Конечно, и монахи переносят невзгоды, но у них они преимущественно носят внутренний характер, связаны с их духовным подвигом. Намного тоньше у них и соблазны, вскрывающие глубинные проблемы души, ведь монах стремится очиститься от всего, что враждебно Богу. По объяснению апостола Павла, «неженатый заботиться о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). В миру много искушений, обусловленных сугубо внешними обстоятельствами, отношениями с семьей, с детьми, с начальством, с коллегами по работе. Надо сказать, что все люди призваны к вертикальному развитию. Как учит Христос, всем без исключения необходимо уподобиться Богу в совершенстве добродетели (см. Мф. 5, 48). Но Он предупреждает, что немногие могут всецело посвятить себя Господу (см. Мф. 19, 10—12). Надо правильно выбирать приоритеты, чтобы богопознание для человека было главнее всех мирских забот (см. Мф. 6, 33). Если человек не может всецело отдать себя богообщению, это не значит, что он не может наследовать спасение, которое Господь даровал всем людям. У святителя Игнатия проводится различие понятий «спасение» и «совершенство». Он опирается на евангельскую историю о человеке, который спросил Христа о том, как ему на деле «наследовать жизнь вечную» (Мк. 10, 17). Ответ Христа состоит из двух частей. Сначала Он говорит о соблюдении общих для всех заповедей, и человек признает их правилами своей жизни. Вторая часть ответа, которая начинается со слов «одного тебе недостает», вынуждает этого человека отойти в печали. Трактуя этот эпизод, святитель Игнатий, поясняет, что спасение доступно всем, а к совершенству могут устремиться немногие. Будет ошибкой думать, что предназначение человека состоит лишь в том, чтобы все свои силы отдавать на познание и совершенствование земного мира. Священное Писание свидетельствует, что не для этого человек создан, а чтобы наладить гармонию с Творцом. Перед первозданным Адамом стояла всего одна задача: возделывать и хранить рай (см. Быт. 2, 15) — приобщать к нему все творение, совершенствовать сотворенный мир, пребывая в единении с Господом. Но в нашей ситуации, когда человечество отступило от Бога, прежде всего надо восстановить богообщение.

http://pravoslavie.ru/118332.html

После смерти папы Павла V (28 янв. 1621) при поддержке испан. и франц. дворов 9 февр. 1621 г. избран новым папой с именем Григорий XV, 14 февр. коронован в соборе св. Петра; 14 мая того же года состоялась интронизация Г. в Латеранской базилике. Продолжая политику Контрреформации , Г. направил финансовую помощь герм. имп. Фердинанду II и поручил папскому нунцию Карло Караффе оказывать ему помощь в борьбе с протестантизмом в Чехии и Моравии. При Г. улучшились отношения с Англией, папа пытался содействовать браку принца Уэльского (впосл. кор. Карл I) с испан. инфантой Марией, надеясь тем самым добиться возрождения католицизма в стране. Несмотря на неудачу в организации этого брака, при Г. положение католич. Церкви в Англии неск. улучшилось. Одним из важных деяний Г. стало изменение процедуры конклава : установление 3 возможных форм папских выборов (баллотировка, компромисс и единогласное одобрение) и введение индивидуального, письменного и тайного голосования при баллотировке (булла «Aeterni Patris» от 15 нояб. 1621), а также общая регламентация проведения конклава (булла «Decet Romanorum Pontificem» от 12 марта 1622). Ввиду распространения протестантизма в Европе, наступления ислама со стороны Османской империи, расширения колонизации Сев. и Юж. Америки и открытия морских путей в Африку и на Дальн. Восток 6 янв. 1622 г. Г. учредил конгрегацию Пропаганды веры (Sacra Congregatio de Propaganda Fide). 22 июня того же года буллой «Inscrutabili Divinae» новой конгрегации поручалось вести дела, относящиеся к распространению католич. веры в мире, и расширять миссии католич. Церкви в различных странах и на континентах (Bullarium Romanum. XII. 690-693). 12 марта 1622 г. Г. совершил 1-ю в истории Римско-католической Церкви одновременную канонизацию неск. святых: Игнатия Лойолы , основателя ордена иезуитов, Франциска Ксаверия , соратника Лойолы, иезуита-миссионера в Индии и Японии, Терезы Авильской , Филиппа Нери и Исидора-пахаря, небесного покровителя испан. земледельцев. Канонизировав их, папа не успел издать соответствующие буллы, что сделал его преемник папа Урбан VIII. В 1622 г. папа беатифицировал доминиканца Альберта Великого и Петра Алькантарского (основателя «босоногих францисканцев»). 17 февр. 1623 г. по распоряжению Г. в Римский бревиарий был внесен день памяти Бруно Картузианца .

