рые к началу второй мировой войны прошло уже ок. 1 млн немцев. На выборах 5 марта за НСДАП проголосовало 17,5 млн немцев. Торжественное заседание нового рейхстага прошло в Потсдаме, в гарнизонной церкви, у могилы кор. Фридриха II Великого, что должно было символизировать национальное возрождение. Мандаты коммунистов и нек-рых социал-демократов были аннулированы (по закону от 28 февр.). На первом рабочем заседании рейхстага, 23 марта 1933 г., были приняты Законы о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий - «Об устранении бедственного положения народа и государства» и «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств», предполагавший уголовную ответственность за «грубое искажение действительности, за суждения, способные причинить тяжелый ущерб благополучию империи». В соответствии с ним была запрещена КПГ, спустя месяц распущены все профсоюзы, в июне вне закона была объявлена СДПГ, а остальные политические партии Г. вскоре заявили о самороспуске. 14 июля 1933 г. вышел Закон «Об образовании новых партий», в к-ром говорилось о том, что НСДАП является единственным выразителем «государственной идеи». Все профсоюзные орг-ции впосл. были объединены в т. н. Германский трудовой фронт - наиболее массовую из общественных нацистских орг-ций (в 1942 ее численность достигла 25 млн). Изменилось гос. устройство Г. 31 марта по Закону «Об унификации земель» ландтаги отстранялись от формирования правительства земель. По Закону от 7 апр. 1933 г. «О слиянии областей с империей» во главе земельной администрации были поставлены штатгальтеры, назначаемые в Берлине. 30 янв. 1934 г. ландтаги вообще были ликвидированы, а штатгальтеры перешли в подчинение имперского правительства; позднее был ликвидирован и рейхсрат.

http://pravenc.ru/text/529064.html

26) Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27) Искренно отрекшийся мирских вещей и нелицемерно из любви служащий ближнему скорее освобождается от всякой страсти и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения. 28) Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно божественному Иеремии, не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 7, 16); но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29) Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем уничижен: берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30) Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31) Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32) Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33) Чист ум есть, вышедший из неведения и просвещаемый Божественным светом. 34) Чиста душа, освободившаяся от страстей и непрестанно возвеселяемая Божественною любовию. 35) Страсть достойна порицания, как неестественное движение души. 36) Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37) Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысящи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то (Лк. 23, 34). 38) Ежели свойство любви есть долготерпеть и милосердовать (1 Кор. 13, 4): то очевидно, что гневающийся и злобствующий чужд любви. Но чуждый любви, чужд Бога: поелику Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). 39) Не говорите, что вы есте храм Божий, говорит божественный Иеремия (7, 4). Не говори и ты: одна вера в Господа нашего Иисуса Христа может спасти меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Содержание Предисловие Отдел первый. Из жизни маленьких девочек 1. Предание о детстве Богоматери 2. Святая Макрина 3. Незабудка (легенда) 4. Великодушная дочь (быль) 5. Пословицы о семье 6. Внучка 7. Материнская любовь 8. Сиротка Груня 9. Ведь это моя маленькая сестра! 