Осуждение принесения в жертву слепых и хромых животных (Мал 1. 8) получает в христ. традиции символическое истолкование. Так, приносящий слепое животное в жертву, хотя и подает милостыню, но придерживается ереси; приносящий хромое животное хотя и совершает приношение от чистого сердца, но помыслы его неспокойны ( Ephraem Syr. In Mal. 1. 8). Тот, кто «приносит в жертву Господу поврежденное» животное (Мал 1. 14) - символ тех, кто обращают силы своей души на мирские попечения и к духовному испытывают отвращение ( Ephraem Syr. In Mal. 1. 14). Обличая совершения богослужений «с рыданием и воплем», свт. Кирилл замечает, что верующему «жертвовать следует радостно, празднуя и веселясь» (ср.: 2 Кор 9. 7 - Суг. Alex. In Mal. 2. 13). По мнению блж. Иеронима, обливали слезами с горьким плачем жертвенник Господа (Мал 2. 13) покинутые ради иноплеменных женщин израильские жены. Соответственно Бог не может принять приношения от священников, допустивших такое беззаконие ( Hieron. In Mal. 2. 13-16). Слова Мал 2. 13b: «...так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших» (в переводе LXX - «так будет ли достойно призреть на жертву, или принять приятное из рук ваших?») - напоминают отдельным авторам повеление Спасителя из Мф 5. 23-23: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя…» ( Theod. Mops. In Mal. 2. 13). Т. о. в христ. экзегезе высказывается надежда, что призванные к священству во Христе станут лучше ветхозаветных пастырей, поскольку будут приносить в жертву Богу не тельцов, но «правду и мысленное благолепие евангельского жительства» ( Суг. Alex. In Mal. 3. 3-4). IV. Наставления о разводе и браке (Мал 2. 14-16). К словам М. о «жене юности твоей» (Мал 2. 14) христ. авторы обращались как к одному из библейских свидетельств учения о духовном величии и святости христ. законного брака (ср.: 1 Кор 7. 27; Мф 5. 31-32; 19. 6), призывая мужей любить своих жен и заботиться о них как о своих телах, сохраняя чистоту и целомудрие в семейных отношениях (см., напр.: Const. Ap. VI 5, 14, 29, 39). Прп. Ефрем Сирин видит причину появления этих слов М. в том, что евр. священники стали брать в жены хананнеянок ( Ephraem Syr. In Mal. 2. 14; ср. Hieron. In Mal. 2. 10-12). В этих словах видели запрет на совершение браков христианина с язычниками ( Hieron. Adv. Iovin. 1. 10). Осуждаемая пророком страсть к иноплеменным женам соотносится с увлечением ересями и отпадением от священнического призвания ( Суг. Alex. In Mal. 2. 16).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Под давлением герм. кор. Сигизмунда (31 мая 1433 Е. короновал его в Риме как императора) и др. государей буллой «Dudum sacrum» от 15 дек. 1433 г. папа отменил роспуск Собора, признав как сам Собор, так и принятые на нем решения, и направил на его заседания легатов. Но это не привело к завершению конфликта. В 1433-1436 гг. на Соборе был принят ряд декретов по реформе католич. Церкви: о возобновлении регулярного проведения провинциальных и диоцезальных Соборов, против симонии, об ограничении прав апеллировать к папскому суду. 9 июня 1435 г. Собор вотировал отмену налогов, взимаемых в пользу папской курии (см. Аннаты ). Из-за того что часть этих декретов ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, но нашли применение в национальных Церквах (так, 7 июля 1438, опираясь на решения Базельского Собора, франц. кор. Карл VII издал Буржскую прагматическую санкцию , где утверждались приоритет церковных Соборов над властью папы и автономия галликанской Церкви). В 1434 г., в ходе Ломбардских войн, миланский герц. Филиппо Мария Висконти вторгся в Папскую область, т. к. Е. принял сторону его соперников - Венеции и Флоренции. Е. призвал на помощь кондотьера Франческо Сфорца, передав ему власть в Анконской марке. 