Что же касается добрых дел, как выражения живой веры в Бога, то апостол Павел не только не отменял их, а, напротив, часто призывал христиан с усердием их совершать. Он писал, например: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10). «Доколе есть время, будем делать добро всем» (Гал. 6:10). «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). «Я желаю, чтобы ... уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3:8). «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). Еще категоричнее увещает ап. Иаков: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). Таким образом, когда мы говорим о добрых делах , то мы самым существенным образом отличаем их от дел закона, которые, действительно, в христианстве потеряли всякое значение. Во-первых, добрые дела не поддаются простому подсчету и «взвешиванию.» Их сила не в количестве, а в усердии, с которым они совершаются. Например, лепта бедной вдовы оказалась в очах Божиих дороже крупных даров, которые богачи опускали в церковную сокровищницу. Они клали от своего избытка, а она отдала Богу все пропитание свое (Мк. 12:44). Кроме того, одно и то же дело может расцениваться или добрым, или плохим – в зависимости от намерения, с которым оно совершается. Евангельский фарисей много постился и молился, но не получил от этого никакой пользы, потому что делал это напоказ, а Анна пророчица постом и молитвой стяжала Духа Святого (Лк. 2:36). Сектанты, которые отвергают посты и церковные молитвы, как ненужные, пусть обратят внимание на то, что эта праведница именно подвигами воздержания и молитвы стяжала благодать Божию тогда, когда она еще была недоступна людям, потому что Дух Святой еще не сошел на апостолов (Иоан. 7:39). Наконец, добрые дела ценны не столько сами по себе, сколько как проявление добрых качеств человека – его добродетелей. Здесь существует известная закономерность: каждое «дело» (поступок) человека оставляет известный след в его душе – положительный или отрицательный. Более или менее устойчивая деятельность человека постепенно делает его или добродетельным, или порочным. Поэтому важно совершать добрые дела хотя бы ради того, чтобы приобрести добрые навыки (Рим. 12:12; 1 Тим. 4:16). Вот почему сказано в Евангелии: «Блаженны плачущие, блаженны кроткие ... блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны миротворцы ...» – т.е. счастливы будут те, которые постоянно творят добро.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