http://pravenc.ru/text/166777.html

Уже из этого тебе должно быть ясно, что есть ложное душевное спокойствие и умиротворение. Тот пребывает в нём, кто на молитве (это один случай) произвольно и сознательно позволяет своим помыслам и желаниям оставлять Бога и обращаться к чему-то иному. Второй случай – когда человек даже неким образом и держит помыслы в отрешении от внешних вещей и в забвении их, но сердцу и воле попускает быть в плену у сотворённого, и предаёт себя Богу и обращается к Нему не на самом деле. Хотя такой человек (в силу, скажем, некоторого природного неразумия или присущей ему косности) не всегда чувствует, что он обращён к другим вещам; но как бы то ни было, Бога и божественное он своим предметом не имеет – да и не особенно хочет и чает иметь. Третий случай ложного покоя и мира – когда человек вовсе оставляет молитву, и под мнимым предлогом, что он-де уже совершенно вверил и предал себя Богу, утешно живёт день за днём, давая сердцу, мыслям и чувствам разгуливать по всему миру, как они хотят. – Такой ложной духовности и мнимой свободы легко избежать, если душа будет подобающим образом давать в себе место слышанию гласа благодати и Духа (Евр. 3, 14–15). Когда наш благой Бог изволяет причислить нас к Своим друзьям (Ин. 15, 14), то Он отнимает от нас всякое желание многообразия во внутренней жизни и в памятовании о Боге, особенно во время молитвы. Христианин больше не может столь многоразлично и многопредметно, как раньше, по собственному разумению, говорить что-то Господу или просить чего-то у Него. Всё сплавляется в его молитве в некое единое, исполненное любви, благоговейное внимание к внутренне соприсутствующему и близкому ему Богу, Коему он и поклоняется в молчании. У него не находится слов, за исключением, может быть, совсем краткого слова любви, чтобы сказать его Богу. При таком неложном, подлинном безмолвии христианин обретает некое сокровенное благобытие, не исследуя его причин; он напитывается им, не зная, откуда приходит сия пища (Ин. 3, 8), и т. д. Если нечто подобное происходит с тобой, дорогой брат, то не дай сбить себя с толку, что это-де обольщение, как, к сожалению, бывает с многими душами. Напротив, именно это и есть путь, которым христианин вводится в подлинную молитву, во вселение в нас Бога (Ин. 14, 23) и даже в то, чтобы стать одним духом с Ним (1 Кор. 6, 17); и на этом пути душа обретает неизреченные блага.

http://bogoslov.ru/article/6170051

В ВЗ блудный грех рассматривался не столько как нарушение общественной морали, сколько как скверна, оскорбляющая святыню Божию - народ Израиля. Поэтому для иудея недопустим распространенный у язычников обычай «предоставления» дочерей: «Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнялась земля развратом» (Лев 19. 29), хотя формального наказания за это не предусматривалось. Нарушение человеком Божественного закона вызывает горькие последствия - изменение всего мироздания: истребление человека, скота, гадов и птиц «с лица земли» (Быт 6. 2-7, 13); гибель городов Содома и Гоморры (Быт 19. 1-25); истребление 24 тыс. чел. (Числ 25. 1-9) и др. (о Божией каре за Б. ср.: Isaac Syr. Sermo 62). В НЗ присутствуют гораздо более строгие понятия о браке (Мф 19. 8-9; 1 Кор 7. 10-11), целомудрии, об отношении к человеческому телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека - единению с Богом: «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор 6. 13). Ап. Павел называет тело храмом живущего в христианах Св. Духа (1 Кор 6. 19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа - Его Церковью (1 Кор 6. 15-17). Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и Б.) совершается прежде всего в сердце человека, т. е. в мысли и чувстве: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 28). Любодеяние указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (Мф 15. 19; Мк 7. 21), целомудрие же ап. Павел называет Божиим освящением христиан (1 Фес 4. 3-5). Поэтому Б. и всякая нечистота «не должны даже именоваться» у христиан, «как прилично святым» (Еф 5. 3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, к-рые «Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10; ср.: Откр 22. 15), ибо Б. растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом ( Иоанн Кронштадтский . С. 24). Блудник «отторгается от тела Церкви, разрушается ежедневным гниением - греховными удовольствиями...» ( Greg. Nyss. Adv. fornic.), оскверняет в себе образ Божий: «                  » (4-й тропарь 2-й песни понедельника Великого канона прп. Андрея Критского).