29 мая 1434 г. в Риме при поддержке рода Колонна вспыхнуло восстание и была провозглашена республика. Ночью 4 июня 1434 г. папа, переодевшись бенедиктинским монахом, был вынужден бежать из охваченного беспорядками Рима в Пизу, а затем во Флоренцию, где его резиденцией стал бенедиктинский мон-рь Санта-Мария Новелла. В апр. 1436 г. папа переехал в Болонью. Между тем папский кондотьер Джованни Вителлески отвоевал большую часть Папской области, в авг. того же года был разрушен оплот рода Колонна - крепость Палестрина. В сент. 1437 г. Е. объявил о переводе заседаний Собора в подконтрольную ему Феррару. Хотя участники Базельского Собора отказались это сделать (за что папа отлучил их), часть католич. иерархов, имп. Фридрих III и ряд зап. государей признали Собор в Ферраре (Е. открыл заседания Собора 8 янв. 1438). Главным вопросом на Соборе должно было стать заключение унии между Зап. и Вост. Церквами. Успеху папы содействовали его длительные переговоры с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом и К-польскими иерархами об объединительном Соборе. Первоначально этот Собор планировали созвать в К-поле, но папе, обещавшему Византийской империи помощь Запада в борьбе с османской экспансией, удалось убедить имп. Иоанна VIII и К-польского патриарха Иосифа II прибыть в Италию. В состав греч. делегации вошли также представители Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов, митр. Киевский грек Исидор , митр. Никейский Виссарион , послы и митрополиты Трапезундской империи, Грузии, Валахии, др. правосл. гос-в. Грекам была обещана (и впосл. оказана) материальная помощь для прибытия в Италию и пребывания в стране, фактически визант. делегация оказалась в финансовой зависимости от папской курии.

http://pravenc.ru/text/187009.html

   Поскольку государственная власть существует ради благополучия всего общества, Бог дал ей власть меча, т.е. право на законное применение силы для проведения в жизнь справедливых законов (Рим 13:4). Христиане должны признавать ее как часть установленного Богом миропорядка (Рим 13:12). Правительство может собирать налоги, необходимые для выполнения им своих функций (Мф 22:15—21, Рим 13:6—7). Но если оно запрещает людям то, что требует от них Бог, или, напротив, требует то, что запрещено Богом, христиане не могут этому подчиняться, и тогда проявления гражданского неповиновения неизбежны (Деян 4:18—31, Деян 5:17—29).    Взаимодействие сфер церковной и государственной власти происходит на этическом уровне. Церковь, на основании Слова Божьего, может комментировать этику правительства и проводимой им политики, но не должна сама заниматься политикой. Если же оценка церковью правительственной политики толкнет христиан на политические акты, то им, в таком случае следует осознавать, что они действуют как гражданские лица, а не как представители церкви.    Христиане должны требовать от правительства добросовестного исполнения предназначенной ему роли. Им следует молиться за гражданские власти, повиноваться им и в то же время наблюдать за ними (1 Тим 2:1—4, 1 Пет 2:13—14), напоминая, что Бог поставил их управлять государством, защищать его граждан и поддерживать порядок. Просвещение и приведение к сознанию     Знание о божественном это не просто формальное знакомство с библейским текстом и теологическими идеями. Это осознание реальности и справедливости деяний Триединого Бога о которых повествует Писание. Естественный «душевный человек» (1 Кор 2:14), не имеющий Духа, как бы хорошо ни был знаком с христианскими идеями, остается лишенным глубинного их понимания и подобен слепому вождю слепых (Мф 15:14). Только Святой Дух, проницающий «глубины Божий» (1 Кор 2:10), может принести это осознание в затемненные грехом умы и сердца. Вот почему это осознание называется «духовным разумением» («духовный» означает «полученный от Духа», Кол 1:9 ср. Лк 24:25, 1 Ин 5:20). Те, кто наряду со здравым словесным назиданием «имеет помазание от Святого» знают истину (1 Ин 2:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После сего и самая история израиля может объяснить нам, что выражения: Бог отцов, Бог Авраама, Исаака, Иакова ( Исх. 3, 6. 15. 