144, 19); которые могут упросить, да будут очи Господни всегда обращены на место сие (ибо молитвы их восходят к Нему, как блистающая молния и как солнечные лучи), о которых веселится Отец, радуется Сын и утешается Дух Святой. Будем только внимать самим себе, брат, а Бог печется о месте сем; ибо оно сделалось местом упокоения для рабов Его, и чрез них исполняется написанное: глас радости и спасения в селениих праведных (Пс. 117, 15). Впрочем, дело десницы Господней сотворить силу (см. Пс. 117, 16), дать нам крепость, чтобы мы могли шествовать по стопам отцов наших, то есть (последовать) их учению, жизни, долготерпению, любви, терпению, гонениям и страданиям, которые они претерпели от врага и чувственно и мысленно. Если же не усвоим себе чего-либо из жития их, то как назовемся и чадами их? Господь говорит: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8, 39). Ежели мы не будем страдать с ними, по мере немощи нашей, то как можем некогда и прославиться вместе с ними? Ежели не умрем с ними, отсекая волю свою, то как и восстанем с ними, в ожидании услышать сие слово: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство (Мф. 25, 34). Брат! Ежели Господь исполнил наши прошения, даровав нам в наставники отцов наших, то будем остерегаться, как бы леность наша, или слабость, или нерадение, или неверие не разлучили нас с ними; ибо Писание говорит: аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7, 15); вспомним еще сказанное: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Будем непрестанно молить Бога, чтобы никому из нас не разлучиться с отцами нашими ни в сем веке, ни в будущем. Не оставим света для взыскания тьмы, не отринем сладости меда для вкушения горечи змия. Не будем зложелательны к самим себе, и не возлюбим смерти; не приимем клятвы вместо благословения. Да не прогневаем Христа, угождая врагу. Станем трезвиться, бодрствовать, идти спешно, будем готовы; пробудимся от глубокого сна нашего. Подумаем о том, что Бог даровал нам не то только, чтобы быть под ногами святых, но и то, чтобы быть чадами их и наследниками.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1 Кор.10:3), а также подает всем « воду живую », т.е. благодать Духа Святого (ср. Ин.7:37–39). В том же Рефидиме израильтянам предстояло помериться оружием с воинственными племенами пустыни — амаликитянами (Исх.17:8–16), решившими преградить дорогу израильтянам и поживиться добычей. Моисей поручил командование своими войсками храброму и талантливому воину Иисусу Навину , который быстро повел свои отряды против врага. Битва продолжалась с утра до вечера с переменным успехом. Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на гору и усердно молил Господа о победе израильского войска. Когда Моисей подымал руки и горячо молился, брали верх израильтяне, а когда он от усталости опускал руки, победа переходила к амаликитянам. Тогда Аарон и Ор стали помогать Моисею, поддерживая его руки, и к захождению солнца Иисус Навин победил амаликитян. На том месте, где проходила битва, Моисей воздвиг благодарственный жертвенник. Господь сказал Моисею, что амаликитяне будут жестоко наказаны за их коварное нападение на израильтян. И вновь нужно отметить, что, воздевая руки в молитве, Моисея прообразовывал собой распятого на Кресте Спасителя, победившего Диавола, как и когда-то Моисей победил Амалика. Дарование Синайского законодательства В первый день третьего месяца после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив горы Синай. Моисей взошел на гору, чтобы вознести благодарственную молитву Богу Авраама, Исаака и Иакова, Который избрал его с этой горы для спасения израильского народа. Во время молитвы Господь явился Моисею и сказал, что он желает заключить завет с израильским народом: « Так скажи дому Иаковлеву: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым… » (Исх.19:3–6). Моисей, спустившись, пересказал народу все слова Господни, « И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним [и будем послушны] » (Исх.19:8).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

8, 39)“. Какие же дела отца вашего, Авраама? Любите добро, а не зло. Великий грех не только делать, но и любить зло. Многие грешат и, по утолении пыла страстей, испытывают угрызения совести и раскаиваются в своем грехе. Но кто не только не сокрушается о том, что он делал зло, но хвастается своим преступлением, на том исполняется написанное: «егда приидет» грешник «во глубину зол, нерадит» (Притч. 18:3). Итак, ищите добра, а не зла. Ибо если вы будете искать добра, то уже чрез то, что вы ищете добра, вы немедленно отвергаете зло. И никогда вы не искали бы добра, если бы наперед не отвергли зла, исполняя слова псалмопевца: «уклонися от зла, и сотвори благо» (Псал. 36:27). И когда вы будете искать добра и избегать зла, тогда вы будете жить в том, Кто говорит: «Аз есмь живот» (Иоанн. 14, 6). Добра ищет тот, кто верует в говорящего в Евангелии: «Аз есмь пастырь, добрый» (Иоанн. 10, 11). Зло отвергает, кто избегает того, о котором написано: «мир во зле лежит» (1 Иоанн. V, 19). И в молитве Господней говорится: «избави нас от лукавого» (Матф. 6:13). И когда, говорит, вы будете искать добра, а не зла, и останетесь в живых, тогда Господь Бог воинств будет с вами, как вы говорили, что Он потому с вами, что вы родились от Авраама. Но недостаточно искать добра и не искать зла, если вы не будете иметь в том и другом отношении, так что вы должны сначала возненавидеть зло и потом возлюбить добро. Ненавидит зло тот, кто не только не побеждается похотью, но ненавидит дела похоти, а любит добро тот, кто делает добро не вопреки желанию, не по необходимости или по страху пред законами, а потому, что это добро, и для того, чтобы иметь награду за доброе дело в своей совести и в своей любви к добру. Поэтому и апостол говорит: «доброхотна дателя любит Бог» (2 Кор. 9:7). Ибо не всякая милостыня угодна Богу, но та, которая приносится с радостию. И когда вы возненавидите зло и возлюбите добро, то восстановите в воротах правосудие, о котором выше сказано, чтобы, по удалении беззакония, возвратилась истина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