http://pravenc.ru/text/149399.html

Духовный смысл христ. апостольства может быть понят только в связи со спасительным посланием в мир Самого Господа Иисуса Христа, к-рое предшествует и является основанием посланничества А.: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20. 21); «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин 13. 20; ср.: Ин 3. 17, 34; 5. 36; 7. 29; 8. 42; 11. 42; 17. 18; Лк 4. 18-19; 10. 16). «Посланничество Господа, как средство для человеческого спасения, и это спасение, как цель посланничества, являются весьма тесно соединенными одно с другим, выражая собою живое благоизволение Божие о спасении «всех человеков» (1 Тим 2. 4)» ( Аквилонов. С. 143-144). Служение А., находящееся, т. о., в преемственной связи со служением Господа, Который возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его (Ин 12. 49; 14. 24), и продолжающее мессианское свидетельство о спасении мира, к-рое осуществилось в Лице Иисуса Христа, является частью плана спасения всего мира ( Венедикт. С. 22). Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. На апостольское служение может поставить только Сам Бог через Своего Сына: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15. 16; ср.: Ин 6. 70; 15. 19; Мк 2. 14; 4. 19; Гал 1. 1; 1 Кор 12. 28). Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание апостола Самим Господом (Деян 1. 24). В этом призвании от Бога полагается и отличие А. Христа от А. Церквей (2 Кор 8. 23) и от А. «от человек» (Гал 1. 1). Несмотря на всю высоту миссии последних, их нельзя назвать носителями особой апостольской печати - личного призвания Иисусом Христом. Каждый апостол - личный посланник Господа, поэтому ап. Павел подчеркивает высоту и исключительность своего служения в Церкви как полученного от Отца через Иисуса Христа (Гал 1. 1). Избрание в А. имеет основание в вечных планах, предрешенных «прежде создания мира» (Евр 1. 4). Кроме ап. Павла, предызбранного от «утробы матери» (Гал 1. 15), пример такого предначертательного призвания дает рассказ о встрече Господа с Нафанаилом (Ин 1. 48): «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» ( Венедикт. С. 23-24).

http://pravenc.ru/text/75732.html

Притча о десяти девах. Роспись сев. стены ц. Воскресения Христова в Ростове Вел. 70-е гг. XVII в. Притча о десяти девах. Роспись сев. стены ц. Воскресения Христова в Ростове Вел. 70-е гг. XVII в. Продолжая ветхозаветную традицию апокалиптиков, Христос также называет Свое пришествие во 2-й раз «днем». («Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» - Мф 25. 13). Букв. понимание этого слова, согласно к-рому В. п. произойдет в дневное время суток, не имеет достаточных оснований. Скорее всего парусия совершится ночью. На это указывает притча Спасителя о 10 девах, в к-рой Его пришествие уподобляется приходу жениха к своим невестам: «...в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему»» (Мф 25. 6). В др. притче для описания парусии используется образ вора, к-рый появляется всегда внезапно (Мф 24. 43) и, как правило, ночью. Ап. Павел указывает, что «день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес 5. 2). Косвенным свидетельством в пользу «ночной» парусии может служить Первое пришествие Христа, т. е. Его Рождество, к-рое произошло ночью. Используя эти образы и аналогии, литургическая традиция стала связывать В. п. с ночным временем. («Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» - тропарь Великих понедельника, вторника и среды). «День» Своего пришествия Иисус Христос называет «последним днем» (Ин 6. 39), «днем суда» (Мф 11. 22, 24), «днем Своим» (Лк 17. 24). У апостолов этот день часто имеет ветхозаветные характеристики. Это «день посещения» (1 Петр 2. 12), «день суда» (2 Петр 2. 9), «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2. 5), «день Господень» (1 Фес 5. 2). Однако благодаря Боговоплощению, к-рое придает времени новое измерение, этот день теперь навсегда становится «днем Иисуса Христа» (Флп 1. 6, 10; 1 Кор 1. 8). Его явление в греч. библейском тексте описывается с помощью различных терминов: ποκλυψις (1 Петр 1. 7, 13; 2 Фес 1. 7), πιφνεια (1 Тим 6. 14; Тит 2. 13), παρουσα (Мф 24. 3, 27; 1 Фес 2. 19; 2 Фес 2. 1; 1 Кор 15. 23).

http://pravenc.ru/text/Второе ...