18 ) не показывают того, что будто Бог израилев есть Бог одного только народа израильского 188 ; напротив они означают только то, что Бог истинный есть Бог особенной любви для возлюбивших Его, Бог избравший Израиля за веру и любовь родоначальников его. Самым несомненным оправданием такому объяснению служат и слова тогоже откровения, где сказано, что некогда н не народ Божий должен назваться народом Божиим. И помилую непомилованную; и реку не людям моим: людие мои есте вы, и теи рекут: Господь Бог наш Ты еси (Oc. 2:23) т. е. язычники, отчужденные от ближайшего отеческого надзора Божия за свою вину, по обращении ко Христу, приняты будут под смотрение особенной любви Божией. Иногда Иегова называется Богом Богов и Господом Господ ( Втор. 10:17; 32:31 , Пс. 85:8; 96:9 ). Это, по видимому, подает ту мысль, что боги языческие – также боги, хотя и низшие Иеговы. Но подобные изречения произносились языком многобожников только не в смысле их (Кор. 8:5). Как высоко думали о языческих богах воспитанники откровения, мы уже видели. Вот сам законодатель еврейский говорил народу: Господь Бог твой, сей Бог на небеси гор и на земли долу, и несть разве Его ( Втор. 4:39 ). Потом читаем: и даша боги их на огнь, яко не быша бози, но дела руку человечу. И ныне Господи Боже наш, спаси ны из руки его и уразумеют вся царствия земли, яко Ты еси един Бог ( 4Цар. 19:18, 39 ). Еще менее говорит о множестве Богом Элогим, поскольку вместе говорится: Иегова есть Элогим (Вт. 4:39) и весьма часто встречается Иегова – Элогим ( Ис. 9:30 . Ипс. 22:22, Цар. 6:20; 2Цар. 7:18–28 . Пар. 17:16–26, Иоан. 4:6 ). § 41. б) Новозаветного Что касается до новозаветного откровения, – то оно по преимуществу есть учение о едином Боге всех времен и мест. Еще пророки зрели, что времена нового завета будут временем общей веры в единаго Бога. «И Иегова царь над всею землею; в то время Иегова – един и Его имя – Един», говорил пр. 3ахария (14, 7, 9). Новозаветное откровение – глагол Бога ко всем племенам земли: это одно уже проповедует единого Бога всей вселенной. – Или иудеев Бог токмо, а не и языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдает обрезание от веры и не обрезание верою ( Рим. 3:29, 30 ). Новозаветное откровение прямо говорит, что Бог есть един: сеже есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога ( Ин. 17:13 ). Он един благий ( Мф. 19:16 ), единый премудрый ( Рим. 16:27 ), единый Владыка и единый имеяй безсмертие ( 1Тим. 6:16 ). Апостол писал к коринфянам: о ядении идоложертвенных, вемы, яко идол ничто же есть в мире и яко никто же Бог ин, токто един (Кор. 8:45). Здесь апостол ясно говорит, что боги языческие, чтимые в идолах, не имеют действительного бытия, а живут только в заблуждающейся душе людей; и ясно же учит о том, что истинный, действительно существующей, Бог только один и другого, ни малого, ни великого, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Завершение главы снова содержит образ храма (6:18–20), в этот раз в индивидуальном смысле (там говорится «вы», но смысл относится к каждому христианину отдельно). Тело есть храм Святого Духа; вы куплены дорогой ценой, так что прославляйте Бога в вашем теле. Это снова взгляд в будущее, залогом которого является Дух: Бог приобрел себе всего человека в акте «искупления», осуществленном через смерть Мессии 1006 . Бог намерен в будущем сделать нечто прекрасное из этого приобретения, для чего тело должно уже в настоящее время стать местом, где прославляется живой Бог, так что обещанная слава окончательного воскресения станет достойным завершением того, что уже началось в настоящем. (iv) 1 Кор 7: брак Создается впечатление, что в 6:16 Павел зашел слишком далеко. Что станется с эсхатологическим союзом с Мессией, когда муж и жена станут «одной плотью»? Если бы Павлу пришел в голову этот вопрос, он бы, наверное, ответил, что проблема с проституцией состоит в ее связи с языческой культурой. При многих языческих храмах существовали профессиональные жрицы любви, с другой стороны, многие проститутки слонялись около храмов, потому что после пиров с попойками появлялись клиенты, готовые воспользоваться их услугами. Следующая глава – первая из глав, посвященных вопросам коринфян (7:1), – касается брака. В основном ход аргументации тут мы можем пропустить, хотя, если бы было больше места, можно было бы поразмышлять над одной вещью: допускать в некоторых условиях безбрачие, не говоря уже о том, чтобы его рекомендовать, означало радикальный разрыв с иудаизмом, – и это, вероятно, связано с эсхатологическими представлениями Павла, основанными на воскресении Иисуса (и, возможно, на его учении и примере). Лишь в одном месте в данной главе Павел упоминает о том, что многие