LXX: Производил Я среди вас истребления, подобно тому как Бог истребил Содому и Гоморру, и вы стали, как головня, выхваченная из огня, и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.    После того как Он послал смерть на пути египетском, и поразил юношей их мечем, и истребил коней и сделал то, что смрад от стана поднимался в ноздри их, и они при всем том не обратились к Нему; то последним средством исправления по отношению в десяти коленам, еретикам и всем грешникам служит то, что Бог производит среди них истребления, подобно тому, как Он истребил Содому и Гоморру. Когда среди них будут совершаться истребления, подобно тому как в Содоме и Гоморре, которым они были подобны по преступлениям, и божественный огонь истребит у них здания зла, то сами они спасутся, как головня, выхваченная из огня. И как Лот, при истреблении Содома, спасся, утратив имущество и часть своего тела, под которою мы разумеем жену (Быт. гл. 19), так и все они, утратив богатство содомлян, спасутся сами нагими, согласно с тем, что мы читаем у апостола: «егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем» (1 Кор. 3:14—15). Таким образом кто спасается среди огня, тот выхватывается из огня, как головня. Такого рода людей Господь обличал в Евангелии, говоря: «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Иоанн. 8, 39). И Иоанн Креститель им говорил: «рождения ехидиова, кто сказа вам бежати от будущего гнева? Сотворите убо плод дотоин» (или плоды достойные) покаяния. И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Матф. 3:7—9). Потому и среди Израиля и среди всех еретиков, как имевших дела Содома и Гоморры, производятся истребления, как в Содоме и Гоморре, чтобы они спаслись подобно головне, выхваченной из огня. Это именно означают и слова пророка: „Содома возвратится в прежнее состояние свое (Иезек. 16:55)“, так что тот, кто по своим порокам стал содомлянином, возратится в прежнее свое состояние, когда в нем сгорят дела Содомы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38-39).    Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор.1:21-22).    Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям).    Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян.8:14-17; 19, 2—6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.    Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.    Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать св. миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами св. миром, по поручению епископов, могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники).    При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произношением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».    Некоторые называют таинство миропомазания — «пятидесятницей (сошествием Св. Духа) каждого христианина». ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ    Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.    Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

А ведь Святая Православная Церковь призывает к воздержанию во всем, в том числе и в гуляниях на свадьбе. Это выразилось даже в каноническое правило: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам» (53-е правило Лаодикийского Собора). Конечно, свадьба – это радостное событие, но веселье веселью рознь. Веселье тоже может быть умеренным. Поэтому пусть каждый, руководствуясь церковными канонами и собственной совестью, устроит свои брачные торжества. Закончив рассмотрение наиболее часто задаваемых вопросов о Таинстве венчании (понятно, что абсолютно все охватить невозможно), перейду к другой, более печальной, стороне жизни христианских супругов, которая по немощи человеческой все-таки имеет место. Поговорим о разводе и расторжении церковного брака. Это достаточно актуально на сегодняшний день, разводов по стране достаточное количество, особенно среди молодежи. Поэтому будущим супругам, вступающим в церковный брак, было бы совсем не лишним узнать, что Православная Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Идеал христианского брака — абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Брачный союз прекращается со смертью одного из супругов. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7, 39). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-5-svad...