В греч. Септуагинте евр.  (  ) в большинстве случаев передается словом κκλησα. В классическом словоупотреблении κκλησα имеет значение собрания граждан, объединенных соответствующим социально-правовым положением и общей целью. Собрание это созывалось согласно закону. Т. е. «κκλησα заключает в себе два признака: упорядоченное единство и призвание (κλσις, κκαλεν)» ( Иларион (Троицкий), архим. 1912. С. 11). Кроме того, «в понятии κκλησα заключается сильный момент видимости» ( Болотов. Лекции. Т. 1. С. 13) (см. ст. Церковь). Тем не менее полных оснований для абсолютизации представления о ветхозаветной Церкви как о формально едином и имеющем четкие внешние границы обществе людей в библейском тексте нет. Приведенные характеристики в строгом смысле применимы только к подзаконному Израилю. Но при букв. использовании их по отношению к ветхозаветным праведникам, жившим вне Моисеева Закона (напр., Енох, Ной, Авраам, Лот, Мелхиседек, Иов), экклезиологический статус последних оказался бы под вопросом. Т. о., Церковь ВЗ и в этническом, и в хронологическом отношении намного шире Израиля, и ее границы следует связывать не с теми или иными формальными признаками, а в первую очередь с реальной принадлежностью истинному Богу. Исходя из засвидетельствованных в Свящ. Писании фактов, говорящих о степени принадлежности Богу и древнего Израиля как общины, и конкретных ветхозаветных праведников (Быт 4. 4, 26; 5. 24; 6. 8-9; 12. 8; 14. 18; 17. 1-2; Иов 1. 1, 8; Иона 3. 5; 4. 11), можно предпринимать попытки описания границ ветхозаветной Церкви. При этом следует признать, что исчерпывающий рациональный критерий в данном случае невозможен. В НЗ слово κκλησα встречается и в изначальном нерелиг. значении (Деян 19. 32, 39-41), и в ветхозаветном смысле «собрания израильтян» (Деян 7. 38). Однако в остальных случаях этот термин указывает на совершенно новую реальность, созидаемую воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом (Мф 16. 16-18). Причем κκλησα может означать Церковь и как конкретную общину (Мф 18. 17; Деян 15. 41; Рим 16. 16; 1 Кор 4. 17; 7. 17; 14. 33; Кол 4. 15), и как вселенское собрание верных (Мф 16. 18; Деян 20. 28; 1 Кор 12. 28; 15. 9), и как открывающееся в тварном мире Царство Божие (Еф 1. 22). Идея тождества при одновременном различии этих 3 составляющих новозаветной экклезиологии представляет сложную богословскую задачу, в т. ч. и при решении вопроса о Г. Ц.

http://pravenc.ru/text/166375.html

«Преосвященный епископ Тихон! Благодатью Всесвятого Духа совершилось ныне твое освящение для прохождения подвига епископского служения, к которому ты призван всеблагим и премудрым Промыслом Божиим. Господь наш Иисус Христос, по выражению апостола Павла, " поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова " (Еф. 4. 11). Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: " Всесвятый, всемогущий, премудрый, неизреченно любящий нас Господь основал на земле Церковь, или общество верующих в Него, и в этой Церкви установил священное чиноначалие или церковную иерархию, то есть пастырей и учителей: архиереев, священников и диаконов для руководства христиан ко святой жизни, для совершения богослужения и Таинств, для проповедания Слова Божия " . Волей Божией, как некогда Варнава и Савл, ты принял жребий святительского служения. " Кто я Господи Боже.., что Ты так возвысил меня? " (1 Пар. 17. 76), – вопрошаешь ты вместе с древним пророком. Внимай словам Спасителя, Который говорит тебе и всем нам: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод " (Ин. 15. 16). Сознавая долг послушания Небесному Отцу и Священноначалию Церкви, со всем тщанием обязан ты, по слову апостола, внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя " пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею " (Деян. 20. 28). По завету того же апостола, возгревай в себе дар Божий, отныне " живущий в тебе " (2 Тим. 1. 6), дабы всегда быть тебе " образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте " (1 Тим. 4. 12). Воспитывай вверяемых тебе духовных чад для Царствия Небесного, в котором каждый из нас, епископов и пастырей, если будет достоин войти в него, скажет Божественному Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу: " Вот я и дети, которых дал мне Господь " (Ис. 8. 18). " Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых " (1 Кор. 9. 22), – говорит о себе святой апостол. Таким должен быть и каждый пастырь Церкви Христовой. Не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу должен иметь в виду принимающий сан епископа, а бескорыстное самоотверженное служение пасомым, до готовности положить душу за овцы своя (Ин. 10. 11). " Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся " (2 Кор. 11. 29), – продолжает апостол. Поступай и ты так же в своей архипастырской деятельности, подражая высокому примеру Первоверховного апостола.