толкователи считают эсхатологическим расписанием: «время коротко» (synestalmenos) (7:29). По его словам, христиане должны жить так, словно они не от мира сего, ибо все обречено на радикальное изменение. Состоящие в браке должны жить, как безбрачные, плачущие – как не плачущие, радующиеся – как не радующиеся, и так далее. «Ибо проходит образ мира сего» (paragei gar to schema tou kosmou toutou) (7:29–31). В этом обычно видят указание на то, что Павел ожидал второго пришествия Мессии в ближайшем будущем, а потому не видел смысла углубляться в житейские заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вышли в свет два номера научного журнала МДА «Библейские схолии» за 2022 год 29 декабря 2022 – 29 декабря 2022 События В издательстве Московской духовной академии вышли в свет два номера научного журнала кафедры библеистики «Библейские схолии», в которых размещены 19 статей и 2 рецензии на учебник и монографию. Значительная часть материалов посвящена тематике научной школы кафедры «Библейская экзегетика и святоотеческое наследие в современном мире». На страницах номеров журнала читатель может познакомиться с предложенными решениями следующих научно-богословских проблем: соотнесения Пролога Евангелия от Иоанна с остальным текстом Евангелия от Иоанна на примере изучения темы Творения; согласования родословий Господа Иисуса Христа по Евангелиям от Матфея и Луки; проблемы интерпретации 131-го псалма, соотнесения фрагмента текста Книги Исход (28, 15–21) и фрагмента текста Книги Откровения (21, 19–20); проблемы интерпретации значения ναγωγ в экзегетических произведениях свт. Иоанна Златоуста; согласования идей богословского персонализма со святоотеческим учением об образе и подобии Божиих в человеке; проблемы толкования слов «ноги Его подобны халколивану» (Апок. 1, 15 и 2, 18); лингвистического парадокса самообозначения фразы 2-го стиха 127-го псалма в дочерних версиях Септуагинты. Также в вышедших номерах подробно изучены следующие темы: библейский Шестоднев как благовестие; богословские аспекты Священства Христова в послании св. ап. Павла к Евреям; учение о Суде Божьем над язычниками в послании св. ап. Павла к Римлянам; исторический контекст учения ап. Павла о поведении мужчин и женщин на богослужении и во время молитвы; «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо в темнице был, и вы пришли ко Мне»: к вопросу о толковании Мф. 25, 31–46; пастырская проблематика в книге св. пророка Божия Иезекииля; образ пророка Валаама в христианской традиции; сравнительное значение христианских девства и брака: объяснение слов ап. Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами; идейное своеобразие толкований блж. Августина на избранные Евангельские притчи; примеры использования Оригеном Священного Писания для наставления христианской общины в «Гомилиях на Иеремию»; Карл Барт. «Послание к римлянам»: взлом либеральной парадигмы.

http://bogoslov.ru/event/6176677

Г. провел Лионский II Собор католич. Церкви (7 мая - 17 июля 1274). В послании Сансскому архиепископу от 31 марта 1272 г. папа сформулировал задачи буд. Собора: добиться объединения Восточных правосл. Церквей с католич. Церковью, рассмотреть вопрос об освобождении Св. земли и проблемы нравственной жизни духовенства и народа. Осенью 1273 г. Г. прибыл в Лион, руководство Собором было возложено на Бонавентуру, возведенного в 1273 г. в кардинальское достоинство. 24 июня 1274 г. на Собор прибыли послы имп. Михаила VIII Палеолога , пытавшегося заручиться поддержкой папы в борьбе за власть против Карла Анжуйского. 29 июня того же года было достигнуто соглашение об унии, официально провозглашенной 6 июля, но оказавшейся недолговечной. Папа стремился к продолжению крестоносного движения, и Собор конституцией «Zelus fidei» обязал взимать в течение 6 лет со всех католич. еп-ств специальную десятину с церковных бенефициев для финансирования буд. крестового похода. Конституция «Ubi periculum», определившая порядок проведения выборов папы, исключила возможность длительной вакансии Папского престола. Собор принял 31 канон, касавшийся поддержания церковной дисциплины, и рассмотрел вопросы, связанные с возникновением новых нищенствующих орденов. Еще до избрания на Папский престол Г. способствовал отправке братьев Поло в сопровождении доминиканцев Гийома Триполийского и Николая Виченцского в качестве посланников к монг. хану. В результате этой миссии послы хана с ответным визитом прибыли в Лион во время проведения Собора. 