В третьем же случае умолкает всякий язык. Ибо четверодневная тирания разложения, царство червей и микробов, означенное простой, но всем понятной фразой «уже смердит» (Ин. 11, 39), вдруг преобразилось в благоухание жизни от Жизни, пролившей слезы над гробом любимого друга. Но, вот, скажу то, от чего, может, кто-то даже смутится. Смерть, эта начальница над окончанием всякой жизни, видя подобные воскрешения, лишь снисходительно улыбалась. Она знала: воскресшие чуть погодя снова умрут! Надо лишь подождать лет 20–30, может, чуть более. Коса ее останется острой, как бритва. Разве найдется тот, кто ее победит? Смерть хитра и невероятно лукава. Иной раз она играется с жертвой, словно кошка с мышкой, на время выпустит, чтобы потом поглотить, как кажется, навсегда. Привычными широкими взмахами коса смерти собирает свою обильную жатву. Но вот случилось нечто непредвиденное – коса смерти нашла на камень. «Камень же был Христос» (1 Кор. 10, 4). Этого не мог предположить никто, даже любимейший ученик, ставший впоследствии тайнозрителем. Но слова Твои – «слова чистые, серебро, очищенное от земли» (Пс. 11,7). Ты сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17–18). Так Ты сказал, и так оно стало. Ибо ненавидящие Тебя пытались разрушить храм Тела Твоего, но в три дня Ты воздвиг его (Ин. 2, 19). Ты воскрес тихо. Вот как тихо восходит колос пшеницы, рождаясь из зерна погибшего. Или как тихо восстает бабочка из кокона смертной гусеницы и поражает взор нежной красотой своих крыльев. Всё, что устраивается Богом, в конечном итоге завершается не гибелью, а победой, восстановлением порушенного и спасением. Исполнив волю Отца до конца, Ты, Божий Сын, вышел победителем, и бескорыстно даруешь эту победу и воскресение нам – чтобы и мы стали сынами Божиими по благодати. Всё, что устраивается Богом, в конечном итоге завершается не гибелью, а победой, восстановлением порушенного и спасением

http://pravoslavie.ru/145812.html

В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для " подтверждения " гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, - а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается. Священный Синод Русской Православной Церкви в Определении от 28 декабря 1998 года осудил действия тех духовников, которые " запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной " . При этом Священный Синод постановил " напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: “Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе” (1 Кор. 7. 27-28,39) " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

" Если терпим " , говорит апостол, " с Ним и царствовать будем " (2 Тим. 2:12). Престолы не означают седалища (так как Он один есть сидящий и судящий), но ими означается неизреченная слава и честь. Итак, апостолам обещал Господь эту награду, а всем прочим — живот вечный и сторичную мзду здесь. Но если все прочие, то тем более апостолы должны получить возмездие и там, и в здешнем веке. Так и сбылось. Оставив уду и сети, они имели во власти своей имущества всех людей, их дома, поля и даже самые тела верующих; многие готовы были даже умереть за них, как свидетельствует о том Павел, говоря: " если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне " (Галат. 4:15). Далее, словами: " всякий, кто оставит жену " , Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки; но, как говоря о душе, что " потерявший душу свою ради Меня сбережет ее " (Матф. 10:39), говорил это не для того, чтобы мы убивали самих себя и тотчас разлучали душу с телом, но для того, чтобы предпочитали всему благочестие, — так и здесь того же требует Он, повелевая оставить жену и братьев. Мне кажется также, что Он говорит здесь еще и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас требуют этого, говорит Господь, оставьте и жену, и отца, о чем и Павел говорит: " если же неверующий хочет развестись, пусть разводится " (1 Кор. 7:15). Возвысив, таким образом, апостолов и утвердив их в надежде награды, определенной и им самим и всей вселенной, Господь присоединил: " многие же будут первые последними, и последние первыми " (Матф. 19:30). Слов этих нельзя ограничивать некоторыми только лицами. Они относятся ко многим и другим; впрочем, в них говорится и о верующих, и о непокорных фарисеях, как и прежде о них же говорил Господь, что " многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю " (Матф. 8:11-12). Потом Господь предлагает и притчу, чтобы побудить к большей ревности тех, которые обратились к Нему после других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010