10. Детям 11. Чудная травка 12. Жаление (рассказ старухи) 13. Брат и сестра 14. Гуси 15. Василиса премудрая 16. Дитя 17. Семьдесят раз семь 18. Смелая крестьянская девочка 19. Геройский подвиг четырнадцатилетней девочки 20. Пословицы об отношении к ближним 21. Настя, дочь кондуктора 22. Как девочка-татарка Дина спасла русского офицера 23. Пословицы о том, как жить 24. Черкесская песня 25. Христианочка 26. Молись, дитя! 27. Турчанка 28. Сиротка 29. Волшебные очки 30. Сорная трава 31. Ложный стыд 32. Мороз Иванович Рукодельная песня 34. Детская молитва 35. Молитесь искренно 36. Сиротинка Оля 37. Наследство 38. Тайна 39. Дорогая копеечка (рассказ каторжника) 40. Бабушкины часы 41. Нас семеро 42. Кончина двух девочек 43. Великая перемена: «все изменимся» (1 Кор. 15, 51) 44. Девочка со спичками 45. Маленькая Оля (истинное происшествие) 46. Мать и дочь ее Анночка 47. Шаловливые ручонки 48. Ребенку 49. Чему учат непочтительных к родителям детей пчелы? 50. Под голос вьюги 51. Не рано! Отдел второй. Из жизни девиц 1. Великодушная русская девушка 2. Молодая героиня 3. Цена человека в очах Божиих 4. Тирольская девушка (народное предание) 5. Подвиг молодой американки (истинное происшествие) 6. Маринушка 7. Борись с соблазном 8. Не увлекайтесь земными предметами 9. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 10. Дивная любовь двух сестер 11. Аленький цветочек (сказка) 12. Сестра (украинская народная сказка) 13. Будь снисходителен и кроток! 14. Вечерняя песнь 15. Братья и сестры 16. Вечная красота 17. Уроки любителям сплетен 18. Не гневайся! 19. Будь незлобив! 20. Юность – весна жизни 21. Берегись страсти! 22. Прасковья Григорьевна Лупулова 23. Не говори, что к небесам… 24. Как утолять печали? 25. Достоинство человека 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3:1), потому что «наше житие на Небесех есть» (Флп. 3:20). Но так как мы все же находимся на земле, мы должны жить, как говорит апо­стол Павел: «Требующии мира сего, яко не требующе» (1 Кор. 7:31), то есть жить по закону нужды, а не по закону похоти. К сожалению, в этом мы часто бываем невнимательны и нера­дивы, поэтому Господь с особой горечью как-то раз сказал, что «сынове века сего», то есть те, кто далеко от Бога, часто бывают «мудрейши паче сынов света в роде своем» (Лк. 16:8); они бывают более деятельными, более решительным в своих устремлениях, чем сыны света, ве­рующие христиане.    Обратим внимание на некоторые моменты жизни Христа, Которому мы призваны под­ражать. Господь наш говорил однажды о бессилии сатаны иметь над Ним какую-либо власть или право: «Грядет князь мира сего, и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14:30), и снова: «Дер­зайте, Аз победих мир» (Ин. 16:33), и еще: «Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лк. 10:19).    Нечто подобное происходит и с нами, когда мы живем во Христе. Тот, чьими рабами и подчиненными мы когда-то были, — то есть сатана — не находит больше себе места в нас, так что теперь мы можем с пророком Давидом сказать: «Врагу оскудеша оружия в конец» (Пс. 9:7). Но когда мы снова начинаем проявлять страх по причине силы страстей и греха, Хри­стос укрепляет нас, говоря: «Дерзайте, Аз победих мир» (Ин. 16:33), и в другом месте Господь говорит: «Призови Мя в день скорби твоея и изму тя» (Пс. 49:15). И когда неутомимое безу­мие врага упорствует и ранит нас, Он напоминает нам, что нам дана власть не только проти­востоять, но и «наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию» (Лк. 10:19). Как было сказано, это становится достижимо, когда мы «облекаемся» во Христа в Крещении, и к нам приходит Благодать, изгоняя всякое зло. Деспотическая сила зла, которая раньше принужда­ла человека и душила его свободу, теперь не имеет над ним власти, потому что от человека зависит послушать и последовать, или отречься.    Верующий, который «облекся» во Христа, имеет способность различать духовные ре­альности и принимать верные решения; он может противостоять врагу, прогоняя его любым способом, даже если тот пытается как-либо прикрыться. Пример нашего Господа, Который постился и подвизался в пустыне, служит нам светоносным путеводителем в плавании по бушующему морю здешней жизни. Ради нас Он совершил тот подвиг в пустыне. Поэтому и каждый из нас, укрепляемый Его Благодатью, пусть повторяет вместе с Ним: «Иди за Мною, сатано; писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому Единому послужиши» (Мф. 4:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010