6 марта 1275 г. Г. покинул Лион и продолжил переговоры с государями Европы: в мае того же года он встретился c Альфонсом Кастильским и убеждал его отказаться от претензий на имп. корону, в окт. в Лозанне обсуждал с Рудольфом Габсбургом, к-рого он официально признал императором 26 сент. 1274 г., его приезд в Рим на коронацию, а также претензии Церкви на расширение папских земель в Италии и присоединение к ним Равенны. В 1273 г. Г. совершил единственную за понтификат канонизацию, причислив к лику святых настоятельницу мон-ря из Плоцка Параскеву, к-рая бежала от нашествия монголов и скончалась в 1239 г. в Риме. Он начал процесс канонизации Людовика IX, еще перед началом Собора направил послание доминиканцу Жоффруа де Болье, исповеднику короля, и встречался в марте 1274 г. с сыном Людовика IX франц. кор. Филиппом III. В 1275 г., получив от Реймсского и Сансского архиепископов и приора доминиканцев франц. провинции просьбы об ускорении процесса канонизации, папа дал указание легату во Франции кард. Симону из Бриона приступить к соответствующему дознанию, результаты к-рого были представлены в Римскую курию 10 янв. 1276 г.- в день смерти папы. Г. скончался по пути в Рим, в Ареццо, и был похоронен в кафедральном соборе этого города. Почитание Г. в качестве блаженного Римско-католической Церкви было подтверждено папой Климентом XI 12 сент. 1713 г. (пам. 9 янв.).

http://pravenc.ru/text/166765.html

К совершению дел милосердия и благотворительности ближним побуждает, наконец, всех нас и слово Божие, — и побуждает такими побуждениями, которые не могут быть убедительными разве для одних только неверующих и положительно не думающих о душе своей. Оно учит, что милостыня более всех других добродетелей наших угодна Богу ( Ос.6:6 ; Сир.4:10-11 ); что она от смерти избавляет, т. е. от смерти вечной, или осуждения на вечное мучение, и очищает всякий грех ( Тов.12:9 ); что благотворящий бедному дает взаймы Господу, который, без сомнения, не останется в долгу у человека и воздаст ему за благодеяние его ( Прит.19:17 ); что дела нашего милосердия к бедным и вообще к ближним, к людям, Христос Спаситель на страшном суде Своем оценит так, как-бы они оказаны были нами лично Ему Самому ( Мф.25:34-40 ). Не затворим-же, братие-христиане, утробы щедрот наших к бедным слепцам, о которых напоминает нам нынешнее евангельское чтение и к благотворению, которым призывает нас ныне само высшее правительство наше. Уделим в их пользу от избытков наших, кто что может, — каждый по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, но с любовию и охотно: доброхотна бо дателя любит Бог ( 2 Кор.9:7 ). («Кишиневские Епарх. Ведом.» 1893 г. 11) Поучение в Неделю 4-ю Великого поста В нынешнем евангельском чтении повествуется об исцелении Иисусом Христом одного бесноватого отрока, по просьбе его отца ( Мк.9:17-29 ). Из сопоставления сего евангельского рассказа с рассказом о том-же событии у других евангелистов видно, что отрок этот был единственный сын у своего отца, подвергался припадкам своей страшной болезни на новы месяцы, т. е. в новолуния, и исцеление его Иисусом Христом совершилось вскоре после преображения Его на горе аворской ( Мф.17:4-21 ; Лк.9:37-45 ) и не задолго до Его страданий и смерти. Кто читает или внимательно слушает Евангелие, тот знает, что исцеление бесноватого отрока — отнюдь не единственный случай исцеления Иисусом Христом больных этого рода. Христос исцелил также бесноватую дщерь жены хананейской ( Мф.15:21-28 ; Марк.7:24-30 ); исцелил двух бесноватых в стране Гадаринской, или Гергесинской ( Мф.8:28-34 ; Марк.5:1-20 ; Лк.8:26-39 ); в Капернаумской синагоге в одну субботу изгнал нечистого духа из одержимого им человека ( Мк.1:23-26 ; Лк.4:31-36 ); в Вифсаиде, в доме Симона-Петра, после исцеления его тещи, исцелил множество других больных, в том числе — много бесноватых ( Мф.8:16 ; Марк.1:34 ) и проч.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