http://pravoslavie.ru/13166.html

Самое главное для человека – исполнять Волю Божию. А она заключается в том, чтобы люди имели любовь между собой. Если нет любви – значит мы далеки от Бога. — Когда нас оставляет благодать Божия? Благодать мы получаем во время Таинства Крещения. Но к сожалению, мы оказываемся ее недостойными и со временем можем потерять. Во время Таинства мы даем обещание отречься от сатаны и сочетаваться Христу, но по собственной воле нарушаем заповеди, тем самым идя против Бога. Таким образом, путь к стяжанию благодати – соблюдение заповедей. Зная, что мы можем оступиться, Бог дал нам второе Крещение – Таинство Покаяния. Через это и другие таинства мы становимся общниками Божественной благодати. — Расскажите о борьбе со страстями. — Ко всему необходимо подходить с рассуждением. «Все мне позволительно, но не все полезно; все позволительно, но ничто не должно обладать мною» 2 , – говорит апостол Павел. Если мы задумаемся над своим состоянием – увидим, что грех нас разрушает. Причем не только нашу душу, но и тело. «Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его» 3 . С нашей стороны необходим подвиг. Мы должны стремиться подчинить плоть духу. Не идти на поводу у греха, а управлять своими желаниями. Человек обладает свободной волей. И каждый выбирает между добром и злом, между тем, чтобы поступить разумно, или пойти на поводу у своих страстей. 1 Мф. 6:24. 2 1 Кор. 6:12. 3 Мф. 11:12. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 декабря, 2020 23 сентября, 2020 9 июля, 2023 3 апреля, 2022 17 сентября, 2021 11 мая, 2021 16 апреля, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 17 декабря, 2020 23 сентября, 2020 9 июля, 2023 3 апреля, 2022 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/starec-paisij-dionisia...

Закон определял частные случаи и виды Б. (напр., долг каждого отдавать «десятину» для бедных - Втор 12. 17-18; 14. 28-29; 16. 11; «провозглашение прощения» раз в 7 лет: «всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего... ибо провозглашено прощение ради Господа Бога твоего» - Втор 15. 2). Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Но против всеобщего значения долга Б. говорят ограничения в отношении того, кому нужно оказывать милость и кто должен быть благотворителем. Понятие «ближнего», в отношении к-рого следовало осуществлять Б., ограничивалось рамками народа израильского: «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор 15. 3); на «земле своей» израильтянин должен был помогать всякому обедневшему (Втор 15. 7-11) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы (Исх 22. 25-27; Лев 25. 35-37), с иноземца же мог взыскивать долг (Втор 23. 20). Подобный подход, хотя и не законодательного характера и в более позднее время, фиксируется разделением лиц благочестивых и грешных, причем не считается обязательным помогать последним. «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сир 12. 1-2). Однако в пророческих речах и учительных книгах уже присутствуют возвышенные высказывания о Б., милостыне, как предвидение учения об истинной любви («Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою...» - Притч 25. 21). Новый Завет, христианская традиция не содержат к.-л. ограничений для благотворения. Евангельская заповедь творить милостыню абсолютна: закон христ. Б. таков, чтобы давать всякому просящему (Лк 6. 30). И если ветхозаветный мудрец советовал «делать добро смиренному и не давать нечестивому» (Сир 12. 4-7), то христианство провозгласило принцип: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (1 Кор 4. 5) и учит соответственно милосердию, подобному милосердию Небесного Отца. Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Закону творить благо усвояется значение всеобщего долга, он не связан с имущественной состоятельностью. Благотворение - это первичное обнаружение той любви к ближним, к-рая составляет «душу» христианства. Б., по словам свт. Григория Нисского , «содержит жизнь, она - мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных; она делит свои заботы всем возрастам и несчастиям» ( Greg. Nyss. De benefic.). Главные основания Б.

http://pravenc.ru/text/149333.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010