   Иоанн говорит нам, что Иисус Христос обещал Своему Отцу (Ин 6:37—40) и непосредственно Своим овцам (Ин 10:28—29) хранить их, чтобы они никогда не погибли. В Своей первосвященнической молитве, произнесенной перед принятием страданий, Он просил, чтобы те, кого дал Ему Отец (Ин 17:2,6—9,24), были сохранены для славы, и продолжает ходатайствовать за Свой народ (Рим 8:34, Евр 7:25).    Павел, говоря о любви Божьей, отмечает в этой связи безопасность святых в настоящем и в будущем (Рим 8:31—39). В других своих посланиях он радуется тому, что Бог завершит то «доброе дело», которое Он начал совершать в жизни верующих (Флп 1:6 ср. 1 Кор 1:8—9, 1 Фес 5:23—24, 2 Фес 3:3, 2 Тим 1:12, 2 Тим 4:18).    В Вестминстерском исповедании говорится:    «Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призвал и освятил Своим Духом, не могут полностью и окончательно отпасть от состояния благодати, но будут, несомненно, сохранены Им до конца и навеки спасены» (17.1).    Возрожденные спасены благодаря тому, что они до конца сохраняют веру и христианский образ жизни (Евр 3:6, Евр 6:11, Евр 10:35—39), и Бог помогает им в этом.    Не следует, однако, полагать, что каждый, кто называет себя христианином, будет спасен. Те, кто пытается жить христианской жизнью, но по своим канонам, падут (Мф 13:20—22); те, кто только говорит Иисусу: «Господи, Господи» не будут приняты Богом (Мф 7:21—23). И только тот, кто, живя в этом мире, подтверждает свое возрождение святостью сердца и подлинной любовью к ближним, имеет право считать себя пребывающим во Христе и находящимся в полной безопасности. Стойкость в вере и покаяние (но не формальное, каким оно иногда бывает) верный путь к славе. Вера в сохранение святых, понятая правильно, не ведет к беззаботной жизни и высокомерной самонадеянности.    Иногда возрожденные люди оступаются и впадают в грех. Но это не соответствует их новой природе, и Дух Святой указывает им на их грех (ср. Ин 16:8), вызывает у них раскаяние и желание восстановить утраченную праведность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этом  изречении  сжато  начертывается путь покаяния и выделяются три условия спасения: первая максима «не сиди с еретиками» подразумевает чистоту веры, вторая – владение телом и речью, третья – отсутствие гордыни, связей со статусом, положением, обладанием чем-либо. Собственно говоря, авва Олимпий затронул темы, хорошо известные с раннехристианских времен. О победе над телом и владении удовольствиями говорил еще Секст , Иоанн Богослов бежал из бани, когда в ней оказался еретик Маркион , а у апостола Петра в Первом Послании и апостола Павла в послании к Евреям (гл. 11) разворачивается тема странничества. Новым является последовательное, лаконичное и библеизированное сочетание этих тем в рамках типологии пути покаяния и спасения. В этой апофтегме выделяются три подвига: подвиг ревнителя веры, воздержника и странника. В 59 рассказе – изречении аввы Петра – ставится проблема времени и покаяния. Авва Петр 60 лет не выходил из монастыря, пребывал в постоянном плаче и говорил: «Это время даровал Бог на покаяние и мы должны весьма его взыскать» . Итак, время предстает не чем-то наличным, а искомым, предметом напряженного покаянного поиска. Сам концепт поиска в новозаветной традиции весьма значим, вспомним евангельскую максиму из Нагорной проповеди: «Ищите и обрящете» (Мф. 7,7). Стоит также вспомнить образ драхмы, которую потеряла женщина и стала искать при свете светильника (Лук. 15, 8-10).  Соответственно, покаяние в данном контексте можно уподобить драгоценной монете, которую должно взыскать кающемуся. В 69 рассказе, из которого мы уже приводили изречение о «прекрасном покаянии» и о храмах, делается особый акцент на краткости времени, на «сжимающемся времени» и необходимости многого делания, борьбы и страдания в малые сроки для получения великих и вечных благ: «Чада, время сократилось. Будем же подвизаться здесь немного и пострадаем, дабы великих благ во век насладимся» . Эти слова о сжимающемся времени связаны со словами св. апостола Павла: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7 29-31).

http://bogoslov.ru/article/1158226

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010